Меню Рубрики

Конспект занятия "колючий ежик". Конспект занятия по сказкотерапии «Ежик». Апрель Ежик занятие в детском саду

Муниципальное образовательное учреждение

«Новоуральская СОШ»

Конспект урока по развитию речи 1,3 класс-комплект в специальном коррекционном классе VIII вида

Тема: Дикое животное: ёж.

Составитель: учитель

специального (коррекционного)

класса VIII вида

I квалификационной категории

Рахимжанова З.Б.

2014г.

Тема урока: "Дикие животные: еж"

Цель урока: уточнение и расширение представлений детей о еже как представителе диких животных.

Задачи:

    Формировать знания о диком животном – еже: его внешнем виде, повадках.

    Коррекция тактильных ощущений посредством проведения лабораторной работы; развитие словарного запаса через знакомство с многозначностью слова “иголка”.

    Привитие любви к животным.

Оборудование: картинки с изображением диких и домашних животных. Предметная наглядность: швейная игла, шприц с иглой, иголочки сосны. Карточки для закрепления, карточки для оценивания, шаблон ежа, картинка с изображением ежа, планы рассказов.

Ход урока

I. Организационный момент.

Цель : создание положительного настроя на работу.

Внимание! Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке – ручка, книжка и тетрадки.

(Дети проверяют готовность к уроку)

Какой будет сейчас урок?

Который урок по счету?

Чему мы учимся на уроках развития речи?

Ответы детей (“Мы учимся правильно и красиво говорить”, “Знакомимся с животными, с природой”).

Во время нашего урока вы будете выполнять различные задания. Некоторые задания мы будем выполнять вместе, не которые вы будите выполнять самостоятельно. За каждое выполненное задание вы будите получать фишки и прикреплять его к карточке со своей фотографией. Кто, верно, будет отвечать полным ответом на вопросы, правильно выполнять задание, будут получать красную фишку, если будет одна ошибка при ответе, то будите получать синюю фишку, а тот, кому понадобится моя помощь или товарища получит зеленую фишку. В конце урока мы посмотрим, какого цвета фишек больше. Сколько заданий из вас сделал сам, и сколько с моей помощью.

Я прошу вас быть внимательными, активными и стараться каждое задание выполнить как можно лучше. Я уверена, что у вас все получится и что все успешно справятся со всеми заданиями.

I I . актуализация знаний, полученных на прошлом уроке.

Кто изображен на картинках? (лось, заяц, медведь, волк, белка, ОВЦА)

Как их можно назвать одним словом? (животные)

Какое животное изучали на прошлом уроке? (ОВЦУ)

Чем оно отличается от других? (ОВЦА – домашнее животное)

Как выглядит овца?

Чем питается?.

Где живет?

Кто ухаживает за овцой?

Какую пользу приносит людям?

(Овца – это домашнее животное. Тело овцы покрыто густой шерстью. Она питается травой. Живет в овчарне. За овцой ухаживает человек, из шерсти овцы получают пряжу, ткани, валенки. Из шкурок – меха (каракуль, цигейка). В пищу употребляют мясо, жир, а из молока делают сыр.)

Каких животных мы называем домашними? (они живут рядом с человеком, человек заботиться о них, а они приносят человеку пользу)

Вывод: мы повторили сведения о домашнем животном – ОВЦА.

А медведь, заяц, волк, белка и лось какие животные? (дикие животные)

Каких животных называют дикими? (они живут в лесу, сами себе добывают пищу)

Какая картинка лишняя? Почему?

Промежуточное оценивание

Ш. Изучение нового материала

Сегодня мы познакомимся с лесным животным. Его название вы узнаете, отгадав загадку.

1.Сердитый недотрога живет в глуши лесной,

Иголок очень много, а нитки ни одной! (Ёж)

2.Под соснами, под елками

Лежит мешок с иголками (Ёж)

3.Лежала между елками подушечка с иголками

Тихонечко лежала, потом вдруг убежала. (Ёж)

(Рисунок ежа)

Как вы догадались, что это ёж? -Давайте правильно произнесём звук Ж.

Чистоговорка.
Жа- жа – жа - в лесу встрелили… Жи- жи- жи- у нас в лесу живут… Жу-жу-жу- молоко дадим…

Поднимите руку кто из вас видел ёжа? -Что вам хотелось сделать? Потрогать.(спрошу сама) -Что сделал ёж? (фырчал)

Давайте попробуем передать звуки, которые издают ежи. Представим, что вы, ребята маленькие ежики.

Покажите, как ежик ищет еду, морщит носик, фыркает.
«ф – ф - ф».

Покажите, как ежик сердится, пыхтит.
«пых-пых-пых».

Когда ежик устанет...
«ха-а-а».

Стас как ты думаешь, какая тема сегодняшнего урока?

Давайте попробуем поставить цель урока.

Цель урока познакомится с диким животным еж.

Ребята какие вопросы вы хотели бы задать ежу?

как выглядит еж?

чем питается еж?

где живет еж?

Составление рассказа – описания с опорой на таблицу и слова для справок

Цель: открытие новых знаний

Стас внимательно рассмотрите ежа. Попробуй составить рассказ – описание внешнего вида ежа с помощью карточки.

Внешний вид

тело

Овальное

мордочка

треугольная, вытянутая, заостренная

уши

треугольные, небольшие

глаза

круглые, маленькие, черные

лапки

овальные, короткие

хвост

треугольный, короткий

иголки

Серые или коричневые, длинные, острые, тонкие, колючие

3 кл. - составляет рассказ

1 кл. – показывает части тела

А) ВНЕШНИЙ ВИД

Какой формы тело?

Какой формы мордочка, ушки?

Какого цвета глаза?

Чем покрыто тело ежа?

Для чего ему нужны иголки?

(Тело округлое, шея короткая, мордочка вытянутая, заостренная. Уши небольшие, стоячие, глаза маленькие, черные. Ноги короткие. Тело покрыто жесткими, торчащими иглами.)

Физкультминутка.

Ежик топал по тропинке
И грибочек нес на спинке. (Ходьба на месте.)
Ежик топал не спеша,
Тихо листьями шурша. (Дети имитируют тихую ходьбу ежика.)
А навстречу серый волк,
Ежик наш скорей в клубок. (Дети приседают, как бы сворачиваясь клубком)

Получился шар колючий,
День у волка невезучий. (Дети встают.)

Б) ПИТАНИЕ ЕЖА

Как вы думаете, чем питается еж?

(Ёж питается личинками насекомых, жуками, червями, мышами, гадюками. К осени ежи отъедаются, жиреют)

Алина и Егор возьмите и откройте конверт с красным кружочком. Выберите из предложенных картинок, то чем питается еж.

В) ЖИЛИЩЕ ЕЖА

(На доске иллюстрация “Спячка ежа”)

Осенью ёж устраивает зимнее гнездо. В лесу, под поваленным пнем, ёж устроился на зимнюю спячку, свернувшись в клубок. Он прикрыт опавшими листьями, ветками, мхом. Выпавший снег закрывает его до весны.

Вывод: Мы составили рассказ про ежа по плану.

Г) Упражнение на внимание.

А сейчас у меня есть интересное задание. Внимательно слушайте и поднимайте руки, когда я произнесу фразу о еже.

Он живет в доме у человека. Вот иголки и булавки выползают из-под лавки. Питается он медом, вареньем. Он любит молоко, грибы, желуди. У него есть два крыла. Если он свернется в клубок, нет ни головы, ни ног. Зимой спит.

Итог: Молодцы! Вы очень внимательные!

Промежуточное оценивание

IV . Закрепление.

Работа в тетрадях

- Прежде чем писать, давайте подготовим наши руки к письму, сделаем пальчиковую гимнастику.

Ежик, ежик колкий, (Пальцы двух рук сплетены в замок)

Покажи иголки. (Движения кистями вправо-влево)

Вот они. Вот они. Вот они. (Пальцы выпрямляются, кисти сложены в замок)

Ежик, ежик колкий, (Движения кистями вправо-влево с выпрямленными пальцами)

Спрячь свои иголки.
Раз, и нет иголок. (Пальцы складываются в замок)

Открываем тетрадь, Стас отступаешь 4 клеточки вниз пишем по середине число, месяц. Отступаешь одну клеточку вниз и записываешь по середине тему урока.

Алина я записала тебе в тетради число и месяц. Отступи одну клеточку вниз и запиши тему урока.

Егор я записала число, месяц у тебя в тетради, но не дописала тему урока, запиши слово еж.

Стас составь рассказ о еже, опираясь на предложенный текст, и запиши его в тетрадь.

Еж живет в __________. Тело ежа покрыто _____________. Еж питается насекомыми, ______, _________, _________.

Алина и Егор обведите по контору ежа и раскрасьте его.

Промежуточное оценивание

Для чего нужны иголки ежу? (для защиты от врагов)

Если еж чувствует опасность, то сворачивается в клубок. Но не всегда иголки помогают ежу защититься от врагов. Ежи очень боятся воды, поэтому некоторые животные (например, лиса) зная это, лапкой подталкивает его в воду, где он разворачивается и становится беззащитным

Какие иголки у ежа? (тонкие, серые, длинные, острые, колючие)

Послушайте внимательно еще одну загадку и подумайте, о чем в ней идет речь. Это сложная загадка – она совсем о другом предмете. Попробуйте отгадать.

Маленького роста я, тонкая и острая,

За собой я хвост тащу, носом путь себе ищу. (ИГОЛКА)

Это швейная игла, стальная, острая, тонкая, блестящая

Что можно делать этой иглой?

Следующая загадка.

Ну и платье, сплошь иголки! Его вечно носят … ! (ЕЛКИ)

Про какие иголки идет речь?

Что вы видите? Какие иголочки по форме, по цвету? Чем они пахнут?

(Зеленые, маленькие, острые, колючие, ароматные)

Возьмите конверты у вас на партах, достаньте содержимое. Чем делают уколы детям? (Шприцем)

Из каких частей состоит шприц? (корпус и игла)

Какая иголка у шприца? (Холодная, железная, острая).

Вывод: Вот видите, какое интересное слово “иголка”, как много предметов называют этим словом.

V . А) – С каким животным мы познакомились сегодня на уроке?

Домашнее или дикое животное еж?

Ребята давайте вернемся к нашим вопросам?

(как выглядит, чем питается, где живет)

На все вопросы мы ответели?

Б) Ребята, хочется узнать, каким был для вас урок?

Что понравилось?

Кому было трудно выполнять задания?

Сейчас вы должны оценить свою работу на уроке. Посмотрим у кого сколь фишек и кого цвета.

V I. Итог урока + оценивание Домашнее задание

3 класс – написать рассказ про ежа.

1 класс – Нарисовать ежа в норке.

Расширять представления детей о еже воспитывать познавательный интерес к природе.

Учить детей составлять описательный рассказ о животном по картинке, развивать речь через художественное слово.

Подвести к пониманию того, что ежа не нужно брать в дом, что ему лучше в лесу.

Обобщить знания детей о еже.Выявить где он обитает, чем питается как выглядит.

Учить изображать ежика, развивать воображение, художественное творчество у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Знакомьтесь- ёж!

Задача: Познакомить с лесным обитателем –ёжиком.

Цели:

Расширять представления детей о еже воспитывать познавательный интерес к природе.

Учить детей составлять описательный рассказ о животном по картинке, развивать речь через художественное слово.

Подвести к пониманию того, что ежа не нужно брать в дом, что ему лучше в лесу.

Обобщить знания детей о еже.Выявить где он обитает, чем питается как выглядит.

Учить изображать ежика, развивать воображение, художественное творчество у детей.

Материал к занятию; картинки с изображением ёжика, игрушка ёжик, цветные карандаши альбомы на каждого ребёнка для рисования.

Ход занятия:

Здравствуйте дети, сегодня мы поговорим с вами об одном из представителе обитающем в нашем лесу я прочитаю вам небольшой стишок о нем а вы попробуете угадать о ком идет речь?

Этот – серенький клубок.
Прибежал, не видно ног.
Убери иголочки,
Колкий, словно ёлочка
Ты как дедушка репей!
Дай, поглажу, поскорей.
Испугался, запыхтел.
Я же поиграть хотел…

Воспитатель: Ну и кто же это ребята? Дети(отвечают) Это ёжик! Правильно угадали. (показывает картинки с изображением ёжика)Посмотрите на этого лесного обитателя. В природе дикие ежи живут в лесах, пустынях, степях, парках. Они роют себе норки под корнями деревьев или в кустах, а также селятся в брошенных норах грызунов.

Воспитатель:А скажите мне пожалуйста в какое время чаще всего можно увидеть ёжика? Кто знает? (Слушаются ответы детей)

Воспитатель:Днём увидеть ежика очень трудно он спит под кустом или листвой, а вот обед у колючего жителя в основном ночью. В еде ёжики не привередливы их рационом служат лягушки, мышки, также они питаются желудями и ягодками, а иногда не брезгают и яйцами птичек.А скажите мне пожалуйста ребята что по вашему мнению является главным спасением для ежика?(Слушаются ответы детей)

Воспитатель:Правильно ребята –иголки! При встрече с лесным зверем, будь то волк или куница, еж подпрыгивает, чтобы напугать врага и уколоть его! А вот как кое стихотворение о ежах написал Корней Чуковский

«Ёжики смеются»)

У канавки две козявки продают ежам булавки

А ежи –то хохотать в сё не могут перестать

«Эх вы глупые козявки! Нам не надобны булавки:

Мы булавками сами утыканы!»

Воспитатель: Ну что ребята понравилось вам стихотворение? Конечно иголочки помогают ежу спастись от врагов, но не всегда! Дело в том дети что ёжик не очень любит водичку, поэтому днем его враг –лиса, которая может скатить его в воду, ведь в воде ежик раскрывается и усиленно плывет к берегу где его уже поджидает хитрая лисичка. В сказках ёжики часто изображаются несущими на иголочках яблочко или гриб? А как вы думаете, делает ли ежик запасы на зиму?(слушает ответы детей) Это ошибочное представление ежик не делает запасов на зиму.ёжик усиленно питается накапливая жир на зиму, а зимой он впадает в спячку в своей норке и спит до весны.

Сейчас я прочитаю вам одну поучительную историю о мальчике Коли.

Однажды мальчик Коля нашел в лесу ёжика и принёс его домой.Ёжик просидел под кроватью весь день, а ночью вылез и стал бегать по всей квартире, топая своими маленькими ножками. Топал и возился он так, что вся семья не могла ночью спать спокойно. Ну и досталось потом Коле от родителей.Все дружно требовали, чтобы Коля отнес ежа обратно в лес. Придя в лес, мальчик с сожалением отпустил ежика в траву, тот сильно засопел, посмотрел на Колю, как бы прощаясь, и скрылся.

Не будем осуждать мальчика, ведь он подумал, что ёжику будет лучше у него дома, На самом деле все не просто так.Конечно за один день ёжику не стало бы плохо, но для него родной дом –это лес.А человеческое жильё ему неуютно. Да и прокормить в неволе ежа совсем не просто. Ведь в природе он питается насекомыми и к тому же очень прожорлив. Дело в том, что ежу нужно накопить к осени много жира, чтобы потом всю зиму спать, Съесть столько, сколько ему нужно он может в природе. Тот ёжик.который провёл лето в неволе, останется худым и долгой зимы не выдержит он может умереть.Так что лучше никаких диких животных дома держать не нужно. От наших «забот» они чаще всего плохо себя чувствуют и могут даже погибнуть. Понравился вам рассказ? Поучителен он для вас?(слушаются ответы детей)

Ребята к нам в гости пришёл ёжик.

Я очень рад, что вы сделали правильные выводы из рассказа и будете бережно относиться к обитателям леса ежам. Давайте поиграем, повторяйте за мной.

Физкультминутка

Еж спешил к себе домой, нес запасы он с собой.

Через кочки еж скакал, быстро по лесу бежал.

Вдруг он сел и изменился –в шарик круглый превратился.

А потом опять вскочил и к детишкам поспешил.

А теперь давайте возьмём альбомы и карандаши и каждый сможет изобразить ёжика каким он себе его представляет. В природе дикие ежи живут в лесах, пустынях, степях, окультуренных ландшафтах и даже городах. Они роют себе норки под корнями деревьев или в кустах, а также селятся в брошенных норах грызунов. Дети продолжают рисовать под композицию из цикла «Времена года»

Заключительная часть:

Воспитатель (просматривает выполненные работы детей обсуждает работы вместе с детьми) Итак мы сегодня побывали с вами в лесу и познакомились с одним из его обитателей –ёжиком, узнали как он выглядит, чем питается. Теперь мы знаем как нужно обращаться с ёжиком при встрече с ним.Выводы.


– это небольшой зверек, распространенный во многих областях Евразии. Длина тела ежа обычно не превышает 30 см, хвост короткий, уши небольшие, передние лапы короче задних, мордочка вытянутая, глазки маленькие. Главная особенность ежа – это иглы на спине, которые служат защитой от хищников. Иглы у ежа до 3 см в длину и полые внутри, окрашены неравномерно с чередующимися участками коричневого и бежевого цветов. Шерсть жесткая, буроватая, окраска может варьировать от бежевой до коричневой.

Распространение и места обитания

Ежи обыкновенные распространены в центральной и западной частях Европы, в Сибири, Малой Азии, на Британских островах и в некоторых других регионах.

Места обитания ежей довольно разнообразны. Они живут в негустых лесах, вдоль рек, среди зарослей кустарников, в полях и даже в городских парках. Возле болот и в густых хвойных лесах ежи обычно не селятся.

Питание ежей

Еж обыкновенный непривередлив. Этот зверек всеяден, питается и животной, и растительной пищей. Он охотно поедает различных беспозвоночных – жуков, кузнечиков, дождевых червей, слизней, улиток, гусениц, очень редко может съесть лягушку или ящерицу. Если еж найдет на земле птичье гнездо, то может полакомиться яйцами. Летом и осенью зверек дополняет свой рацион лесными фруктами и ягодами.

Образ жизни

Ежи активны в ночное время суток, а днем предпочитают спать в своей норе. Ежиная нора – это небольшое углубление в земле среди корней деревьев либо брошенная нора какого-нибудь грызуна. Чтобы было мягче и уютнее, ежи выстилают нору сухой травой, мхом или листьями.

С наступлением сумерек ежи выходят на прогулку и на поиски пропитания. В это время суток они довольно подвижны и активны. Ежи могут быстро бегать, прыгать и даже плавать. Иголки, полые внутри и заполненные воздухом, позволяют ежам хорошо держаться на воде.

С наступлением холодов эти животные впадают в спячку. В октябре они обычно забираются в свои норы, закрывают вход сухой травой и засыпают до середины весны. Когда становится достаточно тепло и воздух прогревается до 15 °С, ежи выходят из нор. Обычно это происходит в апреле.

Летом у ежихи рождаются ежата. Она забирается в свою нору и самостоятельно ухаживает за ними. Самец не помогает ей в воспитании малышей. Ежата рождаются слепыми, голыми и без иголок. Но уже спустя несколько часов иголки появляются на спинках ежат. Сначала они мягкие, но со временем затвердевают. Чаще всего у ежихи рождается четыре ежонка. Ежиха кормит их молоком примерно месяц, а потом они переходят на привычную для взрослых ежей пищу и становятся самостоятельными.

Живут ежи не очень долго. В природе – до 5 лет, а в условиях неволи – до 10 лет.

Ежи не делают запасов на зиму.

У взрослого ежа на теле насчитывается примерно 6000 иголок.

Еж может бегать со скоростью примерно 11 км/ч.

Ежи нечувствительны к некоторым ядам. Известны случаи, когда еж съедал ядовитую змею и оставался живым.

Краткая информация о ежике.

Программное содержание:

Расширить знания детей о ежах (внешний вид, образ жизни, питание, повадки). Учить детей понимать природные взаимосвязи.
Упражнять в звукоподражании.
Развивать артикуляционный аппарат, мышление.
Воспитывать интерес и бережное отношение к живой природе.

Оборудование:

Картинки с изображением ежа, ежат. Яблоки настоящие и вырезанные из цветного картона с написанными на них вопросами.
Пластилин, кожура каштана конского, оборудование для лепки.

Ход занятия:

Ребята, у нас сегодня в гостях маленький лесной зверек.

Шубка – иголки,
Свернется он – колкий,
Рукой не возьмешь.
Кто это?
(Еж)

Ежик хочет рассказать вам о своей лесной жизни. (Показ игрушки или вырезанной картинки «Ежик»).

Рассказ о жизни ежа.

Родился я, ребятки, весной. Было нас два брата и три сестры. А сколько всего, знаете? Пятеро ежат. Были мы малюсенькие и все время лежали под брюшком у мамы-ежихи. А брюшко у нее теплое, мягкое и молоком пахнет. Вот мы и сосали мамино молочко все впятером разом, причмокивая. Вот так. (Звукоподражание).
А вы можете повторить?

Артикуляционное упражнение «Причмокивание»

Сначала мы – ежата были совсем голенькие и слепые. А потом у нас открылись глазки и стали вырастать маленькие мягкие иголочки. Иголочки наши подрастали и твердели, пока не стали совсем твердыми. Тогда мама-ежиха начала нас по лесу водить, учить, показывать что к чему. А мы за ней как пыхтящий паровозик с вагончиками.

Как вы думаете, ребята, почему мама не выпускала нас, ежат, пока не выросли иголки? (Ответы детей). Без иголок мы беззащитные, легкая добыча.

Скоро мы начали сами себе еду искать. Знаете, что ежи любят кушать? Все, что попадется: змей, птичьи яйца, кузнечиков, яблоки и груши, улиток, пчел, червяков, земляные корешки, ягодки, ящериц, мышек. С наступление темноты мы выползаем из норы и ищем себе пищу. Всю ночь топает, под каждый листок заглядываем, переворачиваем ветки. У нас чуткие нос и ушки.Мы, как и люди, различаем многие цвета. А остальные звери видят мир только в черных и белых цветах.

Почему нас называют ночными охотниками? (Ответы детей). Потому что мы охотимся, ищем пищу ночью.

Дыхательное и имитационное упражнение «Ёжик»

Покажите, как ежик ищет еду, морщит носик, фыркает.
Дети, подражая воспитателю, морщат носик и прикусывают нижнюю губу, произносят звук «ф-ф-ф».

Покажите, как ежик сердится, пыхтит.
Дети хмурят брови и произносят звукосочетания «пых-пых-пых».

Ежик надувает и сдувает щеки.
Дети надувают щеки, а затем делают выдох с призвуком «пу-у-у».

Когда ежик устанет...
Выдох горлышком с призвуком «ха-а-а».

Язычок высовывает...
Широкий язычок кладут на нижнюю губу и держат 5 секунд в таком положении.

Ежик вдруг начал зевать...
Имитируют зевание.

Не пора ли с ним играть?

Динамическая пауза «Путешествие в лес»

Здравствуй лес, прекрасный лес,
(Широко развести руки в стороны)

Полный сказок и чудес!
(Повороты влево-вправо с вытянутыми руками)

Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?
(Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом влево и вправо)

Ветер дует нам в лицо -
(Руками махать себе на лицо)

Закачалось деревцо.
(Руки подняты вверх. Покачиваться вправо-влево)

Ветер тиши, тише, тише -
(Приседания, руки вперед)

Деревцо все выше, выше.
(Плавно поднимаясь, поднять руки вверх, встав на носки)

Раз - присядка,
(Присесть)

Два - прыжок.
(Подпрыгнуть)

Это заячья зарядка.
(Ладони на голову - «ушки на макушке»)

А лисята, как проснутся,
(Кулаками протереть глаза)

Любят долго потянуться.
(Потягивание с отводом рук)

Обязательно зевнуть,
(Зевнуть, прикрыв рот ладонью)

Ну и хвостиком вильнуть.
(Покачивание бедрами из стороны в сторону)

А волчата - спинку выгнуть
(Прогнуться в спине вперед)

И легонечко подпрыгнуть.
(Легкий прыжок вверх)

А кому зарядки мало -
(Развести руки в стороны ладонями вверх)

Начинаем все сначала!

Когда у нас выросли твердые иголки, нам уже не страшны стали ни собаки, ни волки, ни медведи, ни лисы. Даже пословица такая есть: «На то ежику и щетина дана, чтоб собаки не кусали». Хотя лисы мы, ежи, все-таки боимся. Она нас хитростью берет. Загонит в лужу, а мы воду не любим и сразу разворачиваемся. Тут лиса хвать ежа за мягкий живот и съедает, только иголки остаются. Или возьмет и написает на ежа сверху, еж тоже раскроется и – пропал. Лиса ведь хитрое и коварное животное. Кто в сказках самый хитрый, лукавый, увертливый и коварный? Конечно же – лиса.

От врагов нас только иголки и спасают. Ножки ведь у нас коротенькие, быстро бегать мы не умеем. Иголки покрывают все ежиное тело, кроме головы и живота. Вот мы их и защищаем, свернувшись в клубок. Чуть опасность почувствуем, сразу свернемся в клубок, зашипим и затукаем, как маленький мотоцикл. Вот так. А вы можете повторить?

Артикуляционное упражнение «Ежик»

(закрытым ртом издавать губами звуки, подобные «тук-тук-тук»)

А в конце осени ежи сворачиваются в клубок и спят в теплом гнездышке-норке устланном травой, мхом и листьями. А раз всю зиму еж спит, то и запасов ему не надо делать, как белке, например. Перед тем, как залечь в спячку, нам нужно много еды съесть. Ведь если не зажиреешь к зиме, тощим ляжешь, так и помрешь, солнечных деньков не дождавшись. А просыпаемся мы только весной, когда станет совсем тепло.

Как вы думаете, нужны ежам запасы на зиму, как белкам?
Почему? (Ответы детей). Нет, не нужны, ведь мы всю зиму спим.

Ребята, если вам доведется повстречаться с ежиком, я вас очень прошу – не забирайте его к себе домой. Ежи не живут в домах, они заболевают и умирают. Мы любим жить у себя в лесу, а не у вас в домах. Если встретите ежика, рассмотрите его тихонько, не пугая, и идите дальше своей дорогой. А еж отправится дальше по своим лесным ежиным делам. Послушайте стихотворение. В нем рассказывается про одного ежика, которого забрали из леса в дом. К счастью, все закончилось хорошо для этого ежика, и его отнесли обратно в лес.

Если Ежик не пьет молоко,
Значит, где-то в лесу далеко
Под кустами, в гнезде из листочков,
Есть у ежика сын или дочка.
Значит, надо ежика взять
И в лес отнести опять.
(Ю.Щербаков)

Ну что, ребята, понравился вам мой рассказ? (Ответы детей). Что нового вы узнали о ежах? (Ответы детей).

А сейчас конкурс! Я буду задавать вам вопросы о нас, ежах.
Вопросы написаны на бумажных яблочках. Кто на вопрос ответит, тому это яблочко подарю. А еще угощу настоящим яблочком.

Вопросы:

1. Какими рождаются ежи?
2. Расскажите о детстве ежей: как растут, учатся, кушают.
3. Когда ежиха начинает выводить ежат из норы? Почему? Зачем?
4. Чем питаются взрослые ежи?
5. Почему ежей называют лесными охотниками?
6. Как ежи зимуют?
7. Назовите ежиных врагов?
8. Какие звуки умеют издавать ежи?
9. Как вы поступите, повстречав живого ежика?

Молодцы, ребята! Кушайте яблочки на здоровье. Вы теперь много знаете о ежах. И самое главное, я уверен, что никто из вас никогда не обидит ежика. Вот вам книги о нас, ежах. Из них вы узнаете еще много интересного о нас, ежах. А сейчас пора прощаться. Спасибо за заботу и помощь. До свидания!

Наш ежик ушел. Но мы можем сделать себе ежиков из пластилина и кожуры каштана. Как, по-вашему, из чего лучше сделать голову и живот ежа? А колючки? (Ответы детей).

Давайте разомнем пальчики, приготовим их к работе.

Пальчиковая гимнастика «Ежик колкий»

Ежик, ежик колкий,
(Пальцы двух рук сплетены в замок)

Покажи иголки.
(Движения кистями вправо-влево)

Вот они. Вот они. Вот они.
(Пальцы выпрямляются, кисти сложены в замок)

Ежик, ежик колкий,
(Движения кистями вправо-влево с выпрямленными пальцами)

Спрячь свои иголки.
Раз, и нет иголок.
(Пальцы складываются в замок)

Цели: познакомить детей с жизнью ежа; учить наблюдательности.

Оборудование: таблицы; рисунки; чучело ежа; живой еж.

Действующие лица

Персонажи сказки:

Ушастый еж.

Семейство ежей.

Ход занятия

К этому уроку дети могут подготовить рассказы по своим наблюдениям. Особенно интересными будут сообщения тех учеников, у которых дома живет еж.

Ведущий . А вот и загадки для вас подоспели.

Ест мышей он и жуков,

На охоту ночью идти готов.

На клубочек он похож,

Потому что это... (Еж.)

Бегает под елками

Колючий ком с иголками.

Жуков, слизней поедает,

Червей, мышей не пропускает. (Еж.)

Он фыркучий и колючий,

Спит зимой в мороз трескучий.

Весной просыпается,

Летом отъедается. (Еж.)

Вот живой уголок,

В нем колючий клубок.

Юннатов встречает,

Червяков и жуков в пищу получает. (Еж.)

Ведущий . Ответы правильные. Вы доказали, что были наблюдательны. Найдите на картине ежа. Опишите его. Можно работать с экспонатом.

Перед вами и живой ежик. Вы за ним ведете наблюдения, подкармливаете. Чтобы ответы были разумными, вам было предложено найти рассказы о повадках и жизни ежа.

1-й ученик. В весеннем лесу начинает темнеть. Солнышко прячется за горизонт. Затихли птицы. Но нарастают совсем другие звуки. Слышится шуршание сухих листьев, чавканье, фырканье. Это куда-то спешит еж. На своем пути он все обнюхивает. Нос черной бусиной на острой мордочке поворачивается из стороны в сторону. Это еж ищет пищу.

2-й ученик. Летом ежу в лесу раздолье. Можно съесть червяка, поймать ящерицу, жука, лягушку, мышь.

А вот осенью труднее. Все прячутся от холода, готовятся к зиме.

Ежик тоже хлопочет о зимовке. Найдет норку под старым пнем и таскает в нее сухие листочки и мягкий мох. После этого ежик впадает в спячку на всю зиму.

Зимой снег накроет его норку толстым слоем. Получится сугроб. А ежу тепло и уютно.

Никто его не найдет. Так и спит до весны колючий клубок.

Ведущий . Из рассказов мы многое узнали о еже. А теперь ответьте на мои вопросы.

Вопросы:

Когда еж выходит на охоту?

Как он передвигается?

Опишите внешность ежа.

Чем питается еж?

К чему готовится ежик осенью?

Где он устраивает свое логово?

Что служит ему подстилкой?

Как долго спит еж?

Дети отвечают на вопросы. Один из них говорит, что ежи тоже отличаются в некоторых случаях по внешнему виду. Бывают ежи ушастые.

Ведущий . Да, бывают ежи ушастые. Их ушки хорошо видны из колючек. Слушайте сказку.

УШАСТЫЙ ЕЖ

Жил в лесу ежик с большими ушами. Однажды он повстречал семейство ежей, у которых они были маленькими.

Ты кто такой? Видно, еж, но почему у тебя такие большие уши?

Ушастый ежик призадумался сначала, а потом сказал:

А это для того, чтобы слышать все шорохи в лесу. Они у меня все звуки воспринимают.

В это время в кустах что-то зашуршало. Тихо кралась лиса, хотела маленькими ежатами полакомиться.

Ушастый ежик насторожился и сказал, что надо убираться подобру-поздорову, так как лиса хитрая, столкнет ежа в ручей, он развернется, а лиса схватит его за живот и - прощай, жизнь!

Ежик опять прислушался и сказал:

Надо бежать! Вот вам и большие уши, все слышат, ну просто локаторы! Спасайтесь!

Ушастый ежик быстро закатился клубком под ель. Встретившиеся же ежи со своим семейством скрылись под ближайшим пнем, где была их норка.