Меню Рубрики

"формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников через приобщение к истории и культуре родного края". Педагогическая технология приобщения детей к истории и культурному наследию родного города

Никитенко Жанна Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №7 "Кристаллик"
Населённый пункт: г. Мелеуз
Наименование материала: статья
Тема: «Формирование нравственно – патриотических чувств дошкольников через приобщение к истории и культуре родного края»
Дата публикации: 24.06.2018
Раздел: дошкольное образование

«Формирование нравственно – патриотических чувств

дошкольников через приобщение к истории и культуре родного

края»

В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных,

противоречивых

общественной

политике,

государственного и местного самоуправления. Отошли в прошлое многие

известные праздники, появились новые; неоднородна информация об армии и

событиях, происходящих в ней; в молодёжной среде всё чаще отмечаются

связанные

национальным

противостоянием;

средства

массовой

информации усиленно пропагандируют иностранный уклад жизни. Можно с

уверенностью говорить о том, что в связи с этим у подрастающего поколения

наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Поэтому на

современном этапе так актуальна проблема воспитания гражданина страны –

настоящего патриота своей Родины.

В народном творчестве заложены понятия «историческая память

поколений» и «неразрывная связь времён», народное видение мира, взгляд на

место человека в этом мире. Не случайно во многих странах приобщению

дошкольников в национальной культуре, к традициям отводится важная роль

в формировании личности ребёнка, сохранению и укреплению национальной

культуры.

Развивать

уважение

собственному

культуре,

способность

уважение

педагогическая идея, которой необходимо придерживаться, чтобы воспитать

достойного гражданина своей Родины.

Базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и

привязанности к своей культуре, своему народу, своей земле.

Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на

которой живёт ребёнок, гордость за неё. Знание истории своего народа,

родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и

интересом относиться к истории и культуре других народов.

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших

воспитательной

патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей

страны. Так, С.И.Ожегов определял патриотизм как «…преданность и любовь

к своему Отечеству и своему народу». Г.Бакланов писал, что это «…не

доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство». В последнее

появился

патриотизм»,

включает

ответственности

обществом,

глубокой

духовной

привязанности

толерантное

отношение

Формирование

личности

воспитание

начинаются

воспитания

положительных

эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и

интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. Врач и педагог

М. Монтессори в своей книге «Дом ребёнка» в 1915 году писала: «Главное в

работе с детьми 5 -7 лет – воспитание чувств, т.е. динамика от чувств к

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано

много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение,

гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и

изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа,

его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к

культурным традициям других народов.

Нравственно-патриотическое

воспитание

педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к

самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни,

связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой

малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя

многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через

детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности

патриота.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к

поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь,

трудолюбие.

блестящие

народной

педагогики, - писал К.Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был

в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не

случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что "... воспитание, если оно не хочет

бессильным,

народным".

педагогическую

литературу

"народная

педагогика",

фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый

материал для воспитания любви к Родине.

Таким образом, произведение устного народного творчества не только

формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию

личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному

ближайшее

окружение.

Постепенно

знакомится

детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и

символами.

педагога

отобрать

впечатлений,

получаемых

ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского

сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д.

Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть

яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная

работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо

знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям,

особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом

месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего

материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем

славен одной край.

нравственно-патриотическом

воспитании

огромное

значение

пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из

участников

Отечественной

фронтовых

трудовых

подвигов)

необходимо

привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к

Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести

ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну,

Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена

увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты

г р а ж д а н и н ом,

п ат р и о т ом

н е п р е м е н н о

интернационалистом.

воспитание

Отечеству,

гордости

сочетаться

формированием

доброжелательного

отношения

культуре

человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Безусловно,

гуманное

отношение

национальностей

создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов,

т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в

взрослого

населения

возникают

противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в детском

поддержать

направить

национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о

своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт,

характер труда и т.д.

условием

нравственно-патриотического

воспитания

детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории

своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать,

внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному

отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В

вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин <...> Все,

что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить

к детям", - эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при

работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.

В настоящее время работа актуальна и особенно трудна, требует большого

терпения,

воспитания

патриотизма,

гражданственности

считаются

зачастую

вызывают лишь недоумение.

Привлечение

нравственно-патриотическому

воспитанию

воспитателя

внимания

чуткости

ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании

кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия

каждого - обязательное требование и условие данной работы.

Необходимо

отметить,

настоящее

наблюдается

генеалогии,

исследованию

национальных,

сословных,

профессиональных

поколениях.

семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление

очень важных и глубоких постулатов:

традициях

прошлом края и страны;

семья - ячейка общества, хранительница национальных традиций;

благополучие

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Калинка»

Публикация на тему:

«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре родного края»

воспитатель 1 квалификационной категории

Маленькая родина все равно большая,

Ведь она единственная.

Нравственно – патриотическое воспитание подрастающего поколения – это направление, которое сама жизнь выдвинула в настоящий момент в качестве приоритетного в системе воспитания. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Первоначальный процесс зарождения зачатков патриотизма и гражданственности происходит в процессе введения дошкольников в мир культуры и истории малой Родины. Зарождаясь на любви к малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов, поднимаются до осознанной любви к своему Отечеству.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

в стихотворении «Родина» пишет:

Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал.

И действительно, самые волнующие и трогательные воспоминания для каждого человека - это воспоминания о родных местах, любимых улицах и живописных берегах родной реки… Родной край - самое любимое и красивое место на земле. Здесь самая красивая природа, самые уникальные достопримечательности, самые красивые и добрые люди. Здесь всё своё, такое родное и любимое.

Родной край… Важно показать ребенку, что он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми.

С целью формирования патриотических чувств у дошкольников в процессе ознакомления с родным краем был разработан и реализован долгосрочный проект «Край любимый - край Юрьянский». Проект подразумевал единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками стали педагоги, дети, их родители и представители социума.

Работа велась в следующих направлениях: «Мой любимый детский сад», «Сторонушка Юрьянская моя», «Чудеса родного края», «История родного края в годы Великой Отечественной войны».

И вот дан старт проекту, и ребята отправились в путешествие по детскому саду. Детский сад – является маленькой родиной для ребенка. Это то место, где дошкольник проводит большую часть времени. И нашей главной целью было - формирование представления о детском саде как о маленькой родине, о необходимости любить и беречь его, знать его историю и соблюдать традиции.

Приветливо встречали путешественников сотрудники детского сада. У ребят расширились представления о труде взрослых, его значимости, они поняли, что именно усилиями дружного, трудолюбивого коллектива в детском саду создана атмосфера тепла и доброты.

В доступной и интересной форме познакомились воспитанники с историей нашего дошкольного учреждения и его традициями. С большим желанием дети учили стихи о детском саде, которые представляли на конкурсе чтецов; составляли рассказы на темы «Я люблю свой детский сад», «Любимый уголок в группе»; рисовали рисунки, делали аппликации , мастерили поделки из природного материала, игрушки – забавы; играли в дидактические и сюжетно – ролевые игры, принимали активное участие в акции по озеленению территории детского сада. Традиционными стали встречи с бывшими сотрудниками нашего дошкольного учреждения, поздравление их с праздниками, вручение памятных сувениров.

Проделанная работа в данном направлении расширила представление детей о детском саде, как о втором доме для детей, где их всегда ждут и всегда им рады.

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот…, - поется в известной песне. И наше знакомство с родной Юрьянской сторонушкой началось именно с заветной скамьи у родного дома, с родной улицы. Улицы, как и люди, имеют свою биографию. Они рождаются, растут, взрослеют. Интересно и содержательно рассказывали ребята о своей улице, ее истории, о доме, в котором живут, рисовали, конструировали, делали аппликации, получили практические навыки создания макетов своих домов из различных материалов. При рассматривании иллюстраций, фотографий, мультимедийных презентаций обращали внимание на современные дома и дома в прошлом. Во время экскурсий по улицам поселка наблюдали за различными видами транспорта, закрепляли правила пешеходов, любовались красивыми домами и зданиями, знакомились с жителями, проживающими на данной улице.

Путешествуя по родному поселку, ребята также знакомились с социокультурными и производственными объектами . Целевые экскурсии на почту, в промышленные и продуктовые магазины, на автовокзал , железнодорожный вокзал и другие предприятия помогли детям понять принципы функционирования различных учреждений поселка, формировали у дошкольников представления о разнообразных потребностях людей. В ходе интерактивной экскурсии по улице Ленина ребята познакомились с достопримечательностями, культурными центрами и памятниками главной улицы поселка.

Виртуальная экскурсия «Родной свой край люби и знай», просмотр фильма видеостудии «Стоп – кадр» познакомили ребят с историей образования Юрьянского района, его символикой, территорией, географическим положением и населенными пунктами.

Чудо… Казалось бы, это бывает только в сказках. Однако, если присмотреться, то чудо можно увидеть и в обычной жизни, а если очень захотеть, то и пообщаться с ним, проникнуться им.

Чудо родного края – это природа, которая окружает нас; это легенды, былины, сказания, исторические факты, связанные с родным краем; это литературные шедевры писателей и поэтов - земляков; это люди, делами своими прославившие родную землю, внесшие вклад в развитие нашей огромной и великой страны. И наши дети должны прикасаться к этому чуду, знать о его существовании.

Просмотр презентаций, видеофильмов, знакомство с Красной книгой Кировской области, викторины («Друзья природы», «Знатоки родного края»), игры («Что? Где? Когда?», «Поедем в родной край», «Необыкновенное путешествие») расширили знания детей о разнообразии животного и растительного мира Юрьянского района, о растениях и животных, занесенных в Красную книгу, об особо охраняемых территориях. Красоту родной природы ребята отразили в своих рисунках и фотографиях, в рассказах на темы «Красивые места моего края». «Природа родного уголка». Проделанная работа сформировала умение замечать красоту родной природы, желание ее беречь и охранять.

Не зря говорят, что главная ценность любой Земли – это люди, живущие на ней. Цикл занятий на тему «Люди, прославившие наш край», познакомил детей с вятскими поэтами, писателями и художниками, их творчеством.

Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку.

Жители родного края – народ работящий и терпеливый. На благо своего района трудятся люди разных профессий. С гордостью рассказывали дети о профессиях своих родителей, интерактивная игра «Все профессии важны, все профессии нужны» расширила и обобщила представление детей о профессиях. С большим вниманием слушали они произведения «Город добрых дел» Р. Скарри, «Дядя Степа – милиционер», «А что у вас?» С. Михалкова, «Чем пахнут ремесла Д. Родари и др.; с удовольствием играли в дидактические и сюжетно – ролевые игры, придумывая новые сюжеты. Мы считаем, что такая деятельность обеспечит дальнейшее вхождение ребенка в современный мир, приобщение к его ценностям.


Инструментом для воспитания общечеловеческих ценностей и развития творческих способностей детей является устное народное творчество и народная культура. Не случайно подчеркивал, что «…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». В ходе реализации проекта в теории и на практике ребята познакомились с историей, технологией и художественными особенностями вятской игрушки и утвари и вятским фольклором. Интерактивное занятие – путешествие «Сказ о вятских промыслах», тематическое занятие «Прекрасное рядом с тобой», мастер – классы «Дымковские узоры», «Куклы наших прабабушек», виртуальное путешествие по музею «Здравствуй, музей», просмотр фильма видеостудии «Стоп – кадр» «Умельцы Юрьянского района», экскурсия в русскую горницу при ЦДТ, знакомство с песнями, сказками и легендами родного края приобщали детей к истокам народной культуры.

Не оставили равнодушными ребят мероприятия в направлении «История родного края в годы Великой Отечественной войны». Были проведены тематические беседы с показом мультимедийных презентаций «Юрьянский район в годы Великой Отечественной войны», «Герои Советского Союза – юрьянцы». С целью воспитания уважения к ветеранам ВОВ прошла акция «Подарок ветерану». Ребята ходят в гости к ветеранам, слушают рассказы о тех далеких тяжелых для Родины и народа годах, поздравляют с праздником, дарят подарки. Ветераны – всегда почетные гости нашего детского сада.

С целью воспитания чувства любви и гордости за свою страну и свою семью, уважения к родным проводилась исследовательская работа «Война в истории моей семьи». По результатам работы оформлены «Книги памяти». В каждой группе детского сада оформляются стенды, посвященные Великой Отечественной войне.

Экскурсия в «Музей боевой славы», знакомство с назначением и результатами поисковых экспедиций отряда «Наследие», участие в митинге по открытию мемориальной доски нашему земляку …, митинге, посвященному Дню Победы, концерты для ветеранов «Этих дней далеких позабыть нельзя», конкурс рисунков «Войны не знали мы, но все же…», «Война глазами детей», мини – исследования «Улица в честь героя» познакомили детей с героическим прошлым нашего района, способствовали воспитанию чувства гордости за наших земляков.

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если устанавливается тесная связь с семьей. Осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребёнка позволяет значительно повысить его эффективность. Вместе с детьми они оформляли выставки и фотовыставки по теме проекта, проявив творчество и фантазию, участвовали в исследовательских работах, сборе краеведческого материала, в различных акциях, коллективных мероприятиях и праздниках.

При работе по патриотическому воспитанию возрастает необходимость взаимодействия дошкольного учреждения с социумом. Нами было установлено тесное сотрудничество с Центром детского творчества, центральной детской библиотекой и школой. Экскурсии, тематические занятия, развивающие игры , викторины сделали учебный процесс более совершенным и разнообразным.

В ходе реализации проекта, мы еще раз убедились в том, что взаимосвязь с семьей, с представителями социума нам жизненно необходима. Совместное участие в проектной деятельности помогло нам расширить и систематизировать знания детей о нашем крае, его прошлом и настоящем. У детей появилось чувство гордости за свою малую родину, за ее людей, неповторимую красоту.

И мы очень надеемся, что это чувство любви к своей малой Родине наши дети пронесут через всю свою жизнь. И родной поселок всегда будет для них самым родным и прекрасным, дорогим и близким.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 26 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей

Образовательный педагогический проект

Приобщение детей к истории, культуре и традициям родного города и края

Исполнитель :

воспитатель МКДОУ № 26

Корелина Ирина Сергеевна

Верхняя Пышма

2012 г.

«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский

Введение

Актуальность темы

Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:

“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования (из национальной доктрины образования в РФ):

  1. обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
  2. воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
  3. формирование мира и межличностных отношений и т.

Проведенное среди детей и родителей воспитанников нашего ДОУ анкетирование показывает:

  • к 5-6 годам у 70% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию города, края;
  • у 65 % детей отмечается низкий уровень знаний истории города, края;
  • 80 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости;
  • 40 % родителей затрудняются в знании истории города, края;
  • 20 % родителей не знают и не хотят знать историю города и края.

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Приобщение детей к истории, культуре и традициям родного города и края»

Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

Цель проекта:

Воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста; обогащение их познавательного, эмоционального опыта через приобщение детей к истории, традициям культуре родного города.

Задачи проекта:

  • Дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе.
  • Научить гордиться тем, что сделано руками их родителей, старшим поколением.
  • Расширить знания детей о флоре и фауне Урала.
  • Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
  • Формировать бережное отношение к культурным ценностям района, осознание их неповторимости и индивидуальности.
  • Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

Гипотеза:

Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу и краю, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни, края и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Вид проекта: познавательный, исследовательский, групповой.

Участники: дети старшей и подготовительной группы, родители воспитанников, педагоги группы, специалисты.

Сроки реализации: 2 года.

I. Теоретическое обоснование проекта

Теоретическую основу программы составили некоторые положения из программы О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуре», в частности, положение «о необходимости широко использовать все виды фольклора как средство приобщения детей к нравственным- патриотическим ценностям; знакомить с культурой родного города, села и использовать интегративный подход в образовании и воспитании».

Был использован также практический опыт педагогов Н. Козачек, А. Минаевой «Духовно-нравственное воспитание детей через приобщение их к истории родного края».

Педагог сам определяет способ организации, место в режиме дня, содержание того или иного занятия по данной программе.

Направления проектной деятельности

  • Информационный блок: переработка теоретических материалов, написание познавательных рассказов
  • Технологический блок: разработка конспектов занятий с использованием развивающего обучения, разработка комплексно-тематического планирования;
  • Организационный блок: создание предметно – развивающей среды (мини-музеи, центры активности; уголки творчества и познания и т.п.);
  • Контрольно – рефлексивный блок: разработка анализа эффективности образовательного проекта, вычисление противоречий и проблем во время реализации проекта, разработка перспективы проекта.

Интегрирование

При работе с проектом был использован принцип интегративного подхода, т.к содержание образовательного проекта достаточно объёмный, следует основная часть программы интегрируется в другие образовательные области: познание, социализация, художественное творчество, коммуникация, чтение, музыка.

Необходимые условия для реализации проекта

  • Интерес детей и родителей
  • Методические разработки
  • Педагогический опыт
  • Предметно – развивающая среда
  • Инновации
  • Интеграция со специалистами детского сада

Методы (формы и приёмы работы) проекта

  1. Наблюдения, экскурсии, целевые прогулки;
  2. Совместные игры и творческие проекты;
  3. Познавательно – игровые занятия;
  4. Беседы, интервью, составление творческих рассказов, выставки рисунков;
  5. Развлечения, досуги, театрализованные праздники;
  6. Нетрадиционные формы с родителями.

Предполагаемый результат

1 . Знать/называть: историю края и города, символику города, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическую ситуацию в городе.

2. Знать/называть: растения и животных края, камни добываемые на Урале.

3. Знать/называть: народные праздники, декоративно – прикладное искусство, жилище человека и предмета быта Урала и города.

4. Выражать/принимать: отношение к окружающей среде, участие проведении мероприятий по охране окружающей среды в УО.

5. Уметь: заботиться о близких, управлять своими чувствами, анализировать свои поступки и поступки других.

Достигнутые результаты (приложение 1)

Во время контрольного проведения рефлексивного этапа по результатам итогового мониторинга прослеживается положительная динамика по следующим показателям:

  1. РОДНОЙ КРАЙ, ГОРОД (история края и города, символика города, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе): 2011г -2012г увеличилось на 26 %;
  2. ФЛОРА И ФАУНА УРАЛА: (растения и животные края, камни добываемые на Урале): 2011г-2012г увеличилось

на 23 %;

  1. ИСТОРИЯ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ И ТРАДИЦИИ : (народные праздники, декоративно – прикладное искусство, жилище человека и предмета быта Урала и города): 2011г-2012г увеличилось на 31 %;
  2. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: (отношение к окружающей среде, участие детей и родителей в проведении мероприятий по охране окружающей среды): 2011г-2012г увеличилось на 34 %;
  3. ЛИЧНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ : (забота о близких, умение управлять своими чувствами, умения анализировать свои поступки и поступки других): 2011г-2012г увеличилось на 15%.
  1. Практическая реализация проекта

Этапы проведения и реализации проекта

1.Информационно-накопительный

Изучение интереса детей для определения целей проекта, мониторинг

Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.

Обращение к специалистам.

Посетить музей г. Верхняя Пышма;

Изучить краеведческую литературу;

Подобрать библиотечку произведений уральских писателей, поэтов, доступных для восприятия детей конкретной возрастной группы;

Изготовить методические материалы и дидактические пособия по теме «Мы - из города Верхняя Пышма», «Верхняя Пышма - город трудовой», « Спортландия»; «Уральские сказки», «Природа нашего края» (альбомы); план-схему Восточного поселка, карту города;

Совместно с родителями подобрать весь необходимый материал для изготовления пособий;

Разработать план целевых прогулок и экскурсий конкретно для своей возрастной группы, ориентируясь на содержание программы.

2. Организационно-практический

Проведение цикла познавательных занятий, исходя из на темы: “Город Верхняя Пышма – прошлое и настоящее», «Моя Родина – Свердловская область»

Оформление альбомов “Достопримечательности моего города”, «Природа родного края», «Прошлое и настоящее моего города» , «Профессии наших родителей».

Словотворчество с родителями «Сочини частушку о крае, городе»

Оформление дидактических игр по краеведению:
“Я шагаю по Верхней Пышме», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок»

Выставка «Сделаем наш город чище» (совместно с родителями)

Лепка «Животные и птицы нашего края»

Экскурсии и фотоэкскурсии по городу

Изготовление макета улицы Петрова.

Изготовление мини – музея «Русский дом на Урале»

3. Презентационно - завершающий

Выставка продуктов детской деятельности.

Оценка этапов реализации проекта детьми.

4. Контрольно-рефлексивный

Подведение итогов. Проведение итогового мониторинга.

Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?»

Заключение

Перспективы дальнейшего развития проекта.

В результате проделанной работы возникла идея о создании долгосрочного проекта по нравственно – патриотическому воспитанию, который будет состоять из трех блоков:

  • 1 блок «Семья и ближайшее окружение»

(дать знания об улицах Восточного посёлка, знать адрес своего места жительства (ребёнку), совершать целевые прогулки в сквер, проводить беседы).

  • 2 блок «Детский сад – мой второй дом»

(дать знания о социальном портрете дошкольного учреждения и какие объекты находятся вблизи детского сада, совершать целевые прогулки по ближайшим улицам и вести наблюдение за трудоустройством горожан, за машинами города, проводить беседы, создавать ситуации для ориентирования в местности, где проживают дети, как отдыхают с родителями на природе).

  • 3 блок «Родной свой край люби и знай!»

(ознакомление детей с историей города; показать, город в котором живут дети, красив, современен, город – труженик, рассказать какие есть промышленные предприятия, какую продукцию они выпускают. Закрепить знания о родном районе; познакомить с профессиями и предприятиями и предприятиями, на которых работают родители детей).

Список литературы

1. Большой России маленькая росинка - Филантроп, 2008г.

2. Городской округ Верхняя Пышма. Большой России маленькая росинка- Екатеринбург, Филантроп, 2008г.

3. М.Е. Головацкий и др. Верхняя Пышма 1854-2004- Екатеринбург, Уральский университет, 2004г

4. В.И. Гриневич. Верхнепышминцы в войне 1941-1945 г.г

5. В. Непомнящий, Е.Селина, А.Грамолин, М. Тимошадченко, Е. Назарова, Ю.Горбунов Р. Печурина. Медное платье Урала.- Сократ, Екатеринбург, 2004г.

6. И.Г.Пронин, Л.Н. Никитина Г.Д. Мамонов- г. Верхняя Пышма, 1996г.

7. И.Г. Пронин. Мой город. Прошлое и настоящее.- г. Верхняя Пышма, 2000г.

8. Серия. Наш город- наша гордость! Стихи о Верхней Пышме- Центральная городская библиотека им. В.В. Волоскова.

В науке имеются различные трактовки и определения «культуры». Культура рассматривается нами как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, а также в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Приобщение к культуре - это процесс, в ходе которого люди учатся и усваивают общепринятые в их родной культуре нормы поведения и манеры. Приобщение к культуре и истории родного края играет важную роль в процессе воспитания подрастающего поколения.

Специфическими средствами национального (народного) воспитания являются компоненты народной культуры, в которых проявляются дух и традиции народа, его нравы и обычаи, отношение к природе, фольклору, быту, искусству, языку. Педагогическая значимость национального (народного) воспитания определяется социокультурными функциями данного вида воспитания - духовно-нравственным, познавательно-информационным, творческо-преобразовательным освоением этнокультурного наследия.

Вопросы приобщения детей к культуре различных народов поднимались в трудах Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. Выдвигая идеи воспитания детей в новых условиях, они призывали педагогов внедрять в практику воспитания прогрессивные народные традиции - пропаганду национального искусства, эстетику национальной одежды, игрушек, народных танцев, праздников; наполнять новым содержанием традиции народного воспитания, ибо настоящей считали ту педагогику, которая повторяет педагогику всего общества.

Педагогическая технология приобщения детей к истории и культурному наследию родного города базируется на принципах, которые помогают педагогу в организации работы по данному направлению. Это принципы гуманизации, учета возрастных и индивидуальных возможностей детей, культуросообразности, субъект-субъектного взаимодействия педагога и ребенка в процессе приобщения к культурному наследию города, педагогической поддержки, креативности и др. Рассмотрим особенности применения некоторых из принципов .

Принцип культуросообразности определяет особенности отбора содержания работы по ознакомлению детей с культурой родного края.

М.Лотман рассматривает культуру как способ общения между людьми, который осуществляется при помощи текстов и символов. Символы - наиболее устойчивые элементы культуры, являясь механизмом памяти культуры, они переносят тексты, сюжетные схемы из прошлого в настоящее и будущее. По мнению Ю.М.Лотмана, чтобы «читать город, как текст» нужно научиться расшифровывать, понимать его символы. А для этого необходимо обратиться к истории .

Существуют официальные и неофициальные символы города. К официальным символам относится герб, к неофициальным - эмблемы по которым узнают какой-либо город (площади, памятники, парки и п.д.)

С принципом культуросообразности тесно связан принцип креативности (Е.А.Бондаревская, С.В.Кульневич), означающий творческое самоопределение ребенка в культуре. Реализация данного принципа предполагает развитие и активизацию интересов детей, творческих способностей, воображения, создание эмоционально-положительного фона познания, организацию поисковой деятельности ребенка, позволяющей высказывать предположения, догадки и проверять их.

Функционально-эстетический аспект символов города отражает систему ценностных ориентаций, определяющую своеобразие культуры. При этом каждый из символов - это художественный образ, возникший на основе синтеза архитектуры и скульптуры как видов искусства. Следовательно, ознакомление ребенка с символами родного города может осуществляться в логике организации художественной деятельности ребенка - от художественного восприятия и познания к художественному исполнению и творчеству .

Принцип направленности педагогической диагностики на выявление интереса детей к культурному наследию города и деятельности, направленной на творческое самовыражение ребенка.

Интерес ребенка к символам города рассматривается как избирательное, положительно окрашенное отношение к ним, желание вступать в общение по поводу полученных знаний, включать представления о символах в специфически детские виды деятельности (рисование, рассказывание, игры и др.). Основными способами диагностики являются создание проектов, рисуночные тесты «Я гуляю по городу», «День города», игра «Экскурсовод».

Так, например, доминирование в рисунках детей теплых тонов, изображение декоративных элементов, размещение ребенком себя в центре рисунка, прорисовывание тех деталей, на которые обращалось внимание в процессе работы, свидетельствует об эмоционально-положительном отношении к символам города.

В рамках данного вопроса следует рассмотреть методы приобщения детей к культуре и истории. Все многообразие методов и приемов приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре и истории родного города можно разделить на две основные группы: методы формирования сознания (беседа, разъяснение) и методы стимулирования чувств и отношений (пример, поощрение).

Из средств можно отметить:

1) родной язык;

2) общественно полезный труд;

3) народные песни: колыбельные, игровые, о труде, о маме и т.д.

4) народные танцы.

Все они развивают у детей дух народного творчества и помогают формировать настоящего патриота своей республики и страны.Рассмотрим два основных варианта организации педагогического процесса. В первом случае действует обычное штатное расписание. В рамках его воспитатель берет на себя основные функции воспитания и обучения дошкольника. Во втором случае схема организации педагогического процесса предполагает, что в работе дошкольного учреждения участвуют специалисты дополнительного образования эстетического цикла, иностранного языка, ИЗО и других дисциплин .

При этом должны соблюдаться условия:

1. непосредственное участие в названном процессе и взрослых, и детей. Например, следует не просто смотреть на концертное исполнение календарных и семейных обрядов, следует стремиться реализовать те из них, что могут естественно войти в нашу жизнь, принимать участие в игровом исполнении старинных обрядов, о которых хотим помнить как о прошлом опыте наших предков;

2. использование народного опыта непосредственно в жизни детей (лекарственные травы, работы на садово-огородном участке);

3. усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада. Такие варианты работы распространены в дошкольных образовательных учреждениях.

Следует активизировать работу по привитию навыков традиционной культуры поведения в режимные моменты. Перед обедом это может быть цикл бесед о традиционной нравственности. Перед сном - колыбельные, мерно рассказанная мудрая сказка или притча. Перед прогулками - помощь старших детей малышам.

Не стоит забывать и о наглядности, в изготовлении которой с большим энтузиазмом принимают участие и дети. Например, после изучения железнодорожного вокзала города можно изготовить с детьми его макет. Это позволяет детям увидеть результат занятий, посвященных истории родного города. Точно также после знакомства с фотографиями, рассказами, альбомами с интересом дети участвуют в изготовлении «Макета сражения Великой отечественной войны».

Работа по составлению «Генеалогического дерева своей семьи» может быть дополнена рассказами о традициях в семье ребенка. То же касается и праздников - рассказы, зарисовки, просто фотографии, составление альбомов помогут в приобщении ребенка к культуре и истории.

Для активизации мыслительной деятельности, наблюдательности, памяти и речи у детей воспитателю нужно планировать беседы. Беседа является основной формой речевого общения ребенка с взрослыми и своими сверстниками. Беседу используют, как активный метод умственного воспитания. Общение в форме вопросов и ответов побуждает детей воспроизводить наиболее значимые, существенные факты: сравнивать, обобщать, рассуждать. В единстве с мыслительной деятельностью в беседе формируется речь: связные логические высказывания, образные выражения. Закрепляется умение отвечать кратко, точно, следуя содержанию вопроса, внимательно слушать других, дополнять и поправлять ответы друзей .

Чтобы вызвать у детей интерес и желание больше узнать о своем городе и крае, можно вводить на уроках персонажей (куклы в разных костюмах, животные, средства транспорта) и рассказывать от их лица истории и сказки. Это может быть один постоянный герой, который приходит на занятия с предметами быта, сувенирами, фотографиями, книгами.

Роль наглядности в беседе трудно переоценить при знакомстве детей с трудом и бытом коренных жителей области. Использование иллюстративного материала делает рассказы детей связными, четкими и последовательными. Беседы с использованием картин позволяют развивать у детей внимание, память и речь.

Как было сказано выше, ведущим видом деятельности дошкольника является игра, поэтому использование в беседе игровых приемов помогает детям стать наиболее наблюдательными, сообразительными, любознательными.

Для обобщения и систематизации знаний детей после бесед и занятий можно дидактические игры. Дидактическая игра - универсальный метод закрепления знаний и умений. Дидактические игры позволяют детям в живой непосредственной форме:

1. накапливать сенсорный опыт, уточнять представления и знания о свойствах предметов (цвет, форма, величина, строение), развивать умение выделять сходство и различие между предметами;

2. развивать глазомер, координацию движений рук и глаз, мелкую моторику.

Дидактические игры представляют большие возможности для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

Например, игра «Волшебные узоры Урала» - выложить орнамент - предполагает закрепление знаний о геометрических фигурах и цветах. Игры закрепления знаний о профессиях предлагаю игру «Кому что нужно?». Дети подбирают необходимые предметы.

Залогом гармоничного развития личности является воспитание детей, сочетающее в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство и крепкое здоровье. Основным средством такого воспитания может стать народная игра К.Д. Ушинский писал: «Обратите внимание на народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать у них превосходное и могущественное воспитательное средство - задача педагогики» .

Подвижные и хороводные игры («Гори - гори ясно, чтобы не погасло») выступают не только средством приобщения детей к народной культуре, но и средством развития двигательной активности.

Перечисленные методы, приемы, средства работы с детьми не являются единственными. Они известны каждому педагогу, и каждый, разумеется, может дополнить. Самое главное, нужно помнить, что ответственный подход к делу, материнское отношение к ребенку, благожелательное принятие его самостоятельности - главное условие развития личности.

    Воспитывая у детей любовь к своему городу, я подвожу их к пониманию, что их город — частица Родины

    Очень хорошо, когда в детском саду работают семейные клубы. Встречи в таких клубах могут проводиться в разных формах. Большое значение имеют семейные экскурсии в музеи, к памятникам истории и культуры; организация на основе увиденного выставок и экспозиций, демонстрация снятых семейной кинокамерой фильмов и т. д. Хорошо, когда занятия семейных клубов включают в себя и какие-либо работы фольклорного плана (разрисовки глиняных игрушек, народное плетение и т. д.), а также местные традиционные праздники и обряды. Все это приобщает детей к истории своего народа, своего родного города, своей родины.

Просмотр содержимого документа
«Статья «Приобщение детей дошкольного возраста к истории и культуре родного края»»

Дронова Ольга Анатольевна

Воспитатель ГККП ДО №18 «Балдырган»

Западно-Казахстанская область

Город Уральск

Статья «Приобщение детей дошкольного возраста

к истории и культуре родного края»

Я узнал, что у меня есть огромная родня:

И тропинка, и лесок, в поле - каждый колосок,

Речка, небо надо мною - это все мое, родное!»

В. Орлов

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных, поэтому в современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью своей Родины. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым относится чувство патриотизма.

Поэтому, я считаю данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.

Одной из важнейших задач нравственного воспитания является воспитание любви к Родине.

Сложность решения данной задачи связана, прежде всего, с возрастом детей. Нужно понимать, что в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно: гуманизм, коллективизм, трудолюбие, чувство собственного достоинства. Тем не менее, практически все нравственные качества берут своё начало в дошкольном возрасте.

В рамках патриотического воспитания параллельно с другими я решаю следующие задачи:

    формирование нравственно-духовного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;

    формирование активной жизненной позиции подрастающего поколения.

Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Роднит эти чувства единая основа - привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.

Считаю, что важной составной частью работы по патриотическому воспитанию дошкольников является приобщение их к традициям и обычаям народа, страны, к искусству. Дети должны не только узнать о традициях, но и участвовать в них, принимать их, привыкать к ним.

Не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу Родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту.

Любой край, где бы человек ни жил, неповторим. У каждого места на земле есть своя история. Уральск имеет богатую историю, которую должны знать наши дети. За последние годы наш город преобразился: стали чистыми и нарядными улицы, микрорайоны и проспекты, появились новые памятники и парки, стали благоустраиваться дворы и детские площадки, появилось много новых зеленых насаждений и разнообразных красиво оформленных цветущих клумб.

Поэтому, я стремлюсь к тому, чтобы мои воспитанники увидели красоту родного города, преобразования, происходящие в нем каждый год, гордились своей малой родиной.

Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Знакомство дошкольников с родным городом и родной страной процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, и эта работа, в основном должна проходить вне занятий.

Думаю, что именно с воспитания любви к родной природе необходимо начинать патриотическое воспитание дошкольников: ведь природные явления, объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для восприятия, воздействуют на эмоциональную сферу.

С этой целью я провожу экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребёнок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами. Родители должны рассказывать детям о городе, о своих любимых местах: показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Очень часто я провожу беседы о памятниках, театрах и т.д. Важно, чтобы познавательный материал был понятен детям, вызывал интерес.

Необходимо чтобы дети принимали участие в праздновании дня города. Свои впечатления дети должны отразить в рисовании, конструировании. Можно изготовить подарки к праздникам.

Воспитывая у детей любовь к своему городу, я подвожу их к пониманию, что их город - частица Родины

Средствами ознакомления дошкольников с родным городом являются само окружение (природное и социальное), в котором они живут, художественная литература, музыка, изобразительное искусство. Средствами служат также та или иная деятельность (игра, труд), праздники, которые отмечаются в стране и детском саду.

Основной формой ознакомления детей с родным городом является организованная учебная деятельность. Важно, чтобы она повышала детскую мыслительную активность. Мне кажется, что этому помогают приемы сравнения (город раньше и теперь), вопросы, индивидуальные задания.

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами Казахстана, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

Таким образом, знакомя детей с родным городом и родной страной, я учитываю, чтобы вся информация вызывала в детях не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. Это может быть желание ребенка нарисовать то, о чем он только что услышал; рассказать родителям или друзьям то, что он узнал от воспитателя; посадить около дома цветы, чтобы его двор был красивее; не сорить и т.д.

При знакомстве дошкольников с историей родного города, мне приходится использовать словесные методы. От того, как я это сделаю, зависит, воспримет ребенок новые представления или эта информация не затронет чувств детей, не вызовет в них желание узнать что-то еще.

Считаю, что успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми - настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребёнка с гордостью сказанные слова: "Я - казахстанец! Я горжусь своей страной!».

Поэтому свою работу я строю в тесном содружестве с семьёй. Работа по воспитанию патриотизма более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Поэтому, мои родители являются активными участниками всех мероприятий, проводимых в детском саду: в экологических акциях, проектах, экскурсиях на природу, развлечениях, викторинах.

Очень хорошо, когда в детском саду работают семейные клубы. Встречи в таких клубах могут проводиться в разных формах. Большое значение имеют семейные экскурсии в музеи, к памятникам истории и культуры; организация на основе увиденного выставок и экспозиций, демонстрация снятых семейной кинокамерой фильмов и т. д.. Хорошо, когда занятия семейных клубов включают в себя и какие-либо работы фольклорного плана (разрисовки глиняных игрушек, народное плетение и т. д.), а также местные традиционные праздники и обряды. Все это приобщает детей к истории своего народа, своего родного города, своей родины.

Таким образом, проводимая мною работа поможет обогатить знания детей о прошлом и настоящем родного города, воспитать чувство любви и гордости за людей, которые в нём живут, побудить детей проявлять естественный интерес к родному краю. Целенаправленная работа по ознакомлению с родным городом, родной культурой не только сформирует любовь к традициям своего народа, но и будет способствовать развитию личности в духе патриотизма.

А совместная деятельность станет основой в формировании гражданина, Человека с большой буквы, патриота Родины.

Статья «Приобщение детей дошкольного возраста к истории и культуре родного края»

«Копилка уроков – сайт для учителей» 20. 03. 2016 года)