Меню Рубрики

Как убрать мандраж перед выступлением. Как не нервничать? Успокоительные препараты. Как успокоиться и не нервничать. Почему мы начинаем нервничать при общении

Во время истерики ребенок теряет самообладание, и общее его состояние характеризуется как крайне возбужденное. Истерики у ребенка сопровождаются следующими признаками: плач, крик, размахивающие движения ногами и руками. Во время приступов малыш может укусить себя или рядом находящихся людей, падает на пол, наблюдаются случаи ударов головой об стену. Кроха в таком состоянии не воспринимает привычные слова и убеждения, неадекватно реагирует на речь. Этот период не подходит для объяснений и вразумлений. Осознанное воздействие на взрослых рассчитано на то, что в итоге он получит желаемое. Часто такое поведение приносит положительный эффект.

Во время истерики ребенок характеризуется крайне нестабильным эмоциональным состоянием и способен на неадекватные поступки

Причины

Чем старше малыш, тем больше у него появляется личных желаний, интересов. Порой эти взгляды расходятся с тем, что думают родители. Происходит столкновение позиций. Ребенок видит, что не может добиться желаемого и начинает злиться и нервничать. Такие напряженные ситуации и провоцируют появление истерических состояний. Перечислим основные факторы, влияющие на это:

  • малыш не в состоянии заявить и выразить свое неудовлетворение;
  • попытка привлечь внимание к себе;
  • стремление получить что-то нужное;
  • переутомление, голод, недосыпание;
  • болезненное состояние в период обострения заболевания или после него;
  • попытка стать как другие дети или быть похожим на взрослого;
  • результат непомерной опеки и излишней строгости родителей;
  • положительные или отрицательные поступки ребенка не имеют четкой реакции со стороны взрослых;
  • система поощрений и наказаний плохо отработана;
  • когда ребенка отрывают от какого-то увлекательного занятия;
  • неправильное воспитание;
  • слабая нервная система, неуравновешенное поведение.

Увидев однажды подобное у своего малыша, родители зачастую не знают, как реагировать и как это остановить? Единственное желание в моменты приступов - чтобы они поскорее закончились и больше не начинались. Повлиять на их частоту могут именно родители. От их правильного и рационального поведения будет зависеть продолжительность подобных ситуаций.

Ошибки в реагировании приведут к затягиванию неприятных моментов на долгие годы. Спокойная реакция на истерические приступы, отсутствие реакции как таковой сведут детские истерики на «нет» в самые короткие сроки.

Отличие от капризов

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Прежде чем начать борьбу с истерическими приступами, следует разграничить два понятия «истерика» и «каприз». Капризы – преднамеренные действия, имеющие своей целью получить желаемое, невозможное или запретное. Проявляются капризы аналогично истерикам: топаньем, криком, швырянием предметов. Капризы зачастую рождаются там, где нет возможности их исполнить - например, хочется съесть конфету, а их в доме нет, или пойти на прогулку, а за окном ливень.

Детские истерики отличает непроизвольность. Малыш не может справиться с эмоциями, и это выплескивается в физических проявлениях. Так, в истерическом состоянии ребенок рвет на себе волосы, царапает лицо, громко плачет или стучится головой об стену. Можно констатировать, что порой бывают даже непроизвольные судороги, которые называются «истерический мост». Ребенок в таком состоянии выгибается дугой.

Стадии приступов

Как проявляются детские истерики? 2-3 года – возраст, характеризующийся следующими стадиями приступов:

Стадия Описание
Крик Громкие крики ребенка пугают родителей. При этом не выдвигается никаких требований. Во время начала очередной истерики малыш ничего не видит и не слышит вокруг.
Двигательное возбуждение Главные характеристики периода: активное разбрасывание вещей, топанье, удары ногами, руками и головой об стену, пол. Боли в такие моменты кроха не чувствует.
Рыдания У ребенка начинают литься слезы. Текут они просто ручьями, а весь вид карапуза выражает обиду. Малыш пересекший вторую стадию и не получивший в ней утешения, продолжает всхлипывать очень долго. Малютки очень трудно справляются с нахлынувшими на них эмоциями. Получив успокоение только на последней стадии, ребенок будет полностью обессилен, выразит желание поспать в дневное время. Быстро засыпает, но ночью спит тревожным сном.

При истерике ребенок может падать на пол и выгибаться дугой, что особенно шокирует неподготовленных родителей

Слабый и неуравновешенный тип нервной системы ребенка наиболее подвержен к появлению сильных приступов. В возрасте до 1 года тоже случаются истерические проявления. Характеризуются они истошным продолжительным плачем. Что может вызвать такое состояние? Причиной может служить даже минимальная ошибка в уходе: мама не сменила мокрые штанишки, чувство жажды или голода, требование поспать, боли от колик. Для таких деток характерны постоянные просыпания по ночам. Годовалый малыш может продолжать еще долго плакать, даже если причины уже ликвидированы.

Истерики у ребенка в 1,5-2 года

Дети в полтора года закатывают истерики на фоне перенапряжения в эмоциональном плане и от усталости. Не до конца устоявшаяся психика дает такие результаты, но чем старше ребенок, тем более осознанными являются его истерические приступы. Он таким образом манипулирует чувствами родителей, добиваясь своих целей.

К 2 годам подросший младенец уже хорошо понимает, как пользоваться словами «не хочу», «нет» и понимает смысл фразы «нельзя». Осознав механизм их действия, он начинает применять их на практике. Выразить словесно свой протест или несогласие двухлетка еще не может, поэтому он прибегает к более выразительной форме – к истерическим припадкам.

Агрессивное и необузданное поведение 1-2-х годовалого ребенка шокирует родителей, они не знают, какая реакция будет правильной. Малыш кричит, размахивает руками, валяется на полу, царапается – все эти действия требуют адекватной реакции взрослых. Часть взрослых поддается на провокации и выполняет все желания карапуза, а еще часть прибегает к физическим наказаниям, дабы отучить от подобного в будущем.


При истерике ребенок может стать агрессивным и необузданным, однако родителям нельзя впадать в панику и идти на поводу у маленького диктатора

Правильная реакция: какая она?

Какая должна быть реакция на истерические приступы двухлетки? В основе зачастую лежит каприз, выражающийся в словах «не буду», «дай», «не хочу» и т.д. Не сумев предотвратить появление истерического приступа, откиньте мысли об успокаивании ребенка. Также не стоит его вразумлять или ругать, это лишь дополнительно распалит его порыв. Не бросайте ребенка одного. Важно держать его в поле зрения, так кроха не будет пугаться, а будет сохранять уверенность в себе.

Однажды уступив малютке, вы рискуете получить неоднократное повторение подобного. Не способствуйте закреплению этого навыка, не идите на поводу. Почувствовав раз, что своим поведением ребенок добивается своего, он будет прибегать к этому методу снова и снова.

Разовая слабость взрослого может обернуться длительной проблемой. Бить и наказывать ребенка также не стоит, физические воздействия не принесут результата, а лишь усугубят поведение малыша. Реально помогает полное игнорирование детской истерики. Видя, что его старания тщетны и, если они не приносят желаемого результата, ребенок откажется от этого способа воздействия.

Можно нежно и спокойно успокоить его, сказав крохе о том, как вы его любите, при этом крепко обнимая и удерживая в своих объятиях. Старайтесь быть роднее и нежнее, если даже он сильно злится, кричит или стучится головой. Карапуза, вырывающегося из ваших объятий, не удерживайте насильно. В ситуации, когда кроха истерит из-за того, что не хочет с кем-то оставаться (с бабушкой, с воспитателем), то следует как можно быстрее покинуть помещение, оставив его со взрослым. Оттягивание момента расставания лишь удлинит процесс детской истерики.

Истерики в общественных местах

Родителям очень сложно контролировать процесс истерических требований в общественных местах. Ребенку 2-х лет гораздо проще и безопаснее уступить, чтобы прекратить шум и установить спокойствие, но такое мнение крайне ошибочно. Косые взгляды окружающих не должны вас волновать в этот момент, самое главное – одинаковая реакция на аналогичные поступки.

Уступив однажды и уняв скандал, вы провоцируете вторичное повторение ситуации. Кроха просит игрушку в магазине – будьте тверды в своем отказе. Не реагируйте на его топот, возмущение и недовольство любого плана. Видя уверенное и непоколебимое поведение родителей, ребенок поймет, что истерические припадки не помогают добиться желаемого. Помните, что кроха устраивает истерические приступы в целях воздействия зачастую именно в общественных местах, рассчитывая на мнение публики.

Оптимальный вариант реакции – немного подождать. После окончания приступа следует успокоить кроху, обнять и ласково поинтересоваться причиной его поведения, а также сказать, что разговаривать с ним намного приятнее, когда он в спокойном состоянии.

Истерики у ребенка 3 лет

Ребенок в 3 года хочет быть самостоятельным и чувствовать свою взрослость и независимость. Кроха уже имеет свои желания и хочет отстоять свои права перед взрослыми. Дети 3-х лет находятся на рубеже новых открытий и начинают чувствовать себя уникальной личностью, могут по-разному вести себя в такой непростой период (рекомендуем прочитать: ). Из основных характеристик данного этапа является негативизм, упрямство и своеволие. Истерики у ребенка 3 лет часто обескураживают родителей. Еще вчера их малютка делал все с радостью и удовольствием, а сегодня он делает все наперекор. Мама просит кушать суп, а малыш бросает ложку, или папа зовет к себе, а ребенок настойчиво игнорирует эти просьбы. Кажется, основными словами трехлетки становятся «не хочу», «не буду».

Выходим на борьбу с истериками

Как справляться с детскими истериками? Важно при отучении крохи от этого вредного занятия не концентрировать свое внимание на его плохих поступках. Откажитесь от желания сломить его характер, это не приведет ни к чему хорошему. Разумеется, позволять делать все, что хочет ребенок, также недопустимо. Как же тогда бороться с этой бедой? Ребенок должен понимать, что истерика не помогает добиться каких-то результатов. Мудрые бабушки и мамы знают, что лучший способ в таких случаях – переключить детское внимание на что-то другое, отвлечь его. Выбирайте интересные альтернативы: посмотреть любимый мультик или позаниматься, поиграть вместе. Такой способ не сработает, если кроха уже находится в апогее истерики. Тогда самое лучшее – переждать.

При проявлении истерик дома, четко сформулируйте свою мысль о том, что любые разговоры с ним будут только после того, как он успокоится. Сами в этот момент более не обращайте на него внимания и занимайтесь домашними хлопотами. Родители должны показывать пример, как владеть своими эмоциями и сохранять спокойствие. Когда малыш успокоится, поговорите с ним и расскажите, как сильно его любите и что его капризы не помогут ничего добиться.

Когда капризы случаются в людном месте, постарайтесь вывести или отнести ребенка туда, где зрителей будет меньше. Регулярные истерики у крохи предусматривают более внимательное отношение к словам, которые вы говорите ребенку. Избегайте ситуаций, когда ответом на ваш вопрос может быть отрицание. Не стоит говорить категорично: «Скорее одевайся, пора на улицу!» Создавайте иллюзию выбора: «Ты пойдешь в красном свитере или в синей кофте?» или «Куда бы ты хотел пойти, в парк или на площадку?»

Приближаясь к возрасту 4 лет, ребенок поменяется - детские истерики будут утихать и пройдут так же внезапно, как и появились. Кроха входит в возраст, когда уже есть способность рассказать о своих желаниях, эмоциях и чувствах.


Иногда отвлечь ребенка и переключить его внимание помогает обычный мультик

Истерики у ребенка 4 лет

Часто мы, взрослые, сами провоцируем у детей появление капризов и истерик. Вседозволенность, отсутствие рамок и понятий «нельзя» и «нет» оказывают малышу медвежью услугу. Кроха попадает в капкан родительской беспечности. Так, детки 4 лет прекрасно чувствуют слабину и если мама говорит «нет» - значит, бабушка может разрешить. Важно родителям и всем воспитывающим взрослым договориться и обсудить разрешаемое и запрещаемое, а также проинформировать ребенка. После этого следует четко придерживаться установленных правил. Все взрослые должны быть едины в своих методах воспитания и не нарушать запретов других.

Комаровский утверждает, что учащенные детские капризы и истерики могут свидетельствовать о наличии заболеваний нервной системы. За помощью к неврологу или психологу следует обращаться, если:

  • в наличии учащенное проявление истерических ситуаций, а также их агрессивность;
  • присутствует нарушение или прерывание дыхания во время приступов, ребенок теряет сознание;
  • истерики продолжаются после 5-6-летнего возраста;
  • малыш бьет или царапает себя, окружающих;
  • истерики проявляются ночью в сочетании с кошмарами, страхами и частыми переменами настроения;
  • после приступа у ребенка наблюдается рвота, одышка, вялость и усталость.

При констатации врачами отсутствия каких-либо заболеваний, следует искать причину в семейных взаимоотношениях. Ближайшее окружение малыша также может иметь большое влияние на появление истерических приступов.

Профилактика

Как справиться с детской истерикой? Родителям важно уловить момент, близкий к приступу. Возможно, малыш поджимает губы, сопит или слегка всхлипывает. Заметив такие характерные признаки, постарайтесь переключить кроху на что-то интересное.

Отвлеките внимание ребенка, показав вид из окна или сменив комнату, заняв интересной игрушкой. Такой прием актуален в самом начале детской истерики. При активном развитии приступа такой способ не даст результатов. Для предотвращения истерических состояний доктор Комаровский дает следующие советы:

  • Соблюдение режима отдыха и распорядка дня.
  • Избегать переутомления.
  • Уважать право ребенка на личное время, разрешать играть в свое удовольствие.
  • Называть чувства ребенка словами. Например, сказать: «Тебе обидно, что у тебя забрали игрушку» или «Ты злишься, потому что мама не дала конфету». Так вы научите ребенка рассказывать о своих чувствах и придавать им словесную форму. Постепенно он научится их контролировать. Определив границы, дайте понять, что их нарушение недопустимо. К примеру, малыш кричит в транспорте, вы объясняете: «Я понимаю, ты злишься на меня, но кричать в автобусе недопустимо».
  • Не помогайте ребенку делать то, с чем он может справиться самостоятельно (снять штанишки или спуститься по ступенькам).
  • Давайте возможность ребенку выбирать, например, в какой кофте идти на улицу, или на какую площадку пойти погулять.
  • Предполагая отсутствие выбора, выражайте это так: «Идем в поликлинику».
  • Когда кроха начинает плакать, отвлеките его, попросив найти какой-то предмет или показать, где что-то лежит.

  • Добрый вечер, у меня такая проблема. Моему ребенку 2,4 года, как стали посещать сад, нались истерики, падание на пол, кричит, нервничает, уже не знаю что делать, подскажите, пожалуйста.

  • Здравствуйте, Наталья! Помогите, пожалуйста, советом… Я уже отчаялась и не знаю что делать.. Дочь,2,7. Очень упрямая по характеру, ведет себя агрессивно — может укусить ударить, посылает на улицу «иди на улицу». В последнее время нервы не выдерживают вообще — как начнет кричать — дай мандаринку, покажи мультики, дай денег(чтобы их перебирать и играть с ними). Сил нету вообще. Соседи уже в стенку стучат!!! Семья у нас нормальная, никто не агрессивный, ее очень любим, жалеем, постоянно целуем и обнимаем, и не можем понять почему и откуда берется такая агрессия…. Прочитала много статей на эту тему, и советы типа: ровным голосом объяснять ребенку его поведение, чувства, не помогают. Уйти в другую комнату не помогает. Никак не реагировать — еще больше впадает в истерику. Нет больше сил. Как нам быть?

  • Добрый день! Ребенку 2 года, недавно отлучила от груди и дочь как будто подменили…. Начались жуткие истерики по 2-3 на день. В садик ходим уже почти полгода и такого не было никогда. Подскажите, связано ли это с отлучением? Или совпало с кризисом 2 лет?

  • Дочке 2,5 года. Если что-то не так как она хочет, начинает кричать, бунтовать, разбрасывать вещи. На любую просьбу отвечает отказом, постоянный бунт. Даже если будет стоять в углу, не просит прощения. Девочка смышленная, давно разговаривает. Есть ещё старшая, 9 лет. У них то мир, то борьба за телефон. Не знаю, как реагировать на это.

  • Чем отличается детская истерика от простого каприза? Тем, что это неконтролируемый эмоциональный взрыв, реакция протеста, которую невозможно не заметить. Расцветом такого «особенного» поведения становится раннее детство (от 1 года до 3 лет), когда все дети в той или иной степени пробуют свои возможности, знакомятся со словом «нет», но не обладают достаточными способами выражения несогласия и средствами для достижения желаемого.

    Периодически скандалят и дети постарше. Важно помнить, что истерика у ребенка – это лишь эмоциональная и поведенческая реакция, и ее не стоит бояться. Она пройдет так же, как и плач грудничка, при правильно организованных условиях и адекватном отношении родителей к малышу.

    Ребенок закатывает истерики: истоки

    В первую очередь нужно распознать причины, по которым ребенок бурно реагирует на что-либо, и выгоды, которые он получает, используя такое поведение.

    • Манипуляция взрослыми. Наступает момент, когда ребенок не получает желаемого или сталкивается с требованиями, которые раньше ему не предъявлялись (например, убрать за собой игрушки). Малыш начинает капризничать, а если это не помогает, пробует новый способ добиться результата: падает на пол, захлебываясь слезами и криком, закрыв глаза и размахивая руками и ногами. Родители в этот момент испытывают целую гамму чувств, от бессилия и смущения до ярости. А если сцена происходит в общественном месте, то нередко подключается и давление со стороны посторонних взрослых, и малыш добивается своего: новой игрушки, пирожного и т.д. Такая ситуация быстро закрепляется, и ребенок начинает ловко манипулировать взрослыми.
    • Нехватка внимания. В этом случае ребенок не выдвигает требований, потому что не понимает, что ему нужно, но чувствует дискомфорт. Он просто ведет себя так, что на это невозможно не отреагировать. Часто такие приступы истерики возникают в семьях, где родители слишком заняты своими делами, а адекватное, социально приемлемое поведение малыша не встречает какого-либо отклика, не замечается. Тогда, чтобы получить «свою долю» эмоционального контакта, ребенок прибегает к истерике.
    • Неуравновешенная психика малыша. Конечно, для каждого ребенка усталость, плохое самочувствие и чрезмерные эмоции могут стать причиной истерики как выплеска накопившейся энергии. Но есть дети, которые более склонны к таким приступам из-за особенностей нервной системы. Легко возбудимые, гиперактивные дети чаще устраивают истерики. Их «слабая» нервная система более чувствительна к перегрузкам, а самоконтроля не хватает. Такой ребенок может понимать, что его поведение не приведет ни к какому результату, но он не в состоянии справиться с эмоциями. Обычно после кратковременной вспышки неадекватного поведения он становится спокойным и легко возвращается к привычной деятельности, как будто сбросив с себя эмоциональный груз.
    • Страх, психотравмирующая ситуация. Это, пожалуй, самая глубокая причина истерик у детей . Стресс, вызванный потерей близкого, плохими отношениями между родителями, конфликтами в детском коллективе, переездом, возвращением к ситуации, связанной с сильным испугом, может спровоцировать истерику у ребенка.

    Рассмотрим несколько типичных ситуаций истерики, чтобы разобраться в различных способах ее преодоления.

    Детская истерика: что делать, если о ребенке забыли

    Маленькому Саше 4 года, он довольно спокойный мальчик. Однажды родители поехали с ним в гости к друзьям, у которых недавно родился малыш. Сначала Саша вел себя хорошо, но через час «посиделок» его поведение стало меняться. Он начал ныть, цепляться за родителей, а потом устроил истерику с ужасными криками, да так, что родители не знали, куда деться от стыда.

    Дети дошкольного возраста все еще остаются эмоционально зависимыми от родителей, хотя внешне производят впечатление уже подросших и самостоятельных. Очутившись среди взрослых, занятых своими делами и только что родившимся малышом, Саша остро ощутил нехватку внимания к себе, потерю своей значимости, поэтому и начал капризничать. Но его «сигналы» не были поняты, что и привело к истерике.

    В такой ситуации лучше всего извиниться перед друзьями и уйти «со сцены», дав ребенку возможность успокоиться и расслабиться. Отвлечь малыша можно, предложив ему посмотреть, «что там такое за окном» или «ой, какая интересная штука тут на стенке висит…» Если у вас с собой сумочка, можно сказать таинственным голосом: «Ой, посмотри, что у меня в сумочке есть!» Обычно малыши от такой новости перестают плакать и с интересом заглядывают в мамину сумку. Позаботьтесь о том, чтобы там действительно всегда находилось что-нибудь занятное, на случай, если вспыхнет такая детская истерика… Что делать еще? Когда ребенок никак не может успокоиться, неплохо применить метод «удержания»: крепко обнимите малыша, прижмите его к себе и поглаживайте по спине. А после того как он затихнет, хорошо бы дать ему попить чего-нибудь теплого. Родителям важно помнить, что малыш, длительное время предоставленный сам себе, уставший, находящийся в непривычной обстановке, напомнит о себе самым громким способом. Поэтому в гостях не забывайте занимать ребенка чем-то интересным.

    Детская истерика: что делать, если ребенок капризничает

    Трехлетняя Лиза уже несколько месяцев регулярно изводит свою семью постоянными истериками, которые могут появиться на любой запрет. Причем девочка не стесняется ни посторонних, ни родных, она не реагирует на уговоры и не сдвигается с места, оповещая округу громким криком «Хочу!»

    Что и говорить, поход в магазин становится для мамы девочки настоящей пыткой, чреватой ненужными покупками. Да и на улице ситуация не лучше – то чужую куклу ей подавай, то «домой не пойду»… Лиза использует классическую манипулятивную истерику, добиваясь выполнения своих требований способом, который, видимо, когда-то сработал. Самое главное в случае «магазинной истерики» – сохранять спокойствие. Нужно четко дать понять ребенку, что вам неприятно его поведение, но вы не злитесь и не собираетесь выполнять его желания только потому, что он лежит на полу. Можно вынести «нарушителя спокойствия» из магазина, лишив его любопытствующей аудитории. Нет смысла уговаривать или объяснять что-то малышу в момент истерики, он все равно ничего не услышит. Лучше обсудить его поведение после того, как он успокоится.

    Если скандал вспыхнул на улице (допустим, по поводу чужой игрушки), то важно скорее переключить внимание ребенка на какой-то объект в поле его зрения. Фраза: «Ой, смотри, кто бежит!», сказанная мамой с азартом, заставит малыша на мгновение забыть о своей обиде и посмотреть туда, куда указывает мама. Если объект его заинтересовал – крику конец.

    Главное – не останавливаться на достигнутом, продолжая говорить малышу что-то типа: «Ой, кошечка побежала, смотри, какая черная (рыжая, с пушистым хвостом). Как кошечка мяукает? Пойдем на нее посмотрим!»

    Еще один способ отвлечь – заинтересовать действием. Допустим, можно вытащить из сумки мелки и предложить крохе порисовать на асфальте. Или молча самой начать рисовать. Скорее всего, малыш захочет поучаствовать. Рисование – это прекрасный способ «выпустить пар». Дочка не хочет идти домой? Что ж, можно сказать ей так: «Ладно, ты можешь гулять дальше, только проводи меня. Представляешь, я забыла, где наш дом! Подскажешь? Дай мне ручку». Трехлетний ребенок вряд ли усомнится в истинности маминой «забывчивости», проводит ее домой, а там уже и забудет, что скандалил.

    Детская истерика: что делать, если ребенок боится

    Зое недавно исполнилось пять лет, но ее родители до сих пор с ужасом готовятся к посещению детской поликлиники, когда ребенку предстоит анализ крови. С девочкой можно договориться о предстоящем событии, о том, что это необходимо, и она искренне пообещает, что будет вести себя хорошо. Но стоит ей приблизиться к кабинету, как от ее намерений не остается и следа. Каждый раз дело заканчивается скандалом, потому что Зоя сначала застывает на месте, не слушая никаких уговоров, а потом начинает активно сопротивляться и кричать...

    Иногда случается так, что в детской психике запечатлевается событие, связанное с негативной эмоцией (например, страхом). При сочетании ряда условий (впечатлительность ребенка, боль, эмоциональная реакция взрослых и др.) некоторые ситуации начинают настолько пугать малыша, что приводят к истерикам. В случае с Зоей можно предположить, что причиной ее поведения в поликлинике служит именно сильный непроработанный страх, который лишь закрепляется и усиливается с каждой детской истерикой. Что делать ? В такой ситуации чувства и потребности ребенка не следует оставлять без внимания. Лучше всего Зое и ее родителям поработать с детским психологом, он составит программу коррекции поведения. Но родители и сами могут предпринять некоторые шаги.

    Будьте максимально неэмоциональны во время посещения больницы (ребенок чувствует напряжение родителей), озвучивайте эмоции дочки, но не поддавайтесь им: «Да, ты не хочешь идти, ты боишься, но это надо сделать. Сейчас побоимся и перестанем». В момент истерики реагируйте на крик как на обычную реакцию, которая скоро пройдет, надо лишь немного потерпеть. Не ругайте малыша за ор, даже если вам стыдно перед окружающими. Нужно создать для ребенка такие условия, чтобы ассоциация «врач-боль-страх» разорвалась. Для этого необходимо заместить эмоцию страха к медицинским процедурам на эмоцию интереса: играть в «доктора», меняясь ролями, и проигрывая всевозможные неприятные моменты и поведение; изучать детские энциклопедии и анатомические атласы, брать ребенка с собой, когда вы проходите какие-либо осмотры, чтобы он мог наблюдать адекватную реакцию. Немного об ангелах…

    Существуют ли дети, которые не устраивают истерик? Некоторые родители, наверное, могут сказать, что не сталкивались с таким поведением у собственного ребенка. Действительно, бывают такие талантливые мамы и папы, которые с легкостью регулируют процесс детского развития.

    Случается и так, что сам малыш по характеру флегматичен и спокойно относится к контролю, запретам и навязыванию воли взрослого. Но чаще всего детские истерики забываются по мере того, как ребенок «перерастает» их, меняется родительское отношение к его поведению и кажется, будто истерик и не было вовсе. Поэтому постарайтесь относиться к детским истерикам не как к позору и ужасу, а как к сигналу о том, что кое-что в вашей семейной жизни или жизни малыша происходит не так, и у вас есть возможность это изменить. Вы точно справитесь!

    Что такое детская истерика? Это крики, плач, неконтролируемые движения, агрессия. С подобными вспышками многие родители знакомы не понаслышке. И если двухлетний малыш, чаще всего, впадает в крайнее эмоциональное состояние вследствие перевозбуждения или переутомления, то истерики у ребёнка 3 лет следует рассматривать уже, скорее, как первые попытки манипулировать вами. Кого-то они пугают, кого-то раздражают, у кого-то вызывают ответную агрессию. Но такое поведение крохи не оставляет равнодушными ни его родных, ни окружающих.

    Причины детских истерик

    Как должны реагировать на истерики своих карапузов родители? И возможно ли их предвидеть и предотвратить? Ответы на эти вопросы каждый должен будет искать свои. Исходя из обстоятельств и причин, приведших к конфликту. Ведь именно конфликтные ситуации, чаще всего, и становятся толчком, отправной точкой истерики у ребёнка.

    Ребёнок во время истерики может рвать на себе волосы, биться головой о стену, при этом, совершенно не чувствуя боли

    Так почему же малыш может устроить вам истерику?


    Какая бы из перечисленных причин ни была виной истерики у вашего карапуза, мамы-папы, для начала, должны понять одно. Малыш ведёт себя так не потому, что он хочет вас позлить. Он не хитрит и не капризничает. Просто что-то в его жизни идёт не так. А кроха ещё не может ни понять суть проблемы, ни облечь свои эмоции в слова.

    Не порицание или наказание требуется в данной ситуации от вас. А ваше внимание, помощь, поддержка и, конечно же, родительская любовь.

    Ваше главное оружие в борьбе с детскими истериками - спокойствие

    Как себя вести родителям?

    Если исходить из того, что для ребёнка истерика – средство привлечения внимания взрослых к его персоне, родителям, прежде всего, нужно добиться того, чтобы малыш научился информировать о своих потребностях и желаниях более цивилизованно.

    Кроха должен понять, что истерика не так уж эффективна, и решить проблемы она ему не поможет. Чтобы подвести карапуза к подобному выводу, прежде всего, ведите себя во время таких эмоциональных взрывов, придерживаясь чётко продуманной линии поведения.

    Тактильный контакт с мамой, зачастую, помогает предотвратить истерику у малыша

    Нужно правильно реагировать на детскую истерику

    1. Не паникуйте, соблюдайте спокойствие. Ни в коем случае не показывайте, что вас каким-то образом задевает подобное безобразие. Очень часто именно из-за отсутствия благодарных зрителей истерика заканчивается, так толком и не начавшись.
    2. Разберитесь, что стало причиной всплеска эмоций у вашего малыша.
    3. Если ребёнок, таким образом, пытается манипулировать вами (чтобы получить желаемое), уступить ему будет самой большой вашей ошибкой. Тем самым вы спровоцируете повторение истерик снова и снова, когда карапузу будет что-то нужно от вас.
    4. Пусть это может показаться жестоким, но самым правильным будет – игнорировать истерику. Но не оставляйте в этот момент малыша в одиночестве. Находитесь в поле зрения ребёнка, при этом будьте равнодушны и непреклонны.
    5. Конечно, можно попытаться начать вести конструктивный диалог. Либо же пустить в ход какой-нибудь отвлекающий манёвр. В некоторых случаях это срабатывает.
    6. А иногда тактильный контакт с мамой, её объятия, слова любви, даже ласковая тихая песенка, способны довольно быстро утихомирить разбушевавшиеся страсти. В этом случае всё зависит от причин, побудивших малыша к такой психологической реакции.

    А вот наказывать маленького бунтаря не стоит. Воспитательные моменты лучше оставить на потом. Когда страсти улягутся и все успокоятся. Вот тогда-то и можно начинать учить кроху правильно реагировать на различные жизненные ситуации.

    Воспитательную работу с ребёнком проводить следует уже тогда, когда истерика пройдёт, и он успокоится

    Когда страсти улеглись

    Да-да. Точно так же, как вы учили малыша ходить или говорить, вам нужно обучать его способам выражения своих эмоций и желаний. Преподавать модели поведения в тех или иных обстоятельствах. Делать это легче всего посредством игры и беседы. Поучительные истории и сказки тоже очень эффективны.

    Ребёнок должен на реальных примерах уяснить для себя, как правильно выражать такие эмоции, как радость, печаль, злость, усталость и др. Он должен понять, что желаемое достигается отнюдь не криком и слезами. И что достигается оно далеко не всегда.

    Не бойтесь объяснить карапузу, насколько были огорчены его поведением. И каким бы хотели видеть его впредь. Сделайте акцент на том, что вы любите его всей душой и, не смотря ни на что. И хотели бы им гордиться всегда. А за победы и успехи не забывайте хвалить кроху и всячески поощрять.

    У кого-то на такое обучение уходят недели, у кого-то месяцы. Во многом это зависит от характера и темперамента ребёнка. Чем малыш активнее, тем длительнее будет процесс. С детками спокойными, меланхоличными в этом плане проще.

    К неврологу необходимо обратиться, если истерики у крохи продолжаются и после того, как ему исполнится 4 года

    Следует ли обратиться к специалисту?

    Но бывают ситуации, когда без помощи специалистов родителям никак не обойтись. Если истерики у малыша повторяются постоянно на протяжении полугода и дольше, это может быть симптомом одного из заболеваний

    Консультация невролога необходима

    • Если во время истерики ребёнок теряет сознание или у него прерывается дыхание.
    • А заканчивается она одышкой, рвотой или внезапной вялостью, усталостью крохи.
    • Истерики повторяются всё чаще и проходят всё тяжелее.
    • Малыш травмирует себя или окружающих.
    • У ребёнка присутствуют другие расстройства (страхи, резкие перепады настроения, ).
    • Истерики не проходят до четырёхлетнего возраста.

    Когда подобные симптомы у ребёнка отсутствуют, то бороться с его истериками нужно, скорее всего, методами психологическими. Поэтому обратиться за консультацией к психологу в данной ситуации лишним не будет.

    Учитесь договариваться со своим повзрослевшим карапузом. Компромисс - вот путь к разрешению большинства конфликтов

    Выступления перед аудиторией - источник серьезного стресса. Волноваться перед ним и во время произнесения речи нормально, это заложено в человеческой природе. Но любой страх - рычаг, активизирующий инстинкт «нападай или беги». Гормональный всплеск заставляет сердце биться быстрее, а дыхание - учащаться, мы дрожим, мысли путаются. По результатам исследований, страх публичного выступления - второй по распространенности после ужаса, который вызывает смерть. Существуют способы побороть его и стать уверенным, спокойным и убедительным оратором.

    Причины и основные пути борьбы с волнением

    Корень проблем кроется во все тех же инстинктах. Направленное на себя внимание мы неосознанно воспринимаем как угрозу, буквально оружие, которое смотрит нам в лицо. Это порождает физически неприятный стресс и закрепляет боязнь. На когнитивном уровне мы страшимся неизвестности, направленного на человека внимания всех присутствующих, негативного принятия аудиторией, опасаемся не достичь цели. Все это - абсолютно нормальные психоэмоциональные проявления, свойственные людям всех возрастов и профессий. Осваивайте упражнения, которые помогут справиться со стрессом. Их условно делят на группы:
    • практики по принятию и осознанию страха;
    • психологическая и аналитическая подготовка к выступлению, уменьшающая волнение;
    • физические упражнения, направленные на снижение стресса и внешних проявлений страха - тренировка дыхания, голоса, жестов;
    • приемы подготовки непосредственно перед выступлением (за полчаса до него и меньше);
    • способы снять волнение во время произнесения речи на публике.
    Отдельный вопрос - препараты-стимуляторы, которые якобы помогают не волноваться, и прочие средства «с недоказанной эффективностью». Если вы придаете значение психологии цвета, нет ничего плохого в использовании красных аксессуаров и белья - они, по утверждению хромотерапевтов, борются со страхами. Поклонники античности и символизма могут активизировать энергии Гермеса, греческого бога красноречия, с помощью кольца на мизинце - пальце, посвященном «проводнику душ». Чего стоит избегать, так это алкоголя, седативных препаратов (даже валерианы) - их действие не контролировано и приводит к печальным последствиям. Не стоит плотно наедаться перед произнесением речи, иначе вас потянет в сон. Кофе тоже не стоит злоупотреблять, оно вызывает беспокойство и делает вас нервным. Если хотите успокоиться, съешьте 20-50 гр. шоколада или банан. Содержащиеся в них нутриенты уменьшают волнение и стресс.

    Подготовка к выступлениям

    Первый этап - принятие страха. Нужно осознать, что чувствовать его не стыдно, он преодолеваем и кроется только в нас самих. Учась справляться с волнением при выступлениях, оратор приобретает незаменимый навык и преодолевает важную ступень развития мастерства. Стать менее скованным, перестать нервничать не так трудно, как кажется - это лишь наши мысли, и их можно обуздать:
    • напомните себе, что небольшое волнение перед произнесением речи полезно - оно тренирует сосудистую систему (многие даже находят его приятным);
    • откажитесь от стремления быть совершенным и признайте за собой право на ошибку;
    • примите факт о том, что аудитория не обязательно будет критиковать вас, как вы сами это делаете - зачастую ошибки, которые мы считаем вопиющими, слушатели просто не замечают.
    При подготовке уделите внимание проработке текста, это уменьшит тревогу перед неизвестностью. Сделайте план, выстройте структуру доклада, отрепетируйте речь перед зеркалом, запишите себя на видео или диктофон. Подумайте, какие вопросы вам могут задать зрители, узнайте, в каком месте вам предстоит выступать. Поработайте над тремя каналами восприятия выступления: что говорит оратор, как он это делает, и что показывает невербально. Продумайте свой имидж, подготовьте одежду заранее. Она, а также обувь, прическа и лицо (макияж или груминг) должны быть безупречны. Образ должен быть гармоничным, даже модным, но не чрезмерно. Важно и удобство: при произнесении речи нельзя беспокоиться о натирающей обуви, неудобных каблуках или тесном пиджаке. На этот важный день не стоит планировать иных стрессовых мероприятий (визит к стоматологу или налоговому инспектору), а перед ним лучше выйти на прогулку и пораньше лечь спать. Психологические упражнения на преодоление страха:
    • формулирование: четко дайте определение источнику страха и месту его «расположения» в теле, причине беспокойства;
    • экстраверсия: настройка на открытость, контакт с аудиторией;
    • «самое страшное»: ответьте себе, что произойдет, если вы провалитесь, вас публично осмеют - утрируйте, чтобы вам самому стало весело (смех - лучшее средство от боязни).

    Физиологические упражнения - управление дыханием и телом

    Если выступление вас страшит, проявляются физиологические признаки волнения - взгляд бегает, голос и руки дрожат, появляются ненужные, хаотичные жесты, вы начинаете говорить слишком тихо или кричать. Повысившийся адреналин и учащение сердцебиения приводят к покраснению лица, расширению зрачков. Признаки волнения заметны аудитории, она неосознанно их ощущает и теряет расположение к оратору. Чтобы справиться с физиологическими проявлениями стресса, нужно убрать мускульные зажимы и научиться контролировать свои мышцы и связки. Прежде всего, займитесь дыханием. Оно напрямую связано с нашим эмоциональным состоянием, «выдает» волнение из-за выступления - становится прерывистым, учащенным, поверхностным. Глубокое дыхание помогает выровнять голос, убрать из него дрожание и скрипы из-за нехватки кислорода в легких. Бороться со стрессом помогает выполнение специальных упражнений в течение 5-10 минут. Классический прием - чередование глубокого плавного вдоха и резкого выдоха или двойной вдох/двойной выдох. Полезно дыхание «квадратом»: по две секунды удерживайте вдох-паузу-выдох-паузу. Упражнение «шарик», разработанное профессором Х. Херминсоном для подготовки спортсменов-экстремалов, снимает страх и концентрирует внимание. Нужно закрыть глаза, представить себе мячик для пинг-понга - он поднимается на медленном вдохе от живота к гортани и также плавно опускается на выдохе. Расслабиться и успокоиться вам помогут и физические упражнения:
    • «сжигание» адреналина: приседания, взмахи руками, отжимания;
    • гормональная стабилизация: мелкие движения-удары (не сильные) по грудине в области вилочковой железы;
    • снятие нервного напряжения - пройдитесь быстрым шагом (хватит 10 минут).

    Как успокоиться непосредственно перед выступлением

    Если вам предстоит публичное произнесение речи, доклад, презентация перед коллегами, постарайтесь быть на месте заранее. Вы оцените ситуацию, познакомитесь с новой для вас локацией, увидите, как помещение заполняют слушатели. Это поможет успокоиться и переключить внимание. За полчаса до выхода к слушателям стоит выпить натурального цитрусового сока - он немного понижает кровяное давление и расслабляет. Медитация помогает сконцентрироваться и унять сильное волнение. За час до публичного выступления или раньше найдите тихое место, закройте глаза и сосредоточьтесь на дыхании. Руки должны лежать на коленях, ноги - быть согнутыми. Постарайтесь на 15-20 минут убрать из сознания мысль о том, что вам необходимо выступать. Можно прибегнуть к даосским практикам - например, несложному и полезному мимическому упражнению «Смеющийся цигун». Посмотрите в зеркало и в течение минуты поулыбайтесь себе, а затем засмейтесь, даже если совсем не хочется. Смейтесь около 3-5 минут и закончите упражнение легкой улыбкой. Среди физических способов снятия напряжения непосредственно перед публичным произнесением речи полезны:
    • разминка плеч и шеи - медленно наклоняйте их, вращайте из стороны в сторону;
    • «встряхивание» рук и ног - поднимайте каждую конечность по очереди и резким движением опускайте вниз (как будто хотите избавиться от капель воды на коже);
    • разминка пальцев ног - интенсивно сжимайте и разжимайте их;
    • махи ногами в воздухе (без опоры под ступнями): если поблизости есть турник, повисите на нем, если нет - сядьте на стол или подоконник, свесьте ноги, переплетите их и немного помашите вперед и назад.
    Объединить физиологическую и психологическую тренировку можно, используя «заводящие» жесты. Это движения, напоминающие о позитивных, приятных моментах, они служат триггерами и «крючками» для снятия эмоционального напряжения. Перед выступлением потрите ладони одна о другую, вытяните вверх руки. Можно согнуть их в локтях и резко опустить вниз (жест yes). Попробуйте кулаком одной руки несколько раз ударить о раскрытую ладонь другой, приложите кисти к груди. Полезен так называемый «корсет уверенности» - выпрямите спину, расправьте плечи, поднимите вверх подбородок и улыбнитесь.

    Как снять стресс во время публичного выступления

    Учитесь во время выступления думать не о своем волнении, а о сути доклада и цели, которой хотите добиться. Чтобы снять стресс, можно прибегнуть к шутке (это полезно и для установления контакта с аудиторией). Рекомендацию публично признать свой страх и сказать о нем слушателям, как правило, берут на вооружение начинающие ораторы. Опытные выступающие неохотно пользуются ею, предпочитая осваивать техники «масок» уверенности Воспроизводите позами, мимикой и жестами признаки, присущие спокойным, умелым, хорошо держащимся на людях ораторам. Даже если вы сильно волнуетесь, держите это в секрете и сыграйте уверенность. Демонстрируйте ее признаки:
    • зрительные - ровную осанку, расправленные плечи, улыбающееся лицо, прямой, фиксирующийся взгляд;
    • слуховые - громкий, ровный голос, произношение без запинок, нелогичных пауз;
    • жесты - они должны быть плавными, четкими, не слишком медленными и не суетливыми (успокойте нервозность, держа в руке карандаш), синхронизированными с речью;
    • движения - их необходимо упорядочить, следить, чтобы вы не «играли» рукой с волосами или микрофоном, не метались по сцене.
    Справиться с волнением помогают незаметные упражнения. Быстро подвигайте пальцами ног, это снимет мышечные зажимы. Несколько раз надавите на мочку уха, чтобы сконцентрироваться. Если вы нервозно двигаетесь, прибегните к хитрости - уроните что-нибудь на пол. Пока вы поднимаете карандаш или буклет, вы сможете успокоиться. Уверенность оратора зависит, прежде всего, от опыта работы перед аудиторией. Нужно говорить много, перед разной аудиторией, и к вам придет внутреннее спокойствие. Приглашаем вас на индивидуальные и групповые курсы в школу Антона Духовского. С Oratoris вы научитесь справляться с волнением и станете убедительным и красноречивым оратором.

    Друзья, волнение накануне важного (а иногда и не очень) события – явление, известное каждому живому человеку. Это абсолютно нормальное и естественное состояние перед предстоящим значимым мероприятием. Будь то экзамен, собеседование, важная встреча, публичное выступление или другое волнующее событие.

    Однако иногда волнение оказывается столь сильным, что причиняет вред. Появляется дрожь в руках, в голосе, «стучат» зубы, путаются мысли. Становится сложно сохранять способность спокойно и здраво мыслить, действовать. В таких ситуациях важно снизить уровень взволнованности. Помогут в этом нижеприведенные методы.

    Психологическая подготовка

    В гармонизации внутреннего состояния помогают разнообразные психологические техники. Многие арт-терапевтические упражнения интересны и просты. Даже обычное рисование и лепка помогают обрести душевное равновесие. Такие техники можно выполнять задолго до начала волнующего события (за несколько часов, дней, недель).

    У Е.Москвитиной есть интересная проективная методика, которая называется «До и после» (возрастные рамки – от 10 лет).

    Эта техника помогает смягчить и проработать негативные эмоции, связанные с предстоящим событием, снять напряжение, на символическом уровне «прожить» волнующую ситуацию. Кроме того, данное упражнение дает возможность осознать, раскрыть ресурсы, помогающие в успешном прохождении значимого события.

    Материалы: пластилин, цветные карандаши, белый лист (А4).

    1. Подумайте о предстоящей волнующей ситуации. Полностью сосредоточьтесь на этих мыслях.
    2. Вылепите из пластилина человечка, которому предстоит пройти через волнующую вас ситуацию.
    3. Разместите его на белом листе.
    4. Вылепите из пластилина другого человечка (который уже прошел через эту ситуацию).
    5. Разместите его на том же листе на комфортном расстоянии от первого человечка.
    6. Цветными карандашами нарисуйте мост (от первого человечка ко второму), символизирующий прохождение через волнующую вас ситуацию.
    7. Ответьте на вопросы: Как чувствует себя первый человечек? Сколько ему лет? Какого он пола? Как чувствует себя второй человечек? Сколько ему лет? Какого он пола? Кто из этих двух людей вам нравится больше? Почему? Кто или что помогло человечку пройти через волнующую его ситуацию? Какие выводы сделал, что понял, осознал второй человечек, пройдя по этому мосту?

    Как правило, это упражнение с удовольствием выполняют и взрослые, и дети, после отмечая значительные изменения в настроении.

    Физическая активность

    Хорошо помогает снять напряжение. Можно бегать, выполнять физические упражнения, говорить о том, что вас волнует. Можно применять какую угодно двигательную активность, упражнения, если чувствуете, что они приносят вам облегчение. Ваше тело очень мудрое. Оно чувствует, что нужно сделать именно сейчас. Прислушайтесь к нему, и вы обязательно получите подсказку.

    Непосредственно перед началом события «Х» побегать, конечно, не удастся. Зато можно активно (насколько вам захочется) сжимать/разжимать пальцы рук и (или) ног. Можно погримасничать. Или прислушаться к своему телу и сделать то, что ему хочется именно сейчас (стремительный бег в сторону дома – не в счет!)).

    Дыхательные упражнения

    Являются одними из наиболее эффективных психотерапевтических техник. При видимой простоте они способны коренным образом изменять внутреннее состояние человека. Именно потому к дыхательным практикам следует относиться аккуратно. Некоторые дыхательные техники важно впервые выполнять под руководством опытного наставника.

    Однако есть прекрасное, очень эффективное дыхательное упражнение, которое вы можете выполнять самостоятельно:

    Для этого необходимо все внимание сосредоточить на своем дыхании. Наблюдайте, как с каждым вдохом свежий воздух проникает в ваши ноздри, движется по дыхательным путям, проникает в легкие. А с каждым выдохом отработанный воздух выходит из вас. Начните вдыхать воздух через ноздри , а выдыхать – через рот с шумом, со звуком. При этом представляйте, как вместе с вдыхаемым воздухом вы вдыхаете спокойствие, гармонию, расслабление (можете даже представлять, какого они цвета, каким запахом обладают, какой консистенции, возможно, они даже обладают вкусом или звуком). А вместе с выдохом представляйте, как через рот выдыхаете беспокойство (с шумом, со звуком). Также можете представлять, что выдыхаемое волнение обладает каким-то цветом, запахом и т.д. При этом мысленно проговаривайте: «Я вдыхаю спокойствие (гармонию, умиротворение…), а выдыхаю беспокойство (волнение)».

    Это упражнение очень эффективно и поистине универсально! Его можно применять не только в работе с волнением, но и с любыми другими эмоциями и чувствами. Например, вы можете представлять, что вдыхаете любовь, уверенность, радость, здоровье, а выдыхаете страх, гнев, печаль, боль.

    Перед началом волнующего события также полезно сосредоточиться на дыхании. На «вдыхании» спокойствия и «вхождения» в образ спокойного, уверенного человека. Можно наблюдать, как дыхание становится все более спокойным, и внутреннее состояние также успокаивается. Управляя дыханием, вы управляете своим эмоциональным состоянием.

    Аффирмации

    В любое время вы можете мысленно повторять фразы: «С каждым мгновением я становлюсь все спокойнее», «Все произойдет (происходит) наилучшим для меня образом». При этом не нужно фантазировать, каким именно – наилучшим. Мы можем об этом даже не догадываться! Здесь главное не просто заучить и автоматически повторять аффирмации, а вдуматься, прочувствовать каждое слово, поверить в реальность аффирмации. Тогда она творит чудеса.