Меню Рубрики

Проблема отцов и детей. Сочинение на тему «Чем может быть ценен для детей опыт отцов» Опираясь на произвеление В.Распутина «Женский разговор» или Астафьев «Людочка

Но все же, я считают, что опыт родителей для подрастающих детей очень полезен. Ведь родителями прививаются основы поведения в обществе, формы коммуникаций с окружающим миром. Если бы родители не передавали свой накопленный годами бесценный опыт, то ребенок не смог бы в дальнейшем самостоятельно развиваться и познавать мир. Первый шаги всегда делаются с поддержкой самых близких людей, которые как никто верят в твои успехи и маленькие победы.

На мой взгляд, самый ценный опыт который могут передать родители, это правильное отношение к жизни. Ведь они знают гораздо больше, чем подрастающее поколение. И его необходимо обучить тому, как по-настоящему стать счастливым. Как сделать так, чтобы не ошибиться в выборе профессии? Как понять, что этот человек плохой и желает тебе зла, а этот человек наоборот хороший и на него ты можешь положиться?

Каждое поколение людей уникально. У них свои ценности, свои представления о прекрасном, свои стремления и цели. Но родители, бабушки с дедушками, должны научить своих потомков, прежде всего, отличать плохое от хорошего, добро от зла, принимать правильные действия в затруднительных ситуациях.

Ведь не смотря на разницу в возрасте и развитие технологии, у них были в свое время такие же проблемы и трудности. Их жизнь также была полна сомнений и непонимания, что делать и как дальше жить. Но мудрый совет от старших во все времена помогал вернуться на правильную жизненную дорогу, и продолжать свой нелегкий путь к счастью. Возможно, у вас не совпадают музыкальные вкусы, представления о стиле и одежде, о том, какие фильмы нужно смотреть. Но родители всегда помогут справиться с трудностями.

Например, подобрать правильные слова, если поругался из-за какой-нибудь мелочи со своим другом. Ведь они сами через это проходили. У них есть бесценный опыт, который они готовы передать. Когда они были в вашем возрасте, их волновали те же внутренние проблемы, что и вас. Но они сумели с ними справиться, значит и вам помогут. Нужно только попросить их об этом и не бояться открыть душу. Ведь это ваши самые близкие люди. И не важно, что они старше и не понимают современной музыки или кинематографа. В самых важны в жизни вещах они непременно разбираются и готовы вам помочь в ваших трудностях. Поэтому к ним всегда можно обратиться за ценным советом. Также стоит прислушиваться и уважать их мнение. Пусть сейчас оно вам кажется не совсем правильным, но со временем вы поймете, что родители всегда и во всем были правы, и их нужно было слушать.


Мечта и реальность
Месть и великодушие
Искусство и ремесло
Доброта и жестокость

Санкт-Петербург
Комплект тем итогового сочинения (5 декабря 2018)



()

Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации.
При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения.
В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно.
Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).

Комментарий к открытым тематическим направлениям 2018/19 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»

1. Отцы и дети
Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».
Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

2. Мечта и реальность
Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью.
В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.

3. Месть и великодушие
В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.
Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

4. Искусство и ремесло
Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.
Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

5. Доброта и жестокость
Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.
Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».
Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.
Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность.
Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.

Центральный федеральный округ, Южный федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ, Крымский федеральный округ
110. Что важнее для детей: советы родителей или их пример?
208. Всякая ли мечта достойна человека?
305. Почему великодушие свидетельствует о внутренней силе человека?
409. Как искусство помогает понять действительность?
506. Какие жизненные впечатления помогают верить в добро?

Приволжский федеральный округ
Удмуртская Республика, Самарская область

106. Как избежать конфликта между «отцами» и «детьми»?
202. Какую мечту можно назвать благородной?
312. Опасна ли месть для самого мстителя?
403. Почему нужно учиться понимать искусство?
502. Согласны ли Вы с утверждением Дж. Лондона: «Как легко быть добрым!»?

Северо-Западный федеральный округ
Калининградская область

109. Как Вы понимаете выражение «достойный сын своего отца»?
207. Без чего любые мечты бесплодны?
313. Согласны ли Вы со словами А.И. Солженицына: «Не наказывая, даже не порицая злодеев – мы тем самым из-под новых поколений вырываем всякие основы справедливости»?
411. Что такое вечная тема в искусстве?
510. Есть ли разница между жестокостью и суровостью?

Уральский федеральный округ
113. Согласны ли Вы с французским писателем Альбером Камю, утверждавшим, что «каждому поколению свойственно считать себя призванным переделать мир»?
204. Как характеризует человека его мечта?
308. Почему месть не помогает искоренить зло?
410. Что важнее в книге – как она написана или о чём?
505. В каких поступках человека проявляется доброта?

Сибирский федеральный округ
Алтайский край, Новосибирская область, Республика Алтай, Томская область, Красноярский край, Республика Тыва, Республика Хакасия, Кемеровская область

104. Неизбежен ли конфликт между поколениями?
213. Что помогает мечтам сбываться?
303. Как связаны великодушие и сострадание?
412. Какова роль искусства в жизни общества?
507. Согласны ли Вы с утверждением, что истинная доброта всегда бескорыстна?

Омская область
102. Что такое родительская ответственность и в чём она проявляется?
205. Может ли мечта изменить реальность?
310. Почему желание мстить опустошает душу?
407. Нужно ли классическое искусство современному человеку?
513. Какие времена можно назвать жестокими?

Иркутская область
111. Что такое мудрая родительская любовь?
203. Всегда ли мечта возвышает человека?
301. Какие поступки свидетельствуют о великодушии человека?
406. Прав ли П.И. Чайковский, утверждавший, что «искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу»?
503. В чём заключается сила доброты?

Дальневосточный федеральный округ
Забайкальский край

107. Почему старшему поколению порой бывает трудно понимать молодёжь?
209. Стоит ли мечтать о несбыточном?
306. Сила или слабость человека проявляется в умении прощать других?
413. Какое искусство называют настоящим?
504. Как связаны между собой любовь и доброта?

Магаданская область
101. Когда родители могут гордиться детьми?
210. Могут ли соседствовать высокие мечты и суровая реальность?
304. Какого человека называют великодушным?
405. Как Вы понимаете утверждение Л.Н. Толстого: «Искусство – одно из средств различения доброго от злого»?
508. Что значит быть добрым?

Еврейская автономная область, Приморский край, Хабаровский край
103. Влияет ли историческая эпоха на отношения «отцов» и «детей»?
211. Какого человека можно назвать праздным мечтателем?
309. Месть – это уничтожение или умножение зла?
408. Нужно ли художнику обладать творческой смелостью?
509. Почему жестокость разрушительна?

Камчатский край, Чукотский автономный округ
105. Почему проблему «отцов и детей» называют вечной?
212. Что мешает человеку реализовать свою мечту?
302. Важно ли уметь прощать?
404. Какое произведение искусства можно назвать великим?
501. Как Вы понимаете высказывание римского философа Сенеки: «Трудно привести к добру нравоучением, легко примером»?

Конспект урока по литературе:

Подготовка к домашнему сочинению

по роману М. Горького «Фома Гордеев» (в рамках подготовки к итоговому сочинению по тематическому направлению 4 «Опыт и ошибки»).

    Методический комментарий

Данный урок - продолжение подготовки выпускников к итоговому сочинению, которая строится на материале, изученном на уроках литературы, Урок проводится в системе уроков по творчеству М. Горького, работы по пьесе «На дне».

Проанализировав повесть М. Горького «Фома Гордеев» и поработав над одной из тем, предложенных учителем, ученики смогут успешно справиться с домашним заданием, написав сочинение.

При подготовке к уроку учащимся дается опережающее задание:

    Работа с таблицей «Опыт, переданный отцами»

Деятельность учащихся: коллективная

    Планируемые результаты:

    Личностные: владение речевой культурой, обогащение свой словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств в процессе

речевого общения, знание исторической эпохи,отраженной в художественном произведении.

    Метапредметные: умеют понимать проблемы тематического направления, подбирают аргументы, формулируют выводы, умеют рассуждать с опорой на текст романа М. Горького »Фома Гордеев», анализируют понятия «опыт» и «ошибки», демонстрируют свой читательский опыт.

    Предметные: формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанный текст;

осознавать художественную картину жизни, отраженную в произведении;

соблюдать логику написания сочинения.

    Виды УУД:

    Рецептивная: учащиеся читают текст, адекватно понимают и оценивают прочитанное

    Продуктивная: составляют опорный конспект, выборочно читают и отбирают фрагменты текста, решают задачу на соответствие;

    Поисковая: осуществляют самостоятельный поиск проблемного вопроса, оценивают поступки героев, анализируют выбор путей решения вопросов героями.

    Исследовательская: обобщают, систематизируют и структурируют материал в таблицу.

Оборудование:

Тексты повести «Фома Гордеев», рисунок «Жизненный путь человека», презентация, словарь С.И. Ожегова.

Ход урока

I . Введение в тему...

1.Лексическая работа(5 мин.)

Ребята, мы продолжаем подготовку к итоговому сочинению. На сегодняшнем уроке мы рассмотрим направление 4 «Опыт и ошибки».

    Скажите, пожалуйста, как вы понимаете слово «опыт»?

    Давайте заглянем в словарь С.И. Ожегова и прочитаем словарную статью:

1. Отражение в сознании людей законов объективного мира и общественной практики, полученное в результате их активного практического познания (специальное). Чувственный о.

3. Воспроизведение какого-нибудь явления экспериментальным путём, создание чего-нибудь нового в определённых условиях с целью исследования, испытания. Удачный о. Химические опыты. Опыты селекционеров.

4. Попытка осуществить что-нибудь, пробное осуществление чего-нибудь. Первый о. молодого писателя.

    Как вы думаете, какое из предложенных определений ляжет в основу урока? Почему?

    Каким образом человек приобретает жизненный опыт?

(Коллективная работа по составлению схемы учащимися).

    Всегда ли приобретённый опыт позитивен?

    Посмотрите на рисунок «Жизненный путь человека». Какой опыт приобретает Фома Гордеев, герой одноимённой повести Максима Горького, который заявил: » Нет уж, я сам себе место выберу».

Рисунок. Жизненный путь человека

    Всегда ли ошибки, совершённые человеком, дают ему жизненный опыт?

    В сочинении, которое напишите дома, вы будете рассуждать о ценности духовного и практического опыта Фомы Гордеева, ишущего свое «я» в жизни, о наставлениях отца, крёстного, о цене ошибок главного героя на пути приобретения жизненного опыта. Фома знает, что каждому в этой жизни надо найти свою дорогу, у него нет достойного проводника, но он методом проб и ошибок идет вперед.

2. Обсуждение тем сочинения: ключевые слова, главная мысль

    Внимательно прочитайте данные темы сочинений.

1. Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?

2. Всегда ли наставления отца позитивны?

3. Всегда ли подтверждается жизненным опытом высказывание У. Ченнинга « Ошибки – это наука, помогающая нам двигаться вперед»?

4. «Чтобы избегать ошибок, нужно набираться опыта. Чтобы набираться опыта, нужно делать ошибки » (Лоуренс Питер, канадский педагог и литератор)

5. Какова роль дома и семьи в сохранении и передаче жизненного опыта?

6. Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?

7. Чем может быть ценен для детей опыт отцов?

8. Роль родительского наставления в жизни человека

9. Всегда ли жизнь преподаёт позитивный опыт?

10. В дружбе приобретается жизненный опыт...

11. Цена ошибок на пути приобретения жизненного опыта...

12. Согласны ли вы с высказыванием Конфуция, сказавшего: « Иногда стоит совершить ошибку, хотя бы ради того, чтобы знать, почему ее не следовало совершать»?

Я предлагаю вам работу по теме « Можно ли избежать ошибок на жизненном пути, если следовать наставлениям старших (первая часть темы). Запишите её в тетради, оставив место для второй части темы.

II . Подготовка к домашнему сочинению

    Накопление материала.

Дидактический приём «Мне это пригодится »

    Прочитайте фрагменты повести М. Горького «Фома Гордеев», решите задачу на соответствие и ответьте на вопрос «Пригодится ли вам предложенный материал?»

Задание: Установите соответствие между персонажами повести «Фома Гордеев» и фрагментами произведения, в которых описан жизненный опыт, передаваемым данным персонажем главному герою: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Б) Палагея

3. ... жалеть людей надо. Только надо жалеть с разумом. Сначала посмотри на человека, узнай, какой в нем толк, какая от него польза? И если видишь - сильный, способный к делу – жалей, помоги ему. А ежели кто слабый, к делу не способен – плюнь на него, пройди мимо.

... ты тому помогай, кто в беде стоек…. Он может и не просит у тебя помощи твоей, так ты сам догадайся, да помоги ему без его спроса.

В) Софья Павловна Медынская

4. Деньги? Это, парень, много! Ты разложи их пред собой и подумай -- что они содержат в себе? Тогда поймешь, что всё это -- сила человеческая, всё это-ум людской...

Г) Люба Маякина

5. ... есть люди, которым оно не только не нужно, а способно испортить их... Это люди с чистым сердцем... доверчивые, искренние, как дети... и вы из этих людей...

Д) Игнат Гордеев

6. Читать нужно, учиться нужно.

Е) Ананий Саввич Щуров

7. Чуть они чем обидят тебя, ты сейчас учителю и скажи про них.

Ё) тётка Анфиса

Ответ

    Докажите, что приведённый в таблице литературный материал поможет вам написать сочинение.

2. Беседа по повести М. Горького «Фома Гордеев»

    Давайте еще раз обратимся к таблице.

    Чему учит отец Фому? Как вы понимаете его слова? Какой была наука жизни, преподанная Фоме отцом? Смог ли юноша принять ее?

    Принимает ли Фома уроки жизни Якова?

    Чему Фому учит Щуров, крупный торговец лесов? Нужны ли юноше такие уроки? Что отталкивает Фому в Щурове?

    Какова цена ошибок главного героя на пути приобретения жизненного опыта?

    Помог ли Фоме в жизни опыт отца и крёстного или сделал его несчастным?

    К каким выводам приходит Фома, приобретая жизненный опыт?

1. Выбирай нужных друзей

2. Помогай сильному

3. «Учиться надо от жизни самой. Книга – вещь мёртвая»

1. Богатые люди казались ему алчными до денег, всегда готовыми надуть друг друга.

Набеги с друзьями на яблоневый сад:

Власть денег над людьми

- «Опасность быть застигнутым на месте преступления не пугала, а возбуждала его».

НАСТАВЛЕНИЯ ОТЦА

СМЕРТЬ ОТЦА

ШКОЛЬНЫЙ ОПЫТ

ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ

ФОМЫ ГОРДЕЕВА

« Я и без науки на своём месте буду. Пусть голодные учатся, мне не надо».

ОСМЫСЛЕНИЕ СОБСТВЕННЫХ ОШИБОК

СОВЕТЫ ЯКОВ МАЯКИН

СКАЗКИ ТЁТКИ АНФИСЫ

Поиск ответа на вопрос: каково его место в жизни?

1. «У каждого человеческого дела два лица. Одно на виду - это фальшивое, другое спрятанное - оно-то и есть настоящее».

2. Вывод: нужно быть лучше других.

3. Чувствует: он не господин в своём деле, а лишь малая его часть.

Открылся неизвестный мир сказок

    Отбор материала для использования других аргументов.

Беседа с учащимися.

    В каких произведениях русской литературы, изучаемой в 9 и 10 классе, мы встречались с уроками отцов, передающих свой жизненный опыт сыновьям?

    Заполните таблицу «Опыт, переданный отцами...»

Примерная таблица

2. А.С.Грибоедов, комедия «Горе от ума»

Алексей Степанович Молчалин

«Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья –

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платье,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была».

3. Н.В.Гоголь, поэма «Мёртвые души»

Павел Иванович Чичиков

«... больше всего угождай учителям и начальникам… С товарищами не водись, они тебя добру не научат…а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете».

4. Л.Н.Толстой, роман «Война и мир»

Андрей Болконский

Прощаясь с сыном Андреем, который отправляется на войну, Николай Болконский дает свой отцовский завет – вести себя так, чтобы ему не было стыдно.

В напутствии, обращенном к сыну, звучит требование не уронить своего достоинства; оставаться Человеком, Мужчиной, что бы ни случилось.

5. М.Горький, повесть «Фома Гордеев»

Фома Гордеев

- Присматривайся, какие есть люди на земле... Один, без дружбы, не проживешь... Окол о хорошего человека потрешься - как медная копейка о серебро - и сам за двугривенный сойдешь... Старайся не поддельным, а настоящим быть... Ум имей хоть маленький, да свой...

    Всегда ли опыт старших положителен?

    Продолжите тему сочинения, дописав её вторую часть, исходя из того материала, который мы только что с вами обсудили.(« Можно ли избежать ошибок на жизненном пути, если следовать наставлениям старших, и всегда ли надо прислушиваться к их советам )

    Разрешите дать вам совет: в сочинении попробуйте провести литературные параллели того жизненного опыта, который передают отцы своим сыновьям. Это поможет вам написать глубокое по содержанию сочинение и выполнить одно из главных требований: объём – не менее 350 слов.

4. Составление тезисного плана сочинения на тему:

« Можно ли избежать ошибок на жизненном пути, если следовать наставлениям старших и всегда ли надо прислушиваться к их советам

Примерный тезисный план

1. Наставления отцов бывают разные: многое зависит от мировоззрения старших, их нравственных устоев, поэтому к советам и наставлениям надо относиться избирательно, взвешивая все «за» и «против», учитывая и свой жизненный опыт.

2. Иногда отцовский опыт позволяет избежать ошибок сыновьям.

3. Наблюдения над жизнью могут развенчать безнравственную мораль отца.

4. Отцовский завет – лучший опыт.

5. Опыт отца – страховка от ошибок.

6. Жизненные наблюдения, то есть практический опыт, не менее важен, чем советы родителей.

III . Домашнее задание.

Напишите сочинение, используя материал, собранный на уроке.

Используемые электронные ресурсы:

    Горький, М. Собрание сочинений [Текст] : в 8-ми т. / М. Горький. - М. : Советская Россия, 1987.

    Горький, М. Фома Гордеев [Текст] : роман / М. Горький. - М. : Государственное издательство художественной литературы, 1949. - 264 с. : ил., портр. - (Б-ка советского романа).

Подготовка к итоговому сочинению по литературе 11 класс

по направлению «Опыт и ошибки»

Граф Ростов и Николай

А.П.Гринёв и его сын

Вывод: Перед человеком к разуму три пути: путь размышления - это самый благородный;

путь подражания - это самый легкий;

путь личного опыта - самый тяжелый путь. (Конфуций)

Мудрость есть дочь опыта. (Леонардо да Винчи, итальянский живописец, ученый)

2.Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?

«Человек учится на ошибках» - каждому из нас хорошо известно это пословица. Но кто из нас задумывался над тем, сколько содержания и сколько жизненной мудрости в этом пословице. Это очень верно сказано. К сожалению, поколение меняется поколением, человеческие знания развиваются по всем направлениям, а вот жизненный опыт, несмотря на эпоху, приобретается каждым человеком в отдельности, а ее жизненная мудрость появляется лишь после сделанных человеком многих проб и ошибок. Это закон природы и мы ничего не можем с этим сделать.

Человек всю свою жизнь ищет пути, делает выбор, стремится к чему -то, часто преодолевая препятствия. Такова жизнь, основа которой - движение

Евгений Онегин

Наташа и Андрей Болконский

Вывод: От ошибок не застрахован никто. Проживая свою жизнь, мы будем совершать ошибки снова и снова. А когда наберёмся опыта, может быть, потеряем всякий интерес к жизни.

3.Опыт - самый лучший учитель, только плата за обучение слишком велика.

Мы устроены именно таким образом, что пока сами всего не увидим, сами по попадем в трудную ситуацию, почти никогда не сделаем верных для себя выводов.

Бунин «тёмные аллеи»(о Надежде)

Надежда-плата за ошбку в молодости одиночество.

Николай Ростов (проигрыш

Герой нашего времени(княжна Мери и Печорин)

Татьяна «Евгений Онегин»

Вывод: Опыт, во всяком случае, берет большую плату за учение, но учит он лучше всех учителей. Томас Карлейль.

4. Чем может быть ценен для детей опыт отцов?

Жизнь – долгий путь к совершенству. Каждый проходит его самостоятельно. А значит, самостоятельно взрослеет, знакомится с теми изменениями, которые происходят внутри человека, познаёт мир с его непредсказуемым, как движение атмосферных масс, ходом истории. Но человечество никак не хочет учиться на ошибках предыдущих поколений, и упорно снова и снова наступает на те же грабли.

Астафьев «Царь -рыба»

В.Распутин «Прощание с Матёрой»

Старый князь Николай Болконский

Кутузов (в сравнении с Александром I )

Вывод:Опыт старших поколений бесценен. Не будь его, мы потеряем свою связь с историей, а значит, и своё настоящее, и наше будущее.

5. Опыт учит только тех, кто на нем учится.

(Ошибка одного - урок другому)

(Можно ли учиться на чужих ошибках?)

Умный учится на чужих ошибках, а дурак – на своих.

Пьер усвоил урок жизни в отношениях с женщинами, а Татьяна –в отношениях с мужчинами.

Вывод: Вывод: Опыт - полезный подарок, которым никогда не пользуются. (Ж. Ренар)

6. Всегда ли нужно признавать собственные ошибки?

Почему люди жалеют о прошлом? Ничто так не научает, как сознание своей ошибки. Это одно из главных средств самовоспитания.

Да, надо всегда признавать и благодарить свое прошлое за уроки жизни.

Раскольников признал –и освободился от моральной тяжести, Николай Алексеевич(Бунин «Тёмные аллеи» –нет, и всю жизнь страдает)

7.Какой опыт даёт человеку война?

Огромный. Во-первых, мы учимся мужеству и стойкости у наших предков. Во-вторых, моральной оценке войны: война- это плохо.Это смерть, голод, холод, нищита, сиротство, горе. В-третьих, уважению к другим странам и защите собственной территории. И наконец, пониманию, что нужно избегать её всеми возможными способами.

«Они сражались за Родину» Б.Васильев

В.Быков «Сотников»

Толстой «Война и мир»

Шолохов «Судьба человека»

Вывод:Опыт войны, тех лишений и страданий, которые выпадают на долю человека, откладывают большой отпечаток на жизнь, душу и воспоминания каждого.

8. Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает.

По мнению Уильяма Шекспира, опыт приобретается только деятельностью. Но как часто наши поступки, совершаемые в юности, бывают ошибочны. Так что же, ничего не делать? Ждать у моря погоды?

О Наташе и Соне (Война и мир)

Лесков «Старый гений»

Вывод: Чтобы жить честно, надо рваться, метаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться... А спокойствие – душевная подлость.(Л.Н.Толстой)

9.Цена ошибки

Бывают ошибки, цена которых очень велика. Не к месту сказанное слово, непродуманный поступок, непросчитанные действия - всё может привести к трагедии, цена которых не только непонимание, потеря друга, уважения к человеку, а порой и смерть, когда уже исправить ошибки просто невозможно.

Булгаков «Записки молодого врача»

Тургенев «Отцы и дети»(Смерть Базарова)

Слово о полку Игореве

Вывод: Есть люди, которые не имеют права на ошибку, потому что от их решения зависят жизни многих людей и даже поколений.

10 . Помни не совершенные в жизни ошибки, а извлеченный из них опыт.

Все люди совершают ошибки, но некоторые всю жизнь прерживают из-за них, а некоторые извлекают урок и живут дальше.

Бунин «Тёмные аллеи»

Бунин «Чистый понедельник»

Родители Ростовы и старшая дочь – Вера.

Вывод:Только сильный человек может признать свои ошибки, раскаяться, исправиться и извлечь из них урок.