Меню Рубрики

Во сколько лет разговаривают дети. Когда ребёнок начинает самостоятельно говорить. Почему ребенок молчит

Специалисты по раннему развитию сходятся во мнении: невозможно определить единую возрастную норму, когда ребенок начинает говорить. Если малыш вполне здоров и не оставлен без внимания семьи, в среднем он начинает произносить первые полноценные слова в год-полтора. И если этого пока не происходит, отчаиваться не стоит. При верном подходе к ситуации и корректном отношении к особенностям малыша все трудности будут преодолены.

Детский лепет - отдельные звуки - не нужно принимать за «разговоры», это пока только имитация услышанного от вас. В возрасте 6 месяцев младенцы, как правило, уже могут совмещать звуки и интенсивную жестикуляцию, что позволяет им довольно успешно транслировать в мир свои желания и чувства. В это же время отдельные согласные соединяются с гласными, образуя слоги.

Есть дети, которые используют до 15 слов в 10-11 месяцев, а есть и двухлетние «молчуны» - при этом доктора не отмечают у них никаких отклонений в психике или состоянии здоровья. Самое удивительное, что ребята, которые долго не говорят, могут неожиданно начать выдавать длинные правильные фразы, намного опережая тех, у кого речь появилась раньше. В любом случае, если внимательно слушать малыша, интересоваться его высказываниями, разбирать то, что он пытается до вас донести, и отвечать ему, вы обязательно услышите и первые слова.

Детский психолог Ш. Бюллер подсчитала минимальный и максимальный словарный запас детей разного возраста и выяснила, что в 1,3 года словарь может составлять от 0 до 232 слов. Так что речь ребятишек развивается по-разному, и есть лишь приблизительные «нормативные показатели».

Этапы формирования речи у детей

Существуют понятия активного и пассивного словарного запаса.

  • Пассивное накопление словаря - когда малыш может вас понимать, но сам не воспроизводит слова.
  • Активное накопление словаря - это интенсивное освоение звуков и складывание из них слов и фраз.

Пассивная речь значительно опережает активную, и если ребенок не говорит или говорит немного, но при этом хорошо понимает ваши высказывания и с интересом слушает, беспокоиться не нужно.

Теперь рассмотрим, во сколько лет дети начинают говорить. В таблице ниже - примерные сроки формирования речевых навыков, которые выделяют специалисты.

Возраст Речевые навыки
1-3 мес. Гуление - негромкие, протяжные звуки, затем слоги («а-а», «гу-у», «ва-а»)
4-5 мес. Смех, повизгивание, «пение» - протяжные звуки с изменением интонации
6 мес. Реакция на знакомые голоса и их тон. Лепет (проговаривание слогов типа «ма», «та»)
7-8 мес. Понимание многих слов и простых просьб («возьми машинку», «дай руку»). Расширение запаса согласных и гласных звуков. Появление звукоподражаний («гав-гав», «ко-ко»). Узнавание наименований предметов, попытки найти их взглядом
9-11 мес. Простые односложные и двусложные слова: «дай», «баба», «ляля». Увеличение «звукоподражательного» лексикона до 10 слов
1–1,5 года Использование в речи минимум 5 простых слов. Способность показать на картинке по просьбе взрослых предметы, животных, людей. Построение двухсловных предложений
2-3 года Понимание простых вопросов. Появление вопросительных слов. Разграничение понятий («вверх» - «вниз»). Выполнение сложных просьб («возьми кружку и дай мне»), составление фразы из 2-3 слов. Называние всех известных предметов, цветов, частей тела. Рассказывание простых стихов, историй
3-4 года Ответы на простые вопросы: что? кто? где? Ребенка хорошо понимают не только родственники, он активно общается и с незнакомыми людьми. Его фразы состоят из 4 и более слов, звуки произносятся правильно

Конечно, это приблизительные параметры, но общепринятые. И если вы обнаружили многие несоответствия тому, во сколько начинают говорить дети у вас - лучше проконсультироваться с неврологом, психологом, логопедом-дефектологом, чтобы исключить задержку как речевого, так и психического развития.

На подобную задержку у малыша могут указывать, например:

  • невнятность говорения;
  • гиперактивность, неадекватность поведения;
  • неумение хорошо пережевывать пищу;
  • открытый рот (при этом может быть сильное выделение слюны);
  • отсутствие зрительного контакта с окружающими людьми;
  • активный отказ от общения.

Чем раньше показать ребенка специалистам и начать заниматься с ним, тем быстрее вы достигнете хороших результатов, а к школе он вообще не будет отличаться от других детей.

Возраст первого слова

Когда бы малыш ни произнес свое первое слово, оно не обязательно должно напоминать нечто привычное вам. Логопеды утверждают: вполне достаточно и того, чтобы это был узнаваемый набор звуков, который обозначает человека, предмет, явление («ка» вместо «каша», «тё» вместо «тётя», «бах» вместо «упал»). В науке о раннем развитии все это - полноценные слова!

Если вы слышали, что в 1 год дети должны знать 10-20 слов - скорее всего, имеются в виду не полные, а именно «логопедические» слова-слоги, звукоподражания.

Обычно ребенок говорит первое слово к 7-8 месяцам, иногда чуть позже. Это звукоподражания или слова из одинаковых слогов. К году словарный запас может увеличиться до восьми слов. Как определить, что это не случайные высказывания? Вы можете их не понимать, но если они повторяются при одних и тех же обстоятельствах, это закономерность. Поэтому считайте, что малыш уже говорит как может, просто пока невнятно. Не подыгрывайте, лепеча как он. Лучше сразу учить правильному произношению, только тогда ребенок освоит правильные нормы. Он кричит: «Би-би!» - вы отвечаете: «Да, это машина». Поинтересуйтесь, где машина - малыш укажет на нее. А если спросить его прямо: «Что это?» - вы побуждаете его произносить выученное понятие.

Самый ранний возраст, когда ребенок начинает говорить «мама» - 4-5 месяцев. Это слово также рождается из лепетных повторений «ма». Конечно, оно не обязательно должно быть первым: дети в первую очередь выговаривают то, что для них удобнее всего, и, возможно, вначале им проще сказать «ляля». Не тревожьтесь, если вначале чадо называет «мамой» всех взрослых подряд: ему скоро будет понятно, что у каждого человека свое «имя», а мама у него одна.

Возраст фразовой речи

Уже к двум годам у малыша появляется фразовая речь: к этому понятию относятся и предложения из двух слов (даже лепетных). В идеале, к тому времени, когда ребенок должен начать говорить предложениями, словарный запас составляет 250-300 единиц. В активное употребление входят глаголы, наречия, предлоги, которые и позволяют составлять фразы.

На третьем году малыш уже строит сложные предложения, использует прилагательные и предлоги. А в 4 года и 5 лет речь понемногу совершенствуется, маленький «почемучка» задает много вопросов - и здесь вы также поможете ему, познавая мир, увеличивать словарь.

При отсутствии двухсловных фраз в возрасте 2,5 лет нужно обратиться к логопеду. Педагоги, дефектологи уверены: без специальной поддержки будет сложно догонять сверстников, так как не сформирована «база» для речи - а причин этому может быть достаточно: от родовой травмы до заболеваний или просто неблагоприятной окружающей обстановки.

Чтобы помочь ребенку осваивать фразовые высказывания, стоит делать следующее:

  • стимулировать детское стремление спрашивать и удовлетворять любопытство подробными ответами;
  • не сюсюкать, говорить плавно, четко и не быстро;
  • каждый день читать книги - непременно подходящие по возрасту;
  • обогащать жизнь малыша новыми впечатлениями (не перегружая при этом его память и психику) и обсуждать их;
  • поощрять игры и общение с другими детьми, особенно если они уже хорошо разговаривают;
  • слушать с ребенком музыку, петь, танцевать (ритмичные движения развивают не только физически, но и умственно).

Важно с особенным вниманием отнестись к моменту, когда дети начинают говорить даже простые слова, и проконсультироваться со специалистами. Если малыш не общается так, как предполагается в его возрасте, нужно помнить, что на развитие детской речи влияет множество факторов, особенно - неврологические нарушения. Обнаруженные проблемы можно устранить, но для успешной реабилитации необходимо поддерживать постоянную связь с врачами.

Неоценимую помощь окажет вам и педагог-логопед. Он будет проводить обучающие мероприятия по собственной программе, посоветует упражнения и игры для формирования артикуляции, развития мелкой моторики (координированные мелкие и точные движения пальцев рук), которыми можно регулярно заниматься дома. Все это благотворно влияет не только на говорение, но и на мышление, память, формирует личность малыша в целом.

Распечатать

В данной статье мы с вами, друзья, поговорим о приблизительных сроках формирования речи у ребенка. О том, когда же все-таки мы услышим первые слова от своего малыша. И я вот сижу сейчас и печатаю первый абзац данной статьи, и из соседней комнаты доносится «папа». Только я понимаю, что это мой сынок не зовет меня, он еще очень маленький. Ему только 7 месяцев и он просто сложил в кучу 2 слога «па+па». Мы же в данной статье постараемся определить, когда же именно ребенок осознано начнет называть предметы словами и от чего это зависит.

Этапы развития речи у ребенка

В данном пункте я приведу приблизительные сроки. Это не значит, что ваш малыш четко будет придерживаться именно этого графика. Ведь на развитие речи влияет несколько факторов, таких как темперамент, пол, перенесенные болезни. Очень многое зависит в первую очередь от родителей, как они занимались с ребенком для развития речи и занимались ли вообще, как часто с ним говорили.

У грудничков даже есть своя терминология развития речи и, в зависимости от периода, они могут агукать, гулить, лепетать и только потом научатся говорить отдельные слова

  1. В первые пару месяцев жизни вы особо никаких звуков, которые будут относиться именно к речи ребенка не услышите. Он будет плакать, кряхтеть, сопеть, но эти звуки ни коем образом к речи не относятся. Лишь в середине второго месяца можно будет услышать несколько согласных букв типа «а», «у», потом «э», «о». Именно с этого момента и будет считаться, что ребенок агукает, потому что произносит подряд буквы «а» и «у», которое может послышаться из-за гортанного произношения «агу».
  2. Далее на третьем или четвертом месяце малыш уже начинает гулить, ведь в его словарный запас добавляются согласные буквы «г» и «к». Он уже может произносить слоги «гу» и «ки», а также «кхи».
  3. В районе пятого месяца в произношения малыша добавляются буквы «б», «п», «м». Он уже может начать произносить слоги «Ба» или «Па», или «Ма». И к полугоду ребенок может уже достаточно хорошо и быстро говорить «папа» или «баба». Только эта речь будет неосознанной, он просто сложил вместе два слога «ба+ба» или «па+па» вот и все. Он не ассоциирует эти слова с определенными людьми и вообще еще не знает, что это слова, ему нравится их произносить.
  4. Постепенно произносимых слогов становиться больше, вы даже можете услышать какие-то непонятные слова в исполнении своего ребенка. Все это называется детским лепетом или лепетанием. Это как раз и есть тот зародыш полноценной речи ребенка.
  5. Лепетать ребенок может до года, а потом в его обиходе появятся полноценные отдельные слова, а чуть позже, где-то к полутора годам малыш научится связывать слова вместе.
  6. После двух лет дети начинают расширять свой кругозор и словарный запас, начинают интересоваться «А что это?», «А что то?».
  7. Трехлетний ребенок уже должен спокойно разговаривать с другими людьми и строить нормальные предложения, а не отдельные слова или словосочетания.

Что делать родителям

Вот хочется просто одним общим предложением сказать. Разговаривайте со своим ребенком с самого рождения, представьте, что перед вами взрослый человек, который просто не может вам ответить.

Почему вообще так происходит, что дети говорят именно на том языке, на котором общаются их родители. Все потому что они повторяют фразы за вами, мозг начинает запоминать, какая фраза и к какому предмету относится. Они замечают интонация, следят за тем, как взрослые общаются между собой.

Вот именно поэтому так важно постоянно общаться с детьми, показывать им предметы и рассказывать про них, объяснять, что какого цвета, запаха и т.д.

Вот несколько советов, которые помогут вам и вашему ребенку при становлении его речи.

  1. Говорите медленно и внятно, соблюдайте интонацию.
  2. Старайтесь говорить большую часть времени, когда находитесь с ребенком. Говорите ему, что вы делаете или собираетесь делать: «Мама тебя будет кормить», «Сейчас уже будем купаться» и т.д.
  3. Купите несколько интересных детских книжечек с картинками. Они должны быть достаточно больших размеров. Читайте ребенку книжечку и показывайте картинки одновременно. Это будет и интересно и полезно.
  4. Бытует такое мнение, что для развития речи необходимо выполнять массаж ладошек плюс развивать моторику пальчиков. Купите ребенку игрушки, которые способствуют развитию моторики пальцев.
  5. Слушайте, какие слоги говорит ребенок, повторяйте за ним вслух и добавляйте несколько новых букв.
  6. Можно выполнять с ребенком некоторые голосовые упражнения, например, рассказывать ему, какие звуки издают те или иные животные. Старайтесь копировать домашних любимцев или других известных вам животных, только не напугайте ребенка.
  7. В более старшем возрасте, уже около года, можно попробовать тренировать с малышом выговаривать те буквы, которые у него плохо получаются. Для этого вам придется придумывать словосочетания, в которых присутствуют данные буквы.
  8. Для тренировки произношения слов можно попробовать позаниматься с ребенком дыхательной гимнастикой. Для этого достаточно поиграть с ним в игры, где нужно на что-то дуть, например, сдувать бумажку со стола, достаточно безобидная забава.

Когда нужно беспокоиться

  1. Если вы занимались развитием своего ребенка, учили его словам, слогам, постоянно разговаривали с ним, прошло два года, а результата никакого, то это очень плохо, в этом возрасте дети уже должны уметь выговаривать четко хотя бы слова.
  2. Малыш никак не откликается на разговоры с ним, не понимает, как его зовут.
  3. Ребенок придумал какую-то собственную речь и пытается на ней разговаривать. Это могут быть непонятные слова составленные из слогов плюс отдельные звуки. Такое недопустимо в возрасте двух, а тем более трех лет. Другое дело, что малыш выговаривает нормальные слова и добавляет туда выдуманные, тут ничего особо страшного нет.

Если вы заметили проблемы с развитием речи у вашего ребенка, рекомендуется незамедлительно обратиться к специалисту.

А кому, собственно, малыш что-то должен? Современные логопеды, педиатры, психологи все чаще придерживаются мнения, что та заветная дата, когда ребенок начал говорить , наступает у каждого в различные сроки. Разумеется, молодые родители беспокоятся, почему чадо пользуется языком жестов, ограничивается 5-слогами, упорно не желает повторять самые простые слова. Мама жалуется, что сыночек молчит, хотя ему 2 года и 2 месяца, а девочку из семьи, живущей этажом ниже, уже «водят» на занятия по английскому языку, где она запоминает и (это не шутка!) повторяет, и произносит не только отдельные слова, но фразы. Отсюда возникают вопросы о том, во сколько начинают говорить мальчики, а когда – девочки. Педагог уверена, что ребенок осознанно использует иноязычные слова. В приведенном примере, оба ребенка – первенцы, мамы строго относятся к своим обязанностям: занятия, игры, прогулки непременно входят в режим дня. Но у каждой из мам – ребенок индивидуальный!

Наш ребенок не говорит

Хотя ровесники давно произносят полные предложения, мы обращаем пристальное внимание если наш малыш при этом не говорит ещё. Кумир миллионов родителей доктор Бенджамин Спок считал, что не все дети начинают говорить на определенном месяце развития. Большое значение имеют такие факторы, как темперамент, природные особенности .

Помните и об атмосфере , в которой воспитывается малыш. Да, ему пока не удается сказать даже слово "мама" , однако он замечает, насколько доброжелательны люди вокруг него. Причем не только, как относятся к нему старшие, но и как вы общаетесь между собой. У старших, особенно это касается пап, в общении проявляется диктаторство, что напрочь лишает ребенка инициативы . Этому малышу будет неуютно даже в своей семье, он может замкнуться, уйти в себя. Он еще слишком мал, чтобы изменить эмоциональный фон семьи , но достаточно большой, чтобы уловить все недомолвки, скрытую неприязнь, недоверие. Поэтому во сколько месяцев ребенок начинает говорить первые зависит не только от малыша!

С течением времени мамы, чаще всего это именно мамы и бабушки, начинают метаться в поисках чудо-средств, чтобы помочь малышу начать общение . Если вы не желаете «подождать еще пару месяцев », или поведение ребенка действительно вызывает тревогу и опасения, обратитесь к участковому педиатру.

ВАЖНО! Пройдите консультацию у опытного, хорошо зарекомендовавшего себя доктора, если считаете, что с вашим малышом, что-то не так.

На что обратить внимание, чтобы ребенок начал говорить

  • В норме ли органы слуха и речевой аппарат;
  • Соответствует ли возрасту психофизическое состояние малыша;
  • Доброжелателен и активен ли ребенок;
  • Может ли заменять общение звукоподражанием, воспроизводить несложные мелодии;
  • Самое главное, удостоверьтесь, что вы отлично понимаете друг друга.

Когда ребенок начинает говорить

Помните, что речь – одно из основных действий, которым овладевает человек в процессе своего индивидуального развития . Эта функция обеспечивает человеку одну из форм взаимодействия с окружающими, чаще всего, людьми (хотя дети пытаются общаться с разными предметами). По статистике, этим навыком дети овладевают тогда, когда им исполняется год или полтора . Однако не всегда дети говорят чётко и ясно к этому возрасту. Известно, что девочкам свойственно раннее развитие и, как следствие, они девочки начинают говорить раньше мальчиков . Тем не менее не всегда дети начинают говорить к установленному опытным путём сроку. Поэтому необходимо, чтобы участие взрослых непосредственно сказывалось на темпах овладения этим навыком.

Начинаем говорить первые слова

Обращая внимание на эти нехитрые советы, вы способствуете гармоничному развитию вашего малыша и помогаете малышу начать говорить первые слова и составлять фразы:

  • Родители должны относиться к ребёнку как к взрослому человеку . Это значит, что не нужно сюсюкать. Речевые партии родителей в отношении ребёнка должны быть такими же, как если бы они говорили со взрослым человеком. Это важно для того, чтобы малыш начал усваивать информацию правильно и начал произносить слова .
  • Необходимо опредмечивать произносимые слова . На запоминание влияет демонстрация того предмета, имя которого называется. Помимо того, что дети запоминают слова гораздо быстрее, они ещё и усваивают понятия формы, цвета.
  • Нужно описывать происходящие вокруг явления. Например, идя с малышом по парку, можно рассказывать, что происходит вокруг: поют птички, сидящие на большом дереве, проехала машина зелёного цвета, а вон там, на лужайке, мальчик и девочка играют в мяч или рассказывают другу другу интересные истории из своей жизни. Таким образом, ребёнок начнёт воспринимать поток информации и сопоставлять его с реальностью.

Речь на первом году жизни

К первому году своей жизни малыш овладевает 6-8 словами . Они составляют его базовый лексикон. Заметно, что он пользуется словами как угодно: произносит лишь слоги целого слова, мешает их между собой, называет каким-то словом не тот предмет, какой он означает и так далее. Одним словом, экспериментирует.

Артикуляционный аппарат развивается не без участия родителей. Смотря на их мимику, дети пытаются двигать органами речи подобным образом, чтобы научиться издавать такие же звуки, поэтому важно не ограничивать ребёнка в общении с родителями. И во время разговора смотреть на него!

Речь в старшем возрасте (3-4 года)

В старшем возрасте дети приобретают способность связывать слова между собой , использовать в речи словосочетания, предложения, так как формируется мышление и речь. Начинается период «почемучки» , когда ребёнок активно интересуется всевозможными явлениями, предметами, их происхождением и областью применения. Важно давать детям ответы на их вопросы, поддерживать диалог, чтобы не потушить ту жажду познания окружающего мира до того момента, когда она (жажда) сама будет сходить на нет.

Как ускорить момент

Если вам очень хочется, чтобы ваше чадо побыстрее заговорило на человеческом языке, попытаемся ускорить речевую деятельность ребенка . Давайте исходить из того, что наш маленький человек должен захотеть научиться разговаривать . Он показывает пальчиком на желаемый предмет, игрушку, призывая вас помочь. Постарайтесь проговорить медленно и очень доброжелательно, как только вы и можете, что именно малышу нужно. Не повторил сейчас, исполните его просьбу, он все равно скажет. Только не теряйте уверенность в том, что ваш малыш скажет первое слово, предложение, а потом еще много разных фраз. Вспомните, как долго и трудно вы ждали заветного момента, слушайте его, отвечайте и получайте удовольствие от общения. Вы эту радость заслужили!

Полезное видео

О том, когда ребенок начинает говорить доктор Евгений Комаровский расскажет в своей постоянной программе:

Итоги

Итак, основным принципом развития речи является развитие этой речи, как бы парадоксально это не звучало. Это значит, чтобы человек научился говорить, с ним нужно разговаривать, необходимо, чтобы он слышал речь, видел, как её произносят, а самое главное – зачем это делают. Входя в коммуникативную среду, ребёнок очень быстро научится излагать свои мысли, а общение с разными людьми помогает выработать определённую точку зрения и мнение на любую сложившуюся ситуацию уже с пелёнок.

Фото и видео: свободные источники Интернет

Вокруг первых слов ребенка родительской суеты не меньше, чем вокруг первых шагов, ведь это два основных навыка, которыми малыш должен овладеть примерно до полуторагодовалого возраста. Какие они, эти первые слова? Во сколько дети начинают их говорить и как им в этом помочь?

Возрастные этапы

Большинство из нас уверены, что первые слова малыш обязательно скажет еще до года. Особенно ждем слова «мама», как «истинно первого», сказанного ребенком. Во сколько он его скажет? Ребенок начинает говорить не одномоментно, его речь проходит несколько последовательных этапов от месяца к месяцу, а затем – от года к году, все более совершенствуясь от простого «уа» в возрасте 1 месяца до развернутых предложений или вполне связных рассказов в 2,5–3 года.

  1. Агукание. Ребенок должен начать агукать примерно до 8 недель. Такая «речь» состоит из простых «тягучих» гласных (иногда к ним присоединяются звуки [г], [к], [кх]).
  2. Гуление. Между 2 и 4 месяцами дети начинают пробовать разные звуковые комбинации, осваивая первые согласные.
  3. Лепет. Примерно в 6–7 месяцев «речь» малыша состоит из длинных цепочек слогов, которые все более усложняются.
  4. Первые слова и автономная речь (в районе 10 месяцев – 1 года). В словаре малыша может быть около 10 слов.
  5. С полутора лет слова употребляются в значении предложений , появляются фразы из 2 слов (предмет плюс действие). В активном арсенале может быть примерно 30 слов, в их числе – звукоподражания или искажения.
  6. 2 года – период настоящего «словарного бума». Автономная речь уступает место общепонятным словам. В речи появляются также прилагательные, местоимения, союзы, предлоги. Предложения в этом возрасте могут быть уже из 4 слов, с признаками грамматических изменений, с активным использованием эмоций, интонаций. Наступает возраст активных «почемучек». Нормой пока считается плохое произношение звуков.

Что такое первое слово?

Понятно, что спустя несколько лет речь станет намного совершеннее. Ребенок научится выговаривать все звуки, согласовывать члены предложения без ошибок, пересказывать, анализировать, сочинять. Но в памяти родителей навсегда останется то самое первое слово. Каким оно может быть?

Чаще всего это звукоподражания или искажения, характеризующие начало автономной речи, понятной только малышу и его родителям. Так что это точно не слово «мама». Скорее, что-то вроде «ам-ам», «ца-ца» или «дай-дай». Но разве это слово? В современной педиатрии принято называть словом тот «набор звуков», который всегда употребляется малышом в одном и том же значении, ассоциируется у него с одними и теми же предметами или действиями.

Если малыш все, что связано с едой (и сам процесс примем пищи в том числе) называет «ам-ам» — то это слово. Если «ца-ца» — это все, что красивое или нужно для наведения красоты – это слово. Самое настоящее. Устойчивая лексическая единица, употребляемая ребенком. Если нет – еще лепет. При этом первые слова обычно состоят из двух повторяющихся или разных, но простых слогов. При этом уже можно считать, что ребенок начинает разговаривать.

Во сколько малыш скажет первое слово – вопрос индивидуальный. Кто-то вовсю «строчит» уже в год, а кто-то и в два не очень-то разговорчив.

Помогаем заговорить

Обычно считается, что девочки начинают говорить несколько раньше, они более эмоциональны и непосредственны. Хотя и с этим можно поспорить: каждый малыш развивается индивидуально. Есть замкнутые девочки и активные мальчики, и предсказать, кто из них начнет говорить предложениями первый, нельзя. И дело не только в природных задатках, а еще и в том, чем, как и сколько занимаются с ребенком родители, чтобы стимулировать развитие его речевых навыков.

Что значит стимулировать? «Подталкивать» речевой аппарат, совершенствовать движения малыша и делать все, чтобы он был готов к говорению как можно раньше. Как этого достичь? Комплексно воздействовать на мозговые центры ребенка, отвечающие за развитие мелкой и крупной моторики, мышления, чувства равновесия, которые связаны с центром речи; развивать артикуляционный и понятийный аппарат. Приведенные ниже упражнения и занятия помогут в этом.

  • Примерно с 4 месяцев малыша нужно учить трогать и ощупывать, а затем хватать самые разные предметы (отличающиеся по размерам, материалам, текстуре, свойствам), развивая его тактильные ощущения. Мелкую моторику стимулируют растирающий массаж и пальчиковые игры. Став старше, малыш сможет манипулировать мелкими предметами: крутить, стучать, раскладывать, нанизывать, завинчивать и т. д.
  • Полезно менять положение ребенка в пространстве: наклонять поднимать, кружить, переворачивать, раскачивать. Впоследствии вестибулярный аппарат тренируют детские велосипеды, качели, игры с мячами, ходьба по бревну.
  • Развивать артикуляционный аппарат ребенка нужно обязательно. Для этого хорошо играть в подражание разным звукам (ветер, дождь, шум пылесоса, гул самолета или машины) или в зоопарк, имитируя голоса самых разных животных. При этом мама должна четко и медленно показывать малышу, как она получает звук. Еще лучше – делать это у зеркала, так кроха учится сравнивать свои действия и мамины. Такой простейшей артикуляционной гимнастики на первых порах вполне достаточно. Более сложные упражнения для деток постарше можно найти .
  • Чтение книжек, стишков, детских потешек помогает ребенку научиться ритму речи, интонации, обогатить пассивный словарный запас.
  • Активное речевое окружение – непременное условие для того, чтобы ребенок своевременно заговорил: сначала простыми словами, а затем и фразами. С малышом нужно постоянно говорить обо всем: что происходит, что для чего нужно, как называется, куда пойдем, зачем и т. д. Даже если ребенок пока еще не в состоянии повторить это все, он накапливает пассивный словарь, обогащает кругозор и постоянно имеет перед собой пример того, что речевое общение необходимо.
  • Пение также способствует речевому развитию. Когда поет мама, ребенок развивает слух, память, чувство ритма. Когда поет он сам – раскрепощаются мышцы артикуляционного аппарата, что облегчает освоение звукопроизношения.
  • После года полезно иногда включать «маму-непонимаку». В этот период детки обычно активно пользуются мимикой или жестами (особенно указательным). Поэтому если все время потакать малышу, подавая или разрешая все, что он выражает жестами, у него просто не будет необходимости в использовании речи. А если мама упорно не понимает малыша – придется потрудиться, чтобы как-то выразить свои желания с помощью слов.

Для правильного речевого развития важно развивать и дыхание. Слабое дыхание может привести к тому, что ребенок начнет говорить слишком тихо. Или будет затихать к концу короткой фразы, добирать воздух посередине слова, говоря взахлеб.

Постановке дыхания способствуют несложные игры, в которые малыш будет играть с удовольствием:

  • можно задувать свечки;
  • дудеть (дудочка, свисток, рожок – любой детский музыкальный инструмент подойдет);
  • пускать пузырьки в стакане воды (дуя в него через трубочку);
  • пускать мыльные пузыри;
  • дуть на одуванчики или на бумажную бабочку, привязанную к веревочке;
  • сдувать бумажные или ватные кусочки со стола или тарелки;
  • дуть на игрушки в ванной во время купания.

Чтобы ваш карапуз начал говорить своевременно и правильно, всегда подавайте ребенку пример правильной речи. Постоянные сюсюкания и искажения слов по примеру малыша, на его речевом уровне, приведут к тому, что он усвоит это как норму. Пусть он говорит «мявка», а вы отвечайте: «Да, это кошечка». А то, чего он еще не понимает, объясняйте при помощи понятий, которые ему уже известны.

Полезные игры

Стимулировать развитие речи можно, осваивая с ребенком простые жесты, которыми он будет сопровождать речь:

  • «Сколько тебе годиков?» — ребенок показывает 1 или 2;
  • можно погрозить пальчиком («ну-ну», «ай-ай-ай»);
  • на вопрос «как дела?» можно показывать большой палец – отлично!
  • «да» или «нет» ребенок может показать кивком головы;
  • можно звать с помощью жестов, здороваться и прощаться.

Но по мере овладения речью жесты должны отходить на второй план, чтобы не стать «заменителями».

Весьма полезно для развития речевых навыков играть в простые сюжетно-ролевые игры. Ребенку придется как-то называть персонажей, их действия, выражать свои эмоции. Вначале показывать игру придется маме, но постепенно малыш научится подключаться и будет принимать участие в действе.

На начальном этапе просто показывают малышу: так мишка топает, так кукла кушает, плачет. Постепенно разыгрываемые сюжеты будут усложняться, становиться все разнообразнее:

  • куколка шла, упала и ударилась – она плачет, ее нужно успокоить, пожалеть;
  • слоник поехал кататься на машинке, потом пригласил зайку покататься с ним;
  • кукла танцевала, потом устала и захотела спать, ее нужно уложить в кроватку;
  • кукла с зайкой пьют чай;
  • мишка собирается на прогулку, он одевается, садится в машинку;
  • бегемотик заболел, другие игрушки пришли к нему в гости;
  • у зайки день рождения, к нему пришли игрушки, чтобы поздравить и вручить подарки;
  • кукла Маша гуляла без шарфика и заболела, ее нужно полечить.

Простые сюжеты можно показывать малышу во время прогулки. Не просто «это мальчик», а «мальчик катается на велосипеде, ему весело»; не просто «птички», а «птички прыгают по асфальту и собирают крошки». По мере взросления сюжетные разговоры должны усложняться, дополняться вопросами о том, что малыш думает по этому поводу, как бы он поступил, как он к этому относится.

Речь – основной навык, который необходим человеку для постоянного общения с окружающими. Чтобы он появился и развивался своевременно, важна ежедневная целенаправленная работа. В игровой форме, но все же – работа. Правильно построенная и сопровождаемая благоприятной эмоциональной атмосферой.

Процесс развития речи индивидуален для каждого отдельного малыша, однако существуют основные периоды формирования речи.

Свои первые звуки ребенок начинает издавать уже в возрасте двух месяцев. По этим звукам родители вполне могут определить состояние и настроение малыша. Со временем мамы приобретают навыки определять, когда плач ребенка означает, что тот хочет есть; когда его что-то беспокоит; а когда он просто требует внимания к своей персоне. Также маленькие дети могут издавать звуки, означающие радость, удовольствие и положительные эмоции.

В возрасте от полутора до трех месяцев ребенок уже начинает издавать такие звуки как гуление, агукание. Также в этом возрасте дети начинают реагировать на речь взрослых.

В четыре-пять месяцев малыши уже начинают лепетать. Первое слово ребенок обычно произносит в возрасте от восьми месяцев до года. Не всегда этим словом становится «мама». Ребенок произносит такое слово, которое наиболее удобно для него. Чаще всего это слово, обладающее одинаковыми слогами: «мама», «баба», «ляля»» и другие.

Можно отметить то, что очень часто дети, произнеся первое слово, начинают употреблять его при обращении к любому предмету или взрослому человеку. Это может продолжаться до тех пор, пока к ребенку не придет сознание того, что каждый объект имеет отдельное наименование. В годовалом возрасте ребенок уже должен знать около пяти-восьми слогов.

Дальнейшее развитие речи

Приблизительно к полутора годам маленькие дети начинают складывать простые слова в несложные фразы. Нередко такими фразами становятся «хочу есть», «дай пить» и тому подобные.

Следует отметить, что речевое развитие у девочек происходит гораздо быстрее и активнее, чем у мальчиков. Однако все дети в возрасте трех-четырех лет должны уметь говорить фразами и иметь в словарном запасе некоторое количество слов. Если же этого не происходит, то нужно обратиться к таким специалистам как логопед и невролог.

Родители должны способствовать развитию речи своего ребенка. Они должны научить малыша навыкам комментирования своих и чужих действий. Для этого мама малыша при слове «сядь» должна садиться сама. Очень хорошо дети воспринимают обучение словам в игровой форме. Если восьмимесячному ребенку нравится играть в «ладушки», то при просьбе кого-то из взрослых продемонстрировать это, малыш начинает активно хлопать в ладошки.

В русском языке существует множество потешек, которые также дают хороший эффект при обучении малыша речи. Нужно предлагать ребенку демонстрировать действия, описываемые в этих потешках. Взрослым нужно обращать больше внимания на обучение малыша к комментированию своих действий. Хороший эффект дает также запоминание названий предметов обихода и игрушек.

В мозг ребенка каждый день поступает новая информация. Иногда родителям может показаться, что процесс речевого развития зашел в тупик, но это не так. Со временем все дети проявляют свои знания в словесной форме.