Меню Рубрики

Бульварное кольцо. Самый короткий бульвар IV. Страстной бульвар

Поскольку я где-то умудрился простыть, то ближайшие пару дней мне прогулки не светят. Так давайте хоть виртуально прогуляемся по московским бульварам.


Фото 1937 г. И.Тувина из архива Величко. Страстной бульвар.
Надпись на открытке - "Проезд Петровского бульвара" - ошибочная.

В старину на месте ленты бульваров находилась стена Белого города - третьего (после Кремля и Китая) оборонительного пояса Москвы.


К сожалению, в те "жуткие" времена "рыба в Каме была", а фотографии, увы, не было. Поэтому как выглядела стена Белого города мы можем представить только по реконструкциям


Панорама стены Белого города с севера по долине реки Неглинки в 17 веке.М.П.Кудрявцев.

и по сохранившимся фундаментам (например, в раскопе на Хохловской площади).


Фото 2007 г. hitrovka .

Стена была построена в 16 веке при царе Фёдоре Иоанновиче замечательным русским зодчим Фёдором Конём. С годами стена постепенно стала разрушаться, предприимчивые москвичи начали растаскивать её по кирпичику и камешку на свои личные хозяйственные нужды, на валах стали разбивать огороды. И при матушке-Екатерине было принято решение её разобрать (вот где корни наших разрушений). А на её месте велено было разбить бульвары на манер парижских. Бульвары разбили, засадили чахлыми берёзками. Москвичи называли их "гульварами" от слова "гулять".
Все эти бульвары сгорели в огне Пожара 1812 г. Второе рождение бульваров случилось в кон.1810-х - нач.1820-х гг. В несколько этапов бульвары обустроили, засадили липами и они стали любимым местом прогулок москвичей.
Начинаются московские бульвары с Гоголевского (бывш.Пречистенского). И заканчиваются Яузским. Кстати, до революции даже нумерация домов на бульварах была единая (без деления на отдельные бульвары).

Гоголевский (бывш.Пречистенский) бульвар


Фото 1930-х гг. Ранее на месте наземного павильона станции метро находилась церковь Сошествия Святого Духа у Пречистенских ворот.


Фото 1882 г. из альбомов Найдёнова.


Фото 1959 г. Carl Mydans из архива"Life".


Фото 1910 гг. Памятник Н.В.Гоголю на Гоголевском (до 1909 г. - Пречистенском) бульваре (ск. Н.А.Андреев). В 1952 г. его заменили на памятник работы скульптора Томского. А старый (т.н. "маленький Гоголь" - любимое место распития портвейна в 70-80-х гг.) в 1956 г. установили во дворе дома № 7 по Никитскому бульвару.

Никитский бульвар


Фото 1948 г.


Фото нач.1970-х гг. Дом Кокошина (д.6) или "Соловьиный дом". Недавно снесён. Сейчас на его месте котлован...


Фото 1920-х гг. Дом в торце Никитского бульвара у Никитских Ворот (бывш.стасовская гостиница).

По указу императора Павла I 1800 г. у всех бывших ворот Белого города (в топонимике Москвы давно не существующие ворота сохранились до сих пор) следовало построить гостиницы. Что и было осуществлено в ближайшие два года по типовому проекту арх.Стасова. Часть этих гостиниц сохранилось до сих пор (в основном в сильно перестроенном виде), а часть была снесена в 20 веке, как, например, обе гостиницы у Никитских ворот. В наиболее аутентичном виде сохранилась гостиница у Покровских ворот (при этом там - в единственном месте бульваров - сохранились обе гостиницы).

Тверской бульвар

Самый старый и самый знаменитый бульвар Москвы. О нём подробнее можно узнать в сообществе tver_bul .


Фото кон.1960-х гг. Памятник Тимирязеву (или "писающему мальчику Тимирзяеву") на месте снесённой гостиницы.


Фото 1920-х гг.


Фото 1947 г.


Фото 1910-х гг. Гимназисты на "колбасе".


Фото 1913 г.


Фото 1900-х гг. "Пампуш на Твербуле" и Страстной монастырь. В 1950 г. памятник Пушкину перенесут на противоположную сторону Тверской, туда, где на снимке видна колокольня.


Фото 1930-х гг.
На первом плане видна старая ограда бульваров - в косую решёточку. В 1947 г. к 800-летию Москвы бульвары ещё раз обустроили. Появились новые ограды (ограды по этому проекту на московских бульварах и сегодня). Последняя старая ограда, перенесённая с Покровского бульвара, сохранялась до нач.1990-х гг. в конце Подколокольного переулка. Ею был обнесён скверик рядом с домом Карзинкина-Телешова (ныне летний сад ресторана "Дача").

Страстной бульвар

Самый широкий бульвар Бульварного кольца.
Понятие Бульварное кольцо появилось уже в советское время. Как мы знаем московские бульвары представляют из себя полукольцо, упирающееся (ну, или почти упирающееся) своими концами в Москва-реку. Кольцо же появилось в связи с Генпланом Москвы 1935 г., когда было принято решение замкнуть бульвары через Замоскворечье ("вставная челюсть" Нового Арбата именно отсюда берёт свои корни). Начало этих бессмысленных работ можно видеть при съезде с М.Устьинского моста - в Садовническом проезде. Это как раз первые шаги этого не осуществлённого, к счастью, проекта.


Фото 1975 г. М.Александрова.


Кадр кинохроники 1957 г. Страстной бульвар у Петровских ворот. За деревьями угадывается здание усадьбы Гагариных-Английского клуба (до 1812 г.)-Новоекатерининской больницы.

Петровский бульвар

О Петровском и Рождественском бульварах можно подробнее почитать в neglinka_msk .


Фото 1905 г. Дом Трындина у Петровских ворот, в торце Петровского бульвара (одна из сохранившихся быв.стасовских гостиниц).



Фото 1900-х гг.


Фото нач.1910-х гг. Вид с Рождественского бульвара на Трубную площадь и Петровский бульвар. Из архива Величко.

Рождественский бульвар


Фото сер.1990-х гг. И.Янова.


Фото 1980-х гг.


Фото сер.20 века.


Фото 1990-х гг. Д.Борко ( borko ). Знаменитый туалет на Рождественском бульваре.

Сейчас на его месте "развиватели города" незаконно строят шашлычную-"навозного жука":


Фото 2008 г. А.Дедушкина.

А ещё Рождественский бульвар - один из "пьяных" бульваров Москвы. Но всё-таки не такой, как Яузский.


Фото 2009 г. А.Можаева ( mozhav ).


Фото 2009 г. А.Можаева ( mozhav ). Рождественский бульвар ночью.

Сретенский бульвар


Фото нач.20 века. Дом страхового общества "Россия" на Сретенском бульваре.


Фото 1975 г. В.Царина. Сретенский бульвар. Костянский переулок.


Фото кон.1930-х гг. Альбом "Старая Москва в фотографиях" ("Москва, которой нет").
Вид от Мясницких ворот на Сретенский бульвар. Справа снесённое (вместе со всем кварталом) здание Тургеневской читальни, находившееся на нынешнем пустыре, называемом Тургеневской площадью.

Чистопрудный бульвар

Фото 1959 г. Ray Degroote, Wolfgang Schreiner и Jim Northcutt.© Ааре Оландер.
Трамвай на Чистопрудном бульваре у ст. м. "Кировская" ("Чистые пруды").


Фото кон.1930-х гг.


Фото кон.1880-х гг. из альбомов Найдёнова.


Фото 1900-х гг.

Почему Чистые пруды, а пруд один? Всё дело в том, что в старину прудов было два и находились они с внутренней стороны стены Белого города. Потом их засыпали, место постепенно застроили, новый пруд выкопали на самом бульваре в 20-е гг. 19 века. А название во множественном числе сохранилось.


Фото 1910-х гг. Деревянный павильон, построенный для панорамы Франца Рубо «Бородинская битва» к столетию сражения. Просуществовал до 1918 года. Вот на этом самом месте старые пруды и были.


Фото 1938 г. В.Олейника.

Покровский бульвар

О Покровском и Яузских бульварах можно подробнее почитать в ivanovska_gorka .


Фото сер.20 века. Хохловская площадь. Вид на Покровский бульвар.

Покровский бульвар - самый молодой бульвар Москвы. До 1954 года его часть до Казарменного переулка представляла собой узкую аллею и большой плац перед Покровскими казармами. А до 1891 года никакой зелени вообще здесь не было, а все пространство между проездами занимал обширный плац Покровских казарм. В 1891 году плац был уменьшен, огражден забором, а справа, до Казарменного переулка, проложена узкая аллея. Её следы - два параллельных ряда тополей в правой части бульвара. В 1954 году плац был упразднен, аллея же превращена в нормальной ширины бульвар, вдоль казарм открылся проезд для транспорта.


Фото 1910-х гг. Павлова. Покровские казармы и Покровский плац.


Фото кон.1920-х - нач.1930-х гг. Внутренний проезд в сторону Покровских ворот.


Фото 1870-х гг. За ближними домами Покровский плац (будущий Покровский бульвар) и Хохловская площадь. Хорошо видны лабазы, находившиеся на месте доходника Оловянишниковых (угол Хохловского переулка). Слева - ц. Троицы в Хохлах, над лабазами - кирха Петра и Павла (1862 г. постройки), справа возвышается ц. Успения на Покровке.


Фото 1950-х гг. Н.Грановского.


Фото 1900 г. Практическая академия на Покровском бульваре.


Фото 1890-х гг. Вид на Покровский бульвар из окна Практической академии.


Фото 1956 г. Покровский и Яузский бульвары.

И, наконец, Яузский бульвар - самый короткий бульвар.


Фото 1990-х гг.


Фото 1990-х гг.


Фото 1990-х гг.


Фото 1990-х гг.
За снимки Яузского бульвара спасибо en3g !


Фото 1990-х гг.

И традиционно Яузский бульвар является самым "пьяным" бульваром Москвы:


"Ночью на Яузском бульваре бывает и так". Фото С.Фридлянда. 1928г. "Огонёк" №33, 12 августа 1928 г.
Вот так, несмотря на праздники, напиваться не надо! Особенно с учётом нынешних морозов!


Фото 1980-х гг. Н.Н.Рахманова.


Фото 1970-х гг. Площадь Яузских ворот.

Вот мы и прошли с Вами все московские бульвары.

В качестве эпилога:
Бульварное кольцо (19.5 Га) - Гоголевский, Никитский (Суворовский), Тверской, Страстной, Петровский, Рождественский, Сретенский, Чистопрудный, Покровский, Яузский бульвары - объект культурного наследия.
"Гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом". - п.1 ст.7 ФЗ от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
"Объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий". - п.1 ст.33 ФЗ от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

Бульварное кольцо - ландшафтная достопримечательность Москвы - возникло в конце 18-го века на месте Белгородской стены, оборонительной фортификации, которая была упразднена и разобрана за ненадобностью. Проездные башни стены также были разрушены, а на их месте образовались площади, названия которых напоминают о прошлом их назначении. В названиях сохранилось упоминание о воротах: Покровские Ворота, Арбатские Ворота, Никитские Ворота и т. д.

Сколько бульваров в Бульварном кольце?

Всего было образовано десять бульваров, которые расположились друг за другом в форме подковы, окружая центр Москвы. Концы "подковы" упираются в образуя непосредственно Бульварное кольцо. Карта Москвы содержит полную информацию обо всех бульварах вместе с площадями. В отличие от Садового кольца, Бульварное имеет более компактные очертания.

Бульварное кольцо (Москва, как известно,долго строилась) в нынешнем его виде появилось не сразу. Первый бульвар, Тверской, был заложен в 1796 году архитектором С. Кариным, а затем в обе стороны от Тверского бульвара разошлись девять остальных бульварных проспектов. Окончательно московское Бульварное кольцо сформировалось в первой половине 19-го века.

Свое начало оно берет от Соймоновского проезда на Пречистенке и продолжается от площади Пречистенские Ворота до Арбатской площади. Этот участок называется Гоголевским бульваром. переходит в площадь Арбатские Ворота. От Арбатских Ворот начинается Никитский бульвар, который упирается в площадь В этом месте Бульварное кольцо пересекается с Большой Никитской улицей, выходящей на Манежную площадь.

После Никитских Ворот кольцо продолжается Тверским бульваром, упирающимся в Пушкинскую площадь. От площади А. С. Пушкина отходит его окончанием является площадь Петровские Ворота, которую пересекает знаменитая московская улица Петровка. После Петровских Ворот, Бульварное кольцо продолжает Петровский бульвар, который простирается до Трубной площади.

Сретенский бульвар оканчивается площадью Тургенева, соединяющей Мясницкую улицу и проспект Академика Сахарова. В конце Сретенского бульвара расположена площадь Мясницкие Ворота, от которой берет свое начало Чистопрудный бульвар, переходящий в площадь Покровские Ворота. Следующая площадь, Хохловская, является местом, откуда начинается Покровский бульвар, который сразу переходит в бульвар Яузский.

Яузский бульвар оканчивается площадью от которой отходит Устьинский проезд, последнее звено московского Бульварного кольца.

Бульвары и их отличия

Некоторые из 10 бульваров кольца имеют свои признаки отличия. Гоголевский бульвар проходит на трех уровнях. Внутренняя магистраль идет по верхнему уровню, средняя по среднему ярусу, а внешний проезд проходит по самой нижней линии. Такую ступенчатость бульвар получил благодаря разным по высоте берегам ручья Черторой, протекавшего когда-то на месте Гоголевского бульвара.

Самый "молодой" бульвар из всех - это Покровский, долгое время его образованию мешали Покровские казармы и огромный плац при них. Плац снесли в 1954 году, и только после этого аллея была превращена в полноценный бульвар.

Самым коротким бульваром является Сретенский, его длина всего 214 метров, а самый длинный - Тверской бульвар, 857 метров. Рекордной шириной - 123 метра - отличается Страстной бульвар.

Памятники

Бульварное кольцо знаменито своими памятниками:

  • А. С. Пушкину на
  • Владимиру Высоцкому и Сергею Рахманинову на Страстном бульваре.
  • Н. В. Гоголю и Михаилу Шолохову на Гоголевском бульваре.
  • А. С. Грибоедову на бульваре Чистопрудном.
  • На Тверском бульваре Сергею Есенину и К. А. Тимирязеву.
  • На выходе со Сретенского бульвара установлен памятник В. Г. Шухову.

Станции метро

По периметру московского Бульварного кольца расположены следующие станции метро:

  • станция "Кропоткинская" (Сокольническая линия);
  • станция "Арбатская" (Филевская линия);
  • станция "Пушкинская" (Таганско-Краснопресненская линия);
  • станция "Тверская" (Замоскворецкая линия);
  • станция "Чеховская" (Серпуховско-Тимирязевская линия);
  • станция "Трубная" (Люблинско-Дмитровская линия);
  • станция "Тургеневская" (Калужско-Рижская линия);
  • станция "Сретенский бульвар" (Люблинско-Дмитровская линия);
  • станция "Чистые пруды" (Сокольническая линия).

Конка и трамвай

Транспорта на Бульварном кольце не было, москвичи обходились извозчиками. Однако в 1887 году на бульварах появились конные экипажи. Конка работала до 1911 года, затем по Бульварному кольцу пустили трамвай. Маршрут считался кольцевым, хотя вагоны ходили только до набережной Москвы-реки в обе стороны.

В 1947 году Бульварное кольцо было частично отреставрировано к 800-летию Москвы. Устаревшие скамейки в скверах заменили на новые, современные. Полностью заменили сетчатую ограду, к тому времени уже проржавевшую. Вместо нее установили литые чугунные заграждения. С 2011 года Бульварное кольцо стало излюбленным местом для всевозможных протестных митингов и демонстраций.

Эта фортификация стала третьим рубежом защиты после стен и . А ее название связывали, по одной версии, с используемым в строительстве белым камнем, по другой - с «белой» землей, свободной от уплаты податей.

Стена начиналась от храма Христа Спасителя и заканчивалась на месте впадения Яузы в Москву-реку. Длина будущего Бульварного кольца составляла чуть больше 9 километров, а толщина стен крепости колебалась от 4,5 до 6 метров. На пересечении стены Белого города с радиальными улицами стояли 27 мощных шатровых башен. Десять из них были проездными, 17 - глухими. Высота стен достигала 10 метров, а башен - 13-20 метров.

Хотя был не только оборонительным сооружением, но и украшением Москвы, к XVIII веку его стены обветшали. Например, в 1750 году часть стены обрушилась и задавила несколько человек.

Как давали названия московским улицам

Надобность в оборонительном сооружении к тому времени уже отпала. А в Европе тогда уничтожали средневековые крепостные валы и создавали на их месте аллеи. Немецкое слово «болверк» во Франции стало «булевардом», а в России - «бульваром» (в народе чаще можно было услышать «гульвар»). Оно означало «крепость», но стало названием для городских прогулочных аллей.

В 1774 году появился Каменный приказ, который должен был устроить бульвары в Москве - разобрать укрепления, разровнять землю, высадить деревья. Уже в следующем году Екатерина II утвердила план демонтажа стен Белого города: на их месте должны были появиться аллеи деревьев, а на месте проездных башен - площади.

В конце XVIII века укрепления разобрали, а камень использовали в строительстве домов, в первую очередь, Воспитательного дома. И вскоре оборонительный вал превратился в зеленый пояс бульваров. Лишь имена площадей - Никитских ворот, Арбатских ворот, Мясницких ворот, Петровских ворот, Покровских ворот, Яузских ворот - хранят память о и отсутствием ворот вводят в замешательство туристов.

Первый бульвар - - появился в 1796 году. Вскоре Бульварное кольцо стало любимым местом отдыха москвичей, а Виссарион Белинский назвал его украшением Москвы.

Бульварное кольцо было не только местом прогулок, но и светской гостиной. Здесь можно было показать себя во всей красе. Например, Лев Толстой, трое его братьев и сестра вместе с гувернером доезжали в экипаже от дома на Плющихе до Гоголевского бульвара, проходили его, потом шли по Никитскому, и иногда дальше - по Тверскому. Больше всего юного Толстого занимало, как менялось обращение старших по мере приближения к Пушкинской площади: на Гоголевском бульваре можно было себя чувствовать свободно, говорить по-русски, а сестру называть Машенькой. На Никитском использовался французский, демонстрировались изысканные манеры, а сестру звали «Мари». А на Тверском обязательными становились английский, подчеркнутая чопорность и имя «Мэри».

Стечение народа, прекрасные утра апрельские и тихие вечера майские привлекают сюда толпы праздных жителей. Хороший тон, мода требуют пожертвований: и франт, и кокетка, и старая вестовщица, и жирный откупщик скачут в первом часу утра с дальних концов Москвы на Тверской бульвар. Какие странные наряды, какие лица!

В начале ХХ века Бульварное кольцо стало главной транспортной магистралью Москвы и получило новое имя - «кольцо «А».

29 февраля 1911 года по бульварам прошел первый трамвайный маршрут «А», который москвичи ласково называли «Аннушкой». В отличие от бульваров, трамвай шел по кольцу, проезжая вдоль Кремля.

В 1930-1940-х годах этот маршрут называли «театральным», так как одна из остановок была на Тверском бульваре у Камерного театра (сейчас - Театра имени А.С. Пушкина). А еще на пути следования «Аннушки» располагались знаменитые кинотеатры: - «Унион», у Покровских - «Аврора», на Арбатской площади - «Художественный», на Чистопрудном бульваре - «Колизей».

Бульварное кольцо всегда было в центре московских событий, будь то народные гуляния, строительство метро, революции или войны.

Городские власти старались поддерживать на бульварах порядок, но уже в 1862 году инспекция не досчиталась огромного количества деревьев, газон был измят, ограда сломана. Генерал-губернатор Москвы доложил об этом царю, и на Бульварном кольце появились смотрители, следящие за порядком. Тогда на бульварах запретили выгуливать собак, ездить на велосипедах, возить тележки и даже нести чемоданы.

Сильно пострадало Бульварное кольцо в 1941 году из-за фашистских бомбежек. Но как только война закончилась, бульвары ожили вновь: здесь посадили 4 000 деревьев и более 130 000 кустарников.

К празднованию 800-летия столицы старую ограду кольца заменили чугунным барьером с индивидуальным орнаментом для каждого бульвара, входы оформили светильниками и вазонами, садовые скамейки заменили деревянными диванами. Сейчас Бульварное кольцо вновь благоустраивается.

Говорят, что... ...бывали на бульварах и неожиданности. Например, в 1918 году группа левых художников за ночь перекрасила стволы деревьев в ядовитые цвета. А через некоторое время по бульварам прошла манифестация обнаженных людей с плакатами «Долой стыд!» .

Бульварное кольцо на фотографиях разных лет:

Бульварное кольцо - главный городской променад, непрерывная последовательность из 10 бульваров и 13 площадей, опоясывающих исторический центр города. Будучи одним из традиционных колец Москвы, в действительности Бульварное кольцо не замкнуто и имеет форму подковы, начинаясь и заканчиваясь вблизи набережных Москвы-реки.

Общая длина Бульварного кольца составляет около 9 километров, и каждый его метр буквально возведён в культ: прогулка по бульварам, на которых обустроены уютные зелёные скверы, считается качественным культурным досугом для горожан и одним из обязательных пунктов туристической программы гостей столицы. Городская среда может похвастаться качественным историческим окружением со старыми особняками, доходными домами и церквями, а длина маршрута идеальна для продолжительной прогулки. Кроме того, на них часто проходят выставки и городские фестивали, что делает досуг горожан ещё более интересным.

История Бульварного кольца

Своим возникновением Бульварное кольцо обязано Белгородской стене, окружавшей московский Белый город в 16-18 веках. Изначально крепостная стена строилась для защиты и имела важное оборонное значение, но в конце 18 века, когда город вырос, полностью утратила актуальность, и её решили разобрать.

В 1770-1780-х годах стены и башни Белого города были разобраны, а на их месте впоследствии заложили бульвары и организовали площади, многие из которых сохранили в своих названиях названия крепостных ворот: площадь Пречистенские Ворота, Никитские Ворота, Петровские Ворота и другие. Однако, Бульварное кольцо сформировалось не сразу: первый бульвар - Тверской - был обустроен в 1796 году; последним стал Покровский бульвар, часть которого занимал плац Покровских казарм, окончательно ликвидированный лишь в 1954 году. В целом кольцо бульваров сложилось после 1812 года.

В 1887 году по Бульварному кольцу пустили конку, а в 1911 году - электрический трамвай. Кольцевой маршрут проходил по всем бульварам и замыкался на Кремлёвской набережной, но до наших дней не сохранился - трамвайное движение осталось лишь на Чистопрудном, Покровском и Яузском бульварах.

Интересно, что при советской власти Бульварное кольцо чуть было не стало кольцом физически: Генплан реконструкции Москвы 1935 года предполагал, что оно будет продлено в Замоскворечье и замкнуто, но позже от плана отказались за отсутствием необходимости. В 1947 году - в честь 800-летия Москвы - бульвары озеленили и реконструировали по проекту архитектора Виталия Долганова: вместо старой сетчатой ограды появились узорчатые чугунные изгороди, были установлены новые лавки и высажены более 4 тысяч деревьев и 13 тысяч кустарников.

С 1978 года Бульварное кольцо признано памятником садово-паркового искусства.

Бульвары и площади Бульварного кольца

В состав Бульварного кольца включены 10 бульваров и 13 площадей, на большинстве из которых обустроены скверы (на всех бульварах и на некоторых площадях).

Гоголевский бульвар имеет длину около 750 метров и проходит от площади Пречистенские Ворота до площади Арбатские Ворота. Бульвар качественно благоустроен и озеленён, вдоль него расположен ряд городских усадеб и доходных домов, а также различные административные здания, в том числе массивный .

Никитский бульвар длиной около 500 метров расположен между площадями Арбатские Ворота и Никитские Ворота. Своим названием бульвар обязан Никитским воротам Белгородской стены.

Тверской бульвар имеет длину 875 метров и проходит от площади Никитские Ворота до . Это самый старый и самый протяжённый из бульваров Бульварного кольца и, вероятно, самый модный бульвар столицы: ещё со времён Пушкина, который неоднократно здесь бывал, Тверской бульвар стал излюбленным местом для прогулок горожан - и в наши дни городские фестивали нередко собирают на нём целые толпы людей. В прошлом застройка вдоль Тверского бульвара состояла из дворянских особняков в стиле классицизма, сегодня на нём можно увидеть доходные дома и ряд городских усадеб, жилые дома дореволюционных, советских и постсоветских времён, а также различные административные и конторские здания, в том числе необычное вблизи площади Никитские Ворота.

Страстной бульвар длиной около 550 метров проходит от Пушкинской площади до площади Петровские Ворота. Будучи не самым протяжённым, является самым широким на Бульварном кольце: ширина бульвара достигает 123 метров. Получил своё название по снесённому в 1938 году Страстному монастырю.

Петровский бульвар имеет протяжённость 449 метров и проходит от площади Петровские Ворота до Трубной площади. Вдоль бульвара сохранилась качественная историческая застройка, включающая доходные дома и ряд городских усадеб, а также здание ресторана "Эрмитаж" Люсьена Оливье - того самого, что изобрёл знаменитый салат - и некоторый новодел.

Рождественский бульвар длиной около 400 метров проходит от Трубной площади до площади Сретенские Ворота. На бульвар выходит мощная стена Рождественского монастыря, также вдоль него сохранилась историческая застройка, включающая преимущественно доходные дома и ряд особняков и городских усадеб, незначительно разбавленных современным новоделом.

Сретенский бульвар длиной всего 214 метров проходит от площади Сретенские Ворота до Тургеневской площади, это самый короткий бульвар кольца. Значительную часть бульвара занимает огромный памятник Надежде Крупской, установленный в его начале. Застройка включает ряд жилых и доходных домов, а также административные здания; на бульвар выходят фасады и . Любопытно, что на внешней стороне бульвара сохранился остаток крепостного вала.

Чистопрудный бульвар протяжённостью 822 метра проходит от площади Мясницкие Ворота до площади Покровские Ворота. Это самый большой по площади и второй по протяжённости (после Тверского) бульвар Бульварного кольца, а также единственный, на котором есть пруд. Летом здесь играют музыканты и проходят различные выставки - и хотя он не такой модный, как Тверской, Чистопрудный бульвар стал одним из центров культурной жизни Москвы. Зимой на пруду заливают каток. Всесезонная привлекательность бульвара и его рекреационные качества - можно сказать, это целый небольшой парк - сделали его культовым местечком на карте Москвы.

Покровский бульвар имеет протяжённость около 600 метров и находится между Хохловской площадью и Яузским бульваром. В начале бульвара находится найденный при раскопках открытый фрагмент стены Белого города; окружающая застройка состоит преимущественно из доходных домов и ряда городских усадеб, одна из наиболее примечательных построек - здание Покровских казарм.

Яузский бульвар длиной около 400 метров расположен между Покровским бульваром и площадью Яузские ворота - это последнее звено Бульварного кольца. Застройка бульвара включает дореволюционные и советские жилые дома, а также ряд доходных домов и городских усадеб.

Если учесть все бульвары и площади, которые принято относить к Бульварному кольцу (площади при этом рассматриваются как часть бульваров), то полный список его составных частей будет выглядеть следующим образом (по часовой стрелке):

1. площадь Пречистенские Ворота;

2. Гоголевский бульвар;

3. Арбатская площадь;

4. площадь Арбатские Ворота;

5. Никитский бульвар;

6. площадь Никитские Ворота;

7. Тверской бульвар;

8. Пушкинская площадь;

9. Страстной бульвар;

10. площадь Петровские Ворота;

11. Петровский бульвар;

12. Трубная площадь;

13. Рождественский бульвар;

14. площадь Сретенские Ворота;

15. Сретенский бульвар;

16. Тургеневская площадь;

17. площадь Мясницкие Ворота;

18. Чистопрудный бульвар;

19. площадь Покровские Ворота;

20. Хохловская площадь;

21. Покровский бульвар;

22. Яузский бульвар;

23. площадь Яузские Ворота.

Также к Бульварному кольцу иногда причисляют Соймоновский и Устьинский проезды, которые завершают цепочку бульваров и площадей у берегов Москвы-реки, однако, строго говоря, они к Бульварному кольцу не относятся.

Чистопрудный бульвар:

Александру Грибоедову;

Абаю Кунанбаеву.

Яузский бульвар:

Расулу Гамзатову.

Помимо прочего, на Рождественском бульваре установлен поклонный крест в память о покровительнице Москвы преподобной Евфросинии, в миру - великой княгине московской Евдокии Дмитриевне, а на Гоголевском бульваре - несколько малых бетонных скульптур, изображающих животных из русских сказок.

В действительности, Бульварное кольцо имеет не столько рекреационную, сколько культурную значимость для города. Из-за большого количества машин по обе стороны каждого бульвара, оживлённых перекрёстков и даже тоннелей на площадях между ними и других нюансов, с которыми приходится мириться жителям мегаполиса, прогулка по современному Бульварному кольцу может понравиться далеко не каждому.

Но, будучи одним из исторических колец Москвы, оно по-прежнему навевает особые переживания и хранит атмосферу московской старины - и как минимум за это его уже стоит любить.

Дальше будет больше, вплоть до Четвертого транспортного, но самыми знаменитыми и любимыми остаются две важнейшие городские артерии — Садовое и Бульварное кольца. Это не просто совокупность исторических улиц и площадей, но что-то вроде кругов кровообращения «настоящей» Москвы. Хотя подлинная московская старина и на Садовом, и на Бульварном кольце сохранилась в основном в названиях.

Бульварное кольцо

Даже не зная истории, можно взглянуть на карту столицы и догадаться, что кольцевая система улиц происходит от старинных оборонительных сооружений, стен и валов. В центре — Кремль, а вокруг него город постепенно разрастался кругами. Сначала Белый — с боярскими и дворянскими усадьбами, потом Деревянный — для людей попроще. Бульварное кольцо проложили в XVIII веке на месте разобранных каменных стен Белого города, возведенных при царе Феодоре Иоанновиче. Отсюда «ворота» в названиях площадей — когда-то это были настоящие ворота Белого города: Пречистенские, Арбатские, Никитские, Петровские, Мясницкие, Сретенские, Покровские и Яузские.

Москва. Тверской бульвар. Фото: Антон Агарков / сайт

Кольцо, конечно, не образовалось стихийно, но было проложено по первому генплану старой столицы — «Прожектированному плану Москвы» 1775 года, разработанному при Екатерине II французским архитектором Николя Леграном. Первым бульваром, то есть широкой улицей с прогулочной зоной посередине, стал Тверской. Правда, исторический облик Тверского бульвара, как и всего Бульварного кольца, сложился уже в XIX веке, после великого пожара Москвы (кстати, генплан 1775 года тоже разработали после очередного большого пожара). В 1812 году погибли даже деревья, высаженные на бульваре.

И деревья, и облик бульваров менялись много раз, поскольку кольцо обновлялось в соответствии с архитектурными веяниями и периодически попадало в эпицентр исторических катаклизмов. Ничто не стояло на месте, даже памятники. Самым значимым «переездом» на бульварах можно считать передвижение памятника Пушкину. Теперь трудно вообразить, что до 1950 года он стоял на Тверском бульваре. Зато теперь начало Тверского бульвара и площадь Никитских ворот «украшает» один из самых странных новейших памятников поэту — фонтан-ротонда «Александр и Наталья».

В отличие от Садового, Бульварное кольцо так и осталось разомкнутым. По форме это подкова, опоясывающая исторический центр и на юге ограниченная Москвой-рекой. Если по часовой стрелке, то Бульварное кольцо начинается с Пречистенских ворот, за которыми начинается Гоголевский бульвар. За ним — Арбатские ворота, Никитский бульвар и площадь Никитских ворот, Тверской бульвар и Пушкинская площадь, Страстной бульвар, площадь Петровские ворота и Петровский бульвар, Трубная площадь, Рождественский бульвар, Сретенские ворота и Сретенский бульвар, Тургеневская площадь и Мясницкие ворота, Чистопрудный бульвар, Покровские ворота и Покровский бульвар, Яузский бульвар и Яузские ворота. Есть еще два проезда, соединяющие бульвары с Москвой-рекой — Соймоновский перед Пречистенскими воротами и Устьинский между Покровскими воротами и Устьинским мостом.

Москва. Гоголевский бульвар и памятник Гоголю. Фото: Павел Пелевин / сайт Москва. Памятник Гоголю на Никитском бульваре. Фото: Мария Мясникова / сайт

Длина Бульварного кольца — около 9 километров, и это маршрут, который вполне можно и приятно пройти пешком. Это будет идеальная московская экскурсия: помимо множества исторических памятников и строений всех эпох, ощущаешь и ритм Москвы, и ее метаморфозы, и саму ее древнюю, неровную, холмистую почву.

Москва. Памятник Владимиру Высоцкому на Страстном бульваре. Фото: Игорь Стомахин / сайт

На бульварах много памятников, старых и новых, и в том числе самые, пожалуй, «московские» памятники. Во-первых, уже упомянутый памятник Пушкину. Во-вторых, целых два — тревожный мистик в кризисе работы Николая Андреева на Никитском бульваре и бодрый классик «от советского правительства» на Гоголевском бульваре. В начале Чистопрудного бульвара — опять же советский парадный памятник Александру Грибоедову, автору великой московской пьесы «Горе от ума». На Тверском бульваре стоит «московский озорной гуляка» Сергей Есенин. На Страстном — московский бард . А если вернуться к Гоголевскому бульвару, там привлекает внимания необычный памятник Михаилу Шолохову: автор «Тихого Дона» изображен в лодке, а за лодкой из гранитной «воды» высовываются головы плывущих лошадей. Иногда это выглядит достаточно жутко, а порой москвичи сами прибавляют драматической картине оптимизма — например, подсаживая в лодку к писателю снежных зайцев.

Садовое кольцо

После пожара 1812 года, при императоре Александре I, комиссия под руководством архитектора Осипа Бове разработала новый «Прожектированный план столичного города». Этот план помог завершить окончательное превращение бывших укреплений Белого города в кольцо площадей и бульваров, а также предписывал создание кольцевой дороги на месте еще одних устаревших нужных укреплений — Земляного вала Деревянного города, разросшегося за каменными стенами Белого города. Укрепления разобрали еще в конце XVIII века, но пространство оставалось неосвоенным, да еще выгорело во время нашествия французов.

Москва. Белый город в конце XVIII века. Ж. Делабарт. (Государственный Исторический музей)

По новому плану, на линии бывшего Земляного вала было запрещено строить здания. Там замостили булыжником широкие дороги и улицы, которые стали частью новой упорядоченной сети городских кварталов. На кварталы Москву разбили впервые именно по этому плану. На участках, прилегавших к кольцевой артерии, было предписано разбивать сады, огороды и палисадники. Так кольцо стало Садовым. Сегодня те сады сохранились лишь в качестве приставки к названию улиц: Садовая-Триумфальная, Садовая-Спасская, Садовая-Самотечная и т.д.

Оборонительное прошлое Садового кольца отозвалось в середине XX века: в 1941 году Садовое кольцо, как и Бульварное, стало частью Московского укрепрайона, призванного превратить Москву в неприступную крепость. Сердцем крепости был, конечно, Кремль, а по кольцу расположили противотанковые рвы, баррикады и огневые точки. В 1944 году, еще до Победы, на Садовом кольце провели так называемый «Парад побежденных»: марш пленных 57 тысяч немцев из армии «Центр», среди которых были 19 генералов. Они прошли, конечно, только по всему кольцу, а двумя партиями по его двум отрезкам: от площади Маяковского до Курского вокзала и от той же площади Маяковского до Крымской площади и далее до станции Канатчиково.

Москва. Крымский мост. Фото: Игорь Стомахин / сайт

Еще до войны, в 1930-х, Садовое кольцо замкнули, перекинув два моста в Замоскворечье — Крымский и Краснохолмский. Тогда же уничтожили все остатки старых садов, причем по фантастической причине: опасались химической атаки врагов на столицу и того, что отравляющие вещества осядут на деревьях. Создание и оформление магистрали завершилось уже после войны, когда на Садовом появились важные для его облика высотные здания. Это здание МИД на Смоленской площади, высотный комплекс у Красных Ворот и жилой небоскреб для советской элиты на Кудринской площади. Последний всем знаком по фильму «Москва слезам не верит».