Меню Рубрики

Что обозначают термины косметика и парфюмерия. Словарь парфюмерных терминов. Анализ паровой фазы

"И она остановилась около торговца благовониями и взяла у него десять разных вод: розовую воду, смешанную с мускусом, апельсиновую воду, воду из белых кувшинок, из цветков вербы и фиалок и еще пять других. И она купила еще головку сахара, склянку для опрыскивания, мешок ладана, серую амбру, мускус и восковые свечи из Александрии, и все это положила в корзину и сказала: "Возьми корзину и иди за мной... "

Это отрывок из истории носильщика и трех женщин из Багдада, одной из прекраснейших сказок "Тысячи и одной ночи ". Чудесная цветочная вода, благоухающие душистые вещества, так же как драгоценные камни и изысканные кушанья, в странах Востока когда-то были признаком богатства. Много веков назад арабы уже знали различные способы получения душистых веществ из растений и выделений животных. В парфюмерных лавках восточных базаров многочисленные торговцы предлагали богатейший выбор изысканных душистых веществ. Они даже обеспечивали каждого из своих постоянных покупателей смесью душистых веществ, приготовленной специально для них, с учетом их индивидуальных особенностей.

В средневековой Европе духи не употребляли. После античных времен они снова появились только в эпоху Возрождения. Но уже при дворе Людовика XIV дамы расходовали их в изобилии, чтобы заглушить неприятный запах, исходящий от тела. Мыться было не принято. Мы всегда радуемся приятным ароматам. Однако вкусы изменились - одурманивающие благовония Востока и резкий, навязчивый аромат духов эпохи Возрождения уступили свое место тонким фантазийным (то есть созданным фантазией парфюмеров) ароматам. И еще кое-что изменилось.

Великолепные, прекраснейшие духи сегодня доступны всем женщинам. Если раньше приходилось на огромных полях возделывать розы, собирать их цветы и перерабатывать, чтобы получить всего лишь несколько килограммов розового масла, то сегодня химические заводы дают замечательные душистые вещества несравненно дешевле, в гораздо больших количествах и к тому же нередко с совершенно новыми оттенками запахов.

Подобно душистым веществам моющие средства тоже стали доступны всем только благодаря химии. В древнем Риме в качестве самого распространенного моющего средства ценилась протухшая моча (Для мытья тела римляне применяли отруби, соки некоторых растений и глину. Для стирки тканей и шерсти они использовали также ураты - соли, получаемые из простоявшей долгое время мочи, которая в те времена специально собиралась и была предметом торговли и обмена).

Туалетное мыло в течение нескольких столетий было предметом роскоши. Большинство населения вынуждено было довольствоваться жидким зеленым мылом, получаемым из жира убитых животных и конопляного масла.

Быстродействующие моющие вещества, туалетные мыла, жидкости для удаления пятен и многие другие средства, без которых мы сегодня не можем обойтись на каждом шагу, были впервые созданы химиками в исследовательских лабораториях. Эти средства необычайно облегчают наш домашний труд.

Искусство парфюмерии и косметики было известно людям с древних времен. Человечество еще не знало, что такое хлеб, но уже широко применяло благовония и средства для умащивания кожи и волос.

В далеком прошлом душистые вещества предназначались исключительно для богослужений. Во время культовых обрядов многих религий жгли душистые смолы, листья, коренья для создания запахов. Само слово parfum - приятный запах, духи - состоит из двух латинских слов "per fumum", что означает "через жертвенный запах". Жрецы Древнего Египта владели секретами воздействия запахов на психику молящихся. При помощи тех или иных запахов создавалось определенное настроение (грусти, скорби, жертвенного порыва). Этот обычай дошел и до наших дней. Так, например, при проведении службы в православной церкви воскуривается ладан (душистая смола, получаемая подсочкой коры ладанного дерева босвелии). Запах ладана в парфюмерии носит название "грустного". При вдыхании ладанного дыма у молящихся возникает состояние печали, скорби, появляются мысли о смерти, о загробном мире.

Торговля душистыми веществами - "ароматами" - в древние времена находилась в руках арабов, которые привозили их с Цейлона, Суматры, из Индии. Такими веществами считались корица, сандал, мускатный орех, амбра, ладан, камфора, герань, мускус, цибет и др. Из коммерческих соображений арабы не распространяли знания о душистых веществах и источниках их получения.

Насколько научными были их сведения об "ароматах", можно заключить из текста, взятого Габриэлем Ферраном у Абдулы Фазлы: "Некоторые говорят, что амбра растет на дне моря и что это - отбросы переваренной пищи разных животных, обитающих в море. Другие утверждают, что рыбы едят ее и погибают и что добывают амбру из их внутренностей. По мнению некоторых, это - навоз морской коровы. Есть и такие, которые полагают, что она падает, капля" по капле, с гор некоторых островов. Многие считают ее морской камедью, другие, к мнению которых я присоединяюсь, считают ее воском. Говорят, что в некоторых горах находят большие количества меда, такое количество, что он действительно стекает в море. Воск поднимается на поверхность, и теплота солнца превращает его в твердое вещество. Так как пчелы извлекают мед из цветов, то и амбра имеет прирожденный аромат. В амбре находят по временам пчел..."

Чтобы набивать цену своему товару, древние греки, не располагая научными знаниями, повторяли сказки и басни арабских купцов. Первые подлинно научные сведения об "ароматах" мы находим в трактатах Авиценны (980 - 1037) - ученого, философа и врача, жившего в Средней Азии и Иране.

Первые душистые настои делали на маслах. Масла обладают свойством поглощать запахи. Цветы закладывали небольшими порциями в нагретое масло (оливковое, касторовое) или баранье сало, настаивали и отжимали. Сырьем для создания благовонных масел служили роза, мята, лаванда, фиалки, лилия, древесина кипариса, апельсиновая и мандариновая цедра и др. Постоянно душистые вещества начали использовать для отдушивания одежды, тела, волос.

В Древнем Риме существовал сложный ритуал умащивания тела ароматическими веществами: руки - мятой, подбородок и грудь - душистым пальмовым маслом, волосы и брови - майораном, шею и ноги - цветной эссенцией. О том, как ценилась в те времена парфюмерия, свидетельствует такой, например, факт: стоимость небольшого флакона ароматической смеси масел доходила до нескольких сестерций (римские серебряные монеты). Однако и в те времена были противники чрезмерного употребления парфюмерии. Так, Цицерон писал в одном из своих писем: "Лучший аромат женщины - никакого запаха от ее одежд, от ее тела".

Настоящий переворот в парфюмерном деле произошел тогда, когда научились растворять ароматические субстанции в спирте. Спирт был впервые получен в XI в. в Италии. Обычай отдушивать одежду был завезен в Европу с Востока крестоносцами. В эпоху Ренессанса в Италии и Франции начинается производство духов. Климат этих стран позволял выращивать многие душистые вещества. В различных городах Франции, особенно в Париже, появились лавочки, владельцы которых занимались производством и продажей духов.

Основа духов - смесь душистых веществ. В некоторых видах духов ароматические вещества составляли половину от общего объема. В ходу были крепкие, резкие, яркие ароматы. На смену духам приходит одеколон - душистая вода, в состав которой входит меньше душистых веществ, запах легче, свежее, менее навязчив.

Душистая вода на основе цитрусовых масел с запахом свежести была создана в Испании монахами ордена доминиканцев.

Существует легенда, что один из монахов вынес из монастыря пергамент с рецептом душистой воды в посохе и продал. Рецепт попал сыну банкира Мюльгенса из Кельна. После недолгих опытов Мюльгенс Младший выпустил первую партию душистой воды. Солдаты Наполеона покупали и привозили ее во Францию. Кельнская душистая вода стала входить в моду, но уже под названием "О де Колонь", что означает "вода из Кельна".

"Косметика" (от греч. kosmetike - искусство украшать) - учение о средствах и методах улучшения внешности человека. Косметика появилась раньше парфюмерии.

Первые косметические средства изменения внешности производились с целью напугать врага, обмануть богов или, наоборот, стать похожим на почитаемое божество. Для этих целей использовали татуировку. Узор наносили кистью на лицо, грудь, спину, ягодицы, ноги и руки, а затем на этих участках тела втирали древесный уголь. Постепенно обычай раскрашивать лицо переходит и к культурным народам. В египетских гробницах находили различные сосуды для хранения белил, румян, протираний (мел, известь, древесный уголь, охра). На территории Египта найден первый справочник по косметике, принадлежащий царице Клеопатре. Рецепты изготовления пудры, румян, белил, губной краски, карандашей для бровей из этого справочника позже неоднократно цитировались в работах античных медиков.

Слово "косметика" приобрело свое истинное значение-искусство красоты - в Греции. В греческих гимназиях, где постигали многие прекрасные искусства, специальные преподаватели - косметы обучали, как с помощью различных массажей, ванн, упражнений усовершенствовать тело. Свой вклад в косметику внесли знаменитые медики Гиппократ и Гален, давшие кроме различных рецептов также рекомендации по проведению косметических операций.

В Древнем Риме изобретены средства не только для раскрашивания лица, но и для разглаживания морщин, улучшения цвета лица. Поппея Сабина, жена императора Нерона, вошла в историю как специалист в этой области. Рецепт маски, носящей ее имя, в ходу до сих пор: земляника, молоко, люпиновая мука.

В королевских дворах Европы употребление грима было обязательным. В летописях упоминается, что когда принцесса Мария Тереза Испанская прибыла во Францию как невеста престолонаследника без грима, это вызвало недовольство придворных.

В период французского абсолютизма не признавалось какой бы то ни было гигиены. Купание считалось вредным для здоровья, мыли ежедневно только руки и изредка лицо. Для борьбы с досадными насекомыми придумали способ ношения на груди "меха для блох" - беличьего или норкового, который привлекал насекомых. При такой "чистоплотности" употребление крепких духов и обилия косметики было просто необходимо. Во времена барокко все, кто принадлежал к высшему обществу - от детей до стариков, носили напудренные парики и необходимой принадлежностью была спасительная палочка из слоновой кости, завершающаяся миниатюрной ручкой, - "гарнитуар". С ее помощью самая элегантная дама или господин могли успокоить во время галантной беседы досадный зуд, причиняемый грязью или укусами насекомых.

XIX век принес с собой культ чистого тела. Самым главным требованием стала постоянная гигиена.

На Руси пользовались такими косметическими средствами, как сажа, уголь, мел, свекла. Иностранцы, побывавшие в Московском государстве, отмечали, что русские женщины, красивые от природы, сильно красили щеки, белили лицо, чернили брови. Европейская мода на костюмы, прически, косметику пришла на Русь в эпоху Петра I. В дальнейшем русские дворянки уже не отстают от европейских представительниц прекрасного пола.

Современная косметика разделилась на врачебную и декоративную. Врачебная косметика использует для устранения внешних дефектов не только косметические средства, но и физиотерапевтические, хирургические и другие методы. С помощью декоративной косметики маскируют недостатки или подчеркивают отдельные черты лица. К косметическим средствам для ухода за кожей, волосами, зубами, ногтями относятся кремы, лосьоны, пудра, зубная паста, а также цветная косметика: тушь для ресниц, помада, тени для век, румяна и ДР.

Промышленное производство парфюмерно-косметических товаров на Руси началось в XIX в. В 1843 г. француз Альфонс Ралле основал в Москве фабрику "Товарищество Ралле" (ныне фабрика "Рассвет"). В 1860 г. в Петербурге создана технологическая лаборатория (теперь фабрика "Северное сияние"). В 1899 г. в Грузии, отличающейся благоприятными климатическими условиями для выращивания эфиросодержащей розы, получена первая промышленная партия розового масла; всего было произведено 320 кг.

В 1864 г. в Москве открылось парфюмерно-косметическое заведение "Товарищество Брокар" (в наше время всемирно известная фирма "Новая заря"). Кроме него насчитывалось полдюжины маленьких фабрик.

Русской школы парфюмеров не существовало. Главные специалисты на предприятиях были иностранцы, поэтому после национализации парфюмерно-косметических фабрик основной проблемой стала проблема подготовки кадров.

В последние годы парфюмерия и косметика стали крупными отраслями промышленности. Головной организацией по выпуску парфюмерно-косметических товаров является Всесоюзное производственное объединение (ВПО) "Союзпарфюмерпром".

На плантациях агропромышленных комплексов выращиваются в большом количестве эфирно-масличные растения, в частности кориандр, роза, герань, мята, лаванда и др. В системе ВПО вырабатываются синтетические душистые вещества, получаемые путем химического синтеза. Синтезированное сырье успешно заменяет природное, оно дешевле, чем натуральное. Звероводческие совхозы и колхозы поставляют парфюмерам необходимые в производстве духов вещества - мускус и цибет.

Современный ассортимент духов, одеколонов, парфюмерных наборов, выпускаемый парфюмерной промышленностью, насчитывает около тысячи наименований. Косметическая промышленность выпускает более 500 косметических и гигиенических средств. Они экспортируются в десятки стран мира. Выпуск косметических товаров у нас контролирует санитарная служба Минздрава СССР. Все шире используются в косметике биологически активные вещества, дары моря, фармакологические препараты. Поэтому можно утверждать, что в создании парфюмерии и косметики принимают участие медики, химики, звероводы, селекционеры, растениеводы, лесоводы и океанологи.

БЛАГОУХАЮЩАЯ РЕТОРТА

Душистые вещества содержатся в растениях обычно в виде маленьких капелек в особых клетках. Они встречаются не только в цветах, но и в листьях, в кожуре плодов и иногда даже древесине.

Содержание эфирных масел в тех частях растений, которые используются для их получения, колеблется от 0,1% до 10%. То, что их называют маслами, не должно вводить нас в заблуждение. Эфирные масла не имеют ничего общего с обычными растительными маслами: льняным, подсолнечным, кукурузным, то есть с жидкими жирами. Они представляют собой более или менее сложные смеси душистых органических веществ самых различных типов.

Среди них особенно часто встречаются сложные эфиры, альдегиды и спирты насыщенного, ненасыщенного и ароматического рядов.

Очень важными компонентами эфирных масел являются терпены и их производные.

Терпинен - циклический углеводород. Он встречается в незначительных количествах во многих эфирных маслах. Лимонен - важный компонент масла из лимонной корки. Пинен - главная составная часть живичного скипидара. Он служит исходным соединением для получения синтетических душистых веществ.
Эфирные масла обычно очень трудно растворяются в воде, но легко растворяются в спирте.

Поэтому спирт в больших количествах применяется в парфюмерной промышленности в качестве растворителя. Эфирные масла можно получить, например, экстрагируя их из частей растений спиртом или другими растворителями.
Самые ценные душистые вещества цветов получают, размещая в закрытой камере на проволочной сетке попеременно слои твердого животного жира и частей растения.
Через некоторое время цветы заменяют новыми, чтобы жир насытился эфирным маслом. При таком способе (во Франции его называют "анфлераж") получают жир, содержащий растворенные в нем эфирные масла и этот концентрат душистых веществ доставляют на парфюмерные фабрики (Затем эфирные масла извлекают из жира спиртом. Этот способ применяется, например, для извлечения эфирных масел из жасмина и туберозы.).
Сами по себе эфирные масла часто летучи только при повышенных температурах, и их кипение сопровождается разложением. Если же через массу, состоящую из растений или их частей, пропустить водяной пар, то масла удаляются вместе с ним и затем собираются в дистилляте в виде капелек, которые имеют низкую плотность и поэтому плавают на поверхности воды.

Вопросы для закрепления материала

1. Что обозначают термины "косметика" и "парфюмерия"?

2. Какие изделия считаются косметическими, а какие - парфюмерными?

3. Изложите коротко историю развития парфюмерно-косметической промышленности в России.

4. Какие факторы влияют на увеличение и расширение ассортимента парфюмерно-косметической продукции?

5. Расскажите о перспективах развития парфюмерно-косметической промышленности.

Как и виноделие, парфюмерия чрезвычайно богата различными терминами – как простыми, о значении которых нетрудно догадаться по аналогии, так и сложными, объяснить которые по силам лишь профессионалам и людям, действительно интересующимся арома-вселенной и законами, по которым она живет.

Правда, бросаться во все тяжкие и без разбора заучивать значения десятков слов, лишь бы избежать неловких ситуаций с консультантами в бутиках, - не самый верный подход. В нашем материале собрали топ-лист из самых распространенных и полезных для запоминания терминов парфюмерии, с которыми вы никогда не попадете в неловкую ситуацию.

«Sillage»

На русском языке это красивое французское слово произносится как «сияж» и буквально означает шлейф аромата. Когда на улице мимо вас проходит женщина или мужчина и вы чувствуете звучание его или ее парфюма – этот тот самый sillage, который нередко производит эффект разорвавшейся бомбы – такой, что хочется догнать и спросить название аромата – так он вам запал в душу. И это уже следующая стадия sillage – начало новой арома-страсти.

Нота

Ноты – это разные «запахи», которые заключены во флаконе парфюма. Как правило, каждый аромат содержит три типа нот – ключевых составляющих так называемой ольфакторной пирамиды: главные (или верхние), сердце (средние) и базовые ноты.

Верхние ноты звучат сильнее всего и люди часто воспринимают их как уникальные, знаковые для того или иного аромата. Продолжительность их звучания варьируется от 5 до 10 минут. А вот ноты сердца аромата представляют более мягкие, деликатные вариации верхних нот, и их продолжительность составляет от 20 минут до часа.

По сути, ноты сердца плавно приводят нас к заключительному этапу раскрытия парфюма – звучанию базовых нот, которые образуют остов всего аромата. Его продолжительность составляет от 24 часов и более.

«Drydown»

Этот странный на первый взгляд термин обозначает момент раскрытия парфюма, а точнее – переход от верхних и средних к устойчивым базовым нотам. Иначе говоря, это слово характеризует финальное звучание аромата – когда с момента его нанесения прошло уже достаточно много времени («dry»), и он постепенно «успокаивается» на коже («down»), причем всегда по-разному.

Даже в отношении одного и того же парфюма драй даун всегда индивидуален и зависит от физиологических особенностей человека и его «личного» запаха.

Аккорд

Аккорд – фундаментальный термин парфюмерии. В среднем, в аромате один аккорд составляют от трех до четырех различных нот. Именно с ним парфюмеры стараются работать особенно тщательно и не пускают свое творение в производство, пока не убедятся, что звучание аккорда получилось чистым и насыщенным.

Тональность в парфюмерии – это акценты или привкусы, которые издает аромат. В то время как нота заставляет говорить о парфюме в целом, тон – это всегда про неявные, внутренние звучания аромата, которые чаще всего складываются в полноценную ноту (так же, как и в музыке) и определяют категорию ольфакторной пирамиды.

Глубина

Показатель качества аромата – это его глубина. Качественный парфюм проводит вас по трем типам нот – от верхних до базовых. И чем интереснее переходы от одной к другой, тем выше показатель мастерства разработавшего его парфюмера. С вашим ароматом вы должны отправиться в настоящее путешествие, богатое ощущениями, аллюзиями и воспоминаниями, и если этого не происходит, вполне возможно, вам стоит поддаться магии других звучаний (

Фото: Iakov Filimonov/Rusmediabank.ru

Когда мы заходим на сайты, посвященные красоте и косметологии, а также читаем глянцевые журналы, порой мы встречаем бьюти-термины, значение которых нам не понятно. Пришла пора провести ликбез и разъяснить их значение. Конечно, большинство женщин не используют такие продукты в повседневной жизни. Но все же полезно их знать, чтобы, придя в магазин косметики, свободно разбираться в деталях и знать, что стоит приобрести.

Средства для лица

Блаш
Это не что иное, как .

Бронзер, бронзант
Средство, позволяющее придать коже вид естественного загара. Внешне средство похоже на компактную пудру. Для «загара» лица используются матовые бронзеры. А для тела (декольте, обнаженные руки, спина) применяют бронзер с легким блеском.

Вуаль
Рассыпчатая пудра для фиксации макияжа. Удаляет жирный блеск и позволяет мейкапу дольше держаться.

Глиттер
Средство для вечернего, праздничного макияжа. Содержит блестки.

Люминайзер
Похож на глиттер, но менее блестящий, содержит меньшее количество блесток. Придает коже солнечное сияние. Внешне выглядит, как пудра.

Кабуки
Объемная пушистая кисточка, похожая на помазок для бритья. Служит для того, чтобы легко нанести рассыпчатую пудру.

katyjay/Rusmediabank.ru


Каолин
Белая глина. Ее вводят в рецептуру косметических масок, суживающих поры, очищающих и отбеливающих кожу. Препараты с каолином улучшают внешний вид жирной пористой кожи.

Корректор
Это средство затушевывает недостатки кожи. Бывает в виде стиков. Применяется для точечного исправления (замазать прыщик и пр.). Но на большие участки лица его наносить нельзя.

Плампер
Он содержит раздражающие элементы, вызывающие прилив крови к губам. При нанесении на губы они немного распухают и становятся более объемными. Правда, через 2-3 часа эффект пропадает.

Косметика для волос

Бриллиантин
Выпускается в таких же баночках, как крем для лица. Придает волосам «мокрый» эффект.


Браш, брашинг
Круглые щетки для укладывания волос и придания им формы и объема.

Глазирование
, при котором красят только их кончики.

Колорирование
При этом способе окраски волосам придаются разные оттенки нескольких тонов. Иногда близких, иногда, наоборот, контрастных.

Ламинирование
Действие, предназначенное для улучшения структуры волос. На шевелюру наносят специальный состав, образующий тонкую пленку. Он улучшает вид волос и защищает их.


Еще несколько терминов

Атомайзер
Представляет собой баллон-распылитель для парфюмерных средств, духов и пр. Имеет маленький размер, подходящий для ношения в косметичке.


Стик
По форме это стержень, вывинчивающийся из футляра. В виде стика выпускаются помады, кайалы для глаз, румяна, дезодоранты и пр.

Флюид
Это общее название для всех жидких косметических средств. В жидком виде выпускаются тональные кремы, жидкие помады, жидкие подводки для глаз и т. д.

Бонус! Прояви терпение и изучи наше пособие до конца. Тогда ты сможешь покорить сердце любого парфюмера. Говорят, из них получаются хорошие мужья.

Authent от Menard . Dahlia Noir от Givenchy L"Eau от Carolina Herrera Marry Me! Love Edition от Lanvin Carita Eau de Parfum от Carita Signorina от Salvatore Ferragamo

Абсолю

Более концентрированный ингредиент в парфюмерии, по сравнению с эфирными маслами. Его получают из растений не путем дистилляции (см. Дистилляция), выжимки, анфлеража, а экстракции. Результат - чистый качественный материал, который лежит в сердце ароматной композиции.

Альдегиды

Chanel №5 – первый альдегидный, синтетический аромат, изобретенный аж в 1921 г. С тех далеких пор редкие высококачественные духи не содержат этих химических компонентов. История утверждает, что альдегиды содержатся в эфирных маслах: в 1803 году из горького миндаля было выделено новое вещество со специфическим запахом. И поехало: с открытием альдегидных со­единений химикам удалось синтезировать и еле уловимый запах земляники, и ароматы свежескошенной травы, выглаженного белья, старых книг, много чего еще. Однако формулу парфюмов обогащают альдегидами еще и для того, чтобы придать букету глубину и многогранность.

Амбра

Так же, как и мускус, амбра – это продукт жизнедеятельности, в данном случае, кашалота. Однако из-за сложности добычи (амбру «собирают» на берегах океанов и в воде, где обитает это гигантское млекопитающее) парфюмеры нашли способ получать ее синтезированным путем, либо из смол (растительная амбра). Этот ингредиент обладает морским животным запахом и делает парфюм более стойким. Благодаря такому компоненту образовалось целое семейство ароматов – амбровые. Группа находится рядом с ориентальной, парфюмы такие же теплые и чувственные, но, как можно догадаться, все они содержат амбру.

Ароматы-афродизиаки

К ним относятся запахи, способные привлечь внимание противоположного пола. Об их существовании куртизанки знали еще тогда, когда на свете не было ни тебя, ни твоей бабушки. Название этой категории ароматов дала Афродита, богиня любви и красоты, та еще соблазнительница. Они раздражают нервную систему хитрым образом, усиливая сексуальное влечение, а еще способствуют образованию эндорфинов, которые лишь усиливают эффект. Чтобы проверить действие подобных ароматов на себе, тебе не нужно искать на упаковке слово «афродизиак», главное, чтобы в составе были правильные ингредиенты. Вот краткий перечень самых известных: ваниль, корица, многие восточные специи, нероли, иланг-иланг, сандал, апельсин, жасмин.

Блоттер

Это та самая штука, на которую консультанты в магазинах наносят аромат, чтобы дать тебе его попробовать. В дословном переводе с английского blotter – это промокашка. Изначально ее использовали для снятия с пера излишков чернил, а потом кто-то заметил, что пористая структура позволяет услышать полное звучание аромата – так появились бумажные блоттеры.

Miss Dior Eau Fraîche от Dior Saharienne Eau de Toilette от Yves Saint Laurent Nina Fantasy от Nina Ricci Idylle Duet от Guerlain Lacoste Pour Femme от Lacoste

Некоторые парфюмерные компании пошли дальше: стали изготовлять и использовать керамические, каменные и даже стеклянные модели. Фактически используемый материал может быть любым: главное, чтобы он не вступал в реакцию с компонентами духов или спиртом и не искажал аромат. Но, в любом случае, ты можешь понять, подходит тебе парфюм или нет, если нанесешь его на кожу и дашь ему раскрыться (на это уйдет где-то 30 минут).

Дистилляция

Это основной метод, позволяющий добывать из растений эфир. Для этого их помещают в чан и нагревают. В результате конденсации остаются дистиллированная вода и эфирные масла, которые, не растворяясь, оказываются на ее поверхности. В парфюмерии путем дистилляции получают основную часть ароматических компонентов.

Мускус

Это не заморский цветок, как можно подумать, а ароматический компонент, выделяемый железами некоторых видов животных. Он им нужен, чтобы метить территорию и обольщать особей противоположного пола. Но в парфюмерии мускус используется для другого: увеличивает стойкость аромата и придает ему благородный оттенок. Еще мы должны тебе рассказать, что получение этого вещества связано с убийством животных, поэтому в конце XX века ассоциации защиты животных и окружающей среды, в том числе WWF, начали кампанию против использования натурального цибетина и мускуса животных.

IFRA (Международная парфюмерная ассоциация) поддержала их с этой инициативой и настоятельно рекомендовала всем производителям ароматов воздержаться от использования этого компонента. Альтернатива нашлась: такое растение, как лабданум (Cistus ladaniferus L.), обладает схожим запахом. Его-то и используют чаще всего для производства мускус­ных ароматов. Если тебе встретятся запредельно дорогие духи или туалетная вода, имей в виду: в Саудовской Аравии есть несколько ферм, где добывают нужный компонент без вреда для животных. К сожалению, этот способ дорогостоящий, он автоматически увеличивает себестоимость аромата в несколько раз.

Ольфактивная пирамида

Если она нарисована на упаковке парфюма, а ты знаешь, как ее правильно трактовать, можно больше ни о чем не спрашивать консультанта. Ольфактивную пирамиду составляют ароматические компоненты, входящие в парфюмерную композицию. Поскольку каждый из них раскрывается в определенный промежуток времени, было решено выстраивать их в пирамиду. На вершине располагаются самые нестойкие ноты (так называемые верхние), в середине – со средней скоростью выветривания (ноты сердца), а в основании пирамиды – самые долгоиграющие (их называют нижними, или шлейфовыми).

Ориентальный аромат

Он же восточный, с компонентами, которые ассоциируются с одноименной культурой. К ним относятся почти все ароматы специй, пачули, ваниль, мускус.

Fresh Woman от Mexx White Lilac&Rhubarb от Jo Malone Juniper Sling от Penhaligon"s Loverdose от Diesel Acqua di Gioia Essenza от Giorgio Armani

Феромоны

Летучие вещества, выделяемые животными и людьми для невербальной коммуникации и привлечения внимания в момент возбуждения. Создатели некоторых ароматов утверждают, что добавляют синтезированные молекулы феромонов в ароматы-афродизиаки, но проверить это не представляется возможным: по закону подлости, эти важные компоненты не имеют запаха и вызывают бурную реакцию окружающих, работая на бес­сознательном уровне.

Фужерный аромат

Ничего общего с красным вином он не имеет. В переводе с французского fougère – папоротник. Но ведь фужерные ароматы не имеют запаха этого растения, которое, кстати, почти не пахнет. Как это часто бывает в парфюмерии, миф, миф и еще раз миф. Появление данного типа ароматов датирует­ся концом XIX в., когда дом Houbigant выпустил «Королевский папоротник» (Fougère Royale). Аромат был нестандартным для тех времен – очень свежим. С тех пор, если духи или туалетная вода содержат ноты лаванды, дубового мха, а главное, кумарина (вещество с запахом сена), их называют фужерными.

Шипр или шипровый аромат

В 1917 году знаменитый французский парфюмер Франсуа Коти создал один аромат и назвал его Chypre (в переводе с франц. Кипр). Он состоял из нот бергамота, пачули, ладанника, сандала и дубового мха, привезенного с острова (отсюда и название). И этот аромат до того понравился публике, что женщина, попробовавшая его один раз, отправлялась на поиски в парфюмерные лавки со словами: «Шипр, шипр». Так Chypre стал именем нарицательным, и теперь этим словом называют группу ароматов с похожей ольфактивной пирамидой.

Эфирное (эссенциальное) масло

Свое название продукт получил скорее по недоразумению – ничего общего с маслами (кроме текстуры) эфирное не имеет. Это ароматная смесь летучих веществ, которая добывается из растений несколькими способами (паровой дистилляцией, холодным отжимом, экстракцией). Если ты капнешь этим веществом (без примесей) на бумагу или ткань, через 15–20 минут оно улетучится. Однако химики заметили, что «удержать» эфир можно, если растворить его в жирном масле, воске или спирте. Последний вариант парфюмерные компании и выбирают чаще всего.

Редакция WH выражает особую благодарность Анастасии Королевой , тренинг-менеджеру марок Pucci, Fendi, Acqua di Parma, которая помогла перевести химические формулы и парфюмерные термины на человеческий язык.

Абсолютные масла - масла, получаемые из конкретов или резиноидов. Последние подвергаются обработке спиртом, далее спиртовый раствор замораживается, фильтруется для удаления воска и, наконец, упаривается при пониженном давлении для удаления спирта.

Альдегидный оттенок - альдегиды жирного ряда, обладающие своеобразным цветочным запахом с примесью острого "жирного" оттенка (запах прогорклого жира). Этот запах сам по себе не очень приятный, но в композициях он дает изумительное сочетание и настолько изменяет характер запаха духов, что возникает вопрос: не является ли он ведущим?

Анализ паровой фазы - метод headspace, при котором "живые" запахи помещаются в стеклянную колбочку, соединенную с прибором, позволяющим определить молекулярную структуру компонентов.

Аромат - слово латинского происхождения, обозначает приятный запах духов, дополнение к термину "запах", который может быть приятным и неприятным.

База - композиция, характеризующаяся простым запахом, полученным в результате смешивания нескольких видов сырья. База - это компонент законченной композиции, который используется в рецептуре как сырье наряду с другими душистыми веществами.

Бальзамы - природные полужидкие вещества, в состав которых входят зефирные масла и растворенные в них смолы, ароматические и другие соединения. Наибольшее распространение в парфюмерии получил толуанский бальзам. Обладая собственным природным запахом, бальзамы фиксируют аромат духов и других парфюмерных изделий и повышают их стойкость.

Гамма - термин, который парфюмеры используют для обозначения употребляемого ими ассортимента сырья.

Голова - головная нота при создании первого обонятельного впечатления во время использования спиртовой парфюмерной продукции. Она появляется благодаря летучести некоторых компонентов духов.

Дизайнер - англосаксонский термин: так в парфюмерии называют художников, создающих флаконы.

Дистилляция - извлечение водяным паром пахучих веществ, содержащихся в некоторых видах натурального сырья, с целью получения эфирного масла.

Диффузия - распространение запаха в атмосфере.

Доминанта - самая заметная нота в запахе композиции, например: цветочная с доминантой жасмина.

Духи - самый концентрированный и обычно самый богатый по запаху продукт в определенной серии одноименной продукции. Его называют также экстрактом. Термин обозначает завершение творческой работы парфюмера. Часто он используется неправильно - как синоним терминов "аромат" или "нота".

Запах - в парфюмерии это слово относится к сырью или к простым нотам в отличие от термина "аромат", который относится к запаху более отработанного законченного продукта.

Зеленые ноты - термин в парфюмерии. Это - свежие, чистые ароматы зеленых листьев, кореньев и свежескошенной травы.

Изменение - изменение запаха и цвета духов, когда их запах и цвет изменились в результате физических или химических процессов под воздействием воздуха, тепла, света или в связи с длительным сроком хранения.

Изопропилмиристат - синтетическое масло, смягчающее кожу, подавляющее высушивающее воздействие спирта. Применяется в дезодорантах.

Композиция - это законченная смесь натуральных и синтетических продуктов и баз. Парфюмеры используют этот термин для определения продукта, полученного в результате творческой работы.

Конечная нота - нота, которая ощущается в завершающей стадии испарения духов после головной ноты и сердцевинной ноты. Стойкостью ее запах обязан наименее летучим компонентам духов.

Конкрет - это твердый и полутвердый продукт, полученный после экстракции душистых веществ из некоторых видов сырья растительного происхождения (таких, как жасмин, роза, нарцисс), летучими растворителями (гексан, бензол).

Концентрат - название композиции, полученной в результате работы по ее приготовлению (определенные компоненты, взвешенные согласно рецептуре, предложенной "носом"). Затем концентраты растворяют в спирте, процентное содержание которого колеблется в зависимости от продукта (экстракт, парфюмерная вода, туалетная вода или другая продукция).

Летучий - запах, который очень быстро испаряется.

Линия - серия продукции с одним ароматом, продаваемая под одним названием.

Настаивание - в парфюмерии это означает процесс длительного контакта (иногда многолетнего) твердого или жидкого вещества для растворения при охлаждении. Настаивают мускус, амбру, дубовый мох.

Нос - обонятельный орган, кроме того, этим термином в парфюмерии обозначают еще людей, создающих духи.

Нота - характеристика аромата сырья или композиции: например, цветочная нота, нота зелени, пряная нота.

Нюхательная бумажка (блоттер) - необходимый предмет в работе парфюмеров и химиков. Речь идет о тонкой полоске из специальной бумаги (без клея), хорошо поглощающей влагу; бумагу погружают в композицию или в душистое вещество. Поднося ее к носу, парфюмер оценивает качество продукта и следит за изменением запаха (головная, срединная, конечная ноты).

Объем - так говорят о духах, которые быстро распространяются в воздухе.

Орган - термин, используемый парфюмерами для обозначения разнообразия сырья и базовых элементов, которые используют.

Отжим - способ извлечения некоторых эфирных масел, обычно из цедры цитрусовых, при помощи таких механических средств, как прессование, центрифугирование.

Папоротниковые ароматы - свежие ароматы, напоминающие запахи зелени, листвы папоротника и свежескошенной травы.

Парфюмерная жидкость - словосочетание, использующееся для обозначения спиртового раствора концентрата духов.

Парфюмер -создатель - человек, создающий духи, то есть составляющий их.

Резиноид - смолистый продукт, получаемый в процессе обработки летучими растворителями некоторых бальзамов, камеди и натуральных смол. Обычно используется в конечной ноте.

Сердце - сердцевинная нота, которая при испарении духов ощущается после начальной (верхней), головной нот и перед конечной (базисной) нотой. Эта нота определяет тип запаха духов.

Сочетание - эффект, получаемый при смешивании двух или трех видов сырья либо простых нот. Это - гармоничное сочетание, то есть количество и интенсивность запаха каждого пахучего вещества уравновешены.

Стабилизатор - химическое соединение, которое парфюмеры иногда добавляют в композиции для замедления окисления.

Сухие духи - смесь ароматических (саше) веществ или измельченных пахучих растений с наполнителем, обычно расфасованных в мешочки, пакетики.

Твердые духи - воскообразная масса (мазеобразная), чаще всего изготовленная в виде карандаша или расфасованная в баночки, насыщенная душистыми веществами и окрашенная. Такие духи удобны в дороге, туристической поездке.

Тема - основной запах, вокруг которого парфюмер развивает свое творчество.

Тест - испытание, позволяющее оценить парфюмерный продукт до его выпуска на рынок.

Тип запаха - запах, зависящий от состава душистых веществ, входящих в парфюмерную композицию, являющийся очень важным компонентом при выборе ароматических изделий (для молодых и зрелых женщин и мужчин, для лета и зимы, для вечеринки и работы). По типу запаха парфюмерные изделия бывают теплыми, свежими, прохладными, сладкими, сухими, пряными, терпкими, восточными, горькими, экзотическими, бальзамическими.

Фарнесол - натуральный дезодорирующий компонент. Уничтожает бактерии, вызывающие неприятный запах пота. При этом остальная биологическая флора кожи не нарушается.

Хроматография - физико-химический метод анализа, позволяющий идентифицировать и контролировать качественный и количественный состав парфюмерного изделия.

Шлейф - термин для передачи обонятельного ощущения запаха воздуха, оставленного проходящим надушенным человеком.

Экстракт , см. Духи.

Эссенция , см. Эфирное масло.

Эфирное масло - ароматические компоненты (или эссенции) и летучие экстракты растений, полученные либо дистилляцией, либо отжимом при охлаждении. Это масла розы, сандала, лимона и т. д.