Меню Рубрики

Что значит подготовить ткань к раскрою. Подготовка ткани к раскрою. Поперечный сгиб ткани

Раскрой ткани лучше всего выполнять на гладком и просторном столе, предварительно обдумав раскладку деталей кроя.
На швейных предприятиях для экономной раскладки используется специальная программа, оборудование и ножи. В домашних условиях технология раскроя ткани, конечно же, упрощена. Спинка изделия выкраивается на сгибе ткани, а полочка располагается рядом со спинкой. Остальные детали раскладываются в остающиеся выпады ткани.

Прежде чем кроить ткань необходимо проверить ткань на "усадку", особенно это относится к тканям содержащим хлопковые волокна.

Перед раскроем некоторые ткани следует декатировать


Для этого нужно смочить кусочек ткани размером 10 на 10см и высушить его горячим утюгом. Если размеры опытного образца изменились, то нужно выполнить декатировку, то есть, увлажнение ткани с последующей тепловой обработкой утюгом или естественной просушкой.

При увлажнении почти все ткани дают усадку по длине и несколько меньшую по ширине. Поэтому, чтобы предупредить деформацию одежды от влаги в готовом виде или после стирке, практически все ткани перед раскроем желательно декатировать. Особенно это относится к тканям, имеющим примесь хлопковых волокон.

Однако учтите, что некоторые ткани вообще увлажнять нельзя (креп, бархат, шелк). Проверьте вначале на кусочке ткани, есть ли в этом необходимость или уточняйте это при покупке ткани в магазине. Но, если ткань требуется декатировать, то это выполнить необходимо, поскольку после первой же стирки изделие станет уже и короче.

Раскрой ткани начинается с раскладки деталей выкройки


После декатировки ткани можно раскладывать детали выкройки и подбирать оптимальное их расположение, с учетом долевого направления.
Вначале раскладываются детали выкройки спинки, полочки и рукавов. А между ними располагают мелкие детали: пояс, манжеты, воротники, карманы и другие детали. Для примера приводится схема раскладки выкройки женской блузки. Ткань при этом сложена пополам, лицевой стороной внутрь. Линия сложения проходит посередине спинки.

Не все ткани можно кроить, как показано на этой схеме. Детали прямой юбки будут иметь разный оттенок при таком крое, обязательно учитывайте это при составлении схемы раскладки деталей выкройки и подсчете расхода ткани.
Такие ткани как вельвет, имеющие ворсовое покрытие кроить нужно только в одном направлении.

Все основные детали изделия, если иное не предусмотрено фасоном, нужно кроить по долевой нити ткани.
Пояс, воротник и карманы, в зависимости от фасона, раскладывают в различных направлениях, как по долевой нити, так и по поперечной, или по косой.
При раскрое симметричных (парных) деталей ткань складывают пополам "в сгиб" по долевой нити, лицевой стороной внутрь.


Перед раскладкой деталей выкройки на ткань следует проверить расположение рисунка на ткани, направление ворса, а также убедиться в отсутствии дефектов ткани. Если обнаружен дефект ткани, то нитками другого цвета помечают его и при раскладке деталей это место оставляют неиспользованным, "обходят".

На однотонных тканях или тканях с неопределенным рисунком выкройки можно раскладывать в разных направлениях. Если же рисунок расположен в одну сторону, то все детали выкройки верхней частью раскладывают на ткани в одном направлении.

На тканях с ворсом (вельвет, плюш, бархат) детали выкройки следует раскладывать так, чтобы в готовом изделии направление ворса было направлено вверх. Исключение составляют изделия из фланели, где ворс должен иметь направление вниз. Если это правило не соблюдать, то в готовом изделии детали будут иметь разный оттенок.

На полосатых и клетчатых тканях детали выкройки располагают (в соответствии с фасоном) в разных направлениях. При этом необходимо строго следить за тем, чтобы полоски или клетки совпадали по цвету и ширине и были симметричными, центр узора или крупного рисунка находился в середине юбки и лифа.

Инструменты для кроя ткани


Раскладку ткани иногда необходимо сделать до покупки ткани, чтобы точно посчитать расход ткани . Для этого можно выделить на полу участок шириной 150см и длиной до 2-х метров и разложить детали выкройки. Таким простым способом можно узнать сколько нужно купить ткани на то или иное изделие.

После правильной и оптимальной раскладки всех деталей выкройки на ткани, мелом или сухим остатком мыла обозначают их контуры. Затем складывают ткань пополам лицевой стороной внутрь и скалывают булавками кромки, чтобы она не смешалась при крое.

Ткань нужно кроить большими портновскими ножницами или специальным резком (фото), не забывая про припуски от 1,0 - до 1,5 см. Кстати, если у вас мало опыта, то делайте выкройки вместе с припусками. Это убережет вас от ошибки вырезать деталь без припусков на швы. Профессиональные же портные припуски всегда прибавляют к выкройке во время кроя ткани "на глаз". Это обусловлено тем, что при моделировании на основе базовой выкройки могут использоваться другие значения припусков.

Попробуйте вместо ножниц использовать специальный нож для раскроя тканей, как на этом фото. Стоит он не дороже хороших ножниц, но намного удобнее. Правда, для такого ножа требуется еще специальная пластиковая доска, которую нужно покупать отдельно, а заодно можно купить и специальную широкую линейку.

Когда детали изделия уже вырезаны, возникает необходимость наметить линии вытачек, рельефов карманов и т.п. Как это сделать, чтобы парные детали полочки имели одинаковое расположение вытачек? Очень просто. Нарисуйте мелом линии вытачки на изнаночной стороне на одной из полочек и сложите полочки изнаночными сторонами внутрь. Проверьте, совпадают ли края полочек, горловины и другие части друг с другом и постучите ладошкой в том месте, где примерно намечена вытачка. Меловые линии оставят след на второй части, и вам останется лишь нарисовать их ярче.
Есть еще способ, с помощью прокладывания силков, но эта технология считается уже устаревшей.

После раскроя ткани на некоторых деталях можно сделать контрольные метки (марки), например, высекают ножницами самую высокую точку оката цельнокроеного рукава , надсекают начало вытачек, складок по линии талии брюк или юбки и т.д.
Середину спинки платья или блузки, центр полочки и воротника начинающей швее можно наметить ручным прокладочным швом , поскольку меловые линии имеют свойство "исчезать" после обработки утюгом.

7 класс.

Тема урока: « Последовательность подготовки ткани к раскрою. Правила раскладки выкроек на ткани. Правила раскроя. Припуски на швы. Способы контроля качества разметки».

Работа на уроке проходит в виде соревнования по бригадам (количество бригад определяется по количеству рядов в кабинете). Учитель подводит итог в конце урока и по результатам работы бригад на уроке выставляет оценки за урок.

Цели урока:

Образовательная:

  • ознакомить учащихся с различными способами расположения деталей бумажной выкройки на ткани;
  • научить учащихся наиболее экономному способу разложения деталей; совершенствовать умения раскроя симметричных де талей изделия с учетом свойств, расцветки и рисунка ткани;
  • способствовать формированию у уч-ся представления о последовательности изготовления одежды от эскиза до готового изделия;
  • закрепить умения в подготовке ткани к раскрою;
  • закрепить умения экономной раскладки лекал на ткани, выбора величина припуска на швы;

Развивающая:

  • развивать логическое мышление, координацию движения рук, конструкторские и исполнительские умения;
  • способствовать развитию пространственного воображения, творческого мышления, эстетического вкуса; способствовать развитию познавательного интереса к предмету.

Воспитательная:

Профориентационная:

Методическое оснащение урока:

Материально-техническая база:

кабинет технологии;

утюг, гладильная доска;

сантиметровая лента, ножницы для ткани, булавки, иглы, угольник, линейки, мелок или мыло;

ткань для раскроя изделия.

видеофильм ""Раскрой ночной сорочки"".

Дидактическое обеспечение:

учебники: ""Технология -7 кл."" В.Д. Симоненко; ""Технология обработки ткани 7-9 кл."" В.Н.Чернякова.

рабочая тетрадь;

альбом;

плакат ""Раскладка деталей выкройки на ткань"";

учебно-техническая документация:

технологические карты;

инструкционные карты;

объект труда: ночная сорочка, сарафан, халат;

образцы поузловой обработки: обработка горловины, обработка нижнего среза рукава, обработка швов вразутюжку и взаутюжку;

материалы для контроля знаний учащихся:

карточки-задания;

тесты;

Методы обучения: объяснительно-наглядный, частично-поисковый: объяснение с практическим закреплением, вводный инструктаж и практическая работа.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

фронтальная;

индивидуальная.

Тип урока: комбинированный.

Межпредметные связи: ботаника - значение растений и хвойных деревьев в жизни человека; технология 5 кл. - виды волокон, строение ткани.

На классной доске: подкройной и цельнокроеный подборт, застежка, петля, дублирование деталей, клеевая прокладка.

Словарь моды: подборт - деталь изделия, предназначенная для обработки борта, выкроенная по его форме; оборки - различной длины и ширины полоски материи, выкроенные по прямой, присборенные с одной стороны.

Литература для учителя.

Примерные программы по образовательной области ""Технология"" В.Д.Симоненко- 2000 г.

Технология - 7 кл.- В.Д. Симоненко - 2000 г.

Технология обработки ткани -7 -9 кл. В.Н. Чернякова -1999 г.

Ход урока

I . Организационный момент:

приветствие;

проверка явки учащихся;

заполнение учителем классного журнала;

проверка рабочей одежды и готовности учащихся к уроку;

настрой учащихся на работу;

доведение до учащихся плана урока.

II . Актуализация знаний учащихся.

Тесты на проверку знаний. За правильный ответ бригада получает бонус.

1. Стрелка на листе выкроек означает:

а) направление долевой нити;

б) направление поперечной нити.

2.Укажите правильную последовательность технологических операций при раскрое изделия:

а) сколоть ткань булавками;

б) разметить припуски на обработку;

в) определить лицевую сторону ткани;

г) нанести контрольные линии и точки;

д) обвести детали по контуру;

е) вырезать детали изделия из ткани;

ж) определить долевую нить;

з) приколоть мелкие и крупные детали;

и) разложить крупные и мелкие детали.

(ж, в, а, и, з, д, б, г, е).

3.Раскрой - это:

а) вырезание бумажных деталей швейного изделия;

б) процесс получения тканевых деталей швейного изделия путём их вырезания из куска ткани;

в) процесс получения тканевых деталей швейного изделия путём их вырезания из куска ткани в соответствии с деталями выкройки и с учётом припусков на швы

4.Назовите стороны ткани:

а). лицевая;

б).изнаночная;

в).правая;

г).левая.

5.При раскрое ткани используются ножницы:

а) маникюрными;

б) садовыми;

в) канцелярскими;

г) портновскими.

6.Укажите правильную последовательность технологических операций при раскладке выкройки на ткань:

а) разложить мелкие детали;

б) разложить крупные детали;

в) сколоть ткань булавками;

г) приколоть мелкие детали;

д) приколоть крупные детали;

е) определить лицевую сторону ткани;

ж) нанести контрольные линии и точки;

з) разметить припуски на обработку;

и) обвести детали по контуру;

к) определить долевую нить.

(к, е, в, б, а, д, г, и, з, ж)

7.Перевод выкройки на ткань осуществляют при помощи:

а) резца;

б) косых стежков;

в) копировальных стежков;

г) украшающих стежков.

8. При раскрое ткани пользуются ножницами:

а). маникюрными;

б) садовыми;

в) канцелярскими;

д) портновскими;

е) кухонными.

9.При раскрое изделия необходимо учитывать:

а) расположение рисунка на ткани;

б) направление нитей основы;

в) ширину ткани;

г) величину припусков на швы;

д) направление ворса.

III. Изложение нового материала с показом презентации.

Перед раскроем изделия надо подготовить ткань к раскрою.

Многие ткани обладают свойством усадки. Чтобы изделие в процессе носки не потеряло своей первоначальной формы и размера, ткань следует продекатировать.

Шерстяные ткани (плательные) обычно декатируют через влажный проутюжильник (кусок плотной ткани, желательно льняной) в долевом направлении. При этом не следует долго водить утюгом, так как ткань может стать наиболее жесткой. Затем дают ткани остыть и просохнуть.

Односторонние шерстяные и креповые ткани увлажняют обычным сбрызгиванием или через распылитель. Завертывают в простынь и оставляют на несколько часов, после чего ткань проутюживают не очень горячим утюгом с изнанки по долевой нити.

Штапельные ткани и искусственные шелка лучше всего опустить на 15 минут в слегка теплую подсоленную воду, подкрахмалить, осторожно отжать, не выкручивая, затем завернуть в простыню на 2-3 часа. Утюжат ткань с изнаночной стороны, не очень горячим утюгом.

Хлопчатобумажную ткань смачивают в теплой воде, отжимают, просушивают и отутюживают.

Следует помнить, что некоторые ткани (шерсть, бархат, синтетические) увлажнять нельзя, так как на них остаются пятна или морщины, которые не исчезают и после утюжки. Поэтому прежде чем декатировать ткань, надо проверить на кусочке, как она реагирует на увлажнение.

Подготовка ткани к раскрою.

Определить ткань по волокнистому составу.

Декатировать ткань с целью предотвращения последующей усадки.

Определить направление на ткани долевой нити, лицевую и изнаночную сторону, направление рисунка ткани и его характер, для того чтобы все это учесть при раскладке выкроек. Проверить дефекты.

Проутюжить ткань.

Перегнуть ткань по долевой нити посередине лицевой стороной внутрь, уравнивая рисунок, сколоть.

Выровнять поперечный срез ткани с помощью угольника.

Раскладка деталей выкройки на ткани.

При раскладке выкроек надо учитывать некоторые свойства ткани. Из жестких, упругих тканей выкраивать проще, чем из легких, сыпучих и скользящих. Особое внимание при раскладке обратите на ткани с односторонним направлением рисунка. Здесь надо следить, чтобы на всех деталях изделия рисунок был направлен в одну сторону. В ворсовых тканях проверяют направление ворса и оттенка. При раскрое из вельвета и бархата детали выкроек раскладывают последовательно в направлении ворса снизу вверх.

При раскрое изделий из фланели или байки детали выкроек расположите в направлении ворса сверху вниз, тогда во время носки ворс не будет подниматься. На тканях в полоску и клетку детали выкроек расположите так, чтобы в местах соединения деталей (на швах) полоска или клетка совпадали по цвету, ширине и проходили точно по середине полочки и спинки.

По своему размеру клетки в тканях могут быть мелкими, средними и крупными. Кроме размера, они отличаются цветом, величиной квадратов, шириной и порядком чередования полос. Если в рисунке клетки ткани можно найти среднюю линию, которая делит клетку на две равные части во всех направлениях, такая клетчатая ткань называется симметричной.

При раскрое линию симметрии надо совместить со средней линией выкройки.

Раскладку выкроек на ткани проводят двумя способами:
в сгиб - ткань сложена вдвое по длине лицевой стороной вовнутрь;
в разворот- ткань развернута в ширину.

Разложить на ткани большие детали, начиная с полочки, отступив от среза на величину припуска на швы.

Выкройки на ткани с направленным рисунком должны располагаться в одном направлении. Если ткань с крупным рисунком, необходимо, чтобы правая и левая стороны были симметричны по рисунку(см. рис.50, стр.127).

Направление нитей основы на выкройке должны совпадать с направлением на ткани.

Детали лекал располагают так, чтобы раскладка была экономичной.

Линии, по которым будет производиться раскрой, и контрольные точки проводят остро заточенным мелом или мылом.

Раскрой.

Раскроить детали изделия по линиям припусков на швы.

К первой примерке вырезать только крупные основные детали.

Закрепление знаний учащихся.

Сделать раскладку на миллиметровой бумаге в м 1:4. Взаимоконтроль.

Выбрав рациональную раскладку выкроек, учащиеся приступают к практической работе.

Физкультминутка.

Практическая работа ""Раскладка выкроек деталей на ткани и раскрой"".

Вводный инструктаж:

Задание 1.

Изучить технологию подготовки ткани к раскрою.

Задание 2.

Подготовить ткань к раскрою.

Задание 3.

Разложить детали выкройки на ткани.

Задание 4.

Вырезать детали кроя.

V. Закрепление изученного материала. (Устный или письменный, по карточкам)

Вопросы:

1. Какие операции входят в подготовку ткани к раскрою?

2. Как учитываются дефекты ткани при раскрое?

3. Почему при раскладке выкройки на ткани деталь обводится два раза?

4. Что такое декатирование?

5. Какие правила ТБ следует соблюдать при работе с ножницами, булавками и иглами?

6. Какими свойствами обладают нити основы и утка?

7. Сколько ткани требуется для изготовления ночной сорочки?

8. Перечислите детали кроя вашей модели.

9. Какие линии на крое необходимо перенести на симметричную сторону?

10. Какими способами переносят линии на симметричную сторону?

11. Для чего наносят линии середины на детали кроя?

12. Для чего скалывают крой булавками?

VII. Анализ урока.

Учитель анализирует урок, делает необходимые замечания. Оценивает работу бригад, объявляет оценки.

Домашнее задание : выучить правила подготовки ткани и деталей кроя к раскрою, принести ткань, детали кроя, рабочую коробку, зарисовать раскладку деталей кроя в тетради.

Интересная статья! ((несмотря на иронию, с которой преподносятся портновские хитрости)).

"Кто бы что ни говорил, я все равно готовлю ткань к раскрою по своим, раз и навсегда выработанным правилам. И, может быть, именно поэтому ни ткани, ни сшитые из них вещи меня ни разу не подвели.

Правило 1. Любую ткань, кроме кожи и замши, НАДО постирать. Натуральный шелк, например или лен - практически в кипятке, шерсть, даже пальтовый драп - в воде при температуре ок 35 градусов. В идеале -нужно "продраить" это все в стиральной машине в режиме быстрой стирки. Есть три следствия, устанавливаемые в результате этого казалось бы необдуманного поступка:

(1) ткань дает максимальную усадку и больше уже не сядет, поэтому вещь можно будет стирать в домашних условиях, что я благополучно и делаю уже не первый год; (2) вы убеждаетесь, что ткани, заявленные как натуральные, действительно натуральные, так как настоящий шелк не боится даже кипячения, только без отбеливателей конечно, как и лен, а при глажке он разгладится на сто пудов; (3) происходит естественная линька ткани, благодаря чему снижается риск линьки и взаимной перекраски вещей при совместной стирке.

Правило 2. Не жалей МЫЛА при крое тонких тканей.

Когда натуральный шелк, а особенно шифон или атлас, уже "посажены" в соответствии с Правилом 1 и еще не высохли, их нужно густо намылить, очень густо - как при намыливании больного педикулезом. Чем больше осядет мыла на ткани, тем вам же будет легче. Отжимаю влагу руками из ткани и раскладываю ее на старом толстом одеяле, расстеленном прямо на полу сложенную вдвое так, как это необходимо при раскрое и даю подсохнуть. Утюгом разглаживаю и получаю... практически лист бумаготкани. Мыло действует как временный крахмал, только гораздо лучший, чем пропитка ткани, которая содержалась в непостиранной ткани.

С шерстями таких выкрутасов не нужно, конечно же, но если они тонкие - можно попробывать. Примеркам этот мылокрахмал, как ни странно, не мешает, зато срезы не осыпаются, булавки не выскальзывают, ткань при раскладке выкроек и выкраивании не елозит, хотя и сложена скользкими сторонами друг к другу (особенно натуральный шелковый атлас). А когда готовую вещь постираешь, она вдруг предстает такой внезапно прекрасной, и разводов от мыла, даже заутюженных, не остается.

Правило 3. Только жесткий целофан для выкроек. Для того чтобы выкройки вас не бесили, они должны быть удобными в работе. Кальку ненавижу за одно только шуршание, уж про ее "свертываемость" вообще молчу. Иду в магазин для огородников, покупаю метра 3-4 пятимикронной пленки для парников и снимаю выкройки с журналов простой шариковой ручкой. КРАСОТА! Хранятся такие выкройки не в пример дольше и лучше всех остальных, из-за их прозрачности ткань хорошо видна и манипулировать ими на полотне очень удобно, они не рвутся и все такое прочее.

Правило 4. Рисуй по ткани фломастерами. Не надо падать в оММорок!!! Знаю, что говорю! Купите смываемые фломастеры марки Крайола, специальные детские, экологически чистые, они состирываются даже если вы приутюжили нарисованную линию утюгом сотпариванием.

Правило 5. Лучше: шикарная ткань + простой крой = одна хорошая вещь, чем куча тряпок из дешёвки с выкроечными выкрутасами. Ну, это уже из области философии вкуса, но не могу не сказать.

С пожеланиями творческих успехов всем портняжкам."

Я полностью согласна с авторами советов,а иначе бы не опубликовала. Думаю, эти ценные советы практикующих портних могут пригодиться не только начинающим любителям шитья,но и тем, кто собирается покупать ткань для очередного заказа.

Форум "Осинка"

"При обработке тканей используется пропитка- аппрет,который наносится при прохождении через каландровый механизм - кучу валов, где последовательно пропускается ткань, пропитывается растягивается, гладится. Иногда растяжка бывает сверх нормы - чтобы выход ткани метражем был больше.Ткань также проходит через ширительный механизм, где её растягивают поперек.

После таких обработок площадь ткани увеличивается - вот тебе и экономия!!!

Но в процессе декатировки (обработки ткани перед раскроем) ткань может перекоситься-как бы уток и долевая уже не под прямым углом, а параллелограммом становится, а аппрет, типа крахмала и клея ПВА(тоже используется), держит эти нити, не давая им вернутся в норму.

Чтобы ткань не перекашивалась после декатировки,нужно, сложить отрез по долевой и совместив кромки, проложить крупными наметочными стежками шов по кромке. А потом уже стирать и сушить.

В магазине такую ткань режут под прямым углом к кромке и соответственно по углом скажем 15 градусов к нити утка. Естественно, после намачивания, когда аппрет частично смывается, нити возвращаются на место.Сразу все огрехи отрезания ножницами продавцом в магазине становятся явными. Приходится ровнять и отрезать до 15 см клин с каждой стороны.

Поэтому я никогда не беру ткань, если её не рвут,когда это возможно, или заставляю мерить с короткого конца кромки с последующим отрывом, чтобы после подравнивания обреза я не пострадала в меньшую сторону. Продавцы хренеют от моего, с их точки зрения, идиотизма,но я ставлю свои условия - или рвешь или иду к другому продавцу!

Чаще всего страдает от неправильного обреза шторная органза, которую внаглую режут под углом. А потом ко мне бедные люди приносят, и я безжалостно выравниваю, выдергивая нитку, и по ней режу, причём перекос бывает до 50 см. Поэтому будьте внимательны при покупке!!!"

**************************

"Шелковая ткань обычно имеет дополнительный слой краски на поверхности, поэтому перед использованием ее лучше постирать. Лучший способ предварительной стирки шелковой ткани заключается в следующем: поместите ткань (исключение составляет костюмный шелк) в ванну с большим количеством воды. Вода должна быть комнатной температуры. В нее добавьте четверть чашки белого уксуса для сохранения цвета ткани. Оставьте ткань в воде на один час, затем стряхните воду. Прополоскайте ткань в воде, имеющей комнатную температуру.

Не выжимайте шелковую ткань. Слегка отожмите из нее воду и просушите ее на полотенце. Утюжьте шелковые ткани слегка влажными с изнаночной стороны."

******************************

"Если ткань изготовлена и покрашена качественно, а не кустарно, то она должна выдержать с честью все экзекуции - стирки, сушки, выжималки и т.д., как обычные цветные натуральные ткани. То есть, температура - 30-40 градусов, моющие средства для цветного белья. В принципе, батик итак прошел все гнусные процедуры в процессе изготовления.

Вы можете проверить его на линючесть, намочив маленький участок ткани и потерев это место белой тряпочкой. Если тряпочка напрочь теряет белизну, то изготовление кустарное, и качество покраски никакое. Значит, то, что вы сошьете из ткани будет одноразовым изделием.

Я стараюсь с такими деликатными тканями поступать осторожно - стирать только в холодной воде, используя щадящие моющие средства. Уксус закрепляет цвет, уменьшает линючесть."

Ткань представляет собой переплетение долевых нитей (основных), идущих вдоль кромки, и поперечных (уточных). Направление нити в ткани можно определить по растяжению и по звуку: по долевой нити ткань труднее поддается растяжению, а при подергивании ткани по долевой нити звук будет более отчетливый, по поперечной - приглушенный.

Рисунков ткацких переплетений очень много, но основных три: полотняное, сатиновое (атласное) и саржевое.

В полотняном переплетении нити основы чередуются с нитями утка, поэтому поверхность ткани гладкая, матовая, одинаковая с лицевой и изнаночной стороны.

В набивных тканях полотняного переплетения лицевая сторона определяется по яркости и четкости рисунка, а в гладкокрашеных - по качеству обработки (на лицевой стороне меньше узелков и ворсинок). Полотняным переплетением вырабатываются: большинство хлопчатобумажных тканей - ситец, бязь, бельевые и некоторые плательные ткани; льняные ткани - полотно, прокладочные; многие виды шелковых тканей - крепдешин, крепжоржет, полотно и др.; некоторые шерстяные плательные и костюмные ткани.

В сатиновом (атласном) переплетении лицевая сторона ткани в отличие от изнаночной - гладкая, блестящая. Блеск образуется в результате того, что одна нить утка перекрывает 4-8 нитей основы. Если же одна нить основы перекрывает несколько нитей утка, то такое переплетение называется атласным.

Сатиновым переплетением вырабатываются такие ткани, как сатин, атлас, креп-сатин, подкладочные и некоторые другие.

В саржевом переплетении на ткани образуются рубчики в виде диагональных полос, идущих от одной кромки к другой. На лицевой стороне ткани диагональные полосы направлены снизу вверх направо. Саржевым переплетением вырабатываются: хлопчатобумажные ткани - бумазея, трико, саржа, бумажный кашемир и др.; шерстяные - кашемир, бостон, габардин и др.: шелковые - подкладочные, ряд плательных, плащевые.

При раскрое необходимо учитывать свойства ткани: скользящую сколоть булавками, а если она сыпучая - увеличить припуск на швы и запасы и обязательно обметать срезы - обрезные края деталей. Из мнущихся тканей и тканей с рыхлым переплетением нитей не рекомендуется шить сильно прилегающие изделия. Изделия из тканей повышенной растяжимости следует делать на подкладке.

Чтобы готовое изделие сохранило свой размер и не деформировалось при носке, ткань перед раскроем необходимо декатировать, т.е. обработать водяным паром. Для этого хлопчатобумажную ткань намочить в небольшом количестве теплой воды с добавлением уксуса или соли, не отжимая, просушить и проутюжить с изнаночной стороны; льняную ткань ненадолго замочить в горячей воде, просушить и проутюжить с лицевой стороны; ткань из искусственного волокна намочить в чуть теплой воде с добавлением уксуса, слегка отжать и закатать в сухую простыню, а затем еще влажную проутюжить с изнанки; шерстяную или шелковую ткань туго закатать во влажную, хорошо отжатую простыню и оставить в таком положении из 5-8 часов или подержать ткань над горячим паром, а потом отутюжить с изнаночной стороны горячим утюгом через проутюжильник.

Во всех перечисленных случаях любую ткань утюжить только по долевой нити. После декатировки ткань должна полностью просохнуть. Очень тонкие ткани можно отутюжить горячим утюгом через увлажненный проутюжильник, предварительно не увлажняя их.

У обрезного края ткани, предназначенной для пошива изделия, выдернуть поперечную нить (уточную) и по ней выровнять край. Если ткань перекошена, увлажнить ее и потянуть в нужном направлении, а затем отутюжить по долевой нити.

Расход ткани на изделие зависит от модели и размера фигуры. Чем сложнее модель, тем больше расход ткани. К сложным элементам модели относятся широкие юбки, рукава покроя реглан и цельнокроеные, драпировки, фигурные подрезы, рельефы, кокетки, воротники, карманы, бейки, воланы, оборки, жабо, кокилье и др. Необходимо учитывать ширину ткани, направление ворса и рисунка, так как на подгонку рисунка потребуется дополнительная ткань по длине, независимо от ее ширины, а от волокнистого состава ткани зависит процент усадки (главным образом по долевой нити), составляющий в среднем для: хлопчатобумажной ткани 3-5%, шерстяной и полушерстяной 3-4%, натурального шелка 2-3%, искусственного шелка 4-8%, штапельной ткани 4-6%. Синтетические ткани практически не дают усадки.

Чтобы определить расход ткани, на листе бумаги отметить ее ширину и разложить детали выкройки изделия, учитывая направление долевой нити, указанное на деталях, припуски на швы и запасы, подгонку рисунка и усадку ткани.

Для раскроя ткань сложить вдвое по поперечной нити (по утку) или по долевой (основе) лицевой стороной внутрь в зависимости от ширины ткани и особенностей модели, подгоняя рисунок. Сначала разместить крупные детали выкройки (спинку, полочку и др.), а затем между ними - мелкие, строго следя за совпадением направления долевой нити на ткани и на деталях выкройки (рисунок 18). Это важно потому, что, как уже отмечалось, ткань по долевой нити значительно меньше растягивается во время носки, дает меньшую усадку при стирке, химчистке и утюжке, чем по поперечной нити. Направление долевой нити на деталях меняется в зависимости от модели - они могут быть выкроены и по поперечной, косой нити. Разложив детали, проверить линейкой или сантиметровой лентой правильность раскладки деталей выкройки по долевой нити.

На гладкокрашеных тканях или с нечетко выраженным рисунком для экономного раскроя детали выкройки можно раскладывать в разных направлениях, соблюдая направление долевой нити и расстояние для припусков на швы. На остальных же тканях детали расположить верхним срезом в одном направлении (кроме обтачек). На ворсовых тканях или с четко выраженным односторонним рисунком, асимметричной клеткой или полоской отметить на изнаночной стороне меловой стрелкой направление рисунка или ворса и проследить, чтобы оно не нарушалось при раскладывании деталей выкройки. В готовых изделиях из фланели, байки, хлопчатобумажной замши ворс должен быть направлен сверху вниз, чтобы при носке сохранялась гладкая поверхность ткани, а в изделиях из бархата, панбархата, вельвета - снизу вверх, чтобы цвет ткани был более сочным. Обнаруженные дефекты ткани также отметить мелом и разместить детали так, чтобы дефект оказался не на видном месте изделия или участок ткани с дефектом не попал под выкройку при раскрое.

Раскладывая детали выкройки на ткани с крупным, четко выраженным рисунком, нужно принять во внимание, что он должен совместиться в боковых, передних и задних швах, а также определить рисунок (клетку или полоску), который наиболее пригоден для размещения середины деталей изделия (спинки. полочки, рукавов и др.). Кроме того, необходимо следить за совпадением рисунка в парных деталях, вытачках и т.д. Иногда в целях экономии ткани можно выкраивать детали с клиньями или надставками, размещая их на малозаметных местах: нижних половинках рукавов или полочках у боковых швов, на нижнем воротнике, обтачках, подбортах ниже линии отворота, на поясе у бокового шва. Если же надставки приходится делать на видных местах, то следует использовать их в качестве фасонных деталей. Например, спинку можно сделать из двух частей со швом посередине или из трех частей - на кокетке. Такие детали, как нижние части воротника, манжет, листочек, обтачки для горловины и низа рукавов, следует подкраивать так, чтобы направление долевой нити на этих деталях, а также на основных совпадало.

Разместив на ткани все детали выкройки, приколоть их булавками, обвести контурные, фасонные линии и контрольные метки тонко заточенным портновским мелом или сухим кусочком мыла (мыло во время работы не осыпается и не пачкает ткань, под горячим утюгом мыльный след быстро исчезает). Дать припуски на швы: по ростку и горловине 0,7 см, по плечевым и боковым срезам 1,5-3 см, по пройме 1-1,5 см, по талии 3-4 см, по низу изделия 3-8 см, по окату рукава 1-1,5 см, по задним и передним срезам рукава 2-3 см, по низу рукава 0,7 см. Припуск на швы по фасонным линиям зависит от способа соединения деталей (шов стачной, настрочной и т.д.). Детали, не разрезанные посередине (спинка, полочка, воротник и т.д.), положить на ткань так, чтобы их середина проходила по ее сгибу.

После обмеловки детали выкройки снять и, чтобы ткань не сместилась, скрепить ее булавками. Булавки на деталях изделия расположить на расстоянии 3-5 см от меловых линий или сгиба деталей. Расстояние между булавками 12-15 см в прямых срезах и линиях и 8-10 см - в фигурных (рисунок 1б,в).

Если посередине спинки или переда будут швы, то детали сметать сметочными стежками, а по контурным, фасонным линиям и контрольным меткам проложить стежки-силки, четко обозначая углы и закругления. По этим линиям изделие будет сметываться, а затем прострачиваться на машине. Середину цельных деталей (спинки, переда, полотнища юбки) отметить прокладочными стежками. При раскрое деталей с асимметричными элементами ткань разложить на столе в развернутом виде лицевой стороной вверх, детали наложить на ткань также лицевой стороной вверх. Обвести мелом контурные и фасонные линии, а затем тонкой ниткой проложить сметочные стежки длиной: на прямых участках 2-3 см, на фигурных 1-2 см, на закруглениях 0,5-1 см.

При раскрое ткани ее не передвигать и детали кроя не приподнимать. Деталь должна быть расположена справа от ножниц, а отрезаемую ткань придерживать левой рукой. Вытачки на деталях не вырезать.

При раскрое по прямой линии необходимо следить за тем, чтобы концы ножниц перемещались строго но меловой линии припуска на шов, и стараться резать серединой режущей части ножниц. При раскрое по плавным линиям, наоборот, надо резать концами ножниц. Узкий конец лезвия должен находиться под тканью. Исключение составляют кружевные ткани, так как узкий конец ножниц может попасть в узор и деформировать его. Резать ножницами удобно от себя прямо или от себя влево.

Декатировка ткани - это влажно-тепловая обработка материала перед раскроем.

Дело в том, что все ткани, содержащие натуральные волокна на 50% и больше, при влажно-тепловой обработке дают достаточно значительную безвозвратную усадку, что влечет за собой изменение размеров и искажение формы одежды при носке или после стирки.

Перед декатировкой необходимо проверить на небольшом кусочке ткани, не остаются ли на ней пятен от воды и утюга, а также стойкость красителя - на тканях с набивным рисунком.

Процесс декатировки для различных тканей происходит по-разному.

Шерстяную ткань разложите на плоской поверхности стола или гладильной доски лицевой стороной вниз. Как можно равномерно увлажните ее с изнаночной стороны (для этого лучше использовать пульверизатор), а затем дайте ей отлежаться в течении 8-12 часов. После этого проутюжить с изнанки в долевом направлении через проутюжку.

Тяжелые, креповые ткани перед раскроем следует целиком замочить в воде, слегка отжать и ненадолго повесить, а затем окончательно высушить утюгом, проглаживая с изнаночной стороны.

Хлопчатобумажные, льняные и смесовые ткани увлажните пульверизатором и утюжьте с изнаночной стороны, пока ткань не станет сухой.

Штапельная ткань очень садится при стирке. Поэтому ее нужно замочить в горячей воде, выжать, а затем высушить утюгом с изнаночной стороны.

Ткани из натурального шелка имеют незначительную усадку. Их достаточно проутюжить через влажный проутюжильник, совмещая долевую нить.

Ткани из синтетических волокон . Костюмные и плательные ткани с содержанием синтетических волокон более 50%, усаживаются незначительно, и поэтому в декатировке не нуждаются.

Особое внимание следует уделить вискозной и джинсовой тканям. Несмотря на то что вискоза это искусственное волокно, она тоже подвержена усадке, причем очень существенной. Поэтому вискозные ткани обязательно декатируются.

Джинсовая ткань при стирке сужается, а при носке обратно растягивается. Эту ткань декатировать не стоит, так как в противном случае вы получите изделие не своего размера.

Некоторые ткани увлажнять нельзя (бархат, вельвет, синтетические трикотажи, кожа, кожа заменители). Чтобы ткань не линяла и лучше сохраняла свой первоначальный блеск, ее можно замочить в воде с добавкой уксуса (на 3л холодной воды 1 ст. л. уксуса).

Если вы точно знаете, что в процессе носки вы не будете стирать сшитое вами изделие, а будете пользоваться услугами химчистки, вы можете отказаться от декатировки ткани и лишь прогладить ее с изнанки горячим утюгом, соблюдая при этом рекомендации по тепловой обработке данного вида ткани.