Меню Рубрики

Е и тихеева биография. Научная биография и творческое наследие Е.И. Тихеевой. Обучение родному языку - одна из основных задач детского сада

Тихеева Елизавета Ивановна (24 апреля 1867 – 1 января 1943) – известный российский и советский педагог, крупнейший специалист по дошкольному воспитанию детей.

Краткие биографические данные

Е.И. Тихеева родилась в городке Ковно (Российская Империя) – ныне этот город называется Каунас, расположен в Литве.

Педагогическую деятельность начала в 1880 году, на протяжении десяти лет работала в качестве учителя начальных классов на Кавказе, затем переехала в Санкт-Петербург.

В 1913 году была назначена Вице-президентом Общества содействия дошкольному воспитанию, до 1917 года работу совмещала с председательством в школьной комиссии данного общества, в сферу деятельности комиссии входило рассмотрение проблем и теоретических аспектов дидактики и методики начального обучения.

В 1913 году принимает участие в открытии детского сада при Обществе содействия дошкольному воспитанию, принимает его руководство на себя где плодотворно работает до 1928 года.

Руководство детским садом совмещает с работой в качестве профессора в Петроградском педагогическом институте дошкольного образования; являлась руководителем опытного детского сада, открытого при институте. Работает над организацией обучения и воспитания детей дошкольного возраста, результаты исследований Е.И. Тихеевой и сотрудниц детского сада были отражены в объёмном труде «Детский сад по методу Е.И. Тихеевой», который был издан в 1928 году.

Умерла в 1943 году.

Вклад в науку

Наибольший вклад в педагогическую науку Е.И. Тихеева внесла как специалист по дошкольному воспитанию детей.

Основной задачей дошкольного воспитания, в соответствии с идеями Е.И. Тихеевой, должно являться осуществление подготовки детей к последующему школьному обучению, при этом важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. В качестве важной составляющей дошкольного воспитания педагогом рассмотрена организация работы, в ходе которой успешно формируются первоначальные трудовые и поведенческие навыки, а также совершенствуется культура языка.

В качестве важного условия организации воспитания и обучения детей в дошкольном учреждении, Е.И. Тихеева называла наличие программы, в которой описывается воспитательная и образовательная работа с детьми, важной идеей являлось осуществление гибкого планирования данной работы в соответствии с направленностью и интересами дошкольников.

Важное значение в педагогических взглядах Е.И. Тихеевой занимало нравственное воспитание детей, в частности, педагогом обращается внимание на следующие направления нравственного воспитания:

  • воспитание разумной дисциплины;
  • организация труда детей, который носит обязательный и посильный характер;
  • наличие чёткого распорядка дня;
  • соблюдение режима трудового обучения дошкольников.

Основываясь положениями обучения и воспитания детей, разработанными М. Монтессори, Е.И. Тихеевой была разработана и внедрена в практику работы дошкольных учреждений оригинальная система и дидактические материалы, направленные на развитие чувственной сферы дошкольников.

Основой методики Е.И. Тихеевой был принцип парности, подразумевающий в игре и при проведении занятий организации действий по сопоставлению разнообразных предметов, знакомых дошкольникам, игрушек, природных материалов.

Кроме нравственного и сенсорного воспитания, Е.И. Тихеевой уделялось внимание разработке проблем методики развития речи и мышления дошкольников. В качестве основной формы использовались систематические занятия, на которых широко использовалось живое слово, произведения народной словесности, поэзии и произведения искусства.

На занятиях, направленных на речевое развитие дошкольников, в качестве основы использовались речевые образцы, в первую очередь – речь воспитателя.

Замечание 1

Не являясь сторонницей изучения в дошкольном возрасте иностранного языка, Е.И. Тихеева предпочитала совершенствование дошкольников в родных языках.

Основные труды

Основными трудами Е.И. Тихеевой являются результаты исследований в области дошкольного воспитания, методики речевого развития:

  • «Детский сад по методу Е. И. Тихеевой при Ленинградском государственном педагогическом институте им. Герцена»;
  • «Развитие речи дошкольника»;
  • «Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста)»;
  • Русская грамота (букварь).

Вопрос 3. Ознакомление дошкольников с природой по методу

Елизавета Ивановна Тихеева внесла существенный вклад в разработку содержания и методов знакомства дошкольников с природой.

И хотя в ее взглядах на роль природы в воспитании ребенка и в предложенной ею программе работы есть существенные противоречия, нельзя не отметить интереса, вызываемого высказываниями Е.И. Тихеевой о роли природы и работой по ознакомлению детей с природой, которую вели в детском саду ее сотрудники.

Наиболее интересен план педагогической работы, который предложен в книге «Детский сад по методу Е.И Тихеевой», составленной педагогическим коллективом детского сада и вышедшей в 1929 г.

Чтобы полнее представить содержание работы по ознакомлению детей с природой, следует рассмотреть, какую роль Е.И. Тихеева отводит природе в воспитании детей.

В ряде работ, таких как «Обстановка и жизнь маленьких детей» 1922 г., «Родная речь и пути ее развития», 1923 г., «Новые идеи в педагогике», 1924 г., «Ребенок-дошкольник и воспитывающая его среда», 1924 г., Е.И. Тихеева рассматривает природу, как одно из условий или как элемент среды, в которой дети живут своей «естественной детской жизнью».

Рассматривая роль природы, как среды для ребенка, Т. подчеркивает, что ее воспитательное воздействие наиболее естественно и могущественно.

Природа способствует развитию деятельности детей. Природа- это неиссякаемый источник, из которого дети могут черпать предметы для наблюдения, игр, труда. Питая здоровые инстинкты ребенка, природа удовлетворяет его основной интерес к деятельности и созиданию. Е.И. Тихеева. особенно подчеркивает значение природы в воспитании в силу ее «совершеннейшей наглядности». Развитие ребенка в раннюю пору жизни происходит на основе планомерного расширения круга его преставлений, почерпнутых с помощью органов чувств. Степень ясности представлений непосредственно зависит от двух условий:

а) меры участия большого числа внешних чувств,

б) меры активности ребенка в процессе познания.

Оба эти условия выдвигаемые Е.И. Тихеевой, хотя и не раскрыты достаточно глубоко, не вызывают сомнения. Именно активность ребенка в процессе познания позволяет при восприятии пользоваться разнообразными органами чувств. Формирование познавательных интересов также в значительной мере определяется характером активности ребенка в процессе познания.

Е.И. Тихеева указывала на безграничное многообразие природы, безопасное в педагогическом смысле. Принимая это положение, мы не можем согласится с мотивировкой. В книге «Обстановка в жизни маленьких детей» Е.И. Тихеева, утверждает, что «педагогическая безопасность» многообразия природы объясняется прежде всего тем, что ребенок «инстинктивно воспринимает природу как стройное целое, но свое внимание, свой интерес он целиком отдает заинтересовавшему его предмету, действенно его изучает». Уже первоначальное изучение содержание знаний детей показывает, что они отнюдь не воспринимают природу как одно целое. Для представлений маленького ребенка о природе, складывающихся стихийно, характерна разрозненность, отрывочность; последовательность же познания определяет руководство взрослого.



Е.И. Тихеева обращает внимание педагога на использование природы в эстетическом воспитании детей. При этом она несколько переоценивала природу, считая, что только природа выдвигает «вечную» и «неизменную» красоту, не говоря о том, что в природе далеко не все красиво и гармонично. Природа, пишет Т., есть высший и непогрешимый эстет, выдвигающий формы, цвета, размеры, материалы в том разнообразии и гармоническом соотношении, в той вечной красоте, которая ей доступна.

Особо отметим значение, которое придавала Е.И. Тихеева природе в развитии органов чувств. В планах педагогической работы, представленных в книге «Детский сад», отдельные предметы природы наряду со специальным дидактическим материалом используется для различения формы и цвета, для ориентировки в пространстве, для различения запахов и развития термического чувства.

В книге «Родная речь и пути ее развития» Е.И. Тихеева рассматривает роль наблюдения природы для развития речи. Вслед за К.Д. Ушинским Е.И. Тихеева утверждает, что представление о предмете, его свойствах должно предшествовать слову. Поэтому, для того чтобы развивалась речь, ребенок должен учиться наблюдать. Слово закрепляет и уточняет представление.

Е.И. Тихеева считала, что природа предоставляет наилучшие возможности для развития наблюдательности детей, а на этой основе и языка. «Наблюдения природы в ее простейших, для ребенка доступных и интересных явлениях - вернейший путь для развития его языка. Детский сад должен стремиться приближать детей к природе, насколько это возможно».

Использование природа Е.И. Тихеева не ограничивает умственным и эстетическим развитием ребенка. Она делает попытку обосновать использование природы в нравственном развитии ребенка. «Наблюдая за жизнью растений и животных, живя с ними и обслуживая их, ребенок прибегает к источнику, питающему не только внешние чувства и ум, но и оказывающему самое благотворное влияние на развитие высших чувств». Особенно она подчеркивает значение ухода за животными. «Что может в большей степени содействовать развитию этическому, чем сознание своей ответственности за благополучие, даже за жизнь дорогого живого существа». Кроме того, всякий труд, в том числе и по уходу за животными и растениями, воспитывает волю ребенка.

Е.И. Тихеева подчеркивала значение чувства радости, которое вызывает у детей общение с природой – чувство, «обусловливающее … пышный расцвет всех лучших сторон детской души».

Считая, что природа –естественное условие для воспитания ребенка, Е.И. Тихеева отмечает, что воспитывать ребенка всегда и всецело в природе, к сожалению, невозможно. Дети городов лишены природы. Их отделяют от природы и климатические, и экономические условия (отсутствие в те годы одежды и обуви у детей). Ребенок вынужден жить в помещении. Отсюда перед детским садом встает задача – в комнатах создать обстановку, возмещающую удаленность детей от естественной природы.

Е.И. Тихеева и ее сотрудники подробно разрабатывает содержание «уголка природы», труд и наблюдения детей в них. Неотъемлемой частью обстановки детского сада Е.И. Тихеева считает сад и огород, где организуются разнообразные наблюдения, труд и игры детей.

Роль взрослого не ограничивается созданием обстановки. Ребенок не может самостоятельно ориентироваться во всех явлениях природы, привести в систему то, что наблюдает. Организовать жизнь детей в природе, подводить детей к осознанию ее явлений, учить детей наблюдать – обязанность воспитателя. Задачу педагога Е.И. Тихеева видит и в том, чтобы оградить, уберечь ребенка от тех опасностей, с которыми ребенок может столкнуться при бесконтрольном общении с природой.

Экскурсии в природу – исходный момент всей работы. Для ознакомления детей с природой в ее «естественном состоянии» в детском саду Е.И. Тихеева использовала ближайшее природное окружение – институтские дворы, скверы и сады города. Систематически проводились экскурсии на Неву, за город.

Мы считаем, что Е.И. Тихеева права, определяя экскурсии как исходный момент при ознакомлении детей с природой: они дают возможность наблюдать природное явление в естественной обстановке, в связях и отношениях, доступных восприятию маленького ребенка.

Кроме того, детей знакомили с природой в «уголке природы », который позволяет определить круг впечатлений детей, углубить понимание, уточнить восприятие. Там ребенка можно приобщить к природе во все времена года и отобрать материал для труда и наблюдений в зависимости от возраста и развития детей.

Растения, животные, находящиеся в «уголке», служат для наблюдений, труда детей. Но этим дело не ограничивается: этот природным материал используется для различных дидактических занятий (особенно по сенсорному воспитанию и речи), для ручного труда.

Е.И. Тихеева рассматривает «уголок природы» как своеобразную лабораторию, где дети под руководством воспитателя выполняют разнообразные работы, выращивают растения в различных условиях (в земляной и водной среде, на свету и в тени). Дети содержат растения и животных сообразно их потребностям, наблюдают за их ростом и развитием. «Уголок природы» в детском саду Е.И. Тихеевой отражает изменения, происходящие в в природе, его материал пополняется и изменяется в зависимости от сезона. Осенью появляются растения с разнообразной окраской листьев, осенние цветущие растения, семена, фрукты. Осенние ягоды, овощи. Зимой приносят ветки, и дети ведут наблюдения за набуханием и распускание почек, производится посадка луковичных при различных способах выращивания. Весной уголок пополняется посадками и посевами, букетиками первых цветущих растений.

Круглый год в уголке живут птицы и млекопитающие, идут длительные наблюдения за развитием насекомых, головастиков.

Е.И. Тихеева стремится внести известную систему в знания детей о предметах и явлениях природы. Так, в уголке природы растения группируются по видам и группам:

Наши огородные растения

Наши деревья и кустарники

Наши цветы.

Систематизации знаний способствуют беседы. С детьми беседуют об осени, зиме, весне, лете, уточняют и систематизируют знания об отдельных животных и группах животных – зимующих птицах, о насекомых, о труде человека. В книге «Родная речь и пути ее развития» Тихеева указывает, что необходимо строить разговор и беседу с детьми на основе живых наблюдений окружающего.

Е.И. Тихеева использует в работе по природе и детскую литературу: рассказы Бианки, сказки Чуковского, произведения фольклора, подобранные О. Капицей, стихи и рассказы для детей писателей 30-х годов ХХ в. Подбор литературы был связан с принципом сезонности.

Знания о природе формировались в детском саду Т. и в процессе труда в природе.

С 4 лет все дети привлекались к уходу за посадками и посевами. Их труд должен быть посильным и опираться на игру. Не надо навязывать детям те или иные обязанности, важно вызвать интерес. Поэтому труд должен сопровождать разнообразные наблюдения.

В организации труда на огороде Е.И. Тихеева следует Ф. Фребелю. У каждого ребенка своя грядка, но это – часть общего огорода, урожай с которого идет в «общий котел». Значение индивидуальной ответственности за рост растений велико, но она может быть действенным средством воспитания при правильном сочетании индивидуального труда с коллективным.

Какова программ знаний о природе , которую дети должны усвоить в детском саду? Какими навыками ухода за животными и растениями они должны обладать?

Наиболее полно это представлено в «Плане педагогической работы на 1928/29 годы», приложенном в книге «Детский сад».

План предусматривает постепенное усложнение материала от одного возраста к другому. Разделено содержание работы при ознакомлении с природой вне детского сада и в самом детском саду. В основе работы положен краеведческий принцип, обоснованный еще К.Д. Ушинским. Из всего разнообразия природных явлений в первую очередь отбирается характерное для природы данной местности. Во всех группах детского сада ребят знакомят с сезонными явлениями.

Содержание трудовых навыков по уходу за животными и растениями даются Е.И. Тихеевой в главе «Общественно-политическое воспитание». Дети младшей группы принимают участие в уходе за уголком природы. В средней группе ухаживают за растениями и животными, пересаживают и сажают растения. В старшей группе полностью ухаживают за растениями и животными в уголке природы, за посадками на огороде.

Программа Е.И. Тихеевой по природе и сегодня не утратила свое значение.

1. Вклад Е.И. Тихеевой в создание программы речевого развития дошкольников.

2. Условия развития речи детей раннего возраста.

3. Задачи, содержание и методы работы по развитию речи детей в детском саду.

4. Своеобразие занятий по «живому слову».

1. Идеи К.Д. Ушинского легли в основу методики развития речи детей, научные основы которой разработала Е.И. Тихеева. Опираясь на принципы дидактики (последовательность, систематичность, учет возрастных особенностей) она впервые составила программу обучения детей родному языку в детском саду. В программе развития речи изложены следующие основные положения:

Развитие речи детей необходимо осуществлять в единстве с другими видами деятельности (игра, труд, ознакомление с окружающим);

Развитие речи детей тесно связано с умственным и психическим развитием ребенка;

Развитие речи детей происходит в процессе духовного и словесного общения со взрослыми и сверстниками;

Большая роль в речевом развитии детей принадлежит речевому окружению.

Е.И. Тихеева придавала большое значение обучению родному языку в детском саду. Она подчеркивала, что систематическое обучение языку, методическое развитие речи должны лежать в основе всей системы воспитания в детском саду. В детском саду, по мнению педагога, должна быть создана специальная педагогическая и дидактическая обстановка для правильного и активного развития речи детей. Основа обучения речи и язы- ку – план-программа, которая позволит педагогу последовательно и систематично проводить работу с детьми в каждой возрастной группе.

Е.И. Тихеева внесла большой вклад в организацию обучения родному языку в детском саду: принимала участие в разработке первой Программы обучения и воспитания детей в детском саду (1934 г.), включив в нее занятия по развитию речи с книгой и картинкой, занятия по чтению и письму; определила условия развития речи дошкольников; исследовала возрастные особенности речевого развития детей разных возрастных групп. Основы методики развития речи детей, разработанные ею, представлены в книге «Развитие речи детей» (1961 г.), и сегодня не утратили своей актуальности.

2. Развитие речи детей Е.И. Тихеева тесно связывала с сенсорным и умственным развитием. Она называла ощущение и восприятие первой ступенькой в познании окружающего мира, на которую опирается развивающаяся речь детей. Поэтому работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств. Проанализировав особенности развития речи детей первых трех лет жизни, определила основные условия речевого развития маленьких детей:

Индивидуальный контакт младенцев с обслуживающим их взрослым;

Постепенно расширяющееся социальное речевое окружение;

Развитие слуха и речевого аппарата (эмоциональная поддержка речевых реакций детей, фон тишины, игры на развитие слухового восприятия и внимания);

Стимулирование активной речи детей за счет сопровождения речью всех действий;

Создание благоприятной обстановки для развития восприятия и накопления представлений детей (объекты природы, дидактически оборудованное помещение, образовательный игровой материал);

Планомерное руководство развитием наблюдательности детей расширением их кругозора;

Грамотная, правильная речь воспитателя;

Использование игры как основного средства развития речи;

Поддержание у детей «радостного интереса к окружающему», чувства «ненарушаемой радости»;

Помнить, что маленький ребенок – это большой человек в будущем, способствовать развитию его задатков.

Особое значение придавала Тихеева речи педагога, предъявляя к ней ряд требований:

Грамотность, соответствие литературным нормам;

Культура речи, вежливость, этика;

Соотношение синтаксической структуры речи с возрастом детей;

Соотношение содержания речи запасу представлений, опыту детей;

Точность, ясность, простота речи;

Регулирование темпа речи и силы голоса;

Эмоциональность, выразительность речи;

Не допускаются ярко выраженные недостатки речи.

Для развития общения детей друг с другом предлагалось объединять возрастные группы на время игр и праздников.

3. Е.И. Тихеева тесно связывала умственное, сенсорное и речевое развитие детей. Основными методами, способствующими такому развитию, она называла наблюдения и экскурсии. Цель их – систематически формировать у детей сознательное представление об окружающем мире, на основе которого образуется слово-понятие. Она разработала содержание наблюдений и экскурсий для детей разного возраста, требования к организации и проведению экскурсий (экскурсии в природу, по помещению и территории детского сада, вне учреждения). Среди методов развития речи на экскурсиях, подчеркивала роль вопросов детей, рассказа-комментария воспитателя.

Опираясь на принципы наглядности в обучении родному языку, Тихеева предложили серию игровых занятий с дидактической куклой. «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать», «День рождение куклы» и т.д. Она отмечала, что в таких играх могут быть отражены многие трудовые процессы (приготовление еды, стирка белья, пошив платья), которые способствуют накоплению опыта ребенка и развитию его речи. Например, она приводит ряд глаголов, обозначающих процесс шитья (шить, зашить, вышить, нашить, подшить, перешить, сшить, подрубить, приметать).

Педагог подчеркивает значение любой деятельности, труда в процессе развития речи детей: «Поменьше упражнений, оперирующих голым словом, и побольше таких, при которых словом пользуются для упорядочения, систематизирования тех многочисленных восприятий, которые породили личный опыт, наблюдение, труд» .

Дидактические игры-занятия с материалами и игрушками, предложенные Тихеевой, направлены на анализ окружающего мира и закрепление представлений о нем в слове. Ею разработаны следующие варианты и методы проведения игр:

Номенклатура (называние предметов, их качеств, действий с ними, их числовых и пространственных отношений);

Описание предмета;

Сравнение предметов;

Составление и отгадывание загадок о предмете;

Нахождение игрушки по стихотворению;

Составление фраз об игрушках;

Составление рассказов по игрушкам, наборам игрушек.

От игр с игрушками педагог рекомендовала переходить к рассматриванию картин. Большую роль картины играют в развитии способности к наблюдению, интеллектуальных процессов (мышления, воображения, рассуждения), речи и языка. Она определила серии картин для дошкольников, эстетические и педагогические требования к организации работы с картинами, виды занятий по картинам (номенклатура, описание, сравнение, систематизация картин, подбор картинок к теме, к стихам, рассказам, составление рассказа по картине).

4. Своеобразием отличаются занятия по «живому слову», разработанные Е.И. Тихеевой. К ним относятся:

Разговор с детьми;

Беседа;

Поручения и задания;

Рассказывание;

Чтение;

Составление письма;

Заучивание стихотворений.

Обобщая разговор и беседу как проявление процесса общения, Тихеева отмечает своеобразие и важность каждого из них. Она дает методические приемы руководства беседой (не уклоняться от темы, не прерывать детей, не требовать полных ответов, не злоупотреблять вопросами, побуждать детей к вопросам и оценке высказываний и др.)

Для развития связной речи детей рекомендуется читать и рассказывать детям, как литературные тексты, так и специальные дидактические рассказы, составленные самим воспитателем. Тихеева подчеркивала, что задача рассказа – доставить детям радость и этим путем развивать их ум, чувства и речь. Она придавала большое значение выразительности рассказывания, выбору произведений для рассказывания, устному народному творчеству.

Интересен метод «письма», который способствует развитию у детей навыков составления предложений и текста в ситуации письменной речи.

Большое значение в развитии речи детей, по мнению Тихеевой, имеет ознакомление с художественной литературой, она предложила отбирать для детского чтения лучшие произведения отечественной литературы (сказки А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, П.П. Ершова, стихи В.А. Жуковского, А.А. Фета, Н.А. Некрасова); дала рекомендации по обучению детей пересказу художественных текстов, заучиванию стихотворений наизусть.

Рекомендации Е.А. Тихеевой по организации работы по развитию речи дошкольников не утратили своей актуальности и в современное время. Многие методы и приемы по развитию речи (дидактические игры с куклой, занятия по живому слову, упражнения для развития словаря) используются по работе с детьми в дошкольных учреждениях и сегодня.

Елизавета Ивановна Тихеева (1866-1944) была талантливым педагогом и крупным общественным деятелем по дошкольному воспитанию. Она активно участвовала в разработке теории дошкольного воспитания, творчески используя классическое педагогическое наследство (в первую очередь К. Д. Ушинского) и обобщая опыт работы. своего и других детских садов России.

Елизавета Ивановна Тихеева стала заниматься проблемами дошкольного воспитания с 1907 г. В 1913-1917 гг. она руководила детским садом Петербургского общества содействия дошкольному воспитанию и его школьной комиссией.

Педагогическую деятельность Е. И. Тихеева начала в 80-х годах XIX в. на Кавказе. Вместе со своей сестрой Л. И. Тихеевой-Чулицкой она обучала детей в бесплатной школе, открытой их отцом вблизи Тифлиса. В 90-х годах сестры переехали в Петербург и работали сначала в воскресной школе, а затем в организованной ими самими начальной школе.

Уже в первые годы своей педагогической деятельности Е. И. Тихеева обращала особое внимание на обучение детей родному языку в начальной школе. Руководствуясь указаниями К. Д. Ушинского о роли родного языка в обучении и анализируя свой опыт работы в начальной школе, Е. И. Тихеева составила в 1905 г. букварь “Русская грамота”, а затем несколько учебных пособий по родному языку для развития речи и мышления детей. Эти книги получили большое распространение.

В 1908 г. Е. И. Тихеева стала членом Петербургского общества содействия дошкольному воспитанию. В 1913 г. она выступила на Всероссийском съезде по семейному воспитанию с докладом “Роль государства, семьи и общества в деле дошкольного воспитания”

Начиная с 1913 г. Е. И. Тихеева состояла председателем школьной комиссии общества, которая разрабатывала вопросы дидактики, методики начального обучения. С этого же времени она руководила детским садом, открытым этим обществом, организуя опытно-экспериментальную работу по созданию методики воспитания детей дошкольного возраста.

В 1914 г. Е. И. Тихеева была в Италии, где ознакомилась с работой “домов ребенка Монтессори. Отметив некоторые положительные моменты в сфере сенсорного воспитания детей в этих домах, она пришла к общему заключению о принципиально неправильном направлении их работы. Е. И. Тихеева решительно выступала против мелкобуржуазной теории “свободного воспитания и “новой свободной школы”. В этой школе, писала она, отсутствует целенаправленное воспитание детей и необходимый порядок, господствует стихийность мер педагогического воздействия, “потворство слабостям, прихотям и проделкам учащихся”.

В годы первой мировой воины Е. И. Тихеева проводила большую консультационную и методическую работу по детским очагам, яслям, детским садам Петрограда, публиковала статьи, в которых выступала против превращения детских очагов в питомники по призрению детей, настаивала на организации в них воспитательно-образовательной работы, основанной на прогрессивных педагогических принципах. Она активно участвовала во Всероссийском съезде по призрению детей (1914), доказывала, что не может быть призрения детей без общественного воспитания.

В мае 1917 г. Е. И. Тихеева как вице-президент Петроградского общества содействия дошкольному воспитанию обратилась с докладной запиской в министерство народного просвещения Временного правительства, в которой ставила вопрос о включении детских садов в систему школьного образования, но не добилась положительного ответа.

Е. И. Тихеева была последователем и пропагандистом идей К. Д. Ушинского и особое внимание уделяла подготовке детей к школе, согласованию и преемственности программ детского сада и начальной школы.

Е. И. Тихеева считала, что в отличие от домов ребенка атмосфера в детском саду должна быть радостной и это возможно при широком использовании игры, живой речи и коллективных форм работы.

В противовес сторонникам теории свободного воспитания она утверждала, что ведущая роль в развитии ребенка принадлежит занятиям, организованным в соответствии с планом; предусматривала необходимость использования программы, которая бы давала направление воспитательно-образовательной работе, в общих чертах определяя ее содержание и формы и вооружая воспитательницу перспективой, не регламентирующей ее в деталях. Высокие требования предъявляла Е. И. Тихеева к личности воспитательницы. Она считала, что воспитанники в детских садах должны ежедневно получать горячие завтраки, что у каждого детского сада должен быть свой участок (садик или дворик).

Созданная Е. И. Тихеевой система дидактических материалов для развития органов чувств, рекомендации по умственному, нравственному, эстетическому воспитанию детей находят применение в работе современных детских садов. Наибольший вклад внесла она в разработку методики развития речи. Предложенные ею наглядный материал и пособия по развитию речи и сейчас используются в работе с детьми дошкольного возраста.

Е. И. Тихеева, как и некоторые другие педагоги, не сразу приняла идеи социалистической революции, но, увлеченная деятельностью Советского государства в близкой ей области воспитания, она одной из первых откликнулась на призыв Наркомпроса и приняла активное участие в строительстве советской системы дошкольного воспитания.

2.Ведущую роль в воспитательно-образовательной работе детского сада Е. И. Тихеева отводила организованным занятиям с детьми. Она положительно разрешала вопрос о необходимости и возможности создания программы и планов занятий в детском саду. Она писала: “Вполне возможна программа, которая при умении пользоваться ею, при умении смотреть в корень дела окажет немалые услуги каждому, кто к этому делу приставлен... В нормально поставленном детском саду интересы ребенка всегда совпадают с планом занятий, начертанным руководящим лицом”. Тихеева убедительно доказывала, что необходимость программы занятий диктуется целями и задачами детского сада как воспитательно-образовательного учреждения, подготовляющего детей к школьному обучению.

Программа устанавливает направление занятий, в общих чертах определяет объем тех сведений, которые должны быть усвоены всеми детьми дошкольного возраста.

В детском саду надо заботиться о том, чтобы не рассеивалось внимание детей, чтобы в занятиях была возможная последовательность, систематичность, указывала Тихеева, каждое. новое представление, новый входящий в сознание ребенка предмет должны по возможности связываться с каким-нибудь ассоциативным звеном, с накопленными представлениями. В детском саду не должно быть места отдельным учебным предметам в том смысле, как это понимается в современной школе.

Беседы, рассказы, чтение, рисование, пение, работа всякого рода, игры, гимнастика - словом, все, из чего слагаются занятия в детском саду, должно находиться в строгом соотношении. “Все занятия должны переплетаться, оказывать друг другу услуги, взаимно поддерживать в стремлении к одной общей цели - стройному развитию всех способностей ребенка”.

Эти высказывания Тихеевой в то время явились весьма ценными для развития дошкольной педагогики. Они противостояли взглядам сторонников мелкобуржуазной теории “свободного воспитания”, которые, как мы видели выше, отрицали необходимость программ и планов занятий с детьми дошкольного возраста и считали, что занятия должны строиться на основе “плана жизни детей, на удовлетворении детских интересов, на свободном выборе ими самими игр и занятий.

Детский сад Тихеева считала подготовительной ступенью к школе.

Важное значение Тихеева придавала изучению детьми дошкольного возраста явлений природы. “Детей следует воспитывать, учить, растить среди природы и при посредстве природы,- писала она. - Каждый детский сад должен иметь садик или хотя бы двор. Нужно организовать выращивание цветов, овощей, уход за птицами, животными, завести аквариумы и террариумы. Эти работы и занятия, сопровождающиеся поучительными беседами, способствуют уточнению и расширению кругозора детей. В ознакомлении детей с природой и ее явлениями большую роль играют прогулки-экскурсии. Они должны заранее намечаться и методически разрабатываться воспитательницей детского сада”.

Е. И. Тихеева считала возможным лишь в отдельных случаях применять специальные упражнения по так называемой “умственной ортопедии”, которые при умелом руководстве могут содействовать развитию у детей утонченности восприятия, воспитывать выдержку, волю, наблюдательность, ловкость, здоровое соревнование. Эти упражнения должны связываться с практическими занятиями и играми, проводимыми в детском саду; их следует постоянно разнообразить.

Она находила, что дидактический материал Монтессори для развития органов чувств представляет для педагогов известный интерес, что с ним следует ознакомиться каждому, кто причастен к делу воспитания, но она видела и отрицательные стороны в методике его использования.

“Мы,- писала она,- считаем все ее (Монтессори) приемы в значительной степени неестественными, обусловленными той искусственной обстановкой, среди которой проводят время большинство питомцев детских садов и домов”. Е. И. Тихеева правильно указывала, что дидактические упражнения Монтессори вторгаются в жизнь детей без малейшей связи с их основными интересами, что ребенок, безупречно подбирающий цветные моточки ниток по всем основным цветам и оттенкам, может отнестись совершенно бессознательно к спектру радуги.

Тихеева создала свою оригинальную систему дидактических материалов для развития органов чувств, построенную на принципе парности и состоящую из различных знакомых детям предметов (две чашечки, две вазочки разных размеров, Цветовой окраски и т. д.), игрушек и природного материала (листья, цветы, плоды, шишки, раковины и т. д.). Игры и занятия детей, в которых эти дидактические материалы используются, должны сопровождаться беседами. Руководящую роль в дидактических играх и занятиях Тихеева отводила воспитателю.

Подобранный Тихеевой в определенной системе дидактический материал и разработанная ею методика его использования в свое время явились ценным вкладом в русскую дошкольную педагогику. Одним из обязательных условий всестороннего развития личности ребенка дошкольного возраста Тихеева считала эстетическое воспитание, тесно связанное с умственным и нравственным воспитанием. Дети должны рисовать, лепить, петь. Надо сделать так, чтобы в детском саду мог развиваться вкус детей на доступных их пониманию лучших образцах музыки, живописи, пластики, художественного слова. Картины, иллюстрации в детских книжках, простая выразительная, мелодичная и ритмичная песня, выразительно прочитанная сказка или стихотворение, образный рассказ, красота природы, с которой детей следует знакомить, - вот те пути и средства, которые Тихеева предлагала использовать для эстетического воспитания детей. Она указывала также, что соблюдение во всем порядка, чистоты, приучение детей к поддержанию этого порядка входят в число тех приемов, без которых эстетическое воспитание немыслимо.

Е. И. Тихеева дала практическим работникам по дошкольному воспитанию ценные рекомендации, как надо установить разумную дисциплину в детском саду. Одним из средств воспитания у детей дисциплинированности, считала она, является обязательный посильный труд, уклоняться от которого никто не должен (дежурство, уход за растениями, животными и т. д.). Понятие обязательности должно быть более или менее связано со всеми видами занятий детей. В жизнь каждого дня должно быть вкраплено какое-либо задание, выдвинутое самим ребенком или руководителем, которое должно быть для ребенка обязательным. Длительность работы по обязательным заданиям должна колебаться в зависимости от возраста от 5 до 20 минут.

В детском саду следует установить четкий режим, он также обеспечивает приобретение детьми необходимых навыков поведения. Прививая детям навыки хорошего поведения, надо воспитывать у них умение сознательно и осмысленно относиться к своим действиям. “Привычка - один из могущественных рычагов, влияющих на жизнь человека во всех се проявлениях,- писала Тихеева. - В поpy же детства рычаг этот по преимуществу полон сил и значения; Есть целый ряд навыков, которые необходимо привить детям и которые могут укорениться путем длительного воздействия и привычки”.

Е. И. Тихеева говорила, что воспитателям детских садов нужна специальная широкая педагогическая подготовка, которая должна включать в возможно полном объеме все научные дисциплины, без знания которых невозможно заниматься изучением и воспитанием ребенка. Нужно широкое общее образование, чтобы воспитатель мог отвечать на различные детские вопросы, удовлетворять их запросы и интересы. Такую подготовку могут обеспечить лишь специальные государственные и общественные педагогические учебные заведения.

Книга Е. И. Тихеевой “Современный детский сад, его значение и оборудование”, в которой изложена ее теория дошкольного воспитания, заканчивается приложением справочного характера по организации и оборудованию детского сада. Книга Тихеевой получила большое распространение еще в дореволюционной России (выходила в двух изданиях), после Великой Октябрьской социалистической революции она была переработана автором и служила учебным пособием для практических работников и учащихся педагогических учебных заведений.

Е. И. Тихеева активно участвовала в методической работе дошкольного отдела Наркомпроса, в подготовке кадров дошкольных работников. Она была профессором Института дошкольного образования, а затем Педагогического института имени А. И. Герцена в Ленинграде, принимала участие в написании учебных пособий и руководств для воспитателей детских садов, в работе всех всероссийских съездов и конференций по дошкольному воспитанию. До 1928 г. Тихеева продолжала руководить детским садом бывшего Петербургского общества дошкольного воспитания, который после октября 1917 г. перешел в ведение Наркомпроса. В этом саду проводилась педагогическая практика студентов Института дошкольного образования, а затем Ленинградского педагогического института.

Большая заслуга Е. И. Тихеевой состоит в том, что она научно обосновала дидактические основы дошкольного воспитания. в частности проблему преемственности воспитательной работы детского сада и школы. Учитывая научные достижения своего времени и обобщив лучший опыт дошкольного воспитания, Е. И. Тихеева разработала: методику развития речи и мышления детей дошкольного возраста; методику проведения программных организованных занятий, подготавливающим детей к поступлению в школу; систему Оригинального дидактического материала и методику его использования в детском саду.


) - известный российский и советский педагог, крупнейший специалист по дошкольному воспитанию детей, руководитель опытного детского сада при . Сестра Л. И. Чулицкой . Одна из создателей дошкольной педагогики в России, автор ряда трудов по дошкольному воспитанию и организации работы детсадов.

Елизавета Ивановна Тихеева
Елизавета Ивановна Тихеева
Дата рождения 12 (24) апреля (1867-04-24 )
Место рождения Ковно Российская империя
Дата смерти 1 января (1943-01-01 ) (75 лет)
Место смерти Вырица Ленинградская область , СССР
Страна СССР
Научная сфера Педагогика
Место работы Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена
Известен как педагог, специалист по дошкольному воспитанию детей

Биография

Елизавета Ивановна Тихеева родилась 12 (24) апреля года в городе Ковно (ныне это город Каунас , Литва) на территории Российской империи .

Елизавета Ивановна Тихеева работала в 1880 - 1890-х годах учительницей начальной школы на Кавказе, затем работала в Санкт -Петербурге. В 1913 - 1917 годах она являлась Вице-президентом Общества содействия дошкольному воспитанию, была председателем школьной комиссии этого общества, которая занималась изучением вопросов дидактики и методики начального обучения.

В 1913 - 1928 годах она руководила созданным при Обществе содействия дошкольному воспитанию детским садом.

В 1920 - 1924 годах она являлась профессором Петроградского педагогического института дошкольного образования , где Е. И. Тихеева руководила опытным детским садом при институте. Итоги исследований Тихеевой и её сотрудниц были обобщены ею в книге «Детский сад по методу Е. И. Тихеевой при Ленинградском государственном педагогическом институте им. Герцена», Ленинград, (1928).

Научный вклад в педагогику

Елизавета Ивановна Тихеева рассматривала дошкольное воспитание с точки зрения подготовки детей к дальнейшему школьному обучению с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Она считала важной составляющей дошкольного воспитания выработку у детей первоначальных трудовых и поведенческих навыков, формирования у них культуры языка . Она также считала важным иметь такую программу воспитательной и образовательной работы в детском саду, которая предусматривала бы возможность гибкого планирования работы педагога, учитывающей направленность и интересы детей. Большое значение Тихеева придавала воспитанию разумной дисциплины с помощью обязательного посильного труда детей, чёткого распорядка и режима трудового обучения детей. На основе педагогической системы итальянского педагога М. Монтессори и её методики сенсорного воспитания Елизавета Ивановна Тихеева разработала свою оригинальную систему и дидактические материалы на её основе для развития органов чувств детей. Её методика основывалась на принципе парности, когда в играх и занятиях сопоставлялись разнообразные предметы, знакомые детям, игрушки, природные материалы. Ею также разрабатывалась методика