Фэмп в первой младшей группе. Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в первой младшей группе «К нам гости пришли. Индивидуальная работа по фэмп
Составитель: воспитатель А. Н. Томенко Муниципальное образование город Ноябрьск МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НАДЕЖДА» муниципального образования город Ноябрьск (МАДОУ «НАДЕЖДА» )
Программное содержание. Продолжать формировать у детей простейшие приемы установления тождества и различия цвета предметов разной формы. Закреплять знания детей о форме предметов (куб- шар) . Развивать умение выбирать предметы с ориентировкой на их форму и цвет.
Материал: куклы в красной и синей одежде, кубы и шары красного и синего цветов.
Ход занятия.
Ребята, слышите, кто-то стучится. Наверно к нам гости пришли. (Воспитатель заносит в группу куклы в красной и синей одежде)
Это кукла Катя одета она в красную одежду: шапочка у нее красная, платья – красное, носки-красные. У куклы Светы синяя шапочка, носки синие, платье – синие. Какого цвета у куклы Кати платье? (Ответы детей.)
Правильно, молодцы. А какого цвета у куклы Светы носочки? (Ответы детей.)
Куклы принесли с собой свои любимые игрушки: кубики и шарики. Они тоже разного цвета. Вот кубики и шарики красные. Какого цвета кубики? (Ответы детей.)
Верно. А эти шарики и кубики - синие. Какого цвета шарик? (Ответы детей.)
Да. А вот кукла Катя любит строить башенку из красных кубиков и играть с красными шариками. Кукла Света любит строить башенку из синих кубиков и играть с синими шариками. Посмотрите, ребята у нас в корзине лежат игрушки. Надо помочь куклам выбрать игрушки, которые они любят.
Настя и Рома, найдите кукле Кате красные кубики, такого же цвета, как шапочка. Правильно, молодцы. Катя и Женя, найдите кукле Свете синие кубики, как у нее носочки. Очень хорошо.
Ребята, давайте построим и подарим куклам башенки: кукле Кати – красную башню, кукле Свете – синюю башню.
Сначала мы построим красную башенку кукле Кати. (Дети берут красные кубики.) А сейчас берем синие кубики и строим башенку кукле Свете.
Пусть башенки останутся на столе, а мы с куклами и шариками пойдем на ковер. (Посадит кукол на ковер)
Посмотрите, шарики круглые, их можно катать, но из них нельзя построить башенку, как из кубиков. Покатим кукле Кати красные шарики. (Дети выбирают красные шарики и катят их по направлению кукле Кати) .
Покатим синие шарики кукле Свете.
Молодцы, ребята! Пусть куклы посидят на коврике и посмотрят, как малыши играют.
Проводится игра «Карусели»
Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два
Вот и кончилась игра.
Название:
Занятие по познавательному развитию (ФЭМП) «Один и много»
Номинация:
Детский сад, Конспекты занятий, НОД, математика, Первая младшая группа, дети от 2 до 3 лет
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБОУ СОШ № 196 Дошкольное отделение «Здоровячок»
Месторасположение: город Новосибирск
Занятие по познавательному развитию (ФЭМП) в первой младшей группе. Тема: «Один и много».
Основная часть
Воспитатель:
На занятие собирайтесь
И в кружок скорее вставайте.
Улыбнемся всем вокруг
Ведь с тобою рядом друг!
— Ребята, я у вас хорошее настроение?
Воспитатель: Тогда начинаем. Дети, к нам сегодня в гости пришел ежик. Давайте с ним поздороваемся.
Основная часть
Воспитатель: Ребята, у нашего гостя есть проблема, и он ее решить сам не может. Он просит нас ему помочь. Дело в том, что ежик пригласил к себе в гости друзей, а угощать он их собирается яблоками. Наш ежик так переживал, когда готовился к встрече гостей, что съел почти все яблоки. И у него осталось только одно яблоко. У ежика было много яблок, а осталось одно. Ребята сколько яблок было у ежика?
Воспитатель: А сколько осталось?
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, можно помочь ежику?
Воспитатель: А что еще помимо яблок любят ежики?
Воспитатель: Молодцы ребята, вы так много знаете про ежиков. А еще ежики любят грибы. Посмотрите, у меня есть один гриб. Как вы думаете, ежику хватит одного гриба угостить всех своих гостей?
Воспитатель: Конечно же не хватит, за то я знаю полянку на которой растет много грибов. Тогда мы отправляемся в путешествие.
Игра «Грибы на полянке»
На ковре разложены грибы (Подосиновики и мухоморы) Детям предлагается собрать подосиновики в корзины, а мухоморы оставить на полянке.
Воспитатель: Ребята, вы такие молодцы, вы так много грибов набрали. Как вы думаете, ежик сможет угостить теперь всех своих гостей. Посмотрите у меня на столе сколько грибов?
Воспитатель: А сколько грибов вы собрали?
Воспитатель: Правильно, ребята вы много собрали, а на столе у меня сколько грибов?
Воспитатель: Правильно ребята один гриб. Ребята, давайте мы для нашего ежика нарисуем много яблок.
Художественная деятельность ( рисование) «Яблоко»
Рефлексия
Выставка работ.
Воспитатель: (Обращается к конкретному ребенку) сколько яблок ты нарисовал?
Ребенок: …..
Воспитатель: Правильно, а сколько у нас яблок всего?
Ребенок: ….
Воспитатель: Правильно, много.
Воспитатель: Ребята, сколько яблок мы нарисовали?
Воспитатель: Правильно, много. А сколько яблок у ежика?
Воспитатель: Правильно, одно.
Воспитатель: Ребята ежик просил нас о помощи, о какой помощи?
Воспитатель: Как вы думаете, мы смогли помочь ежику?
Конспект НОД в 1 младшей группе по ФЭМП
Конспект НОД в 1 младшей группе по ФЭМП «Угостим зайку морковкой»
Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей 2-3 лет по формированию элементарных математических представлений «Угостим зайку морковкой». Данный материал будет полезен воспитателям младших групп. Конспект натравлен на ознакомление детей с понятиями «много», «один», «ни одного».
Интеграция образовательных областей. «Познание». «Коммуникация». «Социализация». «Физкультура». «Здоровье».
Цель.
Учить детей устанавливать отношения между понятиями «один», «много», «мало», «ни одного».
Задачи:
Образовательные: Учить детей выделять отдельные предметы из группы и составлять группу из отдельных предметов.
Речевые: Употреблять в речи слова «один», «ни одного», «много», «мало». Согласовывать числительное «один» с существительными в роде и числе. Развивающие: Развивать ориентировку в пространстве, внимание, память.
Воспитательные: Воспитывать умение сопереживать, желание оказывать посильную помощь.
Оборудование: игрушка Зайца, раздаточный материал «морковка», игрушка-белка, елки высокая и низкая.Игра «Зайчишка – трусишка».
«Зайчишка – трусишка по лесу бежал,
В огород забежал.
Капустку нашел, морковку нашел.
Сидит, грызет.
АЙ, кто-то идет.
Зайку кто-то испугал.
Зайка прыг и убежал.
Воспитатель говорит: «Идет Заинька, плачет. Как вы думаете, почему он плачет?
(Выслушать ответы детей. С помощью наводящих вопросов подвести детей к пониманию, что Зайчику испугали, и он не покушал)
Кушать хочет. Голодный. Не дали Заиньке поесть. Жалко Заиньку? Как же ему помочь?
(Выслушать ответы детей.)
Давайте заиньку накормим! Что любит заинька кушать?
(Морковку, капусту.)
Есть у нас огород.
Там у нас морковь растет.
Вот такой ширины,
Вот такой вышины.
(Подвести детей к столу, на котором разложен раздаточный материал – морковка.)
Предложить детям взять по одной морковке. Спросить у каждого: «Поскольку морковок ты взял?»
Сколько морковок у зайчика?
(Ни одной.)
Угостите Зайчика морковкой. Положите морковки в тарелку, которая стоит перед Зайчиком.
(Спросить каждого, сколько морковок он положил.)
Сколько стало морковок у Зайчика?
(Много.)
Сколько осталось у вас?
(Ни одной.)
Как получилось, что у Зайчика стало много морковок?
(Каждый положил по одной морковке. Получилось много.)
Покушал Зайчик. Сытый, довольный. Зовет нас гулять. Пойдемте гулять с Зайчиком в лес.
Игра «Маленькие ножки»
Маленькие ножки шагают по дорожке.
Топ-топ-топ-топ.
Большие ноги шагают по дороге.
ТОП-ТОП-ТОП-ТОП.
Пришли в лес. Что в лесу растет?
(Елки.)
Елки одинаковые по высоте?
(Нет. Высокая и низкая.)
Белка – озорница прискакала. Куда она села?
(Под низкую елку.)
А сейчас где она сидит?
(На высокой елке.)
Погуляли в лесу, пора возвращаться в группу.
Игра «По ровненькой дорожке».
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке.
Шагают наши ножки.
По камешкам, по камешкам.
В ямку бух!. Вылезли.
Вот наш дом, здесь мы живем.
Вернулись в группу. Зайка, тебе понравилось играть с детьми? А вам, дети, понравилось играть с Зайкой? Что мы делали во время игры? Конспект исследовательско - познавательного занятия во 2 младшей группе «Поможем медвежонку пришить
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На первом году жизни у ребенка важно сформировать первоначальные представления о количественных и качественных различиях предметов ближайшего окружения. В этот период перед воспитателем стоит задача - учить детей разнообразно действовать с предметами: собирать однородные предметы вместе, отсоединять часть предметов (игрушек) от основной группы, с помощью взрослого отбирать игрушки одинакового цвета, величины, формы (такие же), передвигать их в разных направлениях: вперед, назад, вправо, влево от себя (туда-сюда), нанизывать, накладывать один предмет на другой и т. п.
В первой младшей группе с детьми не проводятся специальные занятия по развитию математических представлений. Любая деятельность детей третьего года жизни создает благоприятные условия для развития таких представлений. Наряду с этим отдельные понятия, такие как «много - один», «один - много», «много - мало», «мало - много», могут быть рассмотрены в ходе регламентированных игр-занятий в качестве их составной части (занятия по ознакомлению с окружающим миром, конструированию, лепке и др.). Подобные занятия с математическим содержанием проводят с небольшими подгруппами детей (6-8 человек). Причем в этих случаях они органически вводятся в контекст основных занятий.
Важное требование к таким занятиям - строгая дозировка программного материала, доступность и привлекательность содержания детям, их деятельностно-игровой характер.
В организации работы по ознакомлению детей с количеством, величиной, цветом, формой предметов выделяется несколько этапов, в ходе которых последовательно решается ряд общих дидактических задач. Необходимо:
Приучать малышей наблюдать за действиями взрослых с предметами, слушать, как эти действия характеризуются;
Привлекать детей к активному участию в совместных с воспитателем действиях по составлению групп однородных предметов, сопровождать действия соответствующими словами, поощрять их речевую активность;
Побуждать детей называть свойства предметов, повторять сказанное за воспитателем
(о количестве, величине, форме, цвете предметов).
Таким образом, для формирования элементарных представлений о количестве важно создать условия для развития восприятия и речи.
В процессе игр-занятий воспитатель учит детей рассматривать различные группы предметов, замечать их существенные признаки (цвет, форму, величину); группировать однородные предметы по указанным признакам, называть их количество, оперируя понятиями «много -один», «один - много», «много - мало», «мало - много».
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Впервые в программу включен образовательный материал по развитию элементарных математических представлений у детей третьего года жизни (первая младшая группа). Для детей этого возраста программа (соответственно и методические рекомендации) включает только четыре раздела: «Количество», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве».
ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ
Количество
Привлекать детей к формированию групп однородных предметов. Учить различать количество предметов: много - один (один - много), много - мало (мало - много).
Величина
Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначении большой (дом) - маленький (домик), большая (матрешка) - маленькая (матрешечка), i (мяч) - маленький (мяч) и т. д.
Учить различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар).
Ориентировка в пространстве
Продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего npoci (помещений группы и участка детского сада). Учить находить спальню, игровую, туг и другие комнаты.
Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги,
Учить двигаться за воспитателем в определенном направлении.
К концу года ребенок первой младшей группы может:
Активно участвовать в образовании групп из однородных предметов;
Различать много предметов и один предмет;
Различать большие и маленькие предметы, называть их размер;
Узнавать шар и куб;
Знать расположение и назначение основных помещений группы, «где мы играем,; емся, спим, раздеваемся и одеваемся на прогулку»;
Показывать на себе, где находится голова (и то, что находится на голове), ноги, лицо, руки
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Время проведения | Тема и цель занятия 4-й недели | ||||
ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ | |||||
Октябрь | Тема | Ориентировка в здании детского сада | |||
Цель | Знакомить с названием, расположением и предназначением отдельных помещений; групповой комнатой; размещением игрушек и предметов обихода. Учить указывать и называть места их расположения, места хранения личных вещей; употреблять речевые конструкции «Мы играем здесь - в игровой комнате, она большая, в ней много игрушек» | ||||
Ноябрь | Тема | Ориентировка на групповом участке | |||
Игровая деятельность: «Догони мяч», «Добежим до флажка», «Достанем игрушку», «Поезд», «Прятки», «Птички летают» | |||||
Цель | Учить узнавать свой групповой участок, знакомить с расположением игрового оборудования. Знакомить с речевыми конструкциями: «Это наш участок, здесь мы гуляем, играем», «Здесь песочница, где можно поиграть с песком», «Тут качели, на которых мы качаемся», «Вот беседка: в ней можно посидеть на скамейке, отдохнуть, спрятаться от дождя, а вот там - клумба с цветами. Цветы красивые. Мы любуемся ими, бережем их. Там мы не бегаем, цветы не топчем». Побуждать к тому, чтобы дети повторяли за воспитателем и использовали в речи некоторые слова | ||||
Декабрь | Тема | Развитие ориентировки в частях собственного тела | |||
Игровая деятельность: «Водичка-водичка», «Ладушки», «Где же, где же наши ручки?», «Мы руки поднимаем...», «Маленькие ножки бежали по дорожке», «Зайка беленький сидит» и т. д. | |||||
Цель | Развивать дифференцированное восприятие отдельных частей тела; их пространственное расположение. Учить: - показывать на себе, где голова, лицо, ноги, руки, спина, живот; на лице - глаза, уши, рот, губы, нос. - объяснять, что мы делаем глазами, ушами и т. д. («Мы умываемся, моем лицо и руки, причесываемся здесь - в умывальной комнате; здесь - в спальне - спим; здесь - в раздевальной комнате - раздеваемся, когда приходим с прогулки и одеваемся на прогулку») | ||||
Цель | Занятие 1 | Занятие 2 | Занятие 3 | Занятие 4 | |
Закреплять знанияиуме-ния, полученные при знакомстве с темой «Ориентировка в пространстве» | Закреплять знания и умения полученные при знакомстве с темой «Ориентировка в пространстве» 1 | Учить: - рассматривать однородную группу игрушек; - называть их; -отвечать на вопрос: «Как много мишек, зайчиков?» и т. д. | Учить: - создавать однородную груп пу предметов, путем добавле ния предметов к предмету; - называть количество (много); - акцентировать внимание на количестве; - отвечать на вопрос: «Сколько у нас кубиков?» |
Продолжение табл.
Февраль | Цель | Занятие 1 | Занятие 2 | Занятие 3 | Занятие 4 |
Закреплять понятие «много». Учить совершать игровые действия с группой из однородных игрушек (одинакового вида, цвета, величины, формы, материала) | Закреплять умение отвечать на вопрос сколько?, совершая игровые действия с группой из однородных предметов | Учить: - создавать группы предме тов, объединенных характер ным признаком (по цвету); - отвечать на вопросы. Сколько у нас флажков? (Много.) - Какие они? (Красные.) Знакомить с красным и си ним цветами. Различать флажки красного и синего цветов | Познакомить с желтым и зеленым цветом; учить сравнивать количество зеленых и желтых флажков. Учить строить речевые конструкции типа: «В вазе много желтых флажков, а в коробке -много зеленых флажков»; «Желтых флажков много и зеленых тоже много» | ||
Цель | Занятие 1 | Занятие 2 | Занятие 3 | Занятие 4 | |
Упражнять в умении отвечать на вопрос сколько?, рассматривая группы того или иного вида, отличающиеся по цвету | Познакомить с понятиями «большой», «маленький». Учить строить конструкции: «На пальто много больших пуговиц», «На платье много маленьких пуговиц» | Развивать умение отвечать на вопросы: - Сколько кукол пьет чай? - Сколько зайцев пляшет? - Сколько матрешек гуляет? (Много.) | Знакомить с понятиями «много», «один». Учить сравнивать группы предметов с одним предметом | ||
Апрель | Цель | Занятие 1 | Занятие 2 | Занятие 3 | Занятие 4 |
Закреплять понятия «много - один», «один - много» в игровой деятельности {игра «Один и много»). Учить: - отвечать на вопросы: - Сколько у тебя цветов? (Один.) - Сколько их осталось в вазе? (Много.); - понимать речевую конст рукцию: «У каждого из вас - один цветок, а в вазе - много | Учить: - различать понятия «один» и «много»; - создавать группу одних предметов из множества раз личных. Упражнять в умении выделять один предмет из группы и объединять отдельные предметы в группу | Ввести понятия «много-мало», «мало - много». Учить создавать большие и меньшие группы предметов и обозначать их количество словами | Закреплять умения: -сравнивать неравные группы предметов; - строить речевую конструк цию типа: «На столе много зайчиков, а в коробке - мало». Учить: - различать группы предметов и называть их; - создавать неравные группы предметов: «много кубиков - мало кубиков» |
Окончание табл.
Игровая деятельность: «Расскажи про наши игрушки», «Сколько спряталось игрушек?», «Сколько мы нашли игрушек?», «Что в мешочке?», «Кому сколько нужно?», «Спрячем шарики в ладошки» | ||||
Май | Величина и форма | |||
Цель | Занятие 1 | Занятие 2 | Занятие 3 | Занятие 4 |
Игровая деятельность: «Шароброс», «Кто найдет такое же?», «Что ты достал?», «Что в мешочке?» | ||||
Упражнять в умениях: - отвечать на вопрос сколько?; - определять количество предметов (один - много - мало); - называть предметы (много уточек (рыбок, собак) - одна уточка (рыбка, собака) - мно го кукол (машин, зайчиков) - мало кукол (машин, зайчиков) | Знакомить с понятиями «большой», «маленький». Учить создавать речевые конструкции: «большой ботинок взрослого», «маленький ботинок ребенка», «большая кукла», «маленькая кукла» | Учить различать большие и маленькие кубики; большие и маленькие кирпичики. Побуждать различать их и правильно называть | Учить: - отвечать на вопросы: «Что создано из наших деталей?», «Какого они цвета?», «Какого они размера?»; - создавать речевые конструк ции: «Большой стол построим для большого Мишки из боль ших кирпичиков», «Маленький стул построим маленькому Мишутке из маленьких кирпи чиков» |
* *
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КОНСТРУИРОВАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изобразительная деятельность, включающая рисование и лепку, имеет большое значена для всестороннего развития дошкольников.
Наиболее доступными видами изобразительной деятельности для детей этого возраста я ляются рисование и лепка.
В первой младшей группе еженедельно проводится одно занятие по рисованию, одно по лепка
Знать, что карандашами, фломастерами, красками и кистью можно рисовать;
Различать красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный цвета;
Радоваться своим рисункам, называть то, что на них изображено;
Знать, что из глины можно лепить, что она мягкая;
Работать с глиной: раскатывать комок глины прямыми и круговыми движениями кисто рук; отламывать от большого комка маленькие комочки, сплющивать их ладонями; соедини концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу; лепить несложные предмет аккуратно пользоваться глиной.
Конструирование как вид детского творчества способствует активному формированию тем ческого мышления: благодаря ему ребенок познает основы графической грамоты, учится польз) ваться чертежами, выкройками, эскизами. Ребенок сам производит разметку, измерение, стрм схемы на основе самостоятельного анализа, что способствует развитию его пространственного, mi тематического мышления. Конструирование знакомит ребенка со свойствами различных матери лов: строительных элементов, бумаги, картона, ткани, природного, бросового материала и пр. \
Основное внимание при организации конструирования и ручного труда уделяется развита у ребят наблюдательности, любознательности, сообразительности, находчивости, усидчивой умелости. Важно при этом формировать у детей потребность в творческой деятельности, труд любие, самостоятельность, активность, терпение, аккуратность, стремление доставить радой окружающим людям; наполнять ярким содержанием умственные и творческие интересы ребенга
Основными задачами программы по данному разделу являются: формирование у дошкш ников познавательной и исследовательской деятельности; стремление к умственной деятели! сти; приобщение к миру технического и художественного изобретательства.
Ожидаемые результаты к концу года:
У детей формируется сенсорный опыт в поиске конструктивных действий, эксперимент рования со строительными элементами, деталями конструкторов, обыгрывающим материм (игрушки). Обследуя предметы, дети называют их признаки (контрастные), конструктивна свойства (большой, маленький кубик; красный кирпичик; легкий кубик (пластмассовый); дли! ная, короткая дощечка; кубик стоит, шарик катится; собака мягкая и пр.).
Дети различают все детали предлагаемых наборов строителя и конструктора и называй некоторые из них.
Развиваются элементарные конструктивные умения (соотносят детали, их взаиморастш жение; устанавливают детали по горизонтали разнообразными способами, комбинируют их щ мещение, чередуя элементы, строят простые перекрытия).
Формируются пространственные понятия (вверху, внизу и др.).
Дети начинают проявлять интерес к плоскостному конструированию (накладывают вырк занные геометрические фигуры на изображения; выкладывают изображения по образцу восга тателя, по словесной конструкции).
Развивается познавательная деятельность, расширяются элементарные представления дета об окружающих реальных предметах и конструируемых объектах, соответствующих их восприя i ию
Дети пытаются конструировать самостоятельно.
Обогащается словарный запас; развиваются восприятие, внимание, память, мышл ни конструктивные умения детей.
В процессе конструирования и по окончании формируется сюжетно-отобразительная тл
Развивается речевое и игровое общение детей. I
Дети приобщаются к порядку (аккуратно разбирают постройки, складывают, убирают ^ рушки).
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет | Тема и цель занятия 1-й недели | Тема и цель занятия 2-й недели | Тема и цель занятия 3-й недели | Тема и цель занятий 4-й недели | |
СЕНТЯБРЬ | |||||
Рисование | Тема | Наши помощники - карандаш и кисточка | По ровненькой дорожке | ||
Цель | Познакомить с изобразительными материалами, правилами работы с кисточкой, карандашом; со свойствами краски | Учить: - рисовать пальцем, ритмично наносить отпечаток на бумаге; - выполнять движения в соответствии с ритмом музыки | |||
Лепка | Тема | Что такое пластилин? | Заборчик для петушка | ||
Цель | Познакомить с пластилином, его свойствами и правилами работы с материалом | Учить: - складывать пластилин «колбаской», закрепляя свойства мате риала; - выполнять подражательные движения в соответствии с музы кальным ритмом | |||
Конструирование | Тема | Башня | Башня | ||
Цель | Закреплять умения накладывать детали, наращивая постройку в высоту (4-5 деталей); подбирать флажок, соответствующий цвету постройки. Развивать речевую активность | Учить строить две башенки разного цвета и высоты, украшать их призмами такого же цвета, как и башенки | |||
ОКТЯБРЬ | |||||
Рисование | Тема | «Дождик, дождик, пуще...» | «Листья желтые...» | ||
Цель | Учить наносить пальцем ритмичные мазки под словесное сопровождение. Познакомить с синим цветом | Учить: - рисовать листья, примакивая кисточку к листку; - правильно держать кисть, пользоваться краской, тряпочкой, промывать кисть | |||
Лепка | Тема | «Дождик, дождик, кап-кап-кап...» , | «Вышла курочка гулять...» | ||
Цель | Учить: - отщипывать кусочки пластилина от целого; - располагать их на листе бумаги. Знакомить с синим цветом | Учить отщипывать кусочки пластилина от целого. Закреплять умение реагировать на сигнал в подвижной игре. Знакомить с синим цветом | |||
Продолжение табл.
2 3 | 4 5 | ||
Конструирование | Тема | Башенка | Дорожка |
Цель | Закреплять умение строить башню. Учить строить из кубиков различной величины (большой, маленький) | Учить правильно пользоваться строительным материалом, прикладывая кирпичик к кирпичику, кладя их на широкую поверхность | |
НОЯБРЬ | |||
Рисование | Тема | Снег идет | «Сшили Тане сарафан» |
Цель | Познакомить с материалом - ватой. Учить рисовать снежинки кисточкой способом намачивания. Формировать умение ритмично выполнять движения под музыку | Учить располагать фонарики определенного цвета, используя дидактическую игру «Укрась елочку». Закреплять умение рисовать пальцами, используя разные цвета | |
Лепка | Тема | «Сорока-сорока» | Бусы |
Цель | Закреплять умения отщипывать кусочки от целого куска пластилина. Формировать умение выполнять смену действий по музыкальному сигналу | Обучать умению формировать из отщипываемых кусочков пластилина комочки, скатывая пластилин в шарик. Закреплять знание основных цветов, выкладывания | |
Конструирование | Тема | Дорожки | Ворота для гаража |
Цель | Закреплять понятия «широкие», «узкие», «длинные», «короткие». Побуждать создавать разнообразные дорожки | Обучать: - умению строить по образцу; - оценивать свою работу и товарища; - играть с постройками | |
ДЕКАБРЬ | |||
Рисование | Тема | «В лесу родилась елочка» | «Маленькая елочка в гости к нам пришла» |
Цель | Обучать умению располагать фонарики определенного цвета, используя дидактическую игру «Укрась елочку». Закреплять умение рисовать пальцами, используя разные цвета | Обучать умению располагать фонарики определенного цвета, используя дидактическую игру «Укрась елочку». Закреплять умение рисовать пальцами, используя разные цвета |
Продолжение табл.
Лепка | Тема | «Сидит белка на тележке...» | Чудесные карандашики | ||
Цель | Закреплять умение формировать из пластилина округлые комочки. Формировать умение выполнять ритмические движения | Продолжить знакомить с материалом. Упражнять в лепке приемом раскатывания глины прямыми движениями. Развивать желание лепить | |||
Конструирование | Тема | Горка | Детский городок | ||
Цель | Учить: - последовательно выполнять постройку, контролируя свои действия; - ровно прикладывать детали; - находить сходство с предметами | ||||
ЯНВАРЬ | |||||
Рисование | Тема | Идет снег | Разноцветные колеса | Снежные комочки | |
Цель | Продолжать: - учить правильно держать кисточку; - обмакивать всем ворсом в краску; - изображать снежинки, прикладывая всем ворсом к бумаге; - учить узнавать и правильно называть белый цвет | Продолжать учить рисовать кистью предметы круглой формы. Упражнять в умении промывать кисть. Развивать восприятие цвета. Закреплять знание цветов | Закреплять умение рисовать предмет круглой формы. Учить правильным приемам закрашивания краской, не выходя за контур. Повторять изображение, заполняя свободное пространство листа | ||
Лепка | Тема | Орешки | Лепка по замыслу | «В гости к нам пришли разноцветные карандаши» | Колечки |
Цель | Закреплять знание о форме разных предметов. Упражнять в лепке предметов круглой формы приемом раскатывания глины кругообразными движениями | Учить самостоятельно намечать тему лепки, доводить задуманное до конца. Воспитывать умение радоваться своим работам. Учить правильно пользоваться глиной, лепить на доске, не разбрасывать материал | Продолжать знакомить с материалом, упражнять в приеме раскатывания глины прямыми движениями. Развивать желание лепить | Учить: - лепить из пластилина свер тывая полоску в кольцо; - соединять концы, плотно прижимая их друг к другу. Развивать образное вос приятие |
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 I 5 | ||||
Конструирование | Тема | Заборчик | Заборчик с воротами | ||
Цель | Учить: - ставить кирпичик вертикально на узкую поверхность плотно друг к другу; - строить по готовому образцу | Закреплять умение строить заборчик. Учить строить по своему замыслу. Закреплять понятие «высокий- низкий» | |||
ФЕВРАЛЬ | |||||
Рисование | Тема | Цветные мячики | Идет дождь | Огоньки в окнах дома | |
Цель | Учить рисовать предмет круглой формы; называть то, что нарисовали | Учить: - рисовать короткие штрихи и линии; - правильно держать карандаш; - видеть образ явления. Развивать желание рисовать | Учить: - наносить яркие мазки, пятнышки в окошки домов; - аккуратно пользоваться красками. Закреплять умение пользоваться красками, кистью | ||
Лепка | Тема | Палочки | Шарики | Колобок | Лепка по замыслу |
Цель | Учить отщипывать небольшие комочки глины, раскатывать их между ладонями прямыми движениями | Учить раскатывать между ладонями пластилин, делать шарики круговыми движениями | Закреплять: - умение раскатывать глину между ладонями круговыми движениями; - отщипывать небольшие ко мочки; - аккуратно класть готовые изделия на дощечку | Учить самостоятельно работать с пластилином, доводить начатое до конца. Воспитывать умение радоваться готовому изделию | |
Конструирование | Тема | Постройка дома | Постройка домика с окошками | ||
Цель | Упражнять в умении делать перекрытие с использованием нового элемента - треугольной призмы; Научить строить домик и играть с ним, используя сюжетные фигурки | Закреплять умение строить по образцу. Учить строить по своему замыслу. Обогащать словарный запас. Учить разбирать постройки и убирать детали на место | |||
МАРТ | |||||
Рисование | Тема | Разноцветные колечки | Разноцветные ворота | Салют | Колечки |
Цель | Продолжать учить: - рисовать слитные линии кру говыми движениями; - правильно держать карандаш; - рассматривать работу | Учить проводить Дугообразные линии, узнавать очертания, называть их. Закреплять умение правильно держать карандаш | Продолжать учить: - правильно держать кисточку; - обмакивать всем ворсом в краску; | Продолжать учить: - правильно держать карандаш; - передавать в рисунке опреде ленную форму; |
Продолжение табл.
- снимать лишнюю каплю о край баночки; - учить узнавать и правильно называть желтый и красный цвета | - отрабатывать кругообразные движения руки. Учить использовать карандаши разных цветов. Закреплять знания о цвете | ||||
Лепка | Тема | Картофель | Палочки | Разные цветные мячи | Колечки для пирамидки |
Цель | Закреплять умения раскатывать глину между ладонями круговыми движениями; класть глину и изделия на дощечку | Упражнять в лепке палочек приемом раскатывания. Вызывать желание лепить | Закреплять: - прием раскатывания глины между ладонями; - работать аккуратно; - класть готовые изделия на доску | Продолжать: - учить лепить палочки; - считать палочки и соединять их концы, образуя кольцо; - вызывать желание лепить | |
Конструирование | Тема | Скамеечка для куколки | Скамеечка | ||
Цель | Закреплять понятия «высокие» и «низкие». Учить рассматривать работы и оценивать их | Закреплять умение строить скамеечку из кубиков. Учить: - строить, ставя кубики на узкую поверхность; - играть с постройками | |||
АПРЕЛЬ | |||||
Рисование | Тема | Светит солнышко | Идет дождь | Украсим узором платье для куклы Кати | Колобок катится по дорожке |
Цель | Учить: - передавать в рисунке образ солнышка; - сочетать округлую форму с прямыми линиями. Развивать интерес к рисо ванию | Учить изображать дождь, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге. Закреплять умение правильно держать кисть | Учить правильно держать кисть, ритмично наносить мазки на силуэт платья. Развивать восприятие цвета. Закреплять знание цвета | Упражнять в рисовании круглых форм. Воспитывать желание рисовать | |
Лепка | Тема | Бублик для куклы Наташи (пластилин) | Горох для петушка(глина) | Колобок катится по дорожке (пластилин) | Лесенка(глина) |
Цель | Продолжать учить: - лепить палочки; - считать палочки и соединять их концы | Продолжать отрабатывать навык лепки из глины. Учить играть с изделиями | Учить играть с готовыми изделиями | Учить: - работать аккуратно; - класть готовые изделия из глины на доску. Вызывать желание лепить |
Окончание табл.
Конструирование | Тема | Мебель для куклы (стол, стулья) | Лесенка | ||
Цель | Развивать умение анализировать, из каких деталей состоит предмет | Упражнять в конструировании лесенок, состоящих из шести кубиков. Учить выделять детали постройки; обыгрывать постройку. Усложнять постройку за счет большого количества деталей | |||
МАЙ | |||||
Рисование | Тема | Стебелечки к цветам | Травка зеленая(карандаш) | Стебелечки к цветам | Рисование но замыслу |
Цель | Продолжать учить: - правильно держать кисть; - рисовать прямые линии | Учить: - передавать в рисунке образ травки; - продолжать учить рисовать короткие прямые отрывистые линии. Закрепить знание зеленого цвета | Закреплять ранее приобретенные навыки. Развивать эстетическое восприятие | Учить: - самостоятельно выбирать инструмент для рисования: краски, карандаши; - выбирать тему для рисования; - радоваться готовому изделию | |
се С | Тема | Мисочка для зайчика | Самолет | Мандарины | Лепка по замыслу |
Цель | Закреплять умения: - раскатывать пластилин меж ду ладонями круговыми дви жениями; - сплющивать в ладонях комок; - пальцами делать углубления | Продолжать учить: - раскатывать комочки глины прямыми движениями; - соединять части, перекре щивая их между собою | Продолжать учить: - лепить предметы круглой формы; - радоваться готовому изделию | Учить: - самостоятельно выбирать материал (глину, пластилин); - выбирать тему для лепки. Развивать эстетическое восприятие | |
Конструирование | Тема | Горка с лесенкой | Самостоятельное конструирование | ||
Закреплять умение последовательно выполнять постройку, контролируя свои действия. Учить усложнять постройку, ровно прикладывать детали | Учить самостоятельно выбирать тему для конструирования детали. Закреплять умение играть с постройками |
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В этом возрасте у ребенка возникают первые эстетические чувства, которые проявляются при восприятии музыки, подпевании, участии в игре или пляске и выражаются в эмоциональном отношении ребенка к тому, что он делает. Поэтому приоритетными задачами являются: развитие умения вслушиваться в музыку, запоминать и эмоционально реагировать на нее, связывать движения с музыкой в музыкально-ритмических упражнениях.
Музыкальное развитие детей осуществляется и на занятиях, и в повседневной жизни.
Музыкальные занятия состоят из трех частей:
Вводная часть.
Музыкально-ритмические упражнения
Цель: настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных и танцевальных движений, которые будут использованы в плясках, танцах, хороводах.
Основная часть.
Слушание музыки
Цель: приучить ребенка вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно-музыкальный образ, и эмоционально на них реагировать.
Подпевание и пение
Цель: развивать вокальные задатки ребенка, учить чисто интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а также начинать и заканчивать пение вместе с воспитателем.
В основную часть занятий включаются и музыкально-дидактические игры, направленные на знакомство с детскими музыкальными инструментами, развитие памяти и воображения, музыкально-сенсорных способностей.
3. Заключительная часть.
Игра или пляска
Цель: доставить эмоциональное наслаждение ребенку, вызвать чувство радости от совершаемых действий, интерес к музыкальным занятиям и желание приходить на них.
На занятиях, которые проводятся два раза в неделю по 15 минут, используются коллективные и индивидуальные методы обучения, осуществляется индивидуально-дифференцированный подход с учетом возможностей и особенностей каждого ребенка.
К концу года дети первой младшей группы могут:
Узнавать знакомые мелодии и различать высоту звуков (высокий - низкий);
Вместе с воспитателем подпевать в песне музыкальные фразы;
Двигаться в соответствии с характером музыки, начинать движение с первыми звуками музыки;
Выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук;
Различать и называть музыкальные инструменты: погремушки, бубен.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
Форма организации музыкальной деятельности | Программные задачи | Репертуар |
СЕНТЯБРЬ | ||
Музыкальные занятия Слушание музыки | Учить: - слушать веселую и грустную музыку, плясовую, ко лыбельную песню; - различать тихое и громкое звучание, высокие и низ кие звуки | «Ах вы, сени» (русская народная песня в обр. В. Агафонникова), «Колыбельная» (муз. С. Разоренова), «Дождик» (русская народная песня в обр. Т. Попатенко), «Осенняя песенка» (муз. Ан. Александрова, ел. Н. Френкель) |
Пение Усвоение песенных навыков | Способствовать приобщению к пению, подпева-нию повторяющихся фраз. Учить узнавать знакомые песни, понимать их содержание | «Дождик» (русская народная мелодия в обр. В. Фере), «Спи, мой мишка» (муз. Е. Тиличеевой, ел. Ю. Островского), «Веселая песенка» (муз. А. Филиппенко) |
Музыкально-ритмические движения: Упражнения Пляски Игры | Учить: - бодро ходить стайкой, легко бегать, мягко приседать, - активно топать ножками в такт музыки разного ха рактера; - выполнять движения танца по показу взрослых, на чинать и заканчивать движения с музыкой; - различать двухчастную музыку. Развивать двигательную активность. | «Марш» (муз. Е. Тиличеевой), «Пружинка» (русская народная мелодия), «Легкий бег в парах» (муз. Т. Ломовой), «Ходим -бегаем» (муз. Е. Тиличеевой, ел. Н. Френкель), «Потопаем» (муз. М. Раухвергера), «Осенние листочки» (муз. А. Филиппенко, ел. Т. Волгиной), «Маленькая полечка» (муз. Е. Тиличеевой, ел. А. Шибицкой), «Солнышко и дождик» (муз. М. Раухвергера, Б. Антюфеева, ел. А. Барто) |
Праздники и развлечения | Побуждать к активному участию в развлечениях | «Курочка Ряба» (музыкальная сказка) |
ОКТЯБРЬ | ||
Музыкальные занятия Слушание музыки Восприятие музыкальных произведений | Учить: , - слушать и различать разные мелодии (колыбельную, марш, плясовую); - различать тихое и громкое звучание; - узнавать в музыке звуки дождя; - ритмично стучать пальчиком | «Баю-баю» (муз. М. Красева, ел. М. Парной), «Марш», «Дождик» (муз. М. Раухвергера), «Веселая песенка» (муз. А. Филиппенко) |
Продолжение табл.
Математические упражнения и игры положительно влияют на восприятие окружающего мира, стимулируют развитие мышления и речи, расширяют кругозор ребёнка. Важнее не предоставлять малышу готовую информацию, а поощрять его интеллектуальные способности, прививая вкус к самостоятельному поиску и открытиям, к дальнейшему использованию знаний в жизни.
Зачем малышам математика
От того, как педагог будет использовать методические приёмы в работе с детьми раннего возраста, зависит познавательный интерес его воспитанников к математике и в дальнейшем.
Математические дарования, подобно музыкальным, нередко врождённые, проявляются рано и органически определяют склад ума данного человека.
С. Вавилов
Педагогическая работа по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) в детском саду ставит перед собой такие цели:
- полноценное творческое и интеллектуальное развитие ребёнка;
- базовая подготовка к этапу школьного обучения;
- коррекционная работа;
- воспитание мыслительной культуры в целом.
ФЭМП решает задачу творческого и интеллектуального развития ребёнка
Как заниматься математикой с детьми раннего возраста
До двух лет ребёнок наблюдает и учится воспринимать предметы, действия, впитывает разнообразие красок и звуков внешнего мира. К третьему году проявляется интерес к перекладыванию предметов и игрушек: малыши с увлечением переносят их, собирают, затем вновь высыпают. Постепенно развивается способность различать одиночный предмет и группу. Именно в это время в словарном запасе малыша появляется слово «много»; позже он осваивает понятие «мало». В пределах пяти предметов дети третьего года жизни без особых затруднений понимают и довольно уверенно соотносят и применяют слова «одна кукла», «много», «мало». Ребёнок уже самостоятельно справляется с просьбой сгруппировать предметы, может определить, в какой группе предметов больше, чем в другой. Наиболее понятными для различения количества предметов являются такие соотношения:
- один и три,
- два и четыре,
- пять и два,
- пять и три предмета.
Малыши младшей группы в первую очередь замечают размеры предметов, а не их количество, поэтому целесообразно для занятий использовать вещи одинаковой величины. Желательно также, чтобы малыш не только смотрел на предметы, но и активно взаимодействовал с ними - мог самостоятельно переставлять, собирать, ощупывать, отбирать по одному из признаков (например, форме или цвету). Это развивает сенсорные способности.
Целесообразно во время занятий использовать предметы одинакового размера
Трёхлетние малыши овладевают количественными и порядковыми числительными (один - первый, четыре - четвёртый) почти одновременно. Однако не стоит торопиться с выводом, что ребёнок уже освоил навыки счёта. Проговаривание слов-числительных в этом возрасте, как правило, не наполнено математическим содержанием - они скорее озвучивают ритм движения, а не обобщают количество.
Лучший способ закрепления знаний для трёхлетних детей - это практическая деятельность, когда, к примеру, они выполняют просьбу принести определённое количество игрушек, карандашей и т. д.
Возможные трудности:
- Ребёнок может произносить слова-числительные позже или раньше фактического действия (счёта).
- Реальное понимание ребёнком количественных отношений и освоение новых слов могут не совпадать. Часто можно наблюдать ситуацию, когда ребёнок отбирает или показывает верное количество мячиков, но затрудняется ответить на вопрос, сколько мячиков он отобрал.
- Во время обучения стоит придерживаться определённой линии поведения:
- приучать детей наблюдать за движениями взрослых, замечать, какими словами обозначаются действия с предметами;
- поощрять желание действовать самостоятельно и сопровождать свои действия рассуждениями;
- обращать внимание детей на слова, характеризующие свойства и качества предметов.
- К знакомству с новой информацией целесообразнее переходить после того, как дети восстановят в памяти самые важные моменты предыдущего занятия. Повторению ранее изученного материала достаточно уделить не более двух-трёх минут. Провести его лучше форме игрового задания, например, «Помогите мишке собрать шишки», «Найдите вместе с белочкой орешки» и т. д. или с использованием математических стихотворений, загадок, песенок. Занимательная математика задействует детскую любознательность и смекалку, способствует раскрытию интеллектуального потенциала.
- Вопросы желательно формулировать чётко, понятно, выразительно; если ребёнок ведёт себя пассивно, не проявляя интереса к игре, не отвечая на вопросы - не настаивать, а начать работать с активными детьми. Немного позже стоит вновь возвратиться к первому малышу, пытаясь вовлечь его в активное общение, заинтересовать и помочь ему почувствовать уверенность в своих действиях.
- Не стоит забывать, что трёхлетним малышам тяжело удерживать внимание дольше нескольких минут, они быстро устают, поэтому желательно чередовать интеллектуальные задания с разгрузочными физкультминутками, в процессе работы подключая динамичные игры математического содержания.
Желательно чередовать интеллектуальные задания с разгрузочными физкультминутками
Воспитанников первой младшей группы обучают:
- рассматривать, сопоставлять и группировать предметы по таким признакам, как цвет, форма и размер;
- сравнивать и обозначать группы однородных предметов словами «один», «много», «мало»;
- различать и понимать элементарные количественные соотношения больше - меньше;
- видеть и называть кубическую и шаровидную форму предмета;
- ориентироваться в пределах помещения группы (игровая комната, спальня, туалетная и т. д.) и игровой площадки детского сада;
- уметь двигаться за педагогом в определённом направлении;
- знать и называть части тела (голова, руки, ноги).
Педагогические приёмы работы
В работе с детьми младшей группы можно использовать следующие типы методических приёмов:
- Наглядные приёмы (демонстрация предметов, показ, наблюдение, рассматривание). В работе с младшими дошкольниками используются комплекты дидактического материала, куда входят игрушки, бытовые предметы (посуда, пуговицы), природный материал (камешки, шишки, ракушки и т. д.). Многократный показ с демонстрацией наглядного материала и проговариванием каждого шага обычно используется как образец нового способа действия. Слова обязательно должны сопровождаться действиями с реальными предметами или игрушками, использовать сюжетные и графические картинки в полной мере пока рановато, поскольку для малыша двух-трёх лет - это непонятные символы, которые лишь усложняют процесс обучения.
Если малыши уже освоили навык, в дальнейшем можно ограничиваться только словесными инструкциями, например: «Собери в одну коробочку синие кубики, а в другую - красные. Дай кукле яблочки, а мишке - конфеты». Во время показа сначала необходимо привлечь внимание к предмету, игрушке, уточнить название, затем приступать к характеристике признаков («Какая форма, цвет, размер?»).
Слова обязательно должны сопровождаться действиями с реальными предметами или игрушками
- Словесные приёмы (пояснения, вопросы, рассказ, словесные дидактические игры). Объяснение нового материала проводится в умеренном темпе, пояснения должны быть максимально чёткими, конкретными и понятными. Слова произносятся с интонационной выразительностью, которая помогает акцентировать внимание детей на важных моментах. Новые слова проговариваются хором. Для более глубокого осознания действий малышам предлагается рассказывать, что и как они делают. Задавая вопрос, педагог начинает проговаривать фразу, а ребёнок продолжает и заканчивает ответ.
- Практические приёмы:
Видео: математическая игра для малышей
https://youtube.com/watch?v=1exMNlVOUPU Video can’t be loaded: Урок 20. Математика для малышей. Вкусные яблочки, 31-32 мес. (https://youtube.com/watch?v=1exMNlVOUPU)
Видео: занятие по сенсорике в первой младшей группе
https://youtube.com/watch?v=rj8q38r4RlU Video can’t be loaded: Занятие по сенсорике 1 мл.гр.mp4 (https://youtube.com/watch?v=rj8q38r4RlU)
Планирование и проведение занятия
Для малышей второго-третьего года жизни продолжительность занятия составляет всего 10–15 минут. Занятия обычно начинаются во второй половине сентября и проводятся один раз в неделю. Однако не стоит ограничиваться «обязательной» запланированной программой: тренировать навыки счёта, развивать предметную память, логическое мышление, аналитические способности маленьких непосед можно и во время ежедневной утренней зарядки, оздоровительной прогулки, чтения любимой сказки, повседневной свободной игры в группе. Логическая структура занятия:
- Вводная мотивационная часть (две-три минуты) - начальный этап, во время которого важно развивать умение концентрировать внимание, настраиваться на работу, слушать и понимать смысл задания, производить чувственный (осязание и зрение) анализ предметов.
- Основная часть (до десяти минут) - пояснение педагогом нового материала, выполнение детьми заданий и упражнений.
- Заключительная итоговая часть - педагог благодарит детей за старание и трудолюбие, воспитывает доброжелательное восприятие не только своих, но чужих достижений. Со второй половины учебного года стоит постепенно переходить к обсуждению причин допущенных ошибок, а также вариантов их исправления.
Как заинтересовать малышей в начале занятия
Важно начало занятия провести ярко, увлекательно, творчески - это создаст благоприятную эмоциональную атмосферу, раскрепостит малышей и поможет настроить их на серьёзную интеллектуальную деятельность. Для пробуждения познавательного интереса и стимулирования внимания детей воспитатель в организационной части занятия использует арсенал разнообразных методических заготовок:
Сюрпризным моментом может стать введение в диалог с детьми игрушечного персонажа, воображаемого сказочного героя, который обратится с просьбой о помощи, создаст игровую ситуацию, озадачит и удивит, пригласит малышей в занимательное путешествие.
«Гномик в гости к нам пришёл»
Малыши заходят в комнату и видят на полу колечки от пирамидки.
Педагог: Ребятки, посмотрите, нашу пирамидку кто-то разобрал. Гномик (игрушка), это, случайно, не ты напроказничал?
Гномик: Простите меня, пожалуйста, мне очень понравились ваши игрушки, они такие яркие и красивые, но собрать пирамидку правильно я не смог. Ребята, вы такие умные и добрые, помогите мне.
Педагог: Конечно, поможем! Ребята, а как правильно собрать игрушку? Да, сначала мы подбираем самые большие колечки, затем поменьше, а на верхушке пирамидки будут самые маленькие детали.
Дети должны помочь собрать пирамидку игрушечному герою
«Волшебный мешочек»
Воспитатель вносит куклу с ярким цветным мешочком и обращается к малышам со словами от имени куклы: «Здравствуйте, ребята, я нашла вот такой красивый мешочек. Интересно, что там? Давайте вместе рассмотрим». Педагог достаёт из мешочка мячик синего цвета и обращается с вопросом к одному ребёнку: «Серёженька, скажи, пожалуйста, что это? А какого цвета мячик? Молодец!». Затем педагог достаёт следующий предмет и продолжает диалог с другим ребёнком.
Педагог просит назвать цвет предмета из мешочка
«В гости к зайчатам»
Оформление комнаты: две ширмы, изображающие большой и маленький домики.
На полу лежат короткая и длинная ленты красного и жёлтого цвета.
Педагог: Наши лесные друзья прислали нам письмо с приглашением в гости, кто же это? (читает загадку о зайчиках). Правильно, это зайчики, но чтобы попасть к ним в гости, нам нужно пройти по длинной дорожке. Посмотрите внимательно и скажите - какая дорожка длинная, а какая короткая?
(Дети называют цвет длинной дорожки и вместе с педагогом идут вдоль ленты-дорожки, подходят к ширме-домику, где малышей ожидают новые интересные задания).
Такие упражнения тренируют также вестибулярный аппарат детей
«Цыплёнок ищет маму»
Воспитатель: Ребята, сегодня утром по дороге в детский сад я встретила крошечного пушистого цыплёнка. Он сидел на крыльце и горько плакал потому, что потерял свою маму. Поможем малышу найти свой дом? А где живёт семья цыплёнка? (На птичьем дворе, в деревне). Внимание, мы отправляемся в путешествие на поезде.
Дети подбирают колёса, соотнося их с величиной или цветом вагона
Вот незадача! Поезд состоит из вагончиков, но у них нет колёс, давайте вместе подберём колёса. Вагоны одинаковые? (Нет). Правильно, большие и маленькие (или жёлтые, красные). Как же нам подобрать колёса, чтобы наш поезд смог отправиться в путь? (Дети подбирают колёса, соотнося их с величиной или цветом вагона).
«Лесные гости»
Педагог: Сегодня к нам придут необычные гости.
(Загадывает загадку о ёжике, дети разгадывают загадку и слышат стук в дверь).
Педагог: Слышите, кто-то пожаловал к нам в гости, вы оставайтесь на местах, а я открою дверь.
(Выходит и заходит с игрушкой ёжика и корзиночкой).
Ёжик: Здравствуйте, ребята, я принёс вам гостинцы, грибы в корзинке, но посчитать не могу, поможете?
Педагог: Сколько грибов в корзинке? (Много).
(Педагог раздаёт по одному грибочку каждому ребёнку).
Педагог: Сколько у вас грибочков? (По одному). Сколько осталось в корзинке? (Ни одного).
Малыши встречают лесных гостей и собирают грибочки
Как провести основную часть занятия (вспомогательные материалы)
Во время занятий активно практикуются как коллективные, так и индивидуальные формы работы. Индивидуальный формат предполагает выполнение упражнений возле демонстрационной доски или у рабочего стола педагога. Индивидуальные упражнения наряду с коллективными формами обучения помогают решить задачи усвоения знаний, закрепления умений. Кроме того, индивидуальные упражнения могут быть использованы как образец для коллективного исполнения.
Таблица: конспект занятия по ФЭМП (сенсорике) «Полянка для бабочек», автор Ирина Владимировна Добрякова
Цели и задачи | Цель: формирование элементарных математических представлений. Задачи:
|
Материалы | Демонстрационный материал:
|
Организационная часть | Дети становятся кругом. Проводится элемент психогимнастики «Мы - друзья». Воспитатель обращает внимание детей на рядом стоящие мольберты, накрытые тканью. (На мольбертах расположены бабочки: на первом - одна маленькая, на втором - все остальные). |
Основная часть |
|
Итоговая часть | Воспитатель: Ребята, вы сегодня очень хорошо потрудились - нашли бабочкам полянку и подарили им домики из цветов. Посмотрите в корзинку, они вам оставили подарок (конфеты). Нам пора возвращаться, давайте скажем до свидания бабочкам и отправимся с вами в детский сад, пить чай с конфетками. |
Таблица: картотека игр по ФЭМП
Темы занятий | Образовательные и воспитательные задачи |
«Бегите ко мне» |
|
«Что нам привёз мишутка?» | Учить определять форму и размер предмета путём осязательного обследования. |
«Большой маленький» | Учить группировать по размеру, закреплять знания об овощах. |
«Отгадай что в мешочке» |
|
«Принеси и покажи» |
|
«Пирамидка» | Учить собирать пирамидку из 4–5 колец одного цвета, последовательно уменьшающихся в размерах. |
«Разноцветные ленточки» | Учить различать цветовые тона путём сравнивания их друг с другом и прикладывая к образцу. |
«Что растёт на огороде» | Учить различать овощи по внешнему виду и по вкусу. |
«Подбери по цвету» |
|
«Какой это формы» | Научить ребёнка чередовать предметы по форме. |
«Найди такую же» |
|
«Оденем кукол» | Познакомить с величиной предмета, сравнивая между собой однотипные предметы разного размера. |
«Курочка и цыплята» | Обратить внимание ребёнка на то, что цвет является признаком разных предметов и может служить для их обозначения. |
«Куклы пришли в гости» |
|
«Какой мяч больше?» | Научить ребёнка сравнивать однородные предметы по величине. |
«Что катится?» | Познакомить с формой предметов их свойствами. |
«Поручения» |
|
«Разноцветные поляны» | Закрепить умение соотносить цвет у разных предметов и одинаковые предметы разных цветов. |
«Найди свой домик» | Продолжать знакомить с предметами разной формы и величины, соотносить детали. |
«Домики и флажки» | Повторить с детьми принцип чередования по цвету. |
«Что делают матрёшки» | Познакомить с величиной, учить сравнивать матрёшек по росту, закреплять полученные знания о цвете и форме. |
«Приходите на лужок» | Учить сравнивать и различать предметы по величине путём накладывания их друг на друга. |
«Найди пару» | Познакомить с геометрическими фигурами, учить называть их. |
«Гуси и гусята» | Научить ребёнка чередовать предметы по цвету, делая выбор элементов двух заданных цветов из пяти предложенных. |
«Раз, два, три, ищи» | Учить строить образ предмета заданной величины, закрепить представление о величине, форме, цвете. |
«Разноцветные бусы» | Продолжать учить детей чередовать элементы по цвету. |
«Как звери выбирали себе место» | Учить различать и называть игрушки, изображающие зверей, понимать и использовать слова:
|
Весёлые физкультминутки для малышей (стихи)
К этим стихам почти не требуется дополнительная инструкция: они просты и ритмичны, и педагог без труда сможет подобрать по смыслу и показать детям подходящие движения.
- Ой, качи, качи, качи,
В головах-то калачи,
В ручках пряники,
В ножках яблочки,
По бокам конфеточки,
Золотые веточки. - Совушка-сова,
Большая голова,
На пеньке сидит,
Головой вертит,
Во все стороны глядит,
Да ка-а-ак
Полетит! - Потягунюшки - порастунюшки,
А в ножках - ходунюшки,
А в ручках - хватунюшки,
А в роток - говорок,
А в головку - разумок. - Вдоль - растушки,
Поперёк - толстушки,
Ручки - берушки,
Ножки - бегушки,
Глазки - смотрушки,
Роток - говорок. - Глазки, глазки,
Бровки, бровки,
Лобик, лобик-умница -
Мама не налюбуется.
(Приговаривать, показывая,
где глазки, носик и т. д.) - Ручки-ручки - потягушки
И ладошки - похлопушки.
Ножки-ножки - топотушки,
Побегушки, попрыгушки. - С добрым утром, ручки,
Ладошки
И ножки,
Щёчки-цветочки -
Чмок! - Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть. - Мы поставили пластинку
И выходим на разминку.
Начинаем бег на месте,
Финиш - метров через двести!
Раз-два, раз-два,
Хватит, прибежали,
Потянулись, подышали. - Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Три - нагнулся.
Руки в сторону развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Таблица: картотека игровых заданий
Название игры | Цели | Содержание |
«Найди предмет» | Учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами. |
|
«Весёлые матрёшки» | Учить различать и сравнивать предметы по разным качествам величины. |
|
«Длинное - короткое» | Развитие у детей чёткого дифференцированного восприятия новых качеств величины. |
|
«Подбери фигуру» | Закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании. | Воспитатель показывает детям фигуры, обводит каждую пальцем. Даёт задание детям: «У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносиках. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они спрятались». Просит детей обводить каждую фигуру, лежащую на подносе, а затем накладывает («прятать») её на начерченную фигуру. |
«Три квадрата» | Научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», «самый большой», «самый маленький». |
|
«Широкое - узкое» | Формировать представление «широкое - узкое». | Занятие проводится аналогичным образом, но теперь дети учатся различать ширину предметов, т. е. широкие и узкие ленточки одной и той же длины. При создании игровой ситуации можно использовать следующий игровой приём. На столе выкладываются две картонные полоски - широкая и узкая (одинаковой длины). По широкой полоске (дорожке) могут пройти кукла и мишка, а по узкой - только один из них. Или можно проиграть сюжет с двумя машинами. |
«Три медведя» | Упражнять в сравнении и упорядочении предметов по величине. |
|
«Доползи до игрушки» | Учить воспринимать расстояние; показать, что от этого зависит результат действий не только в ближнем, но и в дальнем пространстве. |
|
«Ёжик» |
|
|
«Золушка» | Развитие мелкой моторики, координации движений, ловкости. Знать наполнители ёмкости. Развитие эмоционального настроя. | Ход игры: Воспитатель предлагает ребёнку разложить наполнители из одной ёмкости в разные, сортируя их (наполнители) по видам. Наполнителями служат наборы однотипных предметов (игрушек, кубиков, шариков и т. п.) Оборудование:
|
«Ищи и находи» | Учить находить в комнате предметы разной формы по слову-названию; развивать внимание и запоминание. |
|
Видео: занятие по ФЭМП на тему «Много, один, нисколько»
https://youtube.com/watch?v=WmpEPJZzzIo Video can’t be loaded: Занятие в первой младшей группе. (https://youtube.com/watch?v=WmpEPJZzzIo)
Что представляет собой открытое занятие по математике
Открытое занятие - доступная и очень популярная форма методической работы в ДОУ. Открытые просмотры являются эффективным средством профессионального развития педагогов. Они отличаются от обычных плановых занятий иной организационной спецификой и практикой проведения. Тема открытого занятия обычно соответствует образовательной программе, а в названии отражается игровая форма проведения. Открытый показ ориентируется на следующие цели:
- продемонстрировать позитивные практические достижения как в обычном стиле работы, так и с использованием инновационных образовательных технологий, наглядно представляя результативность конкретных методических приёмов.
- показать соответствие фактического уровня математических знаний детей программным образовательным задачам, которое свидетельствует и о степени профессиональной подготовленности педагога.
Открытое занятие демонстрирует практические наработки как в традиционном стиле работы, так и с использованием инновационных образовательных технологий
Открытое занятие должно соответствовать определённым требованиям:
- достойный научно-методический уровень профессиональной подготовки педагога;
- всесторонняя обучающая работа с начинающими педагогами, включая методические мастер-классы и передачу опыта в процессе итогового обсуждения открытого занятия;
- презентация результатов работы педагога в рамках темы самообразования или в целях планового повышения квалификационной категории;
- демонстрация результативности классических или нетрадиционных подходов, решающих актуальные задачи современного дошкольного образования (применение ИКТ, наличие авторских дидактических материалов или методических приёмов);
- планирование открытых занятий проводится в соответствии с годовым графиком методической работы ДОУ;
- открытые показы не требуют специальных условий или предварительных репетиций, но, поскольку дети ещё слишком маленькие, желательно психологически подготовить малышей к присутствию посторонних людей.
Во время обсуждения и оценки открытых занятий обращают внимание на такие моменты:
- насколько педагогу удалось реализовать заявленные в плане образовательные и воспитательные задачи (отмечаются как успешные эпизоды занятия, так и допущенные педагогические промахи и ошибки);
- грамотное использование демонстрационного материала, дидактических пособий, элементов инновационного подхода, таким образом, оценивается общая педагогическая ценность занятия;
- насколько уверенными и самостоятельными были дети, проявляли ли они активность и инициативность во время занятия.
Видео: открытое занятие по ФЭМП в младшей группе
https://youtube.com/watch?v=WyQweAaEGeY Video can’t be loaded: Занятие. Занятие в детском садике. Интегрированное занятие по математике. (https://youtube.com/watch?v=WyQweAaEGeY)
Индивидуальная работа по ФЭМП
Для большей эффективности занятий педагог учитывает индивидуальные особенности детей, на основании которых условно всех воспитанников делит на небольшие подгруппы:
- Первая - дети демонстрируют высокий уровень заинтересованности, проявляют творческую активность во время выполнения заданий, уверенно применяют полученные знания и навыки. В работе с такими детьми следует стимулировать интерес к математике, для чего предлагать проблемные задания повышенной сложности.
- Вторая - во время занятий внимательны, задания выполняют правильно, но самостоятельности не проявляют, отвечают по просьбе педагога. Усилия педагога направляются на поощрение инициативности, а также на укрепление уверенности в своих силах.
- Третья - малыши довольно активны, но часто ошибаются, поскольку слабо владеют программными знаниями и умениями. Работа с отстающими детьми даст позитивные результаты, если уделять этому внимание не только на занятиях, но и в остальное время.
Полезные советы:
- Важно чувствовать и понимать индивидуальность каждого ребёнка, замечать его эмоциональное состояние, пытаться осмыслить причины, вызвавшие затруднения в освоении программного материала.
- На этапе планирования занятия продумать и учесть особенности восприятия каждого малыша, уровень подготовки, внимательно проанализировать записи, сделанные во время предыдущих занятий.
- В процессе занятия следует уделять внимание каждому ребёнку, заботиться о том, чтобы все малыши включались в игровую познавательную деятельность, проявляли активность.
Такой продуманный подход сохранит интерес к математике у отстающих детей, позволит снять психологическое напряжение, вызванное неуверенностью и страхом, а талантливые ребята смогут полнее проявить свою математическую одарённость.
Индивидуальная работа за рамками обязательных занятий проводится в утренние часы раз в неделю, как правило, в игровой форме.
Примеры дидактических заданий для индивидуальной работы
Инвентарь для большинства таких игр легко изготовить или подобрать самостоятельно.
«Листики»
Оборудование:
- три игрушечных дерева (красное, жёлтое, зелёное);
- три коробочки этих же цветов;
- большие и маленькие листья этих же цветов (много).
Игра направлена на формирование первичного представления о величине и цвете.
Игра формирует первичные представления о величине и цвете
«Весёлые ёжики»
Оборудование:
- несколько однотипных ежей из цветной бумаги или картона;
- много одинаковых по форме картонных грибов тех же цветов, что и ежи.
Помогает научить отбирать предметы по цвету (детям нужно каждому ежу подобрать грибочки того же цвета: красному красные, синему синие, жёлтому жёлтые).
Игра помогает научить отбирать предметы по цвету
«Подбери прищепку»
Оборудование:
- пластиковые баночки с цветными прищепками (каждая баночка украшена бумагой того же цвета, что и прищепки внутри);
- цветные картонные или пластиковые заготовки.
Детям можно предложить дополнить цветные заготовки прищепками так, чтобы получилась новая готовая фигурка. Например, две зелёные прищепки могут стать ботвой для морковки, много жёлтых - лучиками для солнца (если прикрепить их на золотой или жёлтый круг), зелёных - ветками ели (если прикрепить их к зелёном у треугольнику) и т. д. Игра способствует развитию мелкой моторики, а также закрепляет знания основных цветов.
Игра способствует развитию мелкой моторики, а также закрепляет знания основных цветов
«Кружочки для зонтика»
Оборудование:
- игрушечный зонтик с разноцветными секциями между спицами (на каждой секции несколько белых круглых пятен разного размера);
- цветные кружочки разного размера (цвета и количество - по секциям зонтика и белым пятнам).
Ребёнка просят закрыть белые пятна на зонтике соответствующими кружочками. Игра развивает восприятие цвета и размера.
Игра развивает восприятие цвета и размера
«Цветные коробочки»
Оборудование:
- красная, жёлтая, зелёная корзины;
- много игрушечных красных, жёлтых, зелёных яблок разного размера (плоских).
Малышу необходимо отсортировать яблочки по цвету; более сложный вариант задания - отобрать только большие или только маленькие силуэты яблок одного цвета.
Малышу необходимо отсортировать яблочки по цвету
«Забавные зверята»
Игра развивает мелкую моторику, совершенствует восприятие цвета и формы. Ушки зайчика или мишки держатся на пуговичках, малыши подбирают ушки нужного цвета, формы и размера и пристёгивают к мордочке.
Ушки зайчика или мишки держатся на пуговичках, малыши подбирают ушки нужного цвета, формы и размера и пристёгивают к мордочке
«Подбери фигурку»
Пособие изготавливается из плотных салфеток, плотного картона или тонкой туристической пенки и представляет собой набор цветных геометрических форм, в каждой из которых вырезана другая геометрическая форма (вырезанное сохраняется, детям его требуется найти и вставить обратно). Помогает сформировать первичные знания о форме и цвете.
Пособие изготовлено из плотных салфеток, помогает сформировать первичные знания о форме и цвете
«Шнурочки и пробочки»
Малыши подбирают пробочку соответствующего цвета и нанизывают на шнурок.
Малыши подбирают пробочку соответствующего цвета и нанизывают на шнурок
«Цветные башмачки»
Ребёнку нужно найти для каждой цветной пары тапочек свой лист с цветными силуэтами. Игра стимулирует сенсорное развитие.
Игра стимулирует сенсорное развитие
«Ловись, рыбка»
Малыши ловят рыбок и сортируют улов по цвету: синих на синий картон, жёлтых - на жёлтый и т. д.
Малыши ловят рыбок и сортируют улов по цвету: синих на синий картон, жёлтых - на жёлтый и т. д
«Стручок гороха»
Пособие развивает элементарную счётную деятельность, закрепляет понятия часть и целое. Материал: вязаный стручок со вшитой молнией, восемь бочонков от киндер-сюрприза, обвязанных нитками.
Вязаный стручок со вшитой молнией, внутри которого восемь бочонков от киндер-сюрприза
Вариант первый: составить стручок из горошин, попутно усваивая понятия «один», «много».
Первый вариант задания: составить стручок из горошин, попутно закрепляя понимание слов «один», «много»
Вариант второй: определять цвета горошинок и правильно их называть.
Второй вариант задания: научить определять цвет горошинки
«Найди пару»
Ребёнку предоставляют много картонных рукавичек, каждая пара украшена по-своему геометрическими фигурами (на одной паре синие ромбы, на другой оранжевые треугольники и т. д.), просят найти каждой рукавичке свою пару.
Пособие закрепляет знания о цвете, учит различать и называть геометрические фигуры.
Пособие легко изготовить самостоятельно из цветной бумаги и картона
«Разноцветные ленточки»
Пособие для развития мелкой моторики и чувства цвета. Материал: коврики для мытья посуды и яркие ленты.
Ленточки прикрепляются к сеточным коврикам, ширина подбирается так, чтобы ленту можно было вплетать в сетку. Ребёнка просят вдеть ленточку определённого цвета в сетку.
Пособие для развития мелкой моторики и чувства цвета
«Весёлые неваляшки»
- Для этой игры нужно изготовить несколько плотных карточек одного размера, на которых изобразить неваляшек. Неваляшки должны быть в одной и той же цветовой гамме, а отличаться числом пуговичек и другими деталями. Пуговицы должны быть посередине.
- Карточки нужно разрезать пополам по вертикали.
- Половинки смешать, ребёнку предложить собрать каждую неваляшку правильно.
Игра развивает внимательность и логическое мышление.
Наталья Фоминых