Меню Рубрики

История кружева. Виды кружевных тканей. Для чего применяется ажурная ткань


Кружева используют уже много столетий и сейчас мода на кружева не проходит. Кружева применяют при изготовление одежды, нижнего белья, домашнего текстиля и постельного белья. Каждый год модные дизайнеры выпускают новые коллекции одежды с кружевами. Все это указывает на постоянный спрос на кружева.



В самом начале кружева создавались ручным трудом но так как за труд необходимо было платить да и производительность была низкая то как следствие цена кружев была весьма высокая. В 19 веке была изобретена машина для вязания кружев что сделало некогда дорогую ткань доступной.


Типы кружев

Кружева выпускают четырех видов: басонные, вязаные, вышитые и тканые.


Басонное кружево – это кружева, которые производятся на многочленной машине с жаккардовым механизмом. Жаккардовый механизм позволяет создавать кружева гладкие и рельефные, с геометрическими или растительными узорами. Ширина кружев от 12 до 130 миллиметров. Для сырья берется хлопчатобумажная, вискозная или текстурированная
размеров (от 10 до 100). Уточнение: из пряжи высоких номеров плетеных кружев не производят. Плетеные кружева – самые прочные из всех видов кружев. По внешнему виду они похожи на ручные, есть виды узоров которые аналогичны старинным русским кружевам, плетущегося в ручную на деревянных коклюшках.


Жаккардовая машина оснащается современным компьютерным управлением и имеет все возможности для реализации самых смелых дизайнерских идей. В машинах последнего поколения стоит новая система узорообразования, в основе которой стоит традиционная схема рисунчатых гребенок. Рашель-машины изготавливают в КНР и Европе. Оборудование есть и на вторичном рынке, по более низкой цене чем новое. Идеальный вариант приобрести оборудование у дилеров производителя. Европейские станки стоит от 1 миллиона рублей, китайские станки более доступные и стоит от 700.000 рублей.


Вязаные кружева производятся на основовязальных кружевных машинах. Данный вид кружев тоньше басонных. Узор кружева состоит из квадратных или шестигранных ячеек. Это тюль. Рисунки могут быть сложной геометрии. Ширина кружева варьируется от 10 до 200 миллиметров. Вязаное кружево получается эластичным, хорошо растягивается.
Стоимость оборудования от 500.000 рублей.


Для изготовления вышитого кружева применяются вышивальные автоматы. Как основа берется тюль, тонкий трикотаж или капроновая ткань. Вышивка производится тончайшими синтетическими или искусственными нитями. Производится широкое полотно которое затем разрезается на фрагменты необходимой ширины. Вышитые кружева применяются в отделке трикотажного белья, платьев и сорочек.


Различают два вида вышитого кружева: шитье и воздушная. Воздушная вышивка по фактуре похожа на вышивку ришелье, а шитье это узкая полоска ткани, на которой нужный узор наносится гладью с проколами.


Вышивальное оборудование стоит от 300.000 рублей. Простая машина наносит незамысловатый узор на салфетки, скатерти и носовые платки. Для создания более сложных кружев необходимо приобрести оборудование ценой от 900.000 рублей.


Тканые кружева создаются на современных ткацких кружевных машинах. Есть следующие виды тканых кружев – ва-лансьенн, малин, бретон, брабант, торшон, самые популярные. Качество изготовления кружев зависит от толщины пряжи и класса применяемого оборудования. Самое качественное тканое кружево получается из тонкой пряжи. Кружевное полотно, производится широким, разрезается на нужные размеры и используется для пошива легких блузок и платьев. Исходным сырьем служит гладкая капроновая тюль, хлопчатобумажная ткань, вискозная нить или капроновая нить.


Помещение для производства кружев

Необходима площадь минимум 80 квадратных метров с высотой потолков – не менее 4 метров. Кроме самого цеха необходимо предусмотреть склад сырья (ниток, тюля) и склад выпущенной продукции, туалет и комнату отдыха рабочих.


Помещение должно быть достаточно сухим, с вентиляцией, желательно кондиционер, охлаждение воздуха необходимо не только для комфортной работы персонала но и для охлаждения машин которые нагреваются в процессе работы. Электрическое освещение искусственное или естественное. По принятым санитарным нормам, световой поток естественного источника должен быть не менее 60 процентов. Учтите что не стоит допускать попадания прямых солнечных лучей на рабочие поверхности, иначе будет нагрев оборудования. Оптимальный вариант помещение с окнами, выходящими на северо-восток или север. Люминесцентные лампы идеальный вариант для освещения.


Как бороться с шумом и вибрацией? Бетонный пол хорошо поглощает шум, как правило пол покрывают кафельной плиткой, которая легко моется. Для машин необходимо напряжение в 380 вольт. Розетки должны быть закрытого типа, все провода спрятаны в стену.


В целях соблюдения пожарной безопасности на окнах не должны стоять решетки, если они необходимы то тогда решетки должны быть распашными, при этом ключи должны лежать не в сейфе а в легкодоступном месте.


Центр города для аренды не рассматривается. Хорошо подходят окраинные районы с подъездными путями. Стоимость аренды в городах с необходимыми требованиями начинается от 500 рублей за 1 квадратный метр.


У большинства современных машин есть шаблонные схемы, и для работы можно использовать их, если финансы позволяют можно и нужно в штате держать дизайнера, он создаст уникальные рисунки будущим изделиям. На старых кружевных машинах, используемых до сих пор и заграницей узор программируется перфорационными карточками, затем рабочие вручную вдевают нитки в иголки, процесс трудоемкий и длительный. Современное вышивальное оборудование существенно экономит время.


Производительность вышивального оборудования напрямую зависит от класса машин и ширины полотна. В среднем за 1 смену можно выпустить до 1000 погонных метров на 1 станке.


Станки, современные, имеют систему автоматического сматывания кружев, дополнительная комплектация не нужна.


Поставщиков пряжи много в сети интернет, порой компании продающие оборудование так же предлагают поставки пряжи и ниток. Китай самый большой поставщик. При больших закупках как правило и большие скидки. Средняя цена килограмма тонкой хлопчатобумажной нити от 200 рублей.


Современные машины довольно сложное оборудование и не стоит самому его настраивать, необходимо обратиться к специалистам. Самый оптимальный вариант обратиться к отечественным компаниям, специализирующимся на продаже машин для текстильного производства. Они берут машина на сервисное обслуживание и проводят необходимые консультации. Для обслуживания одного станка необходим 1 человек.


При эксплуатации одного станка в 2 смены прибыль составляет 80.000 рублей в месяц. Рынки сбыта обширные: сети магазинов тканей и фурнитуры, ателье по пошиву одежды, фабрики одежды. Со сбытом как правило проблем не бывает.

Data-yashareType="button" data-yashareQuickServices="yaru,vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,moimir,lj,gplus">

История русского мценского кружева. В России первые сведения о производстве в царских мастерских плетёных кружев в виде прошивок из золотых и серебряных нитей с характерным крупным плоскостным узором относятся к первой четверти семнадцатого века. Введение в восемнадцатом веке общеевропейского костюма способствовало дальнейшему распространению производства кружева в монастырях и помещичьих усадьбах. В русском кружеве наблюдаются и особенности, характерные для отдельных художественных центров: Галича (ныне Костромской области), Ростова, Вологды, Балахны, Калязина, Торжка, Рязани и др. В первой четверти девятнадцатого века производство кружева начинает принимать форму промысла. И заслуга в этом Мценска…

В Советской России до середины 1930-х годов изделия русских кружевных промыслов шли только на экспорт, и, соответственно этот факт не мог не повлиять на ассортимент, приемы плетения и материал. В основном в то время изготавливали мерные кружева. Мерные кружева отличались большим разнообразием рисунка, способов и манеры выполнения. Также с мерными кружевами плелись разнообразные штучные вещи - покрывала, накидки, салфетки, скатерти, воротнички, отделки к столовому и постельному белью. Благодаря мастерству и таланту русских кружевниц в истории мировой культуры появилось понятие «русское кружево».

Кружевной промысел Мценска — самое крупное кружевное производство в России 19 века

Еще в восемнадцатом веке помещица Протасова открыла под Мценском мануфактуру по производству кружева. Она пригласила из Бельгии двух мастериц, и те обучали местных девушек. Русские девушки учились с интересом, но перенимали иностранное искусство творчески. Очень скоро мотивы их плетения стали настолько уникальны, что во всем мире заговорили о русском кружеве. Это было самое крупное кружевное производство в России. Круглый год на коклюшках работали около 1200 мастериц. Продукцию поставляли царскому двору, вывозили в Англию и Турцию. В конце девятнадцатого- начале двадцатого веков много сделала для жителей Мценска княгиня Анна Дмитриевна Тенишева. Она открывала школы и больницы для неимущих в городе, окрестных селах и деревнях. В 1899 году она открыла во Мценске школу кружевниц для девочек.. Девочек учили не только ремеслу, но и грамоте, и основам рисунка, а так как количество обучающихся росло, то при школе был создан интернат для наиболее способных жительниц окрестных сел. Девочки там жили на полном пансионе. Качество мценского кружева росло. На Всемирной выставке в Париже оно было удостоено серебряной медали, а на выставке в Глазго - почетного диплома. Даже когда открылась школа кружевниц княгини Тенишевой, то из Мариинской школы (Мариинская практическая школа кружевниц основана по воле императрицы Марии Феодоровны в 1883 году в Санкт-Петербурге) приглашалась мастерица, чтобы она повысила уровень кружевоплетения во Мценске. Но в тот период из Мариинской школы всюду разъезжаются мастерицы, и они несут что-то свое, чему их научили. Опять-таки девушки учатся, изучают кружевоплетение, но возвращаются домой и повторяют узор, который они плели исторически на своей земле. Кстати, один узор шел только для детской одежды, другой для блузок, для украшения, третий - для постельного белья.

Александр Тарачков писал, что девушки и женщины в Мценске очень прилично одевались. Они не только красиво наряжались в кружева, но и приносили доход своим семьям. Кружевоплетением занималась не только женская часть населения, но и мужчины. Сезон заканчивался, у нас же сельскохозяйственный городок, сильный пол тоже начинал помогать в этом деле, потому что оно приносило существенный доход в семью. В восемнадцатом веке нередки были случаи, когда девушка-сирота, освоившая кружевоплетение, к моменту выхода замуж имела за плечами достойное преданное и не одну сотню рублей. По тем временам за 250 рублей можно было купить дом. Опытная кружевница могла заработать эти деньги за год.

Мценское кружево состоит из крупного, выразительного узора

Своим общим характером мценское кружево близко елецкому, как близки территориально оба эти уезда. Но мценское более архаично, в нем довольно долго держалось численное плетение с набором излюбленных мотивов, как, например, «замки и раки» - очень плотное, с трудно различимыми крестовидными фигурами, или такое же плотное, с узором из городчатых ромбов. Здесь была большая связь с язычеством. Хоть считается, что во Мценске кружево плели с восемнадцатого века, но есть исследования Тарачкова, который писал в 1868 году: «В бытность мою во Мценске мне показывали изумительные работы мценских рукодельниц. Не только современные, но и те, которые были сделаны боле, чем 150 лет назад». Вот и получается, что минимум с семнадцатого века уже плели кружева в этих местах. И несмотря на то, что мануфактура помещицы Протасовой работала чисто вся на иностранных, на импортных сколках (технические рисунки-схемы будущих изделий), но все равно продолжалось плетение нашего архаичного кружева, где много геометрических рисунков. Каждый рисунок что-то означал, он что-то нес свое, обережное. Кроме численного, применялось сцепное плетение с узкой полотнянкой, едва выступающей за рельеф скани, и традиционными народными узорами с густыми фонами. Исполняли его мценские мещанки и крестьянки для своего обихода. В конце девятнадцатого столетия еще доживали свой старый век старые мастерицы протасовской кружевной мануфактуры. В богатых купеческих семьях плели льняное с цветными шелками, нередко с введением металлической нити, кружево для приданого невест. В 1860 годы преобладало парное мерное кружево, в основном геометрических рисунков. В большинстве узоров требовалось всего 20 пар коклюшек, в некоторых - больше ста. В конце девятнадцатого века в Мценске появляются общераспространенные клюни, гипюры и другие модные типы кружева, затем и «русский валансьен».

Исследователи и знатоки кустарных промыслов отмечали, что мценское кружево было необычайно тонким, ажурным и самобытным, отличалось использованием архаичных узоров, а золотосеребряное кружево к концу девятнадцатого века кроме Мценска практически нигде уже не выплетали. С образованием промысла мценские плетеи легко освоили новые образцы, но любимыми остались привычные рисунки: павы по сторонам цветка, двуглавый орел между кустами с изогнутыми ветками. Еще в 1860-е годы мценское кружево сохраняло свое высокое художественное достоинство. Преобладало парное мерное, в основном геометрических рисунков типа «барабанчики», «кружки-денежки».

Его плели из белой и суровой льняной, белой, черной и кремовой шелковой, белой, красной и синей хлопчатобумажной нитей. Мценское кружево было золотым, черным, серебряным и белым, слоновой кости. Цвет изделия зависел от ниток, которые использовали. Конечно, когда плели нитями заграничными, то и изделие получалось другим, потому что нити шелковые: более тоненьким, легким. Нити из-за границы были очень дорогими. Когда их покупали - взвешивали. Привозили во Мценск, мастерицы плели изделие, а остатки нитей снова взвешивали и изделие тоже. Мценский промысел ограничен самим городом и одной пригородной Стрелецкой слободой. Однако в нем было занято около 5000 мастериц. В течение года в Мценске выплеталось до 150000000 аршин мерного кружева. Отдельные предметы делались по заказу. С началом первой войны его производство стало сокращаться, и промысел совсем захирел.

«Кружевоплетение — искусство тонкое, от дурных мыслей отвлекает», — так в старину поговаривали мценские кружевницы

Отличительной особенностью мценского кружева является активное использование геометрических мотивов, в то время, как в елецком кружеве чаще используют растительный орнамент. Если сравнивать с вологодским кружевом, то там более плотный, насыщенный узор, фоновых решеток почти не используют, а в Ельце и Мценске этот прием используется очень часто, потому узор получается более воздушным. Как настоящее искусство никогда не умирает, так и мценское кружево возрождается в наши дни. Сегодня это ремесло не забыто и развивается лишь благодаря «Школе кружевниц», а еще полвека назад оно находилось на грани исчезновения. Нынешним летом открыли в городе ателье «Мценские узоры». В нем работают пять кружевниц. Кружево уже побывало на выставках во Франции и Германии, и будем надеяться, что признание к мценским кружевницам вернется вновь.

С 19 века получает широкое распространение более дешёвое чем ручное машинное Кружево, подражающее образцам ручных кружев.

Первые попытки механизировать производство грунта сделаны в 1768, когда на трикотажной (чулочной) машине изготовили сетку, похожую на фон Кружево В 1809 английский конструктор Джон Хеккот изобрёл тюлевую челночную машину . Постепенно машинное производство получило распространение, потому что вышивание рисунка на готовой сетке занимало сравнительно немного времени и не было таким трудоёмким процессом, как изготовление грунта. С 1863, после изобретения в Швейцарии вышивальной машины, начали применять машинный способ нанесения рисунка на тюлевую сетку. Одновременно стали нашивать на тюлевое полотно аппликации из тонкого батиста.

В 1834 удалось установить жаккардовый аппарат (называемый также Жаккарда машина) на тюлевую машину. С этого времени грунт и рисунок (кружево в целом) вырабатывается машинным способом. В 1837 тюлевые машины были впервые завезены в Россию (в Петербург), где было организовано гардинное производство.

Машинное Кружево вырабатывается на плетельных машинах с жаккардовым аппаратом, челночных кружевных машинах, на вышивальных машинах и основовязальных машинах.

На челночных машинах Кружево образуются за счёт перевива двух систем нитей: основной и уточной (челночной). При взаимодействии челнока и бёрда во взаимно перпендикулярных плоскостях происходит кручение (обвивка) нитей с последующим связыванием между собою узлами. На этих машинах вырабатываются только хлопчатобумажные Кружева. Однако тяжёлые условия труда (смазка рабочих органов машины графитом) при выработке челночных Кружев, а также невозможность вырабатывать их из химических волокон заставили искать новые способы производства Кружев. В дальнейшем Кружево стали изготовлять способом вязания. Он в несколько раз производительнее челночного и не требует графитной смазки.

Фон (сетка-грунт) Кружев, полученных на челночных машинах, имеет ромбовидную структуру, а на основовязальных прямоугольную. Кружево с ромбовидной структурой сетки без какого либо рисунка носит название «гладкий тюль». Кружево с рисунком, имитирующим рисунок Кружево с челночных машин, вырабатывают на рашель-машинах с узорообразующими гребенками. Рабочая ширина основовязальных машин до 4000 мм. Одновременно вырабатывают несколько десятков полос Кружев, которые снимаются в виде сплошного полотна, а затем разрезаются или распускаются на отдельные полосы.

М. И. Петров

Кружево - это текстильное изделие без тканой основы, в котором ажурный орнамент и изображение образуются в результате переплетения нитей (шелковых, хлопчатобумажных, металлических и других). Безусловно, кружево - выдающееся явление русской народной культуры, волшебный мир невесомой изысканности и воздушности. Слово кружево имеет два значения: одно из них происходит от слова «окружать » - им определялись разные отделки в виде каймы на воротниках, подолах и рукавах; в другом значении этим словом называют узорное ажурное изделие - самостоятельный вид украшения одежды или предметов.

Кружево во все времена являлось социальным символом его владельца, его достоинства и власти. Кружева касались не только рук царственных особ, кружево было и остается культурой, доступной людям всех социальных сословий.

Возникновение кружева

Когда же зародилось кружевоплетение ? Находки костяных иголок относятся к эпохе позднего палеолита, а челноки для плетения и коклюшки встречаются при раскопках на территориях Египта, Китая, России и других государств. Самым древним вязальным инструментом являются спицы. Первые челноки были придуманы рыбаками для плетения сетей. Существует мнение, что о кружеве, как элементе одежды, упоминается в Ветхом Завете. Кружева находили среди коптских изделий (V век до н.э.). Древний Восток первым признал эстетическую ценность кружева и стал использовать его в качестве украшения. В Европе кружево получило распространение c конца X века. От второй половины XVI столетия сохранились многочисленные памятники плетеного кружева. Тогда и появился термин, обозначающий кружево в языках разных стран, которые до сих пор оспаривают друг у друга называться Родиной кружева. Именно с развитием коклюшечного кружева связано все разнообразие типов, известных по местам их создания: «брюссельское», «малин», «валансьен».


Первое упоминание о кружевах в России содержится в Ипатиевской летописи: летописец сообщает о событии, произошедшим в 1252 году, когда венгерский король встретился с князем Даниилом Галицким (1201, по др. данным 1204-1264 гг.); и здесь летописец подробно описывает одежду князя, где упоминает, что он был одет в кожух, который был обшит золотыми плоскими кружевами. В России уже в XII веке славился кружевами город Торжок Тверской губернии. В XVII-XVIII веках широкое распространение в России получило сложное изысканное кружевное шитье. Узоры из серебра и золота на придворных парадных костюмах русской знати изумили британского посла Чарльза Хэнбери-Уильямса (1708-1759 гг.), посетившего Россию в 1755 году. Он был знаком со многими царскими дворами, но такой ослепительной роскоши и изобилия золотого и серебряного кружева не видел нигде. Об этом свидетельствует его отзыв «О путешествии в Россию». Вышитые иголкой и металлическими нитками кружевные сюжеты можно было сравнить с шедеврами художников-графиков. Причем у каждого мастера был свой, только ему присущий почерк. Но кружевные шедевры легко было подделать. Во всем мире кружево признавалось одним из видов декоративно-прикладного искусства.

Русское кружевоплетение не только сохраняло, но и развивало лучшие традиции мастериц европейских стран, и стало подлинным национальным художественным явлением, самостоятельность которого выражается в богатстве колорита, разнообразии технических приемов и, главным образом, в изобразительном характере орнамента, свойственном всему русскому народному искусству. В XVIII веке уже можно говорить о проявлении ярких особенностей, характерных для отдельных мест его производства, таких как Галич, Ростов Великий, Калязин, Торжок, Рязань и Михайлов, Балахна, Орел и Елец и других.

Роль ниток в создании кружевных изделий

Огромную роль в создании кружевного изделия играют нитки. Золотые и серебряные появились намного раньше, чем льняные, канитель, сканье, трунцал, нитки из агавы и алоэ, крапивы и каучука, хлопка, мулине и другие. Часто золото заменялось вызолоченным серебром. Существовало поверье, что от прикосновения женских рук золотая нить тускнеет, поэтому с золотыми нитями когда-то работали только мужчины. Женщинам приходилось работать с нитями из более дешевых и простых материалов. В создании кружева большая роль отводится именно шелковым нитям, но кроме этого существуют нити из пуха камыша и из человеческого волоса. В настоящее время для окрашивания нитей используются химические красители. В старину же красили природными красителями, такими как березовые листья, еловые шишки, шелуха лука, листья брусники, щавель, корень ольхи, болотная руда и другие.

Кружевные изделия

Во все времена создание народной одежды зависело от умения мастериц, от их фантазии, от национальных особенностей и жизненного пространства их создателей. Особым изяществом при оформлении народных одежд отличались тонкие линейно-графические узоры. Кружевом украшались различные элементы одежды. При украшении головных уборов у мастериц были свои секреты. Важны были символы и особые знаки отличия, подтверждающие сан владельца, а порой и национальную принадлежность. Например, кружевные короны, венцы, шляпы, шишаки, сороки, кокошники создавались в разных техниках и украшались золотом, жемчугом. С древних времен известен кружевной веер-опахало. Первыми веерами считались плоские листы из бумаги, поначалу они не складывались. В России веер являлся принадлежностью быта.


В старину все женщины от княжны до крестьянки должны были уметь создавать узорные пояса-обереги. Кружевной или тканый пояс являлся обязательной принадлежностью приданого невесты и служил главным оберегом, как для мужчин, так и для женщин. Ходить без пояса, а особенно молиться без него считалось неприличным. Узор на кружевных поясах состоял из переплетения разноцветных нитей, чаще всего семи цветов, т.к. семь - число особенное, имеется в виду семь оберегов (от сглаза, от пожара, от измены, от бедности, от болезней, от войн и от природных бедствий).

Кружева на платочках свидетельствовали о творческой индивидуальности и умениях рукодельниц. Простые крестьянки и знатные дамы сами создавали предметы своего туалета. У каждой был свой неповторимый узор. Сейчас утрачены традиции украшать платочки монограммами городов, местами проживания, семейными метками и знаками отдельных персон или тематическими событиями.

Накрахмаленный кружевной воротник был в почете во всем времена. Обувь, перчатки, украшенные кружевами, с давних пор дополняли одежду и подчеркивали социальное положение или религиозную принадлежность человека. Когда-то обязательным аксессуаром для дамских нарядов служили кружевные сумочки.

Полотенца обязательно украшались кружевами. Именно кружевные оплеты и вышивки сообщали, к какому событию готовилось то или иное полотенце. В приданом к свадьбе, как правило, было семь полотенец, которые были созданы руками невесты. Первое полотенце дарилось через сватов жениху в знак согласия на брак и называлось посылальным. Края такого полотенца шились иглой или обвязывались крючком по строгому геометрическому орнаменту.


Второе полотенце - рукопятное или рукобитное, невеста его дарила сватам в случае окончательного согласия на венчание. Края полотенца имели широкие кружевные оплеты. Третье полотенце - короткое, парное. Украшалось традиционными узорами трилистников, цветами, птицами. Вместе с четвертым - подарочным полотенцем дарилась вышитая рубаха, кисет и пояс-оберег, полотенца для родственников жениха и сватов. Пятое - зеркальное украшалась традиционными мотивами, а также бабочками, зайцами. Шестое полотенце - для дорогого и почетного гостя. Седьмое - венчальное было длинным, символизируя долгую дорогу к счастью для будущей семьи. По краям его украшали кружевом в нескольких техниках. В узоре присутствовали цветы, фигурки птиц.


В дохристианские времена кружевные узоры зачастую несли в себе важную информацию. Например, беременные женщины создавали оберег. Зачастую в нем присутствовали кресты. При рождении ребенка в узор креста продевалась красная нить или тесьма. В дальнейшем этой красной нитью перевязывали больные места и ранки. Кружевные изделия подтверждают, что человеческой природе свойственно стремление украшать не только культовые места, но и свой быт и одежду.



Техники кружева

Существует великое множество техник создания кружевных изделий: вязание крючком (кружева, выполненные в технике вязания крючком, являются самыми распространенными в мире); вязание на спицах (существует несколько приемов такого вязания: витковый ряд, вязание веревочкой, прутиком, розочкой и другие); плетение коклюшками (особенность плетеного кружева заключается в виртуозности рисунков и многообразии географических названий, например: валансьен, брабант, малин, вологодское, елецкое, рязанское, орловское, торжокско-тверское, калязинское или монастырское. Лучшими плетеями были послушницы в монастырях, их узоры отличались трогательной наивностью и аккуратностью); филе по сетке (для этого кружева характерно слияние четких линий узора и грунта. Филейное кружево отличается простым ритмическим рядом ажурной сетки, украшенной легкой сквозной узорочью в виде мелких цветочков или петлевых горошинок); макраме (узелковое кружево); фриволите (плетение челноками); мережка (игольное кружево. Служило украшением ритуальных одеяний. Мережки бывают узловые и штопанные, переплетенные в столбик или в раскол); чипке (классическое игольное кружево), вышивка по тюлю (плетение с помощью нитки и иглы тончайшей сеточки - фона для различных узоров) и другие.




Кружевные символы

В кружевных изделиях изображались определенные рисунки - символы, которые имели для человека важное значение. В истории человечества древний солярный или солнечный символ почитали уже с каменного века. Культовая солярная символика зафиксирована в древнеевропейской, древнеперсидской, эгейской культурах, у народов Юго-Восточной Азии, на Алтае и в Тибете. В кружевном творчестве символ обладает неисчерпаемой многозначностью. Люди с помощью знаков и символов, иногда и целых сюжетных полотен сообщали разного рода сведения. Символы в кружевах помогали определять бытующие в народе приметы и поверья. Огромное количество толкований из славянской символики переместились в другие культуры. Например, простые гребенчатые ромбы, квадраты. Ромб - знак солнца, неба и земли. В кружевах у этого знака огромное количество вариаций. Можно, например, увидеть птиц с ромбовидной формой хвоста, причем в два ряда, т.е. земной и небесный. Очень распространен мотив дерева. Например, кружевные узоры у северян заполнены листьями ясеня. Дерево жизни, как культ, у многих народов существует и по сей день. Листья дубовые, кленовые, листья инжира, виноградной лозы изобилуют в кружевах. Например, листья винограда или инжира несут в себе пожелания счастья и благополучия жениху и невесте. Орел - символ власти и пожеланий на удачную охоту, хотя у древних славян толковался как символ небесного огня. Баба - объект культового поклонения земле, тайна зарождения новой жизни, к которой причастна женщина. Она воспринималась как некая божественная сила, отождествлявшаяся с тайной плодоносящей земли. Очень важную роль на рисунке играли руки, их положение. Руки, поднятые вверх, значили торжество в доме, обычно к свадьбе, а опущенные руки, если рядом нет креста, означали покой в доме. Еще один мотив - олень. Олень - знак звездного неба, удачного брака, обильной жизни. Изображение оленя всегда присутствовало на одном из ритуальных подарков жениха невесте - на прялках, шкатулках. В кружеве изображение оленей чаще всего можно видеть на отделках полотенец вместе с изображением птиц, деревьев, людей. В кружевах часто встречаются изображения синкретических существ, например, грифона - символа соединения неба с землей; крылатого кентавра; человека-лебедя - символа покровительства поэзии и музы истории.


Значение некоторых символов в кружевах

  • Сердце - символ добродетели. Часто встречается в свадебных кружевных узорах, в ритуальных свадебных оберегах и полотенцах, подзорах.
  • Венок - символ доброго существования. Им украшали жертвенное животное. Встречается на кружевных украшениях, шкатулках, сумках.
  • Зонт - символ защиты от эпилепсии и головной боли. Довольно часто встречается в кружевных узорах.
  • Ключ - символ вечной важности. В древности был эмблемой молчания, тайной для непосвященных.
  • Ладья - великое светило, солнце. Это изображение присутствует в кружевах на ритуальных полотенцах. Ладья, крест и кони изображались на погребальных полотенцах.
  • Лестница - символ, который скрывает в себе тайны, понятные посвященным.
  • Мельница - символ пожелания богатства. Встречается на кружевных сувенирах.
  • Дракон или змея - символ мифических чудовищ, либо оккультные силы и мудрость.
  • Единорог - символ девственной чистоты и целомудрия, романтической любви и возвышенных устремлений, воплощение добродетели, силы и победы. Единороги изображаются на краях полотенец, на наволочках.
  • Финист - ясный сокол, птица-воин. Провожая мужей на войну, этим символом женщины украшали кисеты, пояса, рубахи.
  • Крест - символ защиты, знак верности и торжества закона.
  • Колесо - символ победы.
  • Круг - символ бесконечности, единства.
  • Вишня - символ Христа, богатства, здоровья. Этим узором украшали скатерти.
  • Клевер-трилистник - символ единства души, духа, жизни. В христианском учении соответствует догмату о Святой Троице. Встречается на полотенцах, фартуках.
  • Лилия - символ любви и плодородия.
  • Лотос - символ чистоты, творческой энергии и целомудрия.
  • Репейник - символ мученичества и исцеления.
  • Роза - символ совершенства, любви.
  • Тюльпан - символ величия и достоинства. В кружевных узорах этот цветок изображается как оберег на совершеннолетие юношам.

  • Фиалка - символ смирения и справедливости. Встречается на кружевах ритуального характера.
  • Аист - символ весны и начала новой жизни.
  • Бабочка - символ рождающейся красоты.
  • Баран - символ энергии размножения. Встречается на свадебных полотенцах, подзорах и сувенирах.
  • Барс - символ защиты жениха от злых сил. Кружевные барсы украшали кисеты, пояса женихов и воинов.
  • Жук - символ жизни.
  • Заяц - символ деторождения и благополучия. Обычно изображались на свадебных полотенцах и сувенирах на именины.
  • Козел - символ силы и защиты.
  • Козерог - символ добродетели.
  • Корова - символ добродетели.
  • Крокодил - символ беды, опасности.
  • Лев - символ защиты, мудрости, милосердия.

  • Лягушка - символ благополучия семья. Обычно встречается на кошельках, мешках.
  • Павлин - символ мудрости. Главный оберег для женщин.
  • Петух - символ солнца, утра и духовного возрождения. Кружевные петухи украшали одежду, полотенца, дарились женихам в качестве оберегов.
  • Рыба - символ воды.
  • Черепаха - символ здоровья, покоя и мудрости.
  • Булава - символ власти, боевое оружие. Встречается на мужских рубахах, кисетах.

Классические кружевные изделия в настоящее время - явление редкое. Традиция их создания постепенно исчезает. Уже в конце XIX века появилась имитация кружева. Даже модная одежда от кутюрье стала украшаться кружевными элементами машинного производства. Теперь знаменитые некогда кружева можно встретить в музеях или в частных коллекциях, где их берегут как произведение искусства.