Меню Рубрики

Комплекс оживления характерен для. Что входит в комплекс оживления. Особенности психологического развития в младенчестве и раннем детстве


По материалам лекций Екатерины Бурмистровой "Первый год жизни", 2002-2005 гг.

Какие существуют способы общения младенцев, и о том, как ведут себя матери, на что влияет общение мамы и малыша?
Исследования показывают, что уже в первые дни ребенок подражает выражению лица взрослого. Если посмотреть замедленную киносьемку общения матери и младенца - потрясает точность, с которой мать и ребенок копируют мимику друг друга. Они как-бы нацелены друг на друга. И малыш видит себя в лице матери. Это явление получило, поэтому название - отзеркаливание.

Обычно мама много разговаривает с ребенком, какбудто бы он пониамет ее речь. Ри этом речь делается более медленной, голос становится выше, чем обычно. Эмоции, которые отражаются на лице, вернее именно это отражение, мимика, делается несколько утрированной, замедленной, как бы для того, чтобы малыш лучше мог уловить это. Это поведение матери вызывается малденцем, его внешним видом, его поведением. И это вызванное поведение матери призвано создавать необходимые условия для развития ребенка.

Исследования шести групп матерей, живущих на разных континентах. И разговаривающих, соответственно, на шести языках, показали, что в речи матери, обращенной к ребенку характерны следующие особенности, по сравнению с тем, как эти же женщины разговаривают с другими людьми
1. упрощение синтаксиса. Более простые предложения.
2. уменьшается длина высказываний матери.
3. увеличиваются паузы в речи, между словами, фразами.
4. появляются бессмысленные звуки.
5. появляются изменения в словах
6. увеличивается высота голоса.
7. речь замедляется.
8. женщины растягивают гласные

9. меняется ритм речь, она делается более напевной, плавной.

Мать организует воображаемый диалог - говорит за себя и за ребенка.
Видеоматериалы показывают, что выражение лица матери преувеличено - широко открыты глаза, брови подняты, само выражение лица формируется замедленно, и дольше удерживается, по сравнению с другим общением.

Показано, что поведение матерей стереотипно.

Основные паттерны эмоционально выражения лица:
1. притворное удивление - расширенные глаза, брови поднимаются, голова слегка откинута, поднята.
2. выражение неодобрения - сдвинутые брови, суженные глаза, голова повернута в сторону и немного опущена, губы сжаты, но снаморщен или напряжены крылья носа.
3. выражение симпатии и заботы
4. улыбка

5. нейтральное выражение лица.

Попробуйте сейчас представить себе, что Вы держите на руках ребенка, смотрите на него, и понаблюдайте, как изменится выражение Вашего лица.
Мать ведет себя так, будто знает, что ребенку нужны небольшие объемы информации и больше времени на ее осмысление. В таком случае среда окружающая малыша предсказуема, понятна, безопасна.

Уже около трехнедельного вораста появляется взгляд глаза в глаза. Это первые личностно-ориентированные отношения, первый социальный взгляд малыша. Взгляд длительный, более 30 секунд, не встречается в других ситуациях. В социуме взгляд глаза в глаза обычно меньше 10 секунд. Мать при этом то отводит взгляд, то возвращает, все время поддерживая контакт - контакт носит рамочный характер - мама как бы обрамляет его.

Ребенок первого месяца обычно еще не улыбается осознанно. Редко осознанная улыбка появляется раньше трех-четырех недель. Улыбка возникает во сне, иногда проскальзывает на лице ребенка, обращенная как-бы в никуда. Но вот мама видит улыбку, явно адресованную ей. Это необыкновенное переживание. И сразу же мама улыбается малышу в ответ, еще больше начинает с ним разговаривать, всем лицом и интонацией показывает как она рада. Это поведение неосознанно, так ведут себя почти все мамы. Но, несмотря на то, что поведение это не осознается, не специально построено, это один из важнейших факторов, влияющий на развитие ребенка.

И самое важное, что развивается от такого взаимодействия матери и младенца - привязанность. Если не развивается привязанность (к матери или другому взрослому) например, в детском доме, где взрсолые, которые ухаживают за детьми, сменяются, то страдает вся личностная сфера ребенка, возникает глубокое отставание в развитии.

Привязанность - важнейшее новообразование младенчества, не менее важное чем постепенное овладение двигательными и речевыми навыками. Признаки привязанности:
-объект привязанности может лучше других утешить и успокоить ребенка.
-младенец чаще, чем к другим обращается к нему за утешением
-в присутствии объекат привязанности младенец реже испытывает страх

Привязанность способствует в дальнейшем адекватной социализации. Качество привязанности было исследовано Мэри Эйнсворт. Ребенок находился в незнакомой ситуации с мамой, потом мама уходила, входил незнакомый взрослый, затем он выходил, и появлялась мама. Все это занимало несколько минут. Понятно, что для одно-двух-летнего малыша эти ситуации представляют собой стресс. Было выделено четыре типа привязанности.

При сформированной надежной, безопасной привязанности ребенок хотя и огорчался из-за отсутствия матери, но у него нет сраха перед незнакомцем, он радуется приходу матери, когда остается один - тревожится, посматривает на дверь, но не впадает в панику. Когда мама возвращается - малыш охотно возобновляет с ней контакт.

При ненадежной, небезопасной привязанности избегающего вида малыши показывали реакцию индеферентного вида . Эти дети будто бы не замечали ни ухода, ни появления матери. Однако их исследовательская активность была заметно снижена.

При ненадежной, небезопасной привязанности тревожно-сопротивляющегося вида, дети очень трудно шли на разлуку, много плакали, сопротивлялись, не отпускали мать. Однако, когда она возвращалась, то дети показывали двойственную реакцию - ребенок радуется, но отходит от мамы, может ее оттолкнуть, ударить. В присутствии чужого ребенок показывал сильную тревогу, страх.

При ненадежной, небезопасной и дезорганизующей привязанности дети показыали смешанное поведение второго и третьего типа, могли подбежать, обнять незнакомого взрослого, избегать или изучать мать, и т.п.

В 1978 году в США у 70% отмечался первый тип привязанности, у 1 % четвертый. В России - по исследованиям Авдеевой - третий тип отмечался у 50-60% испытуемых.
Если у ребенка не формируется привязанность, он сильно отстает в развитии, может даже умереть.
После второй мировой войны детям сиротам в детских домах были созданы, казалось бы, все условия - хорошая пища, рекомендованный врачами режим, качественные игрушки, тепло, чистота. Однако считалось не полезным брать их на руки, общаться с ними. И дети плохо набирали вес, сильно отставали в развитии, болели. У них появились нездоровые поведенческие реакции аутостимуляции - они раскачивались. Убаюкивая так себя, стучали головой о стену, медленно заунывно напевали, скорее это было похоже на вой. Поведение этих детей напоминало случаи тяжелого раннего детского аутизма. Это явление получило название - госпитализм.

Понятно, таким образом, что спокойное, общение матери и малыша - самое главное для него в первые месяцы.

Второе, о чем я хотела поговорить - явление, называемое комплекс оживления.

комплекс оживления [лат. complēxus - связь, сочетание] - термин, введенный в 20-е годы XX в. Н.М. Щеловановым для обозначения совокупности положительных эмоциональных проявлений младенца первых месяцев жизни, возникающих при восприятии им радующих воздействий (обращений взрослого, красочных игрушек, мелодичных звуков). В состав К. о. включаются улыбка, вокализации, двигательное оживление (интенсивные движения конечностей, повороты головы, выгибание корпуса), а также предшествующее этим проявлениям замирание и зрительное сосредоточение на объекте восприятия. Многие исследователи отмечают и другие компоненты К. о., такие как учащенное дыхание, блеск глаз, радостные вскрики, смех и т. п.

Первоначально К. о. трактовался как недифференцированная эмоциональная реакция ребенка, возникающая в ответ на воспринимаемые воздействия. Однако позже М.И. Лисина и ее коллеги показали, что К. о. является не только реакцией, но и инициативной акцией, выполняя функцию общения младенца со взрослыми людьми. При этом каждый компонент К. о. играет свою особую роль в реализации коммуникативного процесса. Так, в зависимости от ситуации общения, младенец то подключает или усиливает одни компоненты К. о., затормаживая другие, то наоборот. Например, если взрослый находится на расстоянии, то для привлечения его внимания ребенок чаще проявляет двигательное оживление и вокализации; находясь же на руках у взрослого в позе "под грудью" или в ситуации лицом к лицу он притормаживает двигательное оживление, тише вокализирует и, сосредоточенно глядя в глаза, улыбается.
К. о. складывается постепенно, начиная с третьей недели жизни . Сначала отмечается замирание и сосредоточение при звуках или зрительной фиксации объекта (предмета или лица человека). Затем обычно появляется улыбка, к которой очень скоро присоединяются (или возникают одновременно с ней) вокализации и двигательное оживление. На втором месяце при нормальном развитии ребенка наблюдается К. о. в полном составе. Интенсивность его компонентов продолжает нарастать примерно до трех-четырех месяцев, после чего К. о. распадается, преобразуясь в более сложные формы поведения.
При дефиците общения появление К. о. задерживается, отмечаются также и другие отклонения в его проявлении: неполный состав, увеличенный латентный период, слабая интенсивность компонентов, реактивный характер. При диагностике уровня развития ситуативно-личностного общения наибольшее значение имеет наличие инициативности К. о. Слабая выраженность каких-либо компонентов К. о. может служить признаком анатомической или физиологической патологии различных анализаторов.
Комплекс оживления как реакция на появление взрослого в поле зрения ребенка является свидетельством окончания периода новорожденности. Наблюдения за новорожденными показали, что первые проявления эмоций выражаются криком, сопровождаются сморщиванием, покраснением, некоординированными движениями.

Наблюдения за младенцами в течение четырех часов в день в первые пять дней жизни и в течение десяти часов в шестой день жизни обнаружили, что в период от двух до двенадцати часов после рождения на лице младенца отмечаются движения, морфологически напоминающие улыбку. Эти движения возникали во сне и рассматривались как спонтанные и рефлекторные. Собственно улыбка возникала на лице младенца в первую неделю жизни в ответ на различные звуковые стимулы, в том числе в ответ на высокий человеческий голос. Вместе с тем к пятой неделе сам по себе человеческий голос не вызывает у младенца улыбку. К этому возрасту в качестве активаторов улыбки начинают выступать различные зрительные стимулы, в том числе вид человеческого лица.

Ориентировочные действия (от франц. orientation - установка, ориентация) - совокупность действий человека, направленных на активную ориентировку в ситуации, ее обследование и планирование поведения.
Сенсомоторно-манипулятивные действия (от лат. sensus - чувство + лат. motor - приводящий в движение + фр. manipuler - манипулировать) - проявление двигательной активности, охватывающее все формы активного перемещения человеком компонентов среды в пространстве и связанные с этими перемещениями переживания.
На втором и третьем месяце жизни ребенок уже улыбается спонтанно, а не только в ответ на внешние раздражители. Наиболее универсальным стимулом для улыбки можно считать вид человеческого лица (Изард К. Э., 1999). На втором месяце ребенок замирает и сосредоточивается на лице человека, наклонившегося над ним, улыбается, вскидывает ручки, перебирает ножками, появляются голосовые реакции.

Эта реакция получила название «комплекс оживления».

Некоторые психологи детства считают именно это новообразование основным показателем завершения периода новорожденности. «Улыбка на лице ребенка и является концом кризиса новорожденности. С этого момента у него начинается индивидуальная психическая жизнь. Дальнейшее психическое развитие ребенка есть прежде всего развитие средств его общения со взрослыми» (Эльконин Д. Б).

Ребенок не просто улыбается, он реагирует на взрослого движениями всего тела, откликается эмоционально. Дети с замедленным развитием прежде всего отстают именно в появлении комплекса оживления. По мнению М. И. Лисиной, комплекс оживления является выражением появившейся потребности ребенка в общении со взрослым - первой его социальной потребности (Лисина М. И., 1978).

Исследования
В результате серии исследований, проведенных в Академии медицинских наук в Москве, М. Ю. Кистяковская (1965) обнаружила, что комплекс оживления наблюдается у здоровых детей к концу первого - началу второго месяца жизни. Кроме улыбки, комплекс оживления проявляется быстрыми генерализованными движениями с попеременным сгибанием и выпрямлением конечностей, учащением дыхания, голосовыми реакциями и морганием. По результатам проведенных исследований можно сделать ряд выводов:
1. Взрослый может вызвать позитивную эмоцию младенца, просто обеспечивая его слуховыми и зрительными впечатлениями, тем самым развивая его способность к визуальной концентрации.

2. Своевременное и полное удовлетворение первичных потребностей младенца значительно снижает вероятность возникновения негативных эмоций и создает условия для позитивного эмоционального развития ребенка.

3. Позитивные эмоции способствуют длительной и устойчивой визуальной концентрации.

Генерализованные движения - (от лат. generalis - общий)-двигательная активность, подтверждающая (или сопровождающая) эмоциональное состояние, эмоциональные реакции; представлены одновременными движениями конечностей, учащением дыхания, голосовыми реакциями.

В классическом исследовании Шпитца и Вольфа ( Spitz, Wolf, 1946) было обнаружено, что в возрасте от двух до пяти месяцев ребенок реагирует улыбкой на любое человеческое лицо. Примерно на четвертом-пятом месяце ребенок начинает отличать мать от других людей. После этого возраста лицо незнакомого человека редко вызывает у него улыбку, он теперь отдает явное предпочтение материнскому лицу и другим знакомым лицам. Эффект, который производит улыбка ребенка, ее воздействие на чувства матери подтверждают истинность гипотезы о мотивационной роли эмоций и эмоциональной экспрессии. Улыбка ребенка вызывает встречную улыбку матери, способствует формированию эмоциональной привязанности, теплых, нежных отношений между матерью и ребенком (Изард К. Э., 1999).

Как отмечает М. И. Лисина: «Мать видит то, чего еще нет, и тем самым реально лепит новое поведение ребенка. Она начинает общаться с ребенком, когда тот еще не способен к коммуникативной деятельности, но именно благодаря этому он в конце концов втягивается в эту деятельность » (Лисина М. И., 1978, с. 276). При нормальном воспитании оглушительное «уа» новорожденного переходит в менее бурное выражение отрицательной эмоции - плач.

Второй этап в развитии детей охватывает время со 2-го по 6-й мес жизни. В период от 4-х до 6-ти недель ребенок, уже научившийся с помощью матери выделять взрослого, быстро овладевает разнообразными средствами общения. Младенец теперь уверенно отыскивает глазами взрослого, поворачивается на звук его шагов, замечает его издали на большом расстоянии. Он сосредоточенно рассматривает лицо матери (особенное внимание привлекают ее глаза), вслушивается в звуки ее голоса. В ответ на обращения матери он улыбается, внимательно смотрит на нее, оживленно двигает конечностями и издает разнообразные звуки (вскрики, гуканье). Картина радостного поведения младенца была названа учеными комплексом оживления. Этот термин впервые был введен в 20-е гг.

Н.М. Щеловановым. Комплекс оживления включает четыре основных компонента:

1) замирание и зрительное сосредоточение - долгий, пристальный взгляд на взрослого;

2) улыбку, выражающую радостные эмоции ребенка;

3) двигательное оживление - движения и т.д.

4) вокализации - вскрики (громкие отрывистые звуки), гуканье (тихие короткие звуки типа «кх», «гк» и т. д.), гуление (протяжные звуки, напоминающие пение птиц, - «гуу-лллиии» и пр.). Все эти компоненты наблюдаются в поведении младенца одновременно (отсюда и название комплекс). Комплекс оживления складывается примерно к 2,5 мес, и его интенсивность нарастает вплоть до 4 мес. После этого возраста он начинает распадаться, т. е. отдельные его компоненты становятся относительно независимыми, и возникают новые формы поведения ребенка.

Известные советские специалисты в области раннего детства Н. Л. Фигурин и М. П. Денисова более полувека назад охарактеризовали комплекс оживления как проявление своеобразного удовольствия в ответ на воздействия взрослых. Долгое время комплекс оживления трактовался именно как реакция в ответ на действия взрослого. В 1960 г. вышла книга Д. Б. Эльконина («Детская психология»), в которой комплекс оживления впервые рассматривался как форма активного участия младенца в общении со взрослым. Однако это было всего лишь предположение, которое нуждалось в экспериментальных доказательствах. Такие доказательства были получены в исследованиях М. И. Лисиной и С. Ю. Мещеряковой.

В основу их было положено предположение о том, что комплекс оживления является не просто ответной реакцией, выражающей радостное возбуждение, но средством общения со взрослым. А значит, он должен выражать активность самого ребенка (т. е. быть его акцией). Если это так, то комплекс оживления (КО) должен иметь разный характер в зависимости от ситуации и от задачи общения. В экспериментах М. И. Лисиной фиксировалась интенсивность всех компонентов КО в разных ситуациях взаимодействия со взрослым: 1) пассивный взрослый в поле зрения ребенка, 2) улыбающийся взрослый, 3) ласковое поглаживание, 4) разговор, 5) комплексное воздействие (включающее улыбку, поглаживание и разговор одновременно).


Результаты экспериментов показали, что интенсивность и относительная выраженность компонентов КО зависят от типа воздействия взрослого. Так, на улыбку взрослого младенец отвечает в основном тоже улыбкой и оживлением. При поглаживании он спокоен, длительно улыбается и вокализирует. При разговоре ребенок часто и длительно гулит. Таким образом, ситуация взаимодействия определяет степень общей активности младенца и выбор коммуникативных средств, которые он по преимуществу использует. В этой работе экспериментально был доказан активный характер КО, о чем свидетельствовали следующие факты. Во-первых, было замечено, что младенцы ведут себя тем активнее, чем более пассивным является взрослый. И наоборот, чем он более активен, тем спокойнее и реактивнее ребенок. Наибольшая активность ребенка проявлялась в ситуациях с пассивным взрослым, а наименьшая - при его комплексном обращении. Это значит, что КО не подчиняется «закону силы», согласно которому ответ тем сильнее, чем интенсивнее вызывающее его воздействие. Он подчиняется совершенно другому закону - закону общения: чем пассивнее партнер, тем больше усилий нужно приложить, чтобы привлечь его к взаимодействию.

Во-вторых, КО нередко опережает обращение взрослого. Младенец начинает издавать звуки и взволнованно движется, когда взрослый не обращает на него внимания и разговаривает с посторонним. В подобных случаях поведение ребенка - это явно не ответ, а активное действие, призыв к общению. Однако КО проявляется не только при взаимодействии со взрослым, но и при восприятии интересных предметов, как реакция на радующие ребенка впечатления. Чтобы сопоставить эти две функции КО, следовало выяснить, имеет ли он качественные отличия, когда он служит средством общения и когда он возникает в ответ на приятные впечатления. Эксперименты С. Ю. Мещеряковой включали две группы воздействий: взрослого человека и игрушек, в том числе с изображением человеческого лица (неваляшка). Воздействия обеих групп уравнивались по времени и варьировались по способу предъявления и степени привлекательности для младенцев. Так, были серии с пассивным взрослым и неподвижным предметом и серии с общающимся взрослым и приближающимся к ребенку предметом. Поведение детей и компоненты КО фиксировались и оценивались по заранее разработанной 3-балльной шкале. Результаты работы показали следующее.

1. Суммарная интенсивность КО и его компонентов (за исключением зрительного сосредоточения) значительно выше при воздействии взрослого, чем при восприятии предметов.

2. При восприятии предметов основными его компонентами оказались сосредоточение и двигательное оживление при относительно слабой представленности улыбки и вокализаций. При воздействии взрослого одинаково ярко были выражены все компоненты КО.

3. КО при воздействии взрослого оказался более лабильным, чем при восприятии предметов. Младенцы явно меняли свое поведение в зависимости от поведения взрослого и практически одинаково реагировали на предметы. Интересно, что среди всех предъявляемых предметов наиболее интенсивную реакцию детей вызывали игрушки с изображением человеческого лица.

4. Обнаружились различия в динамике отношения младенца ко взрослому и к предмету. Интерес к одному и тому же взрослому на протяжении всех экспериментов (а их было 12 в каждой серии) не угасал, а, напротив, выражался все ярче. Повторное предъявление предмета вне присутствия взрослого вызывало все меньший интерес младенцев.

5. Анализ возрастной динамики КО показал, что состав КО в двух сравниваемых ситуациях зависит от возраста детей. До 2 мес он остается примерно одинаковым в обеих ситуациях, а начиная с 3 мес различия существенно нарастают: при восприятии взрослого на первое место выходит улыбка, а при восприятии предметов - двигательное оживление. Однако на протяжении первого полугодия жизни интенсивность всех компонентов КО при взаимодействии со взрослым значительно выше, чем при восприятии предметов.

Итак, в результате исследований М. И. Лисиной и С. Ю. Мещеряковой было показано, что КО имеет активную функцию, которая направлена на взаимодействие со взрослым, и эта активная функция является ведущей по отношению к реактивной (экспрессивной). Установление активной функции КО имеет большое научное значение, поскольку доказывает, что младенец является не просто пассивным, реагирующим существом, а активно действующим. Причем все его активные действия направлены на взрослого. Это можно рассматривать как доказательство того, что младенец начиная со 2-го мес. жизни овладевает способностью к общению со взрослым и что это общение является ведущей деятельностью в первом полугодии жизни.


Все мы не раз слышали о комплексе оживления младенцев, и вроде бы знаем, что это такое и как он проявляется. Но вопросы и непонимания все-таки терзают родительскую душу.

Давайте разбираться детально. Начнем с того какие характеристики входят в интересующий нас комплекс.

  • младенец замирает в 1ые секунды общения;
  • младенец зрительно сосредотачивается – как бы «рассматривает», взгляд направлен на лицо «собеседника», он долог и пристален, наибольшее внимание уделяется глазам;
  • улыбка (уже) – показатель радости;
  • оживленные движения – ручки тянуться, головка двигается, ножки вскидываются, спинка выгибается;
  • все вышеперечисленные действия сопровождаются вокализацией, т.е. голосовыми реакциями, вас привлекают возгласами и гулением.

Комплекс на то и комплекс, все данные реакции должны происходить совокупно.

Когда же развивается комплекс?

Период формирования комплекса оживления начинается к концу первого месяца. Вы скажите, что реакции оживления были и раньше. Да, малыш реагировал на любые раздражители. Но только сейчас его реакции комплексны.

Важно установить с малышом разумный контакт глаз. Ребенок в данном возрасте осознанно смотрит в глаза.

Малыш пока еще не умеет отличать лица знакомых от незнакомцев (обладание этим умением придет только к середине 1ого годика). Позже ребеночек будет насторожен при виде неизвестных людей.

В период четырех месяцев комплекс оживления модифицируется в другие формы реагирования, более сложные, они основаны на каждой отдельно взятой.

В чем же смысл комплекса оживления младенца?

С помощью данного комплекса малыш постепенно становится начинателем и побудителем общения! Малыш может заранее «сказать» родителю о своих желаниях и нуждах. Малыш постепенно попадает в среду общения, которая необходима для стимуляции развития психических функций.

Хочу отметить, как только малыш становится инициатором, позвольте ему им быть! Есть тревожные и невротичные родители, которые готовы чуть ли не спать у детской кроватке, они угадывают все желания малыша, даже если тот и не успел о них заявить. Малыш понимает, что его потребности удовлетворяются, даже не надо стараться и просить об этом.

В будущем могут появиться проблемы в инициативностью в целом. Но я не говорю, что стоит забросить малыша полностью. Запомните, не впадайте в крайности, будьте разумны, подходите ко всему с умом. Все нужды и желания малыша следует удовлетворять в нужное время и в нужном объеме. Но не предугадывайте их!

Обратите внимание! Если перечисленные реакции не появляются в нужное время – это, может быть, тревожный колокольчик. К примеру, если реакции комплекса не появляются до десятой недели, это может свидетельствовать о ЗПР или аутизме. Своевременно обращайтесь к врачу.

Комплекс оживления является той пограничной зоной, после которой заканчивается этап новорожденности, и начинается период развития психических функций малыша.

Данное развитие, как я отмечала ранее, строится с помощью взаимодействия и общения с взрослым.

Как мы уже определили, комплекс оживления – это способ коммуникации с взрослым миром. Данное общение, естественно, зависит от ситуации. К примеру, если взрослый не обращает внимания на малыша, тот в свою очередь, чтобы привлечь взрослого использует комплекс оживления, машет ручками, «приманивая» взрослого к себе. Или же наоборот, взрослый активен с малышом, как следствие комплекс не такой оживленный, как в первой ситуации.

Кульминация комплекса оживления!

Самый большой прилив счастья приходится на возраст трех – четырех месяцев. Только малыш услышит голос мамы, как активно начинает издавать разные звуки, двигаться, улыбаться. Обратите внимание на рекламы с детками, чаще всего мы видим именно малышей в таком возрасте. Малыш всегда весел, улыбчив и производит волшебные впечатления.

На данном этапе активно укрепляется связь малыш – родители. Некоторые родители говорят о том, что именно в данный период они испытали самое сильное чувство любви к своему чаду.

Есть ли улыбки после комплекса оживления?

Данный период совсем недолгий. Развитие требует более сложных форм реакции, и на смену данному комплексу приходят другие формы поведения. Данная смена происходит в возрасте четырех – пяти месяцев. Теперь маленький знает, что позвать родителя можно, не только при помощи плача, но и при помощи других звуков. Улыбка становится звонким смехом. Движениями он начинает управлять. Осознанно изучает свое маленькое тельце и мир вокруг него. В этот период малыш радуется не только маме – папе, но и другим близким людям. Также его радость вызывают игрушки!

Дорогие родители, обратите ваше внимание!

Случается, что комплекс проявляется с опозданием или же вообще не появляется. Это сигналы! Отреагируйте их, пожалуйста.

Если маленький не активничает в пять недель, не имеет фокуса на лице, не имеет реакции на голос, нет вздрагивания при резком и громком звуке, вероятно, что малыш имеет проблемы с развитием слухового и зрительного анализаторов.

Если маленький в четыре месяца реагирует на взрослого только в том случае, когда он наклонился к ребеночку почти впритык, или, увидев издали не активничает, то, возможно, он имеет проблемы с психомоторикой. Обратитесь к специалисту.

Задача для вас, дорогие мамы и папы, делайте так, чтобы максимально часто вызывать у малыша реакции оживления, всегда говорите с ним, проявляя любовь и заботу!

Растите большими и здоровыми.

Другая информация по теме


  • Как стать самостоятельным, когда ты еще совсем маленький?
  • 14. Общая характеристика памяти. Рациональные способы запоминания.
  • 15. Общая характеристика мышления.
  • 16. Общая характеристика внимания. Виды и свойства внимания.
  • 17.Методы социальной психологии.
  • 18. Общение как обмен информацией. Невербальная коммуникация. Специфика педагогического общения.
  • 20. Общение как познание людей друг друга (соц. Перцепция). Механизмы (проекции, стереотипы) и эффекты межличностного восприятия.
  • 21. Проблема групп в социальной психологии. Классификация групп.
  • 22. Определение малой группы и ее границы. Основные направления исследований малых групп. Типы малых групп.
  • 23. Лидерство и руководство. Теории происхождения лидерства. Стиль лидерства: классические и современные представления.
  • 24. Общая характеристика больших социальных групп.
  • 25.Стадии и уровни развития малой группы.
  • 28. Методы исследования возрастной педагогической психологии.
  • 29. Социально-историческая природа детства.
  • 30. Основные подходы к объяснению психического развития в возрастной психологии (биологизаторские и социологизаторские концепции психического развития человека).
  • 32. Понятие сензитивного периода в развитии психики. Особенности сензитивных периодов на различных этапов развития.
  • 33. Основные подходы к построению периодизаций психического развития в психологии.
  • 1. Понятие возраста в психологии
  • 2. Основные группы периодизации развития в отечественной и зарубежной психологии
  • 2) Стадии развития интеллекта по ж. Пиаже.
  • 1) Э. Эриксон. Периодизация личностного развития:
  • 3. Периодизация л.С. Выготского и д.Б. Эльконина
  • 1) В.И. Слободчиков
  • 34. Периодизации психического развития л.С.Выготского, д.Б.Эльконина. Понятие и виды ведущей деятельности.
  • 35. Кризис новорожденности. Комплекс оживления у ребенка.
  • 36. Особенности психологического развития в младенчестве и раннем детстве.
  • 37. Кризис 3-х лет.
  • 38. Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте. Формирование личности в дошкольном возрасте.
  • 39. Кризис 7 лет. Психологическая готовность к школьному обучению.
  • 40. Формирование личности в младшем школьном возрасте.
  • 41. Подростковый кризис.
  • 42. Особенности формирования личности в подростковом возрасте.
  • 43. Личностное и профессиональное самоопределение в ранней юности. Становление мировоззрения.
  • 44. Кризис юности (17-21).
  • 45. Этапы исторического развития педагогической психологии. Характеристика общедидактического этапа.
  • 60. Подходы зарубежных и отечественных ученых к профессиональному самоопределению (д. Сьюпер, э. Гинзберг, Дж. Холланд).
  • 35. Кризис новорожденности. Комплекс оживления у ребенка.

    Первый критический период развития ребенка – период новорожденности. Это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь проходит под знаком этой травмы.

    Кризис новорожденности – промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Если бы с новорожденным существом не было взрослого человека, то через несколько часов это существо должно было погибнуть. Переход к новому типу функционирования обеспечивается только взрослым. Взрослый охраняет ребенка от яркого света, защищает его от холода, оберегает от шума, обеспечивает питанием и т. д.

    Ребенок наиболее беспомощен в момент своего рождения. У него нет ни единой сложившейся формы поведения. В ходе антропогенеза практически исчезли какие бы то ни было инстинктивные функциональные системы. К моменту рождения у ребенка нет ни одного заранее сформированного поведенческого акта. Все складывается при жизни. В этом и заключается биологическая сущность беспомощности.

    Наблюдая новорожденного, можно видеть, что даже сосанию ребенок учится. Терморегуляция отсутствует. Правда, у ребенка есть врожденные рефлексы (хватательный, рефлекс Робинсона и др.). Однако эти рефлексы не служат основой для формирования человеческих форм поведения. Они должны отмереть, для того чтобы сформировался акт хватания или ходьба.

    Таким образом, период времени, когда ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологически, и составляет период новорожденности.

    Первый объект, который ребенок выделяет из окружающей действительности, – человеческое лицо. Может быть, это происходит потому, что это раздражитель, который чаще всего находится с ребенком в самые важные моменты удовлетворения его органических потребностей.

    Из реакции сосредоточения на лице матери возникает важное новообразование периода новорожденности – комплекс оживления. Это эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками. До этого движения ребенка были хаотичны, некоординированы. В комплексе зарождается координация движений.

    Комплекс оживления – основное новообразование критического периода. Оно знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития – младенчества. Поэтому появление комплекса оживления представляет собой психологический критерий конца кризиса новорожденности. Физиологический критерий конца кризиса новорожденности – появление зрительного и слухового сосредоточения, возможность появления условных рефлексов на зрительные и слуховые раздражители.

    Причины кризиса новорожденности:

    Физиологические (рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания).

    Психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни).

    36. Особенности психологического развития в младенчестве и раннем детстве.

    Ранний возраст - период с года до 3 лет. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей - формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности.

    Ведущей деятельностью является предметная деятельность, которая влияет на все сферы психики детей, определяя во многом и специфику их общения с окружающими. Она возникает постепенно из манипулятивной и орудийной деятельности младенцев. Эта деятельность подразумевает, что предмет используется в качестве орудия по закрепленным в данной культуре правилам и нормам - например, ложкой едят, лопаткой копают, а молотком забивают гвозди.

    Выявляя в процессе деятельности наиболее важные свойства предмета, ребенок начинает соотносить их с определенными операциями, которые он совершает, при этом открывая, какие операции лучше всего подходят к конкретному предмету. Таким образом, дети учатся пользоваться предметами так, чтобы они не были просто продолжением их руки, но использовались, исходя из логики самого предмета, т.е. из того, что им лучше всего можно делать.

    Этапы формирования таких, закрепленных за предметом-орудием действий, были исследованы П.Я. Гальпериным. Он показал, что на первой стадии - целенаправленных проб - ребенок варьирует свои действия исходя не из свойств орудия, которым он хочет достать нужный ему предмет, но из свойств самого этого предмета.

    На второй стадии - подстерегания - дети случайно находят в процессе своих попыток эффективный способ действия с орудием и стремятся повторить его.

    На третьей стадии, которую Гальперин назвал «стадией навязчивого вмешательства», ребенок активно старается воспроизвести эффективный способ действия с орудием и овладеть им.

    Четвертая стадия - объективной регуляции.На этой стадии ребенок открывает способы регулирования и изменения действия исходя из тех объективных условий, в которых его приходится выполнять. Гальперин также доказал, что в том случае, когда взрослый сразу же показывает ребенку, каким образом действовать с предметом, этап проб и ошибок минуется, а дети сразу же начинают действовать, начиная со второго этапа.

    При диагностике развития предметных действий у детей необходимо помнить о том, что орудийные действия включают в себя и предметные, так как один из вариантов орудийного действия является исторически закрепленным за данным предметом.. В течение второго года жизни дети обучаются большинству предметных действий, причем при исследовании их психического развития важно помнить, что орудийные действия в определенной степени могут являться показателем интеллектуального развития детей, в то время как предметные в большей степени отражают степень их обучения, широту контактов со взрослыми.

    Большое значение для психического развития в этом возрасте имеет и формирование сенсорики. В первые годы жизни уровень развития восприятия существенно влияет на мышление. Это связано с тем, что действия восприятия связаны с такими операциями мышления, как обобщение, классификация, подведение под понятие и другими. Развитие восприятия определяется тремя параметрами - перцептивными действиями, сенсорными эталонами и действиями соотнесения. Таким образом, становление восприятия заключается в выделении наиболее характерных для данного предмета или ситуации качеств (информативных точек), составлении на их основе устойчивых образов (сенсорных эталонов) и соотнесении этих образов-эталонов с предметами окружающего мира.

    Перцептивные действия помогают изучить основные свойства и качества воспринимаемого предмета, выделив из них главные и второстепенные. На основе такого выделения ребенок воспринимает информативные точки в каждом из предметов окружающего мира, что помогает при повторном восприятии быстро узнать этот предмет, отнеся его к определенному классу - кукла, машинка, тарелка и т.д. Действия восприятия, которые вначале являются внешними и развернутыми (ребенок должен не только посмотреть на предмет, но и потрогать его руками, действовать с ним), затем переходят во внутренний план и автоматизируются.

    Таким образом, развитие перцептивных действий помогает формированию обобщения, так же как и других мыслительных операций, так как выделение наиболее значимых качеств каждого предмета дает возможность в дальнейшем объединить их в классы и понятия. В раннем возрасте также начинается формирование сенсорных эталонов - вначале как предметных (появляющихся уже к концу младенчества), которые затем, постепенно обобщаясь, переходят на уровень сенсорных. Сначала представления о форме или цвете связаны у ребенка с конкретным предметом (например, круглый мяч, зеленая трава и т.д.). Постепенно это качество обобщается и становится обобщенным эталоном - цвета, формы, размера. Именно эти три основных эталона формируются у детей к концу раннего возраста. Действия соотнесения предмета с эталоном помогают систематизировать те знания, которые есть у детей при восприятии новых предметов. Именно эти знания делают образ мира целостным и постоянным.

    При этом в раннем возрасте дети еще не могут разделить сложный предмет на ряд эталонов, из которых он состоит, но могут уже найти отличия между конкретным предметом и эталоном - например, сказав, что яблоко - это неправильный круг. Благодаря тесной связи восприятия и мышления, некоторые тесты, использующиеся для диагностики детей этого возраста, применяются для изучения обоих процессов.В раннем возрасте кроме наглядно-действенного мышления начинает формироваться и наглядно-образное. мышление предполагает ориентировку в связях и соотношениях между предметами, Эта ориентировка может быть связана с непосредственными действиями с предметами, их зрительным изучением или словесным описанием, определяя тем самым и вид мышления - наглядно-действенное, образное, схематическое, словесно-логическое. При этом наглядно-действенное мышление возникает к концу первого года жизни и является ведущим видом мышления до 3,5-4 лет. Наглядно-образное мышление возникает в 2,5-3 года и является ведущим до 6-6,5 лет. Наглядно-схематическое мышление возникает в 4,5-5 лет, оставаясь ведущим видом мышления до 6-7 лет.И, наконец, словесно-логическое мышление возникает в 5,5-6 лет, становясь ведущим с 7-8 лет, и остается основной формой мышления у большинства взрослых людей.

    Таким образом, в раннем возрасте основным (и практически до конца этого возраста единственным) видом мышления является наглядно-действенное, предполагающее непосредственный контакт ребенка с предметами и поиск правильного решения задачи путем проб и ошибок. Как и в случае с формированием предметных действий, помощь взрослого, который показывает ребенку, на какие параметры ситуации следует обратить внимание, чтобы правильно сориентироваться и правильно решить задачу, необходима для развития мышления ребенка и перехода его на более высокий образный уровень. В то же время к концу раннего возраста при решении простых, связанных с прошлым опытом задач, дети должны уметь ориентироваться практически мгновенно, не прибегая к пробным действиям с предметами, т.е. решать задачи на основе образного мышления. Характерной особенностью мышления ребенка в этот период является его синкретизм, т.е. нерасчлененность - ребенок пытается решить задачу, не выделяя в ней отдельные параметры, но воспринимая ситуацию как целостную картинку, все детали которой имеют одинаковое значение. Поэтому помощь взрослого должна быть направлена, прежде всего, на анализ и выделение отдельных деталей в ситуации, из которых потом ребенок (может быть также при помощи взрослого) выделит главные и второстепенные.

    Таким образом, общение со взрослым, совместная предметная деятельность могут существенно ускорить и оптимизировать познавательное развитие детей, недаром М.И. Лисина назвала ведущий вид общения в этот период ситуативно-деловым. Однако общение со взрослым имеет большое значение не только для формирования познавательной сферы, но и для развития личности детей раннего возраста. представление о себе, первая самооценка детей в это время является на самом деле интериоризованной оценкой взрослого. Поэтому постоянные замечания, игнорирование пусть даже не всегда успешных попыток детей сделать что-то самостоятельно, недооценка их стараний могут привести уже в этом возрасте к неуверенности в себе, снижению притязаний на успех в осуществляемой деятельности. Об этом говорил и Э. Эриксон, доказывая, что в этом возрасте у детей формируется чувство самостоятельности, автономности либо, при неблагоприятном направлении развития, чувство зависимости от него. Доминирование одного из двух вариантов связано с тем, как взрослые реагируют на первые попытки ребенка добиться самостоятельности. В какой-то степени описание этой стадии у Эриксона коррелирует с описанием формирования новообразования «я - сам» в отечественной психологии.

    Так, в исследованиях Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович и других психологов подчеркивалось, что к концу раннего детства у детей появляются первые представления о себе как о личности, отличающейся от других самостоятельностью собственных действий. В это же время у детей появляются первые признаки негативизма, упрямства и агрессии, которые являются симптомами кризиса3 лет. Это один из самых значимых и эмоционально насыщенных кризисов в онтогенезе. Фиксация на негативном этапе этого кризиса, препятствия, которые возникают при формировании самостоятельности, активности детей (высокая степень опеки - гиперопека, авторитарность, высокие требования и критика со стороны взрослых), не только препятствуют нормальному развитию самосознания и самооценки детей, но и приводят к тому, что негативизм, упрямство, агрессия, так же как и тревога, отгороженность становятся устойчивыми свойствами личности. Эти качества, естественно, влияют на все виды деятельности детей - и на их общение с окружающими, и на их учебу и могут привести к серьезным отклонениям в младшем школьном и, особенно, подростковом возрасте.

    Важной характеристикой этого возрастного этапа является лабильность эмоциональной сферы ребенка. Его эмоции и формирующиеся в это время чувства, отражающие отношения к предметам и людям, еще не фиксированы и могут быть изменены при изменении ситуации. Фиксация на запрете при появлении другого положительного стимула, отсутствие положительной эмоциональной реакции на новую игрушку и иные показатели ригидности эмоций, так же как и фиксация на отрицательных эмоциях, являются серьезными показателями (свидетельствами) отклонения не только в развитии эмоциональной сферы, но и в общем психическом развитии в этом возрасте.

    Очень часто молодые неопытные мамочки у своего педиатра спрашивают, нормально ли развивается их ребёнок. Физиологические параметры специалисту будет несложно оценить, ведь для этого существуют определённые показатели и нормы.

    С первого дня жизни малыш проявляет разнообразные двигательные реакции. В начальный период такая реакция может вызываться всеми внешними предметами, но с течением времени малыш её начинает направлять на определённый предмет, который появился в его поле зрения. Именно тогда начинает формироваться комплекс оживления у ребёнка.

    Что входит в комплекс оживления

    В психологии существует несколько толкований понятия «комплекс оживления». Но основным из них является следующее: комплекс оживления - это двигательно-эмоциональная реакция ребёнка на появление взрослого человека.

    Комплекс оживления включает в себя:

    1. Реакции голосовые (вокализация) - младенец к себе привлекает внимание протяжным гулением или короткими громкими вскриками.
    2. Оживлённые движения - ребёнок навстречу взрослому выгибает спинку, двигает головкой, тянет ручки, закидывает ножки и прочее.
    3. Радость младенца начинает выражаться улыбкой.
    4. Сосредоточение зрительное - младенец на протяжении длительного периода пристально рассматривает взрослого, уделив особое внимание его глазам.
    5. В первые секунды контакта ребёнок замирает.

    Эти показатели являются основными составляющими, которые все вместе должны проявляться. Именно из-за этого совокупность этих реакций и зовётся комплексом.

    В каком возрасте формируется комплекс оживления

    В психологии сказано, что при рождении младенец испытывает огромный стресс . Связано это с тем, что окружающая среда, в которую он попал имеет огромное отличие от той, в которой он находился до рождения. Именно сейчас ему всё кажется опасным и новым.

    Примерно через 14 дней после рождения младенец начинает осваиваться и привыкать, интересоваться вещами, которые его окружают и фокусировать на них свой взор, узнавать родные голоса, чувствовать безопасность, когда рядом находятся близкие люди.

    К концу первого месяца после рождения малыша начинает формироваться комплекс оживления у ребёнка . Именно в этом возрасте реакции начинают проявляться комплексно, а взгляд на предметы и людей становится более осознанным. Важным новообразованием в этом возрасте является установление с малышом зрительного осмысленного контакта. Сознательно он ещё не способен отличать лица родителей от прочих лиц. Это он сможет делать только в возрасте 6 месяцев. После этого времени ребёнок всем подряд перестанет улыбаться и будет более настороженным к незнакомым ему людям. Но именно сейчас он сознательно начинает смотреть в глаза.

    В возрасте 2,5 - 3 месяца малыш абсолютно счастлив, он постоянно улыбается, активен и показывает всем своим видом, что желает узнать как можно больше нового.

    Постепенно комплекс оживления преобразуется в более сложные поведенческие формы, которые основываются в отдельности на каждой реакции. Примерно это происходит в возрасте 4 месяцев .

    Когда наступает период максимальной активности

    Комплекс оживления - это именно тот период, когда максимальным должно быть общение с малышом. Очень важно все свои действия сопровождать речью. В психологии сказано, что именно мамина речевая активность влияет на ребёнка: он будет постоянно одиноким и замкнутым или же станет центром компании.

    Если рядом с малышом постоянно молчать , то это чревато ночными кошмарами, дефектами речи и задержкой развития. Главное, не переусердствовать с общением. Малышу требуется отдых. В норме комплекс оживления малыша длится до 4 месяцев. После достижения этого возраста реакция малыша меняется, более осмысленным становится поведение, появляются осознанные эмоции и перемены настроения.

    Что должен уметь делать ребёнок после 4 месяцев

    Очень важно, чтобы кроме развития физического, у ребёнка были следующий ряд навыков:

    1. Умение без помощи взрослого самостоятельно переворачиваться.
    2. Держать головку лёжа на животике.
    3. При помощи взрослого садиться и в таком положении держать головку.
    4. Когда малыша держат подмышки, он должен кончиками пальчиков на ногах отталкиваться от твёрдой поверхности.
    5. Сознательно захватывать предметы и, раскрывая ладошки, похлопывать по ним.
    6. Целенаправленно вместо соски засовывать себе в ротик пальцы или при грудном вскармливании помогать себе ручками.

    Чем ребёнок старше, тем меньше заметны его проявления комплекса оживления. Но некоторые реакции становятся более значимыми и осознанными.

    Что ребёнок должен уметь

    Есть некоторые навыки, которыми должен владеть каждый ребёнок в определённый период развития. К таким навыкам относятся:

    Родителям, которые воспитывают первенца, необходимо знать, что комплекс оживления - это явление обязательное, которое у каждого ребёнка должно проявляться. Если же тех реакций, которые были перечислены выше, у малыша не наблюдается, то незамедлительно нужно показать ребёнка специалисту.

    Почему важна взаимосвязь родителей и детей

    Новорождённый постоянно должен взаимодействовать с людьми, которые ему помогают развиваться психологически. Примерно до 6 месяцев взрослый и малыш взаимодействует на эмоциональной основе с помощью разнообразных реакций.

    Общение эмоциональное происходит с помощью разнообразных движений, соответствующих определённой эмоции, при этом применяются интонации голоса, позы и мимика. Когда малыш достиг возраста 6 – 8 месяцев, приходит следующий этап общения ребёнка с внешним миром и родителями, а также людьми, которые его окружают. Этот этап зовётся ситуативно - деловой. В этот период вместе с эмоциональными проявлениями появляется взаимодействие с окружающими предметами.

    Из-за активного взаимодействия со взрослым человеком на первом этапе своей маленькой жизни ребёнок развивается психологически и переходит на новый уровень своего формирования. Общение систематическое помогает стимулировать сферу ребёнка эмоциональную: так он скорее познаёт окружающий его мир.

    Общаться кроха с родителями должен с первого дня жизни . Это общение наиболее продуктивно, пока у малыша не развились формы восприятия предметного.

    Со временем малыш начинает проявлять интерес к предметам, которые его окружают: он для себя открывает их новые свойства и более активно действует. Но делать это ему самостоятельно сложно, именно по этой причине взрослый обязан помочь познать ребёнку мир, который его окружает. Только так малыш будет развиваться правильно и быстро. В этот период жизни создаются предпосылки для нормального развития и формирования младенческой психики и психологии.

    Что происходит после комплекса оживления

    Комплекс оживления занимает небольшую часть жизни ребёнка. Заканчивается он примерно в 4 месяца . Именно сейчас между родителями и малышом закрепляется надёжная связь. В этот период дети очень активные: они много двигаются и улыбаются. В этот период общение ребёнка со взрослым человеком способствует правильному развитию и формированию у ребёнка слуха, речи и памяти.

    Очень быстро малютка развивается и очень скоро начинает понимать, что маму можно позвать звуками, а не только плачем. Он не только улыбается, но и начинает громко смеяться, движения его становятся более осознанными, а не хаотичными.

    Бывают ситуации, когда период комплекса оживления затягивается . В таких случаях мама должна обращать особое внимание на особенности в развитии своего чада. Это может быть признаком недостаточного количества внимания с родительской стороны или же неполноценного развития. Для установления причины стоит показать малыша специалисту.

    Если малыш достиг возраста в 5 недель, но нет никакой реакции на появление родителей, вздрагивания при громком шуме, это может быть признаком патологии в формировании зрения и слуха. Если малышу 4 месяца, но на маму он реагирует, только когда она находится рядом, это указывает на нарушение психомоторной функции и проблемы с развитием.