Микросоциальная среда. Принцип приоритетной роли микросоциума
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА МИКРОСОЦИУМА 4
2. МИКРОСОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА 7
3. СОЗДАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В МИКРОСОЦИУМЕ 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18
ВВЕДЕНИЕ
Развитие человека - это реализация его имманентных (внутрен¬не присущих) задатков, свойств.
Развитие человека во взаимодействии и под влиянием окружа¬ющей среды в самом общем виде можно определить как процесс и результат его социализации, т. е. усвоения и воспроизводства куль¬турных ценностей и социальных норм, а также саморазвития и са¬мореализации в том обществе, в котором он живет.
Социализация происходит: а) в процессе стихийного взаимо¬действия человека с обществом и стихийного влияния на него различных, порой разнонаправленных обстоятельств жизни; б) в процессе влияния со стороны государства на те или иные катего¬рии людей; в) в процессе целенаправленного создания условий для развития человека, т. е. воспитания; г) в процессе самоизме¬нения человека.
Таким образом, можно считать, что развитие - общий про¬цесс становления человека; социализация - это развитие, обус¬ловленное конкретными социальными условиями. Воспитание же можно определить как относительно социально контролируемый процесс развития человека в ходе его социализации.
На развитие детей огромную роль играет микросоциальная среда, т. е. его ближайшее окружение.
1. ХАРАКТЕРИСТИКА МИКРОСОЦИУМА
Микросоциум - это действующая на определенной территории общность, включающая в себя семью, соседство, группы сверстников, различные общественные, государственные, религиозные, частные и воспитательные организации, а также различные неформаль¬ные группы жителей.
Влияние микросоциума на процесс развития детей и подростков зависит от его объективных характе¬ристик и субъективных характеристик самого человека.
Микросоциум обладает рядом характеристик.
Пространственные характеристики конкретного микросоциума: в городе тот или иной микрорайон может располагаться в центре, на окраине, в срединной зоне и по-разному быть связанным с другими частями города; село или посе¬лок могут быть более или менее изолированными и отдаленными от других поселений.
С пространственными тесно связаны архитектурно-планировоч¬ные особенности микросоциума: в селе или поселке - это ком¬пактная или разбросанная застройка; в городе - микросоциум с исторически сложившейся или индустриальной застройкой, со¬отношение малоэтажной и высотной застройки, открытость - зам¬кнутость придомовых пространств, наличие, количество и каче¬ство малых архитектурных форм и т.д.
От всех этих характеристик зависит функциональная структура пространства микросоциума: наличие или отсутствие мест для игр детей и подростков, возможностей для времяпрепровождения небольших групп и т.д.
С точки зрения тех возможностей, которые имеются в микросо¬циуме для развития детей и подростков, важную роль играет его культурно-рекреационная инфраструкту¬ра: наличие и качество работы учебно-воспитательных учрежде¬ний, кинотеатров, клубов, спортзалов, стадионов, бассейнов, музе¬ев, театров, библиотек; наличие местных средств информации и т.п.
Существенной характеристикой микросоциума следует считать демографическую, т.е. состав его жителей: их этническая принад¬лежность, однородность или неоднородность; социально-профес¬сиональный состав и степень его дифференцированности; осо¬бенности половозрастного состава (может иметь место преоблада¬ние женского или мужского населения, большое число пенсио¬неров или почти их полное отсутствие и т.д.); состав семей.
Важнейшей характеристикой микросоциума с точки зрения направленности его влияния на социализацию является сложивший¬ся в нем социально-психологический климат, который во многом есть результат взаимодействия всех характеристик микросоциума.
Микроклимат определяется уровнем образования жителей, соотношением количества жителей с просоциальным, асоциаль¬ным и антисоциальным стилями жизни, наличием криминоген¬ных семей и групп, криминальных структур, качеством работы воспитательных, культурных, спортивных и других организаций.
Эффективность и мера влияния микросоциума на конкретного человека зависит от степени его включенности в жизнь микросоциума. А здесь имеются весьма существенные различия. В деревне, поселке, малом городе практически все население в высокой степени включено в жизнь микросоциума. В среднем и крупном городе степень включенности имеет возрастные и социально-культур¬ные различия. Если дети и подростки основную часть жизни про¬водят в микросоциуме, то в ранней юности происходит диффе¬ренциация. Микросоциум остается значимой сферой жизни для менее образованной части молодежи, а более образованная в его жизни практически не участвует. Соответственно и его влияние на эти группы различается весьма существенно.
Мера благоприятности того или иного микросоциума для развития и со¬циализации детей и подростков определяется рядом обстоятельств. Во-первых, уровнем стресса, зависящим от шума, загрязненности, перенаселенности, перенасыщенности среды проживания различными импульсами. Во-вторых, от воз¬можностей для удовлетворения человеком потребностей, что со¬здает или не создает у него чувство удовлетворенности. В-третьих, от того, какие возможности есть в микросоциуме для решения возрастных задач личностного, социального, интеллектуального, культурного, физического развития подрастающих поколений.
2. МИКРОСОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
Детский возраст характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью к различным влияниям микросоциальной среды.
Основными положительными факторами семейной микросоциальной среды являются многообразие предметов и явлений, окружающих ребенка, постоянное положительное эмоциональное общение его со взрослым, внимание к индивидуальным его особенностям.
Однако, нарушения взаимоотношений в семье, ошибки семейного воспитания негативно влияют на соматическое и психическое развитие ребенка. Многие исследователи указывали, что главные причины детских неврозов и пограничных психических заболеваний связаны с дефектами воспитания и конфликтными отношениями в семье. Нарушения семейных взаимоотношений оказывают негативное влияние и на ребенка с нарушениями развития, снижают эффективность коррекционно-педагогических мероприятий, провоцируют разнообразные вторичные отклонения в его психическом развитии.
Выделены некоторые особенности социально-психологической структуры семей, в которых риск возникновения нервно-психических заболеваний у детей особенно высок. К ним можно отнести следующие: жесткое доминирование одного из родителей; коммуникативный барьер между ребенком и отцом, а также ограничение влияния отца на процесс семейного воспитания; конфликтность семейных отношений, нарушения межличностных взаимоотношений между родителями; несогласованность требований к ребенку со стороны отца и матери, а также прародителей.
Семья играет важную роль в формировании умственных способностей ребенка, его эмоционально-волевой сферы и личности. Дети с социально-педагогической запущенностью чаще встречаются в семьях, где родители страдают психическими заболеваниями, алкоголизмом, в конфликтных и неблагополучных семьях, где ребенок воспитывается в условиях безнадзорности. Беседы с родителями являются обязательной составной частью комплексного изучения ребенка с нарушениями развития. В беседе с родителями следует:
а) выяснить роль отца и матери в воспитании ребенка;
б) оценить тип семейного воспитания;
в) установить причинно-следственные связи между типами правильного воспитания и особенностями развития ребенка;
г) сопоставить тип семейного воспитания с особенностями умственного и личностного развития ребенка.
Описаны следующие типы неправильного семейного воспитания.
Гипоопека - такой тип неправильного воспитания, при котором имеет место эмоциональное отвержение ребенка, проявляющееся в открытой враждебности, чрезмерной требовательности или, наоборот, в равнодушии и попустительстве.
Гиперопека - чрезмерная родительская забота о ребенке, проявляющаяся в повышенной привязанности, преданности ребенку. Ребенок находится в центре внимания семьи, он объект восхищения родителей, которые оберегают его от всех жизненных трудностей и невзгод. Этот тип воспитания часто встречается в семьях, где воспитываются дети с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.
Противоречивое воспитание - различное отношение к ребенку со стороны членов семьи, приводящее к тому, что в ней возникают разные типы воспитания. Часто наблюдается в семьях, где один из родителей не понимает проблем в развитии ребенка и предъявляет к нему требования, не соответствующие его психофизическим особенностям.
Социально-педагогическое обследование проводится социальным педагогом образовательного учреждения (при его отсутствии - другим педагогом). В процессе проведения социально-педагогического исследования необходимо оценить следующие показатели:
- уровень образования родителей;
- общий культурный уровень семьи;
- материальную обеспеченность;
- жилищно-бытовые условия;
- особенности взаимоотношений в семье;
- наличие у родителей вредных привычек;
- состояние здоровья родителей.
Для понимания психолого-педагогических особенностей ребенка с нарушениями развития и повышения эффективности коррекционно-развивающего воздействия большое значение имеет знание и учет психологических особенностей родителей, воспитывающих этого ребенка, и межличностных отношений в семье.
Таким образом, семья может оказывать отрицательные воздействия: когда в семье единственный ребенок, при неправильном воспитании у него может формироваться эгоцентризм, неспособность контактировать со сверстниками, более медленное формирование жизненно важных навыков (как самообслуживания и др.), что отражается на развитии и состоянии его здоровья, задержка в приобщении к социальной жизни, закрепление вредных привычек, избыточная информация (особенно в результате неправильного просмотра телепередач).
Все эти отрицательные качества могут сформироваться у ребенка, если в семье нездоровый климат.
На развитие ребенка влияют и другие микросоциумы, например соседство.
Соседство представляет собой некую близко территориально проживающую группу людей (в одном подъезде, в одном доме, в рядом стоящих индивидуальных домах). Эту общность характери¬зуют межличностные связи, определенное отношение к месту сво¬его проживания (как к «своей» или «ничьей» территории), порой некоторые общие цели и совместная деятельность (забота о по¬рядке и т.п.).
Семью можно рассматри¬вать как первичную территорию социализации человека. Чисто «гео¬графически» следующей за ними территорией социализации можно считать ближайшее соседское окружение и группы сверстников.
Дети-дошкольники, младшие школьники и, как правило, млад¬шие подростки довольно интенсивно общаются с соседями-свер¬стниками. Для них это общение - выход за рамки семьи, освое¬ние новых социальных ролей, приобретение нового опыта, ступень адаптации к социуму.
В отношениях с соседями-сверстниками они узнают и усваива¬ют новую лексику, новые, нередко иные по сравнению с семей¬ными, нормы, стереотипы и предрассудки. В этом общении они получают представление о жизненных ценностях, стилях жизни, отличных от усвоенных в семье, усваивают нормы и стиль полоролевого поведения. Они приобщаются к определенному пласту культуры, а также к детской субкультуре, обмениваясь с соседями-сверстниками новой информацией, детским (и не только детским) фольклором.
Чем старше становится ребенок, тем большую роль играют межличностные отношения со сверстниками. Для детей соседское общение имеет большой объективный и субъективный смысл, ибо дает им чувство принадлежности к об¬ществу сверстников, ощущение своей принятости социумом (который для них в основном ограничен местом непосредственного проживания). Отсутствие сверстников-соседей или сложности во взаимодействии с ними могут отрицательно сказаться на социа¬лизации человека в этом возрасте или дать отсроченный отрица-тельный эффект.
Таким образом, интенсивные соседские связи играют в дет¬стве и отрочестве важную социализирующую роль как позитивно¬го, так, естественно, и негативного характера. Большое значение имеет то, в какие группы сверстников входит ребенок, подросток. В дет¬стве они обычно состоят из соседей, но уже в отрочестве, а в юности тем более, эти группы могут весьма слабо или совсем никак не «пересекаться» с соседскими связями.
Осуществляя социальное воспитание, педагогам весьма важно знать характер соседского окружения своих воспитанников, осо¬бенно когда речь идет о дошкольниках, младших школьниках и подростках.
Знание особенностей соседских отношений воспитанников позволяет педа¬гогам иметь в виду и учитывать позитивные и негативные влия¬ния, которые оказывают на ребят как соседи-сверстники и стар¬шие по возрасту ребята, так и соседи-взрослые.
Принятие в расчет такого влияния может оказаться полезным для определения необходимости и направления индивидуальной помощи детям и подросткам. Кроме того, учитывая особенности соседства, педагоги определяют, как необходимо и возможно ис¬пользовать его позитивные потенции и хотя бы частично нивели¬ровать и компенсировать влияние негативных потенций.
Огромное влияние на развитие ребенка оказывают и воспитательные организации.
Воспитательные организации - это специально создаваемые государственные и негосударственные организации, основной задачей которых является социальное воспитание определенных возрастных групп населения.
По принципу вхождения человека в воспитательную организацию можно выделить обязательные (школы), добровольные (клубы, детские и юношеские объединения и др.), принудительные (спецучреждения для детей с антисоциальным поведением, пси¬хическими и иными аномалиями).
У всех воспитательных организаций общая задача - воспита¬ние человека, но решается она каждой из них несколько по-раз¬ному и роль их не только не одинакова, но и не равна.
Через систему воспитательных организаций общество и госу¬дарство стремятся обеспечить равные возможности, с одной сто¬роны, для воспитания всего подрастающего поколения, а с дру¬гой стороны, для реализации каждым своих позитивных потреб¬ностей, способностей и интересов.
В процессе развития и социализации детей, подростков, юношей, девушек воспитательные организации играют двоякую роль.
С одной стороны, именно в них осуществляется социальное воспитание как относительно социально контролируемая часть социализации. С другой стороны, они, как всякие человеческие общности, влияют на своих членов стихийно, в процессе взаимо¬действия членов организации. И это влияние по своему характеру совпадает с ценностями и нормами, культивируемыми в про¬весе социального воспитания.
3. СОЗДАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В МИКРОСОЦИУМЕ
Воспитательное пространство микросоциума не возникает спонтанно, а является следствием специальной организатор¬ской работы по его проектированию и «выращиванию», которую могут осуществлять органы самоуправления, если таковые имеются, социальные педагоги и работники, инициативные группы жителей, представители муниципальных органов власти и управления.
Воспитательное пространство микросоциума включает в себя систему взаимосвязанных воспитательных, культурно-просветительных, общественных и иных организаций, местных средств массовой коммуникации (кабельное телевидение, местные радиоузлы и газеты), специалистов различного профиля (социальные педагоги и ра¬китники, психологи, медики и др.).
Все эти компоненты воспитательного пространства дополняют друг друга в процессе оказания помощи в позитивном социаль¬ном функционировании и в личностном развитии проживающих в микросоциуме индивидов, семей и различных реальных и но¬минальных групп населения. Воспитательное пространство харак¬теризуется вариативностью. Име¬ется в виду то, что оно может создаваться, с одной стороны, как некое целостное системное образование, а с другой - склады¬ваться в процессе интеграции воспитательного потенциала вокруг и под влиянием определенных «центров кристаллизации».
В частности, там, где это возможно, надо интегрировать воспитательные возможности среды и школы на базе самой школы. Могут быть и другие варианты. Так, «центрами кристаллизации» воспитательного пространства могут стать внешкольные и куль¬турно-просветительные учреждения, спортивные, досуговые и оз¬доровительные центры. В ряде случаев воспитательное простран¬ство микросоциума создается благодаря усилиям детских и юно¬шеских самодеятельных, а также религиозных организаций.
В ряде случаев центрами кристаллизации воспитательного пространства становятся инициативные группы жителей, озабочен¬ных состоянием своей среды обитания. Они могут самоорганизо¬ваться именно для достижения этой цели. Но возможен и вари¬ант, когда различные семейные клубы, клубы по интересам, груп¬пы взаимопомощи и прочие самодеятельные объединения жите¬лей расширяют зону своего влияния, постепенно пытаются воз¬действовать на весь микросоциум для его оздоровления и превра¬щения в благоприятную среду обитания.
Однако наиболее реальным создание воспитательного про¬странства становится в том случае, если в микросоциуме суще¬ствует определенный орган - социально-педагогическая служ¬ба, которая имеет свой бюджет, штатных работников различно¬го профиля (социальных педагогов и работников, психологов, медиков, юристов и др.) и создает при себе корпус волонтеров из числа местных жителей. Служба реализует целый комплекс функций, что делает работу по созданию воспитательного про-странства целенаправленной, планомерной и системной. В идеа¬ле функции социально-педагогической службы микросоциума включают в себя:
- диагностику ситуации в микросоциуме, определение по ее результатам экстренных и среднесрочных необходимых действий;
- интеграцию воспитательных возможностей микросоциума (ма-териальных, кадровых, содержательных);
- развитие и создание культурно-досуговой инфраструктуры;
- стимулирование, поддержку и развитие детских, молодеж¬ных и взрослых инициатив по созданию различных клубных объ¬единений и самодеятельных организаций;
- улучшение экологической ситуации, создание и развитие ус¬ловий для массовых занятий спортом; адресную заботу о физиче¬ском развитии, питании, медицинском обслуживании и здоро¬вом образе жизни детей, подростков, юношей и девушек;
- оказание психолого-педагогической, юридической, медико-психологической помощи нуждающимся в ней;
- психолого-педагогическую помощь в профессиональной ори-ентации, адресную помощь в приобретении и изменении профес¬сии, в трудоустройстве, в постановке на учет на бирже труда;
- работу с социально-ущербными и криминогенными семья¬ми, социально-психологическую и медицинскую помощь проблем¬ным, неполным семьям, заботу о детях из подобных семей;
- профилактику и помощь в преодолении конфликтов в мик-росоциуме;
- выявление старших, дурно влияющих на младших, адресную работу с ними; профилактику и коррекцию противоправного и саморазрушительного поведения;
- социально-психологическую реабилитацию социально-ущерб¬ных жителей, а также отбывших наказание.
Эффективность воспитания и социализации в целом отчасти зависит от того, удастся или нет создать воспитательное простран¬ство, и от того, сколь эффективно оно функционирует и развива¬ется.
Созданное и эффективно функционирующее воспитательное пространство в большей или меньшей степени интегрирует в себе четыре выделенные выше составные части социализации.
В рамках воспитательного пространства дети, подростки, юно¬ши и девушки взаимодействуют с микрофакторами стихийной социализации (семьей, соседями, группами сверстников, микро¬социумом). Но характер, процесс и результаты этого взаимодей¬ствия в той или иной мере определяются и корректируются педа¬гогическим влиянием.
В рамках воспитательного пространства во взаимодействии де¬тей, подростков, юношей, девушек с общественными, государ¬ственными, религиозными и частными организациями частично происходит относительно направляемая социализация.
В рамках воспитательного пространства микросоциума проис¬ходит самоизменение его субъектов. Вектор, содержание и эф¬фективность самоизменения конкретных людей становятся объек¬тами педагогического влияния.
Воспитательное пространство по определению является одной из сфер относительно социально контролируемой социализации - воспитания. При этом воспитание приобретает специфический характер интеграции институциональных и личностных ресурсов в целях эффективной позитивной социализации детей и подростков.
Создание воспитательного пространства микросоциума ста¬новится реальным, а его функционирование и развитие эффек¬тивным и долговременным только в том случае, если большая часть жителей, в том числе дети и подростки, оказываются его субъектами, т.е. у них возникают стремле¬ние и возможность реализовать в нем свои субъективные потребности, интересы, личностные ресурсы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема влияния микросоциума на развитие ребенка приобрела в последние годы первостепенно значение. Общество пребывает в состоянии пугающей бездуховности, наркомании, алкоголизма и токсикомании, растущей преступности и криминального беспредела, изолированности человека в обществе, приводящих к экспансии психических и поведенческих расстройств, проявляющихся, прежде всего, в детско-подростковой популяции.
Необходимо отметить, что сСреди микросоциумов по степени влияния на ребенка на первом месте стоит семья. Забота о развитии и здоровье ребенка начинается по существу с организации здорового образа жизни в семье. Здоровый образ жизни – это и благоприятный эмоциональный климат в семье, дружеское, доброжелательное отношение родителей друг к другу и к ребенку; это и правильно организованное рациональное питание, и использование движений, физических упражнений на воздухе, и достаточная трудовая активность, и, конечно, образцовое поведение взрослых, их отрицательное отношение к алкоголю и курению.
Но нельзя забывать и о других микросоциумов влияющих на физическое, психическое и морально-нравственное развитие детей и подростков.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бочарова В, Г. Педагогика социальной работы. – М.: ВЛАДОС, 2000.
2. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. – М.: Просвещение, 1991.
3. Мудрик А. В. Основы социальной педагогики. – М.: Академия, 2006.
4. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений/ Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д. Забрамной. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
5. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика. – М.: Академия, 2002.
6. Социальная педагогика: теория, методика, опыт исследований. – Свердловск: Изд-во, Урал. Ун-та, 1989.
Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены кот. связаны общностью быта, взаимной моральной ответ-тью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой .
Семья - важнейший институт социализации. Она являет собой персональную среду жизни и разв. детей, подростков, юношей, качество кот.определяется рядом параметров:1) Демографический - структура семьи (большая, включая др-х родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная).2) Социально-культурный - образовательный уровень родителей, их участие в жизни общ-ва.3)Социально-экономический - имущественные харак-ки и занятость родителей на работе.4)Технико-гигиенический - условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.
Социализирующие функции семьи. Это выражается в том, что:1) семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. 2 ) семья влияет на формирование психологического пола ребенка . Ребенок усваивает атрибуты приписываемого ему пола: набор личностных харак-тик, особенности эмоц.-ых реакций, различные установки, вкусы, поведенческие образцы, связанные с маскулинностью (мужскими свойствами ) или фемининностью (женскими свойствами). 3 ) семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка . 4 ) семья имеет знач. в овладении человеком социальными нормами , а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным. Важен хар-р общения в семье, атмосфера и взаимоотношениями
5 ) в семье формируются ценностные ориентации человека. 6 ) семья играет большую роль в процессе социального развития чел., т.к. одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях чел., помогают ему или мешают искать выходы в сложных ситуациях. Итак, в любой семье чел. проходит стихийную социализацию, хар-р и результаты кот. определяются ее объективными харак-ками (составом, уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями и пр.), ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными), стилем жизни и взаимоотношений членов семьи. Семейное воспитание. Семейное воспитание - более или менее осознаваемые усилия по взращиванию ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребенок, подросток, юноша. Содержание, характер и результаты семейного воспитания зависят от ряда характеристик семьи, в первую очередь от тех личностных ресурсов, которые в ней имеются. Цели воспитания в семье могут быть весьма различными по спектру, содержанию и по характеру. Характеристикой семейного воспитания является его стиль , т.е. типичные для старших система приемов и характер взаимодействия с младшими. Авторитарный (властный) стиль характеризуется стремлением старших максимально подчинить своему влиянию младших, пресекать их инициативу, жестко добиваться выполнения своих требований Демократический стиль характеризуется стремлением старших … Доверие, коммуникация имеет двухсторонний характер: и от старших к младшим, и наоборот. Такой стиль способствует воспитанию самостоятельности, ответственности, активности, дружелюбия, терпимости.Домашний очаг. Эффек-сть реализации функций семьи в процессе стихийной социализации чел. и в его воспитании зависит во многом от того, удалось ли супругам создать дом. очаг.
Соседство представляет собой некую близко территориально проживающую группу людей (в одном подъезде, в одном доме, в рядом стоящих индивидуальных домах). Эту общность харак-ют межличностные связи, определенное отношение к месту своего проживания. Соседство и стихийная социализация. Дети, подростки довольно интенсивно общаются с соседями-сверстниками. Это общение - выход за рамки семьи, освоение новых соц-ных ролей, приобр-е нового социал. опыта, ступень адаптации к социуму.В отношениях с соседями-сверстниками они узнают и усваивают новую лексику, новые, нередко иные по сравнению с семейными нормы, стереотипы и предрассудки. Они получают представление о жизненных ценностях, стилях жизни и т.д. Они к детской субкультуре, обмениваясь с соседями-сверстниками новой информацией, детским (и не детским) фольклором. Для детей соседское общение имеет объективный и субъективный смысл, т.к дает им чувство принадлежности к обществу сверстников, ощущение своей принятости социумом. Отсутствие сверстников-соседей или сложности во взаимодействии с ними могут отрицательно сказаться на социализации чел. в этом возрасте или дать отсроченный отриц. эффект.
Соседство и воспитание. Принятие в расчет влияния соседства может оказаться полезным для определения необходимости и направления индивидуальной помощи детям и подросткам. Учитывая особенности соседства, педагоги определяют необходимость и возможность использовать его позитивные потенции.
Границы микросоциума. Определить границы микросоциума не всегда просто. В сельских поселениях, в поселках, в малых городах эти границы, как правило, совпадают с границами конкретного поселения. В средних и крупных городах определение границ микросоциума проблематично. Микросоциум можно ограничивать двором; кварталом, микрорайоном Условно микросоциум - это конкретное сельское поселение, поселок или малый город, а в средних и более крупных городах - микрорайон. Микросоциум - это действующая на определенной территории общность, включающая в себя семью, соседство, группы сверстников, различные общественные, государственные, религиозные, частные и воспитательные организации, а также различные неформальные группы жителей .
Микросоциум обладает рядом характеристик. Пространственные характеристики конкретного микросоциума: в городе тот или иной микрорайон может располагаться в центре, на окраине и т.д. Архитектурно-планировочные особенности микросоциума : (н-р, в селе или поселке - компактная или разбросанная застройка и т.д).
Функциональная структура пространства микросоциума: наличие или отсутствие мест для игр детей и подростков, возможностей для времяпрепровождения небольших групп и т.д. Демографическая структура, т.е. состав его жителей: их этническая принадлежность, однородность или неоднородностьи т.д. Культурно-рекреационная инфраструктура - наличие и кач-во работы учебно-воспитательных учреждений, кинотеатров, клубов, спортзалов, бассейнов, музеев, театров, библиотек; наличие местных средств информации и т. п.
Микросоциум влияет на социализацию чел., важно какой сложился в нём социально-психологический климат.
Микроклимат определяется уровнем образования жителей, стилем жизни, наличием криминогенных семей и групп, криминальных структур, качеством работы воспитательных, культурных, спортивных и других организаций.и т.д
Эффективность и мера влияния микросоциума на социализацию чел. зависит от степени его включенности в жизнь микросоциума. В деревне и городе они разные. Мера благоприятности того или иного микросоциума для социализации детей, подростков, юношей определяется рядом обстоятельств. 1) уровнем стресса, зависящим от шума, загрязненности, перенаселенности, перенасыщенности среды проживания различными импульсами. 2), от возможностей для удовлетворения чел. потребностей, что создает или не создает у него чувство удовлетворенности. 3) , от того, какие возможности есть в микросоциуме для решения возрастных задач личностного, социального, интеллектуального, культурного, физического развития подрастающих поколений. Воспитательное пространство микросоциума - понятие, введенное Л.И. Новиковой и А.Т. Куракиным. Оно не возникает спонтанно, а является следствием специальной организаторской работы по его проектированию и «выращиванию» социальными педагогами и работники, инициативными группами жителей, представителей муниципальных органов власти и управления. Для этого необходима социально-педагогическая служба.
Границы микросоциума. Определить границы микросоциума не всегда просто. В сельских поселениях, в поселках, в малых городах эти границы, как правило, совпадают с границами конкретного поселения. В средних и крупных городах определение границ микросоциума проблематично. Микросоциум можно ограничивать двором (если речь идет о микросоциуме маленьких детей); кварталом (для младших школьников), микрорайоном (для более старших возрастных групп).
Условно микросоциум - это конкретное сельское поселение, поселок или малый город, а в средних и более крупных городах - микрорайон. Микросоциум - это действующая на определенной территории общность, включающая в себя семью, соседство, группы сверстников, различные общественные, государственные, религиозные, частные и воспитательные организации, а также различные неформальные группы жителей.
Влияние микросоциума на процесс социализации детей, подростков, юношей зависит от объективных характеристик микросоциума и субъективных характеристик самого человека.
Характеристики микросоциума. Микросоциум обладает рядом характеристик. Пространственные характеристики конкретного микросоциума: в городе тот или иной микрорайон может располагаться в центре, на окраине, в срединной зоне и по-разному быть связанным с другими частями города; село или поселок могут быть более или менее изолированными и отдаленными от других поселений.
С пространственными тесно связаны архитектурно-планировочные особенности микросоциума: в селе или поселке - компактная или разбросанная застройка; в городе - микросоциум с исторически сложившейся или индустриальной застройкой, соотношение малоэтажной и высотной застройки, открытость-замкнутость придомовых пространств, наличие, количество и качество малых архитектурных форм и т.д.
От всех этих характеристик зависит функциональная структура пространства микросоциума: наличие или отсутствие мест для игр детей и подростков, возможностей для времяпрепровождения небольших групп и т.д.
Немаловажной характеристикой микросоциума следует считать демографическую, т.е. состав его жителей: их этническая принадлежность, однородность или неоднородность; социально-профессиональный состав и степень его дифференцированности; особенности половозрастного состава (может иметь место преобладание женского или мужского населения, большое число пенсионеров или их почти полное отсутствие и т. д.); состав семей.
С точки зрения тех возможностей, которые имеются в микросоциуме для социализации детей, подростков, юношей, важную роль играет его культурно-рекреационная инфраструктура - наличие и качество работы учебно-воспитательных учреждений, кинотеатров, клубов, спортзалов, стадионов, бассейнов, музеев, театров, библиотек; наличие местных средств информации и т. п.
Микросоциум и стихийная социализация. Важнейшей характеристикой микросоциума с точки зрения направленности его влияния на социализацию является сложившийся в нем социально психологический климат, который во многом есть результат взаимодействия всех предыдущих характеристик микросоциума.
Микроклимат определяется уровнем образования жителей, соотношением количества жителей с просоциальным, асоциальным и антисоциальным стилями жизни, наличием криминогенных семей и групп, криминальных структур, качеством работы воспитательных, культурных, спортивных и других организаций.
Эффективность и мера влияния микросоциума на социализацию конкретного человека зависит от степени его включенности в жизнь микросоциума. А здесь имеются весьма существенные различия. В деревне, поселке, малом городе практически все население в высокой степени включено в жизнь микросоциума. В среднем и крупном городе степень включенности имеет возрастные и социально-культурные различия. Если дети и подростки основную часть жизни проводят в микросоциуме, то в ранней юности происходит дифференциация. Микросоциум остается значимой сферой жизни для менее образованной части молодежи, а более образованная в его жизни практически не участвует. Соответственно и его влияние на эти группы различается весьма существенно.
Мера благоприятности того или иного микросоциума для социализации детей, подростков, юношей определяется рядом обстоятельств. Во-первых, уровнем стресса, зависящим от шума, загрязненности, перенаселенности, перенасыщенности среды проживания различными импульсами. Во-вторых, от возможностей для удовлетворения человеком потребностей, что создает или не создает у него чувство удовлетворенности. В-третьих, от того, какие возможности есть в микросоциуме для решения возрастных задач личностного, социального, интеллектуального, культурного, физического развития подрастающих поколений.
Воспитательное пространство - понятие, введенное Л.И. Новиковой и А.Т. Куракиным.
Создание воспитательного пространства в микросоциуме. Воспитательное пространство микросоциума не возникает спонтанно, а является следствием специальной организаторской работы по его проектированию и «выращиванию», которую могут осуществлять органы самоуправления, если таковые имеются, социальные педагоги и работники, инициативные группы жителей, представители муниципальных органов власти и управления.
Воспитательное пространство микросоциума включает в себя систему взаимосвязанных воспитательных, культурно-просветительных, общественных и иных организаций, местных средств массовой коммуникации (кабельное телевидение, местные радиостанции и газеты), специалистов различного профиля (социальные педагоги и работники, психологи, медики и др.).
Все эти компоненты воспитательного пространства дополняют друг друга в процессе оказания помощи в позитивном социальном функционировании и в личностном развитии проживающих в микросоциуме индивидов, семей и различных реальных и номинальных групп населения.
Воспитательное пространство характеризуется вариативностью (И.В. Кулешова и Л.И. Новикова). Имеется в виду то, что оно может создаваться, с одной стороны, как некое целостное системное образование, а с другой - складываться в процессе интеграции воспитательного потенциала вокруг и под влиянием определенных «центров кристаллизации».
В частности, там, где это возможно, «надо интегрировать воспитательные возможности среды и школы на базе самой школы». Могут быть и другие варианты. Так, «центрами кристаллизации» воспитательного пространства могут стать внешкольные и культурно-просветительные учреждения, спортивные, досуговые и оздоровительные центры. В ряде случаев воспитательное пространство микросоциума создается благодаря усилиям детских и юношеских самодеятельных организаций, а также религиозных организаций.
В ряде случаев центрами кристаллизации воспитательного пространства становятся инициативные группы жителей, озабоченных состоянием своей среды обитания. Они могут самоорганизоваться именно для достижения этой цели. Но возможен и вариант, когда различные семейные клубы, клубы по интересам, группы взаимопомощи и прочие самодеятельные объединения жителей расширяют зону своего влияния, постепенно пытаются воздействовать на весь микросоциум для его оздоровления и превращения в благоприятную среду обитания.
Однако наиболее реальным создание воспитательного пространства становится в том случае, если в микросоциуме существует определенный орган - социально-педагогическая служба, которая имеет свой бюджет, штатных работников различного профиля (социальных педагогов и работников, психологов, медиков, юристов и др.) и создает при себе корпус волонтеров из числа местных жителей. Служба реализует целый комплекс функций, что делает работу по созданию воспитательного пространства целенаправленной, планомерной и системной. В идеале функции социально-педагогической службы микросоциума включают в себя:
диагностику ситуации в микросоциуме, определение по ее результатам экстренных и среднесрочных необходимых действий;
интеграцию воспитательных возможностей микросоциума (материальных, кадровых, содержательных);
развитие и создание культурно-досуговой инфраструктуры;
стимулирование, поддержку и развитие детских, молодежных и взрослых инициатив по созданию различных клубных объединений и самодеятельных организаций;
улучшение экологической ситуации, создание и развитие условий для массовых занятий спортом; адресную заботу о физическом развитии, питании, медицинском обслуживании и здоровом образе жизни детей, подростков и юношей;
оказание психолого-педагогической, юридической, медико-психологической помощи нуждающимся в ней;
психолого-педагогическую помощь в профессиональной ориентации, адресную помощь в приобретении и изменении профессии, в трудоустройстве, в постановке на учет на бирже труда;
работу с социально ущербными и криминогенными семьями, социально-психологическую и медицинскую помощь проблемным, неполным семьям, заботу о детях из подобных семей;
профилактику и помощь в преодолении конфликтов в микросоциуме;
выявление старших, дурно влияющих на младших, адресную работу с ними; профилактику и коррекцию противоправного и саморазрушительного поведения;
социально-психологическую реабилитацию социально ущербных жителей, а также отбывших наказание.
Эффективность воспитания и позитивность социализации в целом отчасти зависят от того, удастся или нет создать воспитательное пространство, и от того, сколь эффективно оно функционирует и развивается. Созданное и эффективно функционирующее воспитательное пространство в большей или меньшей степени интегрирует в себе четыре выделенные выше составные части социализации.
В рамках воспитательного пространства дети, подростки, юноши взаимодействуют с микрофакторами стихийной социализации (семьей, соседями, группами сверстников, микросоциумом). Но характер, процесс и результаты этого взаимодействия в той или иной мере определяются и корректируются педагогическим влиянием.
В рамках воспитательного пространства во взаимодействии детей, подростков, юношей с общественными, государственными, религиозными и частными организациями частично происходит относительно направляемая социализация. Но указанное взаимодействие из чисто функционально-ролевого может стать более или менее эмоционально-межличностным, направленным на решение проблем развития конкретных групп и отдельных личностей.
В рамках воспитательного пространства происходит самоизменение его субъектов. Но вектор, содержание и эффективность самоизменения конкретных людей становятся объектами педагогического влияния.
И наконец, воспитательное пространство по определению является одной из сфер относительно социально контролируемой социализации - воспитания. Причем воспитание в данном случае приобретает специфический характер интеграции институциональных и личностных ресурсов в целях эффективной позитивной социализации детей, подростков, юношей.
Создание воспитательного пространства микросоциума становится реальным, а его функционирование и развитие эффективным и долговременным только в том случае, если большая часть жителей, в том числе дети, подростки и юноши, оказываются его субъектами, т.е. у них возникают стремление и возможность реализовать в нем свои субъективные потребности, интересы, личностные ресурсы (И.В. Кулешова и Л.И. Новикова).
Принцип приоритетной роли микросоциума
Дефект по своей сути явление биологическое, но его результат все-гда социален, так как влияет не только на судьбу ребенка, но и близ-ких. С появлением ребенка-инвалида жизнь семьи резко меняется, воз-никают проблемы этического, психологического, нравственного, ма-териального характера, сужается круг общения. Формируется микро-социум, от которого всецело зависит жизнь и здоровье ребенка. Вместе с тем именно семья, являясь первой инстанцией социализации ребен-ка, способствует или препятствует его развитию. Ребенок сознательно или бессознательно усваивает манеры поведения, общения, установ-ки, привычки в соответствии с представлениями и ценностными ори-ентациями родителей и близких. Поэтому так важна среда, в которой воспитывается ребенок. Здесь важно отметить, что передача различного рода сведений, познание окружающего мира, становление моторики, формирование духовного и эмоционально-психического развития осу-ществляется преимущественно через игру.
К сожалению, родители чаще всего недостаточно информированы о положительном влиянии физических упражнений на здоровье ребен-ка, коррекцию двигательных и психических нарушений. Необходима просветительская работа, создание коррекционно-оздоровительных про-грамм, методических рекомендаций, обучение родителей, консульта-тивная помощь и сопровождение семей, где есть проблемный ребенок.
22.2. Общеметодические принципы
Процесс неспециального физкультурного образования лиц с ограни-ченными возможностями и инвалидов подчинен общим дидактическим закономерностям, которые одинаково важны для решения задач воспи-тания, обучения, развития личности. Успех педагогической деятельнос-ти определяется не только нравственными, правовыми, этическими ка-тегориями, но главное - профессиональной компетентностью, науч-ной обоснованностью учебных программ, особенно авторских, кото-рые часто используются в практике адаптивной физической культуры.
Принцип научности предполагает:
Знание теорий, концепций, основных законов, стратегических идей и тенденций, методологии, проблем АФК;
Знание биологических и психологических закономерностей функ-ционирования организма с патологическими нарушениями, а также практики и опыта педагогов-новаторов, работающих с данной катего-рией людей;
Умение применять знания на практике, обеспечивая обоснован-ный выбор содержания, форм и методов, опираясь на законы и прин-ципы обучения, воспитания и развития, добиваясь максимальной эф-фективности педагогического процесса.
Принцип сознательности и активности
Когда рождается ребенок с нарушениями в развитии, то реализация этих принципов начинается с родителей как самых заинтересованных в здоровье своих детей. Так как в младенческом и дошкольном возрасте ребенок полностью зависит от родителей, первое правило для них - осоз-нанное и активное использование физических упражнений в жизни ребенка с нарушениями в развитии. Педагогическое просвещение родителей являет-ся опосредованной подготовкой кадров в ранней реабилитации детей.
Для обеспечения осознанного отношения к двигательной деятель-ности необходимо в каждом возрастном периоде целенаправленно фор-мировать потребности и мотивы, стимулирующие овладение теорети-ческими знаниями и двигательными умениями, которые позволяют инвалидам и лицам с ограниченными возможностями самостоятельно пользоваться технологиями и программами здорового образа жизни. В практической деятельности это обеспечивается:
Постановкой цели и промежуточных задач на каждом этапе непре-рывного физкультурного образования;
Стимуляцией позитивных мотивов, смысловых ориентации и по-требностей в двигательной активности;
Подбором адекватного содержания, методов и организационных форм адаптивной физической культуры на основе индивидуально-лич-ностных возможностей с опорой на сохранные функции;
Организацией психологической поддержки путем оценивания ре-зультатов деятельности, поощрения за малейшие успехи, позитивного настроя, вселяющего оптимизм;
Формированием умений анализировать собственное состояние, мышечные ощущения, качество движений и т.п.;
Постепенным переходом от внешнего воспитания к личной ак-тивности и самовоспитанию: самодисциплины, самоконтроля, само-наблюдений, самопобуждения, самооценки и др.
Принцип наглядности предусматривает комплексное использование всех органов чувств и активизацию сохранных функций в процессе вы-полнения физических упражнений. В первую очередь он опирается на зри-тельное восприятие, так как 80% информации поступает через зрение.
Наибольшую трудность и своеобразие реализации принципа нагляд-ности представляет у людей с нарушением зрения и слуха.
Наглядность у незрячих и слабовидящих обеспечивается прежде всего через тактильный анализатор, при этом используются и другие сохран-ные анализаторы - остаточное зрение, слух, обоняние и др.
Наглядность у глухих и слабослышащих имеет специфические осо-бенности, обусловленные тем, что из-за отсутствия слуховых ощуще-ний, ограничения или отсутствия речевого общения восприятие обеднено. Компенсация нарушений слуха осуществляется за счет зритель-ной, тактильно-вибрационной и кинестетической чувствительности, но ведущая роль принадлежит речевой функции, дополняемой уточня-ющей мимикой, жестами, дактильной речью.
Принцип наглядности при занятиях физическими упражнениями лиц с поражениями опорно-двигательного аппарата реализуется через ком-плексное восприятие всех органов чувств с доминирующей направлен-ностью на кинестетические и проприоцептивные ощущения.
Эффективность реализации принципа наглядности требует знания и учета:
Состояния основных органов чувств, индивидуальных особеннос-тей чувственного восприятия (доминирования зрительного, слухово-го, тактильного и другие анализаторов);
Дефекта в сенсорной системе, степени нарушения и состояния остаточной функции;
Возможностей компенсации дефекта за счет других органов чувств и активизации сохранных.
Принцип доступности предполагает необходимость соблюдения по-сильной меры трудности во избежание физических, моральных, эмо-циональных перегрузок (В.И. Загвязинский, 1978).
Доступность зависит, с одной стороны, от трудностей, возникаю-щих в процессе выполнения заданий: координационной сложности, длительности и интенсивности физических упражнений, применяемых методов, трудностей общения, условий внешней среды, приспособ-ленности спортивных сооружений, инвентаря, оборудования, экипи-ровки и т.д.; с другой - от двигательных возможностей занимающихся, лимитированных дефектом.
Доступность предполагает не отсутствие, а создание стимулирую-щей меры трудностей. Трудность, по мнению Н.Ф. Талызиной (1984), это субъективное ощущение реально существующих противоречий между желаемым и действительным, которые, постепенно преодолеваясь, сти-мулируют интенсивное развитие личности.
В работе с инвалидами и людьми, имеющими ограниченные воз-можности, необходимо соблюдать следующие правила:
Педагогические воздействия должны соответствовать физическим, психическим, интеллектуальным возможностям занимающихся;
Их реализация должна осуществляться на основе гибкой индиви-дуализации, определения меры доступного всех компонентов педагоги-ческого процесса;
Степень преодоления трудностей должна стимулировать личност-ное развитие.
Принцип систематичности и последовательности направлен на по-степенное, но систематическое формирование мотивациоиных убеж-дений в необходимости физических упражнений для личного здоровья, уверенности в своих силах, самоутверждения. Требования систематич-ности и последовательности сохраняются на каждом занятии, что по-зволяет контролировать педагогический процесс и управлять им. Это означает своевременное начало и продолжительность разучивания одних двигательных действий и переход к другим, обеспечение преемствен-ности, целесообразный порядок и очередность нагрузки, ее направ-ленности, координационной сложности, величины и динамики с уче-том индивидуальных возможностей занимающихся.
В современной педагогике этот принцип означает не просто заня-тия без неоправданных пропусков, а организованный педагогический процесс, в котором преподавание и освоение идут в определенном по-рядке, системе и охватывают деятельностную сторону как педагога, так и обучаемых (П.И. Пидкасистый, 1998).
Принцип прочности означает не только надежное освоение знаний, двигательных умений, развитие физических качеств и способностей, но и сохранение приобретенного двигательного опыта на долгие годы. Это длительный процесс, но решаются эти задачи на каждом занятии при любых формах двигательной активности.
Для прочного усвоения учебного материала и позитивного отноше-ния к нему со стороны инвалидов и лиц с ограниченными функциональ-ными возможностями необходимо соблюдать следующие правила:
Учитывать тяжесть и характер двигательных нарушений, особен-ности формирования двигательной сферы, возрастные и половые раз-личия, природные возможности инвалида;
Опираться на сохранные функции;
Индивидуализировать педагогические воздействия, ориентируясь на личностные интересы и реальные возможности занимающихся;
Не спешить переходить к изучению новых двигательных действий, закреплять достигнутые успехи систематическим повторением изучен-ного;
Не допускать переутомления, регулировать нагрузку за счет вари-ативности, продолжительности, интенсивности физических упражне-ний, пауз отдыха, переключения на другие виды деятельности;
Создавать доброжелательный климат на занятии, стимулировать двигательную активность положительной оценкой, одобрением;
Обеспечивать яркую образную подачу материала и эмоциональ-ный фон восприятия;
Активизировать познавательную деятельность, используя межпред-метные связи;
Формировать знания о физической культуре, о себе и своих воз-можностях, инициирующие самостоятельные занятия физическими упражнениями в любой доступной форме.
22.3. Специально-методические принципы
Эти принципы адаптивной физической культуры построены на ос-нове интеграции принципов смежных дисциплин и законов онтогенети-ческого развития. Доминирующими являются теоретические концеп-ции специалистов и ученых в области специальной психологии (Л.С. Выготский, 1983; С.Я Рубинштейн, 1986; В.И. Лубовский, 1989),
специальной педагогики (А.Н. Смирнова, 1982; В.В. Воронкова, 1994; Л.М. Шипицына, 1995) и ее разделов: тифлопедагогики (М.И. Земцова, 1973; Л.Ф. Касаткин, 1985; Л.А. Семенов, Л.И. Солнцева, 1991; А.Г. Литвак, 1998 и др.), олигофренопедагогики (М.С. Певзнер, 1979; С.Д. Забрамная, 1995; Н.П. Вайзман, 1997 и др.), сурдопедагогики (ВТ. Петрова, 1977; М.Я. Козлов, А.Л. Левин, 1989; М.Д. Шматко, 1991), логопедии (Ж.И. Шиф, 1977; Л.А. Венгер, 1978; Г.А. Волкова, 1993, 1999 и др.).
Принцип диагностирования для любого вида адаптивной физической культуры означает учет основного дефекта, качественного своеобра-зия его структуры, времени поражения, медицинского прогноза, пока-заний и противопоказаний к занятиям физическими упражнениями, а также учет сопутствующих заболевании и вторичных отклонений.
Для построения коррекционно-развивающих программ адаптивно-го физического воспитания для педагога важна информация о формах и вариантах психического дизонтогенеза, так как процессы ретардации и диспропорции характерны не только для психического, но и физичес-кого развития и нуждаются в коррекции.
Практическая деятельность педагога требует углубленного знания диагностики психического состояния, так как движение тесно связано с деятельностью высших психических функций. Специалист АФК не проводит диагностику нейропсихического состояния, но он должен уметь использовать ее результаты как инструмент для понимания де-фекта и выбора правильной стратегии обучения и развития ребенка. Через движение в силу целостности организма происходят изменения и пси-хических процессов. Чтобы эти изменения носили позитивный харак-тер, недостаточно знать только диагноз.
В исследованиях Л.С. Цветковой (1998) установлено, что у детей аномального развития одно и то же нарушение (симптом) может быть вызвано разными причинами, иметь разную локализацию (топику) по-ражения мозга, механизмы и закономерности протекания, и методы преодоления нарушений будут зависеть от этих причин. Следует также учитывать, что при аномальном развитии психической сферы наруше-ние одного какого-либо психического процесса ведет к системному нарушению других, с ним связанных. Нередко причиной несформиро-ванности тех или иных психических функций является задержка созре-вания определенных зон мозга без патологических нарушений. Это прин-ципиально меняет программу педагогических воздействий, требует диф-ференциации и более тонкой индивидуализации.
Эффективность обучения детей с нарушениями развития зависит от многих факторов, но прежде всего от раннего выявления дефектов (К.С. Лебединская, О.С. Никольская, 1988; В.И. Лубовский, 1989; О.Н. Усанова, 1990; Е.М. Мастюкова, 1992).
Принцип дифференциации и индивидуализации
Дифференцированный подход в адаптивном физическом воспита-нии означает объединение детей в относительно однородные группы. Первичную дифференциацию осуществляет медико-психолого-педаго-гическая комиссия, формирующая типологические группы детей, сходные по возрасту, клинике основного дефекта, показателям соматичес-кого развития. Однако физическая подготовленность, двигательный опыт, готовность к обучению, качественные и количественные харак-теристики двигательной деятельности в этих группах (классах) чрезвы-чайно вариативны, поэтому для проведения уроков физического вос-питания нужна более тонкая дифференциация учащихся, которую осу-ществляет учитель физического воспитания.
Индивидуальный подход означает учет особенностей, присущих одному человеку. Эти особенности касаются пола, возраста, телосло-жения, двигательного опыта, свойств характера, темперамента, воле-вых качеств, состояния сохранных функций - двигательных, сенсор-ных, психических, интеллектуальных. Сущность индивидуализации пе-дагогического процесса состоит в том, чтобы, опираясь на конкретные способности и возможности каждого ребенка, создать максимальные условия для его роста. При индивидуальной форме занятий принцип реализуется полностью и зависит от профессиональной компетентнос-ти и методического мастерства учителя.
Одно из направлений реализации принципа - определение индиви-дуальных образовательных маршрутов, ориентированных на уникаль-ность и своеобразие личности во всех ее проявлениях (Л.В. Андреева, 1998). В адаптивном физическом воспитании такой подход предполагает разработку алгоритмов обучения, воспитания, коррекции, развития в целях физкультурного образования личности.
Принцип коррекционно-развивающий направленности педагогическо-го процесса
Выдвинутый Л.С. Выготским в 30-е годы, этот принцип и на сегодня является ведущим в специальной педагогике.
Суть принципа заключается в том, что педагогические воздействия должны быть направлены не только на преодоление, сглаживание, вы-равнивание, ослабление физических и психических недостатков детей аномального развития, но и на активное развитие их познавательной деятельности, психических процессов, физических способностей и нрав-ственных качеств.
В адаптивной физической культуре коррекционно-развивающие за-дачи направлены на обеспечение полноценного физического развития, повышение двигательной активности, восстановление и совершенство-вание психофизических способностей, профилактику и предупрежде-ние вторичных отклонений (Г.Б. Сергеев, 1995; М.А. Денисова, 1995; Е.М. Мастюкова, 1997; Л.Н. Ростомашвили, 1999).
Практика показывает, что нарушения в развитии приводят в пер-вую очередь к расстройству координации движений (Н.П. Вайзман, 1997; С.Н. Мишарина, 1997; В.А. Ванюшкин, 1999). Устойчивость вертикальной позы, сохранение равновесия и уверенной походки, способность соиз-мерять и регулировать свои действия в пространстве, выполняя их точ-но, свободно, без напряжения и скованности, - вот те свойства, ко-торые необходимы ребенку для нормальной жизнедеятельности. Суще-ственные отставания от здоровых сверстников наблюдаются и в разви-тии физических качеств: силы основных мышечных групп туловища и
конечностей, быстроты движений, выносливости, скоростно-силовых качеств, подвижности в суставах (Е.В. Начинова, 1989; А.А. Дмитриев, 1991; Э.Н. Абилова, 1992). Отставание в физическом развитии может составлять от 1 до 3-х лет.
Именно поэтому в работе с детьми, имеющими стойкие наруше-ния в развитии, коррекционно-развивающая направленность адаптив-ного физического воспитания занимает приоритетное место среди дру-гих принципов и является его сущностной основой.
Принцип компенсаторной направленности педагогических воздействий
Принцип заключается в возмещении недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счет перестройки или усиленного исполь-зования сохранных функций и формирования обходных путей.
Так, при нарушении зрения компенсация формируется под влия-нием комплекса сохранных ощущений: слуховых, кожных, мышечно-суставных, обонятельных, вибрационных, температурных, которые достаточно подробно информируют человека об окружающем простран-стве, что и позволяет ему решать сложные двигательные задачи (Л.А Семенов, Л.И. Солнцева, 1991; В.А. Кручинин, 1991).
Процесс компенсации после ампутации конечностей тесно связан с двигательными перестройками, приспособлением поврежденных структур организма к иным условиям существования. По мнению Т.И. Сулимцева, А.Н. Таманцева (1993), компенсаторные возможности ампутантов находятся в прямой зависимости от уровня развития физи-ческих качеств - мышечной силы, силовой выносливости, мышечно-суставного чувства, равновесия, дифференцировки временных и про-странственных характеристик движения.
При поражении спинного мозга, когда нормальную ходьбу восста-новить невозможно, формируют различные варианты компенсаторной ходьбы за счет активного развития сохранных функций (Д.В. Скворцов, 1997; А.С. Витензон, 1998). Тренировка поврежденных структур, возмож-ности развития которых чрезвычайно ограничены, часто не приводит к желаемым результатом.
Таким образом, смысл принципа компенсаторной направленнос-ти педагогических воздействий состоит в том, чтобы с помощью спе-циально подобранных физических упражнений, методов и методиче-ских приемов стимулировать компенсаторные процессы в поврежден-ных органах и системах за счет активизации сохранных функций, создавая со временем устойчивую долговременную компенсацию (Ф.З. Меерсон, 1986).
Принцип учета возрастных особенностей
Каждый конкретный возраст в целостном онтогенетическом физи-ческом и психическом развитии уникально неповторим: он содержит как ведущие «точки роста», определяющие развитие в целом, так и факторы, лимитирующие его. Двигательная функция человека характе-ризуется этапностью развития систем движений человека, колебатель-ным характером этих систем, синфазностью периодов ускоренного раз-вития, высокой степенью индивидуальности двигательных проявлений (Й.М. Янкаускас, Э.М. Логвинов, 1984; В.К. Бальсевич, 1987).
Процесс адаптивного физического воспитания, направленный на всестороннее развитие личности каждого ребенка, должен опираться на эти закономерности.
а) Единство генетического хода развития
Ребенок с нарушениями в развитии проходит все те же стадии он-тогенетического развития, что и здоровый ребенок. Различия заключа-ются в темпах физического и психического развития, конечном резуль-тате и способах его достижения. Развитие личности ребенка, его физи-ческих способностей и познавательной деятельности зависит от основ-ного дефекта и требует большего времени, иных средств и методов.
б) Максимальное использование сенситивных периодов развития Процесс индивидуального развития происходит неравномерно и не-одновременно. Периоды стабилизации и плавного развития психических, физиологических, двигательных функций сменяются ускорениями. Те возрастные периоды, в которые организм наиболее чувствителен к оп-ределенного рода воздействиям, названы сенситивными, или критичес-кими, поскольку они оказывают существенное влияние на последую-щие этапы развития и весь жизненный цикл (Т.В. Карсаевская, 1970).
Для обучения двигательным действиям сенситивным периодом счи-тается возраст 5-10 лет, а возрастной интервал от 7 до 10-12 лет предпоч-тителен для развития всего спектра физических качеств и координацион-ных способностей. Поэтому естественно считать его важным для органи-зованной закладки потенциала двигательной активности человека (В.К. Бальсевич, 1988). Это же время является оптимальным для форми-рования осознанной мотивации к телесному развитию и выработки привычки заботиться о своем здоровье (А.Г. Щедрина, 1996).
Биологический возраст ребенка с нарушениями в развитии, как правило, отстает от паспортного. Уровень его психических и физических способностей сугубо индивидуален, как индивидуальны и сенситивные зоны; важно их не пропустить, на них ориентироваться и максимально использовать для развития и личностного роста.
в) Учет зоны ближайшего развития
При разработке проблемы взаимоотношения обучения и развития для детей нормального развития и с нарушениями Л.С. Выготским были введены понятия «зона актуального развития» и «зона ближайшего раз-вития», под которыми подразумевалась в первом случае такая подго-товка ученика, которая дает ему возможность действовать самостоя-тельно, во втором - возможность выполнять задание с помощью учите-ля (или родителей) то, что самостоятельно сделать пока не удается.
Зона ближайшего развития определяет не только психическое, но и физическое развитие, находящиеся в процессе созревания, дает пред-ставление о потенциальных возможностях развития, что, в свою оче-редь, позволяет делать научно обоснованный прогноз и практические рекомендации об оптимальных сроках обучения детей с ограниченны-ми функциональными возможностями.
специальности "История" ... Пасечника "Введение в общую биологию... адаптивной физической культуры : учебник для вузов. В 2 томах. Том 2. Содержание и методики адаптивной физической культуры и характеристика ... Том1 .А-К.-- ...
Информационный пакет программ обучения по специальности 5в070300 – «информационные системы»
Документ... Общая характеристика учебных программ по специальности ... Введение в «Историю ... адаптивный ... культуры . Пререквизиты: Философия, Культурология. Содержание курса: Функции социологии. Общая характеристика ... физическом моделировании. Идея мультидоменного физического ...
Микросоциум – это функционирующая на определенной территории общность, содержащая в себе семью, соседство, группы сверстников, различные общественные, государственные, религиозные, частные и воспитательные организации, а также неформальные группы жителей.
Непосредственное влияние микросоциума на сам процесс социализации детей, подростков, юношей зависит от объективных или субъективных характеристик микросоциума.
Пространственные характеристики конкретного микросоциума: в городе тот или иной микрорайон может находиться в центре, на окраине, в срединной зоне и по-разному быть связанным с другими частями города; село (или поселок) может быть более или менее изолированным и отдаленным от других поселений.
С пространственными тесно связаны архитектурно-планировочные особенности микросоциума: в селе или поселке – компактная или разбросанная застройка; в городе – микросоциум с исторически сложившейся или индустриальной застройкой, соотношение малоэтажной и высотной застроек, открытость-замкнутость придомовых пространств, наличие, количество и качество малых архитектурных форм ит.д.
От всех этих характеристик зависит функциональная структура пространства микросоциума: присутствие мест для игр детей и подростков, возможностей для времяпрепровождения небольших групп ит.д.
Немаловажной характеристикой микросоциума надо считать демографическую ,т. е. состав
его жителей: их этническая принадлежность, однородность или неоднородность; социально-профессиональный состав и степень его дифференциации; особенности половозрастного состава; состав семей.
Со стороны возможностей, которые имеются в м и к росоциуме для социализации детей, подростков, юношей, доминантную роль играет его культурно-рекреационная инфраструктура – наличие и качество работы учебно-воспитательных учреждений, кинотеатров, стадионов, бассейнов, музеев, театров, библиотек; наличие местных средств информации и др.
Одной из главных характеристик микросоциума с точки зрения направленности его влияния на социализацию является сложившийся в нем социально-психологический климат, который во многом есть результат взаимодействия всех предыдущих характеристик микросоциума.
Микросоциум включает в себя комплекс взаимосвязанных воспитательных, культурно-просветительных, общественных и иных организаций, местных средств массовой коммуникации (кабельное телевидение, местные радиостанции и газеты), специалистов различного профиля (социальные педагоги и работники, психологи, медики и др.).
Все эти характеристики воспитания дополняют друг друга в процессе оказания помощи в позитивном социальном функционировании и в личностном развитии входящих в микросоциум индивидов, семей и различных реальных и предполагаемых групп населения.