Меню Рубрики

Составь рассказы по рисунку и примерам. I. Подготовительная работа. Составление рассказа «Зимние забавы»

Составление рассказов - описаний по схемам

Обучение составлению описательных рассказов очень важно для развития ребенка, т.к. умение точно, лаконично и образно описывать предмет, является условием совершенствования речи и мышления, облегчает процесс обмена информацией.

Одним из факторов, облегчающих составление описательных рассказов, являются схемы.

Составить рассказ - описание по схеме "Насекомые"

Составить рассказ - описание по теме "Фрукты":

Составить рассказ - описание по теме "Животные":

Составить рассказ - описание по теме "Домашние птицы":

Составить рассказ - описание по теме "Дикие животные":

Составить рассказ - описание по теме "Деревья":

Составить рассказ - описание по теме "Цветы":

Составить рассказ - описание по теме "Здания"

Составить рассказ - описание по теме: "Мебель"

Составить рассказ - описание по теме "Бытовые приборы":

Составить рассказ - описание по теме "Посуда":

Итоговое занятие по теме «Осень»

Задачи:

1.Развитие общих речевых навыков

    Учить детей произвольно изменять силу голоса.

2.Лексика

    Систематизировать знания детей об осени, об осенних явлениях природы.

    Закрепить понятия: «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Ягоды», «Перелетные птицы», «Дикие животные нашего леса».

    Расширить активный словарь по данным темам.

3.Обучение связной речи.

    Совершенствование навыка составления рассказов по картине и по серии картин.

    Обучение построению предложений со значением противопоставления.

4.Развите грамматического строя речи

    Совершенствовать умение детей образовывать и использовать в речи существительные в единственном и множественном числе.

    Обучать согласованию прилагательных с существительными, употреблению относительных и притяжательных прилагательных в речи.

    Употребление в речи простых и составных предлогов.

    Совершенствовать умение согласовывать числительные два и пять с существительными.

5.Развитие пространственных, временных и элементарных математических представлений.

    Развивать умение концентрировать внимание и выделять 1 предмет из нескольких наложенных друг на друга изображений предметов.

6.Общая и мелкая моторика

    Игры на развитие координации речи с движением.

    Пальчиковая гимнастика.

    Игра «Волшебные шнурочки».

Оборудование:

Картинный материал по лексическим темам: «Ранняя осень», «Поздняя осень», «Перелетные птицы»; раздаточный материал: шнурки трех цветов (зеленый, оранжевый, желтый), круги из цветного картона двух цветов (красный, зеленый); для фланелеграфа: карточка с изображением контуров овощей наложенных друг на друга, карточка-схема для построения предложений со значением противопоставления, карточки – серия картин «Осень»; мягкая игрушка кот, чудесный мешочек.

Предшествующая работа:

    Разучивание стихотворений: С. Есенин «Нивы сжаты…», Т.Трутнева «Осень», Н.Нищева «Есть у каждого свой дом».

    Беседы по вышеуказанным лексическим темам.

    Подготовка пересказа текстов: «Как яблоки собирают» Б.Житков, «Давно скосили…» по И.Соколову-Микитову, «Осенние дожди» по Г.Скребицкому, «Первыми тронулись в путь» по Г.Скребицкому, «Последние ягоды» по И.Павловой, «Медведь» по А.Клыкову.

Ход занятия

Дети встают рядом с партами.

Воспитатель. Сядет тот, кто стоит за…(имя ребенка)

Перед…

Рядом с…

Дети занимают свои места.

Воспитатель загадывает загадку

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает.

Когда это бывает?

Д е т и. Осенью!

Воспитатель.

Ребята, вы слышите звук?

По-моему это стук.

К нам пожаловали гости!

Откроем дверь и войти попросим.

Воспитатель открывает дверь, за дверью мягкая игрушка кот с «чудесным мешочком».

Дидактическая игра: «Скажи наоборот»

Воспитатель . К нам в гости пожаловал кот по имени Наоборот. Скажешь коту «Большой дом, - ответит – Нет, маленький!» Скажешь коту «Глубокая река, - ответит – Нет, мелкая!». Ребята, а что ответит кот, если ему сказать:

Воспитатель. Грустное настроение

Дети. Нет, веселое настроение

Воспитатель. Пасмурный день

Дети. Нет, солнечный день

Воспитатель. Длинные ночи

Дети. Нет, короткие ночи

Воспитатель. Холодная погода

Дети. Нет, теплая погода

Воспитатель. Ядовитые грибы

Дети. Нет, съедобные грибы

Воспитатель. Кислые ягоды

Дети. Нет, сладкие ягоды

Воспитатель. Глубокие лужи

Дети. Нет, мелкие лужи

Воспитатель. Ранняя осень

Дети. Нет, поздняя осень.

Кот «уходит», забывая свой мешочек.

Развитие связной речи

Воспитатель. Ребята, кто может назвать какое сейчас время года?

Дети. Поздняя осень.

Воспитатель. Правильно, поздняя осень. Но давайте поговорим сначала о ранней осени.

Воспитатель предлагает одному из детей рассказать стихотворение о ранней осени.

Один из детей называет приметы ранней осени по картине «Ранняя осень».

Воспитатель.

Молодцы ребята! Пришла пора немного отдохнуть. Представьте себя осенними листочками.

Воспитатель включает музыку и приглашает детей пройти на ковер.

Физкультминутка «Осенние листья»

Листья осенние тихо кружатся (Кружатся на цыпочках, руки стороны.)

Листья нам под ноги тихо ложатся (Приседают.)

И под ногами шуршат, шелестят, (Движения руками вправо, влево.)

Будто опять закружиться хотят. (Поднимаются, кружатся.)

Дети проходят за столы.

Воспитатель.

Ребята, осень богата не только яркими красками, осенью собирают урожай овощей и фруктов.

Дидактическая игра «Расскажи об овощах»

На фланелеграфе карточки с изображением помидора, печатной буквы А, моркови. Воспитатель вызывает одного из детей, объясняет правила игры на примере: «Помидор красный, а морковь оранжевая». Воспитатель задает вопросы: какие овощи на вкус, по форме, как растут, какие на ощупь.

Дидактическая игра «Замаскированные предметы»

На фланелеграфе карточка с изображением наложенных друг на дгуга контуров овощей. Воспитатель вызывает одного из детей и задает вопросы: «Что ты увидел на картине? Обведи контур каждого предмета. Посчитай одинаковые предметы».

Воспитатель. Дети, кажется кот Наоборот забыл свой мешочек. Хотите узнать что в нем? Кот Наоборот шепнул мне, что в мешочке интересная игра для вас, дети.

Игра «Волшебные шнурочки»

Воспитатель открывает мешочек и раздает детям разноцветные шнурки.

Воспитатель. Ребята, это волшебные шнурки, а вы – маленькие волшебники. Превратите шнурочки в свои любимые фрукты.

Дети выполняют задание, выкладывают на столах контуры фруктов из шнурочков.

Воспитатель. А теперь, давайте сложим наши «фрукты» обратно в мешочек и посчитаем их.

Дети. В мешочке один банан,.. в мешочке пять бананов (апельсинов, груш).

Воспитатель. Ребята, мы с вами вспомнили, чем богаты поля, огороды и сады осенью – овощами и фруктами. А чем богат осенний лес?

Дети. Грибами и ягодами.

Игра «Съедобный – несъедобный»

Съедобный – дети поднимают зеленый кружок.

Несъедобный – дети поднимают красный кружок.

Слова для игры: боровик, сыроежка, мухомор, волнушка, клюква, волчья ягода, брусника, подберезовик, бледная поганка, опята, подосиновик, вороний глаз, лисичка.

Упражнение «Что можно приготовить из грибов и ягод?»

Воспитатель задает детям вопросы: «Что ты приготовишь из грибов, что ты приготовишь из ягод?». Дети начинают свой ответ со слов: «Из грибов я приготовлю…».

Воспитатель .

Скоро белые метели

Снег поднимут от земли

Улетают, улетели

Улетели журавли…

Воспитатель выставляет картину «Перелетные птицы».

Воспитатель.

Ребята, как называются птицы, которые улетают из наших краев осенью, а возвращаются весной?

Дети. Перелетные птицы.

Воспитатель.

Дети, а теперь представьте, что каждый из вас превратился в перелетную птицу… Пусть каждый из вас скажет свое название.

Ответы детей . Похвала.

Воспитатель. Скажите, как улетают птицы?

Дети. Вереницей, стаей, клином, поодиночке.

Пальчиковая гимнастика «Птички»

Эта птичка – соловей, (Дети загибают по одному

Эта птичка – воробей, пальчику на обеих руках.)

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка,

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель.

Эта птичка – злой орлан. (Машут сложенными накрест ладонями.) Птички, птички, по домам! (Машут обеими руками как крыльями.)

Воспитатель.

Посмотрите в окно! Не видать золотой листвы и веселого листопада. Ведь за окнами уже поздняя осень!

Воспитатель выставляет картину «Поздняя осень» и предлагает одному из детей рассказать стихотворение о поздней осени.

Один из детей называет приметы поздней осени.

Воспитатель. Ударили морозы и теплые дома покидать не хочется. Ребята, а как же братья наши меньшие – дикие животные? Есть ли у них теплый, уютный дом?

Дети

1-ый ребенок

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надежный дом.

2-ой ребенок

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

3-ий ребенок

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

4-ый ребенок

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

5-ый ребенок

Спит в берлоге косолапый

До весны сосет там лапу.

6-ой ребенок

Есть у каждого свой дом

Всем тепло, уютно в нем.

Воспитатель. Так вот как зимуют звери нашего леса!

А сейчас, дети, я предлагаю вам выполнить последнее задание – составить рассказ об уходящей поре осени.

Воспитатель вызывает 2-х детей, каждый из них составляет рассказ по серии картин, выставленных на фланелеграфе.

Итог занятия

Логопед спрашивает нескольких детей, что понравилось на занятии. Похвала каждого ребенка.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «В гости к леснику»

Задачи :

1.Учить различать на слух слова с определенным звуком. Упражнять в изменении слов при помощи суффиксов.

2.Развивать фонематическое восприятие, словарь детей.

3.Воспитывать любовь к природе.

Ход занятия:

Воспитатель

"Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся.
И друг другу улыбнёмся"

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, к нам прилетел воздушный шарик!
- Посмотрите, здесь письмо. Давайте прочитаем!

«Здравствуйте девочки и мальчики!

Приглашаю вас в гости. Буду очень рад встрече с вами!»

Лесник.

Оказывается, лесник приглашает, вас к себе в гости.
- А вы знаете кто такой лесник? Где он живёт? Как называется
его домик? (сторожка)
(Лесник - это человек, который следит за лесом, чтобы никто не обижал зверей в лесу, не бросал мусор, не ломал деревья, не рвал цветы)
- Вы согласны пойти в гости?
- А кто же покажет нам туда дорогу? Смотрите, пчелка. Давайте у нее спросим

"Пчёлка, пчёлка - покажи,
Пчёлка, пчёлка - расскажи.
Как найти дорожку,
К леснику в сторожку?"

Пчёлка: - Покажу конечно. Но, я хотела у вас спросить, вы знаете песенку комарика (з-з-з-з), песенку жука (ж-ж-ж-ж) , ветра (ш-ш-ш-ш) , водички (с-с-с-с) .
Давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите
песенку комарика (З) - зебра , машина, зонтик, зима, снег; забор. песенку жука (Ж) - живот, жираф, дом, яблоко, жук , ёжик, ножик ;
песенку ветра (Ш) - шапка, шуба, конфета, шишка, машина ;
песенку водички (С) - стол, стул, рука, слон, самолёт, дерево.
- Какие вы молодцы! Дальше на своем пути вы встретите белочку, она вам покажет дорогу.
Воспитатель: -Смотрите, а вот и белочка. Давайте у неё спросим.
"Белка, белка - расскажи,
Белка, белка - покажи,
Как найти дорожку,
К леснику в сторожку?"
Белка: - Покажу. Только поиграйте со мной.
Д/и "Назови одним словом "

Бабочка, жук, комар, муха, пчела, стрекоза - насекомые;

Берёза, дуб, ель, клен, сосна, кедр - деревья;

Скворец, снегирь, сова, сорока, кукушка, ласточка - птицы;

Брусника, земляника, малина, смородина – ягоды;
- ромашка, колокольчик, роза, ландыш, василек – цветы;

Лиса, волк, медведь, заяц, белка, ежик - животные

Молодцы! А теперь поиграйте со мной в игру " Маленький - большой"
"У ежика маленькие лапки, а у медведя - большие лапищи.
У ежика маленький носик, а у медведя - большой
носище.
У ежика маленькие глазки, а у медведя - большие
глазищи.
У ежика маленькая головка, а у медведя - большая
головища "

Физминутка

Вы, наверное, устали? Тогда все дружно встали.

Раз – присядка, два – прыжок, это заячья зарядка…

Воспитатель:

"Зайка, зайка - покажи,
Зайка, зайка - расскажи,
Как найти дорожку,
К леснику в сторожку?"

Зайка:

Конечно! Если вы со мной поиграете.

Д/и "Назови ласково"
Лист -
листочек ,

гриб - грибочек ,

ветка - веточка ,

куст - кусточек ,

ягода - ягодка ,

трава - травушка ,

гусеница - гусеничка ,

жук – жучок ,

елка – елочка,

цветок – цветочек.
дождь –
дождичек .

Сл./и "Кто кем был?"
Лиса - лисёнком ,

волк - волчонком ,

медведь - медвежонком ,
белка -
бельчонком ,

ёж – ежонком ,

тигр – т игренком ,

слон – слоненком ,

лев – львенком ,

заяц – зайчонком ,

мышь – мышонком.
- Молодцы! Мне так понравилось с вами играть. Идите дальше, встретите там ежика, он вам покажет дорогу. Счастливого пути!

Воспитатель:

Смотрите, ёжик. Давайте у него спросим.
"Ёжик, ёжик - расскажи,
Ёжик, ёжик - покажи,
Как найти дорожку,
К леснику в сторожку?"
Ёжик:

Покажу и расскажу. Только ответьте на мои вопросы:
- Кто живёт в лесу? - Как называются животные, которые живут в лесу? - А вы знаете, кто из животных меняет зимнюю шубку на летнюю? - Что делают птицы весной? - Какую пользу приносят птицы? - Как люди заботятся о птицах? - Какие деревья летом и зимой стоят зеленые? - Чего нельзя делать в лесу?
- Молодцы! Много знаете. Идите скорее к дедушке-леснику, он уже нас, наверное, заждался.
Лесник:

- Здравствуйте, ребята! Какие вы молодцы, что пришли ко мне в гости. А мне, мои лесные жители уже передали по почте, что вы с ними играли, не обижали. Расскажите, пожалуйста, с кем вы встречались в лесу? В какие игры вам понравилось играть?
- Спасибо, вам, что пришли ко мне в гости. Я угощу вас медком, который собрала пчёлка.

Развитие речи у детей

Врачи и детские психологи всегда советуют родителям общаться с ребенком еще до его рождения или сразу после. Чем больше родители реагируют на те звуки, которые он издает в первые месяцы (плач, улыбка), чем больше с ним общаются, тем скорее он начинает говорить. Уже через три месяца подобного общения родители обычно понимают звуки, издаваемые их дитем, например, по характеру плача определяют, что с ним случилось, чего он хочет. Тем не менее, родители должны знать, что зависит не только от него самого и его возраста, но во многом и от них. И это не только постоянное общение с ребенком, но и многое другое.

От чего зависит развитие речи

На это влияют многие факторы, а именно:

    Связь с родителями на уровне эмоций. Ее влияние очень большое. Ребенок обычно хорошо и свободно разговаривает, если чувствует себя любимым и защищенным. А сели воспитание жесткое, построенное на множестве запретов, ребенок может быть замкнутым и малообщительным.

    Постоянная потребность ребенка во внимании и общении. Ребенок, научившись произносить некоторые слова и словосочетания, ищет общения, и прежде всего – с близкими ему людьми. Поэтому не ленитесь и поддерживайте разговор с малышом, объясняйте ему что-либо, рассказывайте что-то интересное. При этом помните об осторожности в выражениях, потому как дети чаще всего копируют модель общения своих родителей.

    Логопеды и педиатры оценивают этот фактор наиболее высоко. Мелкую моторику нужно развивать с самого рождения малыша, массируя ему пальчики, играя в пальчиковые игры с использованием специальных предметов и материалов. Для ребенка будет очень полезно и интересно играть с разными крупами. Например, игры с фасолью, когда малыш засовывает руки в емкость с фасолью и шевелит там пальчиками. Разрешите ребенку при вас собрать спички в коробочку, поиграться с узелками на веревке, перекатывать орешек ладонями или круглую щетку для волос. Для развития моторики очень полезно или теста, играться с кубиками. Практика показывает, что чем больше родители играют с детьми и общаются с ними, обращая их внимание на окружающие предметы, тем скорее ребенок заговорит.

Характеристика речи ребенка первого года жизни

Свои первые слова большинство детей начинают произносить в возрасте 12-14 месяцев. Перед этим у ребенка наблюдают предшествующую речи звуковую активность, проявляющуюся в виде крика, похожего на плач, или «гуления».

Плач - это сигнал для родителей с просьбой о помощи. Есть четыре причины, почему ребенок кричит:

    он голоден,

    ему холодно,

    ему нужно поменять белье,

    ему нездоровится.

Мама может научиться определять характер и причину детского крика. Когда причины устранить, ребенок перестанет кричать.

Когда малыш сыт, здоров, ему сухо, комфортно и тепло, то относительно рано, где-то на третьем месяце жизни, он начинает проявлять звуковую активность, а именно «гулить». «Агу» - такой звук издает ребенок, когда он радуется и полностью всем доволен.

Ученые отмечают, что обращение к ребенку с речью, даже когда он еще не понимает ее, способствует его положительному настроению, которое становится еще ярче, когда они игриво разговаривают с ним и улыбаются. Именно это является причиной того, что речью ребенка надо заниматься с самого начала его жизни. С ним надо разговаривать постоянно. Когда берете на руки, чтобы покормить, проговаривайте вслух: «А сейчас мама тебя покормит». Разговаривайте, когда меняете ему памперсы, делаете гигиенические процедуры, когда он просто лежит в , бодрствуя. Напевание колыбельной песенки перед засыпанием способствует развитию речи, ведь важно, чтобы ребенок слышал и воспринимал человеческую речь с самого начала жизни.

Если вы не знаете, как научить ребенка составлять рассказ по картинке, это статья для Вас! Во-первых, уточним, что по картинке можно составлять два вида рассказа: описание и повествование. Рассмотрим их по отдельности.

Как составить рассказ – описание по картинке?

Начиная с дошкольного возраста, дети составляют рассказ - описание о самых различных предметах и явлениях. Это могут быть описания кошки, осени, и даже стула. Помогая ребенку составлять рассказ подобного рода, помните о следующих моментах:

  1. Начинать рассказ нужно с обозначения темы. Одного предложения, типа «Я расскажу о сиамской кошке» будет вполне достаточно.
  2. Непосредственное описание включает в себя упоминание 4-5 основных характеристик предмета (явления). Например, описывая кошку, расскажите, как она выглядит (окрас, шерсть). Где живет, чем питается, какую пользу приносит человеку? Можно рассказать про повадки кошки. Описывая неживые предметы необходимо рассказать о том, зачем нужен этот предмет? Как его можно использовать? Из какого материала он сделан? Из каких частей состоит?
  3. Рассказ должен заканчиваться подведением итогов, одно – два предложения.
В подготовительной группе и начальной школе (1,2 класс) дети составляют рассказы – описания уже по серьезным картинам (пейзаж, портрет, натюрморт). Последовательность работы остается такая, как и с дошкольниками, но есть свои нюансы.
  1. Обозначая тему рассказа нужно обязательно упомянуть автора и название картины.
  2. Рассматривая пейзаж, задайтесь с ребенком вопросами: какое время года изображено на картине? Что нарисовано на переднем плане? На заднем? Какое настроение передает картина? Рассматривая портрет – сначала назовите человека, изображенного на нем, опишите его пол, возраст. Рассмотрите, во что одет человек? На фоне чего он изображен? Спросите ребенка, как ему кажется, человек, изображенный на картине – какой? Строгий, мечтательный, сильный, слабый? Почему он так решил?
  3. Подводя итоги, нужно высказать общее впечатление и настроение от картины.

Как правильно составить рассказ – повествование по картинке?

Повествование – это рассказ о случившихся событиях, действиях. Самый простой способ составить рассказ повествование это использовать сюжетные картинки. Происходящие с героями события зарисованы в 3-5 картинках. Задача ребенка внимательно их рассмотреть, и рассказать о случившемся по порядку. Каждая новая картинка – это новое предложение. Вместе получается текст.

Более сложный вид работы - рассказ по одной сюжетной картинке. При составлении данного вида рассказа следует четко помнить – одно предложение это не рассказ! Представьте, Вы показываете ребенку картинку, на которой бабушка кормить птиц. Но если ребенок скажет всего одно предложение «бабушка кормит птиц», рассказа не получится, правда? Ребенку нужно рассмотреть картину целиком. Выделить главные и второстепенные моменты. Сочинить n-ое количество предложений самостоятельно, и расставить их в логическом порядке.

Не оставляйте ребенка с этой непростой задачей наедине, полезно вместе подумать над содержанием произведения. «Почему бабушка кормит птиц? Какое настроение у бабушки – счастливое, грустное, одинокое? Рассмотрите, как ведут себя птицы – может некоторые дерутся, а кто-то боится подходить?

Серии сюжетных картин,предназначенные для самостоятельного составления рассказов детьми.

Воздушный шарик.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ

1. Ответить на вопросы:
Кто и где потерял воздушный шарик?
Кто нашёл шарик на поле?
Какой был мышонок и как его звали?
Чем мышонок занимался на поле?
Что мышонок стал делать с шариком?
Чем закончилась игра с шариком?

2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Воздушный шарик».

Девочки рвали в поле васильки и потеряли воздушный шарик. Маленький мышонок Митька бегал по полю. Он искал сладкие зёрнышки овса, но вместо них в траве нашёл воздушный шарик. Митька стал надувать шарик. Он дул, дул, а шарик становился все больше и больше, пока не превратился в огромный красный шар. Подул ветерок, подхватил Митьку с шариком и понес над полем.

Домик для гусеницы.

1. Ответить на вопросы:
Про кого будем составлять рассказ?
Расскажи, какая была гусеница и как её звали?
Чем гусеница занималась летом?
Куда однажды заползла гусеница? Что там увидела?
Что гусеница сделала с яблоком?
Почему гусеница решила остаться в яблоке?
Что гусеница смастерила в своём новом жилище?
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Домик для гусеницы».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Жила - поживала молодая, зелёная гусеница. Звали её Настя. Хорошо ей жилось летом: лазила по деревьям, лакомилась листочками, нежилась под солнышком. Вот только дома у гусеницы не было и она мечтала его найти. Один раз гусеница заползла на яблоню. Увидела красное большое яблоко и начала его грызть. Яблоко было такое вкусное, что гусеница не заметила, как прогрызла его насквозь. Гусеница Настя решила остаться жить в яблоке. Ей там было тепло и уютно. Скоро гусеница смастерила в своём жилище окошко и дверцу. Получился чудесный домик

Новогодние приготовления.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.


1. Ответить на вопросы:
Какой приближался праздник?
Как ты думаешь, кто купил елку и поставил её в комнате?
Расскажи, какая была ёлка.
Кто пришёл украшать ёлку? Придумай имена детям.
Чем дети украсили ёлку?
Для чего в комнату принесли лестницу?
Что прикрепила к макушке ели девочка?
Куда дети посадили игрушечного деда мороза?
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Новогодние приготовления».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Приближался новогодний праздник. Папа купил высокую, пушистую, зелёную елку и поставил ее в зале. Павел и Лена решили украсить елку. Павел достал коробку с елочными игрушками. Дети повесели на елку флажки и разноцветные игрушки. Лена не могла дотянуться до макушки ели и попросила Павла принести лестницу. Когда Павел установил лестницу около ели, Лена прикрепила к макушке ели золотую звезду. Пока Лена любовалась наряженной елкой, Павел побежал в кладовую и принес коробку с игрушечным дедом морозом. Дети посадили деда мороза под ёлку и довольные убежали из зала. Сегодня родители повезут детей в магазин выбирать для новогоднего карнавала новые костюмы.

Неудачная прогулка.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.



1. Ответить на вопросы:
Назови, кого ты видишь на картинке. Придумай имя мальчику и кличку собаке.
Где гулял мальчик со своей собакой
Что увидела собака и куда побежала?
Кто вылетел из яркого цветка?
Что маленькая пчёлка делала в цветке?
Почему пчёлка укусила собаку?
Что случилось с собакой после укуса пчелы?
Расскажи, как мальчик помог своей собаке?
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Неудачная прогулка».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Стас и собака Сойка гуляли по аллее парка. Сойка увидела яркий цветок и побежала его нюхать. Собака носом коснулась цветка и он закачался. Из цветка вылетела маленькая пчёлка. Она собирала сладкий нектар. Пчелка разозлилась и укусила собаку за нос. У собаки распух нос, из глаз потекли слезы. Сойка опустила хвост. Стас забеспокоился. Он достал из сумки пластырь и заклеил им собаке нос. Боль успокоилась. Собака лизнула Стаса в щёку и завиляла хвостом. Друзья поспешили домой.

Как мышонок забор красил.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.

1. Ответить на вопросы:
Придумай кличку мышонку, о котором будешь рассказывать в рассказе.
Чем решил заняться в выходной день мышонок?
Что мышонок купил в магазине?
Расскажи, какого цвета была краска в вёдрах
Какой краской мышонок стал красить забор?
Красками какого цвета мышонок нарисовал на заборе цветы и листочки?
Придумай продолжение этого рассказа.
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Как мышонок забор красил».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

В выходной день мышонок Прошка решил покрасить забор около своего домика. Утром Прошка сходил в магазин и купил в магазине три ведра с краской. Открыл и увидел: в одном ведре- красная краска, в другом — оранжевая, а в третьем ведре зеленая краска. Мышонок Проша взял кисточку и стал красить забор оранжевой краской. Когда забор был покрашен, мышонок обмакнул кисточку в красную краску и нарисовал цветы. Зеленой краской Проша нарисовал листочки. Когда работа была выполнена, к мышонку в гости пришли друзья, чтобы посмотреть на новый забор

Утёнок и цыплёнок.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.



1. Ответить на вопросы:
Придумай клички утёнку и цыплёнку.
Какое время года изображено на картинках?
Как ты думаешь куда направились утёнок с цыплёнком?
Расскажи, как друзья переправлялись через реку:
Почему цыплёнок не пошёл в воду?
Как утёнок помог цыпленоку переплыть на другой берег?
Чем закончилась эта история?
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Утёнок и цыплёнок».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Летним днём утенок Кузя и цыпленок Цыпа пошли в гости к индюшонку. Индюшонок жил с папой индюком и мамой индюшкой на другом берегу реки. Утенок Кузя и цыпленок Цыпа подошли к реке. Кузя плюхнулся в воду и поплыл. Цыпа в воду не пошел. Цыплята плавать не умеют. Тогда утенок Кузя схватил зеленый листок кувшинки и посадил на него Цыпу. Цыплёнок плыл на листике, а утёнок подталкивал его сзади. Скоро друзья переправились на другой берег и встретились с индюшонком.

Удачная рыбалка.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.

1. Ответить на вопросы:
Кто однажды летом пошел на рыбалку? Придумай клички коту и псу.
Что взяли с собой друзья?
Где друзья устроились для ловли рыбы?
Как ты думаешь,что стал кричать кот, когда увидел, что поплавок ушёл под воду?
Куда кот кинул пойманную рыбку?
Почему кот решил украсть рыбку, которую выловил пёс?
Расскажи, как псу удалось поймать вторую рыбку.
Как ты думаешь кот и пёс ходят ещё вместе на рыбалку?
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Удачная рыбалка».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Однажды летом Кот Тимофей и пёс Полкан пошли на рыбалку. Кот взял ведро, а пёс удочку. Сели на бережок реки и стали ловить. Поплавок ушёл под воду. Тимофей стал громко кричать: «Рыбка, рыбка, тяни, тяни». Полкан вытянул рыбку, а кот кинул её в ведро. Пёс во второй раз кинул удочку в воду, но на этот раз поймал старый сапог. Увидев сапог, Тимофей решил с Полканом рыбкой не делиться. Кот быстро подхватил ведро и побежал домой обедать. А Полкан вылил воду из сапога, а там была другая рыбка. С тех пор пёс и кот на рыбалку вместе не ходят.

Находчивый мышонок.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.

1. Ответить на вопросы:
Придумай имя девочке, клички кошке, мышонку.
Расскажи, кто жил в доме у девочки.
Что девочка налила в кошачью миску?
Что сделала кошка?
Откуда выбежал мышонок и что увидел в кошачьей миске?
Что сделал мышонок, чтобы напиться молока?
Чему удивилась кошка, когда проснулась?
Придумай продолжение этой истории.
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Находчивый мышонок».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Наташа налила кошке Вишенке в миску молока. Кошка немного полакала молока, положила ушки на подушку и уснула. В это время из-за шкафа выбежал мышонок Тишка. Он огляделся и увидел в кошачьей миске молоко. Мышонок захотел молока. Он залез на стул и вытянул из коробки длинную макаронину. Мышонок Тишка тихонько подкрался к плошке, опустил макаронину в молоко и выпил его. Кошка Вишенка услышала шум, вскочила и увидела пустую плошку. Кошка удивилась, а мышонок убежал обратно за шкаф.

Как ворона горох вырастила.



Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.

1. Ответить на вопросы:
Как ты думаешь,в какое время года петушок шёл по полю?
Что петушок нёс домой?
Кто заметил петушка?
Что сделала ворона, чтобы полакомиться горохом?
Почему ворона не съела весь горох?
Как птица посеяла семена гороха в землю?
Что показалось из земли после дождя?
Когда на растениях появились стручки гороха?
Чему радовалась ворона?
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Как ворона горох вырастила».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Ранней весной шёл по полю петушок и нёс за плечами тяжёлый мешок с горохом.

Петушка заметила ворона. Она ткнула клювом в мешок и оторвала заплатку. Из мешка посыпался горох. Ворона стала лакомиться сладкими горошинками, а когда наелась, решила вырастить свой урожай. Лапками птица утоптала несколько горошин в землю. Пошел дождь. Совсем скоро из земли показались молодые побеги гороха. В середине лета на ветках появились тугие стручки с крупными горошинами внутри. Ворона поглядывала на свои растения и радовалась богатому урожаю гороха, который ей удалось вырастить.

Инна Воронина
Развитие связной речи через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Развитие связной речи

через обучение

составлению рассказов

по картине и

серии сюжетных картин

Воспитатель : Воронина Инна Владимировна

2. «Если вы работаете с детьми, от которых трудно добиться слова… - начните показывать картинки ,

и они заговорят свободно, непринужденно…»

К. Д. Ушинский

3. Одним из необходимых условий развития грамотной связной речи ребенка , которая развивается с момента рождения на протяжении всего дошкольного периода, а затем и школьного возраста, является наглядность.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский обосновал ценность картинок тем , что изображение возбуждает мысль ребенка и вызывает выражение этой мысли в «самостоятельном слове» .

Главная цель, которую преследуют сюжетные картинки для составления короткого рассказа , – стремление к развитию речи и мышления детей . Глядя на картинку , ребята стараются описать изображенное на ней, стремясь к составлению единого , логически связного рассказа .

В работе по развитию речи очень важным этапом является обучение ребенка составлять рассказы . Начинать лучше всего с составления рассказов по серии картинок . Можно поиграть в игру «Что сначала -что потом» , выстроив логическую цепочку из картинок , а затем приступить к их описанию. Предлагаю несколько вариантов с заданием «Составь рассказ по картинкам » Начинать можно с простых предложений, которые описывают происходящее на картинке . Возможно, малыш расскажет только «Кто?» и «Что делает?» . Наша задача обратить внимание на признаки предметов, таким образом сделав рассказ подробнее и интереснее.

4. Задача педагогов и родителей заключается в том,

чтобы помочь детям

научиться излагать собственные мысли связно и достаточно полно ,

понимать речь собеседника,

т. е. вести содержательный диалог

5. В обучении детей рассказыванию

по картине принято выделять

несколько этапов :

В младшем возрасте осуществляется подготовительный этап, который имеет своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картину и отвечать на вопросы.

В среднем дошкольном возрасте детей учат составлять рассказы сначала по вопросам , а затем самостоятельно. Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы, отвечая на них, ребенок учился строить развернутые связные высказывания . Чрезмерно дробные вопросы приучают детей к однословным ответам. Нечетко поставленные вопросы также тормозят развитие у детей речевых навыков.

Старший дошкольный возраст характеризуется возросшей речевой и мыслительной активностью детей, поэтому ребенок может самостоятельно или с небольшой помощью взрослого составлять не только описательные рассказы , но и повествовательные рассказы , придумывать начало и конец сюжета картины .

6. В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни.

Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию , побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых

7. ВИДЫ РАССКАЗЫВАНИЯ

ПО КАРТИНЕ

1. Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий

2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации , не выходящей за пределы содержания картины .

3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин : ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии , связывая их в один рассказ .

8. ТРЕБОВАНИЯ К ОТБОРУ КАРТИН (Вы можете прочитать на слайде)

9. Структура составления рассказа (на слайде) .

10. Картинка «Рыжий кот пьет молоко»

Кто пьет молоко? Кто нарисован? Что кот делает?

Какого цвета кот? Какой кот?

Что пьет рыжий кот?

А откуда в тарелке молоко?

11. Беседа по серии картинок - Их должно быть не более трех. Рассматривается и описывается каждая картинка из серии , затем высказывания детей объединяются в один сюжет .

Куда направлялся мальчик? - Придумайте для мальчика имя. – Кто встретился на его пути? - Какое решение принял мальчик? - Почему мальчик решил взять щенка? - Как Вася назвал своего щенка? - Как мальчик заботился о щенке? - Каким стал щенок? - Что вы можете сказать о времени года на первой, второй и третьей картинках ?

12. Нужно помнить, что речь не передается по наследству. Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому, так важно чтобы взрослые создавали эту речевую среду для постоянного общения с ребенком.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

Публикации по теме:

Проблема развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде,.

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Клубок» Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализация словаря по теме «Домашние животные». Формирование целостного впечатления об.

Конспект НОД в подготовительной логопедической группе «Составление рассказа по серии сюжетных картин» Конспект НОД по развитию связной речи у детей в подготовительной логопедической группе. Тема: «Составление рассказа по серии сюжетных картин».

Конструкт обучения дошкольников составлению творческих рассказов по картине методами ТРИЗ «Удачная рыбалка» Конструкт организации совместной образовательной деятельности по ПМ. 03 «Организация занятий по основным общеобразовательным программам.

Речь является одним важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Если определенный уровень развития устной речи не достигнут к моменту.

Развитие речи детей 3–4 лет посредством рассматривания сюжетных картин РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ РАССМАТРИВАНИЯ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН. Рассматривание специально созданных для детских садов сюжетных.

Сейчас многие учителя жалуются, что детки, которые пришли в первый класс, не могут связно составить рассказ на заданную тему, и этому есть причина. Как то упустило современное дошкольное образование эту тему. Сейчас учим детей подготовительной группы читать, считать и писать раньше, чем рассказывать, и это неправильно. К школе рассказывать ребенок должен уметь. И научить его этому обязан воспитатель. Не сделать из него писателя, нет, но как минимум дать алгоритмы, схемы, мнемотаблицы, которые ребенок будет держать в голове и составит по ним более или менее связный рассказ. И, само собой, нужна практика. Родителей тоже касается. Распечатайте такие алгоритмы и изредка просите свое чадо рассказать, что же он знает о каком-то предмете или животном, следуя схеме. А вот и сами схемы.

Схемы (мнемотаблицы) для составления рассказов-описаний по разным лексическим темам

(Игрушки, Транспорт, Зимующие и перелетные птицы, Овощи, Фрукты, Домашние и дикие животные, Семья, Времена года).

Цель:

Развитие лексики, грамматики и связной речи детей.

Схема рассказа-описания по теме «Игрушки»

  1. Размер.
  2. Форма.
  3. Цвет.
  4. Из чего сделана игрушка.
  5. Составные части (детали) игрушки.
  6. Как в неё играют.

Пример ответа:

Это пирамидка. Она среднего размера, треугольной формы. Пирамидка разноцветная. Она сделана из пластмассовых колец. Кольца нужно надевать на палочку. Сначала одеть большое кольцо, потом поменьше и еще меньше.

Схема рассказа-описания по теме «Транспорт»

  1. Назначение транспорта (легковой, грузовой, пассажирский, специальный).
  2. Вид транспорта (водный, воздушный, наземный, поземный).
  3. Кто управляет транспортом (специальность, профессия).
  4. Что перевозит этот транспорт.

Самолет - пассажирский воздушный транспорт. Самолетом управляет пилот. Самолет перевозит людей и их багаж на дальние расстояния. Он может перевозить и грузы.

Схема рассказа-описания по теме «Зимующие и перелетные птицы»

  1. Вид птицы (зимующая или перелетная).
  2. Размер.
  3. Окрас перьев, внешний вид.
  4. Как передвигается, особенности поведения.
  5. Где живет.
  6. Чем питается.

Скворец - перелетная птица. Он небольшого размера, немного больше воробья. Перья у скворца черные, блестящие. Он проворно летает и бегает по земле. Скворцы вьют себе гнездо на ветвях деревьев, в старых дуплах или в скворечниках, которые сделал человек. Едят скворцы насекомых и червяков.

Схема рассказа-описания по теме «Домашние и дикие животные»

  1. Вид животного (домашнее, наших лесов, жарких стран).
  2. Размер животного.
  3. Окрас шкуры или меха животного, особенности тела.
  4. Чем питается животное.
  5. Где живет (место обитания).
  6. Способы передвижения, поведение.
  7. Опасно или неопасно для человека.
  8. Польза для человека (только для домашних животных).

Лиса - дикое животное наших лесов. Она среднего размера. Шубка у лисы рыжая, а кончик хвоста и грудка белые. У лисы длинный хвост и острые чуткие уши. Лиса - хищник. Питается она мелкими животными. Живет лиса в лесу в норе. Лиса быстро бегает. У нее хороший нюх. Дикая лиса опасна, не стоит подходить к ней близко.

Схема рассказа-описания по теме «Семья»

  1. Как зовут (Имя, фамилия, отчество).
  2. Домашний адрес.
  3. С кем живешь (перечисление всех членов своей семьи).
  4. Рассказ о каждом члене семьи (Имя, отчество, где работает).
  5. Сколько всего человек.
  6. Чем занимается семья, когда собирается вместе (хобби, семейные традиции).

Меня зовут Иванов Иван Иванович. Я живу в городе Краснодаре, на улице Красной, в доме номер 8. У меня есть мама, папа и брат. Мою маму зову Елена Петровна. Она работает воспитателем в детском саду. Моего папу зову Иван Петрович. Он работает инженером на заводе. Моего брата зовут Вадим. Он учится в школе. Всего нас в семье 4 человека. Когда мы собираемся вместе, мы любим играть в домино и смотреть фильмы по телевизору.

Схема рассказа-описания по теме «Овощи. Фрукты»

  1. Цвет.
  2. Форма.
  3. Величина.
  4. Вкус.
  5. Место произрастания (где растет).
  6. Способ употребления в пищу (что делают с этим продуктом).

Яблоко - это вкусный фрукт. Яблоки бывают красными или зелеными. Они бывают большими и маленькими. На вкус яблоки сладкие или кислые. Растут яблоки на яблонях. Яблоки едят сырыми, делают из них десерты, варят компот или варенье.

Схема рассказа-описания по теме «Времена года»

  1. Состояния неба и солнца в данное время года.
  2. Состояние природы в данное время года (осадки, трава, деревья).
  3. Как одеваются люди в данное время года.
  4. Поведение птиц в данное время года.
  5. Поведение животных в данное время года.
  6. Детские развлечения и действия взрослых в данное время года.

Зимой солнце низко над землей, оно греет плохо. Деревья стоят голые. Все покрыто снегом. Люди надевают для прогулок теплую одежду - шубы, меховые шапки, зимние сапоги, варежки. Перелетные птицы зимой улетают на юг. Многие животные впадают в спячку. Хотя зимой и холодно, зато можно кататься на коньках и лыжах, лепить снеговика и играть в снежки.

Любой алгоритм может быть дополнен, чтобы рассказ получился объемнее и интереснее. В любом случае знакомство с такими схемами пойдет ребенку на пользу.