Меню Рубрики

Где лучше начать работать логопедом. Опыт: как работает логопед. Как возникла эта профессия

* В расчетах используются средние данные по России

В последнее время все чаще и чаще специалисты различных помогающих профессий задумываются об открытии собственного дела. На нашем портале Openbusiness вы найдете немало статей на эту тему, которые адресованы начинающим предпринимателям. Тем не менее, тема не теряет своей популярности, и наши читатели нередко задают вопросы, которые касаются различных организационных нюансов. Этот материал подготовлен с участием большого количества предпринимателей из разных регионов нашей страны, которые охотно делятся своим опытом, рассказывая о подводных камнях, с которыми может столкнуться специалист, собирающийся заняться частной практикой, и секреты, которые помогут добиться успеха в этом начинании.

С чего начинать?

Итак, вы являетесь квалифицированным и опытным специалистом в сфере психологии, логопедии, раннего развития или же репетиторства… Все подобные профессии дают вам редкую возможность работать на себя, выбирая собственный график и совмещая работу с домашними заботами и увлечениями. Открытие собственного кабинета или небольшого центра дает очевидные преимущества. Работая на себя, вы не зависите от воли других людей, можете самостоятельно определять свою нагрузку, устанавливать цены на свои услуги, выбирать программы занятий, планировать свой отпуск (а то и не один в течение года) и составлять удобное расписание работы. Без минусов, конечно, тоже не обойтись. «Прежде всего, забудьте о том, что у вас есть рабочие дни и выходные. При работе на себя у вас выходных уже не останется. Даже если вы будете работать всего пять дней в неделю, оставшиеся два дня вы будете решать текущие организационные вопросы, заниматься бухгалтерией, закупать канцелярию, оформлять картотеку клиентов, разрабатывать программы для последующей работы, подбирать методические материалы, распечатывать бланки тестов… В течение рабочей недели на решение этих вопросов времени уже не будет, вот и приходится либо сидеть по ночам, либо тратить свои «законные» выходные на решение текущих и насущных вопросов» (Мария С., практикующий психолог, г. Суздаль).

Но первый недостаток работы на себя – необходимость вложений на первом этапе работы. Правда, их размер может существенно варьироваться. Средняя сумма, которая потребуется для открытия собственного кабинета или класса, составляет от 150 тысяч рублей без учета организационных расходов (на регистрацию ИП, изготовление печати и пр.). Сумма эта может быть и на порядок больше, если вы планируете открыть целый центр, или же меньше, если вы достаточно предусмотрительны и начали подготовку к организации своего кабинета заранее.

Предприниматель Анатолий, открывший кабинет психолога, а в скором времени и целый психологический центр в городе Ростове-на-Дону, с самого начала рассчитывал на расширение своего бизнеса: «При выборе помещения под свой кабинет, где я бы мог принимать клиентов и проводить тренинги, а также собирать терапевтические группы, я сразу рассчитывал не на одну комнату, которой мне бы одному хватило с головой. Однако, составив бизнес-план со всеми расчетами, я понял, что рентабельность проекта в этом случае окажется невысокой, а, следовательно, на высокую прибыль рассчитывать не приходится. Мне пришлось вложить не только собственные, но и заемные средства, чтобы открыть свой центр. Общая сумма инвестиций составила около 400 тысяч рублей. И это совсем не так много, как может показаться. Помещение мы арендуем в историческом центре города. С одной стороны, здесь практически нет офисных зданий, но с корпоративными клиентами мы чаще работаем на выезде, так что отдаленность от бизнес-центра не является недостатком. Зато к нам удобно доехать с любого конца города. Кроме того, одна только вывеска над входом в здание, где расположен центр, работает как наружная реклама. Аренда помещения общей площадью 60 кв. метров с двумя кабинетами и залом для проведения групповых занятий обходится мне в 35 тысяч рублей в месяц. Речь идет о городе-миллионнике. На мой взгляд, это вполне хорошая цена, и мне повезло найти такой вариант. Но в начале работы было сложно. Когда я работал один (так как на заработную плату другим сотрудникам «стартовых денег» уже не хватило), моих доходов с трудом хватало лишь на то, чтобы перекрыть стоимость аренды. К счастью, свой центр я открыл в феврале и уже к лету нашел партнера – такого же психолога, как и я, с которым мы разделили стоимость аренды. К осени мы смогли взять также администратора (он же менеджер по рекламе и поиску клиентов) и тренера. Теперь практически ни одно помещение в нашем центре не пустует больше трех часов в день. Мы проводим попеременно консультации, семинары, мастер-классы и тренинги, выезжаем к корпоративным клиентам и к следующему лету планируем искать детского психолога, который сможет проводить занятия со школьниками на период летних каникул».

А вот психолог Наталья из Волгограда обошлась намного меньшими расходами на открытие своего кабинета: «По моим подсчетам я потратила на организацию своего бизнеса (пусть и малый, но это все же бизнес) не больше 70 тысяч рублей. Хотя, на самом деле, вложения были, конечно, больше. Но до открытия кабинета я вкладывала скорее в себя как специалиста, а не в помещение, где планировала работать. После окончания университета я устроилась на работу в Городской психологический центр. Это муниципальная организация, поэтому на большие доходы рассчитывать не приходилось. Параллельно я работала в качестве психолога в детском саду. Благо и там, и там была частичная занятость, и графики не пересекались. Часть своей зарплаты я каждый месяц тратила или на свое обучение, или же на приобретение необходимого оборудования и литературы. К примеру, я выделяла каждый месяц по 3-3,5 тысячи рублей, которые могла потратить на различные практические и учебные пособия, на тестовый материал или же на рабочий инструментарий. Так, например, в один из месяцев я вышла за рамки выделенного мною бюджета, чтобы приобрести юнгианскую песочницу для проведения сеансов песочной терапии, которая обошлась мне в 3700 рублей вместе с доставкой и минимальным комплектом (3 кг песка). В течение 2-3 следующих месяцев я покупала игрушки для песочной терапии. С этим мне повезло. Большую часть игрушек (деревянных фигурок) я приобрела либо с рук (на Avito), либо на сайтах совместных закупок, поэтому они обошлись мне в 1,5-2 раза дешевле розничной цены. Когда я поняла, что моего опыта и знаний достаточно для того, чтобы начать работать самостоятельно, я начала подыскивать помещение под свой кабинет для приема клиентов. Подходящий вариант нашелся практически сразу. Я не успела зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, как мне предложили арендовать помещение в одном из районов города с удобным расположением и по хорошей цене. За две комнаты (приемная и собственно кабинет) я отдаю 15 тысяч рублей в месяц, включая все дополнительные платежи. В принципе, можно было бы обойтись и меньшими затратами и арендовать одну комнату, но я работаю, в основном, с детьми, поэтому мне необходимо место, где родители могут дождаться окончания занятий. Также в приемной можно оставить верхнюю одежду или переобуться в сменную обувь. Что касается расходов на оборудование и мебель, то они оказались невелики. Стол, компьютер, стеллажи дня книг, ковер и несколько стульев я перевезла из дома. Докупить пришлось только принтер, еще несколько стульев для групповых занятий и мягкие кресла-мешки. Причем и технику, и мебель я приобретала по объявлениям. Все они в отличном состоянии и выглядят, как новые, но обошлись мне раза в два, а то и три дешевле. Большое значение имеет и декор: кабинет психолога не должен выглядеть, как кабинет врача, и для создания нужной атмосферы достаточно нескольких мелочей. Так, например, я просто подобрала открытки с красивыми рисунками на детскую тематику и вставила их в обычные рамки из Ikea. Казалось бы, всего ничего, но это сразу изменило вид с офисного на домашний интерьер. Еще один секрет преображения вашего кабинета – замена стандартных пластиковых жалюзи на тканевые шторы. Причем польза от них не только эстетическая, но и практическая – во время сеансов терапии, расслабления или же просмотра слайдов на проекторе вы сможете создать необходимый полумрак в комнате».

Учитывайте, что требования к минимальной площади помещения могут быть и объективными: так, например, для открытия логопедического кабинета потребуется от 20 кв. метров. Что касается мебели, то, действительно, на ней вполне можно сэкономить. Вполне возможно, что подходящие стол и стулья есть у вас дома. Если нет, то не беда. Вы можете найти подходящие варианты за небольшую цену в специальных группах в социальных сетях или на сайтах бесплатных объявлений. С покупкой техники также спешить не стоит. Из всего набора офисной техники вам потребуется, в первую очередь, компьютер (ноутбук) и принтер. Компьютер, скорее всего, у вас уже есть. А принтер можно приобрести по цене около 3 тысяч рублей. Если вам нужно будет распечатывать материалы для занятий в цветном варианте, то сделать это лучше в одном из пунктов печати фотографий. Распечатайте картинки и заламинируйте их – в этом случае ваши пособия прослужат намного дольше. В первое время работы вполне можно обойтись без проектора. Достаточно будет и обычной белой доски, на которой можно писать специальным маркером.

Регистрация бизнеса

Если вы планируете работать самостоятельно, то независимо от того, какой деятельностью вы будете заниматься (проводить психологическое консультирование, логопедические занятия или же давать уроки иностранного языка), достаточно зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Однако учитывайте, что у вас обязательно должно быть высшее образование в той сфере, в которой вы собираетесь работать. Хотя, как показывает опыт, большинство ваших клиентов вряд ли будет интересоваться вашим дипломом, но он должен быть обязательно. Если вы работаете психологом, у вас должно быть высшее психологическое образование, если логопедом – высшее образование по специальности «дефектология» (как правило), а если репетитором, то без квалификации педагога не обойтись.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Если про документ о высшем образовании редко кто вспоминает, то вот вопрос с наличием у вас лицензии вполне может возникнуть. В этом вопросе необходимо разобраться. Дело в том, что образовательные учреждения, оказывающие, к примеру, логопедические услуги, действительно, подлежат обязательному лицензированию. Ведь логопеды, по сути, работают на стыке медицины и педагогики, но Приказ Министерства здравоохранения № 142 от 29.04.1998 (ныне утративший силу) определил перечень видов медицинской деятельности, подлежащих лицензированию, и логопедия в том перечне указана не была. Не было логопедии и в последующей редакции лицензируемых работ и услуг по оказанию медицинской помощи («Номенклатура работ и услуг по оказанию медицинской помощи»), являющегося приложением к приказу (также утратившему силу) Минздрава РФ от 26.06.2002 № 238 (с изменениями от 22.10.2003). Не найдете вы логопедии и в более поздних приказах Минсоцздравразвития РФ «Об утверждении порядка организации работ…», а также в постановлении Правительства РФ «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности», потому формально логопедия в настоящее время целиком относится к сфере педагогики и образования, и лицензирование логопедической деятельности осуществляют Министерство образования Российской Федерации, государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, наделенные в соответствии с законодательством соответствующими полномочиями. В Москве лицензии на логопедическую деятельность выдает Городская служба лицензирования и аттестации Департамента образования Москвы. Поэтому для оказания логопедических услуг, как и услуг в сфере образования, лицензия нужна. Родители, которые хотят проверить квалификацию специалиста, занимающегося с их ребенком, могут поинтересоваться его лицензией. Вся информация о лицензиях является открытой и предоставляется любому желающему с ней ознакомиться. Однако лицензия всегда выдается на имя учреждения, а не на имя специалиста. Сведения о квалификации специалиста-логопеда отражаются только в его личном аттестационном листе. А в нашем случае лицензия может и вовсе отсутствовать на законных основаниях. Так, частнопрактикующие логопеды и педагоги не имеют и не должны иметь лицензии, поскольку в соответствии с законом РФ «Об образовании», индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, к которой относятся, в том числе, и услуги логопеда, не подлежит лицензированию.

Зарегистрировать же ИП труда не заставит. Логопед Виктория М. (г. Москва) делится своим опытом: «Существует четыре способа открытия ИП. Первый вариант – самостоятельная регистрация. Именно им я и воспользовалась. Потратив 800 рублей на оплату госпошлины и немного своего времени, я через неделю после сдачи документов уже получила статус предпринимателя. Также документы на регистрацию можно отправить по почте (оптимальный вариант, если вы прописаны в другом городе). ИП можно оформить по доверенности или же с помощью юридической компании. Последний вариант самый дорогой. В принципе, он позволяет сэкономить силы и время, но стоит ли это потраченных денег при ограниченном стартовом капитале – решать вам. Правильно заполнить документы на открытие ИП несложно даже новичку (каковым я и была). Изучите всю информацию на официальном сайте Налоговой инспекции. Там очень подробно описан весь процесс, есть новейшие версии бланков и документации для начинающих предпринимателей. Чтение этих руководств и советов займет у вас больше времени, чем заполнение документов и их подача».

На всю процедуру регистрации уйдет около недели. Еще до подачи документов решите, будете ли вы пользоваться финансовой помощью, выделяемой центром занятости (предварительно узнайте, действует ли такая программа в вашем регионе). Если да, то первым вашим шагом будет постановка на учет непосредственно в центре занятости. Там вам нужно будет зарегистрироваться как безработному еще до оформления предпринимательства, в противном случае на получение денежной помощи претендовать вы уже не сможете. Эта субсидия может стать неплохим подспорьем для начинающего предпринимателя. Еще один немаловажный шаг в процедуре обретения статуса – выбор вида деятельности с указанием присвоенного ему кода по классификатору ОКВЭД. Особое внимание нужно уделить тому виду деятельности, который будет указываться в заявлении первым, так как именно он будет основным. Не бойтесь указывать несколько кодов, так как если в дальнейшем вы решите расширить список предоставляемых вами услуг, услуга по добавлению новых кодов будет уже платной и довольно непростой.

Будьте готовы по требованию налоговой предоставить справку об отсутствии у вас судимостей, если вы собираетесь заниматься образовательной, воспитательной деятельностью или работать с детьми.

Также вам нужно будет определиться с системой налогообложения (в этом вопросе вам поможет бухгалтер), а также открыть расчетный счет в банке и уведомить налоговую о начале предпринимательской деятельности.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Но вот все формальности пройдены, и заветные документы, удостоверяющие ваш статус предпринимателя, у вас на руках. Что же дальше?

Ищем клиентов и продвигаем свой персональный бренд

Открывая собственный кабинет, с первых же дней воспринимайте как бренд не вашу фирму (ваш кабинет или центр), а вас самих. Рассчитывать на успех может лишь тот специалист, который не только является экспертом в своей области, но и позиционирует себя таковым. Это вовсе не означает, что вы не должны стремиться стать лучшим в своем сегменте. Постоянно повышайте свою квалификацию, проходите дополнительное обучение, посещайте курсы, семинары, тренинги. Не стесняйтесь вывешивать полученные дипломы и сертификаты на видном месте в вашем кабинете. Все это вызывает у людей больше доверия к вам как к специалисту. Изучите книги по маркетингу и PR, в которых речь идет о способах построения личного бренда. Старайтесь, чтобы ваше имя было на слуху. Если есть возможность (время и, главное, интересный материал), пишите и публикуйте свои статьи в журналах или даже книги. Вовсе необязательно это делать за свой счет. Предлагайте свои труды различным книжным издательствам, и велика вероятность, что кто-то обязательно ими заинтересуется. Не бойтесь делиться своим опытом. Теоретические знания быстро устаревают или же становятся известными широкому кругу людей, а практические навыки каждому специалисту придется приобретать самостоятельно. Вы ничего не теряете, делясь своим опытом, зато получаете известность (пусть и в узком кругу, но этого вполне достаточно).

Не забывайте про продвижение в интернете. В идеале лучше всего, чтобы у вас был собственный сайт. Пусть он будет простой, с минимум дизайна, но с максимумом информации и, главное, вашими контактами. Время от времени обновляйте информацию на нем, размещайте свои статьи и вкладывайте деньги в продвижение. Отлично работают и группы в социальных сетях. Правда, чтобы работать по всем направлениям сразу, необходимо немало времени, сил и знаний. Эти вложения (пожалуй, самые внушительные среди других статей расходов) обязательно окупятся, но не сразу. Существуют и бесплатные варианты продвижения в интернете. Например, вы можете выступать в качестве консультанта на различных сайтах и форумах вашего города. Как показывает опыт, минимум 50 % людей, получивших консультацию в интернете, стараются потом попасть к этому специалисту на «очный» прием, что не так уж и мало. Что касается других способов рекламы, то они оказываются не столь эффективны.

В первое время, пока посетителей у вас будет не так много, вы вполне сможете сочетать и работу у себя в кабинете с работой в интернете. В дальнейшем же стоит задуматься о поиске помощника, который возьмет на себя размещение рекламы, продвижение, размещение контента на сайте и в группах и взаимодействие с потенциальными клиентами.

Разместите информацию о себе на различных специализированных сайтах. Существуют ресурсы, где можно найти репетитора по интересующему предмету, врача, психолога или психотерапевта, узнать о проведении интересных тренингов и семинаров. В последнее время многие психологи и другие специалисты продают свои услуги на так называемых проектах совместных закупок. Там они собирают группы желающих, которые могут получить существенную скидку на интересующие их занятия или консультации. Изначально устанавливать максимально низкие цены на свои услуги не стоит, но продажа своих услуг через СП позволит, с одной стороны, привлечь новых клиентов с помощью скидок, а с другой, не обесценит ваш труд и не испортит вашу репутацию.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Продвигая себе в интернете, главное, не сдаваться раньше времени. И даже если это произошло, ваши потенциальные клиенты всегда должны иметь возможность без труда вас найти. «В самом начале своей частной практики я создал коммерческую тему на местном форуме для родителей, – рассказывает репетитор Сергей В. из Санкт-Петербурга. – Я регулярно размещал там полезные материалы, отвечал на вопросы пользователей, рассказывал о своих услугах. Но, как позже оказалось, я неправильно выбрал время для открытия темы. Это был апрель, когда школьники уже думали только о каникулах, а у выпускников на качественную подготовку к экзаменам времени уже не оставалось. Моя тема просуществовала четыре месяца, после чего я решил, что платить 1,5 тысячи рублей в месяц за то, что не дает никакой отдачи, – бессмысленная трата времени и денег, и закрыл ее. Но с августа я начал получать большое количество заявок. Оказалось, что родители, которые видели мою тему на том форуме, к окончанию каникул вспомнили обо мне, нашли меня в социальных сетях и стали записываться на занятия. Благодаря такому «отложенному эффекту », я обеспечил себя клиентами на несколько месяцев вперед. На всех желающих времени уже не хватало, и я всерьез задумался о расширении. Сейчас у меня целый учебный центр, где работают квалифицированные преподаватели из крупнейших вузов нашего города».

251 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 83279 раз.

Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса

Мобильный комплект, на базе аппарата «ГалоВита» с набором аксессуаров. Идеально подходит для проведения сеансов галогигиены на территории ваших клиентов. Надёжно, безопасно, эффективно!

В рубрике «Опыт» HLEB разговаривает с анонимными представителями разных профессий о том, как они делают свою работу. В сегодняшнем выпуске один из немногих логопедов-мужчин Хабаровска рассказывает об учебе в женском коллективе, нетерпеливых родителях и о том, как найти подход к любому ребенку

Я работаю в городской детской больнице на логопункте. Устроился я в больницу, честно говоря, случайно и по знакомству, но очень этому рад. Меня всегда интересовала медицина, но в мед пойти не удалось. Когда я искал работу после вуза, я все время смотрел детские сады, школы и различные детские центры. Про больницу я даже и не задумывался, потому что в универе нам вбивали, что мы именно педагоги и в медицинских учреждениях нам делать нечего. В муниципальные детские сады и школы я идти не хотел, потому что на учебной практике увидел, что зарплата не оправдывает объем и сложность работы. А если искать по коммерческим центрам развития детей, то там вообще всё печально, если у тебя нет опыта, а откуда он у выпускника вуза?

Как я уже сказал раньше, хотелось пойти в мед, но не судьба: химию я практически не знаю. У меня был выбор идти либо на психолога, либо на логопеда. Мне нравится работать с детьми, и в тот момент на мое решение повлияла знакомая (логопед-психолог), которая выпустилась буквально перед моим поступлением, и рассказала все аспекты обеих специальностей. Именно тогда я решил поступить на логопеда. Я не только был единственным парнем в группе, но единственным парнем-логопедом! А на всем факультете количество парней можно было пересчитать по пальцам двух рук.

...

Поначалу меня очень сильно цепляло отношение преподавателей, которые про меня забывали и говорили всей группе такие фразы, как: «Девочки, слушайте!», «Так, девочки, нам нужно…» и так далее. Исключением были только мужчины-преподаватели. Но потом я понял, что из этого можно извлекать пользу и относиться к этому с юмором: когда говорили девочкам что-то делать, я просто сидел и зевал. Когда меня спрашивали, почему я сижу, я отвечал: «Вы же сказали девочкам делать, а мне никакого задания не давали». И вообще, нахождение в женском обществе помогло лучше понимать некоторые аспекты психологии прекрасного пола. К концу четвёртого курса про меня уже никто не забывал. Все преподаватели научились говорить: «Девочки и …!»

Мои ожидания при устройстве оправдались. У меня хорошие наставники, которые мне помогают. На практике быстро учишься, навыки отрабатываются, а новые знания идут большим потоком. Единственное, чего я не ждал на работе — так это большого количества бумажной работы. И, конечно, у всех на работе бывают специфические трудности, меня это не обошло стороной.

Работа логопеда не такая легкая, как кажется на первый взгляд, и большинство родителей удивляются, когда узнают, как много всего нужно сделать с их чадом, чтобы научить его произносить всего лишь один какой-то звук.

И вообще, работа логопеда заключается не только в том, чтобы научить ребенка произносить правильно звуки. Логопед учит детей раннего возраста (до 3,5 лет) говорить, если речь отстает от возрастных норм. Помогает детям поставить правильное дыхание, развивает общую (движения тела, ориентировка в теле и пространстве) и мелкую (движения пальцев) моторику, развивает словарный запас, развивает фонематический (различение звуков частей речи, необходимое для понимания речи) слух, учит изменять слова по падежам, именам и числам. Также есть особые нарушения чтения и письма, которые тоже исправляет логопед.

Если рассказать все специфику моей работы, то это будет лекция часа на четыре. Мне очень сильно помогает то, что я работаю в медицинском коллективе: я могу благодаря записям врачей узнать причину нарушения речи у ребенка, что позволяет лучше разобраться в проблеме и предоставить более квалифицированную помощь.

Работа с детьми требует железных нервов и не просто терпения, а долготерпения. Потому что ребенок не понимает, зачем мама привела его к этому логопеду и для чего мы занимаемся всякой ерундой. Чаще всего я слышу от детей: «Я лучше поиграю на планшете!» К детям нужен особый подход, в особенности к маленьким (1,5-3 года). Если пятилетний ребенок будет выполнять за тобой различные упражнения всего лишь за возможность выбрать конфетку из баночки «Монпансье», то для маленького ребенка это вообще не стимул! С маленькими детьми нужно играть, практически сюсюкаться, а для меня, парня, это сложно, потому что я к такому не привык. Одно дело — когда к тебе ходит маленький мальчик, с ним ты можешь и машинками поиграть, и динозаврами. Но если приходит девочка, тут нужно подключать весь свой творческий потенциал.

Был у меня случай. Пришла ко мне мама с двухлетней девочкой — и тут я стопорнулся! Как мне с ней играть? Что вообще делать? При разговоре с мамой выяснилось, что девочка обожает играть с посудой, что-то готовить. Как я был этому рад, потому что сам обожаю готовить. И вот, на занятие она принесла свои игрушечную посуду, а я из пластилина слепил продукты. Контакт завязался сразу, и на протяжении двух месяцев занятий «готовки» из «кокона» молчаливой и стеснительной девочки родилась общительная и сияющая принцесска. Маминому счастью не было предела. И вот именно эта радость, эти сияющие от счастья лица родителей — основная причина, почему мне хочется помогать детям.

Но в каждой работе есть свои проблемы, и моя основная проблема — это родители. Я не имею в виду родителей, которые действительно хотят помочь своим детям и стараются выполнять все рекомендации логопеда. Я про тех родителей, которые не желают видеть проблемы у ребенка, те, кто в штыки воспринимает логопедическое заключение специалиста. Те родители, которые не хотят ждать результатов и прилагать усилий для того, чтобы помочь своему малышу. Вот основная проблема всех педагогов. Многие родители хотят, чтобы результат появился через одно-два занятия, а это невозможно ни при каких условиях. Либо же просто хотят спихнуть на плечи специалиста своего ребенка с его проблемами, лишь бы бедных родителей оставили в покое.

...

Работать логопедом мне нравится. Нравится помогать людям, особенно если видишь положительный результат. Видишь радость на лице ребенка, когда у него получилось хотя бы просто выполнить одно маленькое упражнение, которое до этого он выполнить не мог просто физически. Нравится разбираться в самой проблеме нарушения речи у детей, докапываться до мельчайших подробностей. И ещё мне очень нравится, что по законодательству ставка логопеда — всего лишь 20 часов в неделю. Конечно, это мало, поэтому я работаю на 1,5 ставки. Но фактически логопед работает все лишь по 4-6 часов в день, и у меня еще как минимум полдня свободно. Выходя с работы, понимаешь, что у тебя еще полно времени, которое ты можешь посвятить своим увлечениям.

Расскажи друзьям:

Нашли ошибку? Выделите фрагмент и отправьте нажатием Ctrl+Enter.

Елена Фёдорова
В помощь начинающему логопеду

Успех в коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей. Единственный путь осуществления логопедизации – это тесное взаимодействие логопеда и воспитателя (при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы) .

Педагоги группы – логопед , воспитатели должны работать в тесном сотрудничестве, стремиться к созданию единого подхода в коррекционно-воспитательной работе. Этому способствует :

Совместное изучение содержания программы;

Составление совместного плана работы.

Воспитателю необходимо знать содержание не только тех разделов программы по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит логопед . Если в старшей группе занятия проходят по подгруппам и воспитатель проводит занятие с параллельной группой по разным видам учебной деятельности. То, в подготовительной группе воспитатель присутствует на фронтальном занятии, записывает ход и ошибки детей, результат занятия записывает в свой план. Это обеспечит воспитателю возможность правильно планировать закрепление материала в разных видах деятельности.

Перед воспитателем логопедической группы стоят следующие задачи :

1. Совершенствование артикуляционной моторики.

2. Закрепление произношения и дифференциация смешиваемых звуков.

3. Активизация отработанной лексики.

4. Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.

5. Развитие внимания, памяти, логического мышления в упражнениях, играх на бездефектном речевом материале.

6. Формирование связной речи.

7. Закрепление навыков чтения и письма.

Основными направлениями коррекционной работы является :

1. Артикуляционная гимнастика (с элементами пальчиковой и дыхательной гимнастики) . Артикуляционные упражнения выполняются ежедневно в утренние часы 10-12 мин.

2. Фронтальные занятия по программе МДОУ в соответствии с календарным планом логопедической работы .

3. Коррекционно - развивающая работа вне занятий.

4. Вечерние индивидуальные подгрупповые занятия по заданию логопеда .

Эта работа проводится воспитателем во вторую половину дня (с 15.30 – до 16.00) с 3-6 детьми (Поволеева ст. 262, Филичева, Чиркина. «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада» ).

В старшей группе длительность индивидуальной работы 10-12 мин., в подготовительной группе 10-15 мин.

Эта работа осуществляется по индивидуальным тетрадям детей.

На выходные дни тетради отдаются родителям, чтобы они повторяли задания дома, а в течение недели по этим тетрадям занимается воспитатель. Содержание данных занятий определено программой :

a) Проговаривание слогов , слов, предложений на закрепляемый звук;

b) Повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов;

c) Упражнение в звуко-слоговом анализе и синтезе ;

d) Повторение лексико-грамматических упражнений;

e) Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.

Кроме того, в группе должна быть тетрадь, в которой отражается взаимосвязь работы воспитателя и логопеда . В эту тетрадь логопед записывает задания для проведения логопедической работы с подгруппой детей и индивидуально. Длительность подгрупповых занятий в старшей группе 15-20 мин., в подготовительной 20-25 мин.

Используемая литература :

1. В. В. Коноваленко. Коррекционная работа воспитателя в

подготовительной логопедической группе . М.

«Гном -Пресс» , 1999.

2. Л. С. Маркова Организация коррекционно-разаивающего обучения

дошкольников с задержкой развития.

Практическое пособие. – М.: Аркти, 2002.

3. Дефектология №3, 2002 Научно-методический журнал.

стат. Медведевой Т. В., стр. 84.

4. Т. В. Волосовец Организация педагогического процесса в дошкольном

С. Н. Сазонова образовательном учреждении компенсирующего вида.

М.: Гуманит. изд. центр. Владос, 2004.- 232с.

5. С. Н. Сазонова Развитие речи дошкольников с ОНР. Учебное пособие

для студентов высш. педагог. учебных заведений. -М.:

Издательский центр «Академия» , 2003.- 144с.

6. Т. Б. Филичева Дети с ОНР. (коррекционная работа в специальных

Т. Б. Туманова учреждениях. Изд-во «Гном и Д» , 2000)

7. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада. М.: МГЗПИ, 1991- 188с.

8. Р. И. Лалаева Нарушение речи и их коррекция в образовании детей с

Н. В. Серебрякова ЗПР. М. Владос, 2003.

9. З. Е. Агранович Сборник домашних заданий. Помощь логопедам и

родителям. С-П. «Детство-Пресс» , 2002.

10. М. А. Повалаева Справочник логопеду . «Феникс» , Ростов-на-Дону, 2002.