Меню Рубрики

Как появились куклы для детей. Народные куклы: виды, история. Русская народная кукла. Что такое кукла и её особенности


В доисторические времена куклы совершенно не считались детскими игрушками, а служили одним из атрибутов для ритуальных целей, играли роль талисманов и оберегов. Представители разных народов с целью самосохранения вынуждены был защищать себя и свой род от болезней и напастей, а жилище от злых духов, привлекать к себе удачу, благополучие, здоровье. В каждой стране были свои для этого секреты, но у многих народов таким оберегом служила кукла, называемая Берегиней .

«Кукла» - от греческого «киклос» («круг») с древних времен имела вид деревянного или глиняного божка, свертка из ткани или пучка соломы и была важной частью жизни народа. Ей поклонялись и использовали как защитницу от негатива и помощницу в различных делах. Их мастерили в Египте, Риме и Месопотамии, в загадочном Китае и в Древней Руси.

Самые первые куклы древнеегипетской цивилизации


История возникновения кукол глубоко уходит корнями в давние времена. Более четырех тысячелетий тому назад в Древнем Египте египтянки лепили из глины бога Осириса, отливали из воска и вырезали из дерева фигурки человечков, а некоторые экземпляры имели подвижные части тела на шарнирах.


Благодаря археологическим раскопкам нам предоставляется возможность узнать как выглядели одни из самых древних кукол в истории, которые находили в саркофагах гробниц. Они использовались в религиозных ритуалах для музыкального сопровождения в виде колотушек, при встряхивании которых создавался звук, успокаивающий и задабривающий богов. Примечательно то, что звук издавали волосы кукол, которыми служили бусинки из глины, нанизанные на льняные нити.


Известно, что царица Клеопатра была первой обладательницей большой коллекции авторских кукол, хранящихся на сегодняшний день во многих музеях мира.


Одна из известных древних африканских кукол - акуаба , являлась воплощением идеальной красоты и оберегом от бесплодия. Эта деревянная статуэтка женщины с дискообразной головой, обладающая магической силой, дарилась маленьким девочкам африканских племен с целью развития материнского инстинкта и успешного вынашивания потомства при замужестве. Эта традиция сохранилась и по сей день: бесплодные и беременные женщины племени ашанти приобретают кукол акуаба у колдунов и привязывают к спинам для успешного рождения детей.

Кукла "Мотанка" - волшебный оберег


На заре своего исторического развития славянские народы, живя в полном единении с живой природой, чувствовали непрерывную связь с окружающим миром. Во времена язычества люди, обожествляя и поклоняясь ей, придавали различным силам символы в виде талисманов и оберегов.

Одним из таких оберегов у славян и была кукла, называемая «мотанкой», потому как нити, которыми фиксировали ткань, именно на нее наматывались. Создание такого оберега представляло собой целый ритуал. Главным условием было то, что оберег нужно было изготовить за один раз, чтобы не нарушить наполнение магическим защитным зарядом. И считалось, что только женщины и девушки могут изготавливать сильные обереги, вкладывая в них частичку живой энергии.

Эта кукла не имела лица, поэтому считалось, что в нее не может вселиться злой дух, в который так верили наши предки. Мастерицы, изготавливая мотанки, использовали дерево, глину, солому, ношеные тряпки, а еще в ход шли кожа, лыко, лен, береста, трава, ветки и другие природные материалы.


Каждая мотанка имела свое предназначение. Она могла быть утешением, поучением, лекарством, развлечением и не важно было насколько она красива, а было важно ее магическое содержание. Особенностью некоторых из них были обязательные обережные знаки - кресты, звёзды на месте лица и на одежде куклы, являющиеся символом Светлого Ирия, символом Творца. Эти куклы после изготовления освячивали и дарили детям, чтобы охраняли их чистые души от темных сил.


"Масленница" - одна из обрядовых кукол, являющаяся обязательным атрибутом праздника Масленицы, когда ее сжигают на костре. Она служила символом избавления от всего старого, ветхого, ненужного и освобождения места для молодого и нового. Что интересно, у большой Масленицы была младшая сестра - домашняя Масленица. Ей хозяйки доверяли свои планы на год и просили, чтобы кукла помогла им осуществиться. Устанавливали помощницу на самое видное место, чтобы служила напоминанием того, что запланировано сделать к концу года. По истечению которого "уставшую" от своих обязанностей домашнюю Масленицу провожали и сжигали вместе с большим чучелом. А ей на смену изготавливали новую куклу-помощницу.



Во время свадьбы молодоженам дарили куклы, изображающие жениха с невестой, называемые «Неразлучниками» . И что примечательно, в одном регионе их изготавливали из одного кусочка материи и все детали обматывались единой нитью, чем акцентировался неразрывный союз молодоженов, их целостность и единение. В другом регионе эти же куклы делали из трех одинаковых отрезов ткани, объединенных общей рукой - символом того, что по жизни два человека пойдут теперь рука об руку.



Чтобы успевать по хозяйству, женщины, делая из соломы или льняного шпагата кукол Десятиручек , приговаривали: «Делаю тебя, чтобы во всех делах успевать и делать их хорошо. Эту ручку верчу, чтобы в доме моем всегда были порядок, мир и уют. Эту ручку верчу, чтобы муж всегда был ухожен и всем доволен».

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/kukla-015.jpg" alt="Кукла-оберег «Здоровушка» от Светланы Казиной." title="Кукла-оберег «Здоровушка» от Светланы Казиной." border="0" vspace="5">


При изготовлении куклы «Здоровушка» мастерица заговаривала ее пожеланиями на здоровья. В ее руках букет или кузовок с засушенными лекарственными травами, ягодами и цветами, которые и должны были нести исцеление и здравие домочадцам.


Зерновушка имеющая несколько названий - Крупеничка, Горошинка, Зернушка - считается одной из главных кукол в доме, приносящей достаток в семью. Ее наполняли зерном гречихи или овсом, пшеницей, горохом, красиво принаряжали и ставили на самое видное место - в красный угол избы рядом с иконами.

Современные народные куклы-обереги.

Самая первая кукла Барби в мире, рожденная в 1958 году и выпущенная в продажу в 1959 году, теперь самая редкая игрушка в истории фирмы Mattel. Найти новую в упаковке оригинальную Барби 1959 года практически нереально. На платформе eBay можно встретить лишь несколько версий б-у без аксессуаров, часто в "печальном" виде и все равно по баснословным ценам в пару тысяч долларов США. Что же это за Original Barbie 1959?

Original 1959 Barbie Doll

Действительно, встретить новенькую ретро куклу на рынке нереально. Если бы покупатели знали, насколько популярной и востребованной станет после рождения в 1959 году, они бы сохранили экземпляры этой игрушки в первозданном виде (ведь почти 60 лет назад кукла в черно-белом купальнике стоила всего 3 доллара США). Возможно, у кого-то и прячется на полочке такая оригинальная кукла Mattel...

Те же, кому не посчастливилось подержать в руках самую первую куклу Барби в мире, могут насладиться ее перевыпуском.


Фирма Mattel представила репродукцию первой Original Barbie Doll 1959 года к 35-летию куклы в серии "специальный выпуск" (special edition).


Стоит ли приобрести репродукцию вместо оригинала в свою коллекцию?

Обзор репродукции Барби 1959 года

Известно, что после своего рождения в 1959 году у куклы Барби использовался один и тот же молд лица вплоть до 1966 года. Это был молд #850 Barbie Teen Age Fashion Model, который слегка изменялся (макияж, прическа), но в целом очень узнаваем до сих пор.


Даже по репродукции видно, что барби тогда предпочитала носить прическу конский хвостик. У нее были молдированы верхние веки, создававшие иллюзию ресниц, и взгляд смотрел вправо вниз. Бровки тогда рисовали "домиком", а губки были плотно сжаты.


Цена оригинальной Барби когда-то составляла 3 доллара США, а сегодня репродукция стоит от 20-40 долларов США (это за игрушку 1993 года). Есть еще репродукция оригинальной барби в купальнике-зебре более позднего выпуска, 2015 года. Она на оригинал похожа чуть меньше, чем игрушка, выпущенная к 35-летию Barbie.


Сзади на коробке написано, что репродукция была сделана в Малайзии в 1993 году. В продажу кукла поступила в 1994-1995 годах.


В 1993 году было выпущено две версии оригинальной куклы Барби 1959 года: блондинка и брюнетка в полосатом черно-белом купальнике с очками, черными туфельками и подставкой, спрятанной в коробке Teen Age Fashion Model Barbie (такой была оригинальная коробка почти 60 лет назад).


Говорят, что брюнеток было выпущено меньше, чем блондинок. В обеих версиях встречались как куклы в бровями "домиками", так и более редкие (и более ценные) игрушки с бровями дугами. В 1959 году у куколок были нарисованы "домики" брови, так что ближе к оригиналу все-таки эта форма бровей.


Фирма Mattel уверяет, что использовала для создания репродукции воссоздание оригинального молда игрушки, так что эта версия максимально приближена к первой игрушке Барби. Сзади на затылке указан год молда - 1958.


На спине указан год молда тела (1958, 1993) и страна выпуска (Малайзия):

Данная куколка пластиковая. У нее прямые руки и ноги. Они двигаются в плечевом и тазобедренном суставах. Также поворачивается голова (влево и вправо).

В ножках (в стопах) сделаны дырочки, имитирующие оригинальную игрушку, у которой в 1959 году в ногах использовались медные трубочки.


Любопытно, что эти же ноги (остатки от репродукции к 35-летию куклы) использовались также в создании репродукции блондинки Solo in the Spotlight Barbie в 1995 году.


На правой руке репродукции Барби 1959 года есть бирка, подтверждающая, что это оригинальная игрушка Mattel.

Инструкция

Сложно сказать, каким было первое предназначение куклы – сакральным или игровым, что было почти неотделимо друг от друга. Давая ребёнку куклу-брёвнышко, глиняную или восковую фигурку, мать давала ему игрушку и оберег одновременно. Недаром при изготовлении куклы, которая помещалась в колыбель ребёнка ещё до его рождения, не использовали ни ножниц, ни иголки, чтобы жизнь ребёнка была "не колотой и не резаной". Все игровые куклы древних славян не имели лица, просто белый лоскут глаз, носа, рта и ушей. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, не доступным для вселения в нее злых сил (которые, как известно, входят через глаза и рот, реже через нос и уши). Такая не могла ожить и навредить ребенку.

Кустарные куклы появились с XVI века, но вплоть до XVIII столетия даже дети из богатых семей играли деревянными и тряпичными болванчиками. Появившиеся в то время куклы из фарфора стоили очень дорого. В России, к примеру, детям из царской семьи таких кукол давали только по праздникам. Но царских дочерей, как и девочек из крестьянских семей, с детства учили шить кукол . Они играли тем, что смастерили сами. Отличие было лишь в том, что великие княжны пришивали к самодельным нарядам купленные за границей фарфоровые головки, а их сверстницы из народа довольствовались целиком тряпичными куклами. Как правило, такие куклы набивались соломой, опилками, листьями, перьями, лоскутками ткани, оставшимися у матери после работы над взрослой одеждой. По сути, одежда кукол в общих чертах повторяла одежду людей, их создавших. Черты лица вышивались либо наносились чернилами и раскрашивались природными красителями – чаем, ягодным соком или соком листьев. В XIX веке стали открываться заводы по изготовлению кукол. Этому предшествовало изобретение в 1800-х годах двух новых материалов: композита (смеси деревянной крошки, бумаги, пепла, яичной скорлупы) и папье-маше (смеси бумаги, песка, муки и цемента), которые заменили собой дорогостоящее дерево и существенно удешевили производство. В первые годы советской власти куклы были объявлены "буржуазным пережитком". В 1930-ых годах на фабриках стали выпускать только целлулоидных пупсов, а в 1950-ых годах и они были изъяты из детских садов: считалось, что они культивировали в малышках материнские чувства. Вместо пупсов появились куклы "с идейным содержанием", "спортсменка", "школьница", "врач". Для производства кукол использовали каучук, пластмассу и винил, которые были значительно долговечнее композита и папье-маше. В конце советской эпохи это были куклы из винила со стеклянными глазками, которые закатывались при каждом поклоне, и батарейкой, позволявшей кукле "говорить". Тогда "лексический запас" куклы нередко ограничивался одним словом: "мама", а современные аналоги этой куклы поют песни, предлагают познакомиться и, судя по реакции детей, делают это весьма натурально.

Сегодня в магазинах огромный выбор кукол-детей и кукол-взрослых, с европейскими, славянскими или азиатскими лицами, из разного вида материалов. Интерес к куклам понятен. Они дают возможность ближе познакомиться с историей, взглянуть на прошлое, понять, каковы были вкусы и что считалось истинным воплощением красоты. Коллекционные куклы – прекрасный подарок. Коллекционеры кукол это совершенно особые люди. Куклы для них – не только предмет коллекционирования, а некое удивительное создание, которое живёт в их доме и создаёт вокруг себя ореол красоты. Коллекционер испытывает к каждой кукле совершенно неповторимое и тёплое чувство. Ведь куклы это маленькая жизнь!

Народные куклы на Руси издревле занимали особое место, ведь жизнь невозможна без праздников, исполнения обрядов, подготовки национальных костюмов и использования различных предметов прикладного искусства. Кукол делали не только для детей, основная их роль была обрядовая.

Немного истории

История народной куклы, которую использовали в праздники или при выполнении народных обрядов, уходит корнями в те годы, когда на Руси было язычество. Еще задолго до Крещения Руси славяне каждую весну праздновали воскрешение Даждьбога, пекли куличи, которые затем приносили ему в жертву. Уже тогда писанка была магическим оберегом древних славян.

По утверждениям историков, с введением православной религии каждый языческий праздник постепенно приобретал христианское значение: древний праздник Коляда (зимнее солнцестояние) стал Рождеством Христовым, Купала (летнее солнцестояние) — праздник Иоанна Крестителя, Христианская Пасха совпала с весенним славянским праздником, имевшим название Великдень. Традиция расписывать пасхальные яйца и печь куличи перешла также из древних празднований Великдня.

Оттуда же появилась и традиция изготовления обрядовых пасхальных кукол и кукол-мотанок, которые считаются самыми сильными оберегами для женщин.

Разновидности кукол

Быт русского, да и любого другого народа невозможен без обрядов с национальными костюмами, праздников и фольклора. Старинные куклы всегда изготавливались из различных предметов, какие находились под рукой: соломы, веточек деревьев, отрезков ткани, веревки, мха.

Виды народной куклы на Руси были следующие:

  1. Обрядовые — изготавливались для участия в обрядах (земледельческих, свадебных, праздничных).
  2. Куклы-обереги делались из золы, кусочков ткани, березовых веточек. Главным правилом при их изготовлении было отсутствие инструментов. Делались такие куклы для определенного человека или семьи, обычно без лица (считалось, что безликая кукла не может навредить людям).
  3. Игровая народная кукла изготавливалась из материалов, находящихся в доме (остатков одежды), размером не больше кулака.

Игровые детские куклы

Игровые народные куклы делались для маленьких детей, чтобы они больше забавлялись с ними. Делали их только из природных материалов: трава, шишки, глина, древесный уголь, мох и ткани. Все куклы должны были быть безликими, чтобы в них не смогла вселиться душа, и их нельзя было использовать для колдовства. Игровые детские куколки всегда были обережными, чтобы охранять ребенка от злых духов. Традиционные тряпичные куклы, изготавливаемые специально для детей, имели свои названия:

  • Зольная кукла — первые детские куколки делались из золы, которую брали из домашнего очага, затем смешивали с водой и скатывали в шарик — получалась голова; такие куколки считались для ребенка сильным оберегом.
  • Кукла-дружок делалась для того, чтобы ребенок не боялся оставаться дома один (например, «зайчик на пальчик», птичка, куклы-закрутки). Такая кукла (народная) - игрушка, которая делалась бабушкой вместе с внучками, мамой совместно с дочками, обучая их и одновременно приучая к творчеству и трудолюбию.
  • Куклу-птичку изготавливали из куска яркой ткани в форме квадрата, придавая с помощью перевязываний нитками форму птицы. Такие птички делаются небольшими и развешиваются в углах дома или над кроваткой ребенка.
  • Пеленашка — куколка, спеленутая тканью, клалась младенцу в колыбельку, чтобы принимать на себя все напасти от злых духов.
  • Сеня-Малина — куклак с рыже-солнечной гривой, передающий образ симпатичного мужичка в яркой рубашечке, был популярен в деревнях Северного Поморья, о нем сочиняли разные сказки и называли северным Мюнхаузеном.

Тряпичные куклы

Начиная лет с пяти, девочки уже сами начинали «вертеть» своих куколок под руководством бабушки или мамы. Народная тряпичная кукла изготавливалась из шерстяных или хлопковых отрезков ткани, льна и разноцветных лент и ниток. Мастерить тряпичную куклу нужно было только с хорошим настроением, любовью. По традиции, также было принято петь и разговаривать, загадывать желание.

Куклы-закрутки (или другое название столбушки) делаются путем закручивания куска ткани или трубочки из бересты, на которую затем одеваются детали одежды: рубашка, юбочка, сарафан, душегрея, на голову делается коса из ниток или пряжи, закрепляется при помощи платка.

При изготовлении всех игрушек запрещалось использовать нитки и иголки, а также рисовать куклам лицо: оно всегда оставалось чисто-белым.

Обрядовые куклы

Народные обрядовые куклы выполнялись с соблюдением древних правил (без иголки и нитки) для определенного ритуала, чтобы затем сжечь (Масленица, Коляда), утопить (Купавка) или закопать в землю (Лихоманка, Кострома). Иногда куколок потом отдавали для игры детям:

  • Кострома — делается на масленицу, ее ставили на всю праздничную неделю, а затем сжигали.
  • Пасхальная кукла (голова сделана из яйца) и Пасхальная голубка (обязательно ярко-красная) — использовались для украшения дома на Пасху.
  • Купавка — делалась на праздник Ивана Купалы, затем ее справляли по воде, а по тому, как она поплыла (уйдет в водоворот, поплывет свободно или ее прибьет к берегу), предсказывали, каким будет весь год.
  • Веснянка — подруги дарили друг дружке, призывая скорый приход весны.
  • Плодородие — кукла, изображающая многодетную маму, привлекала богатство в семью.
  • Куколки-лихоманки — обычно делалось 13 штук для защиты ребенка от болезней, их выставляли на печке в рядок.
  • Кормилица — с большой грудью, чем больше, тем лучше.
  • Кубышка-травница — полезная куколка, наполненная душистыми лекарственными травками, очищала воздух в избе или над колыбелькой малыша, отгоняя духов болезней (траву нужно менять каждые 2 года).
  • Куклы-кувадки — предназначались для мужчин, они во время родов жен обеспечивали защиту с помощью магических обрядов (кувадов) от нечистой силы. Непосредственно после счастливых родов куколок сжигали при очищающем обряде. Начиная с конца 19 века, народные куклы-кувадки стали использовать по-другому: их подвешивали над колыбелькой малыша как обереги либо клали прямо в кроватку, чтобы малыш игрался в отсутствие мамы (часто их было несколько штук разного цвета, они были заменой погремушкам).

Многие обрядовые куклы были одновременно и обережными.

Обережные куклы

Традиционно обережные народные куклы являлись участниками семейных обрядов: рождение детей, свадьба, обереги от болезней, смерть и похороны. Их было великое множество:

  • Колокольчик (придумана на Валдае) — куколка, которая приносит добрые вести. Она имеет 3 юбочки по числу царств и видов счастья (медное, серебряное, золотое). Выполняет роль оберега, создающего в доме хорошее настроение. Подарив Колокольчик своему другу, человек добавляет ему радостное настроение.
  • Девка-баба (Перевертыш, Вертуха) — кукла о двух головах, четырех руках и с 2 юбками. Секрет ее прост — одна куколка-девка спрятана под юбкой другой — бабы и появляется, если ее перевернуть. Отражает двойную женскую сущность: молодая девушка красива, весела и беззаботна, затем, выйдя замуж, становится бабой (хозяйственной, заботливой, оберегающей свою семью, детей и дом).
  • Неразлучники — обереги, охраняющие семейные пары, изготавливаются на одной руке как символ того, что муж и жена пройдут по жизни вместе в радости и в горе. По сложившейся традиции, таких неразлучников подвешивают после церковного венчания во главе свадебного кортежа, а после свадьбы их хранят в доме как оберег семейной верности.

  • Берегиня (хранительница семьи) — вешалась над входной дверью, чтобы защищать дом от злых духов и сглаза.
  • Зернушка (Крупеничка) — состоит из мешочка с зерном, символизирующего достаток и сытую жизнь.
  • Подорожница — небольшая (3-5 см) куколка с котомкой в руках (внутри лежит щепотка родной земли или зола), которая предназначена для оберега путников.
  • Очистительная кукла — помогает избавиться от отрицательной энергетики в доме.
  • Кукла-столбушка «Плорододие» (делалась по-разному в различных русских губерниях и именовалась по их названиям: Владимирская, Московская, Курская и т. д.), к ее телу обычно привязывали несколько Пеленашек, чтобы род процветал и не угасал — дарили молодым на свадьбу с благими пожеланиями.
  • Десятиручка (имеет множество рук) — помогает хозяйке все успевать по дому.

Куклы-мотанки

Славянская кукла-мотанка берет свои истоки еще с трипольской культуры. Основу ее составляет скрученная сварга, прототипом которой являются, представленные во множестве мотивы на глиняных изделиях, найденных при раскопках захоронений трипольской эпохи.

Сварга — символ движения, спирали и энергетических вихрей, получается при помощи скручивания и свивания, что имеет ритуальное значение. Вместо лица у нее изображался крест, что свидетельствовало о ее пребывании за пределами времени и пространства. Она является архетипом Великой Богини.

Кукла-мотанка делается без использования режущих и колющих инструментов, материалы берутся только натуральные: солома, травы, цветы, кукурузные початки, зерна, куски ношеных тканей (только нужно следить, чтобы ткани были со «счастливой» старой одежды), которые раньше носили близкие люди.

При изготовлении тела мотанки нельзя завязывать никаких узлов, единственное исключение — маленький узелок в конце, символизирующий перевязывание пуповины. Во время его завязывания мастерица должна загадать желание и закрепить его своей силой. Иногда отдельно делаются руки, которые затем приматываются к туловищу.

Наряд и головной убор делаются отдельно, его можно вышить, украсить кружевом. Каждый элемент имеет свое значение:

  • юбка — символ земли, волнистая линия на ней — связь с водой;
  • сорочка — триединство мира;
  • украшения на голове (лента, платок) — символ связи с небом.

Все выполненные отдельно детали и украшения вручную приматываются к туловищу. Наши предки были уверены, если кукла начата, то закончить ее нужно обязательно, иначе придут несчастья. Ни одна женщина не оставляла работу неоконченной, так как боялась, что это принесет в ее семью неприятности и болезни.

Музей народной куклы

Начиная с 1990 годов, в России начали появляться и приобрели большую популярность музеи народных кукол, рассказывающие о русской кукольной культуре. Сейчас в стране работает уже около 20 таких проектов, некоторые представляют также авторские и антикварные экземпляры:

  • Московский музей «Кукольный дом» создан в 1993 г. усилиями деятелей русской культуры (О. Окудажава), имеет коллекцию старинных кукол, домики для кукол, экспозицию народных экземпляров и театральных.
  • Музей уникальных кукол (создан в 1996 г. Ю. Вишневской) — содержит коллекцию экземпляров Российской Империи 19-20 веков, европейских кукол, азиатских, игрушечные домики.
  • Музей народной игрушки «Забавушка» — представляет коллекции глиняных, соломенных, лоскутных экспонатов, здесь же представлена и русская народная кукла.
  • Музей игрушки в Сергиевом Посаде (основан в 1918 г. коллекционером Н. Д. Бартрамом) — экспонируется коллекция старинных изделий из глины и дерева, фарфоровых кукол в русских народных костюмах, коллекция игрушек детей русского императора Николая Второго;
  • Санкт-Петербургский музей кукол — начиная с 1998 г., представляет коллекции современных и народных экспонатов, проводит тематические выставки (40 тыс. единиц хранится в музее: куклы, предметы убранства, одежда, этнографические вещи, сувенирные экземпляры в исторических костюмах различных эпох и народов, авторские работы современных мастеров и дизайнеров).
  • Музей-усадьба «Берегиня» (с. Козлово, Калужская обл.) — под руководством народной мастерицы Тарасовой собрано 2 000 традиционных кукол из всех уголков России; среди экспонатов — образцы традиционных промыслов (гжель, филимоновская, дымковская и др.), игрушки в национальных костюмах областей России и народов мира (40 стран).

Куклы в русских народных костюмах

Издавна одежда русской женщины имела отличительные черты и особенности, по которым можно было определить ее возраст и сословие, из какой области она родом, ее занятие и замужем ли она. Каждая русская губерния отличалась своими стилями и цветами при формировании народного костюма.

Русскому национальному наряду присуща одна основная черта — простой силуэт, который не подчеркивает форму тела. Такая простота уравновешивалась разнообразием цветовой гаммы в разных частях одежды, в яркой отделке, вышивке и многоцветных аппликациях. Народный костюм, который наши предки носили вплоть до начала 20 века, шился с учетом того, чтобы не сковывать движения человека, быть удобным в любое время года при различных погодных условиях. Конструктивно костюм делался так, чтобы почти не использовать ножницы и шитье. Главные элементы одежды — рубаха (разной длины: у мужчин короче, у женщины — почти до пят), сарафан или юбка (понева). Все это женщины очень красиво вышивали и украшали декоративными элементами. На голову всегда одевали платок или кокошник.

Также отличались своим внешним видом и куклы в народных костюмах, которые делали женщины в конкретной области России. Тряпичные куклы обычно дарили своим родственникам, чтобы скрепить кровные узы. Часто одежда для игрушек носила и особенности, присущие местным костюмам. Важный принцип, по которому делались народные куклы, — костюм нельзя было снять, игрушка вместе с одеждой представляла цельный образ, присущий только ей.

При этом костюм определял этнически конкретный вид куклы, который нельзя было менять, отводя определенную роль в детских забавах. Например, игрушка в сарафане розового цвета не могла выполнять в игре роль взрослой замужней женщины, а кукла-«женка» не могла быть невестой.

Куклы из серии "ДеАгостини"

Большое значение в популяризации русских народных костюмов прибрела серия, в которую включены куклы в народных костюмах, выпускаемая фирмой "ДеАгостини". Серия представляет собой 80 выпусков, каждый из которых содержит не только фарфоровую игрушку в национальном костюме определенной области страны, но и описание деталей одежды, историю местоположения, традиций и обычаев края и другую интересную информацию.

Традиционная русская народная кукла — это целостное представление наших славянских предков об устройстве мира и мироздании, выраженное через народное искусство и рукоделие, которое поддерживало человека в его духовной жизни.

Куклы - это неизменные спутники и друзья детей с давних времен. Существует несколько вариаций кукол: наиболее распространенная - в виде человеческой фигуры. В театральных представления использовались марионетки, тростевые, перчаточные куклы, в Японии был популярен театр теней - плоских кукол проецировали на экран, а зрители видели только силуэты.

Интересно, но самым древним куклам - более 4 тысяч лет, их находили в Египте, в могилах маленьких египтян, они служили погребальными дарами, призванными скрашивать одиночество ушедших. В Чехословакии были найдены фигурки из костей мамонта, которым несколько тысяч лет. Изначально кукол связывали исключительно с обрядами и религиозными культами, только постепенно эти забавные фигурки переходили из разряда священных в развлекательные.

У славян тоже были свои традиционные игрушки: даже в самых бедных деревнях дети могли играть куклами. Чаще всего их делали из кусков материи, порой в домах их было несколько десятков. Самые первые куклы делались из глины или золы с водой - они считались оберегами домашнего очага. Также, если женщина остригала волосы, из них она должна была сделать куклу - она считалась талисманом, обладающим целебной силой. Делали кукол и из соломы или стриженой травы - их еще называли стригушками. Когда женщина уходила на работу в поле, она брала ребенка с собой, а чтобы занять его, делала куклу. В солому нередко вплетали и лечебные травы - и развлечение, и ингаляция.

Игрушки никогда не разбрасывали и не оставляли на улицах, они считались ценностью, многие даже давали их в приданое, поскольку замуж выдавали девочек уже с 14 лет.

Они прятали их на чердаках и тайком играли. Интересно, но были мастера, которые могли придавать даже тряпичным куклам необыкновенное сходство. Изготавливали кукол для всей семьи - считалось, что кукла будет оберегать своего владельца. Даже свадебные куклы были!

В 16 веке кукол делали из гипса, дерева, глины. Они не являлись игрушками, а служили для домашних спектаклей, украшения дома, обрядов. Во многих знатных семьях такие игрушки передавали по наследству, для них даже изготавливали «приданное»: всевозможные сундуки, посуду, одежду, драгоценности и так далее. Эти куклы отличались интересной внешностью, но были очень хрупкими, поэтому детям их могли давать только по праздникам, и то, под присмотром родителей. В основном же дети забавлялись деревянными игрушками или самоделками из подручных материалов.

У народов разных стран были свои собственные игрушки. Примечательна в этом отношении Япония - у этого народа были куклы из различных материалов. Даже учебными пособиями они служили: в 18 веке была изготовлена первая «беременная» кукла, которая выполняла функцию наглядного пособия в медицинских университетах. Другие же куклы были наряжены в традиционные костюмы и год за годом становились все совершеннее и интереснее.

В Германии большой популярностью пользовались куклы из воска, но опять же, детям для игры их не доверяли. В Англии кукол вырезали из дерева - работа была очень кропотливой, сначала мастер придавал силуэт, потом оттачивал его, а затем вручную раскрашивал. Во Франции в 17 веке начали изготавливать механических кукол - они могли двигаться и даже что-то произносить.

В начале 19 века произошел резкий скачок в сфере изготовления кукол: люди начали создавать их из папье-маше, неглазированного фарфора, раскрашенной глины. Куклы были одеты по последнему слову моды, во Франции их продавали с огромным количеством аксессуаров, даже с парфюмерией и миниатюрными гребнями и заколками.

В наши дни производство кукол достигло немыслимых высот. В 20 веке на магазинных полках стали появляться серийные игрушки из пластмассы, а в середине века появился новый вид искусства - авторская кукла. Эти куклы, как правило, отличались особой внешностью и были очень искусно сделаны. Интересно, но не все современные мастера-кукольники довольствуются современными технологиями - многие по прежнему изготавливают свои изделия их полимерной глины, папье-маше и воска.

Нашли свое применение и тряпичные куклы - некоторые художники умудряются создать целые экспозиции игрушек в национальных костюмах, модным нынче считается и изготовление куклы по портрету ребенка.

Ну а полюбившиеся многим Барби и Синди живы и по сей день и пользуются большой популярностью. Предприимчивые производители выпускают ограниченные серии кукол в виде персонажей фильмов, книг и мультфильмов, а родители покупают их своему чаду.

Ну вот такая вот кукольная история. Если вам понравился наш рассказ, поделитесь ссылкой со своими друзьями в соцсетях. Сделать это можно, нажав на кнопку чуть ниже.