Меню Рубрики

Необходимо ли трудовое воспитание детей? Рекомендации для родителей по трудовому воспитанию ребенка в семье

Трудовое воспитание в семье – обязанность родителей, от сохранения которой зависит нравственная ценность человека и общества. В настоящее время у некоторых людей может сложиться неправильное представление об этой обязанности. В этом вопросе часто необходима консультация для родителей.

Планируя родительское собрание на тему «Трудовое воспитание в семье», многие педагоги широко цитируют слова Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинского.

Мы живем в другое время и ориентируемся на , поэтому, говоря о трудовом воспитании, не всегда уместно опираться на педагогическое наследие прошлого.

В современном обществе упал престиж труда. Честный труд больше не в почете.

Причин падения несколько:

  • Страна содержит коррумпированную армию чиновников, поэтому труд остальных граждан оплачивается не по достоинству. Низкая зарплата для человека унизительна. Люди не могут содержать свою семью, создать здоровые условия жизни своим детям.
  • Государство всеми своими действиями способствует росту безработицы.
  • Пенсионеры получают нищенскую пенсию. Размер их пенсии свидетельствует о пренебрежительном отношении чиновников и политиков к людям труда.
  • В нашей стране работают почти бесплатно, но по призванию.

Несмотря на все сложившиеся обстоятельства, трудовое воспитание в семье – бесценный опыт, необходимый человеку для всестороннего развития и самореализации. Важна роль труда в жизни семьи.

Моя близкая подруга постоянно оберегала свою дочь от домашних обязанностей. По ее мнению, труд в дошкольном возрасте может лишить ребенка детства. Девочке не поручали никаких дел по дому. Она могла часами сидеть на лавочке или бесцельно гулять на улице. Началась школа – появились проблемы с учебой. После окончания школы ее устроили в училище, которое она так и не окончила. Жизнь этой девочки не удалась. Она не может устроиться на работу, ее увольняют за прогулы. Отдав детей на воспитание бабушке, она не интересуется тем, как они себя чувствуют и есть ли у них еда, одежда, игрушки… Смысл ее жизни заключается в выпивке и развлечениях с подругами и друзьями.

Девочка выросла и семена пренебрежения к труду, посеянные в детстве, проросли в ее взрослой жизни. Не имея средств к существованию, она влезает в кредиты и долги. Родители получили то, что посеяли. Время приобретения трудовых навыков было упущено.

Любовь к разным видам труда воспитывается в семье. Работа бывает не только интересной и приятной, но и тяжелой, утомительной, грязной. Важно приучать детей доводить начатое дело до конца, даже если работа не доставляет удовольствия. В этом проявляется трудовая дисциплина и сила воли.

Любовь к труду рождается в дошкольном возрасте и сохраняется всю последующую жизнь. Труд – это ответственность, которую нужно воспитывать как можно раньше. Различают фактические и нравственные результаты труда. Небрежная уборка квартиры (недобросовестное мытье полов и посуды) никому не будет в радость. Что бы ни делал малыш в помощь другим, это должно быть выражением или воплощением его любви, внимания и уважения к окружающим людям.


Любой ребенок должен понимать, что он является полноценным членом семьи, от которого ждут посильной помощи. Трехлетний малыш может собрать игрушки, положить на место книжки, подать к столу ложки…

С раннего возраста необходимо формировать у малыша навыки самообслуживания: учить умываться, чистить зубы, самостоятельно одеваться, раздеваться, наводить порядок в игрушках. Развивая навыки самообслуживания, взрослые должны знать, что вследствие физиологических особенностей (неразвитая мелкая моторика, период сенсорного развития…) любое дело дается малышу с трудом. До трех лет ребенок только учится чувствовать окружающий мир и ему сложно соблюдать последовательность действий. Важно проявлять спокойствие, терпение и доброжелательность.

Моя маленькая дочь в три года с удовольствием бросала в лунки картошку, поливала в саду цветы, собирала ягоду… Она все делала неуклюже и быстро уставала, но была очень счастлива, так как ей нравилась роль маминой и папиной помощницы. Для нее все дела были игрой. Сажая картошку, дочь обращалась к ней со словами: «У меня есть свой домик. А это твой домик. Здесь будет жить твоя сестренка…». Собирая ягоды, она говорила: «Эти большие ягодки – мама и папа, маленькие ягодки – их дочки, эта ягодка похожа на маму…». Радость совместной работы остается у детей и родителей на всю жизнь.

Важно позволить малышу выполнять то дело, которое он может сделать сам. Нельзя полностью освобождать его от домашних обязанностей. Он может привыкнуть к тому, что родители обязаны его обслуживать. Ошибка родителей – приучать к труду силой. Грубое принуждение, как повинность, может вызвать у дочери или сына отвращение к работе или комплекс неполноценности.

Трудовое воспитание дошкольников


Трудолюбие не возникает само по себе. В дошкольном возрасте ребенок охотно помогает своим родителям. Особую гордость испытывают дети, если взрослые поручают им незнакомую работу. Каждое новое дело воспринимается ими как новый этап взросления, как подтверждение возрастающего доверия взрослых к детям.

По мере взросления, с усложнением обязанностей, малыш может проявлять лень. Важно пробудить детский интерес к любой грязной работе, помочь ему осознать ее значимость.

При борьбе с ленью родители часто обращаются к наказанию. Справедливое наказание способно вызвать чувство вины у ребенка. Несправедливое наказание осознается им как оскорбление. Лучший способ решить проблему с ленью – поговорить с ним по душам. , если наказание унижает человека.

Многие ежедневные обязанности дошкольника должны войти в привычку и выполняться без напоминаний: он обязан сам мыть и убирать посуду после себя, аккуратно вешать свою одежду, завязывать шнурки, заправлять постель, вытирать пыль в своей комнате, складывать свои вещи на отведенное для этого место…

Такие виды работы как уход за аквариумными рыбками, домашними питомцами, комнатными растениями способствуют воспитанию доброты, любви к природе, а главное – доставляют детям удовольствие.

Для дошкольника очень важен ручной труд (изготовление поделок, собирание пазлов, конструирование…), в процессе которого у детей вырабатывается усидчивость, формируются эстетические чувства.

Трудовое воспитание девочки

Многие родители уверены в том, что они знают, . Дальновидная мама заботится о том, чтобы дочь с раннего возраста помогала ей накрывать на стол, мыть и вытирать посуду. Со временем обязанности дочери усложняются – она заботится о младшей сестренке, убирает квартиру, стирает, гладит белье, учится готовить, вязать, шить …

Сначала любое дело мама с дочкой выполняют сообща. При самостоятельном выполнении работы мама не должна скупиться на похвалу. В случае неудачи важно тактично попросить ребенка перемыть пол, перегладить белье, перевязать носок… Нельзя выражать недовольство и унижать его словами: «Надо было сделать это самой. У тебя руки не тем концом вставлены». Прилежание требует времени. Научившись стирать или готовить, девочка начнет ценить труд матери.

Трудовое воспитание мальчика

Сын должен видеть, как отец постоянно работает по дому, не сидит, сложа руки, оставляя домашние дела жене. Труд отца – наглядный урок для сына. Сын без принуждения будет делать любое дело, если для отца оно стало привычным. Отец учит сына пользоваться инструментами, пилить, строгать, забивать гвозди, чинить утюг, часы…


Умный папа научит сына всему, что умеет делать сам, сообразуясь с его возрастом. Дошкольник может подавать отцу инструменты, выполнять посильную работу в доме, в саду, во дворе. Ничем не заменить общение детей и родителей в процессе работы. Такие минуты общения помогают стать ближе друг к другу. Так возникают у детей любимые дела, которыми они занимаются без напоминаний. Именно родители передают детям увлеченность каким-либо занятием.

Замечая красоту, созданную руками матери и отца, наблюдая их явное удовольствие от работы, дети испытывают горячее желание сделать что-то самостоятельно.

Все дети независимо от пола должны приобретать навыки самообслуживания.

Нельзя строго делить обязанности на женские и мужские, убеждать мальчиков в том, что мытье полов (сервировка стола, приготовление еды…) – не мужское дело. Мальчики должны выполнять любую работу, так как не может быть недостойного их занятия.

В нашей семье детей приучали к труду с ранних лет. Мама обращалась к нам за помощью как к взрослым людям. Мне нравилось сажать и полоть огород, кормить и поить теленка, доить корову. Когда нам с сестрой было по 7 лет, в нашей семье родился мальчик. С его появлением мы сразу повзрослели. Нам приходилось укачивать малыша, помогать маме с папой его купать, стирать и гладить пеленки… Я с детства любила наводить порядок на кухне, мыть кухонный гарнитур, газовую плиту, переставлять посуду… После моей уборки кухня преображалась, и мама говорила: «Такое ощущение, что у нас новая газовая плита и новый кухонный гарнитур. Что ты с ними сделала?» Моему счастью не было предела. Я чувствовала пользу своего труда.

В детстве у меня было слишком много обязанностей, и я благодарна родителям за то, что они выработали во мне потребность трудиться. Своих дочек я научила всему, что умею. Главное — в любом деле добиваться совершенства: не просто стирать, а стирать безупречно, при приготовлении любого блюда использовать только полезные продукты, обращать внимание на сервировку стола, создавать уют и комфорт в доме… Все, что мы передаем детям, обязательно им пригодится в жизни. Наша обязанность – сделать так, чтобы труд у детей вошел в привычку. Не зря гласит пословица «Счастье родителей – честность и трудолюбие детей».

Нравственная ценность любого человека измеряется его отношением к труду.

Есть такое понятие «культура труда». Не все родители с ней знакомы. По соседству со мной живет мастер на все руки. Он ремонтирует холодильники, телевизоры, стиральные машины, компьютеры… Однако ему не хватает культуры труда. Это выражается в том, что в его мастерской никогда не бывает порядка, он делает все с душой, но на скорую руку. Аккуратность не культивировалась в его семье. Есть талант и способности, но нет привычки добиваться красоты и совершенства.

В любом воспитании важен пример. Нельзя достичь успеха в семье, где мать работает, а отец ведет праздный образ жизни. Родители обязаны четко определить, что в их семье «можно», «нужно» и «нельзя» делать. От позиции взрослых зависит какую обстановку (расхлябанности или порядка) создадут дети в своей будущей семье.

Понятия «можно», «нужно», «нельзя» необходимо закреплять в раннем детстве. Важно донести до ребенка значимость прекрасных слов «надо» и «нельзя». Эти волшебные слова помогают людям воспитать в себе силу воли. В момент усталости и плохого настроения человек призывает на помощь чувство долга и говорит себе: «Я должен это сделать». Что было бы с людьми, если бы они не были знакомы с этими понятиями? Вся жизнь превратилась бы в сплошной хаос. Все делали бы только то, что им нравится. Важно с детства научить детей сдерживать свои желания, то есть привить им навыки самоконтроля и самоорганизации.


  • Не освобождайте ребенка от трудовых обязанностей. Не воспитывайте из него потребителя. Не забывайте известную поговорку «Родители трудолюбивы – дети не ленивы».
  • Помните: у детей должны быть разовые и постоянные обязанности.
  • Любое новое дело нужно выполнять совместно.
  • Вырабатывайте у детей привычку к постоянной занятости. Не позволяйте детям приобретать опыт беспорядочной и безответственной жизни.
  • Соблюдайте последовательность в своих требованиях. Проявляйте тактичность при оценивании результатов детского труда.
  • Поддерживайте у дочери и сына интерес к труду. Поручая непривычное для них дело, давайте им творческие задачи и избегайте чрезмерной опеки при их решении.
  • Предлагайте такие дела, в которых чередовались бы сложные и простые, интересные и скучные операции, предоставляйте им роль организатора и исполнителя дела.
  • Правильно оценивайте возможности детей. Родительские поручения должны соответствовать возрасту ребенка и доставлять удовольствие. Учитывайте его индивидуальные особенности.
  • Привлекая малыша к домашним обязанностям, воспитывайте в нем привычку заботиться об окружающих его людях.
  • Уважайте интерес малыша к любому виду труда и не заглушайте его стремления к самостоятельности.
  • Воспитывайте у детей уважение к чужому труду. Рассказывайте им об особенностях своей профессии и профессиях близких родственников, соседей, друзей.

Трудовое воспитание в семье – это жизненная необходимость, которая помогает человеку реализовать себя или найти свое место в жизни.

Уважаемый читатель! Считаете ли вы трудолюбие главной нравственной ценностью человека?

Трудолюбие издавна занимало одно из центральных мест в системе человеческих ценностей, рассматривалось как добродетель, во многом обеспечивающая благополучие в дальнейшей жизни. Труд, уважение и достаток в народном сознании были взаимосвязанными понятиями. Трудовое воспитание детей предусматривало не только обучение их всем необходимым для крестьянской жизни навыкам, но и формирование у ребенка особого отношения к труду как к жизненно необходимому средству существования и как к внутренней, нравственной потребности человека. Обучение детей трудовой деятельности проходило по хорошо продуманной, отшлифованной многими поколениями системе. Объем нагрузки и воспитательные меры соответствовали возрасту ребенка, его потребностям и возможностям в каждый период времени. труд развитие дети

В настоящее время труд по-прежнему является важнейшим средством воспитания, ведь он был и остается основой человеческой жизни и культуры.

Труд развивает умственные способности человека, именно в трудовой деятельности личность проявляет свою творческую активность, развивает и совершенствует творческие задатки. В процессе труда человек крепнет физически, развиваются его умения и навыки.

Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства.

Уже к дошкольному возрасту дети много знают и умеют, они овладевают относительно развитыми действиями, которые носят уже результативный характер. Затем происходит переход от действий результативных к продуктивным.

Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников такой стороной является трудовое воспитание.

Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. В процессе общения и овладения новыми знаниями формируется мировоззрение школьника. Работа в коллективе развивает социализацию личности ребенка Развитие способностей, чувств и мышления делает личность ребенка более гармоничной. В труде формируются такие качества личности, как ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность и инициатива.

Выполнение определенных посильных трудовых обязанностей способствует воспитанию у ребенка чувства доброжелательности, отзывчивости.

Труд играет большое значение в развитии способностей учащегося. Внимание младших школьников становится целенаправленным и произвольным, хотя довольно долго сильным и конкурирующим с произвольном остается непроизвольное внимание детей, увеличивается его объем, возрастает способность распределять внимание между несколькими объектами.

Велика роль труда в развитии мышления . По мере овладевания трудовыми навыками развиваются его новые формы: техническое, практическое, логические. Мышление приобретает абстрактный и обобщенный характер.

Восприятие благодаря совершенствованию наблюдения превращается во все более целенаправленный и управляемый процесс.

Интеллектуальный характер приобретает у младших школьников память . Ребенок не только вспоминает, но и начинает решать особые мнемические задачи на произвольное намеренное запоминание или воспроизведение требуемого материала. Оба вида памяти - произвольная и непроизвольная - претерпевают в младшем школьном возрасте такие качественные изменения, благодаря которым устанавливается их тесная взаимосвязь и взаимопереходы.

В условиях трудовой деятельности происходит развитие воображения. Воссоздающее (репродуктивное) воображение развивается на всех занятиях путем формирования у детей, во-первых, умения определять и изображать подразумеваемые состояния объектов, прямо не указанные в их описании, но закономерно из них следующие, во-вторых, умения понимать условность некоторых объектов, их свойств и состояний (например, данное событие фактически не произошло, но условно его можно вообразить "как если бы" произошедшее, и тогда столь же условно выяснять его последствия).Стремление младших школьников указать условия происхождения и построения каких-либо предметов способствует развитию у них творческого (продуктивного) воображения.

Следовательно, труд является важнейшим фактором, влияющим на развитие личности ребенка.

В российских школах сложилась определенная система трудового воспитания подрастающего поколения, которая реализуется через непосредственно учебный, производительный и общественно полезный труд. В школе-интернате виды трудовой деятельности несколько иные: учебный труд, общественно полезный, самообслуживание, хозяйственно-бытовой и ручной труд. Разделение это условно, так как четких границ между ними нет. Например, застилая свою постель, ребенок, с одной стороны, занимается самообслуживанием, а с другой - помогает навести порядок в спальне.

Учебный труд едва ли не самый тяжелый для ребенка, ведь он требует большого умственного напряжения, длителен и кропотлив. Но именно в процессе учебного труда воспитывается отношение к трудовой деятельности в целом, происходит целенаправленное, ежедневное развитие личности ребенка.

Общественно полезный труд является основой всей системы трудового воспитания учащихся. Общественно полезный труд -- это целенаправленная, планомерная, сознательная, добровольная деятельность, имеющая четко выраженную общественную значимость. В него вовлекаются все учащиеся. В процессе систематического общественно полезного труда формируются такие нравственные качества, как ответственность, бережное отношение к общественной собственности, дисциплинированность, творческая активность и самостоятельность. Главная отличительная черта общественно полезного труда заключается в том, что это труд, в котором проявляется забота каждого участника деятельности об окружающих людях, о школе, о пришкольной территории.

Наиболее простым и доступным видом общественно полезного труда является самообслуживание , домашнее и школьное. Самообслуживание - это постоянная забота о чистоте тела, о порядке костюма, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований из вне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила. К самообслуживанию дети приучаются уже с дошкольных лет. Закрепление и развитие привычек и навыков самообслуживания в младших классах - хорошая психологическая основа для привития детям чувства уважения к труду взрослых, понимания роли труда в жизни людей, готовности к длительному физическому напряжению., уверенности в своих силах.

Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Уборка, стирка, магазины и прочие дела - не перечислить, как их много. Изо дня в день повторяется одно и тоже, никуда от этого не деться. Приучать детей к бытовому труду необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. Привычка, умение делать что-то своими руками пригодятся ему в любой профессии, и, кроме того, они в огромной степени содействуют умственному развитию ребенка.

Ручной труд является важнейшим видом труда в коррекционной школе. Он направлен на обучение детей работе с различными материалами. Кроме того, ручной труд оказывает коррекционное влияние на умственное развитие младших школьников. Так, например, специальное внимание на занятиях ручному труду уделено воспитанию у учащихся привычки обдумывать задание не приступать сразу к его исполнению. В этом отношении трудно переоценить значение аппликационных работ и изготовление поделок (пособий), закладок для книг, при выполнении которых у учащихся вырабатываются навыки организованности, умения действовать по заранее составленному плану, осуществляются межпредметные связи, развиваются конструкторские умения и навыки, творческие способности, расширяется кругозор детей. В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы с некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.

Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи.

Дети младшего школьного возраста с удовольствием берутся за любые дела, выполняют поручения взрослых, помогают в домашней работе и школьных делах, поэтому необходимо предлагать детям разнообразные виды труда, обновлять их содержание, поддерживать стремление к работе и веру в успех, стимулировать эмоциональное отношение к результатам деятельности.

Но какая бы работа не проводилась в школе по трудовому воспитанию, основы его закладываются в семье. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его - основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым. Очень часто родители считают, что детям младшего школьного возраста нельзя поручать трудовые задания, так как они еще малы и ничего не умеют. Это неправильно.

Типичные ошибки родителей заключаются в недопонимании воспитательного значения труда для детей, оберегании их от труда и выполнении за них бытового, учебного труда, неверное стимулирование детского труда (плата за труд, за учебу, обещание дорогих подарков). Иногда наказывают трудом, не умеют правильно организовать труд ребенка в семье (ограничиваются и довольствуются разовыми поручениями, не дают постоянных и на длительное время).

В семье у детей должны закладываться основы трудолюбия, вырабатываются трудовые умения и навыки.

Кроме того, семья и школа должны взаимодействовать друг с другом, проводить работу по трудовому воспитанию, придерживаясь следующих принципов:

Приобщение к труду через самообслуживание;

  • - постепенный переход от самообслуживания к труду для других;
  • - постепенное расширение круга обязанностей, наращивание их сложности;
  • - тактичный и постоянный контроль качества выполнения трудовых поручений;
  • - организация обучения выполнению трудовых операций;
  • - формирование у ребенка уверенности в важности выполнения порученной ему работы;
  • - учет индивидуальных особенностей и склонностей ребенка при распределении трудовых поручений;
  • - поощрения прилежного выполнения поручений, проявления самостоятельности и инициативы;
  • - чередование труда и отдыха, а также различных видов труда в режиме дня младшего школьника.

Организуя целенаправленную, ежедневную работу по трудовому воспитанию, следует помнить и о возможностях произведений художественной литературы, иллюстраций, картин, фильмов, которые помогут расширить представления ребенка о труде взрослых.

Увидев недостатки, не принимайтесь за работу сами!

Уже в 2–3 года вы часто слышите от малыша одну и ту же фразу - «Я сам!». Это настолько умилительно, когда малыш берется за пылесос или мчится помогать маме развешивать только что постиранное белье. Но как часто бывает - в спешке мы останавливаем детей, мимолетом говорим «не трогай, я сама» или «ты неправильно сделаешь, а мне придется потом переделывать - у меня итак времени нет!». Единожды сказав ребёнку подобные слова, мы можем надолго (если даже не навсегда) отбить у него желание помогать нам и делать всё самостоятельно.

Но, как известно, «труд сделал из обезьяны человека», поэтому из маленького ребёночка труд так же способен сделать полноценную, уважающую других личность, которая может помочь, прислушаться, понять и выполнять порученную ему работу.

Обязанности - по возрасту

Многих мам вообще интересует вопрос, должны ли дети помогать родителям? И ответ будет однозначным - конечно да! Просто у каждого возраста свои возможности, и если 2-х годовалого малыша ещё рано учить выбивать ковры, то в 10 лет ребёнку под силу практически все домашние заботы.

Годовалый ребёнок, еще только недавно научившийся ходить, не может вам ничем помочь по хозяйству, да и не захочет он этого - пока что ему подобные «игры» не интересны. Но чем больше времени он проводит с вами, тем больше хочет подражать вам. И вот уже в 1,5 года малыша нужно учить собирать все свои игрушки в ящик, давать тряпочку для вытирания пыли и вместе с ребёнком возить ею по поверхности стола и мебели, доверять совочек, в который вы можете смести мусор, а малыш, полный гордости, отнесет его, держа крепко двумя ручками, в мусорное ведро.

Когда ребёнок чуть подрастет, примерно к 3-м годам, его нужно учить убирать за собой посуду (не мыть её, а просто очистить стол от ненужных тарелок), протирать стол, вытирать помытые вилки и ложки (если у вас посуда сделана из небьющегося стекла, то разрешайте и небольшие тарелки вытирать). Посильной задачей для ребёнка будет загрузка белья в стиральную машину (при этом учите малыша разбираться в цветах и никогда не соединять белое белье с красным или черным).

Когда ребёнку исполнится 5 лет, он уже может считаться вашим полноценным помощником - единожды показав, как накрывают на стол, вы можете доверить ему это на следующий праздник, ребёнок может мыть за собой тарелочку и чашечку (пока он не достает до раковины, подставляйте ему табуретку), погладить полотенца, нарезать овощи на салат при помощи специальной овоще- и яйцерезки.

Конечно, это чисто условное разделение, но вы должны понимать, что в 2 года доверять ребёнку утюг еще страшно, а в 5 малыш уже должен уметь полностью убирать за собой, поэтому постепенно, начиная с малого, учите ребёнка несложному труду. Когда дети помогают родителям, это облегчает жизнь одним и становится увлекательной игрой для других.

Как научить ребёнка помогать по дому?
  • Всё делайте вместе - желательно, чтобы мама, папа и ребёнок трудились плечом к плечу. Тогда работать каждому будет веселее и приятнее, зная, что уборку делают все, а не так, как в большинстве семей - мама не разгибается, а папа смотрит телевизор. Вы лишь тогда сможете добиться правильного влияния труда на развитие личности ребёнка, когда будете показывать ему исключительно позитивный и правильный личный пример взаимопомощи, поддержки друг друга и совместной радости от исполненных ролей;
  • Измените фразу «если ты не уберешь, ты ничего не получишь и мы никуда не пойдем» на «когда ты уберешь, мы сделаем то-то и сходим туда-то». Ребёнок должен понять, что уборка всё равно состоится, но его нужно позитивно настроить на это, а не запугивать и угрожать;
  • Ребёнка, как и мужа, всегда нужно просить, и не думайте, что это выше вас, и что просить вы никогда не будете. Ребёнок охотнее сделает работу, если вы его попросите, а не прикажете. Это отличный пример для подражания, который ребёнок должен пронести с собой во взрослую жизнь;
  • С того момента, когда малыш начнет ходить, учите его убирать за собой игрушки, разбросанные вещи - превратите это в игру, придумывайте различные сюжеты, чтобы ребёнку было это так же интересно, как и разбрасывать. Удачной будет игра-соревнование, когда вы говорите «а давай кто быстрее?», но при этом укажите, что кроме быстроты вся уборка должна быть сделана качественно, ведь ребёнок должен знать и понимать, что в жизни есть не только игра, но и определенные обязанности. Дайте детям выиграть - пускай они, и полезное дело сделают, и порадуются от души;
  • Дабы приучить малышей не капризничать и убирать все свои игрушки, заведите громкий будильник и скажите «как только заиграет мелодия, все неубранные игрушки улетят в мусорное ведро!». Может, это и покажется некоторым жестоким наказанием, зато очень хорошо подстегивает малышей убирать за собой разбросанные игрушки. И единожды поняв, что вы не шутите, дети больше не будут капризничать. Дисциплинированная личность в любом коллективе завоюет уважение;
  • Вы улучшите настроение малышу, если во время уборки включите детские песни - согласитесь, даже взрослые охотнее убирают под свои любимые мелодии;
  • Если вы видите, что малыш ещё не может сам сделать то или иное задание, например, сложить все свои вещи в шкаф, обязательно помогите ему. Но не делайте это каждый раз - покажите ребёнку, как и куда складывать, и пускай в следующий раз он попробует сам. Учите его самостоятельности, но при этом помогайте ему, чтобы ребёнок чувствовал вашу поддержку, и среди прочих добрых качеств в нем воспитываласьвзаимопомощь и взаимоподдержка. Однако не спешите каждый раз помогать, иначе ребёнок поймет, что одними только фразами «я устал», «я этого не умею», «у меня не получается» он может увильнуть от обязанностей. В итоге вместо помощника у вас вырастет капризуля;
  • Не перекладывайте «орудия труда» в разные места - веник, совок, тряпочки для вытирания пыли, пылесос должны занять у вас свое определенное место в квартире, чтобы ребёнок мог взять их в любую минуту;
  • Поставьте в детской еще одно мусорное ведро, и пускай он складывает туда огрызки от яблок, ненужные бумажки, испортившиеся карандаши, сломавшиеся игрушки. Так вы быстрее приучите ребёнка к чистоте, ведь ему удобнее выбросить мусор в рядом стоящую урну, нежели бежать на кухню. К тому же, это еще один шаг к самостоятельности, ведь ребёнок сам будет выбирать, что ему выбросить, а что оставить;
  • Если ребёнок еще настолько мал, что ему не под силу справиться с веником или другим предметом, купите ему маленьких кукольных помощников по хозяйству. Пускай ребёнок подражает вам, делает то же, что и вы, но с посильным инвентарем. Важно, чтобы ребёнок запомнил последовательность ваших действий и в точности повторял их, а не просто наблюдал за вами;
  • Обратите внимание на то, что ребёнка привлекает больше всего - тряпочки и веник или же электрические приборы. Если хозяйские дела - тогда привлекайте ребёнка больше к своим заботам по дому. Если же ему больше нравятся приборы, подключаемые кэлектричеству - поручите папе заняться им. Пока ребёнок помогает папе, вы можете быть спокойны за то, что он не влезет без спросу в розетку, а вполне удовлетворит свое любопытство в гараже с папой, занимаясь своими «мужскими» делами с дрелью и паяльником. Возможно, ребёнок уже избрал себе верный путь дальнейшего развития;
  • Не менее важной составляющей является похвала, но она должна быть в меру. Поначалу хвалите ребёнка за любые достижения, но когда он всему научится, он должен понимать, что теперь это его обязанности, а не одолжение маме. Говорить «спасибо» нужно в любом случае, но не восхищаться каждый раз после того, как ребёнок вытер пыль. Это должно войти в его повседневный и еженедельный режим, ребёнкунужно понять, что кроме своих прав, у него есть уйма обязанностей, и важно научить его относиться к ним с позитивом, а не с капризами.

Основные ошибки родителей

Воспитание невозможно без родительских ошибок, ведь мы не знаем, как-то или иное наше действие повлияет на дальнейшее развитие нашего ребёнка, на его отношение к нам. Но есть типичные ошибки, которые делают большинство родителей, никогда не заглядывавших в книги о психологии.

  • Помощь за деньги

Это самая распространенная и губительная ошибка родителей, когда они вместо похвалы приучают ребёнка к материальным наградам. Вытрешь пыль - получишь 10 рублей, побудешь с братиком - куплю куклу, вытрешь пол - заработаешь 5 баллов.

Таким образом, родители превращают жизнь ребёнка в расчетливую игру, где за каждый хороший поступок ребёнок получает либо накопительные баллы, которые потом родители переводят в денежный эквивалент, либо сами деньги или подарки.

А ведь главное, чтобы ребёнок понял: домашний труд - это его обязанности, а не заработок, и дети помогают родителям из чувства уважения к ним и к себе, а не из жажды получить вознаграждение. Самой главной наградой должна быть похвала мамы и её любовь, но никак не деньги. Когда ваш ребёнок вырастет и станет подростком, он вместо того, чтобы поднести вам чашку горячего чая с медом, скажет «чашка чая в постель - 50 рублей!». И не он будет виноват в этом, а именно вы.

  • Отстань - ты ещё маленький!

Хотя наши дети еще многого не умеют, на то мы и родители, чтобы их научить. И вместо того, чтобы кричать на них и огрызаться за то, что они чисто из любопытства везде лезут своими маленькими носиками - лучше этотинтерес утолить, разрешив ребёнку делать то же, что и вы.

Когда ребёнок не единожды натыкается на стену запретов, в будущем он больше не будет просить у вас показать, как вы варите суп или как вы стираете одежду - он будет знать, что услышит в ответ «ты ещё маленький». А когда действительно придет такой возраст, что ребёнку уже и пора бы вам помогать, вы будете сетовать на то, что он ничего не делает.

Приобретите маленькую табуреточку — пускай малыш берет её, когда хочет посмотреть, как вы шинкуете овощи, как вы вытираете пыль в серванте. Разрешите ребёнку не только наблюдать, но и участвовать.

Если у ребёнка по вашей вине пропадет желание вам помогать, он вырастет ленивой, эгоистичной личностью, которой легче сказать «я не умею», чем добиваться своих целей. Не допустите такого и всегда принимайте помощь ребёнка, в чем бы то ни было.

  • Разбил - не беда

Да, и у нас бывают «дырявые руки», и мы что-то роняет, рассыпаем, разливаем. Но мы же не кричим на себя за это. Так же и ребёнок не заслужил подобного отношения к себе, ведь он только учится, его ручки ещё не такие умелые, он еще недостаточно понимает возможных последствий. Мыл тарелку и разбил - не страшно, купите новую. Нес совок к мусорному ведру, и он перевернулся - не смертельно, мусор можно собрать снова или пропылесосить это место.

Нет неисправимых вещей (если, конечно, малыш не разбил китайскую старинную коллекционную вазу), и ругать за них не стоит, и бежать вслед за малышом, набрасываясь на него, как коршун, тоже. Ребёнок итак понимает, что он что-тосделал не так, и он уже сжимается от страха за то, что же ему скажет мама. Если вы в этот момент подойдете и поможете ему, скажете добрые слова, подбодрите, то эта неудача будет ступенькой к успеху.

Когда ребёнок помогает маме, и слышит в ответ добрые слова, он приобретает уверенность в себе, растет полноценной личностью, любимым и любящим человеком. Если же в ответ он слышит лишь недобрую брань и истерики, он потихоньку будет замыкаться в себе, съеживаться, всегда чувствовать себя виноватым.

  • Некачественно? Исправим!

Если даже вас не удовлетворяет качество выполненной ребёнком работы (недомыл тарелку с другой стороны, не протер плинтуса), вы можете переделать его работу, но так, чтобы ребёнок этого не видел. В следующий раз просто скажите малышу, что было бы неплохо, если бы он кроме пола вытер еще плинтус, а тарелки нужно мыть с обеих сторон. Увидев недостатки, не вырывайте у ребёнка из рук мочалку или тряпку и не принимайтесь за работу сами, иначе малыш больше не возьмется за эти дела.

Читайте также:

Детская психология

Просмотрено

Научите своего ребенка уметь проигрывать

Все о воспитании, Детская психология, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Мотивация для учебы

Советы родителям

Просмотрено

6 советов, которые помогут беременным женщинам легко рожать без использования болеутоляющих!

«Трудовое воспитание в семье»

Труд – важнейшее средство воспитания, в процессе которого формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.

Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. И здесь самая главная роль принадлежит – семье, именно здесь приобретаются элементарные навыки хозяйственно – бытового труда.

В семье дети постоянно видят, что родители делают: готовят еду, убирают квартиру, стирают белье и.т.д. Наблюдение за тем как выполняют взрослые эти повседневные дела, постепенно помогают понять значимость их значимость. Чтобы пример членов семьи стал для ребенка руководством к действию, взрослые могут сопровождать свою работу пояснением. Это обычно привлекает к себе внимание детей, они задают вопросы, пытаются помочь родителям. Так постепенно ребенка привлекают к совместному со взрослыми труду.

В семье ребенка необходимо привлекать к повседневному участию в бытовом труде, при этом надо заинтересовать ребенка, изложив в доступной форме значимость предстоящей работы, ее результата. Поручения, даваемые детям должны быть интересными и привлекательными по форме выполнения, Приучая детей старшего дошкольного возраста надо чаще использовать игровые формы организации, при этом необходимо учитывать возрастные особенности ребенка. Например, старшие дошкольники должны систематически участвовать в домашнем труде (выносить мусор, мыть посуду, ходить за хлебом и.т.д.). Однако нельзя забывать о том, что родители должны оценить его труд и желание сделать что – то для других и обязательно похвалить малыша.

Труд детей в семье не только воспитывает чувство ответственности, доброжелательности,отзывчивости,дисциплинированности, самостоятельности, но и сближает ребенка.

Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представления о себе и об окружающем мире. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудовое воспитание в семье. Родительское собрание.

Почему нужно приучать ребенка к труду с ранних лет? Посильный труд необходим, потому что он способствует всестороннему развитию ребенка.Труд требует от ребенка физического напряжения и содействует пов...


Труд - это один из важнейших факторов формирования личности. Именно поэтому трудовая деятельность должна стать основой воспитания дошкольников. В раннем возрасте дети сами начинают проявлять интерес к работе, и важно не упустить этот момент, чтобы направить их развитие в правильное русло . Большинство педагогов и психологов сходятся во мнениях, что именно в детском возрасте закладывается фундамент личностных качеств и наклонностей взрослого человека. Трудовое воспитание дошкольника призвано не просто привить ребенку определенные навыки и убеждения на конкретном этапе развития, а подготовить его к обязательствам и ответственности в старшем возрасте. Кроме того, с ранних лет приучая ребенка к труду, родители и воспитатели формируют будущего активного члена общества.

Особенности трудового воспитания

Труд - это, пожалуй, один из главных механизмов воспитания детей дошкольного возраста. Помимо того, что труд является главной обязанностью каждого человека, он также может служить источником радости и самореализации. В процессе трудовой деятельности ребенок чувствует свою значимость, а также удовлетворение от достигнутых результатов. В самом раннем возрасте нужно внушать детям тезис о пользе труда как для личного блага, так и для окружающих.

Современная педагогика уделяет колоссальное внимание формированию личности дошкольников, а трудовое воспитание играет здесь не последнюю роль. В этой связи активно изучаются стили поведения ребенка и взаимоотношения его с окружающими в процессе трудовой деятельности. Кроме того, важно выстроить воспитательный процесс так, чтобы в процессе труда удовлетворялись потребности ребенка. Важно научить детей не только индивидуальной работе, но также привить им навыки взаимодействия в коллективе. Для того, чтобы реализовать подобный проект, воспитателем должна быть создана определенная атмосфера, которая подразумевает выполнение следующих условий:

  • в детском коллективе должна царить дружеская атмосфера, располагающая к совместному труду;
  • педагог должен собственным примером заинтересовать детей в выполнении той или иной работы;
  • трудовая деятельность должна быть обыграна таким образом, чтобы имело место как коллективное взаимодействие, так и личная ответственность за результат;
  • выработка системы стимулов и поощрений.

С самого раннего возраста у ребенка должно выработаться правильное отношение к труду. Дошкольный период - это самое лучшее время, чтобы заложить основы трудолюбия и уважение к работе. Дети должны быть ознакомлены со всеми разновидностями труда (бытовым, производственным, творческим и т.д.). Кроме того, трудовое воспитание в детских дошкольных учреждений проходит несколько последовательных этапов:

  • младшая группа - это идеальный период для приобретения детьми навыков самообслуживания и приучению их к самостоятельности;
  • воспитанники средних и старших групп должны быть в достаточной мере ознакомлены со всеми хозяйственно-бытовыми процессами, которые сопровождают жизнедеятельность человека. В процессе трудового воспитания детям должны быть привиты такие качества, как трудолюбие, чистоплотность, аккуратность и бережное отношение к вещам. Кроме того, важно объяснить детям, что труд - это не только средство удовлетворения собственных потребностей, но также и действие, направленное на достижение общего блага;
  • обучаясь в подготовительной группе, дети должны получать широкие возможности для творческого развития. На данном этапе задания должны значительно усложняться, при этом, ребенок должен чувствовать свободу деятельности и ответственность за ее результат. Большое значение приобретает аналитическое мышление, которое выражается в умении планировать и структурировать свою работу. Также важно привить дошкольникам навыки работы в коллективе.

Работа и нравственность

Трудовое воспитание - это один из важнейших моментов работы с дошкольниками, благодаря которому закладываются основы морали и нравственности. При правильном подходе ребенку можно привить не только любовь к труду и осознание его необходимости, но также и выработать в нем те личностные качества, которые необходимы для формирования полноценного члена общества.

Понятие трудовой деятельности относительно ребенка достаточно своеобразно и в большинстве случаев не обозначает продукт какого-либо труда с целью полу...

Труд, как процесс, безусловно, важен для развития подрастающего поколения, но без создания определенных условий и атмосферы он никоим образом не сказывается на формировании характера ребенка и его нравственных устоев. Не столь важно выработать трудовые навыки, как выработать у детей правильное понимание труда и благосклонное отношение к нему. Трудолюбие намного важнее умений, ведь первое присуще далеко не всем членам общества, а вот вникнуть в суть производственных процессов и научиться управлять ими не так уж и сложно. Недостаточно обучить ребенка технологии и механике тех или иных трудовых процессов (хотя это немаловажно для вступления детей во взрослую жизнь). Важно создать такие условия, чтобы в процессе овладения трудовыми навыками дети постигали основы коллективных взаимоотношений, а также моральных и нравственных норм.

Трудолюбие - это важнейший нравственный аспект трудового воспитания ребенка, который формируется под воздействием множества факторов. Важно на собственном примере демонстрировать желание работать и всячески привлекать детей к этому процессу. Кроме того, ни в коем случае нельзя допускать ситуаций, когда ребенок становится свидетелем лени и отказа от выполнения работы. Также не стоит подавлять инициативу ребенка, когда он желает принять участие в трудовом процессе (дома или в детском саду), иначе у него попросту пропадет желание участвовать в работе в дальнейшем. Излишняя забота и опека тоже не способствует выработке трудолюбия у детей дошкольного возраста.

Обучая детей труду, важно научить их мыслить алгоритмически. Так, должна быть определена проблема и поставлена цель , для решения которой формируется ряд последовательных задач. Кроме того, в трудовом воспитании важен собственный пример, ведь визуальное восприятие намного эффективнее теоретической информации. В данном контексте, посредством работы ребенок не просто получает те или иные бытовые навыки, он учиться системному мышлению, которое поможет ему в будущем решать более сложные проблемы. Также подобный подход помогает детям стать целеустремленными, рассудительными и организованными.

В процессе трудового воспитания важно затрагивать такие нравственные аспекты, как межличностные отношения. Дети должны не просто научиться взаимодействовать в коллективе, но также и познать суть таких понятий, как «взаимопомощь», «поддержка» и «дружба». С этой целью педагог должен искусственно создавать те или иные ситуации, переводя занятие в плоскость деловой игры. Помимо этого, важно еще и выработать правильное отношение к вещам. Нужно приучить детей ценить вещи и бережно с ними обращаться, не переступая при этом ту тонкую грань, за которой они возводятся в ранг культа.

Поскольку вся сознательная жизнь человека, так или иначе, связана с трудом в различных проявлениях, то важно еще в раннем возрасте сформировать правильное отношение к нему. Работа не должна вызывать негативных эмоций. Трудовое воспитание должно быть построено таким образом, чтобы данный процесс приносил ребенку радость и оставлял позитивное впечатление. Таким образом, приобретая навыки, у ребенка возникает желание трудиться снова и снова, что можно назвать неким проявлением трудолюбия. Таким образом, подход к трудовому воспитанию должен быть комплексным и разносторонним.

В 40-е годы прошлого века психологию воспитания детей стали относить к наукам. Она нацелена на поиск решений проблем, которые возникают при воспитании...

Уровни трудовой деятельности

Дети могут воспринимать труд абсолютно по-разному. В зависимости от того, что именно ребенок подразумевает под словом «работа», можно судить об уровне развития трудовой деятельностью. Воспитание дошкольника неразрывно связано с игрой, а поэтому манипуляции с игрушечными машинками, куклами или кубиками ребенок считает своего рода трудом. Конечно, в этом нет ничего странного, но этот этап не должен быть слишком растянут во времени. Постепенно следует выводить ребенка из игрового пространства, давая ему поручения, которые познакомят его с реальными трудовыми процессами. Так, от манипуляций с кукольной посудой стоит переходить к реальным столовым приборам, к уходу за вещами и поддержанием порядка и чистоты в помещении. Важно проследить реакцию ребенка на выполнение тех или иных заданий, чтобы в дальнейшем корректировать воспитательный процесс.

Младшим дошкольникам труд интересен с той точки зрения, что с рабочими процессами они сталкиваются впервые, а это всегда занимательно. Кроме того, каждый ребенок поскорее стремиться стать взрослым, а поэтому он будет подражать родителям и педагогам в плане выполнения той или иной работы. Это уникальная возможность приучить ребенка в выполнению элементарных бутовых задач (уборка, стирка, сервировка, стола и т.д.), поэтому нужно всячески поощрять и приветствовать подобные стремления малыша. При этом не стоит ставить его в рамки шаблонных алгоритмов, ведь у маленького человека на все есть собственное мнение. Нужно позволять ему проявлять фантазию и находчивость. Например, он выработает собственную систему поливки цветов или мойки посуды. Творческий подход очень важен , поэтому дошкольнику в этом плане должна быть предоставлена определенная степень свободы. Не стоит сразу одергивать ребенка, если он делает что-то не так. Ребенок должен осознать свою ошибку, после чего он будет готов выслушать пояснения и наставления. Таким образом, получая трудовые навыки и осознавая суть рабочих процессов, ребенок повышает уровень своей трудовой деятельности.

Повышение уровня трудовой деятельности открывает новые возможности для нравственного воспитания. Так, при переходе от игровой формы к реальным трудовым процессам может выявиться негативное отношение ребенка к труду. Так, нередко дети отказываются выполнять задания родителей или педагогов, мотивируя это усталостью или недостатком физических сил. Очень важно выявить подобные явления на раннем этапе, чтобы, правильно поставить воспитательные задачи и выработать правильное отношение к труду.

Структура труда

Чтобы приучить ребенка к труду и научить его правильно воспринимать рабочие процессы, нужно воспринимать данное явление, как систему, которая состоит из нескольких элементов. Структура труда представляет собой совокупность следующих составляющих:

  • цель - это конкретный результат, который должен быть достигнут в результате трудовой деятельности;
  • мотивы - это все то, что побуждает ребенка к труду;
  • способы и механизмы - это определенный набор последовательных действий, благодаря которым достигается поставленная цель. В этом плане чрезвычайно важны навыки и правильное понимание процесса труда. Здесь также играет немаловажную роль умение логически выстроить трудовой процесс и заранее спланировать свои действия. Эмоциональная составляющая также важна;
  • результат трудовой деятельности подразумевает сравнение полученных итогов с первоначальной целью и определение степени их соответствие. В случае, если результат будет неудовлетворительным, важно проанализировать алгоритм действий с целью поиска ошибок и работы над ними.

Умение правильно ставить цели - это один из важнейших моментов в трудовом воспитании дошкольника. На ранах этапах цели практически всегда определяются взрослыми, что значительно упрощает трудовую деятельность ребенка. Тем не менее, на определенном этапе стоит давать детям некоторую самостоятельность, чтобы они сами начали осознавать суть тех или иных рабочих процессов. Важно следить за тем, чтобы поставленные цели были реальными и выполнимыми, ведь, после неудачи у ребенка может сформироваться негативное отношение к труду.

Одной из важнейших задач, стоящих перед родителями, является научить чадо всему, что ему нужно знать и уметь. А также обязательно участвовать в обычно...

Предшествует всему получение необходимых навыков, благодаря которым ребенок сможет выполнять как элементарные, так и сложные задачи. Помимо навыков физических, важно также обращать внимание на мыслительный аспект, который заключается в умении планирования действий и составления продуманных алгоритмов. В этой связи у ребенка вырабатывается такое важное качество, как самоконтроль. В процессе трудового воспитания дошкольники учатся контролировать ход своих действий, а также правильно оценивать полученные результаты. Если что-то идет не так, то ребенок должен уметь скорректировать свои действия. Таким образом, дети управляют не только трудовым процессом, но и собственной деятельностью и направлением мышления.
После завершения всего перечня действий, из которых складывается трудовой процесс, важно оценить полученный результат, а вернее степень его соответствия той цели, которая была поставлена изначально. Положительный результат уже сам по себе формирует соответствующее отношение ребенка к труду. А вот в случае негативного результата, важно проанализировать поставленные задачи и выявить ошибки и несоответствия, после чего попытаться повторить работу еще раз. Важно сделать все возможное, чтобы поражение не вызвало у ребенка негативных ассоциаций с трудовой деятельностью.

Мотив - это, пожалуй, самый важный фактор трудового воспитания ребенка. Мотивы детского и взрослого труда существенно отличаются. Так, для детей наиболее важным является эмоциональный аспект, который заключается в том, чтобы принести пользу, принести окружающим радость, а также вызвать одобрение и заслужить похвалу. Важно, чтобы мотив не противоречил цели, а полностью соответствовал ей, чтобы ребенок четко понимал значение той или иной работы для себя и окружающих.

Трудовое воспитание детей, как дома, так и в детских дошкольных учреждениях, направлено, в первую очередь, на то, чтобы привить им навыки самообслуживания. Ребенок должен постепенно привыкать к самостоятельному удовлетворению своих потребностей. Овладевая элементарными навыками, дети также приучаются к труду и становятся трудолюбивыми. Также происходит осознание таких важных вещей, как необходимость быть опрятным и аккуратным, а также бережно относиться к вещам.

Приучать ребенка к бытовым работам нужно постепенно, начиная с элементарных задач. Начать стоит с игровой формы. Для начала ребенок должен научиться обращаться с кукольной посудой и одеждой, после чего стоит сформировать у него привычку убирать за собой игрушки. Постепенно нужно переходить к реальным хозяйственным заданиям (научить детей ухаживать за собой, приводить в порядок вещи, убираться в квартире и прочее). Важно, не ограничиваться действиями, которые приносят пользу исключительно ребенку. Дети должны научиться трудиться на благо других. Так, воспитатели или родители должны давать такие задания, в которых бы четко прослеживалась общественная полезность. Так, например, в детском саду дежурные самостоятельно накрывают на стол. Также нужно почаще привлекать ребенка к тем или иным процессам в качестве помощника.

Игра является далеко не только средством развлечения дошкольников, в ней заложен огромный потенциал развития и воспитания. Но эти свои качества она мо...

Значение трудового воспитания

Трудовое воспитание дошкольников - это не просто способ формирования достойных членов общества, но также значительный фактор физического и умственного развития детей. В процессе труда ребенок находится в непрерывном движении, что благоприятно сказывается на работе большинства систем организма. Движения ребенка становятся более уверенными, он учится координировать свои действия, что позволяет ему переходить к выполнению более сложных задач. Также во время работы у детей развиваются такие важные качества, как усидчивость, внимательность и способность логически мыслить. При правильной организации трудового воспитания у детей вырабатываются такие важные способности, как творческое мышление и умение фантазировать. Благодаря постоянной работе ребенок развивается в умственном плане и приобретает определенные представления о красоте и эстетике.

Только посредством трудового воспитания дошкольнику можно привить такие качества, как самостоятельность и ответственность. Кроме того, в процессе работы формируется личность ребенка и его характер, появляется множество навыков, а также опыт преодоления трудностей. Труд позволяет детям сформировать активную жизненную позицию, а также умение взаимодействовать с окружающими. Только посредством трудового воспитания можно вырастить достойных членов общества.

Результат трудового воспитания во многом зависит от правильного педагогического подхода. Цели и задачи, поставленные перед ребенком, должны четко соответствовать его возрасту, а также учитывать индивидуальные особенности его развития. Было бы неправильно перекладывать ответственность за трудовое воспитание исключительно на дошкольные образовательные учреждения. Это совместная ответственная работа, в которой на равных должны принимать участие как педагоги, так и члены семьи. Именно в семье закладываются основы характера и мировосприятия ребенка, которые во многом определяют его отношение к труду (собственному и общественному). Можно сказать, что трудовая деятельность ребенка - это результат многолетней кропотливой работы родителей и воспитателей.

3 0