Меню Рубрики

Педагог дошкольного образования. История профессии История возникновения профессии воспитателя детского сада

Не каждый человек может работать с детьми. У воспитателя должны быть железные нервы, чтобы выслушать и ответить на просьбы и требования по меньшей мере 25 малышей. Девушка, которая искренне влюблена в свою работу, поделилась мыслями на этот счет, а также ответила на вопрос: "Почему я выбрала профессию воспитателя".

История профессии

Если взглянуть в прошлое, то такой деятельности, как воспитатель детского сада, не существовало. Она возникла в период появления нового вида воспитания детей дошкольного возраста и противостоящая гувернерам, которые занимались с детьми в домашних условиях. В Древней Греции дети находились под наблюдением раба. Затем это переросло в такую важную профессию как воспитатель, но в домашних условиях. Она в некоторой степени напоминала сегодняшнюю деятельность педагога детского сада.

В чем состоит работа воспитателя?

Первоначально необходимо понимать, что профессия предусматривает постоянный контакт с детьми, начиная с особо нежного возраста и заканчивая дошколятами. Если сказать проще, то воспитатель - человек, который ухаживает за детьми в период, когда родители заняты на работе.

Тогда зачем ему высшее образование, ведь работа заключается в том, чтобы постоянно следить за малышами, чтобы они не поранились? Как говорят воспитатели, присмотр и уход - общее описание. Необходимо обладать обширными знаниями и умениями, которые может дать только педагогический институт. В данных вузах будущие педагоги овладевают знаниями, которые касаются детской психологии и развивающих методик. Ведь малышу на занятиях необходимо донести нужные сведения в понятной для него форме.

Почему я выбрала профессию воспитателя? Все педагоги отвечают на это так: эта профессия креативная и творческая и подходит для людей с особенным мышлением. Поэтому в воспитатели пойдет не каждый человек, это дело нужно не только по-настоящему любить, но и жить им.

Особенности работы в детском саду

Чтобы работать воспитателем, можно закончить педагогическое училище или институт по специальности воспитателя дошкольного учреждения. А далее пойдет рассказ о самой деятельности.

Каково описание профессии воспитателя? Обычно он работает в 2 смены. В 6 часов 30 минут начинается рабочий день, и воспитатель принимает детей. Их необходимо встречать с улыбкой и радостью на лице, чтобы создать хорошее настроение на целый день и малышам, и родителям.

В 08:15 малыши делают утреннюю зарядку для того, чтобы они полностью проснулись и получили заряд бодрости. В 9:00 дети завтракают. После этого в каждой группе проводятся возрастные занятия, которые утверждаются методистом в начале каждого учебного года. Они направлены на развитие у малышей различных талантов. Занимаются они лепкой, рисованием, аппликацией и математикой. После игр детей в группе их сопровождают на прогулку.

В 11:30 начинается вторая смена, но первый воспитатель не покидает группу до 13:30. Он помогает малышам обедать и укладывает их спать. Подъем после дневного сна происходит в 15:00, после полдника педагог играет с детьми в спокойные игры или рассказывает им сказки.

В течение всего дня с малышами в группе находится младший воспитатель (няня), благодаря ей соблюдается чистота в помещении. Она моет полы, окна, кормит, одевает детей и оказывает им всестороннюю помощь.

Какими качествами должен обладать педагог?

А теперь хотелось бы рассказать какими личными качествами следует обладать педагогу. С момента появления этой профессии основными требованиями к человеку, который мечтает стать воспитателем, стали любовь к детям, чуткость и доброта. Поскольку работа заключается в контроле за 20-25 детьми, то педагог должен обладать эмоциональной устойчивостью, выдержкой и огромным терпением.

Профессия воспитателя детского сада требует от человека:

  • наблюдательности;
  • внимательности;
  • ответственности;
  • справедливости;
  • эрудированности;
  • активности;
  • жизнерадостности.

Помимо этого, хороший педагог способен мгновенно переключать свое внимание, иметь отличное зрительное и слуховое восприятие, обладать творческим и логическим мышлением.

Преимущества профессии

Если написать эссе "Почему я выбрала профессию воспитателя", то в нем обязательно будут описаны все плюсы и минусы такой работы. Плюсов в работе педагога имеется множество. Поэтому когда педагогам приходиться отвечать на вопрос "почему я выбрала профессию воспитателя", они выделяют несколько моментов:

  1. Общение с детьми, ненавязчивая игровая атмосфера.
  2. Участие в развитии ребенка и возможность дать ему что-то новое.
  3. Творческие люди способны реализовать свой потенциал и делать с детьми поделки, аппликации и придумывать свои сказки и рассказы.
  4. Многие воспитатели отзываются о работе положительно, говоря, что назвать ее однообразной и рутинной нельзя.
  5. Продолжительный отпуск (42-56 дней) в зависимости от продолжительности работы на этой должности.
  6. Востребованность - хорошие воспитатели нужны всегда.

Несмотря на то, что плюсы профессии воспитателя превышают минусы, но они существуют, как и в любой другой работе.

Отрицательные стороны профессии

Главный недостаток в работе воспитателя - низкая заработная плата, о которой не осведомлен только человек, полностью оторванный от реальности. К остальным недостаткам профессии можно отнести:

  • шумную обстановку;
  • постоянное нервное напряжение;
  • огромную ответственность, в том числе и уголовную, за жизнь и здоровье детей;
  • постоянный контроль собственных эмоций;
  • непрерывное присутствие на рабочем месте, из-за полной ответственности педагога за безопасность малышей.

При ответах на вопрос "почему я выбрала профессию воспитателя" многие педагоги, любящие свою работу, всячески преуменьшают ее минусы.

Однако, несмотря на это, они часто пребывают в состоянии стресса. Многие воспитатели настолько завязаны на своей работе, что их жизнь уходит на второй план. В этом случае педагогам необходимо заботиться о своем моральном здоровье и относится к своей деятельности спокойно.

Где можно получить профессию воспитателя детского сада?

В настоящее время профильное образование можно получить только в профильном или гуманитарном ВУЗе, на базе которого готовят таких специалистов. Во многих российских институтах подготовка по специальности воспитателя дошкольного учреждения хорошо отработана, поэтому выбор учебного учреждения принципиального значения не имеет.

В заключение

Почему я выбрала профессию воспитатель? Когда педагоги с огромным стажем работы рассказывают о преимуществах своей работы, то предлагают молодым людям хорошо обдумать, прежде чем стать воспитателем. Ведь ему придется проводить много времени с детьми, читать им, заплетать косички и убирать за ними. Отличная работа для молодой мамы, но сама профессия очень сложная. Часто девушки, получившие подобное образование, сталкиваются со многими трудностями, ведь в институтах не учат, что нужно будет помогать ребенку сходить в туалет, или тому, как понять, что у малыша болит живот, если самостоятельно сказать об этом он не может.

Нужно учить детей находить компромиссы в общении между собой, иногда воспитателю приходится учить их пониманию в отношениях с родителями, что иногда бывает очень сложно, а в некоторых случаях нереально.

Поэтому можно написать в эссе "Почему я выбрала профессию воспитателя", что дорога открыта только для людей, которые любят детей и вдохновляются ими, обладают качествами актеров-фантазеров. Если человек миролюбив и полностью открыт для общения, то работа принесет ему только удовольствие.

История профессии воспитатель: Профессия воспитателя появилась относительно недавно в начале прошлого века. Связано это с тем, что женщины начали работать. Особенно много детских дошкольных учреждений появилось с восстановлением советской власти. В дореволюционный период существовали приюты для сирот, где были воспитатели. В состоятельных семьях принято было для воспитания детей нанимать гувернеров. Тогда гувернёрами становились юноши и девушки из обедневших аристократических семей, получившие хорошее воспитание и образование в различных институтах или университетах. После нескольких десятилетий перерыва эта профессия снова стала востребованной. Гувернёров приглашают к детям старше трёх лет Домашнее воспитание - нелёгкий труд. Задача гувернёра не просто организовать досуг ребёнка, он должен всесторонне развивать и обучать своего подопечного. Именно поэтому гувернёр обязан иметь педагогическое образование и опыт преподавания какого-либо предмета (репетиторство), а также желание и готовность работать с детьми. Домашними воспитателями чаще становятся женщины. Сейчас появилась новая профессия для настоящих мужчин - гувернёр-телохранитель. Претендующий на эту работу помимо высшего образования и знания иностранного языка должен быть в хорошей физической форме и не иметь вредных привычек. Приветствуется также знание техники рукопашного боя и умение вождения автотранспорта.

Слайд 7 из презентации «Воспитатель детского сада» к урокам дошкольного образования на тему «Воспитатель»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке дошкольного образования, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Воспитатель детского сада.ppt» можно в zip-архиве размером 1489 КБ.

Скачать презентацию

Воспитатель

«Профессия воспитатель» - Цель и задачи: Актуальность: Ознакомить одноклассников с данной профессией; Заинтересовать одноклассников данной профессией; Содержание: История профессии: Положительные стороны профессии заключены в непосредственном общении с детьми. Методы поиска и выполнения работы: Значимость профессии в обществе:

«Воспитатель» - Психолого-педагогическая деятельность. Внешняя оценка: Оценка деятельности воспитателя. Трансляция педагогического опыта. Рекомендации к повышению оценки качества деятельности воспитателя. Внешняя оценка. Внутренняя оценка. Образ современного воспитателя. Внутренняя оценка: Наблюдение профессиональной деятельности.

«Портфолио воспитателя» - Каким лучше быть воспитателю ДОУ? Презентация портфолио. Портфолио развития 2.Отчетный портфолио 3.Демонстрационный портфолио. Все документы заверяются руководителем ДОУ. Сертификат. Программное обеспечение. Доклад, сопровождаемый компьютерным показом с помощью мастера Power Point. Мастер- классы. Структура портфолио (Т.Н. Макарова, В.А. Макаров [журнал «Завуч» №4, 2005]).

«Работа воспитатель» - Владение методиками, позволяющими оценить эффективность оказываемого педагогического воздействия. Повышение квалификации. Особенности общения с детьми вне занятий. Образование. Принципы воспитания. На подготовку к занятиям с детьми у воспитателей в среднем уходит 5,3 часа в неделю. среди воспитателей лишь единицы (2,5%) не занимаются составлением плана занятий.

«Воспитатель детского дома» - 1)Про детский дом. 2)О детях. 3)О воспитателях. 4)Какая нужна помощь? Детские дома России. Перед нами предстало двухэтажное здание. Заработная плата не соответствует трудоемкости работы. Как помочь детям детского дома в Коньково? Наш дом. Проблемный вопрос №2: Хорошо ли живут дети-сироты в московских детских домах?

Содержание

Введение……………………………………………………………………..2-3

    Актуальность темы

    Цель

    Задачи

    Объект исследования

    Предмет исследования

    Гипотеза

    Основополагающий вопрос

    Методы исследования

Теоретическая часть……...…………………………………………………..4-7

    Уникальные стороны профессии

Практическая часть……………………………………………………………..8

Заключение………………………………………………………………………9

Список литературы ……………………………………………………………10

Приложения…………………………………………………………………11-17

Введение

Актуальность темы:

Воспитание детей - особая функция взрослых, которые берут на себя ответственность за физическую безопасность и развитие детей. Мне захотелось узнать, чем же интересна эта профессия. В результате этого возникла тема моего проекта « Чем интересна профессия воспитатель».

Цель исследования: Расширить знания о профессии воспитатель.

Задачи исследования:

    Выяснить, чем интересна данная профессия

    Изучить материал по данной теме проекта

    Научиться находить общий язык с детьми, понимать их намерения и настроение.

    Принять участие в развлекательных и познавательных программах группы детского сада.

    Обобщить собранный материал и представить в виде презентации

Объект исследования: Разнообразие профессий.

Предмет исследования: Профессия «Воспитатель детского сада»

Гипотеза: Если воспитатель детского сада будет любить свою профессию, то он сможет воспитать много хороших людей.

Основополагающий вопрос:

Что нужно делать, чтобы стать хорошим воспитателем?

Методы работы:

    Наблюдения;

    практическая работа;

    сбор информации;

Теоретическая часть

Воспитание детей - особая функция взрослых, которые берут на себя ответственность за физическую безопасность и развитие детей.

Искусство быть педагогом в детском саду так же многогранно и сложно, как всякое искусство. В зависимости от обстоятельств воспитателю приходится выступать в разных ролях: он для детей и учитель, который все знает, всему учит, и товарищ по игре, и близкий человек, который все поймет и поможет в трудную минуту.

Воспитатель должен любить детей, жить для детей - без этого его работа не имеет смысла. Кроме того, ему всегда надо помнить о своем долге: ведь государство возложило на него большую ответственность - вырастить из ребенка достойного члена общества.

Профессия воспитателя детского сада - одна из благородных и нужных людям.

История профессии воспитателя

Профессия воспитателя появилась относительно недавно в начале прошлого века. Связано это с тем, что женщины начали работать. Особенно много детских дошкольных учреждений появилось с восстановлением советской власти. В дореволюционный период существовали приюты для сирот, где были воспитатели. В состоятельных семьях принято было для воспитания детей нанимать гувернеров. Тогда гувернёрами становились юноши и девушки из обедневших аристократических семей, получившие хорошее воспитание и образование в различных институтах или университетах. После нескольких десятилетий перерыва эта профессия снова стала востребованной. Гувернёров приглашают к детям старше трёх лет. Домашнее воспитание - нелёгкий труд. Задача гувернёра не просто организовать досуг ребёнка, он должен всесторонне развивать и обучать своего подопечного. Именно поэтому гувернёр обязан иметь педагогическое образование и опыт преподавания какого-либо предмета (репетиторство), а также желание и готовность работать с детьми. Домашними воспитателями чаще становятся женщины. Сейчас появилась новая профессия для настоящих мужчин - гувернёр-телохранитель. Претендующий на эту работу помимо высшего образования и знания иностранного языка должен быть в хорошей физической форме и не иметь вредных привычек. Приветствуется также знание техники рукопашного боя и умение вождения автотранспорта.

Уникальные стороны профессии

Воспитатель должен много знать и уметь. Передним стоит не простая задача – научить ребенка воспринимать и понимать все прекрасное в мире; природу, музыку, поэзию. Воспитатель должен уметь: шить, мастерить, играть и петь с детьми. И ему надо очень много читать. Он должен хорошо знать детскую художественную литературу. Воспитатель не только организует работу детского коллектива в целом, но личные взаимоотношения детей между собой. Внешность воспитателя играет не последнюю роль в воспитании детей. Приятный внешний вид, мягкая манера обращения привлекают не только детей, но и на родителей производят хорошее впечатление. Перед воспитателем стоит нелёгкая задача: будучи взрослым человеком, который развивает и обучает ребёнка, понимать и чувствовать детский мир, сочетать в себе строгость и доброту, уважение к маленькому человеку и требовательность. Поэтому воспитателям нужны терпение и гибкость мышления, чтобы индивидуально и точно применять знания педагогики и психологии. Главный метод в обучении, развитии и воспитании детей - это игра. Мудрые воспитатели мало запрещают и много играют. Ведь дети живут в игре, Мастерство воспитателя состоит в том, что он знает, когда несмелого ребёнка надо поддержать, «назначив его волком», а агрессивного поучить сочувствию, «сделав козлёнком». Подметив в ребёнке способности, воспитатель должен не только поддержать слабые ростки будущих начинаний, но и убедить родителей в необходимости развивать ребёнка. Здесь ему не обойтись без наблюдательности, хорошей памяти и тактичности.

Условия и содержание труда профессии воспитатель

Воспитатель работает с детьми дошкольного возраста, организовывает жизнь детей в условиях дошкольного учреждения, выполняет с ними все режимные мероприятия. Воспитатель должен знать: возрастную психологию, педагогику, детскую гигиену, содержание и принципы организации дошкольного воспитания. Профессионально важные качества: · наблюдательность; · отзывчивость; · внимательность; терпеливость; · коммуникативные способности. Квалификационные требования: Педагогическое училище или педагогический институт. Медицинские противопоказания: · заразные заболевания; · нарушение функций опорно-двигательного аппарата; · нервные и психические заболевания.

Для меня профессия воспитателя детского сада – профессия достойная уважения. Ведь тот, кто помогает детям - помогает всему человечеству!

Воспитатель постоянно должен совершенствовать свое мастерство, используя достижения педагогической науки и передовой практики. Идти вперед, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методики, но и не должен забывать доброе старое, веками сохраняемое народом, например, устное народное творчество. Необходимы разнообразные знания, чтобы удовлетворять любознательность современного ребенка, помогать познавать окружающий мир. Воспитатель не только организует работу детского коллектива в целом, но и формирует личные взаимоотношения детей между собой, в общении с взрослыми, и вообще с окружающим маленького человека миром. Нельзя забывать и самого главного в работе воспитателя детского сада – это его ответственность за каждого малыша. Именно он следит за тем, чтобы в жизни ребёнка не было разбитых коленок и носов, и чтобы каждое пребывание в саду доставляло ему нескрываемое удовольствие и желание идти на «работу» с большим нетерпением!

Спокойные и непоседы, неугомонные и серьезные, вдумчивые и пытливые «почемучки». И к каждому нужен свой подход, свой ключик. Только тогда открывается душа этого маленького человека, появится доверчивый, открытый взгляд. И малыш посвящает меня в самые сокровенные тайны: и многое другое. Я прикасаюсь к огромному миру добра, вхожу в этот мир. Я настраиваюсь на мелодичный звук детского голоса, чистоты и искренности! Их радость – это моя радость.

Не надо бояться лишний раз похвалить ребенка, даже тогда, когда его успехи очень скромны. Это воспитывает у детей уверенность в себе, вызывает желание сделать следующий шаг. Для меня важно, чтобы ребенок поверил мне, сохранил уважение и признательность. Оправдать его доверие – большая и почетная ответственность.

И так день за днем вместе идя по тропе знаний, на которой они учатся различать добро и зло, познают себя и окружающий мир, а я беспрестанно учусь у них преданности, искренности, открытости, любви…

Практическая часть.

Сейчас мне 9 лет, я уже закончила детский сад, но воспоминания о нем остаются самыми радостными и волшебными. Каждый день, в детском саду был наполнен волшебством, радостью, играми с друзьями.

Приходя к маме на работу, я вспоминаю, как хорошо мне было в детском саду. Как весело мы проводили время за играми, наши прекрасные праздники, появление сказочных гостей, интересные занятия, которые помогли мне достичь успехов в школе. Теперь я большая, но могу помочь воспитателям сделать детство других детей таким же светлым, радостным, наполненным яркими моментами, как мое.

Я помогала ребятам группы дежурить по столовой, на занятиях, помогала им переодеваться, умываться, проводила утреннюю гимнастику. (Приложение №1)

С удовольствием принимала участие в новогоднем утреннике. Играла роль маленькой Бабы – Яги. (Приложение №2)

Вместе с детьми лепила, рисовала, показывала порядок выполнения той или иной работы, читала сказки. (Приложение №3)

Принимала участие в показе кукольного и пальчикового театров, разучивала с ними новые подвижные игры. (Приложение №4)

Сделала для детей две дидактических игры: по математике «Юный архитектор», по развитию речи «Одень куклу». (Приложение №5-6)

Принимала участие в оформлении выставки на тему «Дары осени». (Приложение №7)

Заключение

Проводя свое исследование, я стремилась найти ответ на свой вопрос: «Чем же интересна профессия воспитатель?».

Подводя итоги своего исследования, я пришла к выводу о том, что это очень интересная и важная профессия.

Требования, предъявляемые к воспитателю, очень высокие. Он должен быть мудрым, всё знающим наставником и артистом одновременно, владеть всеми развивающими и воспитывающими малышей знаниями и уметь профессионально использовать их на занятиях с детьми в детском саду.
Воспитатель – это первый, после мамы, учитель, который встречается детям на их жизненном пути. Для меня профессия воспитатель – это возможность постоянно находиться в искреннем, всё понимающем и принимающем мире детства, в ежедневной, а подчас и ежеминутной стране сказки и фантазии. И невольно задумываешься о значимости профессии воспитателя, когда видишь в распахнутых, доверчивых глазах детей восторг и ожидание чего – то нового, ловящих каждое слово, взгляд и жест.

Главное в этой профессии – любить детей, любить просто так, ни за что, отдавать им каждый миг частичку своего сердца, и любить их как собственных, без компромиссов и условий.
Воспитатель - это патриот своей Родины, ведь страна доверяет им самое дорогое - свое будущее.

Я считаю, что выполнила свою работу и достигла поставленной цели. В своей работе я ближе познакомилась с этой профессией, полюбила ее и поняла, что это одна из самых важных и интересных профессий.

Список литературы

    А.А.Смоленцева «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием»;

    Н.Б.Халезова «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду»;

    Т.Н.Караманенко, Ю.Г.Караманенко «Кукольный театр дошкольникам»;

    Б.Никитин «Развивающие инры»;

    Л.В.Компанцева «Поэтический образ природы в детском саду»;

    А.К.Бондаренко «Словесные игры в детском саду»;

    Н.П.Сакулиной «Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду»;

    Н.Н.Поддьяков, С.Н.Николаев, Л.А.Парамонова и др. «Умственное воспитание детей дошкольного возраста»;

    Г.А.Тумакова «Ознакомление дошкольника со звучащим словом»;

    Т.И. Осокина «Физическая культура в детском саду»;

    Республиканский педагогический журнал «Детский сад»;

    Республиканский педагогический журнал «Ребенок в де6тском саду».

Приложение №1

Приложение № 2

Приложение № 3


Приложение № 4

Приложение № 5

Приложение № 6

Приложение № 7

Профессия воспитателя появилась относительно недавно в начале прошлого века. Связано это с тем, что женщины начали работать. Особенно много детских дошкольных учреждений появилось с восстановлением советской власти, но и на Западе сеть дошкольных учреждений начала развиваться примерно в этот же период.

В дореволюционный период существовали приюты для сирот, где были воспитатели. В состоятельных семьях принято было для воспитания детей нанимать гувернеров. Эта профессия была очень популярна в нашей стране в XIX - начале XX в. Тогда гувернёрами становились юноши и девушки из обедневших аристократических семей, получившие хорошее воспитание и образование в различных институтах или университетах. После нескольких десятилетий перерыва эта профессия снова стала востребованной.

Гувернёров приглашают к детям старше трёх лет. Домашнее воспитание - нелёгкий труд. Задача гувернёра не просто организовать досуг ребёнка, он должен всесторонне развивать и обучать своего подопечного. Именно поэтому гувернёр обязан иметь педагогическое образование и опыт преподавания какого-либо предмета (репетиторство), а также желание и готовность работать с детьми. Домашнему воспитателю необходимо и наличие медицинской книжки.

Домашними воспитателями чаще становятся женщины. Сейчас появилась новая профессия для настоящих мужчин - гувернёр-телохранитель. Претендующий на эту работу помимо высшего образования и знания иностранного языка должен быть в хорошей физической форме и не иметь вредных привычек. Приветствуется также знание техники рукопашного боя и умение вождения автотранспорта.

В 90-х годах детские сады закрывались, воспитателям приходилось менять работу, а здания детских садов переоборудовались и открылись различные фирмы, клиники и др. Сегодня профессия воспитателя вновь востребована как в государственных дошкольных учреждениях, так и в частных, есть потребность в профессиональных и порядочных нянях и гувернерах. Эта тенденция продолжается и в современном обществе.

– «школу для маленьких детей» – организовал в 1802 году в шотландском городе Нью-Ланарк фабрикант Роберт Оуэн. В нем воспитывались дети рабочих его предприятия.

Кстати, сам Роберт, сын мелкого лавочника, не получил систематического образования . Вся его учеба ограничилась двумя классами школы уэльского городка Ньютаун. Однако Оуэн страстно увлекался наукой, не боялся тяжелой работы и довольно быстро выбился в управляющего мануфактурой. А затем стал владельцем текстильной фабрики в Нью-Ланарке.

Оуэн верил, что характер человека формируют обстоятельства и социальное окружение. А значит, чем раньше начинается обучение и воспитание ребенка, тем больше шансов вырастить самостоятельно и рационально мыслящую личность. Большое значение Роберт придавал .

Свои взгляды он решил проверить на практике, когда организовал «школу для маленьких детей». В ней занимались малыши в возрасте от года до 5 лет. Их обучали чтению, танцам, много времени отводилось играм на свежем воздухе . Дети 5-10 лет учились в дневной школе при фабрике. Им преподавали язык, арифметику, географию, естествознание, историю, а также привлекали к работе в мастерских, в саду и в поле. Подростки и взрослые, работающие на фабрике, учились по вечерам.

Нью-ланаркская фабрика прославилась далеко за пределами Шотландии как своими коммерческими успехами, так и благосостоянием рабочих. Ее даже посетил будущий император Николай I . Говорят, он предлагал Роберту Оуэну вместе с двумя миллионами британских рабочих переселиться в Россию, однако фабрикант предпочел остаться на родине.

Фридрих Фрёбель

Хотя Роберт Оуэн создал первое по типу дошкольное учреждение, основоположником дошкольного воспитания и создателем понятия « » стал педагог Фридрих Фрёбель. Свой первый «детский сад» он открыл в 1840 году в Бланкенбурге.

Фрёбель был убежден, что в ребенке от природы заложены 4 инстинкта: деятельности, познания, художественный и религиозный. И цель правильного воспитания – развить природные особенности ребенка, помочь им раскрыться . Этим и должны заниматься в детском саду.

Большое внимание Фридрих уделял физическому развитию. Но стержнем его воспитательного метода для детского сада стала .

Педагог разработал практические пособия для развития маленьких детей, которые называют «дары Фрёбеля» . Например, связанные из шерсти разноцветные мячи на ниточках, благодаря которым дети знакомились с цветами, учились понимать пространство. Или деревянные шар, куб и цилиндр, с помощью которых дети узнавали о формах разных предметов.

В детском саду Фрёбеля воспитанники занимались с «дарами», рисовали, лепили, плели и вырезали из бумаги, вышивали. Много времени отводилось на подвижные игры. Кстати, некоторые из этих упражнений, усовершенствованных и переработанных, используются и в современных садах.

Хотя в жизни в детских садах чаще встречаешь воспитательниц, режиссерам интереснее перевернуть все с ног на голову и посмотреть, как будут справляться с этой непростой работой мужчины. Вот почему самые популярные экранные воспитатели – "усатый нянь" Кеша Четвергов и «джентльмен удачи» Евгений Трошкин, которому пришлось на время превратиться в "доцента", не прощаясь с педагогикой, ведь на его перевоспитании оказалось трое преступников.

Аделаида Симонович

Аделаида Симонович – первый в нашей стране теоретик и практик общественного дошкольного воспитания. Она хотела навсегда эмигрировать в Швейцарию, однако там услышала курс лекций по системе дошкольного воспитания Фридриха Фрёбеля, затем увидела, как работают женевские детсады, – и вернулась в Россию.

В 1863 году Симонович открыла в Петербурге первый детский сад. Многие свои взгляды на воспитание Симонович изложила в организованном ею же журнале «Детский сад». Например, она считала, что дошкольников нельзя отдавать в школу, но и только в семье ребенку в возрасте 3-7 лет расти неполезно. Он непременно должен воспитываться в детском саду вместе со сверстниками и друзьями – под руководством «садовниц»- .

«Если вы засадите вашего ребенка в этом возрасте за школьную скамью, вы вносите погибель в жизнь ребенка <…> Чтобы вынести пользу из школы, необходимо быть подготовленным к ней, а подготовку эту дает детский сад ».

Работая с детьми, Аделаида обнаружила минус фрёбелевской системы: все развивающие занятия с детьми сводились к работе с дидактическими материалами (рисунками, кубиками, мячами). Получалось, что ребенок просто заучивал названия, свойства этих предметов, а также то, какие с ними нужно производить действия, но не понимал смысла своих игр.

«Попросите такого ребенка нарисовать вам что-нибудь, он тотчас нарисует очень хорошо ему знакомую из системы фигуру, и каждый раз он рисует одни и те же фигуры, у него не развиты мысль и фантазия. <…> В жизни такие дети не будут способны к самостоятельному труду», – предупреждала ярых фрёбелистов Симонович.

Мария Монтессори

Методы воспитания применяются в детских садах и развивающих центрах всего мира. А ведь начиналась ее работа с детьми с отклонениями в развитии. Однако после того, как ее воспитанники превзошли своих здоровых сверстников в письме, счете и чтении, Мария поняла, как плохо обстоят дела с обучением здоровых детей в Италии .

«Пока все восторгались моими умственно отсталыми, я искала причины, по которым здоровые и счастливые дети из обычных школ находились на таком низком уровне развития, что по результатам тестирования умственных способностей мои несчастные ученики ни в чем им не уступали», – признавалась педагог.

Занятия в «Доме ребенка» проходили в группах, в которых занимались дошкольники разного возраста. Старшие заботились о младших, а те в свою очередь наблюдали и учились у старших детей. Воспитателям в «Доме ребенка» отводилась роль помощников, которые , чем, сколько и как ему заниматься, и ждали, когда он сам попросит их совета.

Дети занимались в помещениях, где все организовали для их самостоятельных игр и занятий. У каждой вещи в классах было свое место, на которое ее нужно вернуть. Дети знали, что после игр их ожидала уборка, и потом уже ставили все на место без напоминаний взрослых.

"Засветился" в роли воспитателя дошкольников и Арнольд Шварценеггер в фильме "Детсадовский полицейский". Суровому копу ради выполнения важного задания пришлось устроиться в сад, заниматься с "мелюзгой" и, конечно, стать жертвой их проделок. Смотреть на это очень весело, но на месте "железного Арни" оказаться совсем не хочется.

Януш Корчак

Пожалуй, главное свое педагогическое правило – «Воспитатель должен любить детей» – польский врач и педагог Януш Корчак проиллюстрировал всей своей жизнью. В 1911 году он стал руководителем «Дома сирот» для еврейских детей. Он добровольно отправился в концлагерь, когда туда повезли его учеников . И погиб вместе с ними, до конца жизни оставаясь воспитателем.

«Дом сирот» Януша Корчака был организован как государство в государстве. И управлялся он детьми. У них были своя «конституция», выборный детский парламент, товарищеский суд, причем его решения были обязательны и для взрослых сотрудников учреждения .

Корчак с другими педагогами готовил детей к реальной жизни за стенами «Дома сирот»: «В теории воспитания мы часто забываем о том, что должны учить ребёнка не только ценить правду, но и распознавать ложь, не только любить, но и ненавидеть, не только уважать, но и презирать, не только соглашаться, но и возражать, не только слушаться, но и бунтовать».

Главные принципы метода Корчака заключались в том, чтобы любить ребенка, наблюдать за его поведением, не применять насилия в воспитании, быть с ним честным и требовать от него лишь то, что можно выполнить. Простые требования только на первый взгляд кажутся такими: «Вместо того чтобы наблюдать, чтобы видеть и понимать, берется первый пришедший в голову пример „удачного ребенка“ и перед собственным ребенком ставится требование: вот образец, на который ты должен равняться… ».

Но какое усилие требуется сделать некоторым взрослым, чтобы признать, по завету Корчака, «что дети – разные».

А каких воспитателей знаете вы?