Меню Рубрики

Семья брак традиционная и современная. Традиционная семья. Особенности нормы воспитания детей в патриархальной семье

Подобная ячейка общества, которой присуще сохранение крепких родственных связей с другими поколениями – это группа людей, состоящая из мужа, жены и детей.

В таких союзах главную роль играет мужчина: он принимает решения, обеспечивает жену и детей всем необходимым и имеет право последнего слова .

Рассмотрим, чем был обусловлен патриархат в прошлом и почему в некоторых браках он остается до сих пор.

Во-первых, долгое время в равных условиях больше пропитания для мог достать мужчина. В силу своих повседневных занятий женщина вряд ли могла ходить на охоту или же трудиться на рудниках. Раз муж приносит домой еду и обеспечивает детей – то ему и достанется право голоса при всех важных решениях.

Во-вторых, одной из причин является переход от традиционного к индустриальному обществу. Кто мог больше работать на производстве? Правильно, мужчины. Специфика отношения к женщине не могла ей позволить главенствовать. В то время даже образование для «слабого» пола было практически невозможным. Только дамы высших сословий могли пройти обучение, если имели на это желание.

Вначале 20 века женщины открыто начали бороться за свои права. Не зря мы отмечаем Международный женский день именно 8 марта – в этот день в 1908 году в Нью-Йорке состоялся первый митинг о равноправии.

На сегодняшний день в России, по данным статистики, превалирует традиционный тип семьи над партнерским – многие считают, что уважать мужчину, давать ему главенствующую роль в браке – это значит уважать историю прошлых поколений.

Признаки и характеристики традиционной патриархальной модели семьи


Давайте посмотрим, что характерно для брака подобного типа. Так как формулировки черт встречаются во многих учебниках размыто, мы подготовили для Вас наиболее полный список:

  • Мужчина – носитель морального авторитета, а потому отвечает и за честь рода.
  • Общество не осуждает и охраняет право «собственности» мужа над женой.
  • Мужчина практически полностью несет ответственность за женщину и детей.
  • Муж материально обеспечивает жену.
  • Родители прививают детям с раннего возраста любовь к труду и ответственность за свои поступки.
  • Глава чтит и уважает супругу, а она – его.

Патриархат имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Однако при всех недостатках плюсы перевешивают – разводов в таких браках практически нет, дети и старики всегда находятся на обеспечении, так как это считается одной из традиций подобного общества.

Характерные черты семьи патриархального типа поможет проследить следующий красноречивый пример.

Ни для кого не секрет, что пара Никиты и Татьяны Михалковых считается очень крепкой – еще бы, более 40 лет в браке, дети, внуки. Сегодняшнему поколению есть чему поучиться у старшего. Статный, волевой характер Никита показал своей будущей жене еще на первом свидании. На тот момент юная Таня работала манекенщицей и всерьез подумывала о карьере модели. На их встречу девушку собирал целый коллектив подруг – она ярко накрасилась, сделала достаточно вызывающую прическу. Как только Никита ее увидел, сразу же повел особу в туалет умываться.

Однако Татьяну подобное поведение далеко не оскорбило, оно заставило убедиться ее в том, что Никита видит в ней не только красивую внешность, но и богатый внутренний мир. После свадьбы Михалков настоял на том, чтобы жена бросила модельную карьеру и занялась домашним очагом, – Татьяна уступила.

Данный пример показывает, что властный, сильный и придерживающийся традиций мужчина, способен создать крепкий долголетний союз. Однако на этом примеры не заканчиваются. Мы рассмотрим еще несколько знаменитых браков, но чуть позже.

Виды патриархального устройства семьи


Наши наблюдения позволили выделить следующие типы традиционных союзов по степени расстановки сил:

С жестким контролем

В такой ячейке ничего не делается без ведома мужа – что ни скажи, всегда должно быть так, как он решит. Этот вид редко когда встречается в настоящее время, так как был распространен в 18-19 веке. Сейчас тотальный контроль встречается разве что в очень религиозных союзах, в том числе и мусульманских, или в странах третьего мира.

Уважение и почитание мужчины

Такую позицию отстаивает наша православная церковь. Женщина тоже имеет свой вес в истории, однако главенствующую позицию героя и защитника всегда выполняет мужчина. Такой брак гармоничен сам по себе, так как выполняет свою функцию – воспитание гармоничной личности в спокойной обстановке.

Власть мужа может распространяться не на все сферы жизни.

Тогда семьи, в которых царит частичный патриархат, делятся на:

  • те, в которых мужчина руководит финансовой частью;
  • те, в которых муж отвечает за честь своей жены;
  • те, в которых дети воспитываются мужчиной.

Что значит крепкий традиционный брак, на своем примере могут показать Владимир и Тамара Винокур. Их союз разменял уже 4 десяток – а все начиналось, когда обоим только было за двадцать. Вместе их свела работа, однако, несмотря на ухаживания Вовы, Тамара первое время была непреклонна, на все отвечала отказом. Спустя какое-то время они все-таки сошлись. До брака тоже дело доходило туго, ситуация была до боли смешная: театр, в котором работала Тома, требовал московскую прописку, а потому она предложила любимому человеку… фиктивный брак. Владимир настоял на своем – и вот он, счастливый пример перед нами.

Такие союзы можно отнести по второму типу нашей первой классификации, где мужчина советуется с женщиной, но все же решение принимает сам.

Особенности нормы воспитания детей в патриархальной семье


Воспитание детей в в таких союзах принято считать строгим, но справедливым – ребенку с детства прививают ценности современного общества, однако с опорой на уважение предыдущего поколения.

Приведем несколько советов по общению с ребенком, которыми пользуются патриархальные родители.

Всегда берите ответственность за себя и свои действия

Не стоит давать ребенку право решать за родителя. Например, Вы хотите наказать своего сына за пролитый на новые штаны соус. Не нужно спрашивать, что Вам с ним делать – даже в шутку. Родитель – образец поведения для ребенка, а потому следите за своим авторитетом.

Выделяйте время на отдых

Родители смогут воспитать ребенка в спокойной атмосфере только тогда, когда приведут себя и свои мысли в порядок. Ваши эмоции напрямую отражаются на детях.

Не переносите свои проблемы на детей

Трудный день на работе или неудачный шоппинг? Не нужно высказывать свои негативные эмоции при ребенке, еще хуже, если Вы просто решите выместить на нем все. Вам легче в таком случае, а детям хуже. Да, поймать подобные ситуации первое время нелегко, однако нужно выработать привычку постоянно анализировать свои слова – так привыкнуть будет намного проще.

Давайте выбор, когда это необходимо

Чтобы Ваш малыш вырос свободной независимой личностью, нужно не только прививать семейные ценности, но и заботиться о его собственном выборе – будь то даже конфета или начинка для пирожков. Если не хотите получить неблагодарного ребенка, то с детства приучайте детей к желанию решать что-либо самостоятельно.

Обращайтесь к опыту предыдущего поколения, но и о современных ценностях не забывайте


Лучшим способом вырастить достойного человека считается перенос в его поведение тех традиций и ценностей, которых веками придерживалась Ваша семья. Не стоит забывать, что Вы – продолжатели истории, а потому можете привносить в нее что-то новое. Когда ребенок вырастет, он поблагодарит Вас за правильное воспитание.

И мы предлагаем помочь Вам в этом. Семейное древо является воплощением традиций Вашей фамилии, ее благородной историей. Наши специалисты не только создадут по Вашим пожеланиям Родословную книгу , но и помогут ее заполнить.

Пусть ребенку кажется, что он абсолютно свободен

Семью патриархального типа характеризует властная забота о своих близких. То есть это ситуация, когда ребенку кажется, что все происходит по «законам улиц», хотя на самом деле Вы сами целиком и полностью контролируете обстоятельства. Поведение ребенка при этом может варьироваться: он либо будет плыть по течению, либо начнет активно бороться с существующей ситуацией. В первом случае ребенка нужно спасать сразу же, иначе неприятности неминуемы. Во втором – стоит понаблюдать и первое время сохранять позицию миротворца. Особенно, когда чадо доверяет Вам и рассказывает все секреты.

Во многих учебниках по обществознанию сказано, что для патриархальной семьи характерен признак тотального слежения за женой и детьми и свойственен контроль за всеми процессами в доме. Однако подобный подход изжил себя и может быть губителен для брака.

Примеры патриархальной модели семьи и воспитания детей за границей


Мы уже привели примеры счастливых патриархальных браков соотечественников. А что же творится там, на другом конце света? Оказывается, и за океаном тоже есть примеры традиционных семей, в которых мужчина играет ведущую роль.

Личность Арнольда Шварценеггера известна многим: бодибилдер, актер, политик. А что же у этого мужчины с женщинами? Свою единственную он встретил на благотворительном теннисном турнире в далеком 1977 году. Мария, племянница того самого Джона Кеннеди, долго отказывала ухажеру, а в конце концов сдалась. Пара вместе уже 25 лет, у них четверо детей: 2 дочери и 2 сына.

По слухам, Арнольд, будучи на съемках, изменял своей жене. Однако ни разу никто для близких не сделал из этого скандала, а сам Шварценеггер не бросил свою благоверную с детьми. Что, собственно, и характеризует традиционный и патриархальный тип семьи.

Мишель Пфайффер, известная актриса, и телепродюссер Дэвид Кэлли вместе уже больше 20 лет. Свела их судьба на вечеринке у друзей: они оба были восхищены, насколько их взгляды на воспитание детей похожи. Именно эта тема и свела парочку. Мишель часто отмечает, насколько ее муж тверд, прямолинеен и искренен – таким, по ее мнению, и должен быть настоящий мужчина.

Историю любви длиною больше, чем в полвека, Вам расскажут несравненные итальянцы Адриано Челентано и Клаудия Мори. Она началась с разбитых лампочек, ран и чувства вины. Долго бы еще Адриано, уже известный на тот момент актер, ухаживал за еще не прославившейся актрисой, если бы не случай. После свадьбы Клаудия во всем поддерживала мужа: было время, когда Челентано для съемок фильма заложил свой дом. Однако супруга поверила в успех киноленты, и они потом вместе отпраздновали беспроигрышную партию.

Стинг и Труди Стайлер. Она – популярная телезвезда, он – талантливый певец. Об их первом знакомстве история умалчивает, но оба супруга утверждают, что это была любовь с первого взгляда. Роман они скрывали долгое время – подальше от пересудов и сплетен журналистов. Они почти 40 лет вместе – знаменательная дата! Труди никогда не давила на Стинга, всегда и во всем его поддерживала. Именно она стала той точкой отсчета, благодаря которой певец изменился в лучшую сторону. Они назначили свою свадьбу спустя 10 лет отношений. По-настоящему один из традиционных браков.

Эти примеры дают четко понять, что такое традиционная патриархальная семья, чем она отличается от других, как характеризуется и какие особенности ей присущи. После изученной статьи важно сделать вывод, что подобный брак строится на взаимном уважении, признании авторитета мужа и безграничном терпении и любви. Чаще всего именно подобный уклад помогает преодолевать новые цифры и отмечать юбилеи.

Защита традиционных семейных ценностей, защита традиционной семьи. Такие установки часто звучат от лица христианских деятелей различных конфессий: православных, католиков, протестантов. В РПЦ «традиционная семья» - тоже является одним из приоритетов церковной деятельности. Об этом много говорит, в частности, известный священник Дмитрий Смирнов.
“Чтобы из мальчика получился мужчина, семьянин, ответственный за жену и детей и любящий их, он должен расти в многодетной семье, где отец любит и уважает мать, помогает ей воспитывать детей”.
Свящ. Дмитрий Смирнов

Почему же христианские церкви так много говорят об институте семьи? Почему это так важно с точки зрения христианства? Давайте сначала попытаемся разобраться, что такое «традиционная семья», в чем состоит эта «традиционность». На самом деле, термин «традиционная семья», как и многие другие понятия обычно принимающиеся как общепринятые по умолчанию, очень размытый. Попробуем предположить те характеристики, которые однозначно будут отождествляться с традиционной семьей. Это должен быть моногамный гетеросексуальный брак и, что очень важно, многодетный. Последний даже более яркая характеристика традиционной семьи, по-крайней мере в нашей стране.

Защита традиционной семьи подразумевает угрозу таковой. Что же угрожает гетеросексуальному и моногамному браку? Одной из таких угроз, “идущей с Запада”, считаются гомосексуальные союзы. Но насколько на данный момент гомосексуальные союзы являются реальной опасностью замены гетеросексуального брака? Например, статистика по одной из самых либеральных в этом отношении стран Европы - Голландии показывает, что с 2001 по 2015 год количество однополых браков составляет 1,94% от общего количества браков. И кажется, какой-то реальной угрозы для “традиционной семьи” мы тут пока не видим.

Остается рассмотреть следующий пункт, характеризующий «традиционную семью» - многодетность. Тут прослеживается определенная тенденция. В 20 веке среднестатистическая европейская, в частности российская семья, перестали быть многодетными. Если в России еще незадолго до революции для христианской семьи было нормально иметь больше троих детей, а счет иногда доходил до десяти и выше с учетом умерших во младенчестве, то сейчас картина совершенно иная. Поэтому со стороны священнослужителей, православных деятелей очень часто можно услышать призывы к многодетности.

“В многодетных семьях, где всегда есть маленький «ангел» - младенец, гораздо чаще живут радость, умиление, любовь и счастье. В такой семье вырастают уважающие родителей, душевно здоровые, полноценные, веселые дети, умеющие любить, трудиться, думать не только о себе, но и о ближних”.
Свящ. Владимир Воробьев

Большое количество детей в семье стало неким трендом в православном сообществе. Но примерно такая же ситуация и в традиционных протестантских церквах, которые, как правило, придерживаются фундаменталистских взглядов: баптистов, пятидесятников. Можно сказать, что у протестантов все это даже гораздо более серьезно и основательно, чем у православных, потому что имеет, как правило, очень четкое библейской обоснование. Об этом, например, говорится в “Социальной позиции протестантских церквей в России”.

“Творец учредил институт для того, чтобы: сделать человека счастливым через обретение верного друга жизни и партнера в любви, продолжить человеческий род, создать такой домашний очаг, где возможно было бы воплощение принципов Божественного замысла – воспитание детей в почитании Бога и любви к ближним”.

“Продолжение рода. Библия говорит о том, что дети – это «наследие от Господа» (Псалом 126:3). И, учреждая брак, Господь предусмотрел именно такой путь воспроизведения человеческого рода. «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю», – было сказано людям (Бытие 1:28). Господь поделился с людьми Своей творческой силой дарить жизнь, поэтому зачатие и рождение детей – это более чем биологическая способность воспроизводить потомство, это дар Божий, что налагает на людей определенную ответственность. Господь учредил семью, чтобы именно в союзе, наполненном любовью и заботой, рождались и вырастали дети как зримый символ сущности брачного союза, ведь в каждом ребенке соединились две жизни – отца и матери, ставшие одной плотью”.
Православные же во многом саму эту идею «традиционной семьи», многочадия заимствовали у протестантов. Несмотря на конфессионализм, свойственный большинству православных, в рамках которого все инославные конфессии именуются сектами, православные довольно легко копируют идеи, пропагандируемые протестантами-фундаменталистами, как например, идея вреда прививок и многочадия.

Почему протестантские фундаменталисты так часто настаивают на обязательности многодетности для христианской семьи? Это связано с большим акцентом, который они делают на Ветхом Завете, где действительно многодетность является одним из признаков Божьего благословения. Как, например, говорится в 126 псалме. «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него - плод чрева». Это и понятно, во времена Ветхого Завета носителем веры был еврейский народ, поэтому очень важно было этот народ сохранить и приумножить, приумножить прежде все как этнос. Но в Новом Завете ситуация меняется, Откровение уже не ограничивается только рамками еврейского народа, наоборот появляется задача обращения в веру всех народов. Поэтому акцент с многодетности сразу уходит. Мы видим, что Христос был безбрачным и не оставил потомства, также был безбрачен и не оставил потомства апостол Павел. Более того, в одном из посланий он советует «лучше не жениться». Что еще важно для Нового Завета, в связи с преодолением национальных границ, на первое место выходит сам человек, он становится объектом спасения. Поэтому ценность рода, родовая стихия отходит на второй план. Более того, она может становится враждебной в рамках данной персоналистической парадигмы. «Враги ваши – домашние ваши», - говорит Иисус в Евангелии. Но фундаменталисты всегда были склонны к законничеству и сермяжная правда Ветхого Завета в этом отношении более понятна и проста в исполнении, поэтому была поднята на щит представителями многих консервативных протестантских церквей, откуда благоприятно перекочевала на почву фундаментализма православного.

То есть, в целом, как мы видим, для Нового Завета многодетность уже не понимается как особое благословение Божье. А порою и наоборот. Многие святые отцы церкви были безбрачными и воспевали безбрачный путь. Найти оды семейной жизни в святоотеческой литературе гораздо труднее, чем оды девству.

«…желающий быть свободным от мирских уз избегает супружества, как оков, а избежав его, посвящает жизнь свою Богу и дает обет чистоты, чтобы не иметь уже и права возвратиться к браку, но всеми мерами бороться с природою и с сильнейшими ее стремлениями, подвизаясь в соблюдении чистоты».
Свт. Василий Великий.

«… от девственницы апостол требует, чтобы она не ограничивала этой добродетели (девства) чистотою тела, но все свободное время употребляла на служение Богу…; он желает, чтобы девственница не делилась, но всецело посвящала себя духовному и небесному, и пеклась о Господнем. К такой жизни он увещевает и вдову: «Истинная вдовица и одинокая, - говорит, - надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь» (1 Тим. 5, 5)».
Свт. Иоанн Златоуст

«Девство, как подвиг, как добродетель, как цвет чистоты, как плод целомудрия, как путь совершенства, является тогда, когда человек, в возрасте, по обыкновенному ходу телесной природы, более или менее располагающему к супружеству, не предаваясь влечению природы, не увлекаясь обычаем, примерами, приятностями и нуждами общежития, решается не приобщаться браку, а соблюсти девство навсегда».
Свт. Филарет (Дроздов)

Очень часто малое количество детей в браке рассматривается как следствие секуляризации, деградации морали. Но статистика ООН показывает, что это совсем не так. Как мы видим уровень рождаемости прямо пропорционален уровню экономического развития и уровню образования. Исследования показывают, что экономический подъем всегда связан с падением уровня рождаемости. Все это показывает нам, что институт традиционный семьи обусловлен, прежде всего, не духовно-нравственными соображениями, а материальными. Многодетность чаще видится является экономическом фактором, а не духовно-нравственным. Например, согласно Всемирному справочнику ЦРУ страна с самой высокой рождаемостью - Нигерия. Как известно - это одна из беднейших стран африканского континента, где около 70 % населения заняты в сельском хозяйстве, то есть перед нами классический вариант аграрной культуры. Страна же с самым низким уровнем рождаемости, согласно этому же справочнику, - это княжество Монако, крохотное государство в Европе, с очень высоким уровнем жизни. Остальные европейские страны тоже будут в конце этого списка. Интересно отметить, что в Объединенных Арабских Эмиратах, в которых наряду со светским законодательством функционирует и шариат, даже в такой, казалось бы патриархальной стране, уровень рождаемости низкий. ОАЭ находится на 128 месте в данном списке, там же, где и все развитые европейские страны. Почему даже мусульманская страна, где светское законодательство существует наряду с религиозным находится лишь на 128 месте рейтинга рождаемости? Страна же, где основным законом является только шариат - Саудовская Аравия, тоже недалеко ушла от ОАЭ, и в этом рейтинге только на 94 месте. Это конечно, далеко от конца списка, в котором всего 226 стран, но не менее далеко и от его начала.

Рассмотрим традиционную патриархальную семью. Как правило, это крестьянская семья, которая занимается сельским хозяйством с использованием преимущественно ручного труда. В таком случае принципиально важно наличие рабочих рук, и экономическое благополучие семьи напрямую связано с их количеством. В современном постиндустриальном городе человек может быть экономически благополучен, находясь в абсолютно автономном состоянии. Человек в рамках современного мира смог освободится от рабства у природы, поэтому и надобность в большом количестве потомства отпала. Более того, наличие детей сейчас стало фактором усугубляющим экономическое состояние человека. Потому в отличии от патриархального хозяйства ребенок не включается в общий труд с самого раннего возраста, тем самым отрабатывая свое содержание и даже принося прибыль, а вынужден быть на иждивении родителей до того возраста, когда в прошлые века люди уже создавал свои семьи и были полноправными участниками совместного хозяйства. Поэтому мы и наблюдаем широко такой феномен, что люди, приезжающие из регионов России и ближнего зарубежья, где еще живут патриархальным укладом, как правило, являются выходцами из многодетных семей. Но пожив какое-то время в условиях современного города создает семьи и рожают не более одного, двух детей, как обычная русская семья.

В целом, мы можем видеть, что установка на «сохранение традиционных семейных ценностей», как на одно из приоритетных направлений церковной деятельности само по себе является некой деградацией церковной позиции, откатом в реалии Ветхого Завета или даже процессом секуляризации. И здесь у нас появляется серьёзная проблема семьи, которые, как христианам, так и вообще современному постиндустриальному обществу надо решать. У нас есть только патриархальная модель семьи, которая явно не вписывается ни в реалии Нового Завета, которого придерживаются христиане, ни в реалии современного постиндустриального общества. Что же такое христианская семья, что такое современная семья в светском обществе? Все это вопросы, на которые еще только предстоит найти ответы. Долгое время, по крайней мере в западном обществе, торжествующим взглядом на брак была позиция бл. Августина, в рамках которой единственным оправданием брака было чадородие. “Соединение мужчины и женщины для рождения детей - это естественное благо супружества. Но этим благом дурно пользуется тот, кто использует его животным образом, так, что стремление его направлено на удовлетворение жажды телесных наслаждений, а не желании продолжения рода”. Но Н. Бердяев справедливо называет подобный взгляд на брак мировоззрением скотного двора: “В сущности, трактаты о поле и браке Бл. Августина и других суть трактаты по организации родовой жизни и очень напоминают трактаты по скотоводству”. Поэтому современному обществу требуется обрести новый взгляд на семью, на брак, на сексуальность, на детей. Дети – это вообще феномен не известный традиционному обществу. В патриархальной семье ребенок – это маленький взрослый человек, который на данный момент просто не в состоянии выполнять весь объем взрослой работы в силу физических данных и недостатка знаний и опыта. Опыт и знания органично передавались в процессе совместного со взрослыми труда, физические данные становились аналогичные взрослым довольно быстро. Поэтому в дореволюционной России средний возраст невест был 16-18, женихов 18-20. Например в рассказе И. Бунина мы читаем следующие строчки. “Мне на Крещенье уж шестнадцатый пошел, - поспешно сказала она. Ну вот, значит, через полгода и венчаться можно..”.Сейчас же человек порою более 20 лет живет жизнью, совершенно никак не связанной с жизнью их родителей, за исключением домашнего быта, все это порождает громадный комплекс вопросов и проблем, которыми уже более века занимаются целые науки: педагогика и психология, которые стали отдельными отраслями человеческого знания. Поэтому натянуть кафтан патриархальной семьи на современного человека – абсолютно нелепая и неадекватная идея, которая, к сожалению, является мейнстримом среди многих христиан, в том числе и в нашей стране.

Конечно, в вопросах семьи есть серьёзные проблемы непосредственно в нашей стране. Обратимся к Росстату. Статистика разводов по Московской области. На 1000 человек приходится 7.5 браков и 4.6 разводов. Примерна такая же картина и по всем остальным регионам: где-то похуже, где-то получше. Но в целом, как мы видим, более половины браков распадается, и, по всей видимости не из-за гомосексуальности одного из супругов и не из нежелания иметь детей. Призвана ли церковь бороться с разводами? Церковь, прежде всего, призвана к благовестию, к проповеди о Христе и Царстве Божьем. Вот здесь есть действительно серьезный кризис, кризис непосредственно церквовный. Поэтому первостепенные усилия, которая должна, как мне видится, делать церковь, должны быть направлены на выправление всех тех неровностей и искажений, которые есть в ее жизни. Церковь призвана помогать человеку обретать отношения с Богом и ближним. Через это человек изменяется и преображается, через это освящаются все остальные стороны его жизни. Только при таком подходе можно будет начинать исследовать вопрос феномена семьи, решения тех проблем, который здесь реально существуют. При этом нужно исходить из современного постиндустриального общества и культуры постмодерна. Перед современной церковью стоят вопросы, ответы на которые еще не были даны в рамках христианского учения или были даны еще в очень редуцированном варианте: это, прежде всего, касается вопросов пола, брака, сексуальности, семьи. Здесь важен как внутрицерковный диалог с привлечением и достижений светских наук: социологии, психологии, педагогики и пр, так и диалог с обществом. Позиция, что раньше было лучше, поэтому давайте сделаем, как раньше, то есть, такая сугубо консервативная позиция тут видится мало продуктивной. Нужно понимать, что сейчас в чем-то хуже, в чем-то лучше, а главное, по-другому, и нужно отвечать на вопрос о семье, исходя из современных реалий как общества, так и конкретного человека.


У ребенка све особое умение думать и чувствовать,
онет ничего глупее пытаться подменить это умение нашим.
Ж. Ж. Руссо

Семья - это часть общественной системы. Общество, влияя на семью, формирует определенный ее тип. Семья тоже оказывает воздействие на процессы и отношения в обществе. Педагог, работающий с коллективом учащихся, должен хорошо себе представлять исторические типы семей, различающиеся по своим ценностным ориентациям. Владея такой информацией, можно предвидеть, как отношения в семье повлияют на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции. Этой проблемой занимаются многие ведущие психологи и педагоги. Российские психологи выделяют несколько типов семей.

Семья патриархальная (традиционная).

Это наиболее архаичная форма отношений в семье. Она опирается на зависимость жены от мужа и детей от родителей. Главенство мужа состоит в том, что в его руках экономические ресурсы, и в силу этого он принимает основные решения.

Внутрисемейные роли строго распределены, в патриархальной семье господствует абсолютная родительская власть и авторитарная система воспитания. Какими людьми чаще всего вырастают дети в этих семьях? В первую очередь, с преобладанием низкой самооценки: они неуверенными в себе, в своих способностях. Если родители игнорируют интересы и желания ребенка, лишают его права голоса, у него не развивается интерес к проявлению собственного мнения, уничтожается чувство собственного достоинства. Детские эмоциональные проблемы, возникающие в патриархальных семьях, психологи делят на четыре группы:

  1. «Я недостаточно хорош» - и в результате могут проявиться застенчивость, стеснительность, хамелеонство.
  2. «Я беспомощен» - у ребенка отсутствует поисковая активность, он безразличен к собственным успехам и неудачам, постоянно оглядывается на того, кто сильнее, удачливее.
  3. «Я чужой» - это позиция эмоционально отверженного ребенка, который очень рано потерял контакт с родителями, и прежде всего с матерью. Такие дети не находят контакта и со сверстниками, они необщительны, не делятся ни с кем своими проблемами, отказываются от помощи в их разрешении, не доверяют людям, часто испытывают различного рода сексуальные проблемы, проявляют жестокость и агрессию.
  4. «Я сверхответственный» - в эту группу попадают дети, которые
    часто испытывают тревогу, страх за то, что могут получить низкую оценку. Они боятся наказания и поэтому совершают порой
    немотивированные поступки. Такие детские проблемы нередко возникают в семьях современных состоятельных людей, которые считают, что степень их богатства определяет уровень интеллектуальных возможностей и нравственных качеств их детей. Они требуют подчинения не только на работе, но и дома. Рамочная конструкция, в которую они пытаются загнать своего ребенка, оборачивается порой страданиями не только для самих детей, но и для взрослых.

Дети и родители в таких семьях существуют под одной крышей, но как будто в параллельных измерениях: каждый живет своей жизнью, но подчиняется силе старшего и главного.

Семья должна стать традиционной в полной мере

В 2018 году в России начнут действовать новые меры материальной поддержки семей с детьми. Это выплаты на первого ребенка, помощь государства по ипотеке, обеспеченность яслями и др. Плюс продлевается действие программы материнского капитала. Считается, что эти меры помогут улучшить демографию. Однако они носят не демографический, а социальный характер и представляют собой меры материальной поддержки семей, т.е. помощь в том, что имеет .

Наше демографическое мышление построено на неверных посылках. Мы пребываем в гипнозе «финансизма» и считаем, что для выздоровления семьи нужно просто «вливать» в нее деньги. Представьте себе, что в больнице уже много лет лежит ваш тяжело больной родственник. Ему не становится гораздо лучше, и он продолжает находиться в тяжелейшем состоянии. А мы, вместо того чтобы лечить его, считаем, что нужно просто давать ему денег. Да, это скрасит его пребывание там, но НЕ вылечит . Примерно тот же самый прием используется по отношению к семье. Семью даже не пытаются лечить, а просто материально ей помогают. Даст ли это демографический эффект? Нет. Больному нужно помогать, но прежде всего больного нужно лечить!

Тот, кто работал на земле, знает, что плодоносить будет только здоровое дерево, давать потомство будет только здоровое животное. Все живое дает потомство только в здоровом состоянии. Нынешняя же семья нездорова, и ожидать от нее обильных плодов, т.е. деторождения, бесполезно. В чем нездоровье семьи? В том, что она стала институтом и относятся к ней, как к институту, такими вот мерами: у вас проблема – нате вам денег.

Могу сказать и по-другому. Семья перестала быть традиционной. Если мужчина и женщина заключили брак, это только первый шаг к ее созданию. К сожалению, подавляющее большинство семей традиционными не являются, поскольку живут не традиционными представлениями о семье, а представлениями ХХ века. А они являются извращенными. Могу их перечислить по пунктам.

Во-первых, это установка на малодетность – родить одного, максимум двух (при благоприятных условиях).

Во-вторых , это сама установка, что родители «принимают решение о рождении ребенка». От одних этих слов меня бросает в дрожь. Потому что жить в браке, избегая детей, – это избегать друг друга, это обесценивать сам брак. Это позор. Ожидать от такого позорного «брака», что он будет многодетным, бесполезно.

В-третьих , это готовность убивать своих детей.

В-четвертых , это установка на то, что работать должны оба родителя, а воспитывать – это дело тети в садике, учить – дело тети в школе.

Как же выглядит традиционная семья? Прежде всего, она создается в Боге и является иерархичной. Жене глава – муж, а мужу – Бог. Семья же неверующих по определению не является традиционной, поскольку там нет иерархии. Из-за этого она не будет и многодетной (исключения очень редки). Ведь современные супруги вообще не понимают своего предназначения.

Во-вторых , в традиционной семье детей не «планируют», а любят. И дети являются плодом любви, а не плодом «плана». А уж когда семье дастся новый ребенок, это только Богу известно. Дело супругов – не идти против Бога и воздерживаться друг от друга только на время поста и молитвы (см. 1 Кор. 7:5), а не жить для себя по принципу «максимум удовольствий, и никаких детей, а то дорого». Это человекоубийство, это убийство будущего.

В-третьих , в традиционной семье беззащитных детей не убивают. Что мы хотим исправить в демографии, если государство убивает детей!? Какое народосбережение? Детей вырезают, как скот. Я понимаю, что народ не готов к тому, чтобы вообще не убивать, но хоть какие-то потуги в ограничении убийств должны быть. Пока же нет никаких. В этих условиях все призывы к улучшению демографии останутся пустыми словами. Но самое страшное, что люди хотят убивать. Государство разрешает это делать, но идут на убийство сами люди. Они убивают СВОИХ детей.

В-четвертых , в традиционной семье материальное обеспечение семьи лежит на плечах главы. Жена в основном занимается домашним хозяйство и детьми. Поэтому у нее есть время на детей. Та семья, где женщина поскорее сдает младенца в «камеру хранения» — ясли или детсад, никак не является традиционной. И поддерживать этот институт – это значит разрушать семью. Жена – это, прежде всего, мать, а не работница в своем офисе. Женщин нужно вернуть в семью, а не вырывать из нее.

В-пятых , в традиционной семье детей воспитывают и учат родители. Как минимум они держат процесс обучения под плотным контролем. Вот такая семья традиционная. Та, где обучает детей школа, интернет, улица, — это не традиционная семья. А потом мы удивляемся, почему у нас разорвана связь между поколениями. Да потому, что родители, поклоняясь идолу своего «равноправия», в равной степени не занимаются своими детьми, перекладывая это на плечи государства – садика, школы, «общества», «коллектива». И потом же выдвигают претензии, мол, вы не так выучили моего ребенка. Да нет, это родители вначале его бросили.

В-шестых , традиционная семья создается на всю жизнь. Конечно, все скажут, что они заключают брак на всю жизнь, но спросите о личном отношении к разводам – и вы поймете, почем в России на 100 браков приходится 60 разводов. Потому что брак воспринимается как временное сожительство без обязательств. Не понравилось – разбежались. «Не сошлись». В традиционной же семье это невозможно.

Наконец, последнее. Что такое традиция? По-русски это предание (лат. trans – передача). Традиционная семья – это та, в которой передается слово Божие от родителей к детям. В более общем смысле – мировоззрение своей общности. Что может передать современная семья, если родители в среднем общаются с ребенком 10-15 минут в день? По другим данным, до 40 минут, из которых часть времени уходит просто на совместное сидение перед телевизором. То есть родители толком с детьми не общаются, возлагая все на пресловутую «социализацию». Нет, это не традиционная семья, не говоря уже о том, что у самих родителей зачастую нет твердого мировоззрения.

Много чем ещё традиционное представление о семье отличается от того, которое мы, заблудившиеся люди XXI века, считает традиционным. Наша задача – опомниться и начать с себя. Семью нам строит не государство, а мы сами. Потому и начинать нужно с себя. Другого пути у нас нет.

Здравствуйте, дорогие читатели! Какие картины рисует ваше воображение, когда вы слышите слова “традиционная семья”? Скорее всего, перед глазами возникают ностальгические образы: счастливая семья, состоящая из двух-трех поколений дружно работает в поле, хлопочет по дому или же пьет чай с пирогами за большим столом. Дети в такой семье , мать неустанно хлопочет, поддерживая семейный очаг, а отец возглавляет семью, обеспечивая ее и единолично принимая важные решения.

Да, порой хочется вернуть вековые ценности и возродить старинные традиции. Ведь тогда все было просто и ясно: муж — добытчик, жена — хозяюшка. Все обязанности были четко разграничены, а потому и причин для бытовых не возникало: по умолчанию подразумевалось кто вытирает пыль, а кто рубит дрова.

Возможно вы, утомившись от семейных , подумали, что неплохо было бы вернуть такое положение вещей. Но не спешите внедрять Домострой в свои отношения с партнером. Давайте прежде выясним, традиционная семья — это лучший вариант, или же подобные отношения безнадежно устарели?

Что такое традиционная семья и в чем ее особенности?

Как вы уже догадались, главный признак традиционной семье — мужчины. Он глава семьи и это дает ему не только привилегии, но и накладывает определенные обязанности. Роль мужчины — заботиться о том, чтобы его близкие были накормлены и одеты, а также защищены от возможных опасностей.

Жена же полностью посвящает себя выполнению женского предназначения: создает уют, ведет хозяйство, окружает мужа любовью и во всех начинаниях, и, конечно, воспитывает детей. Казалось бы, такое распределение идеально: нет причин для конфликтов, нет борьбы за лидерство… Так почему же сейчас традиционной модели семьи следуют лишь единицы? Чтобы разобраться, совершим небольшой экскурс в прошлое.

Всего два-три столетия назад патриархальный уклад был единственной моделью семейных отношений. И в тех реалиях такое положение вещей не просто всех устраивало — оно было наиболее оптимальным для семьи.

Главой семьи являлся муж, и это был не просто статус. Подразумевалась большая ответственность мужчины за благосостояние своего семейства, и поэтому он много работал. Почему женщина не шла зарабатывать деньги для семьи наравне с мужчиной? В первую очередь потому, что о детских садах тогда никто не слышал, а дети требовали круглосуточного ухода. Поэтому вполне логично было маме оставаться дома, заботиться о ребенке, и чаще всего не об одном, в то время как папа работал.

Обязанности четко разделялись на мужские и женские. И это также было естественно — тогда домашних дел в избытке хватало для обоих супругов. Жене приходилось готовить, стирать, убирать, чинить одежду, заниматься с детьми — согласитесь, с тех пор немногое изменилось. Мужскими обязанностями, как правило были те, которые женщине физически были не по силам. А потому, когда требовалось нарубить дров или перекрыть крышу в избе, это по умолчанию делал муж.

Муж самостоятельно принимал большинство решений. И тогда это было в порядке вещей и ничуть не оскорбляло женщину. Ведь именно мужчина работал и зарабатывал, поэтому и финансы были в его руках, и планировал бюджет тоже он. Если жене нужны были деньги, она просила их у мужа и не считала это зазорным или унизительным.

Желаете больше узнать о том, как жили наши предки и каких правил придерживались в семейной жизни? Обязательно прочтите “Домострой ” — этот уникальный свод правил поможет вам получить полное представление о семейных ценностях того времени.

А как обстоят дела сейчас?

В условиях современного общества соответствовать характеристикам традиционной семьи очень сложно — сейчас в этом нет необходимости. В наше время редко какая женщина полностью посвящает себя воспитанию детей. С этой миссией отлично справляются дошкольные детские учреждения — ясли и сады.

Поэтому женщины работают наравне с мужчинами и зарабатывают не меньше, а порой и значительно больше, чем представители сильного пола. Вполне естественно, что работающая женщина не согласна безропотно подчиняться мужским решениям и требует равноправия с партнером.

Отпечаток современности коснулся и . Мужчине нет нужды самостоятельно выполнять тяжелую работу: многое из того, что делали наши предки, сейчас просто не актуально. Для других же дел всегда можно нанять специалистов, которые выполнят работу быстро и профессионально. Бытовые задачи никуда не делись, но многие супруги выполняют их сообща, не взваливая все на хрупкие женские плечи.

Патриархальная семья в наше время — за и против

Некоторые пары и в наше время решаются на традиционную модель семейных отношений. Если это обоюдное решение, в этом нет ничего плохого. Важно, чтобы оба партнера осознавали, на что они идут. Ведь мужчине придется взять на себя обязательства заботиться о семье и обеспечивать ее, а женщина добровольно откажется от равноправия, карьеры и согласится с подчиненной ролью.

На деле оказывается, что далеко не каждый мужчина способен в одиночку обеспечить своей семье достойное существование. Еще меньшее число женщин готово смириться с ролью вечной домохозяйки. И даже если оба партнера отлично справляются со своей ролью, в традиционном браке есть подводные камни, о которые можно споткнуться.

Причиной конфликтов чаще всего становится неудовлетворенность женщины сложившимся положением вещей. По сути, она оказывается полностью зависимой от мужа и живет лишь интересами семьи, не имея собственных увлечений. Кроме того, в случае развода или смерти супруга женщина остается без средств к существованию. А одинокой маме найти хорошую работу без профессиональных навыков и опыта будет очень сложно.

Впрочем, это вовсе не означает, что традиционная семья не имеет права на существование. В подобных отношениях есть и свои плюсы.

  • Муж получает возможность в полной мере проявить свои мужские качества и а.
  • Жена может самореализоваться в семье, заботясь о муже и детях, и не переживая по поводу финансов.
  • Дети также выигрывают: они с младенчества видят папу сильным и мужественным добытчиком, а маму — заботливой и любящей хозяйкой. А значит, у них с детства закладывается конструктивный сценарий поведения в семье.

Как видите, традиционные семьи вполне имеют право на существование и в наши дни. Главное, чтобы подобная модель супружеских отношений устраивала обоих партнеров и не ограничивала ни чьи свободы и желания.

А вы хотели бы четко распределить роли в семье или все же отдаете предпочтение равноправию и демократии? Напишите свое мнение в комментариях.