Меню Рубрики

Как формируется ориентация у человека. Чем обусловлена нетрадиционная сексуальная ориентация? Миф о соблазнении


Половое влечение формируется с участием комплекса факторов, которые условно можно разделить на соматические, физиологические и психологические. Из них основными являются следующие: механизм эрекции, генитальные ощущения, общее половое возбуждение, оргазм.

Один из уровней полового влечения - это психосексуальная ориентация. Единственным фактором, оказывающим в этом плане существенное влияние, является агрессия, уровень которой задаётся балансом половых гормонов: эстрогенами, тестостероном. Агрессия может проявляться в виде соперничества, иерархии доминирования, неприязненных взаимоотношениях.

Различные типы поведения по признаку агрессивности в порядке возрастания снизу-вверх:

    мужской агрессивный;
    мужской слабо агрессивный (отцовский);
    женский (материнский);
    без взаимодействия (одиночество).

Нормальная половая (сексуальная) ориентация у мужчин, начиная с раннего детского возраста, формируется путём избегания крайних проявлений мужской агрессии (а с другой стороны - одиночества) и стремлением к женскому (материнскому) типу взаимодействия (без явного духа соперничества), и, следовательно, тяготению к женщинам.

Взаимодействие между мужчинами по типу "слабо агрессивный" характерно для деловых, дружеских и игровых (в детстве) отношений, а также - для отношений в семье.

Для формирования психосексуальной ориентации женщин также важным является агрессивный тип взаимоотношения между мужчинами. Агрессивные проявления - соперничество, доминирование - воспринимаются (неосознанно) женщинами как признак силы, способность защитить. И это становится главной причиной тяготения к мужчинам.

Окончательное закрепление наметившейся ориентации происходит, когда начинается половое созревание, и когда усиливается между представителями разных полов эмоциональные переживания , взаимная эмпатия.

Влияние семьи (строгий отец, добрая мать) не имеет, видимо, решающего значения в формировании половой ориентации, так как отношения в семье, как правило, более формальные, сглаженные, чем вне семьи.

Несимметричность нормальной половой ориентации (то есть, различие ценностных ориентиров), мужской и женской, связанна с несимметричностью проявления и восприятия агрессии у мужчин и женщин. При отклонениях (гомосексуализм, лесбиянство), несимметричность ориентаций становится более заметной. Возникнуть отклонения могут и по биологическим причинам (например, изменение баланса гормонов: эстрогенов и тестостерона), и по социальным (различные изоляции).

Другой уровень полового влечения связан с генитальными ощущениями, которые проективно распространяются и на представителей противоположного пола. На первый взгляд, последовательность событий выглядит так: состояние полового (сексуального) возбуждения, сопровождаемое эрекцией полового органа, побуждает к половой близости. Однако, возбуждение не может быть первичным (в смысле онто- и филогенеза) в этой череде событий, так как изначально "не известно" какие сигналы должны его запускать и для какой цели. Правильный ориентир может дать только ситуация избегания, созданная внутренними, физиологическими механизмами. Такую ситуацию создаёт первоначально независимый от внешних сигналов механизм эрекции: у мужчин - полового члена, у женщин - клитора.

Дело в том, что эрекция может возникать спонтанно, и не только во время интимных отношений. И другое важное замечание, вытекающее из первого: эрекция в большинстве случаев не сопровождается общим половым возбуждением (то есть возникает только генитальное возбуждение). Например, в быструю фазу сна, по утрам после сна, а иногда и днем, спонтанная эрекция, не переходящая в половое возбуждение, может иметь навязчивый характер и вызывать состояние общего дискомфорта, фрустрации, а также неприятные ощущения переполнения и раздражения (во время сна - неосознаваемые) непосредственно в половых органах. Это и есть биологически запрограммированное состояние, внутренняя ситуация, которая вызывает реакцию избегания. Возникающие затем приятные ощущения в половых органах (инверсия восприятия) и приятное половое возбуждение, стимулированные воображением или во время полового контакта, - вторичны. Они лишь указывают дальнейшее направление действий - телесные контакты и механическую стимуляцию полового органа, следуя которым и происходит половой акт. То есть, происходит ослабление внутреннего напряжения (облегчение состояния дискомфорта), что в конечном счёте и определяет модель полового поведения.

В быструю фазу сна не только "накапливается" внутреннее напряжение в связи с эрекцией, но и возникают обстановочные условные реакции (которые, видимо, быстро затормаживаются) на обстановочные сигналы в сюжетах сновидений. Множество условных связей на обстановку, возможно, объясняет то, с какой лёгкостью эрекция в соответствующих ситуациях переходит в половое возбуждение. То есть два фактора: с одной стороны - давление безусловной реакции (состояние дискомфорта на эрекцию), - и с другой - "накопление" условных связей на обстановку - балансируют в близком к равновесному положению, что даёт общую картину "отдаления неприятного раздражителя". Это повышает вероятность инверсии - перехода отрицательной эмоции дискомфорта в положительную эмоцию - приятные генитальные ощущения, а затем и в общее половое возбуждение.

Вообще, под воздействием сексуального влечения происходит широкий круг всевозможных инверсий . Так, запахи или зрительные образы, в других случаях вызывающие отвращение, в интимных взаимоотношениях могут приобретать свойство дополнительного возбуждающего фактора.

Кульминационным моментом полового поведения является оргазм - переживание сильного сексуального удовлетворения, совпадающее с резким ослаблением нервного и мышечного напряжения, - у мужчин связанный с эякуляцией. Физиологические ощущения и психологические переживания оргазма представляют собой третью составляющую феномена полового влечения.

Комментарии


В.И.

Предполагается следующая схема формирования половой ориентации и полового влечения.

Возникающая спонтанная эрекция (у мужчин - полового члена, у женщин – клитора) вызывает сначала дискомфорт, отрицательные эмоции. Затем, по мере привыкания (торможение условных рефлексов на обстановку) происходит инверсия, то есть отрицательные эмоции от случая к случаю начинают превращаться в положительные. Появляются приятные ощущения в половых органах, переходящие в доминирующую положительную эмоцию (общее половое возбуждение, эйфорию), на основании которой возникает доминирующая мотивация – половое влечение. Влечение к противоположному полу формируется по механизму проекции, то есть ощущения в половых органах проецируются на лиц противоположного пола.
Направление половой ориентации задаётся взаимодействием в группах. У мужчин правильная половая ориентация (влечение к женщинам) - результат агрессивного взаимодействия в мужской среде (соперничество, неприязненные отношения вызывают отторжение). У женщин – это неосознанная оценка агрессивного поведения мужчин (жёсткость, самоуверенность, доминирование, способность защитить), как привлекательного.

Leon

Извините, но бред полный....

Цитата:
Влечение к противоположному полу формируется по механизму проекции, то есть ощущения в половых органах проецируются на лиц противоположного пола.

То есть в половом влечении первична эрекция? Круто...

Цитата:
У мужчин правильная половая ориентация (влечение к женщинам) - результат агрессивного взаимодействия в мужской среде (соперничество, неприязненные отношения вызывают отторжение).

То есть, если не будет сопернничества, то гомосексуализм предрешен?

Цитата:
Влечение к противоположному полу формируется по механизму проекции, то есть ощущения в половых органах проецируются на лиц противоположного пола

Вы вообще помните, в чем назначение секса?

В.И.

Цитата:
то есть в половом влечении первична эрекция?

Похоже, да…
Как эякуляция случается без оргазма, так и спонтанная эрекция (наблюдающаяся с раннего детского возраста) сначала возникает без общего полового возбуждения.
Представим наоборот, что половое возбуждение первично. Но какой сигнал должен его запускать? Генетически запрограммировать такое невозможно, чтобы какой-нибудь определённый образ вызывал возбуждение (например, при импринтинге программируется только сам механизм, но не зрительный образ).
Аналогично, в результате травмы сначала возникает боль, возбуждение, а затем приятный кожный зуд заживающей раны. Здесь боль первична, общее возбуждение и эйфория - вторичны.

Цитата:
То есть, если не будет сопернничества, то гомосексуализм предрешен?

Такого в природе не бывает, чтобы не было соперничества. Если изредка и случается (например, в результате изоляции), то тогда - да, возможны отклонения.

Проекция – это условная связь. Она и показывает, какой сигнал (например, зрительный образ) должен вызывать условную реакцию (возбуждение и эрекцию), которая, как известно, строится на основе безусловной (спонтанная эрекция и реакция на неё). То есть мужчина свои ощущения в половых органах сначала проецирует на половые органы женщины, а затем, при виде более или менее обнажённой женщины срабатывает условная реакция, возникают те же ощущения и мотивы, но усилившиеся до уровня доминирующей мотивации.

Вот известные факты.
При алкоголизме, наркомании, приёме транквилизаторов, снотворного нарушается структура сна, в частности, быстрой фазы. Расстраивается и спонтанная эрекция, которая в норме наблюдается в эту фазу. В результате уровень полового влечения снижается, может развиться импотенция. Здесь, конечно, возможно влияние и других факторов.

Без разницы

Для того, чтобы разобраться в этой ситуации, нужно обязательно прочесть книгу по зоопсихологии К. Э. Фабри про инстинкты и различные виды обучения от рождения и дальше. Далее почитать Вилюнаса В.К.про механизмы психического обуславливания и опосредования.
В сумме получится правильная картинка.

Semion

Как чувствует себя женщина я не очень знаю. но на мой взгляд женщин почти не интересует секс. женщине важней мужское плечо - сочетание ума и силы что вызывает тогда и может интерес. что касается мужчин то учитывая их силу то они обычно хотят от женщин секса это верно.
Ну и обеда на столе вкусного и верности чтобы ребенок был именно мужа а не дяди - соседа

Марьян

Да, тут Semion полностью прав и нащет секса тоже. Почему-то секс лежит в основе хороших отношений, может так и должно быть. Поправте меня если я не прав.

Semion

Если женщина чувствует что мужчина перспективный и будет с ней то она уже может расслабится и задуматься о сексе.
На первом месте от мужчины это быть им. тоесть зарабатывать деньги и не обижать. быть тоже верным но для мужчины это не так важно а важно чтобы женщина чувствовала что ее не бросят особенно с ребенком

Лекс

Цитата:
Как чувствует себя женщина я неочень знаю. но на мой взгляд женщин почти не интересует секс

Хм... Смелое утверждение... Справедливо сказано про не знаю, что чувствуют женщины, но если секс их (девушки, простите) и вправду не интересует, то скрывают они это во всяком случае очень умело...

Что до плеч, умища и прочих перспективностей, то, кажется, объекты сии возбуждают женщин сами по себе, гораздо быстрей, чем она успевает расслабиться

А хороший, черт возьми, вопрос... Кажется, стоит того, что б стать отдельной темой.

Semion

Фрейд писал что мальчик и отец воспринимают друг друга как соперники и девочки и матери тоже также враждуют

Поэтому всегда матери подавляют сексуальность девочек а отцы мальчиков

А притяжение идет по каналам взаимности и дружбы - разного пола

Aндрей Булатов

Женщины капризны – с мужчинами часто легче договориться! Поэтому у людей, которые не могут УПРАВЛЯТЬ своими рефлексами, формируется половая ориентация по пути меньшего сопротивления.

Semion

Да лучше капризы чем агрессия мужчин.

Hector

ThE писал(а):
Лучше объясните мне как работает комплекс электры, и почему вообще девочки переносят свое "любовное влечение" на отца если для них как и для мальчиков первая любовь - это мать.

Они переносят его из-за того, что испытывают разочарование в матери, которую считают "кастрированной".

Архетип

Тьфу, Фрейдизм на каждом шагу;)

В.И.

ThE, Цитата:
Лучше объясните мне как работает комплекс электры, и почему вообще девочки переносят свое "любовное влечение" на отца если для них как и для мальчиков первая любовь - это мать.

То, что принимают за комплексы Эдипа и Электры, может быть связано и с социально-бытовыми причинами. Например, отцы менее требовательны к дочерям, чем к сыновъям. А матери, дочерей чаще, чем сыновей привлекают к работе по дому.

Различные теории пытались объяснить происхождение сексуальной ориентации, особенно гомосексуализма. За многие годы было проведено множество исследований, большая часть которых весьма противоречива. Тем не менее до сих пор не получено никакого определенного, научно обоснованного ответа.

Психосоциальные объяснения формирования гомосексуальной ориентации сводятся к ссылкам на различные жизненные обстоятельства, паттерны воспитания или психологические особенности человека.

Миф «Теория «разочарования»

Некоторые люди полагают, что стать гомосексуалистом человека заставляет его неудачный гетеросексуальный опыт. Часто можно услышать такие заявления: «Все, что нужно лесбиянке, так это хороший любовник» или: «Ему просто следует найти нужную женщину». Они отражают представление о том, что гомосексуализм – вынужденная альтернатива для тех, кто не смог наладить удовлетворительные гетеросексуальные отношения. Но вопреки этому мифу исследователи обнаружили, что гомосексуалисты и гетеросексуалы в целом с одинаковой частотой ходили на свидания в период обучения в средней школе. Однако гомосексуалисты, как мужчины, так и женщины, действительно были склонны воспринимать эти свидания иначе, чем гетеросексуалы. Испытуемые-гомосексуалисты реже сообщали, что они получали удовольствие от свиданий с партнером противоположного пола. В итоге анализ полученной информации показал, что гомосексуальная ориентация не является отражением недостатка гетеросексуального опыта или следствием неудачных попыток установить гетеросексуальные отношения.

Иногда считается, что лесбиянство является следствием страха перед мужчинами или недоверия им, а не влечением к женщинам. Нелогичность этого аргумента становится очевидной, как только мы переформулируем это утверждение и скажем, что женская гетеросексуальность связана со страхом перед женщинами и с недоверием по отношению к ним. Исследования показывают, что в действительности более 70% лесбиянок имели сексуальные отношения с мужчинами, и многие сообщали, что получали от этого удовольствие. Однако они предпочитают иметь сексуальные отношения с женщинами. Оказывается, что женщины-лесбиянки намного чаще, чем геи-мужчины, выбирают гомосексуальные отношения и гомосексуальную ориентацию по той причине, что это дает им более глубокое и полное удовлетворение, чем гетеросексуальные отношения.

Миф о соблазнении

Некоторые люди полагают, что молодые женщины и мужчины становятся гомосексуалистами, потому что были совращены более старшими гомосексуалистами. Также они могли «перенять» нетрадиционную ориентацию от кого-то еще, в частности от любимого и уважаемого преподавателя, который является гомосексуалистом. Люди, которые считают, что мужчины-геи и лесбиянки не должны преподавать в школах, вероятно, верят в мифы о соблазнении или вредном влиянии. Вопреки этим мифам, исследования доказывают, что сексуальная ориентация чаще всего устанавливается прежде, чем человек достигает школьного возраста, а большинство гомосексуалистов свой первый сексуальный опыт получают со своими ровесниками.

Теория Фрейда

Другая распространенная теория в качестве объяснения ссылается на определенные паттерны воспитания, которые были в семье этого человека. В соответствии с психоаналитической теорией в формировании гомосексуальной ориентации играет роль и детский опыт человека, и его отношения с родителями. Так, Зигмунд Фрейд утверждал, что решающим фактором являются отношения ребенка с отцом и матерью. Фрейд полагал, что при «нормальном» развитии все мы проходим через «гомоэротичную» стадию. Но, по его мнению, некоторые мальчики могут задержаться на этой гомосексуальной стадии, если они недостаточно общаются с отцом и имеют чрезмерно близкие отношения с матерью. То же может произойти и с женщиной, если у нее разовьется «зависть к пенису». По Фрейду самоосознание определенной половой принадлежности во многом зависит от бессознательных фантазий о том, что слывет мужским или женским. Мальчик находится в более выигрышном положении, поскольку он без труда может определить свою половую принадлежность, наблюдая и трогая свой член. Девочке в этом отношении приходится тяжелее ввиду отсутствия зримых признаков пола. Зависть к пенису угасает, как только девочка обнаружит, что внутри своего тела она также имеет вполне выраженные половые органы. Последующие клинические исследования были направлены на подтверждение этой гипотезы. И в некоторых случаях действительно удалось выявить подобные паттерны развития гомосексуализма. Но верно также и то, что многие гомосексуалисты не подходили под эту модель. То есть их матери не занимали доминирующего положения в семье, и при этом у них не было эмоционального отчуждения в отношениях с отцом. И в то же самое время множество гетеросексуалов росли в семьях, где преобладал именно этот паттерн отношений с родителями. В итоге Белл и его коллеги пришли к ряду выводов. Они обнаружили, что в некоторых случаях мужской гомосексуализм действительно может быть связан с эмоционально бедными отношениями сына с отцом. Однако никакое отдельное явление семейной жизни все же не может быть выделено как «решающее для последующего гомосексуального или гетеросексуального развития».

«Экзотическое становится эротическим»

Психолог Дэрил Бем предложил теорию формирования сексуальной ориентации, основанную на предпосылке, что «экзотическое становится эротическим». Этот процесс включает комбинацию психосоциальных и биологических факторов. Бем предполагает, что генетические и биологические факторы влияют на темперамент ребенка, а именно на степень агрессивности и уровень активности, но не на сексуальную ориентацию саму по себе. Большинство мальчиков более агрессивны и активны, чем девочки, и проявляют склонность к занятиям, отличающимся от тех, которые привлекают девочек. Однако некоторые дети предпочитают занятия, не соответствующие их полу. Мальчики, которые любят играть в куклы, или девочки, которые предпочитают футбол, будут, вероятно, иметь больше приятелей противоположного пола. Дети будут проводить время с приятелями и друзьями, которые предпочитают сходные виды деятельности. Дети, обладающие сходным темпераментом и разделяющие одинаковые взгляды, будут комфортно чувствовать себя в компании друг друга. Дети же с противоположными темпераментами будут расходиться.

Суть данной теории состоит в следующем предположении. Когда мы вступаем в период юности, наше эротическое возбуждение начинает подпитываться беспокойством, которое мы ощущаем по отношению к тем, кто отличается от нас (экзотика). Играющая с мальчишками в футбол девочка (или мальчик) вдруг почувствует, что ее (его) влечет к девочке, с которой она или он никогда не играли в детстве. Экзотическое становится эротическим, и у нас появляется влечение к тем партнерам, которые отличаются по полу от тех, кого мы выбирали приятелями в детстве.

Теория Бема подвергалась критике по нескольким направлениям. Во-первых, исследования не подтвердили гипотезу Бема о том, что у геев и лесбиянок приятели детства – это, главным образом, дети другого пола. Большинство детей, из которых впоследствии вырастают как гетеросексуалы, так и геи, имеют близких друзей того же пола, значительную долю друзей своего пола и широкие контакты со сверстниками другого пола. Во-вторых, его теория особенно не выдерживает критики в отношении лесбиянок, для которых в целом весьма характерно формирование эротической привязанности, вырастающей из эмоционального притяжения, основанного на общем времяпрепровождении и дружественных отношениях. Кроме того, исследования неоднократно доказывали, что мы чаще всего влюбляемся в человека того пола, к которому нас влечет и кто разделяет с нами общие ценности, интересы, обладает сходными с нами интеллектуальными способностями, а не в того, кто сильно от нас отличается.

Сознательный выбор

Некоторые люди предпочли сексуальные отношения с лицами своего пола в результате сознательного выбора. Такие индивиды способны к сексуальному взаимодействию с представителями любого пола. Однако другие качества, обычно связанные с гендерными характеристиками, побуждают их находить более глубокое удовлетворение в отношениях с партнерами своего пола. Оказалось, что этот элемент выбора более важен для женщин, чем для мужчин. Это подтверждается тем фактом, что у женщин чаще проявляется бисексуальная направленность, чем у мужчин. В одном из исследований 58% женщин в лесбийских парах сообщили о том, что в их текущих сексуальных отношениях они сами выбрали свою сексуальную ориентацию. И хотя они были способны получать удовлетворение от сексуальных отношений с мужчинами, они предпочли лесбийские отношения и характеризовали их как менее шаблонные и более близкие. Женская сексуальная ориентация более подвижна, чем мужская, поскольку женское сексуальное желание больше связано с эмоциональной привязанностью к конкретному человеку. Мужчины обычно характеризуют себя более однозначно – либо гей, либо гетеросексуал. Женщины же более склонны говорить: «Это зависит от того, с кем я».

Половое самосознание - это восприятие себя как человека определенного пола. Оно складывается из представления человека о том, насколько он похож на людей своего пола и представления о том, на кого бы он хотел быть похожим. Половое сознание формируется на протяжении всей жизни, и в каждый период жизни имеет свои особенности.

Моментом, "запускающим" половое самосознание, является признание ребенка лицом мужского или женского пола. В дальнейшем, основываясь на простом подражании и на сознательном соотнесении себя с людьми своего пола, дети начинают осваивать половые роли.

К определенному возрасту ребенок осознает себя мальчиком или девочкой. Сравнивая себя с другими, общаясь с ними, он получает образное представление о своей половой принадлежности, усваивает половые роли. В основе этого процесса - представление о мужчине и женщине, которое сложилось в данной культуре и которое включает их роли не только в сексуальной жизни, но и в социальной сфере (осознание своих места и роли в семье и обществе).

Из социологии и этнографии известно, что половые роли, в том числе половое разделение труда, в разных обществах складываются неодинаково и зависят от общественного строя.Психологи отмечают, что далеко не все индивидуальные свойства мужчин и женщин обусловлены их половой принадлежностью. Часто они опосредуются и видоизменяются условиями среды, воспитанием, родом деятельности и др. Это полностью относится и к половому поведению.

Полоролевое поведение - это действия индивида, которые определяют его принадлежность к определенному полу. Это в основном знаковое поведение, строящееся на различиях во внешности (прическа, использование косметики, украшений и др.), одежде, манере держаться, системе жестов, лексике. Знаковые различия, основанные на половом сознании, дают возможность проявить свою половую принадлежность.

Если в поведении человека содержится недостаточно знаков его половой принадлежности, это вносит тревогу и дискомфорт в общение с ним. Половое поведение не является раз и навсегда сформированной моделью поведения, а представляет собой определенный набор ролей, который постоянно претерпевает изменения. Требования к половому поведению, предъявляемые обществом, имеют половую и возрастную дифференциацию.

Сексуальная, а точнее психосексуальная, ориентация - это направленность полового влечения, определяющая выбор сексуального партнера и особенности полового поведения. Ее формирование начинается в детстве и завершается ко времени наступления половой зрелости. На становление сексуальности человека и связанный с этим процесс выбора сексуального объекта влияет несколько факторов. В первую очередь, это анатомо-физиологические изменения, происходящие в организме с момента рождения и особенно бурно в период полового созревания. Изменения происходят на гормональном уровне. В это время у подростков появляются вторичные (внешние) половые признаки, начинается процесс подготовки организма девочки и мальчика к выполнению репродуктивных функций.

Биологически организм готовится и в определенный момент становится готовым в полной мере проявлять разнообразные сексуальные реакции.Вторым фактором, формирующим чувство половой принадлежности, сексуальные предпочтения и формы поведения, является усвоение образцов поведения через подражание, принятие приемлемых для себя моделей (стереотипов) поведения. В не меньшей степени на формирование реакций и форм сексуального поведения влияет вся личность человека, особенно его интеллектуальное, эмоциональное развитие, физиологическая и социальная зрелость, уровень самооценки. Все это определяет ориентацию человека в окружающей среде, его возможность контроля за поведенческими процессами.

Влияние окружающей социокультурной среды - третий фактор становления сексуальности. В детстве, далее в подростковом возрасте идет процесс усвоения норм, взглядов и особенностей поведения, которые перенимаются от окружающих в конкретное время в конкретной историко-культурной обстановке. В дальнейшем данные нормы и взгляды перестают осознаваться как заимствованные извне и воспринимаются личностью как собственные.У людей выделяют различные варианты сексуальной ориентации (или направленности полового влечения).

Сексуальное влечение, направленное на лиц противоположного пола, - гетеросексуальность - воспринимается как нечто само собой разумеющееся, естественное, заданное самой природой. Наиболее распространенное отклонение от гетеросексуальности - гомосексуальное влечение - направлено на лиц того же пола и встречается у 2,5% женщин и 5% мужчин. Влечение к лицам обоих полов - бисексуальность - очень редко встречается у мужчин и наблюдается у 1,5% женщин. Иногда она выступает в качестве переходной фазы в период становления сексуальности.Как известно, в нашей стране до середины 30-х годов гомосексуальные отношения не были уголовно наказуемы, хотя открыто не демонстрировались и неизменно вызывали крайне негативную реакцию в обществе.

Затем законодательством был введен запрет мужеложества. В июне 1993 г. уголовное наказание за мужеложество было отменено. Появились специализированные печатные издания, статьи и телепередачи о людях с различной сексуальной ориентацией. Они отвечают наметившейся тенденции убедить всех рассматривать гомосексуальность как реально существующее явление.

Гомосексуальное поведение встречается как у человека, так и у животных (от насекомых до млекопитающих), но при всей внешней схожести оно резко различается. У человека гомосексуальное поведение обычно связано с удовлетворением сексуального влечения. У животных подобное поведение сексуального характера обычно не носит. Настоящие гомосексуальные контакты среди животных встречаются, как правило, у особей, выращенных в неволе, особенно у живших с раннего детства в однополых коллективах (чаще у выращенных в клетках, чем в более свободных условиях). У животных, выросших в естественных условиях, гомосексуальные контакты наблюдаются у незрелых особей на ранних стадиях полового созревания.

Анализ человеческих культур показал наличие гомосексуальности на протяжении всей истории. В древних высокоразвитых цивилизациях подобные отношения были дозволены и даже санкционированы: античные Афины, позднереспубликанский и раннеимперский Рим, культуры Среднего Востока, феодальная и раннесовременная Япония.

Идея о том, что гомосексуальность связана с ересью, набрала силу в средние века, когда стали появляться секты, которые подвергли сомнению доктрины универсальной католической церкви. Церковь в свою очередь выработала санкции против гомосексуальности (в XVI веке Папа Римский Павел IV сжигал гомосексуалов на костре вместе с еретиками).

Причины подлинного (истинного) гомосексуализма, то есть гомосексуального влечения, до настоящего времени еще не выявлены. Хотя на эту тему имеется большое количество исследований и теорий, нет никаких высказываний или утверждений с обоснованием гомо- или гетеросексуальности, которые отвечали бы точным научным критериям оценки.

Все объяснения этого явления можно свести к двум группам:

1) гомосексуальность вызывают постнатальные (действующие после рождения) психосоциальные воздействия;

2) гомосексуальность обусловлена пренатальными (действующими до рождения) причинами, иными словами, она заложена генетически или приобретается во время внутриутробного развития, значит, существует по меньшей мере пренатальная предрасположенность к тому, что позже она проявится.

Некоторые исследователи предполагают взаимодействие обеих групп факторов.Некоторые ученые ставили вопрос: не является ли гомосексуальность неврозом, например формой неправильного психического развития вследствие отрицательных наследственных факторов или более поздних вредных воздействий внешней среды?

В настоящее время почти все эксперты отвечают на этот вопрос отрицательно. Они считают, что каковы бы ни были причины гомосексуальности, она относится к сущности ее носителя, точно так же, как гетеросексуальность у большинства людей.С другой стороны, гомосексуалам (мужчинам) свойственны большая сексуальная неразборчивость и большее количество партнеров, чем у гетеросексуальных мужчин, а также более высокая заболеваемость болезнями, передаваемыми половым путем, включая СПИД.

Лесбиянство - женская гомосексуальность (по названию греческого острова Лесбос в Эгейском море). Лесбийская любовь менее изучена, чем гомосексуализм у мужчин. Лесбиянство было распространено на востоке и юге Азии (Ассирия, Вавилон, Древняя Индия), а также в Африке (Египет), оттуда распространилось в Древнюю Грецию и Рим, а затем уже в Западную Европу и Америку.

Свои лесбийские наклонности женщины могут осознавать постепенно и при отсутствии сильного сексуального влечения женщине легче скрывать гомоэротические наклонности от себя и окружающих, возможно даже вытесняя их из собственного сознания, или маскировать их менее подозрительными духовными дружескими связями.

Нередко сначала становятся заметными только отвращение к сексу и отсутствие эротического интереса к мужчине. Для лесбиянок, как и для большинства других женщин, большую роль играет эмоциональная сторона любовных отношений. В силу этих и других причин гомосексуалы-женщины меньше обращают на себя внимание в обществе, совместная жизнь двух женщин, путешествия, посещения театров, танцы друг с другом и прочее возбуждают меньше подозрений и меньше шокируют, чем проживание мужчин вдвоем.

Роль консультирования при отклонении сексуальной ориентации. Не только взрослым, но и подросткам сексуальные чувства могут приносить радость, боль, смятение, оказываться всеобъемлющими и сильными эмоциями. Важно, чтобы рядом был кто-то, с кем бы они могли поговорить об этих чувствах.При отклонении сексуальной ориентации у подростка ему, а также его родителям следует проконсультироваться у специалиста (психотерапевта, сексопатолога). Во время консультации, которая должна проходить только в конфиденциальной обстановке, специалист должен выяснить причины такого поведения. При этом необходимо учитывать взаимоотношения родителей, отношения родителей с ребенком и др. Консультант должен очень внимательно и доброжелательно вести беседу с подростком и его родителями. Его задача - помочь найти выход из сложившейся ситуации, дать рекомендации по вопросам общения с ребенком.

Сексуальная ориентация

Сексуальная ориентация индивида - это то, насколько его или ее влечет к людям противоположного пола и/или людям своего пола. Подобно Альфреду Кинси (Alfred Kinsey), пионеру исследований в области секса, большинство ученых бихевиористского направления представляют сексуальную ориентацию в виде континуума, идущего от исключительной гетеросексуальности к исключительной гомосексуальности. Например, по 7-балльной шкале Кинси индивиды, которых привлекают исключительно люди противоположного пола и которые участвуют в половом поведении только с такими людьми, находятся на гетеросексуальном конце этой шкалы (категория 0); те, кого привлекают исключительно люди одного пола и кто участвует в сексуальном поведении только с такими людьми, находятся на гомосексуальном конце этого континуума (категория 6). Индивиды с категориями со 2-й по 4-ю обычно определяются как бисексуалы.

Такое представление ситуации, однако, является упрощенным, поскольку сексуальная ориентация включает несколько разных компонентов, в том числе эротическое влечение или сексуальное желание, сексуальное поведение, романтическое влечение и идентификацию себя как гетеросексуального, гомосексуального или бисексуального человека. Не будет ничего необычного, если по каждой из этих компонент человек займет разные места на этой шкале. Например, многие люди, которых сексуально влечет к людям своего пола, никогда не участвовали в гомосексуальном поведении; многие из тех, у кого часто были гомосексуальные контакты, не идентифицируют себя как гомосексуалов или бисексуалов. Еще больше усложняет дело то, что со временем человек может менять ориентацию на одну или более компонент.

Частота встречаемости разных сексуальных ориентации. Согласно недавнему обследованию сексуальности, в Соединенных Штатах 10,1% взрослых мужчин и 8,6% женщин из государственной случайной выборки сообщали о себе что-то одно из следующего: а) в настоящее время их привлекают «в основном» или «только» люди своего пола; б) они находят, что секс с человеком одного с ними пола «довольно» или «очень» приятен; в) они участвовали в сексуальном поведении с человеком одного с ними пола с 18 лет (Laumann et al, 1994). Эти цифры близки к доле людей, относящих себя к левшам (около 8%). В отношении собственной идентификации 2,8% мужчин и 1,4% женщин считают себя гомосексуалами (или геями и лесбиянками) или бисексуалами - это близко к доле людей еврейской национальности в США (2-3%).

Как признают авторы обзора, эти цифры следует считать заниженными, поскольку некоторые не склонны сообщать о желаниях и поведении, считающихся некоторыми людьми аморальными или патологическими. В данном исследовании эта проблема стояла особенно остро, поскольку интервью проводились у этих людей дома и не всегда были приватными; более чем в 20% случаев при интервью присутствовали другие члены семьи и даже дети.

Источники сексуальной ориентации. Типичный вопрос «Что является причиной гомосексуализма?» с научной точки зрения является некорректным, поскольку неявно предполагает, что гетеросексуальность либо не нуждается в объяснении, либо ее причины очевидны. Те, кто все же задумываются над этим вопросом, нередко приходят к выводу, что поскольку лишь гетеросексуальное поведение приводит к воспроизводству потомства, оно является «естественным» результатом эволюции, а потому лишь отклонения от гетеросексуальности (такие как гомосексуализм) представляют собой загадку для науки. Тем не менее сам Фрейд не был согласен с такой точкой зрения: «[гетеросексуальность] также представляет собой проблему, нуждающуюся в прояснении, а не является самоочевидным фактом, основанным на взаимном притяжении полов, в конечном счете имеющем химическую природу» (1905/1962, р. 11-12). Именно потому, что мы согласны с Фрейдом, мы озаглавили данный раздел «сексуальная ориентация», а не «гомосексуализм».

На повестку дня снова выходит проблема «врожденного-приобретенного», с которой мы познакомились в главе 3, посвященной развитию, и которую обсудим подробно в главе 12, посвященной индивидуальным различиям: определяется ли сексуальная ориентация взрослого в основном ранним жизненным опытом или врожденными биологическими факторами, такими как влияние гормонов или генов?

Лучшие данные по раннему жизненному опыту получены в крупномасштабных исследованиях на основе интервью примерно с 1000 гомосексуальных и 500 гетеросексуальных мужчин и женщин, проживающих в зоне залива Сан-Франциско (Bell, Weinberg & Hammersmith, 1981a). [Описывая исследования, в которых мужчины и женщины гомосексуальной ориентации явным образом сравниваются с мужчинами и женщинами гетеросексуальной ориентации, мы будем пользоваться терминами гомосексуальные мужчины и женщины и гетеросексуальные мужчины и женщины соответственно. В остальных случаях мы присоединимся к рекомендациям, опубликованным Американской психологической ассоциацией, и будем называть гомосексуальных мужчин и женщин соответственно мужчинами-геями и лесбиянками. - Прим. автора.]

Это исследование вскрыло один, и только один, главный фактор, предопределяющий гомосексуальную ориентацию во взрослом возрасте и у мужчин и у женщин: детская половая несовместимость. Как показано в табл. 10.2, когда их спрашивали, какая игровая деятельность им нравилась и какая не нравилась в детстве, гомосексуальные мужчины и женщины с гораздо меньшей вероятностью, чем гетеросексуальные мужчины и женщины, сообщали, что им нравились игры, типичные для их пола, и гораздо чаще сообщали, что им нравились игры, типичные для противоположного пола. Гомосексуальные мужчины и женщины также с меньшей вероятностью, чем гетеросексуальные, сообщали, что в детстве они были маскулинными (для мужчин) или фемининными (для женщин). Помимо этой половой несовместимости, гомосексуальные мужчины и женщины чаще имели больше друзей противоположного пола.

Таблица 10.2. Половая несовместимость в детстве

В крупномасштабном исследовании интервьюируемые гомосексуальные мужчины и женщины чаще гетеросексуальных сообщали о проявлении у них в детстве половой несовместимости (по: Bell, Weinberg, Hammersmith, 1981b).



Стоит выделить две особенности данных из табл. 10.2. Во-первых, эти данные довольно убедительны и сходны у мужчин и женщин: только около 37% гомосексуальных мужчин и женщин в детстве нравились игры, типичные для их пола, по сравнению с 85-90% у гетеросексуальных. На самом деле гомосексуальные мужчины реже участвовали в типичных для мальчиков играх (таких как футбол или бейсбол), чем гетеросексуальные женщины. Во-вторых, несмотря на убедительность этих данных, есть много исключений. Например, 44% гомосексуальных мужчин сообщают, что в детстве они были маскулинными (по сравнению, однако, с 92% среди гетеросексуальных мужчин). То, что половая несовместимость в детстве предопределяет гомосексуализм во взрослом возрасте, теперь подтверждено несколькими другими исследованиями (Bailey & Zucker, 1995), включая несколько тех, в которых были отобраны мальчики с половой несовместимостью и прослежены до взрослого возраста (Zucker, 1990; Green, 1987).

Помимо данных о половой несовместимости это исследование из Сан-Франциско принесло также немало негативных данных, которые весьма важны потому, что опровергают некоторые распространенные теории о причинах гомосексуальной ориентации. Из него, например, следует, что:

Идентификация растущим человеком себя с родителем противоположного пола значительно влияет на то, окажется он гомосексуальным или гетеросексуальным. Это расходится с психоаналитической теорией Фрейда (она обсуждается в гл. 13), а также с другими теориями, основанными на динамике семьи человека в детстве. И хотя мужчины-геи вспоминают о несколько более холодных отношениях со своими отцами, чем гетеросексуальные мужчины, - что согласуется с психоаналитической теорией, - это верно также в отношении лесбиянок в сравнении с гетеросексуальными женщинами. Кроме того, эти результаты указывают на то, что более холодные отношения отца с ребенком не предопределяют гомосексуальное развитие, но являются результатом неприязни отца или отвержения им сексуально-несовместимого ребенка, особенно фемининно-действующего сына. Как мы отмечали в главе 3, отцы гораздо менее терпимы к половой несовместимости, чем матери.

Мужчины-геи и лесбиянки не чаще гетеросексуальных мужчин и женщин сообщают о том, что их первый сексуальный контакт происходил с человеком одного с ними пола. Кроме того, нельзя сказать, что в детском и подростковом возрасте им не хватало гетеросексуального опыта или что этот опыт был им неприятен.

Сексуальная ориентация человека обычно формируется в подростковом возрасте, несмотря на то что он мог еще не стать сексуально активным. Мужчины-геи и лесбиянки, как правило, испытывают те же самые сексуальные влечения примерно за 3 года до того, как вступить в «более совершенные» сексуальные отношения с партнером того же пола.

Эти два последних абзаца показывают, что в общем гомосексуальные ощущения, а не гомосексуальная деятельность являются решающими предшественниками гомосексуальной ориентации во взрослом возрасте. Они тем самым опровергают всякие простые бихевиористские теории научения сексуальной ориентации, включая популярную среди непрофессионалов версию о том, что человек может стать гомосексуальным, если его «соблазнит» человек одного с ним пола или если его учитель, родитель или духовное лицо, которым он восхищается, является открытым гомосексуалом. Данные межкультурных исследований также согласуются с этим выводом. Например, в культуре самби (Новая Гвинея) все мальчики участвуют в гомосексуальном поведении с пубертатного до позднеподросткового возраста. Достигнув последнего, практически все они вступают в брак и становятся исключительно гетеросексуальными (Herdt, 1987, 1984).

Наконец, из всех этих исследований видно, что сексуальная ориентация человека - не просто предмет выбора. Нельзя сказать, что мужчины-геи и лесбиянки сколько-нибудь в большей степени сами решают, что будут испытывать эротические чувства к людям одного с ними пола, чем гетеросексуальные люди решают испытывать эротические чувства к людям противоположного пола. Представители поведенческих наук расходятся по вопросу «врожденного-приобретенного», то есть коренятся ли основные детерминанты сексуальной ориентации в биологии или же в опыте; но они часто неверно толкуют этот вопрос как вопрос о том, определяется ли сексуальная ориентация переменными, находящимися вне контроля со стороны индивида, или же ее можно свободно выбирать. Но это не одна и та же проблема.

Поскольку большинство теорий гомосексуальности, основанных на переживаниях детства и подросткового возраста, не подтверждаются фактическими свидетельствами, в настоящее время многие ученые полагают, что истоки как детского гендерного нонконформизма, так и сексуальной ориентации, вероятно, имеют биологический характер, и возможно, кроются в генах или пренатальных гормонах. В рубрике «Современные голоса в психологии» приводятся две противоположные точки зрения на имеющиеся на настоящий момент биологические данные.

Биологические факторы. Поскольку результаты исследования в Сан-Франциско опровергают практически все основные теории гомосексуальности, основанные на детском или подростковом опыте, исследователи приходят к выводу, что истоки как детской половой несовместимости, так и взрослой гомосексуальной ориентации могут лежать во врожденной или предродовой биологии человека, и к этому вопросу мы сейчас переходим.

Как отмечалось ранее в этой главе, половые гормоны, особенно андрогены, участвуют в половой мотивации. Это особенно выражено у мужчин, что навело многих ранних исследователей на мысль, будто у мужчин-геев уровень андрогена или тестостерона ниже, чем у гетеросексуальных мужчин. Но эта гипотеза не подтвердилась. Большинство исследований показали отсутствие различия, а в тех случаях, где такое различие выявлялось, не контролировались другие факторы, которые, как известно, подавляют уровень андрогенов, - например, стресс или увлечение наркотиками. Кроме того, когда мужчинам-геям дополнительно вводят тестостерон, их сексуальная мотивация возрастает, как и у мужчин вообще, но сексуальная ориентация не изменяется.

Роль гормонов в предродовом развитии связана с иной гормональной гипотезой. Основываясь на данных исследования, проведенного на крысах, у которых предродовой тестостерон «маскулинизирует» мозг и создает в дальнейшем самцеподобные реакции в половом поведении, некоторые исследователи предположили, что если мужской плод человека в некоторый критический момент предродового развития получает количество тестостерона значительно меньше среднего, то во взрослой жизни он будет предрасположен к гомосексуальной ориентации. Сходным образом, если женский плод человека подвергается воздействию тестостерона в количествах значительно выше среднего, то во взрослой жизни может возникнуть слабая предрасположенность к гомосексуальной ориентации (Ellis & Ames, 1987).

Гипотезу о предродовом воздействии гормонов у человека проверить трудно, и большинство таких исследований страдает методологическими недостатками, не позволяющими сделать какой-либо твердый вывод (Adkins-Regan, 1988; Ehrhardt & Meyer-Bahlburg, 1981). Взять, например, хорошо известное исследование, в котором отслеживались девочки, подвергавшиеся до своего рождения крайне сильным воздействиям тестостерона. Эти девочки рождались с неоднозначными гениталиями, которые исправлялись хирургически вскоре после рождения. В интервью, проводившихся в среднем детстве, эти девочки и их матери сообщали, что они более походили на «мальчишек-сорванцов», чем девочки из контрольной группы (Money & Ehrhardt, 1972). В раннем детстве у них чаще, чем у контрольных девочек, были сексуальные фантазии с участием того же пола (Money, Schwartz & Lewis, 1984). Эти результаты часто интерпретировали так, что тестостерон «маскулинизировал» мозг этих девочек в предродовой период.

Но возможны и другие интерпретации. Например, эти девочки получали также терапию кортизоном, который мог повысить их физическую активность и, следовательно, сделать большими сорванцами. Это могло повлиять на их взаимодействия с другими девочками, мальчиками и взрослыми и, возможно, изменить поведение этих людей по отношению к ним. По этой и другим причинам данное исследование ясно не показывает непосредственную связь между предродовым воздействием гормонов и взрослой сексуальной ориентацией.

Сходные методологические проблемы затрудняют интерпретацию других данных, существенных для гипотезы предродового воздействия гормонов. Сообщалось, например, что гипоталамус мужчин-геев отличается небольшими деталями строения от гипоталамуса гетеросексуальных мужчин (LeVay, 1993, 1991). Как мы отмечали ранее, гипоталамус является частью мозга, тесно связанной с половыми гормонами и половым поведением. Но эти данные основаны на изучении мозга умерших людей, и все изучавшиеся мужчины-геи умерли от СПИДа, а большинство гетеросексуальных мужчин контрольной группы - нет. Мы не знаем, повлиял ли сам процесс болезни на строение мозга, хотя есть некоторые данные, указывающие на то, что СПИД, видимо, не вызывает структурных изменений (LeVay, 1993; см. также: Bem, 1996; Zucker & Bradley, 1995).

Если данные о влиянии гормонов неоднозначны, то связь между генетическими факторами и гомосексуальной ориентацией во взрослом возрасте теперь хорошо установлена - даже если есть разногласия в ее интерпретации. Наиболее убедительные данные получены в исследованиях идентичных и родственных близнецов. Как описывается в главе 2 и более подробно в главе 12 («Индивидуальные различия»), у идентичных близнецов все гены одинаковые, а у родственных близнецов, как и у обычных братьев и сестер, общая только примерно половина генов. Если идентичные близнецы более сходны по некоторому признаку, чем родственные близнецы, то этот признак имеет генетическую или наследуемую компоненту (при условии что можно исключить другие факторы, такие как разное обращение родителей с идентичными и родственными близнецами).

В исследовании мужчин-геев, у которых имелись братья-близнецы, было обнаружено, что 52% их идентичных братьев-близнецов также являются геями, по сравнению всего с 22% среди родственных братьев-близнецов (Bailey & Pillard, 1991). В аналогичном исследовании лесбиянок обнаружено, что 48% их идентичных сестер-близнецов также лесбиянки, по сравнению всего с 16% родственных сестер-близнецов. Кроме того, только 6% приемных сестер этих женщин были лесбиянками, что также указывает на роль генетической связи (Bailey et al., 1993). Наконец, анализ 114 семей мужчин-геев в сочетании с хромосомным анализом 40 семей, в которых было два брата-гея, убедительно указывает на генетический маркер гомосексуальности на Х-хромосоме - ее мужчины получают от матери. Таким образом, у мужчин-геев в семье имеется больше родственников мужчин-геев со стороны матери, чем со стороны отца (Hamer & Copeland, 1994; Hamer et al., 1993).

Теория «Экзотическое становится эротическим». Недавно была предложена теория, придающая решающую роль жизненному опыту и пытающаяся интегрировать приведенные здесь данные. Эта теория сексуальной ориентации называется «экзотическое становится эротическим» (Bem D., 1995). В ней утверждается, во-первых, что генетические факторы (и возможно, другие биологические факторы) не влияют на взрослую сексуальную ориентацию сами по себе, но влияют на темперамент и черты личности ребенка. Как документально показывается в главе 12 («Индивидуальные различия»), примерно половину вариаций большинства черт личности у разных людей можно отнести на счет генетических различий. Другими словами, есть надежные подтверждения тому, что большинство личностных качеств имеют сильную генетическую или наследуемую составляющую; к ним относятся такие особенности детского темперамента, как эмоциональность, общительность и уровень активности (Buss & Plomin, 1984, 1975).

Подобные особенности темперамента предрасполагают ребенка к получению большего удовольствия от некоторых видов деятельности: одному ребенку будут нравиться игры без правил или спортивные соревнования командами; другому - спокойное общение, игра в камешки или «классики». Некоторые из этих игр более типичны для мальчиков, некоторые - для девочек. Таким образом, в зависимости от пола ребенка он будет более предрасположен к половой совместимости или несовместимости. Как показано в табл. 10.2, дети склонны также заводить друзей, разделяющих их игровые предпочтения; например, ребенок (мальчик или девочка), остерегающийся спортивных соревнований командами, будет избегать играть с мальчиками и предпочтет в товарищи по игре девочек. Соответственно, дети с половой совместимостью будут чувствовать себя ближе и комфортнее с детьми своего пола; дети с половой несовместимостью своему полу будут чувствовать себя ближе и комфортнее с детьми противоположного пола.

<Рис. Согласно теории Бема, «экзотическое становится эротическим»: ребенок, не вписывающийся в гендерную схему, будет чувствовать себя наиболее адекватно и наиболее комфортно с детьми противоположного пола.>

Согласно рассматриваемой теории, неодинаковость и дискомфорт вызывают общую (неполовую) возбудимость. У ребенка женского типа такая возбудимость может ощущаться как слабый страх или опасение в присутствии мальчиков; у ребенка мужского типа она может ощущаться как антипатия или презрение к присутствию девочек («девчонки - противные»). Ярчайший случай - это мальчик-«неженка», которого другие мальчики задирают и изводят за его половую несовместимость и который в силу этого переживает в их присутствии сильное возбуждение из-за страха или подавленного гнева. Девочка-«сорванец», которую остерегаются ее сверстницы, может ощущать сходное эмоционально окрашенное возбуждение. Однако наиболее распространенный случай - это ребенок, который просто переживает слабую возбудимость в присутствии непохожих на него сверстников.

Наконец, в этой теории говорится о том, что общая возбудимость в последующие годы трансформируется в эротическое возбуждение или в сексуальное влечение после того, как первопричина этого возбуждения ослабевает или исчезает. Подтверждение в пользу этого последнего этапа всего процесса получено частично в лабораторных исследованиях, в которых испытуемые мужчины физиологически возбуждались одним из нескольких несексуальных способов (например, совершая бег на месте, просматривая видеозапись комедийного сериала или охоты на гризли). Когда затем этим мужчинам показывали видеозапись привлекательной женщины, они находили ее более привлекательной и выражали больший интерес к тому, чтобы пригласить ее на свидание или поцеловать, чем те мужчины, которые не были физиологически возбуждены. Кроме того, не имело значения, что именно вызвало первоначальное возбуждение. Этот общий результат был повторен в ряде исследований (Allen et al., 1989; White & Kight, 1984; Dutton & Aron, 1974; White, Fishbein & Rutstein, 1981). Короче, общая физиологическая возбудимость может в последующем переживаться и интерпретироваться как сексуальное возбуждение или действительно в него превращаться.

И напротив, теория подразумевает, что когда дети взаимодействуют со сверстниками, с которыми они чувствуют себя вполне комфортно, возбуждения не возникает (или, возможно, оно угасает). Так, дети с половой совместимостью заводят себе комфортную, но неэротическую дружбу с людьми одного с ними пола, а дети с половой несовместимостью заводят комфортную, но неэротическую дружбу с людьми противоположного пола. Только экзотическое становится эротическим. Косвенно это подтверждается наблюдением, что мальчики и девочки, выращенные коллективно в общинах (кибуцах) в Израиле, редко вступают в брак между собой, поскольку слишком ощущают себя братьями и сестрами (Shepher, 1971).

Этот же процесс объясняет, почему практически все мужчины племени самби оказываются во взрослой жизни гетеросексуальными, несмотря на то что все отрочество проводят в гомосексуальных занятиях. Хотя большинству мальчиков из самби нравятся их гомосексуальные занятия, контекст тесного мужского круга, в котором все это происходит, не вызывает сильно заряженных гомоэротических или романтических ощущений; при этом мальчиков учат, что женщины низки и опасны - и это усиливает их эротическое влечение к женщинам. В общем, эта теория провозглашает, что во всех временах и культурах гетеросексуальность будет преобладать, поскольку практически все общества устанавливают основанное на признаке пола разделение труда, которое разделяет мужчин и женщин и делает их непохожими, экзотичными, а значит, и эротичными друг для друга.

Другие авторы также предположили, что хотя сходство и близость могут способствовать дружбе и совместимости, именно несходство, незнакомость и чувство экзотичности зажигают сексуальное возбуждение и/или романтические чувства (см. напр.: Bell, 1982; Tripp, 1987). Этологи даже отметили влияние несходства на выбор половых партнеров у разных видов животных. Как указано в разделе «На переднем крае психологических исследований», некоторые виды предпочитают половых партнеров, которые сходны с объектом импринтинга, встреченного ими до полового созревания, но не идентичны ему; половой партнер, только слегка отличающийся от такого объекта, воспринимается как наиболее желаемый. Этологи приходят к выводу, что такая схема предпочтения предотвращает родственное спаривание, поскольку половой партнер, выглядящий идентично объекту импринтинга, может оказаться близким родственником.

Более общий момент здесь состоит в том, что как раз из того, что поведение должно быть репродуктивно выигрышным, не следует, что эволюция должна обязательно «жестко встроить» его в схему вида. Обратимся снова к уткам, описанным в разделе об инстинктах и импринтинге. Очевидно, что для уток репродуктивно выигрышным является спаривание с другими утками. И все же если их выкармливает мать другого вида, они предпочитают ее другой утке; они даже будут предпочитать человека, если он окажется первым движущимся объектом, который они увидят, когда вылупятся. Пока среда достаточно часто поддерживает репродуктивно успешное поведение, способствует ему, нет необходимости программировать его в генах. И подобно тому как утята в подавляющем большинстве случаев встречают мать-утку, так и человеческие общества заботятся о том, чтобы мужчины и женщины видели друг друга непохожими достаточно часто, чтобы иметь уверенность, что этот вид не исчезнет с земли. Говорилось даже, что тети-лесбиянки и дяди-геи, воспитывая своих племянников и племянниц, помогают дальше развиваться нашему виду (Wilson, 1978).

Читая эту главу, мы неоднократно убеждались в том, что психологические и биологические причины, контролирующие многие человеческие мотивы, столь тесно переплетены между собой, что они сливаются в единый поток событий. Не только биологические процессы воздействуют на такие психологические мотивы, как голод или жажда, но и психологические процессы или переживания воздействуют на мотивацию и посредством обратной связи определяют физиологические реакции. Например, многократное употребление наркотиков, к которым развивается привыкание, может вызвать необратимые изменения в нервной системе. Более распространены случаи, когда определенные виды предпочитаемых нами пищевых продуктов или напитков становятся объектом нашего выбора преимущественно в результате научения, и даже на ощущаемую нами степень насыщения при наполнении желудка пищей оказывает влияние предшествующий опыт. Наши социальные предпочтения определяются преимущественно последствиями имевших место ранее социальных взаимодействий с определенными людьми. Когда дело касается мотивационных процессов, биология и психология перестают быть отдельными друг от друга областями, а становятся двумя аспектами контроля, постоянное взаимодействие которых направляет наши мотивационные процессы.

Резюме

1. Мотивационные состояния направляют и активируют наше поведение. Мы можем сознательно выбирать, действовать ли согласно мотиву, но процессы, непосредственно контролирующие мотивационные состояния, предваряют сознательный выбор. Они возникают из двух источников: внутренних потребностей и внешних побудителей.

2. Побуждающие факторы существуют во внешнем мире: к ним относятся, например, пища, вода, сексуальные партнеры, наркотики. Побудитель является целью мотивированного поведения и, как правило, по ее достижении выступает как вознаграждение. Хотя некоторые побудители, например сладкая пища, когда мы голодны, сами по себе являются сильными мотиваторами, большинство побудителей становятся таковыми через научение.

3. Многие виды натуральных подкрепляющих агентов могут активировать мезолимбическую допаминовую систему мозга. Работа этого нейронного механизма составляет нервную основу всякой функции подкрепления. При его искусственной активации подкрепляющими препаратами или электрическими импульсами повышается мотивация как к натуральным, так и к искусственным побудителям. Изменения в этой системе, вызванные неоднократным приемом активирующих ее препаратов, могут быть частичной причиной пагубного привыкания.

4. Факторы физиологической нужды способствуют поддержанию гомеостаза - сохранения постоянства внутреннего состояния. Гомеостаз образуют несколько составляющих: эталонная величина или точка настройки идеального внутреннего состояния; сенсорный сигнал текущего внутреннего состояния; сравнение эталонной величины с сенсорным сигналом и реакция, посредством которой текущее внутреннее состояние приближается к эталону.

5. Пример гомеостаза - регулирование температуры нашего тела. Регулируемой переменной служит температура крови, и ее датчики расположены в разных частях тела, включая гипоталамус. Идеальная величина устанавливается в гипоталамусе; там же расположен компаратор (сравнивающее устройство). Коррекции осуществляются либо автоматическими физиологическими реакциями (например, дрожь тела), либо произвольными поведенческими реакциями (например, надевание свитера).

6. Жажда - еще один гомеостатический мотив. Существует две регулируемых переменных: внутриклеточная жидкость и внеклеточная жидкость. Потеря внутриклеточной жидкости обнаруживается осмотическими датчиками, которыми служат нейроны в гипоталамусе, реагирующие на обезвоживание. Потеря внеклеточной жидкости обнаруживается датчиками кровяного давления, которыми служат нейроны, расположенные в толстых венах и органах тела и реагирующие на падение давления. Внутриклеточные и внеклеточные сигналы действуют параллельно, создавая жажду.

7. Эволюция чувства голода создала условия, позволяющие нам выбирать вид питательных веществ. Человек обладает врожденными вкусовыми предпочтениями (например, к сладкому) и отвращениями (например, к горькому), которые направляют наш выбор пищи. Кроме того, мы можем приобрести через научение много разнообразных предпочтений и отвращений. Гомеостатические сигналы голода, которые возникают, когда в нашем теле остается мало содержащего калории топлива, например глюкозы, создают аппетит, заставляя человека воспринимать пищевые побудители как более привлекательные и приятные.

8. Голод контролируется преимущественно гомеостатическими сигналами недостатка и насыщения. Определенные нейроны в мозге, особенно в стволе мозга и гипоталамусе, обнаруживают недостаток наличной глюкозы и возбуждают голод. Другие детекторы питательных веществ, особенно расположенные в печени, обнаруживают возросший уровень энергии в хранилищах и возбуждают сытость. Сигнал сытости в виде гормона холецистокинина выделяется органами пищеварения, чтобы снять чувство голода и прекратить потребление пищи.

9. Два участка в мозге являются главными для возбуждения чувства голода: латеральный гипоталамус и вентромедиальный гипоталамус. Разрушение латерального гипоталамуса ведет к недоеданию; разрушение вентромедиального гипоталамуса ведет к перееданию. Хотя первоначально эти участки считались центрами голода и сытости, чувство голода не устраняется повреждением какого-нибудь из них. Другая интерпретация этих эффектов состоит в том, что латеральный и вентромедиальный участки гипоталамуса оказывают взаимное влияние на гомеостатическую точку настройки веса тела. Повреждение латерального гипоталамуса может понижать точку настройки, а повреждение вентромедиального - повышать ее. Действие препаратов для диеты, влияющих на аппетит, частично может объясняться их воздействием на эти участки гипоталамуса.

10. Люди становятся тучными потому, что: а) они генетически предрасположены к избыточному весу; б) они переедают (по психологическим причинам). Влияние генов проявляется в жировых клетках, темпе метаболизма и точках настройки. Что касается переедания и тучности, тучные люди, видимо, переедают, когда нарушают диету, едят больше при эмоциональном возбуждении, и они более, чем люди с нормальным весом, чувствительны к внешним признакам голода. При лечении тучности крайняя диета является неэффективной, поскольку воздержание от пищи ведет к последующему перееданию и снижает темп метаболизма. Лучше всего, видимо, действует приобретение новых постоянных привычек приема пищи и участие в программе физических упражнений.

11. Нервная анорексия характеризуется крайней потерей веса из-за добровольно навязываемых ограничений. Анорексия встречается у женщин в 20 раз чаще, чем у мужчин. Она может объясняться искаженным представлением о своем теле, когда страдающая анорексией ошибочно полагает, что выглядит слишком толстой. К возможным причинам анорексии относятся личностные факторы (например, борьба за автономию), чрезмерный акцент общества на худощавости женщин и биологические проблемы (например, дисфункция гипоталамуса). Булимия характеризуется периодическими эпизодами безудержного потребления пищи, за которыми следуют попытки избавиться от излишков съеденного посредством рвоты или слабительного. К возможным причинам снова относятся личностные факторы (например, депрессия), акцент общества на худощавости и биологические факторы (например, недостача медиатора серотонина).

12. Предродовое воздействие гормонов влияет на сексуальное развитие. Если половые железы эмбриона вырабатывают достаточно андрогенов, у него будет мужская схема развития гениталий и мозга. Если андрогенов мало или нет вовсе, у эмбриона будет женская схема развития гениталий и мозга. У различных видов животных предродовое воздействие гормонов оказывает чрезвычайно сильное влияние на половое поведение во взрослом возрасте. У человека предродовое воздействие гормонов, видимо, не столь важно, хотя оно все же играет роль в последующем сексуальном поведении. В случаях, когда гормональное воздействие на эмбрион соответствует одному полу, а социальная роль и пол после рождения типичны для другого пола (вследствие гормонального дисбаланса, предродового воздействия лекарств или несчастного случая вскоре после рождения), развитие человека будет в наибольшей степени соответствовать послеродовому социальному полу.

13. Женские гормоны (эстроген и прогестерон) и мужские гормоны (андрогены) отвечают за изменения тела в пубертатный период, но играют только ограниченную роль в сексуальной возбудимости человека. У более низких видов, наоборот, гормоны существенно контролируют половое поведение. Ранний социальный опыт с родителями и сверстниками оказывает большое влияние на взрослую сексуальность у приматов и человека. У выращенных в изоляции обезьян во взрослом возрасте возникают половые проблемы. У человека к внешним детерминантам взрослой сексуальности относятся также культурные нормы. Хотя западные общества последние 30 лет становятся все более гибкими в отношении женских и мужских половых ролей, отношения мужчин и женщин к сексу и интимным отношениям все же различаются.

14. Недавние исследования подтверждают заявления о том, что биологические, генетические, гормональные или нейрологические факторы могут отчасти определять гетеросексуальную или гомосексуальную ориентацию конкретных индивидуумов, однако научные факты в пользу данной точки зрения не являются окончательно установленными. Также остается неизвестным, влияют ли биологические факторы на сексуальную ориентацию непосредственно или же они способствуют развитию других индивидуальных характеристик, таких как гендерная конформность, которые косвенно влияют на развитие сексуальной ориентации.

Выбор - это сходить в Макдональдс или Бургер Кинг.

Когда человек растет с ним происходит огромные изменения, то, что природа вложила в него. Одним из таких вложений является врожденное влечение к чему-то. Уже в детстве по суб-признакам и явным признакам можно судить о том, в каком направлении ребенок развивается - гуманитарном или техническом, в художку или в музыку, в танцы или солдаты. По тем же признакам можно определить ориентацию ребенка до полового созревания. И это не игрушки или походка ребенка (как в нам представляют в Ворониных), это определенные наборы психологических признаков. В американской психологии, да и в целом западной, эта тема настолько разработана и продумана, что для выявления подобных признаков для детей даже был разработан аналог теста Люшера.

Но это всего лишь зачаток, который при желании на время можно погасить. К началу полового созревания подросток, как правило, находится в "подвешенном" состоянии: к 12 -14 годам мальчики (к 11-13 девочки) задаются вполне логичными вопросами - что, как, где в сексуальном мире. И от этих вопросов рано или поздно подросток приходит к отношениям с противоположным полом. В этот момент родители отдаляются от ребенка, ребенок стесняется всего и вся, особенно своей начинающейся сексуальной жизни. И естественно ему не с кем обсуждать свою ориентацию, и он гуглит все, что с этим связано. К 15 годам гомосексуальные, бисексуальные, пансексуальные и т.д подростки уже знают о том, что они "другие". Я тоже осознал, что я гей в 15 лет, когда стал понимать, что мне приятно общение с девушкой только как с другом, когда к парням я чувствовал что-то иное. В этот момент я находился в такой самоненависти, в таком гневе к самому себе, что просто не знал стоит ли мне жить. ВГТРК и Первый Канал особенно помогали осознать, что я дивиант, и таким как я место в специализированных клиниках. Но слава психологии, которая уберегла меня от этого ужаса пропаганды, и я ничего с собой не сделал, в отличи от абсолютного большинства своих ЛГБТ+ коллег.

Ориентация - это в первую очередь жизнь человека. И на протяжение своей жизни до камингаута самому себе все сталкиваются с некими сигналами. Человек не может выбирать структуру своего организма, своей личности. А ориентация это нечто среднее между организмом и личностью человека. Безусловно, если ребенок, с врожденной направленностью в гомосекусальность будет жить не зная о ней или же он будет непробиваемо "защищен" от всей пропаганды и т.п. он не раскроет свою ориентацию, так как она будет погашена и информация об этом будет скудна, но рано или поздно человек вновь придет к своей ориентации, потому что человек не может приказать самому себе не любить, не может сказать себе не жить.