Меню Рубрики

Какие ученые сохранением укреплением здоровья детей. Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Деятельность членов творческой группы

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. В дошкольном возрасте у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. И поэтому в дошкольном образовательном учреждении обязательной и первоочередной задачей работы с детьми должна стоять задача на укрепление здоровья ребенка и повышение сопротивляемости его организма к неблагоприятным факторам внешней среды. Отсюда вытекает огромная значимость оздоровительной работы с детьми, которая определяется как система гигиенических, собственно оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья детей, а также и на их развитие. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. Здоровье ребенка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Здоровье детей – будущее нашей страны, ее национальной безопасности. Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно построить здание потребности в здоровом образе жизни.

Основная цель работы:

  • обеспечение высокого уровня здоровья детей;
  • воспитание культуры осознанного отношения ребенка к здоровому образу жизни человека.

В связи с этим были поставлены задачи:

  • обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья;
  • сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
  • воспитывать желание самим заботиться о своем здоровье;
  • научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

В группе созданы необходимые педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; построение образовательного процесса дошкольников; оснащение группы разнообразным физкультурным оборудованием. В уголке здоровья собраны: мячи, скакалки, обручи, флажки, ленточки, палочки, мешочки, кегли, разнообразное оборудование для массажа рук, массажные дорожки для ходьбы, для профилактики плоскостопия, веревки, канат, картотеки игр и гимнастик, нетрадиционное оборудование, сделанное своими руками. В группе много игрушек, игр на спортивную тематику: «Футбол», «Хоккей», «Бадминтон», «Рыбалка», «Попади в цель», «Перетяжки», «Перемотки» и др.

В совместной деятельности, сюжетно-ролевых играх дети знакомятся с профессиями, которые помогают им быть здоровыми. Так например, во время сюжетно-ролевых игр «Больница», «Скорая помощь», у детей расширяются знания о работе врача. Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение дня. Игровой подход в работе с детьми позволяет ненавязчиво формировать у них осознанное отношение к своему здоровью без лишних наставлений, длительных и утомительных тренировок.

Осуществляется непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (оздоровительная, дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастики, гимнастика для глаз, самомассаж, точечный массаж, сказкотерапия, релаксации, игротерапия и другие оздоровительные технологии).

Обязательным элементом здоровьесберегающей организации является утренняя гимнастика. Комплекс утренней гимнастики подбираю с учетом двигательных умений и навыков детей. Использую музыкальное сопровождение, чтобы детям помочь эмоционально и физически раскрепоститься.

Особое внимание уделяю обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни; применяю на практике внедрение различных методов и приемов для создания здоровьесберегающего процесса в своей группе.

Оздоровительные минутки или как мы традиционно называем их физкультминутки, могут включать дыхательную гимнастику в игровой форме, гимнастику для глаз, пальчиковую гимнастику, самомассаж.

Динамические паузы применяю во время занятий 2-5 минут по мере утомляемости детей.

2. Гимнастика для глаз

Ежедневно, во время динамической паузы, я провожу с детьми гимнастику для глаз .

Целью проведения зрительной гимнастики - является формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья.

Такие упражнения необходимы для того, чтобы сохранить зрение малышам. Ведь 90% информации поступает как раз через глаза. Они работают на протяжении всего времени бодрствования ребенка, испытывая подчас колоссальную нагрузку. Упражнения для глаз, которые можно делать с малышами, достаточно просты. Необходимо с ними поморгать, попросить зажмуриться, широко открыть глаза и посмотреть вдаль. Также детям интересно следить за пальчиком, который то приближается к носу, то отдаляется от него Зрительные тренажеры. Это могут быть картинки, предметы, которые позволяют тренировать зрение. С их помощью проводятся занятия в детском саду. Особенно в старших группах. Такие здоровьесберегающие технологии в детском саду должны использоваться постоянно.

Дело в том, что нельзя использовать упражнения для детей старшего возраста при работе с детьми младшего возраста. Во-первых, малыши до 3-х лет хуже реагируют на так называемые быстрые движения, во-вторых, совсем маленькие ребята не могут слишком много времени уделить упражнениям. Поэтому комплекс должен ограничиваться не слишком продолжительными короткими упражнениями (время до 5-ти минут). Чем старше ребенок, тем можно больше времени уделить.

По использованию дополнительных атрибутов, можно выделить следующие виды упражнений.

1. С предметам, например работа с расположенными на стенах карточками.

С использованием специальных полей (изображаются какие-либо цветные фигуры (овал, восьмерка, волна, спираль, ромб и т. д.) или причудливо перекрещенные линии разных цветов толщиной 1 см. Этот плакат размещается выше уровня глаз в любом удобно месте (над доской, на боковой стене) . По просьбе педагога дети начинают «пробегать» глазами по заданной траектории. При этом каждому упражнению желательно придавать игровой или творческий характер упражнениям.

2. Без атрибутов (никакие предметы и плакаты не используются)

Моргание. Завуалировать упражнение как игру. Например, разыграть определенную ситуацию. Полет на луну, допустим, представить себя в ракете, а затем, чтобы ее завести, необходимо моргать. И детки с удовольствием будут повторять. Достаточно 10-12 морганий. Сначала частых, потом более медленных.

Следующее – зажмуривание. Буквально 3-5 раз.

Рисунок носиком. Для этого попросить малышей нарисовать простую фигуру так, как будто на носике прикреплен карандаш.

Таким образом, в игровой форме с дошкольниками можно проводить разминку для глаз. Как итог, здоровое зрение, меньше усталости и больше возможностей для обучения.

3. Дыхательная гимнастика

Очень важно уделять внимание и правильному дыханию. Во время вдоха грудная клетка должна расширяться, при этом входящий в легкие воздух попадает в альвеолы, где кровь насыщается кислородом. Важно, чтобы малыши дышали не поверхностно, а полной грудью. Стимулирующие упражнения необходимы не только детям, страдающим от частых простудных заболеваний, бронхитов, пневмоний, астмы, но и относительно здоровым малышам. Гимнастика для дыхания особо эффективна при заболеваниях, она способна отлично дополнить медикаментозное, физиотерапевтическое и даже гомеопатическое лечение. Для этих целей хорошо подходит упражнение «паровозик». При ходьбе необходимо делать движения руками, изображающие езду поезда и говорить «чух-чух». Также хорошо делать наклоны – вначале вдох, потом туловище сгибается в сторону и выдох. Популярно в ДО и упражнение «часики»: детки становятся прямо и начинают махать руками вперед и назад, произнося при этом «тик-так».

4. Пальчиковая гимнастика

Для развития мелкой моторики и развлечения детей важно проводить с ними регулярную разминку рук. Учеными было доказано, что именно стимуляция пальцев рук крох способствует развитию речи. Кроме того, она необходима для того, чтобы малыш лучше справлялся с рисованием и письмом и меньше уставал при проведении занятий. Дети 4-5 лет вполне самостоятельно могут делать многие упражнения. Из пальчиков можно предложить сложить очки, сделать зайчика, собачку или маску. Это достаточно простые здоровьесберегающие педагогические технологии, но их пользу сложно переоценить. Регулярное их использование в саду и дома поможет ребенку развить мелкую моторику и, соответственно, стимулировать речь.

5. Гимнастика пробуждения

Еще одним элементом, относящимся к комплексу мер, направленных на сохранение и стимулирование здоровья, являются упражнения, которые выполняются после дневного сна. Они могут различаться в зависимости от условий ДОУ. Часто делают упражнения на кроватках, самомассаж, проводят обширные умывания, прогулки по ребристым дощечкам, пробежки из спальни в игровую комнату, в которых поддерживается небольшая разница температур. В комплекс бодрящей гимнастики могут быть включены упражнения для профилактики нарушений осанки, предупреждения плоскостопия, элементы пальчиковых и дыхательных упражнений и другие виды. Здоровьесберегающие технологии, направленные на поддержание здоровья и активности малышей, также включают в себя ходьбу по кругу на носках, пятках, медленный бег. После таких упражнений эффективным считается закаливание. Такие бодрящие процедуры позволяют быстро включиться организму малыша в рабочий ритм и укрепить состояние его здоровья.

Во многих ДО важная роль отводится развитию навыков самомассажа. Он помогает не только расслабить мышцы, снять напряжение, но и улучшить координацию. Специально разработанные упражнения способны помочь научиться переключать движения – тормозить лишние и активизировать необходимые. Деток учат массировать ладони, предплечья, кисти рук. Для этого используются такие движения, как поглаживания, вдавливание, растирание, похлопывание, пощипывание, разгибание/сгибание пальчиков. Для такого массажа могут использовать и подручные предметы: карандаши, мячи, шарики. При этом важно, чтобы движения выполнялись в сторону лимфоузлов: от пальцев – к запястьям, от кистей – к локтям. Очень полезным является самомассаж лица. Он повышает интеллектуальную деятельность детей на 75%.

7. Подвижные игры

Подвижные и спортивные игры развивают у детей настойчивость, смелость, решительность, инициативу, сообразительность и мышление. В комплекс мероприятий, которые в официальных документах называются «здоровьесберегающие технологии в детском саду», в обязательном порядке должны быть включены подвижные игры. Это может быть бег парами, преодоление несложных препятствий. Популярные игры, в которых дети, разбитые на 2 команды, должны собирать определенные предметы на скорость. Также приветствуются любые другие виды подвижных игр.

Особая роль отводится отдыху и расслаблению. Для этих целей малышам включаю звуки природы или спокойную классическую музыку.

Релаксационные паузы помогают снять умственное, нервное и эмоциональное напряжение. Своевременное расслабление способно помочь восполнить силы, дать отдых мышцам и не позволить эмоциям выплеснуть через край. Это очень важные здоровьесберегающие технологии по ФГОС.

9. Занятия по физкультуре

Особое внимание отводится занятиям физической культурой. Физкультурно-оздоровительные технологии состоят из установленной программы, по которой должны заниматься дети со специальным инструктором под контролем воспитателей.

Здоровьесберегающие технологии физической культуры являются более востребованными у старших ребят. Для самых маленьких вполне достаточно 10 минут физкультуры. Для детей младшего возраста занятие должно длиться до 20 минут, среднего – до 25, старшего – на протяжении 25-30 минут. Перед физкультурой помещение проветривается, лишь после этого в него можно заводить детей.

Главной задачей этих занятий является формирование необходимых двигательных навыков и умений у малышей, развитие физических качеств. Также важно создать условия для реализации детьми своей потребности в двигательной активности. Все это является основой для их физического и психического благополучия.

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге помогает сформировать у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с родителями.

Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДО.

В работе с родителями мы стремимся к формированию у них представлений о влиянии здоровья ребёнка на успешность его обучения, повышение их активности в планировании и организации мероприятий, направленных на оздоровление детей в процессе образовательной деятельности (тематические родительские собрания, консультации педагогов). Проводятся различные спортивные праздники и досуговые мероприятия («День здоровья», «Мама, папа и я - спортивная семья», «Мы – мужчины!») во время которых педагоги, родители и дети сотрудничают на благо здоровья.

В дошкольном образовательном учреждении первостепенной задачей является охрана и укрепление здоровья детей. Работа педагогов нацелена на поддержание у ребёнка бодрого, жизнерадостного настроения, профилактику негативных эмоций и нервных срывов; совершенствование всех функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование основ физической культуры, потребности в ежедневных физических упражнениях, воспитание положительных нравственно – волевых качеств.

Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении осуществляется как на специальных физкультурных занятиях, так и в игровой деятельности и в повседневной жизни детей, в разнообразных формах организации двигательной деятельности.

В детском саду создаются благоприятные санитарно-гигиенические условия, соблюдается режим дня, обеспечивается заботливый уход за каждым ребёнком на основе личностно – ориентированного подхода; организуется полноценное питание, ежедневное пребывание на свежем воздухе; систематически во все времена года проводятся закаливающие мероприятия, утренняя гимнастика, при наличии соответствующих условий организуется обучение детей плаванию. Во всех возрастных группах большое внимание уделяется выработке у детей правильной осанки.

Не остаётся без внимания расширение индивидуального двигательного опыта ребёнка, последовательное обучение движениям и двигательным действиям: правильной, ритмичной, лёгкой ходьбе, бегу, умению прыгать с места и с разбега, разным видам метания, лазанья, движений с мячами. Дети обучаются чётко, ритмично, в определённом темпе выполнять различные физические упражнения по показу и на основе словесного описания, разученные движения выполняются под музыку.

Воспитатели создают в дошкольном учреждении обстановку, способствующую формированию навыков личной гигиены. Детей учат осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью, знакомят с элементарными правилами безопасного поведения.

Систематически проводятся под руководством медицинского работника различные виды закаливающих процедур с учётом индивидуальных особенностей детей.

Ежедневно проводится утренняя гимнастика в проветренном помещении.

Во время организованной образовательной деятельности, требующей большой умственной нагрузки, и в промежутках между ними проводятся физкультминутки продолжительностью 1-3 минуты.

В дошкольном учреждении ведущая деятельность – игровая . В целях профилактики переутомления в дошкольном образовательном учреждении традиционные занятия заменены комплексными, которые проводятся в игровой форме.

Педагоги обеспечивают достаточную, соответствующую возрастным особенностям двигательную активность детей в течение всего дня, используя подвижные, спортивные, народные игры и физические упражнения.

Каждый месяц проводятся физкультурные досуги и праздники .

На современном этапе задача нашего общества – воспитание здоровых, гармонично развитых людей, обладающих высокой умственной и физической работоспособностью. Для успешного решения этой задачи важно, как говорится, «беречь здоровье смолоду». А значит, необходимо укреплять здоровье ребёнка с первых дней его жизни.

Эффективным средством укрепления здоровья, снижения заболеваемости и повышения уровня работоспособности детей является закаливание организма. Солнце, воздух и вода – факторы, при систематическом воздействии которых повышается устойчивость организма к меняющимся погодным условиям.

Закаливание – это не только обтирание или обливание, но и повседневные обычные процедуры, не требующие специальной организации, дополнительного времени: нахождение в помещении и на воздухе в соответствующей одежде, умывание прохладной водой, сон при открытой форточке, окне, активные занятия физкультурой.

Воздух действует как комплексный раздражитель, усиливая процессы обмена веществ, увеличивая количество гемоглобина и эритроцитов, укрепляя нервную систему. Благоприятное его воздействие проявляется и в настроении ребёнка – он становится бодрым, жизнерадостным. Использовать свежий воздух в целях закаливания необходимо постоянно, в любое время года. Особенно благотворно влияет холодный зимний воздух в сочетании с активными физическими упражнениями и играми. Для правильного развития ребёнка важно, чтобы он находился на воздухе зимой 4-5 часов, а летом почти весь день. Организуя прогулки детей на воздухе, взрослые должны создавать условия для их активной деятельности.

Хорошее средство укрепления здоровья – закаливание водой.

Дети любят играть с нею; такие занятия улучшают настроение, вызывают у ребёнка радостные эмоции. Это надо использовать для оздоровления организма. Начинать водные процедуры лучше в тёплое время года. Умывать ребят прохладной водой. Вначале мыть руки до локтей, затем шею, лицо.

Одним из эффективных способов закаливания является контрастное обливание ног: сначала холодной водой – 24-25 градусов, затем тёплой – 36 градусов и вновь холодной.

Наиболее сильным оздоравливающим и закаливающим средством является купание в водоёме. Для здорового ребёнка оно допустимо в возрасте от 2 лет при температуре воздуха 25 – 28 градусов и воды не менее 22 градусов.

Надо помнить, что закаливающий эффект применяемых воздействий зависит от систематичности, непрерывности использования, постепенно нарастающей интенсивности процедур, учёта индивидуальной чувствительности ребёнка.

Если меры по укреплению здоровья ребёнка, проводимые в детском саду, дополняются ежедневными упражнениями и подвижными играми в семейных условиях, у него развиваются индивидуальные склонности и интересы. Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизни семьи. Поэтому воспитателю необходимо совершенствовать методы педагогической пропаганды среди родителей, вовлекать их в активный педагогический процесс, чтобы полученные ими знания воплощались в конкретной работе по воспитанию детей.

Большое значение в процессе выработки хорошей осанки имеют строго соблюдаемый режим дня, размер мебели, поза детей во время организованной образовательной деятельности, труда и других видов самостоятельной деятельности.

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей. Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков. Необходимость приступить после пробуждения к выполнению упражнений утренней гимнастики воспитывает волевые качества ребёнка: волю, настойчивость, дисциплинированность, упорство, самостоятельность.

Утренняя гимнастика ценна ещё и тем, что у детей вырабатывается привычка каждый день по утрам выполнять различные упражнения. Со временем эта полезная привычка переходит в потребность и сохраняется у человека на всю жизнь.

После интенсивных двигательных нагрузок необходимы дыхательные упражнения для восстановления дыхания. У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы слабые, поэтому дыхательные упражнения очень полезны. Они способствуют полноценному физическому развитию, являются профилактикой заболеваний дыхательной системы.

Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития. Именно в этом возрасте умственное и нравственное развитие ребёнка особенно зависит от его физического состояния и настроения.

Дошкольное воспитание играет значительную роль в создании условий для гармоничного развития человека, которое невозможно без физического воспитания.

С этой целью, чтобы занятия физической культурой были интересны детям, увлекательны, педагоги разрабатывают разнообразные элементы занимательного характера, направленные на активизацию двигательной активности детей, развитие ловкости и координации.

Великая ценность каждого человека – здоровье.

Вырастить ребёнка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением.

Совместная деятельность педагогов – детей – родителей позволяет:

  • повысить эффективность работы по оздоровлению детей;
  • получить необходимые знания о физическом развитии ребёнка;
  • сформировать потребность в здоровом образе жизни в своей семье;
  • снизить «дефицит» положительных эмоций у детей, создать атмосферу праздника при совместной спортивной деятельности;
  • увидеть, узнать работу детского сада по физическому развитию детей;
  • обеспечить преемственность методов и приёмов воспитания детей в семье и в детском саду.

Многолетний опыт подобной работы показывает, что результат занятий физической культурой и спортом бывает высоким тогда, когда возникает взаимодействие между семьёй и детским садом.

Совместная работа способствует укреплению и сохранению здоровья ребёнка, развитию его силы и выносливости, физических способностей, повышению сопротивляемости его организма болезням.

Необходимо с раннего возраста обучать детей:

  • безопасности в домашних условиях;
  • умению и желанию быть опрятным, аккуратным;
  • знакомить с правилами общения с животными;
  • формировать навыки поведения на дороге;
  • воспитывать осторожность в общении;
  • закреплять правила поведения на воде, на люду;
  • развивать эстетический вкус.

Только профессиональная компетентность педагогов дошкольного образовательного учреждения, любовь к своей профессии и, конечно же, к детям, способствуют сохранению и укреплению здоровья детей. Дети – будущее нашего общества. И, следовательно, от нас зависит его благополучие.

Список литературы

1. Е. Н. Вавилова «Укрепляйте здоровье детей». Изд. «Просвещение», М. 1986г.

2. Т. Е. Харченко «Утренняя гимнастика в детском саду». Изд. «Мозаика – Синтез», М. 2007г.

3. О. Н. Урбанская «Воспитателю о работе с семьёй». Изд. «Просвещение», М. 1977г.

Статья на тему: «Сохранение и укрепление здоровья дошкольника в образовательной деятельности»


Описание: данная статья предназначена для воспитателей детских садов, рассказывает об оздоровительной работе в образовательной деятельности

«Сохранение и укрепление здоровья дошкольника в образовательной деятельности»

«Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто!»
Сократ

Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезни и физических недостатков. Для всех людей на Земле саамы ценным является здоровье. А здоровье наших детей – это двойная ценность, потому что дети – самое дорогое, что у нас есть в жизни. К сожалению, в современном мире практически нет здоровых детей. В детском саду дети проводят значительную часть времени, и задача педагогов сохранять и укреплять их здоровье. Здоровый ребенок – счастливый и успешный ребенок а, значит, в какой-то мере, счастье детей и их успехи, настоящие и будущие, – в наших руках, руках педагогов.
Искусство счастливой и долгой жизни состоит в том, чтобы научить человека с раннего детства следить за своим здоровьем. Если этим не заниматься с детства, в дальнейшем трудно будет это наверстать. Именно поэтому приоритетом в воспитании дошкольников является повышение уровня физического и психического благополучия и прививание привычки регулярных занятий физкультурой.
Поэтому возникает необходимость создать определенную систему внедрения оздоровительной деятельности в образовательную систему.
В настоящее время - это одна из основных стратегических задач сохранения, развития страны. Для этого разработаны и действуют нормативно-правовые документы, которые регламентируют эту задачу: Закон РФ "Об образовании", О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" Указы президента России, ФГОС ДОО. Я и мои коллеги активно включаем оздоровительную работу в любой вид деятельности. Я хочу более подробно остановиться на сохранении и укреплении здоровья дошкольников в образовательной деятельности.
Изучая данную проблему, я пришла к выводу, что необходимо создавать такую систему работы, при которой происходит интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге будет способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.
Самое главное в моей работе, чтобы каждая образовательная деятельность сочеталась с активным отдыхом, происходила постоянная смена деятельности. Благодаря использованию технологий сохранения и стимулирования здоровья, у детей появляется устойчивая положительная мотивация к сохранению и укреплению своего здоровья. К тому же дети с большим интересом занимаются познавательной деятельностью, становятся более усидчивыми, внимательными, дольше сохраняют работоспособность и намного лучше усваивают материал.
Вся образовательная деятельность проходит с позитивным настроем, дети становятся более улыбчивыми, доброжелательными, открытыми, жизнерадостными и раскрепощенными. Они с большим желанием приступают к образовательному процессу, потому что они знают, что данная работа им не будет в тягость, а наоборот, даст положительные эмоции.
И здесь уже можно говорить о сохранении не только физического, но и психического здоровья, что является немаловажным для полноценного развития дошокльника.
Образовательную деятельность, которая требует повышенную познавательную активность и умственное напряжение детей, мы проводим в первой половине дня. Для профилактики утомления детей сочетаем её с физкультурными, музыкальными занятиями.
В настоящее время, с введением ФГТ и в дальнейшем ФГОС ДОО, я в своей работе использую интегрированную образовательную деятельность, что способствует снятию стрессообразующих факторов в процессе работы, созданию ситуации успеха у каждого ребенка. Перерывы между образовательной деятельностью разного вида не менее 10 мин., это время можно заполнить малоподвижными играми, релаксацией, танцевальными движениями.
Наш детский сад является экспериментальной площадкой программы «Мир открытий» Л.Г.Петерсон
Дидактической основой организации работы с детьми в программе «Мир открытий» является система дидактических принципов.
1.Принцип психологической комфортности - создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов.
2.Принцип деятельности - новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми на предметной основе
3. Принцип минимакса обеспечивает возможность продвижения каждого ребенка своим темпом
4.Принцип целостности - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира.
5.Принцип вариативности - умение осуществлять собственный выбор, предоставляется возможность выбора.
6. Принцип творчества - ориентировано на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности
7. Принцип непрерывности - преемственная связь между дошкольной подготовкой и начальной школой.
Данные принципы помогают педагогу сохранять и укреплять здоровье дошкольников.
В основе программы лежит системно-деятельностный подход, на ступени дошкольного образования – это технология «Ситуация», которая позволяет предотвратить утомление путем постоянной сменой деятельности и поз ребенка, использования различного рода игр, разнообразного дидактического материал, создания игровых ситуаций.
В свое практике в образовательной деятельности я использую:
1. Физкультминутки, динамические паузы, минутки здоровья, в которые включаю несколько упражнений, носящий игровой характер с целью создания возможности для кратковременного отдыха. Необходимо правильно выбрать время для проведения, иначе если физкультминутка проведена поздно, когда у детей уже наступает утомление, она не дает нужного эффекта.
2.Релаксацию – это состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения после сильных переживаний или физических усилий. Это особенно актуально в современном образовательном процессе, когда у детей идет активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания. Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.
3.Пальчиковую гимнастику, которая развивает мелкую моторику рук, речь, повышает работоспособность коры головного мозга, развивает психические процессы у ребенка, снимает тревожность.
4. Дыхательную гимнастику. Дыхание является важным составляющим здоровья ребенка, от него зависит физическая и умственная деятельность. В образовательной деятельности использую отдельные упражнения, основанные на носовом дыхании. Важно научить ребенка дышать через нос, иначе он не получат достаточно умственного развития, так как носовое дыхание стимулирует нервные окончания всех органов, находящихся в носоглотке.
5. Гимнастику для глаз. Глаза – один из важнейших органов, который надо беречь с раннего детства. В современной жизни это очень сложно. Телевизор, компьютер, а в старшем дошкольном возрасте и мобильный телефон - все это неотъемлемая часть жизни любого человека. Поэтому остро встает вопрос о сохранении зрения дошкольника. Зрительная гимнастика – замечательный помощник в борьбе за хорошее зрение. Главной задачей гимнастики для глаз у детей-дошкольников является формирование у малышей правильного представления о том, что о зрении необходимо заботиться. Регулярная гимнастика для глаз позволяет дать необходимый отдых глазам, повышает работоспособность зрения, улучшает кровообращение, предупреждает развитие некоторых заболеваний глаз, является профилактикой близорукости и дальнозоркости. Кроме того, любой учебный материал усваивается более эффективно.
6.Так же использую нетрадиционные методы, например в изобразительной деятельности. Организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования является одним из способов, направленных на создание условий для эмоционального и творческого самовыражения ребенка. Нетрадиционные техники рисования играют важную роль в общем психическом развитии ребенка, развивает фантазию, воображение, мелкую моторику рук, в тоже время положительно влияют на развитие эмоций, сопровождающих процесс рисования, оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы.
Таким образом, я считаю, что в современном мире, чтобы добиться результатов в сохранении и укреплении здоровья дошкольника, нужно этим заниматься не от случая к случаю, а в системе, включая оздоровительную работу в любой вид деятельности.

В дошкольных учреждениях имеются большие возможности для укрепления здоровья детей, формирования у них основ здорового образа жизни. На протяжении всего периода пребывания ребёнка в детском саду обеспечивается не только охрана его здоровья, но и используются средства, способствующие совершенствованию функций организма.

Оздоровительная работа осуществляется разнообразными способами, которые тесно взаимосвязаны. Поэтому она требует постоянного контакта педагогического коллектива с медицинскими работниками а так же родителями, от которых зависит благополучие и здоровье детей в условиях семьи .

Забота о детях, их благополучии, счастье и здоровье всегда будет главной заботой семьи. Прочное место в режиме дня семьи должна занять физическая культура. Здоровье малыша, развитие его интеллекта, формирование характера, воспитание у него полезных навыков и умений – вот важнейшие задачи, стоящие перед родителями . Основными направлениями формирования здорово образа жизни у дошкольников будут являться:

  • Физкультурное образование детей . В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста обязательно должен быть раздел теоретической подготовки, направленный на формирование у детей знаний об особенностях строения человеческого тела, функционирования организма, расположения внутренних органов, их назначении. Немаловажным должен являться раздел, направленный на формирование знаний о вредных, вредящих здоровью привычек и о полезных, укрепляющих здоровье факторах. Так же необходимо предоставит детям знания о грамотном питании, о влиянии средств окружающей среды на здоровье человека. С этой целью используются беседы с детьми перед прогулками, занятиями, демонстрация им плакатов, слайдов и фильмов о здоровом образе жизни. Так же отдельно организуются лекции для родителей об особенностях развития детского организма, организации правильного двигательного режима для них, опасностях нарушений развития, оздоровительных средствах физической культуры .
  • Оптимизация двигательной активности . Специалисты считают, что ребёнок должен находиться в движении не менее 50% бодрствования. Между тем, изучение режима дня в детских садах показало, что на долю физических упражнений приходится не более 25-30 % времени. Занятия физкультурой в семье помогают возместить этот дефицит движения. С этой целью необходима разработка домашних упражнений для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, рекомендаций для родителей по активизации двигательного режима детей .

3) Закаливающие процедуры, проводимые в условиях детского сада и семьи. Закаливание – это система мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к условиям холода, жары, солнечной радиации, особенно при резких колебаниях.

В основе закаливания лежит процесс образования условных рефлексов, благодаря которым и достигается наиболее совершенное приспособление организма к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Закалённый человек способен легче переносить отрицательные воздействия окружающей среды. Известно, что закаливание создаёт возможность сохранять и укреплять здоровье и работоспособность.

В дошкольном возрасте в основном используют следующие виды закаливания :

— Закаливание воздухом. Воздух всегда находится в движении. Кожные покровы ребёнка, подвергаясь воздействию то медленных, то более быстрых обвевающих покровов воздуха, охлаждаются соответственно то в большей, то в меньшей степени, что в свою очередь вызывает непрерывную защитную работу сосудодвигательных механизмов: либо сужение, либо расширение кожных капилляров. В результате систематической тренировки кожных покровов воздушными ваннами, в организме вырабатывается способность быстро и целесообразно приспосабливать кровенаполнение кожи в зависимости от охлаждающего воздействия внешней среды.

— Закаливание солнечными лучами. К специальным оздоровительным и закаливающим процедурам следует отнести свето-воздушные и солнечные ванны летом на воздухе, а так же облучение ультрафиолетовыми лучами от искусственных источников излучения в осенне-зимний период.

— Закаливание водой. Закаливание водой начинают с наиболее слабых – местных водных процедур. К ним относятся обливание отдельных частей тела, влажные обтирания до пояса. Чаще всего в детских учреждениях используют обливание ног с постепенным снижением температуры.

4) Формирование правильного режима дня. Все физиологические процессы в организме совершаются в определённом ритме. Поэтому очень важно приучить ребёнка к строго чередующемуся режиму бодрствования, сна, игр, отдыха, приёма пищи. Именно так с детства формируются полезные привычки и навыки, воспитание которых имеет огромную ценность для укрепления здоровья и повышения работоспособности. Если дети не приучены к порядку и строгому режиму, то они растут раздражительными, капризными, с очень неуравновешенной нервной системой .

5) Разучивание с детьми приёмов самомассажа, элементов корригирующей и дыхательной гимнастики.

— Оздоровительная физическая культура предлагает сегодня достаточно много дыхательных методик, технологий, оздоровительных систем, проверенных практикой и обоснованных научно. Многие прогрессивно мыслящие врачи путем использования различных видов дыхания добиваются удивительных результатов в исцелении.

— Корригирующая гимнастика представляет собой специально подобранный комплекс упражнений имеющих профилактическую направленность. Она используется для улучшения состояния нервной системы, повышения тонуса организма, снятия отрицательных эмоций, улучшения телосложения и исправления осанки. Основными формами корригирующей гимнастики являются:

лечебная гимнастика;

— гимнастика после дневного сна;

пальчиковая гимнастика;

— физкультминутки.

— При проведении самомассажа с детьми, зачастую воздействуют на мышцы рук и ног, стопу, пальцы рук и ног. Массаж следует начинать с поглаживания, затем применять растирание, выжимание, далее разминание, потряхивание и, если необходимо, ударные приёмы вибрации. Между всеми приёмами делают поглаживание, потряхивание, ими же и заканчивают массаж .

6) Планомерная организация процесса физического воспитания в условиях ДОУ. Одно из основных направлений оздоровительной работы в дошкольных учреждениях – проведение всех форм лечебно-профилактических мероприятий. Это плановые медицинские осмотры, диспансеризация, с последующим лечением нуждающихся в нём детей; профилактические прививки; определение уровня физического развития на основе измерения антропометрических данных; организация своевременной консультации специалистов для детей с отклонениями в состоянии здоровья; врачебный контроль за физическим воспитанием; санитарно-просветительская работа .

Изучение состояния здоровья детей в дошкольных учреждениях предполагает его оценку по четырём основным критериям (Комплексная оценка состояния здоровья детей дошкольного возраста):

  • наличие или отсутствие заболевания;
  • уровень физического и нервно-психического развития, их гармоничность;
  • уровень физиологических систем организма;
  • устойчивость к воздействию вредных факторов среды (в том числе к заболеваниям).

Положительная динамика основных показателей у детей проявляется в процессе регулярных медицинских осмотров, эффективность которых во многом зависит от работы педагогов. Именно педагог может раньше всех заметить какие-либо изменения в состоянии здоровья детей, все улучшения которые происходят под влиянием лечения и вовремя информировать медицинского работника. В связи с этим в дошкольных образовательных учреждениях планомерно построен процесс физического воспитания, цели и задачи которого посвящены укреплению здоровья детей, гармоничному физическому и психическому развитию. В него включены утренняя гимнастика, физкультурные занятия, спортивные праздники и подвижные игры на прогулках.

Список литературы

  1. Абрамишвили, Г.А., Карпов В.Ю., Добежин А.В., Овсянникова И.Н. Дифференцированное физическое воспитание учащихся младших классов на основе учёта их типологических особенностей // Ученые записки им. П.Ф. Лесгафта. -2012. — № 9 (91). — С. 7-14.
  2. Алексеева, С. И. Удовлетворение потребности в движении детей старшего дошкольного возраста средствами физкультурно-ритмических занятий / материалы Всероссийской научно-практической конференции (Волгоград, 18-20 октября 2012). – Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», – С. 160-165.
  3. Аслаханов, С.-А.М. Педагогические принципы трансформации этнологической физической культуры в современную практику физического воспитания // Ученые записки им. П.Ф. Лесгафта. – 2013. — № 7 (101). — С.15-18.
  4. Асташина, М. П. Физическое воспитание детей 3-7 лет в традициях русской народной культуры: монография. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2010. – 176 с.
  5. Глазырина, Л.Д., В.А. Овсянкин. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 176 с.
  6. Евсеев, С. П., О.Э. Евсеева. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: учебник / С. П. Евсеев, О. Э. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2013. – 388 с.
  7. Иванова, Л.А., Звонова Т.А. Одно из направлений здоровьесберегающей, оздоровительно-развивающей работы в дошкольном учреждении // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2013. — № 3 (97). – С. 72-77.
  8. Фомина, Н.А., С.В. Карпушина. Физическое воспитание детей дошкольного возраста на основе интегрированного подхода / материалы Всероссийской научно-практической конференции (Волгоград, 18-20 октября 2012). – Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», — 2012. – С. 51-56.

Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, форм и методов работы, направленных на укрепление и всестороннее физическое развитие детей. Система физического воспитания у дошкольников строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Так как физические упражнения являются средствами коррекции физического развития дошкольников, то в связи с этим были определены:

- оздоровительные задачи , которые направлены на охрану и укрепление физического развития ребенка. Они способствуют гармоничному психосоматическому развитию, совершенствованию защитных функций организма посредством закаливания, повышению устойчивости к различным заболеваниям, неблагоприятным воздействиям внешней среды, увеличению работоспособности ребенка.

Оздоровительные задачи конкретизируются с учетом индивидуальных особенностей развития организма ребенка и направлены на:

˗формирование правильной осанки

˗своевременное окостенение опорно-двигательного аппарата

˗формирование изгибов позвоночника

˗развитие сводов стопы

˗укрепление связочно-суставного аппарата

˗развитие гармоничного телосложения

˗развитие мышц лица, туловища, ног, рук, плечевого пояса, шеи, глаз, ˗внутренних органов – сердца, кровеносных сосудов, дыхательных мышц и др.

Оздоровление ребенка предполагает также совершенствование деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, развитие умения приспосабливаться к меняющейся нагрузке и внешним условиям.

Образовательные задачи:

˗в процессе физического воспитания ребенок приобретает систему знаний о физических упражнениях, их структуре, оздоровительном воздействии на организм.

˗повышение уровня знания педагогического персонала о влиянии физических упражнений на организм ребенка.

Нельзя не подчеркнуть значение воспитательных задач направленных на:

˗у детей дошкольников – желание быть здоровыми

˗самостоятельность при выборе средств закаливания и чувства ответственности за свое здоровье

˗потребность в ежедневных физических упражнениях

˗умение рационально использовать физические упражнения в самостоятельной двигательной деятельности.

Все вышеперечисленные задачи решаются в комплексе в процессе коррекционно-образовательной деятельности.

1.2.Средства укрепления и сбережения физического развития дошкольников

Основными разделами оздоровительной работы в дошкольных учреждениях являются организация рациональной двигательной активности детей, реализация системы эффективного закаливания, применение психогигиенических и психопрофилактических средств и методов.

Рациональный оздоровительный режим является основным средством коррекции физического развития в дошкольных учреждениях.

«Гармоническому физическому и полноценному психическому развитию ребенка способствует гибкий режим дня»- утверждает Маханева М.Д. в представленном ею пособии «Воспитание здорового ребенка». Причем понятие «гибкий режим дня» по ее мнению следует рассматривать в 3-х аспектах:

˗динамичный режим дня для детей

˗гибкий график работы воспитателей, специалистов и всего обслуживающего персонала

˗разная длительность пребывания детей в группе

Режим дня для детей предусматривает их разнообразную деятельность в течение всего дня в соответствии с интересами и потребностями, с учетом времени года, возраста детей, а также состояния их здоровья. Автором приведен примерный режим дня в детском саду на осенне-зимний период при 12- часовом пребывании. Причем программные задачи решаются не только на занятиях, но и в повседневной жизни, в играх, на прогулке и т.д. Маханева М.Д. в предложенном ею опыте работы считает, что такой режим дня обеспечивает жизнеспособность и функциональную деятельность различных органов, создает условия для своевременного и правильного физического развития, дает возможность педагогам раскрыть индивидуальные особенности и творческий потенциал каждого ребенка. В каждом детском саду, подчеркивает автор, гибкая динамичная конструкция режима дня может быть откорректирована в зависимости от условий и особенностей детей, однако время основных компонентов режима дня должно оставаться неизменным.

Я считаю, что с вышеизложенными данными нужно согласиться.

Ведущим разделом коррекционно-оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях является диагностика.

Диагностика - комплекс тестов, включающих определение исходных показателей физического развития, физической подготовленности дошкольников. Диагностические технологии позволяют определить уровень здоровья и психического развития, уточнить характер заболевания, своевременно выявить и прогнозировать возможные отклонения, а также индивидуально - дифференцированно подходить к выбору оздоровительных воздействий.

Ведущая роль в совершенствовании физического и психического развития ребенка отводится двигательной активности .

За последние годы появились данные о биохимическом аспекте в механизмах влияния физических нагрузок на регулирующие системы. Установлено, что систематические физические упражнения способствуют увеличению продукции нейропептидов – это вещества, продуцируемые головным мозгом, что благоприятно отражается на настроении, улучшает сон и повышает работоспособность. Выполнение упражнений наряду с подвижными играми обеспечивает условия для гармонического физического развития ребенка.

Одним из нередко встречающихся отклонений в физическом развитии в период дошкольного возраста являются дефекты осанки. Рационально организованные и проводимые физические упражнения-эффективное средство не только предупреждения, но и лечения нарушений осанки.

Широкое использование физических упражнений в виде спортивных игр, физкультурных занятий, ритмической гимнастики, аэробики, бассейна в комплексе с контрастным обливанием способствует эффективному, всестороннему развитию и оздоровлению детей. Оптимальное использование физических упражнений приводит к ослаблению стресса и напряжения детского организма, повышению уровня метаболизма, улучшает физическую, психическую и интеллектуальную работоспособность детей. Специально проведенные исследования выявили, что люди, использующие в своей повседневной жизни элементы закаливания или оздоровительно-закаливающие процедуры в различных вариантах, значительно легче переносят смену климатических условий, изменение погоды, более устойчивы к холоду и к жаре, а если и заболевают, то болезнь их протекает в легкой форме и продолжительность ее невелика. Для того чтобы у детей подобные качества сформировались, закаливание нужно начинать с самого раннего возраста.

С позиций физиологии в основе закаливания лежит выработка организмом ответных условнорефлекторных сосудистых реакций на воздействие раздражителя (закаливающего фактора). Регулярное и систематическое применение малых доз раздражителя – низких и высоких температур воды или воздуха, воздействие природных факторов – способствует активизации защитных реакций организма. Это приводит к тренировке механизмов терморегуляциии, других физиологических систем, участвующих в укреплении иммунитета.

Основные принципы закаливания впервые были сформулированы еще в 1910 году выдающимся педиатром Г.Н.Сперанским, который обращал внимание на то, что осуществлять закаливание следует только при полном здоровье ребенка, увеличивая постепенно интенсивность процедур, проведение которых должно быть систематическим при строгом соблюдении индивидуальных особенностей.

В современных учебных учреждениях применяются вариативные методы закаливания и оздоровления детей:

    воздушно – контрастное закаливание по методике Ю.Ф.Змановского;

    дневной сон с открытыми фрамугами;

    физические упражнения в помещениях с контрастной температурой воздуха;

    ежедневное полоскание горла кипяченой водой комнатной температуры;

    ультрафиолетовое облучение (УФО) по традиционной методике;

    аэронизация воздуха;

  1. точечный массаж.

Нужно согласиться с предложенными оздоровительными мероприятиями, но все-таки я считаю, что дневной сон должен проводиться в заранее хорошо проветренном помещении до необходимой температуры воздуха, но не с открытыми фрамугами. Так как открытые фрамуги, на мой взгляд, во время сна могут стать источником сквозняков, лишнего шума с улицы, что в свою очередь может оказать неблагоприятное влияние на спокойный сон ребенка. К принятию фиточая и аэронизации воздуха так же следует относиться осторожно, так как, на мой взгляд, это не всем детям подходит одинаково.

Следующим средством коррекции физического развития, оказывающего мощное воздействие, является плавание.

Плавание оказывает благотворное воздействие на сердечно – сосудистую систему, способствуя экономичности ее деятельности. Плавание является также эффективным средством профилактики и лечения нарушений осанки.

Занятия по плаванию не должны нарушать режим дня и воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении. Их следует проводить в такое время, чтобы дети не плавали непосредственно после еды и не выходили сразу после плавания на улицу.

Массаж – великолепное средство для коррекции каких-либо отклонений в физическом развитии у детей. Массаж – это ритмичное раздражение кожи с определенной силой и в определенной последовательности. Массаж действует непосредственно на кожу и те органы, которые находятся ближе к коже. Под влиянием массажа улучшается секреторная функция сальных и потовых желез (закаливающий эффект), в мышцах усиливаются окислительно-восстановительные процессы и повышается их сократительная способность. При массаже быстрее происходит укрепление мышц и восстанавливается их работоспособность, чем при полном покое. Это объясняется тем, что при массаже усиливается ток лимфы и с нею из тканей удаляются продукты обмена, а также усиливается ток венозной крови.

Одно из основных условий успешной реализации комплексной работы – постоянный и тесный контакт воспитателя, учителя с медицинскими работниками детского сада, учебного учреждения и родителями воспитанников. Необходимо добиваться единых требований к режиму дня в семье и дошкольном учреждении. Родителям нужно разъяснять значимость проводимых в дошкольном учреждении коррекционно-оздоровительных мер для здоровья детей.