Меню Рубрики

Олег ТорсуновВеды о детях. Как воспитать хороших детей. Воспитание детей по ведам

Воспитывая детей, мы хотим привить им все лучшее, научить их мудрости, смелости, открытости, развить всевозможные таланты, но если мы на своем примере не можем продемонстрировать эти качества, то, скорее всего, наши попытки будут тщетными.

Воспитание детей по ведам

Воспитание детей по ведам происходит на основе Ведической культуры в целом. Что подразумевает эта культура?

  1. Перерождение. Мы не раз приходим в этот мир, и наш характер зависит от того, кем мы были в прошлой жизни. Поэтому ребенок, который только родился в семье, может превосходить своих старших близких по опыту и положению и воспринимать его следует как «учителя».
  2. Семейная атмосфера. Если у ребенка есть все задатки гения и он обладает талантом, то попадая в гнетущую среду, он может зарыть свой талант в землю и не раскрыть свои способности.
  3. Раздельное обучение. Согласно ведам, мальчики и девочки должны обучаться разным наукам. Это зависит от предназначения и способностей детей разных полов.
  4. Индивидуальный подход. Воспитание ребенка по ведам подразумевает индивидуальный подход к особенностям развития и характера ребенка.
  5. Личный пример. Все педагогические методы родители подтверждают своим личным примером. Если вы хотите, чтобы ребенок уважал вас и ваше мнение – уважайте своих родителей и старших близких, если хотите, чтобы ребенок себя реализовал в искусстве – творите сами, покажите весь спектр художественных возможностей и т.д.

Согласно воспитанию детей по ведам само понятие «воспитание» не считается приемлемым. Скорее, воспитание – это совместная работа, работа не только детей, но и родителей. Необходимо постоянно совершенствовать свои навыки, способности и другие особенные качества личности, которые и делают человека индивидуальностью.

«Помните, главы Родов Великих, что никогда не следует оставлять заботу о всех потомках Родов своих до их телесной и Духовной зрелости. Ибо не окрепшее и не достигшее зрелости подрастающее потомство Родов ваших, не может быть надежной опорой в последующей жизни Родов ваших».

Слово Мудрости волхва Велимудра

Ведическое воспитание мальчиков.

Существует Ведическая система воспитания мальчиков и девочек. Это воспитание совершенно разное. В воспитании мальчиков и девочек есть разница, так же как есть разница между мужчиной и женщиной. Эта разница заключается в том, что в мальчике нужно воспитывать ответственность за общество, за свою будущую жену, за своих будущих детей и увеличивать в целом силу разума, силу познания, силу навыка.

В Ведическом обществе мальчиков с пяти лет отдавали в духовную школу. Мальчика же воспитывал в духовной школе его духовный учитель - человек, который обладает высочайшими качествами нравственности, и для ребенка было самое ужасное не то, чтобы не сделать уроки, или сказать что-то поперек духовному учителю, или отнестись к нему непочтительно. Здесь очень важно понять, что воспитание - это сложная наука, а не просто приказ что-то сделать. Ребенок всегда склонен идти за тем, кто обладает хорошими качествами. И духовным учителем становился тот, кто обладал такими качествами: честностью, ответственностью, добротой, мудростью, простотой, знанием законов, терпением, эрудицией, отсутствием зависти и критицизма, твердостью характера и т. д.

Мальчик, попадая в такую среду, где культивируется практическое реализованное знание, с самого детства становился, похож на своего духовного учителя. Он начинал серьезно себя вести, он понимал, что такое честность, долг, что такое обязанности, он понимал, чем отличается мужчина от женщины, что он должен быть более тверд во всем, более решителен и защищать женщину.

В Ведическом обществе мальчик воспитывался в духовной школе до 25 лет, соответственно он овладевал всем необходимым для него практическим знанием, получал профессию и воспитание в соответствии с его типом характера. Так как он обучался практическому знанию узко направленно, то становился очень хорошим специалистом. И в 25 лет был уже достаточно зрелой личностью.

Еще имеет значение то, что у человека после полового созревания, если он не имеет излишнего контакта с противоположным полом, быстро формируются положительные качества характера. Он становится склонным культивировать в себе нравственность и чистоту.


Мальчик с 13 до 25 лет не может управлять своей половой энергией. То есть он просто идет у нее на «поводу», его тянет воспользоваться противоположным полом и испортить в себе нравственность таким образом. Поэтому детей еще в пять лет, изолировали друг от друга, не давая им возможности общаться, и они росли в своем кругу. Но им давали знание, как надо вести себя с девочками, обо всех аспектах отношений: как надо разговаривать, как контролировать себя и т. д.

Мужчина женился примерно в возрасте 25 лет, а девушка обычно выходила замуж с 14 до 17 - 18 лет, не позже. Согласно ведической концепции считалось и считается сейчас, что женщина способна быть хорошей женой и матерью только в том случае, если тот мужчина, с которым она встречается близко самый первый раз, остается ее мужем.
Здесь надо понять такую вещь, что у женщины половые функции развиваются более сильно уже в юном возрасте до 18 лет, а затем постепенно угасают. У мужчины же они сначала нарастают до 25 лет, а затем угасают. Поэтому у женщины инстинкт жить с семьей и желание любить очень силен с 14 до 18 лет. В это время у нее формируется глубокая привязанность к мужу. Если до этого времени она не выходит замуж, то начинается угасание необходимости иметь защитника в жизни, быть замужем становится далеко не главным. Если девушка выходит в раннем возрасте замуж, то она испытывает глубокие чувства к своему мужу. В Ведическом обществе, было, правило, чтобы девушка была младше мужа на 7 - 12 лет. И если она видела, что ее муж уже зрелая личность, обладающая всеми хорошими качествами, она естественным образом, становилась склонной слушать его, служить ему и что-то для него делать. И если складывалась такая семья, то она становилась идеальной.

Если женщина чувствует постоянную заботу, поддержку и защиту, если она видит самые лучшие качества личности перед собой, то она гордится своим мужем и считает себя абсолютно защищенной и счастливой. А мужчина видит перед собой красивую молодую особу со всеми хорошими качествами, не испорченную, очень нежную и верную.

Это очень важно, потому что женщина не может быть верной, когда она испытала эту возможность - быть неверной. А если она не знает неверности, то у нее даже в мыслях нет того, что она должна вести себя как-то по-другому. Общеизвестно, что главная цель воспитания - это сотворение духовно и телесно здоровой личности, которая будет успешно реализовывать себя в обществе.

Для достижения этого, у наших предков существовала система возрастных посвящений. Это были своеобразные обряды-испытания, которые структурировали детскую психику и воспитывали гармоничного человека, личность, которая могла легко и непринужденно найти выход из любой тяжелой жизненной ситуации.

Возрастные Посвящения - это обряды, позволяющие осуществить качественный переход из одного возрастного состояния в другое. На протяжении каждого периода своей жизни ребенок обучается определенным навыкам, овладевает теми умениями и знаниями, которые позволяют ему перейти в соответствующую его возрасту группу и занять соответствующие место в обществе.

Каждое возрастное посвящение это своеобразный экзамен для ребенка и родителей, сдача которого свидетельствует о готовности к новому отрезку жизни. Оно дает дополнительную духовно-магическую силу и внутренней стержень, который в дальнейшем позволяет стать более успешной личностью.

Все великие, известные люди прошлого и современного проходили те или иные посвящения которые позволили им достигнуть жизненных высот. Благодаря возрождению Родной Ведической Традиции Наследия Предков сегодня это также возможно нашим детям...

Обряд Имянаречения . Когда ребенок рождается, то этот обряд проводят на девятый день или до сорокового. Маленькому человечку дается тайное и явное имя и вкладывается сила исцеления - Жива. Явное имя используется в миру, им представляются, оно отображает предназначение души для данного воплощения. Тайное имя - это имя нашей души, ключ к родовой памяти, по этому имени нас узнают в других мирах.

Имянаречение дает возможность человеку самому отвечать за свои поступки, в ином случае за все действия отвечают наши родители, а если они не наречены, то цепочка уходит вдаль. При наречении у ребенка появляются вторые родители - божатые, это женщина и мужчина, лучше всего, если они являются мужем и женой, как единое целое. Это духовные родители, которые будут присутствовать на всех посвящениях, и будут научать, и наставлять ребенка по жизни. Для мальчика играет большую роль божатый отец, а для девочки важна божатая мать.

Посвящение, которое проходит мальчик после обряда Имянаречения - это Обряд Пострижен. Когда мальчику исполняется годик, то ему нужно состригать волосы полностью, чтобы отрезать его от влияния мира Нави, мальчик связан с Правью, вышним миром Богов. До года ребенка ни кому не показывали, только близким родственникам доводилось нянчиться. Когда после годика ваше чадо находится на «чужих» глазах, его стоит «защищать». Наши бабушки повязывали красную шерстяную ниточку на правую руку ребенка от сглаза. До года ребенок находился под опекой Божича Коляды.

Мальчики от 3 до 6 лет. Обряд Посадки на коня.

Посвящение соединяет мальчика с мужскими, божественными проявлениями стихий. Позволяет проявить и утвердить в сознании ребенка понимание себя как будущего мужчины. Обряд наполняет мальчика благословением Рода, пробуждает духовные качества, связанные с мужской сутью. Образ мужчины формируется на примере отца, героев народных сказок, былин. Воспитываются следующие качества: мужество, сдержанность, твердость, бесстрашие, упрямство, уверенность, сила.

Мальчики от 7 до 13 лет. Обряд Подпоясывание.

Это возрастное посвящение направлено на утверждение ребенка на пути самостоятельного развития, выход с уровня ребенка на уровень мальчика. Символизирует перевод мальчика от обучения в роду к обучению в общине. Усиливает наполнение мальчика мужской силой на очередном отрезке самосознания им своего пола. Это обряд Триединства духовной, душевной и телесной целостности мальчика. При подготовке к обряду мальчики обучаются умению ориентироваться на местности, выживанию в природных условиях, принципам гармоничного сотрудничества в группе сверстников. Наставники помогают им развить врожденные сверхчеловеческие способности, проводят ежедневные тренировки боевому искусству, развивающие игры. Мальчики учатся стрелять из лука, ездить верхом на лошади, строить висячие мосты и канатные переправы. Все это благоприятствует развитию таких качеств, как сила, смелость, ловкость, мужество, смекалка, находчивость. Кроме этого усиливает понятие дружбы и взаимовыручки.

Парни от 12 до 17 лет. Обряд Ярилы. Ярение .

Символизирует переход мальчика в состояние юноши, мужчины. Посвящение призвано помочь более глубокому осознанию своей мужской сути, наполнению ярой энергией деятельности, достатка, активности, ответственности, мужества, выносливости.

Парни от 17 - 20 лет. Обряд Перуновые мечи.

Символизирует переход юноши в состояние мужчины-воина. Это обряд - состязание. Посвящение призвано помочь более глубокому утверждению мужской сути, силы и мощи.


В подготовке данной информации использовались ведические материалы и изображения из ресурсов Интернета.

«Исполняющие Небесные Устои Светлых Богов, Мать-Природа дарует жизненные силы, а Небесные Боги даруют Роду его, счастье в сердце и богатство детьми. Боги-Покровители Рода оберегают сего благостного человека и близких его, от всякого зла, кривды, тьмы и обмана, и сия Благость, также истинна и верна, как свет Ярилы-Солнца в Небесах, и как постоянное течение воды в реке».

Слово Мудрости волхва Велимудра

ВЕДИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕВОЧЕК.

Воспитание девочки - это дать ей понимание значимости: что такое семья, зачем она нужна, чтобы девочка правильно ориентировалась во всех семейных делах и взаимоотношениях. В Ведической культуре девочка воспитывалась дома, и часто маме помогали подруги и знакомые, искусные в разных областях: в кулинарии, вышивании и т. д. Конечно же качества характера девочки воспитывались в соответствии с поведением взрослых женщин, на которых она смотрела.

Когда в мир приходит душа, она приходит с большой любовью в сердце, и только от родителей, зависит, будет ли девочка счастлива. Как её воспитают, сколько тепла, ласки и знаний вложат в неё, так она и будет строить свой мир. Словно нежный цветок, расцветает девичья душа. Помните об этом, дорогие родители!

Наши мудрые предки воспитывали своих детей в традиции. Как для мальчика, так и для девочки очень важно вовремя проходить Возрастные Посвящения.

Что такое возрастное посвящение? Душа, проходя возрастное посвящение, взрастает и меняется. Чтобы перейти из одного состояния в другое, необходимо «умереть» в старом качестве и возродится в новом. Самый яркий и всем понятный пример: девушка выходит замуж, она «умирает» как девушка и рождается как женщина, это переход.
Каждое возрастное посвящение - это испытание не только для ребенка, но и для родителей. Когда ребенок проходит этот экзамен, он свидетельствует о готовности к новому отрезку жизни.

Посвята дает внутренний стержень и дополнительную духовно-магическую защиту. В дальнейшем это позволяет стать более успешным. Ребенок обучается определенным навыкам и умениям, которые позволяют ему перейти в соответствующую его возрасту группу и занять соответствующее место в обществе. При возрастном посвящении всегда присутствовал весь Род, вся семья собиралась провести ребёнка на следующий этап. Для родственников это был настоящий праздник, к посвящениям относились очень трепетно, ребёнок чувствовал единство всего Рода и с детства берёг эту традицию. Сопровождалось такое действие обрядом и на каждом посвящении славились те Боги и Богини, которые приходили благословить ребенка. На обрядах пели народные счастливые песни, читались гимны Богам, приносились пожертвы. Большую роль в такой день играет и обрядовая одежда, которую мама подготавливает для дочери. На каждое посвящение шилась своя одежда с определённой вышивкой. Комнату украшали рушниками, на божницу (в красный угол) ставили образы Богинь.

Обряд Имянаречения . Когда ребенок рождается, то этот обряд проводят на девятый день или до сорокового. Маленькому человечку дается тайное и явное имя и вкладывается сила исцеления - Жива. Явное имя используется в миру, им представляются, оно отображает предназначение души для данного воплощения. Тайное имя - это имя нашей души, ключ к родовой памяти, по этому имени нас узнают в других мирах. Имянаречение дает возможность человеку самому отвечать за свои поступки, в ином случае за все действия отвечают наши родители, а если они не наречены, то цепочка уходит вдаль. При наречении у ребенка появляются вторые родители - божатые, это женщина и мужчина, хорошо, если они являются мужем и женой, как единое целое. Это духовные родители, которые будут присутствовать на всех посвящениях, и будут научать, и наставлять ребенка по жизни. Для девочки важна божатая мать, а для мальчика играет большую роль божатый отец.

Посвящение, которое проходит девочка после обряда Имянаречения - это Обряд Пострижен. Когда девочке исполняется годик, ей подстригают волосы. Но полностью головку не подстригают, состригают только пушок. Девочка рождена берегиней, которая приводит в мир души детей, то есть она связана с навью, миром потусторонним, через свои косы. А мальчикам наоборот нужно состригать волосы полностью, чтобы отрезать его от влияния мира Нави, мальчик связан с Правью, вышним миром Богов.
До года ребенка ни кому не показывали, только близким родственникам доводилось нянчиться. Когда после годика ваше чадо находится на «чужих» глазах, его стоит «защищать». Наши бабушки повязывали красную шерстяную ниточку на правую руку ребенка от сглаза. До года ребенок находился под опекой Божича Коляды.



Девочки от 3 до 6 лет. Обряд Зарницы-Провестницы.

В этом возрасте девочкам очень хочется быть похожей на маму: надеть платье, бусики, серьги. При этом посвящении девочке обрядово надевают её первое украшение. Серьги подготавливают божатые родители заранее. Цвет камня в золотых колечках символизирует то, к чему более расположена малышка. На каждое посвящение родители готовят пожертву Богиням и купель для омовения девочки. Воду настаивают на травах, добавляют зерно, как символ плодовитости, и мама, если она счастлива в семейной жизни, кладет на дно купели своё обручальное кольцо, благословляя тем самым дочь на счастливую жизнь. Родители прославляли Вечернюю Зорьку, приносили её пожертву. А на рассвете с молитвами и дарами обращались к Богине Утренней Заре, чтобы было благословение дочери. С этого момента девочка посвящена в будущую Берегиню Рода . Обряд соединяет девочку с женскими божественными проявлениями стихий. Так же благоприятствует осознанию ребенком своего пола и закладке правильного образа будущей женщины. Наполняет девочку женской сутью.

В таком возрасте девочку уже можно приучать к рукоделию. Показывать дочке, как вышиваете сами. Научить её свивать веревочку, делать самую простую куклу. Одевать девочку нукжно, как девочку. Если дочка будет с детства знать, что есть красивые платья и бусы, то это поможет ей развить в себе один из аспектов женственности. Но она должна не только на себе видеть такую одежду, и мама должна показывать пример своим внешним видом. Ребенок всегда подражает взрослым. Рассказывать нужно девочке про то, какие добродетели взращивают в себе Богини. Нужно развивать ещё в маленькой доченьке такие качества как нежность, мягкость, чувствительность, любовь к окружающему миру и животным.

Учите девочку, что мир вокруг нас дышит, он живой. Живые цветы, деревья, трава, живая земля. Вода слышит и чувствует, как и мы. Помните об этом и сами. Рассказывайте дочке о Богах и Богинях. Как земля - Макошь дышит, как она всех любит и дарит всем плоды свои, кормит всех. И как все должны свято относиться к нашей Матери. Рвать травку и цветы и не использовать их в еду по ненадобности нельзя. Если просто сорвать, играться и бросить - это неуважительное отношение, то и каждый разрешает так же неуважительно относиться и к себе. Все травы, деревья и цветы - это волосы нашей Матери. Помните, что Макоша Матушка - это проявление рождения. Она рождает и дает нам право родить. Это старшая Рожаница, именно к ней, женщины, обращаются со своими молитвами, дабы привести в мир Яви светлые души наших предков.

Рассказывайте, что у огня есть несколько проявлений. Это Солнце - Батюшка Дажьбог, который дает нам жизнь, согревает всех нас. Встречайте вместе по утру солнышко молитвами и песнями.

Расскажите своей маленькой Ладушке, что солнце может нас исцелять, если мы его попросим. Еще одно проявление огня, за него отвечает Огнебог, - это огонь, который горит на капищах и в наших печах, на нём мы готовим еду. Относитесь к нему с уважением. Пусть на обеденном столе во время приёма пищи горит свеча. Подарите вашей дочке ответственность, пусть она зажигает свечу перед едой. Так же читайте молитву перед приёмом пищи и благодарите Богов после. Вышнее проявление огня - Отец Сварог, вместе с Матушкой Ладой порождают они Вселенные. Рассказывайте, что ручейки, речки, дождик - вся вода живая. Дана - Богиня воды, маленькая Лада, её влагоречивое проявление в мирах Прави, Яви и Нави. Мы можем нашептать добрые пожелания и обратиться с молитвой к Матушке Дане о здоровье и красоте.
Рассказывайте дочке, что ветерок, который дует на нас, это Стрибог Батюшка. Он нам может помогать в делах.

От Зарницы до Закосычения Богиня Утренняя Заря - вкладывает в девочку свою силу.

Девочки от 6 до 12 лет. Обряд Закосычения.

Это когда девочке обрядово заплетают две косы. Одну косу заплетает мама, другую - отец. В косы заплетают красивые ленты, благоухающие травы. Девочке дарят гребешки, заколки, ленточки. Хорошо, если с этого момента начните больше приучать девочку к домашнему труду, будете учить её готовить, шить, вышивать. Прививайте ей такие качества, как терпение, хозяйственность, аккуратность, трудолюбие. Развивайте в ней мягкость и нежность. В этом возрасте так же учили женской магии и правилам хорошего тона. То, что вложите в этом возрасте в неё и будет ей подмогой в жизни. Закладывайте в неё только самые светлые образы. Садите вместе цветы, рассказывайте ей, как цвета сочетаются между собой. Это скажется на её вкусах в одежде и в быту. Девочка природно будет понимать значение цветов. Хорошо, если девочка будет учиться ответственности с детства. Объясните ей, что за цветами нужно ухаживать, их нужно поливать и подкучивать, а если на цветок не обращать внимание, то он может завянуть. Можно поручить ей уход за животными, например за щенком, объяснять, что его нужно кормить, купать, гулять с ним и убирать за ним. Выпекайте вместе пироги - она будет хорошей хозяйкой. Если девочка будет вышивать, то она будет терпеливой.

Учите девочку общаться с Богами и Богинями молитвами, учите правильно приносить пожертвы. Рассказывайте, к каким Богам нужно обращаться в той или иной ситуации.

Обряд направлен на выход из состояния ребенка в состояние девочки. Это переход от обучения в Роду, то есть у мамы, к обучению в общине, группе сверстников. Так же учит правильному восприятию общества и благоприятствует наполнению девочки женской энергией стихий. В этот период до следующего обряда девочку под свою опеку брала Богиня Леля - Богиня девичьей нежности и кротости.

Посвящение в Лельник девушка проходит, когда ей исполняется 13 лет. Это первый общественный обряд девочки-подростка. Её готовят к состоянию женщины.
Тогда девушка уже могла хороводы водить и песни с девушками петь, на праздниках участвовать в игрищах и гадать на суженного. Такая девушка одевалась уже по-другому, наряжалась в красивые сарафаны и вплетала яркие ленты в косы. Кстати, цвет ленты мог рассказать о том, каким мастерством владеет девушка. Парни обращали на неё своё внимание. Такую девушку уже воспитывали другие девушки, которые прошли обряд Лельника. После Лельника девушку уже могли сватать. С этого момента она усердно готовилась к замужеству. Вышивала себе приданное, готовила одежду, училась домашнему ведовству.

Невесту себе парень выбирал по родословной, которая, как картинка разворачивалась в вышивке, в символике и цветах одежды. Выбирал по волосам, чтобы здоровые и густые были - это здоровье женщины. Выбирал по глазам - это зеркало души. Девушки пели народные песни, которые с младенчества вливались в детскую душу с голосом матери и бабушки. Песня раскрывает внутренний мир человека.

Само посвящение проявляет зрелые божественные качества стихий, он «запускает» её на новый этап и наполняет душу, тело и ум ещё большей силой любви, нежности и женственности. Девушки в таком возрасте проходят обучение, которое раскрывает в ней все силы и умения будущей женщины. Такую подготовку проходят все девочки, а обряд проводится для тех, кому исполняется пятнадцать лет.

После Лельника отдавала Леля девочку под опеку Вечерней Зореньке - Весте, покровительнице девушек, которые должны замуж выходить и девушка проходила следующий обряд.


Обряд Вестунки. Девушки 16 до 20 лет
. В таком возрасте проводилась глубокая духовная работа над собой, принятие себя как будущей жены и матери. Проявление чувств, магия стихий. Женственность, любовь и материнство. Девушка обучалась рукоделию, семейным и родовым обрядам. Раскрывала понятие мужчины и принятия его в свой мир.

Каждая девочка в роду является основой будущей семьи, поэтому традиционным воспитанием в ней развивают высокие душевные качества, которые должны проявиться в чистоте помыслов и мудром использовании родовых ведических знаний.

Матери очень внимательно относились к воспитанию девочек и прохождению ими всех возрастных посвящений и обрядов. Чем старше становится дочь, тем большим пониманием о мире и его построении родители должны её наполнить.

Всегда необходимо помнить, что перед вами живая душа, и вы должны помочь ей осознать своё место в этом мире!


В подготовке данной информации использовались ведические материалы и изображения из ресурсов Интернета.

Особенности воспитания мальчиков и девочек

Давайте остановимся на обстоятельстве, которое не всегда учитывается, но его необходимо иметь в виду. Существует ведическая система воспитания мальчиков и девочек. Их воспитывают совершенно по-разному. В воспитании мальчиков и девочек есть разница так же, как есть разница между мужчиной и женщиной. Эта разница заключается в том, что в мальчике надо воспитывать ответственность за общество, за свою будущую жену, за своих будущих детей и увеличивать силу разума, силу познания, силу навыка, то есть воспитывать положительные качества, связанные с ответственностью. В ведическом обществе мальчиков отдавали в духовную школу с пяти лет.

Воспитывать девочку – значит, научить ее понимать, что такое семья, зачем она нужна, научить хорошо ориентироваться в сложностях семейной жизни. В ведической культуре девочка воспитывалась дома, и часто маме в воспитании помогали подруги и знакомые, искусные в разных областях: в кулинарии, в вышивании и т. д. Качества характера у девочки формировались в соответствии с поведением взрослых женщин, с которыми она общалась.

Девочка получает послушание через то, как мать относится к отцу. Если мать очень смиренно относится к отцу, девочка тоже смиренной вырастает, и у нее будет счастливая семейная жизнь. Если она видит прямо противоположное отношение, то и вести она себя будет точно так же в своей семье.

Девочек надо учить "словами". Девочка должна научиться слушать: у нее есть природная склонность к этому. Если девочка провинилась, но умение слушать вас сформировано, то ее надо воспитывать словами. Если она не понимает, то надо применять наказание – лишение общения – то есть не разговаривать с ней. В угол ставить – это уже самый крайний способ, который не всегда бывает приемлем. Если использовать в воспитании девочки крайние способы наказания, то ее характер грубеет, становится очень жестоким.

С мальчиками надо вести себя очень решительно, воспитывать в них ответственность. С ними нельзя играть в поддавки или не обращать внимания на то, что они делают, нужно сразу переходить к серьезным разговорам и наказаниям. Этим должен заниматься мужчина. Женщина не может решительно наказывать. Мальчик должен любить своего отца и одновременно бояться наказания. В семье должно культивироваться уважение к отцу, а мать должна оказывать почтение своему мужу. И ребенок, когда будет это видеть, будет уважать своего отца и будет послушным. Разумность дает ребенку именно отец.

Мальчика в ведической культуре воспитывал в духовной школе духовный учитель – человек, обладающий высочайшими нравственными качествами. И самым ужасным для ребенка было не отсутствие выполненных уроков, а сказать что-то наперекор духовному учителю или отнестись к нему непочтительно.

Очень важно понять, что воспитание – это сложная наука, а воспитывать значит не просто отдавать приказы. Ребенок всегда склонен идти за тем, кто этого достоин. Духовным учителем становился тот, кто обладал честностью, ответственностью, добротой, простотой, знанием законов, смиренностью, эрудицией, аскетизмом, отсутствием зависти и критицизма, твердостью характера.

И ребенок, попадая в среду, где культивируется практическое, реализованное знание, с самого детства становился похожим на своего духовного учителя. Он начинал серьезно себя вести, понимал, что такое честность, долг, обязанности, понимал, чем отличается мужчина от женщины, что мужчина должен быть более тверд во всем, более решителен, что его долг – защищать женщину и т. д.

В ведическом обществе мальчик воспитывался в духовной школе до двадцати пяти лет, соответственно, он овладевал всем практическим знанием, необходимым для него, а также получал профессию, потому что там обучали в соответствии с типом характера. Так как он обучался практическому знанию узконаправленно, то становился хорошим специалистом. И в двадцать пять лет он был уже достаточно зрелой личностью.

Еще имеет значение то, что у молодого человека после полового созревания, если он не имеет излишних контактов с противоположным полом, быстро формируются положительные качества характера. Он становится склонным культивировать в себе нравственность, чистоту и т. д.

Все хорошие качества интенсивно развиваются в том случае, если молодой человек не контактирует с противоположным полом до женитьбы. И наоборот, если юноша ведет активную половую жизнь до женитьбы, у него неуклонно развиваются плохие качества. Это связано с тем, что с тринадцати до двадцати пяти лет мальчик не может управлять своей половой энергией. Обычно он просто идет у нее на поводу, его тянет воспользоваться противоположным полом.

Поэтому мальчиков еще с пяти лет изолировали от девочек, и они росли в своем кругу. Но им давали знание, как надо вести себя с девочками, с будущей женой, им давали знание обо всех аспектах отношений: как надо разговаривать, как контролировать себя и т. д. Это знание давалось подробно, в соответствии с возрастом ученика.

Мужчина женился примерно в двадцать пять лет, девушка обычно выходила замуж с четырнадцати до семнадцати-восемнадцати лет, не позже. Согласно ведической концепции, считалось, и считается сейчас, что женщина способна быть хорошей женой и матерью только в том случае, если мужчина, с которым она встречается близко самый первый раз, становится ее мужем.

Поэтому у женщины желание создать семью очень сильно с четырнадцати до восемнадцати лет. В это время у нее формируется глубокая привязанность к мужу. Если до этого времени она не выходит замуж, то постепенно угасает необходимость иметь защитника, наставника, а факт замужества для нее становится не самым важным в жизни. Если девушка выходит замуж в раннем возрасте, то она испытывает более глубокие чувства к своему супругу.

В ведическом обществе было принято за правило, чтобы девушка была младше мужа на семь-двенадцать лет. И если она видела, что ее муж уже зрелая личность, обладающая всеми хорошими качествами, она естественным образом становилась склонной слушать его, служить ему И такая семья, если она складывалась, становилась идеальной. Когда женщина чувствует постоянную заботу, поддержку и защиту, видит в своем муже самые лучшие человеческие качества, то она гордится своим мужем и чувствует себя абсолютно защищенной и счастливой. А мужчина видит перед собой молодую женщину со всеми хорошими качествами, неиспорченную, очень нежную и верную. Это очень важно, потому что женщина не может быть верной, если она привлеклась возможностью быть неверной. А если она не знает неверности, то у нее даже в мыслях нет того, что она должна вести себя как-то по-другому. Таким образом, учитывались все описанные особенности характера мужчины и женщины. Эти ведические советы дают естественный и легкий путь к достижению счастья и гармонии в семье.

Средства педагогического воздействия: наказание и поощрение

Наказание

Теперь поговорим о типах наказания детей. Наказание насилием возможно и иногда необходимо в воспитании. Потому что у любого ребенка есть отрицательные качества по судьбе и он должен понять, что при их проявлении будет получать определенную негативную реакцию от окружающих. Существуют же запрещенные действия: перебегать дорогу жечь спички, бросать камнем в кого-нибудь. Это естественным образом проявляется в детях. Такие поступки могут быть причиной смерти, страха, убийства, несчастных случаев. И как родители должны реагировать на них?

Первое, что надо понять: если вы шлепнете ребенка по мягкому месту, то в этом ничего плохого нет. Там находится центр упрямства человека, и этот центр действует определенным образом. Если вы шлепаете правой рукой, то отдаете свою силу этому центру. Если вы добры к ребенку в это время, испытываете сострадание и нежность, то ребенок получает аналогичную силу, при этом он сразу смягчится, успокоится и будет вас уважать. В состоянии упрямства ребенок не склонен слушаться. Но если вы "влепили" ему силу доброты туда, вниз, то, естественным образом, он начинает слушать. Если это сделано правильно, с умом, то ребенок успокаивается. Таким образом, надо понять, что физическое наказание имеет место быть, но важно ваше намерение и состояние, в момент наказания.

Второй вариант – неправильный, в этом случае будет отрицательный результат: если со злобой шлепнуть ребенка, он начнет злиться, орать и еще больше упрямиться. Продолжая так воспитывать, можно получить два варианта: он заболеет или перестанет вас любить. То есть или он сломается и попросит у вас прощения, или заболеет, но останется при своем, при этом он может перестать любить вас. Применение насилия с добротой, из чувства долга, убережет ребенка от гораздо более серьезных бед во внешнем мире. Но насилие, возникшее из несдержанности, даст в будущем только проблемы.

Эта книга о том, как воспитать и развить ребенка, сформировать в нем морально-нравственные качества необходимые для любого человека, пробудить в нем настоящую, истинную мотивацию к обучению и помочь найти себя в жизни. В тексте содержатся принципы ведического воспитания, адаптированные под современные реалии; эти принципы являются такими же неоспоримыми законами природы, как законы физики и лежат в основе всех ситуаций воспитания. Конечно, многие из вас их знают, но не всегда им следуют, а если следуют, то применяют неправильно. Часто можно встретить ситуации, где родители запугивают, принуждают своих детей к чему-либо или даже кричат на них, относятся грубо и нетерпеливо как к детям, так и друг к другу, в результате чего ломаются многие судьбы. Данная книга не только о том, как правильно воспитать ребенка, но и о том, как создать внутри себя и внутри семьи атмосферу радости, благости и гармонии.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Веды о детях. Как воспитать хороших детей (О. Г. Торсунов, 2016) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Актуальность древнего знания: ведические аспекты и психологические принципы воспитания

Процесс становления и развития личности

Как воспитать достойного ребенка

Большинство людей не понимают, что такое воспитание детей. Они думают, что воспитание означает, что надо силы вкладывать в ребенка. Но еще не во что вкладывать силы, у ребенка разум пока не сформировался. Он просто живет на эмоциях: он получает впечатления от родителей и от этих впечатлений строится его поведение, а не от того, как его воспитали.

Надо понять, что настоящее воспитание происходит в результате отношений между родителями. Именно этими отношениями воспитывается ребенок. И поэтому родители должны вкладывать силы друг в друга. Для того чтобы ребенок вырос честным человеком, надо в семье честные отношения строить. Для того чтобы ребенок вырос не злобным человеком, надо, чтобы отношения были не злобными. Для того чтобы ребенок не был жадным человеком, надо чтобы в семье не было жадности.

Поэтому большинство людей не знают, что такое воспитание. Они думают, воспитывая, надо вкладывать силы в ребенка, надо его третировать, требовать от него что-то. Но если, допустим, цветок только начал расти, у него появился маленький бутончик, а вы захотели, чтоб он уже был красивой розой и раскрыли его. Что вы увидите внутри? Ничего, пустоту. Разум у мужчины созревает в двадцать пять лет, если он не принимал наркотики, не употреблял алкоголь, не курил, у женщины – пораньше, примерно в двадцать лет. До этого времени человек не может глубоко понять, что от него требуют.

У детей обостренное чувство справедливости. Несправедливость для них раскрывается в двух аспектах: по-доброму к нему относятся родители или нет; справедливо ли требование. Ребенок сам не может дать себе отчет, почему несправедливо требование, просто ему не хочется так делать, и он не делает.

Итак, Веды объясняют правила жизни в семье, они объясняют, что дома надо не только расслабляться, дома необходимо совершать аскезы. Причем женщина совершает аскезы в отношениях. Она устанавливает отношения, она первая укрощает свой характер перед мужем. А мужчина устанавливает аскезы в борьбе со своими желаниями, чувствами и со своим телом.

Веды объясняют, что когда ребенок рождается, то судьба дает поблажку. Она благодарит за то, что родился ребенок, поэтому в первые годы после рождения очень хорошая карма исходит от ребенка. Но если родители ведут себя неправильно, то постепенно эта ситуация меняется, и в дальнейшем от ребенка начинает исходить карма все хуже и хуже, и к тринадцати годам уже вырастает «чудо-юдо». И если к четырнадцати годам родители не предприняли мер и все также ведут себя, то неизмеримы будут их страдания в дальнейшем. И лишь те, кто воспитывал правильно своего ребенка, получат благодарность.

Но большинство родителей в наше время не знают, как правильно воспитывать. Почему? А чему мы учимся? Математике, физике, химии, IT-технологиям, бизнесу. Но что-нибудь из этого связано с взаимоотношениями в семье, воспитанием детей, выполнением своих обязанностей перед близкими людьми, правильным поведением?

Не надо печалиться, на самом деле, все поправимо. Надо лишь понять, что если ваш тринадцатилетний ребенок неуправляем, ничего с этим делать не надо. Просто нужно понять, что такое любовь, и проявлять ее по отношению к своим близким.

Любовь заключается в том, что ты можешь терпеть человека. Учись, принимай его таким, какой он есть, и терпи его. Но и любить ребенка стоит на расстоянии, не нужно излишне приближать его внутренний мир к своему. Основная ошибка воспитания заключается в том, что родители очень близко переживают происходящие с ребенком проблемы. Это же отдельная личность, которая живет своей жизнью, а не «кусок» вашего тела!

Вот ребенок, допустим, буйно себя ведет, не контролирует себя, не слушается. Ничего страшного. Поймите, что он все еще ребенок, даже если ему четырнадцать-пятнадцать лет, разума у него еще нет. Это значит, что он зависит от атмосферы, в которой живет. Если вы меняете атмосферу, допустим, вы дома начинаете молиться, желать всем счастья, прощать своих близких, просить прощения, выполнять свои обязанности, улучшать отношения с мужем или с женой, соблюдать режим дня, делать все, как положено, вы увидите, что постепенно поведение ребенка тоже начнет меняться. О том, как обучить детей правильному соблюдению режима дня вы можете прочитать в книге «Законы счастливой семейной жизни (Том 1)».

Потому что детей нельзя поменять с помощью прямого воздействия на них – это вызывает оборону. Они начинают злиться, защищаться, их надо менять с помощью незаметных поступков: меняя свою жизнь, мы меняем наших детей. Надо понять, что легче всего дать знание другу, тяжелее – близкому человеку. Мужу, жене передать какое-то знание очень тяжело. Еще тяжелее – родителям, а еще тяжелее – детям, потому, что они вас как облупленных знают. И если родитель ведет себя правильно, то ребенок автоматически начинает вести себя точно так же, ему ничего не надо передавать.

Случается, что родители, считавшие свою модель воспитания хорошей, узнают, что их ребенок наркоман. Первое, что надо понять, наркомания – это болезнь. Это не значит, что он плохой, это болезнь, и он больной. Откуда болезнь берется? Болезнь берется от того, что человек не имеет счастья в жизни, он не знает, что такое счастье. Но если дома у человека, создается атмосфера, в которой люди знают, что такое счастье, в этом случае его болезнь начинает угасать, потому что энергия счастья воздействует на него, и ему становится легче жить.

Сначала ты собой занимаешься, в результате этого меняется твой близкий человек, а потом уже меняются и ваши дети. Таков процесс воспитания. Вы сразу скажете, ну, это же очень трудно и долго, надо какую-то другую технику предпринять. А других техник нет. Почему? Потому что у детей нет разума. Для того чтобы человеку объяснить, нужно, чтобы он понял. А дети не могут понимать, они просто находятся в полной зависимости от того понимания, которое им прививают родители, какой пример показывают. Если в родителях есть внутри какое-то понимание, у детей точно такое же понимание будет, они, пока маленькие, действуют просто как система зеркал, полностью отражая то, что у нас происходит, просто мы не понимаем, неужели это мое отражение. Да, к сожалению.

Например, мы даже в муже не можем видеть свое отражение. Часто жена думает: «Я такая скромная, простая, он такой злой, ненавистный, какое же это отражение?» Прямое отражение. Если женщина забитая, она очень сильно привязана к мужу и зависит от него очень сильно психически, то мужчина будет звереть. Но если эта женщина родится в мужском теле, то она будет вести себя точно так же, а этот мужчина, будет точно так же себя вести в женском теле. Это является отражением, только всегда отражение в разных телах по-разному работает. Независимость в женском теле ведет себя определенным образом, а в детском теле совсем по-другому, но это та же самая независимость.

Конец ознакомительного фрагмента.