Меню Рубрики

Пример самосознания. Самосознание и его формы. Сознание как высшая форма психического отражения

Билет №18: Сознание как высшая форма психического отражения. Структура сознания. Самосознание и его формы.

Сознание как высшая форма психического отражения.

Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Свойства сознания

С.Л. Рубинштейн выделяет следующие свойства сознания:

  • построение отношений;
  • познание;
  • переживание.

Каждый акт сознания редко может быть либо только познанием, либо только переживанием, либо только отношением; чаще он включает эти три компонента. Однако степень выраженности каждого из этих компонентов весьма различна. Поэтому каждый акт сознания можно рассматривать как точку в системе координат этих трех важнейших психологических категорий. См.: Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. – М., 1957.

При анализе механизмов сознания важно преодоление так называемой мозговой метафоры. Сознание является продуктом и результатом деятельности систем, к которым относится и индивид, и общество, а не только мозг. Важнейшим свойством таких систем является возможность создания недостающих им функциональных органов, своего рода новообразований, которые в принципе невозможно редуцировать к тем или иным компонентам исходной системы. Сознание должно выступать в качестве «суперпозиции функциональных органов».

Свойства сознания как функционального органа:

  • реактивность;
  • чувствительность;
  • диалогизм;
  • полифоничность;
  • спонтанность развития;
  • рефлексивность.

Функции сознания

К основным функциям сознания относятся следующие:

  • отражательная;
  • порождающая (творческая, или креативная);
  • регулятивно-оценочная;
  • рефлексивная;
  • духовная.

Основными характеристиками сознания являются:

  • отражение окружающего мира с помощью познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение). Нарушение любого из познавательных процессов приводит к расстройству сознания;
  • различение субъекта и объекта (т.е. того, что принадлежит "Я" и "не Я"), которое происходит в процессе формирования самосознания человека. Человек - единственное живое существо, способное к самопознанию;
  • самооценки своих поступков и себя в целом. По выражению Гегеля, "человек есть животное, но он уже не животное, потому что знает, что он животное.
  • обеспечение целеустремлённой деятельности человека. Благодаря опережающему отображению человек раскрывает причинно-следственные связи, предусматривает будущее, ставит перед собой цель, учитывает мотивы и принимает волевые решения, вносит необходимые коррективы, преодолевает трудности. Своей деятельностью он активно влияет на окружающий мир;
  • наличие эмоционально-оценочных отношений ко всему, что происходит вокруг, к другим людям и к самому себе. Эта характеристика сознания проявляется наиболее отчетливо в таких нравственных чувствах, как чувство долга, патриотизм, интернационализм и др. Переживания усиливают четкость осознания себя и окружающего мира, а потому является важным стимулом для активизации сознания.

Структура сознания



В более узком и специальном значении под сознанием имеют в виду не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как осознание вещей, а также переживание , то есть определенное отношение к содержанию того, что отражается. Способ, каким существует сознание, и каким нечто существует для него, это - знание . Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают всей его структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания.

Чувства, эмоции суть компоненты человеческого сознания. Процесс познавания затрагивает все стороны внутреннего мира человека - потребности, интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком мира содержит в себе как образное выражение, так и чувства.

Познание не ограничивается познавательными процессами, направленными на объект (внимание), эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в дело благодаря усилиям воли . Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их гармоничное объединение, их интегральное сложно структурированное целое.

Сознание предполагает выделение субъектом самого себя в качестве носителя определенной активной позиции по отношению к миру. Это выделение себя, отношение к себе, оценка своих возможностей, которые являются необходимым компонентом всякого сознания, образуют разные формы той специфической характеристики человека, которая именуется самосознанием.

О низком уровне сознания говорят тогда, когда человек недостаточно осознает обстоятельства, при которых он действует, и свое отношение к ним. Известно, что по правилам воспитанности нужно уступать место в транспорте пожилым женщинам, детям. Но не все так делают.

Высокий уровень сознания характеризуется тем, что человек раскрывает существенно необходимые связи, руководствуясь удаленной и общественно значимой целью и определенными мотивами, и соответственно планирует, организует и регулирует свои действия. Сознательный человек действует определенным образом потому, что иначе не может. Чем сложнее и ответственнее задача, тем выше должен быть уровень сознания.

Сознательная деятельность человека не исключает наличия в ней бессознательного . Осознаются цель деятельности, пути достижения цели, частично мотивы, а вот способы выполнения часто автоматизированы.

Самосознание и его формы.

Главная функция самосознания – сделать для человека доступными мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя. Если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может либо заняться самоусовершенствованием, саморазвитием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта.

Самосознание проявляется в: познавательной (самочувствие, самонаблюдение, самоанализ, самокритика), эмоциональной (самочувствие, самолюбие, скромность, гордость, чувство собственного достоинства) и волевой (сдержанность, самоконтроль, самообладание, дисциплина) формах.

Самосознание - динамичное исторически развивающееся образование, выступающее на разных уровнях и в разных формах. Первой его формой, которую иногда называют самочувствием, является элементарное осознание своего тела и его вписанности в мир окружающих вещей и людей. Оказывается, что простое восприятие предметов в качестве существующих вне данного человека и независимо от его сознания уже предполагает определенные формы самоотнесенности, то есть некоторый вид самосознания. Психологи говорят о том, что осознание действительности на уровне восприятия предполагает определенную, включенную в этот процесс "схему мира". Но последняя, в свою очередь, в качестве своего необходимого компонента предполагает определенную "схему тела".

Следующий, более высокий уровень самосознания связан с осознанием себя в качестве принадлежащего к тому или иному человеческому сообществу, той или иной культуре и социальной группе. Наконец, самый высокий уровень развития этого процесса - возникновение сознания Я как совершенно особого образования, похожего на Я других людей и вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого, могущего совершать свободные поступки и нести за них ответственность, что с необходимостью предполагает возможность контроля над своими действиями и их оценку.

Однако самосознание - это не только разнообразные формы и уровни самопознания. Это также всегда и самооценка и самоконтроль. Самосознание предполагает сопоставление себя с определенным, принятым данным человеком идеалом Я, вынесение некоторой самооценки и - как следствие - возникновение чувства удовлетворения или же недовольства собой.

Самосознание - настолько очевидное свойство каждого человека, что факт его существования не может вызвать никаких сомнений. Более того, значительная и весьма влиятельная ветвь идеалистической философии утверждала, начиная с Декарта, что самосознание - это как раз единственное, в чем никак нельзя усомниться. Ведь если я вижу какой-то предмет, то он может оказаться моей иллюзией или галлюцинацией. Однако же я никоим образом не могу сомневаться в том, что существую и существует процесс моего восприятия чего-то (пусть даже это будет галлюцинация). И вместе с тем самое небольшое размышление над фактом самосознания вскрывает его глубокую парадоксальность. Ведь для того, чтобы осознавать самого себя, нужно видеть себя как бы со стороны. Но со стороны меня может видеть только другой человек, а не я. Даже свое тело я лишь отчасти могу видеть так, как его видит другой. Глаз может видеть все, кроме самого себя. Для того чтобы человек мог видеть самого себя, осознавать самого себя, ему необходимо иметь зеркало. Увидев свой образ в зеркале и запомнив его, человек получает возможность уже без зеркала, в своем сознании видеть себя как бы "со стороны", как "другого", то есть в самом сознании выходить за его пределы. Но для того чтобы человек увидел себя в зеркале, он должен осознать, что в зеркале отражен именно он, а не какое-то другое существо. Восприятие зеркального отображения как своего подобия кажется абсолютно очевидным. Между тем в действительности это вовсе не так. Недаром животные не узнают себя в зеркале. Оказывается, для того чтобы человек увидел себя в зеркале, он должен уже обладать определенными формами самосознания. Формы эти не даны изначально. Человек их усваивает и конструирует. Он усваивает эти формы с помощью другого зеркала, уже не реального, а метафорического.

Уровни самосознания:

Природный: выделение субъекта из среды, переживание субъектной отнесенности собственных действий: то, что я переживаю – конкретно я (филогенетические предпосылки самосознания возникают сразу с предпосылками сознания).

Социальный: сравнение себя с другими. Критерий – появление речи, возникновение продуктивного диалога дитя со взрослым, у дитя возникает возможность децентрации. Возможность говорить не значит способности вести продуктивный разговор, мешает эгоцентризм (пока он не преодолен, нет осознания себя, понимания что это – моя точка зрения).

Личностный: рефлексия собственных переживаний; осознание собственных мотивов.

Уровни развития самосознания

Уровни Самопознание (познавательная часть) Самоотношение (эмоциональная и волевая составляющие)
Природный Когнитивное представление о себе, схема тела, связана с доречевым сенсомоторным интеллектом – чувственная, двигательная и сенсорная стороны Смутное либо мышечное чувство – общее переживание удобства либо дискомфорта
Социальный Я-образ (восприятие себя), формируется при сравнении себя с другими. Перцептивное представление о себе, адаптация перцепции и поведения Самоуважение (Маслоу) – аффективная, эмоциональная саморегуляция – волевая часть
Личность Я-концепция (интеллектуальное, мыслительное представление о себе), понимание обстоятельств собственного поведения Самооценка (Роджерс) – понимание, переживание собственного настоящего Я; понимание ближайших возможностей собственного развития.

Самосознание в психологии – это одно из базовых понятий. Это очень сложный психический процесс, который отражает внутреннее «Я» личности, то есть внутренний мир человека. Понятие самосознания определяется тем, насколько глубоко индивидуум осознает свои чувства, природные черты и поведение. То есть функции самосознания тесно связаны с процессом познания себя.

Особенности понятия

Определение самосознания в психологии подчеркивает, что данное внутреннее качество является венцом развития высших психических функций. Оно позволяет выделять себя во внешнем мире, познавать свою природную суть и наполнять ее, получая определенные знания и приобретая жизненный опыт.

Самосознание – это динамичный процесс. Изначально оно закладывается у человека на генетическом уровне. Постепенно взрослея, ребенок начинает познавать себя следующим образом:

  • Он отмечает отличия собственного характера.
  • Приобретает способность сохранять свои личностные природные качества, сохраняя индивидуальность.
  • Привыкает к внутренним ощущениям, которые вызывают определенные внешние ситуации.

На основании всего перечисленного происходит формирование самосознания. Но это не происходит в виде самостоятельного процесса. Развитие самосознания неразрывно связано со становлением общего сознания. При этом можно выделить такие основные этапы развития самосознания, связанные с постепенным познанием окружающего мира:

  • Самоощущения при получении определенных знаний и жизненного опыта.
  • Самовосприятие событий на эмоциональном уровне.
  • Самопредставления о том, как все во внешнем мире должно происходить.
  • Составления мнения и понятия о себе.

Самосознание человека всегда развивается на базе деловых и межличностных отношений человека с другими людьми. Оно зависит от общественно-культурных факторов. Самосознание и самооценка – это влияющие друг на друга понятия. Насколько человек смог осмыслить свой внутренний мир и принять его, зависит то, какая будет его самооценка. Эта характеристика является, как известно, одним из главных психологических аспектов успешности человека. С другой стороны, влияние самооценки на развитие человека, бесспорно. Правильно оценивая свои возможности, человек формирует свой характер.

Структура

Психология выделяет такие основные компоненты самосознания:

  • Реальное «Я». Это совокупность представлений человека о себе в настоящем времени. Как правило, в этом случае базовым фактором является реальная самооценка индивидуумом себя.
  • Идеальное «Я». Это внутренние желания человека, связанные с тем, каким бы он хотел себя видеть. Как правило, этот структурный элемент формируется на основании тех жизненных целей, которые человек ставит перед собой. Прошлое «Я». Это понятие человека о том, каким он был в прошлом. Психология утверждает, что влияние на внутренний мир человека событий, произошедших ранее, всегда очень значимое.
  • Будущее «Я». Это определенные представления человека о том, как может измениться его внутренний мир в будущем при изменении внешних условий.

Структура самосознания очень сложная. Среди основных элементов психология выделяет следующее:

  • Самопознание.
  • Самоконтроль и саморегуляцию.
  • Самооценку.
  • Самопринятие.
  • Самоуважение.

Самосознание и его структура связана с временными этапами развития человека. С этой точки зрения психология выделяет четыре формы самосознания:

  • Осознание тождественности. Эта часть внутреннего восприятия окружающего мира формируется на первом году жизни ребенка. Она связана с выделением себя из внешнего мира как личности.
  • Осознание собственного «Я». Как правило, становление этой части происходит приблизительно к трехлетнему возрасту. Оно связано с тем, что ребенок начинает осознавать то, что он является субъектом деятельности в окружающем мире.
  • Осознание собственных психических свойств, предопределенных природой. Это период, когда формируется самосознание подростка. В это время закладываются первые результаты самонаблюдения за окружающим миром и итоги начального жизненного опыта.
  • Формирование социально-нравственного подсознания. Процесс начинается в юношеском возрасте и продолжается всю жизнь

Функции

Главная функция самосознания заключается в саморегуляции поведения человека в обществе. Именно совокупность внутренних представлений о себе позволяет личности вырабатывать правильное поведение в определенных условиях. Функции самосознания направлены на то, чтобы человек сохранял собственное индивидуальное постоянство, чувствуя ответственность за социальные ценности, принятые им.

Благодаря сформировавшемуся на конкретный период времени внутреннему восприятию, человек может:

  • Мотивировать себя к конкретной деятельности. То есть у него формируется ярко выраженное профессиональное самосознание, на основании собственной оценки своих возможностей, понимании прав и обязанностей.
  • Формировать свое отношение к окружающим его людям и событиям, которые происходят вокруг него.
  • Продолжать развиваться и совершенствоваться. Нарушение самосознания всегда пагубно влияет на личность, полностью останавливая развитие человека.

Сознание, самосознание и личность – это неразделимые понятия. Эти элементы образуют тот важный внутренний механизм, который позволяет человеку сознательно воспринимать все обстоятельства, возникающие в окружающем мире. И что очень важно, осознавая свои возможности, индивидуум способен правильно реагировать на сложившуюся жизненную ситуацию. Это позволяет определить меру и характер собственной активности, то есть формирует профессиональное самосознание.

Психодиагностика самосознания

Психодиагностика самосознания — это комплекс методов, которые позволяют понять, как человек относится к себе. Это выражается в оценке двух продуктов: «Я — образ» и «Я — концепция». На протяжении всей своей жизни человек накапливает о себе различные знания. То есть, он формирует «Я — образ». Знания человека о себе выражаются в его эмоциях и оценках себя. На базе этого формируется его самоотношение или «Я концепция».

В области психодиагностики широко используются традиционные стандартизованные описания, которое представляют собой индивидуальные отчеты. Они могут быть в виде:

  • Тестов-описаний.
  • Списков дескрипторов.
  • Шкальных техник.

Современные методики психодиагностики в виде свободных самоописаний позволяют специалистам оценить уровни самосознания конкретного человека:

  • Природный. Он определяет, насколько сильно человек выделяет себя из общего окружающего мира. Анализ позволяет понять переживания человека, соотнесенные с собственными действиями.
  • Социальный. Он связан со сравнением человеком себя с другими индивидуумами в окружающем мире. Это позволяет сделать выводы о самоуважении человека и его приспосабливаемости.
  • Личностный. Он подчеркивает наличие личностных мотивов для продвижения по жизненному пути. Анализ данного фактора позволяет определить наличие правильной самооценки, которая позволяет стать человеку успешным.

Расстройства внутреннего мира человека, чаще всего, выражаются деперсонализацией. По-другому это состояние можно определить, как отчуждение человека от своего «Я». Это состояние проявляется в том, что индивидуум не получает удовольствие от жизни. На фоне этого часто возникает растерянность и потеря смысла жизни.

Нарушения в самосознании часто связаны с серьезными эмоциональными расстройствами. Они могут проявляться:

  • Депрессией, которая проявляется в общей подавленности.
  • Патологическим аффектом, когда эмоциональные реакции преобладают по своей силе, вызвавшие их раздражители.
  • Аффектом, характеризующимся сильным душевным волнением, которое сопровождается зачастую явно выраженными вегетативными реакциями: яростью, внутренним страхом.
  • Эйфорией, когда все окружающее кажется необычайно прекрасным, поэтому человек теряет способность реально оценивать ситуацию вокруг себя.
  • Эмоциональной лабильностью, которая выражается неустойчивостью эмоциональных реакций на события, происходящие в окружающем мире.

Самосознание – очень важный психологический процесс. Оно позволяет разрешить многие жизненные противоречия в материальной и духовной сфере. Без этого внутреннего качества невозможно продвижение к поставленным целям.

Самосознание рассматривается как процесс и как результат. Обычно самосознание противопоставляется предметному миру. Особое внимание при этом уделяется соотношению сознания и самосознания, решению вопроса о первичности сознания. С.Л. Рубинштейн критикует идеалистический взгляд на самосознание, согласно которому "наличие психического совпадает с его осознанностью; сущность психики в том, что она есть непосредственно знание о самом себе; психическое отождествляется с сознанием, сознание - с самосознанием. В результате психическое ограничивается сферой осознанного, его осознание и познание - содержанием непосредственно данного" (Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., Изд-во АН СССР, 1959. С. 145). Отстаивая свой взгляд на проблему сознания и самосознания, Рубинштейн утверждает, что самосознание включает самоотношение, но не прямое, а опосредованное жизненными проявлениями субъекта, всей жизнью личности. Не сознание вырастает из самосознания, а, наоборот, самосознание формируется через активность субъекта. "Объектом самосознания и самопознания является не "чистое" сознание, то есть сознание, обособленное от реального материального бытия человека, а сам человек в неразрывной цельности своего существа".

Различение самосознания как процесса и продукта было введено У. Джемсом. Он различал Я-сознающее (I) и Я-как-объект (Me). Я-сознающее - чистый опыт, процессуальная характеристика самосознания. Я-как-объект - содержание этого опыта. Эти два аспекта самосознания мы можем представить как относительно автономные лишь теоретически, поскольку в реальности они не существуют один без другого.

10.1.1. Самосознание как процесс

Процесс познания может быть представлен в виде нескольких параметров. Согласно К. Ясперсу, таких параметров четыре:

1) осознание себя в качестве активного деятеля,

2) осознание собственного единства,

3) осознание собственной идентичности,

4) осознание себя как отличного от остального мира (мира объектов и других людей).

  • ^ Осознание себя в качестве активного деятеля связано с пониманием, что процесс осознания сопровождается ощущением себя как источника активности. Сознание присутствует во всех областях психической жизни. В форме "Я мыслю" оно сопровождает все восприятия, представления, чувства и ощущения. Любое действие человека, будь то телесное, моторное, ментальное или любое другое, несет в себе аспект принадлежности Я. Нарушения этого процесса могут выступать в виде: 1) потери чувства собственного Я, либо 2) осознания проявлений психического как явлений, вложенных извне, управляемых другим человеком или людьми, силами, мировой волей.
  • Осознание собственного единства связано с пониманием, что в процессе самосознания участвует целостное, неделимое Я. Согласно этой форме осознания себя человек уверен в единстве свой личности в каждый данный момент времени. Этот процесс осуществляется благодаря существованию устойчивой иерархии мотивов и ценностей, соподчиненности отдельных аспектов Я. Нарушения чувства единства личности выражаются в феноменах раздвоения личности. Как кратковременное явление оно встречается у людей с нормальной психикой и означает стремление взглянуть на себя со стороны. Нарушение проявляется в устойчивом существовании двух или более независимых друг от друга личностей.
  • Осознание собственной идентичности характеризует этот процесс с точки зрения устойчивости представлений о себе во времени. Иными словами, на фоне изменений, которые происходят с человеком в течение его жизни, он остается верным самому себе, чувствуя, что он тот, кем был всегда. Нарушения чувства идентичности связаны с отвержением себя в прошлом, с разрывом между прошлым и настоящим образами Я.
  • Осознание себя как отличного от окружающего мира проявляется в отчетливом понимании Я и не-Я, в ощущении, что есть невидимые границы между своей личностью и объектами окружающего ее пространства. Нарушение границ проявляется в отождествлении себя с другими людьми или даже неодушевленными объектами, а также в конфликте приближения/отдаления, характерном для пограничной личности.

10.1.2. Самосознание как результат

Самосознание как процесс может находить свое завершение в результате познания и осознания себя. Безусловно, мы говорим о некоторой условности завершения, поскольку остановки и прекращения самосознания явление редкое и связано с экстремальными для человека событиями жизни. Самосознание как результат описывается в терминах Я-концепции.

По мнению Карла Роджерса, Я-концепция складывается из представлений о собственных характеристиках и способностях индивида, представлений о возможностях взаимодействия с другими людьми и ценностных представлений, связанных с объектами и действиями.

Я-концепция - это существующая в сознании человека система представлений, образов, оценок, относящихся к нему самому. Она включает представления о том, как он выглядит в глазах других людей, а также то, каким бы он хотел быть и как он должен себя вести. Согласно этому определению Я-концепция - это реальный, идеальный образы Я и образ Я как результат отраженного самоотношения (Я в представлениях других людей, или зеркальное Я). Все три составляющие Я-концепции являются ее модальностями.

Кроме модальностей, Я-концепция представлена когнитивным (образ Я), эмоциональным (самооценка) и поведенческим (стратегии самоутверждения личности) компонентами.

Образ Я - это представление индивида о самом себе. Согласно Р. Бернсу, характеристики, которые приписываются себе, могут быть самыми разными - атрибутивными, ролевыми, статусными, психологическими качествами индивида, включая вещи, с которыми человек себя ассоциирует, типичные поведенческие стратегии, жизненные цели, близких и значимых людей и т.д. Все эти образы называются аспектами целостного Я и в более общем виде представляют собой физическое Я - образ, или схему, тела, социальное Я - роли, с которыми человек себя идентифицирует, возрастное Я - ощущение себя человеком определенного возраста, половую идентичность - все качества индивидуальных сочетаний мужских и женских черт, обусловленных биологическим полом и психологическими факторами, психологическое Я - неотъемлемые эмоциональные реакции и интеллектуальные качества, а также устойчивые потребности и мотивы.

Самооценка - отношение человека к себе, выражающееся в принятии или непринятии своей личности. Согласно У. Джемсу, самооценка складывается из двух составляющих - уровня притязаний и уровня реальных достижений. Уровень притязаний - это уровень трудности достигаемых целей. Если уровень притязаний будет очень высоким, а уровень реальных достижений - низким, то самооценка тоже будет низкой. При сочетании уровня притязаний и уровня достижений самооценка становится высокой и адекватной. Повышения самооценки, соответственно, добиваются двумя способами - путем снижения уровня притязаний или посредством улучшения реальных достижений. Самооценка - один из тщательно изученных психических феноменов.

Самоутверждение - поведенческий аспект Я-концепции. С нашей точки зрения, самоутверждение представляет собой одну из стратегий эго, это способ усиления Я, придания ему или поддержания силы, значимости. Для любого человека в большей или меньшей мере свойственна некоторая уязвимость в отношении того, кем он является и насколько ценным себя чувствует. Люди прибегают к разным способам поддержания значимости себя для того, чтобы чувствовать удовлетворение от собственной личности. Это могут быть идеализация и идентификация, в одном случае, проекция и обесценивание - в другом, самореализация - в третьем. В целом самоутверждение - это стремление к высокой оценке и самооценке своей личности и вызванное этим стремлением поведение (Никитин Е.П., Харламенкова Н.Е. Феномен человеческого самоутверждения. СПб.: Алетейя, 2000. С. 224.).

Образ Я, самооценка и самоутверждение личности - взаимно обусловленные и обуславливающие друг друга феномены, поэтому их исследование должно основываться на принципе системности.

Осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ-Я».

Развитие самосознания

Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако, зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения , вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом , сознание «Я» - примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения . Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

Стадии (или этапы) развития самосознания:

  • Открытие « » происходит в возрасте 1 года.
  • К 2-м 3-м годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля.
  • К 7-и годам формируется способность оценивать себя (самооценка).
  • Подростковый и юношеский возраст - этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.

На формирование самосознания влияют:

  • Оценки окружающих и статус в группе сверстников.
  • Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное».
  • Оценка результатов своей деятельности.

Компоненты самосознания

Компоненты самосознания по В. С. Мерлину :

  • сознание своей тождественности;
  • сознание своего собственного « » как активного, деятельного начала;
  • осознание своих психических свойств и качеств;
  • определенная система социально-нравственных самооценок.

Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически , но формируются они не одновременно.

Функции самосознания

  • Самопознание - получение информации о себе.
  • Эмоционально-ценностное отношение к себе.
  • Саморегуляция поведения.

Значение самосознания

  • Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем.
  • Определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта.
  • Служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения.

В социальных науках

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Седна
  • Московский метрополитен

Смотреть что такое "Самосознание" в других словарях:

    самосознание - самосознание … Орфографический словарь-справочник

    САМОСОЗНАНИЕ - осознание, оценка человеком своего знания, нравств. облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как чувствующего и мыслящего существа, как деятеля. С. свойственно не только индивиду, но и обществу, классу … Философская энциклопедия

    самосознание - см. Я концепция. Краткий психологический словарь. Ростов на Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998. самосознание … Большая психологическая энциклопедия

    САМОСОЗНАНИЕ - САМОСОЗНАНИЕ, самосознания, мн. нет, ср. Ясное понимание своей сущности, своих отличительных свойств, своей роли в окружающей среде. «Классовое самосознание рабочих есть понимание рабочими того, что единственное средство улучшить свое положение и … Толковый словарь Ушакова

    САМОСОЗНАНИЕ - САМОСОЗНАНИЕ, осознание и оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности своего нравственного облика и интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения … Современная энциклопедия

    САМОСОЗНАНИЕ - осознание и оценка человеком самого себя как личности своего нравственного облика и интересов, ценностей, мотивов поведения … Большой Энциклопедический словарь

    Самосознание - осознанное человека своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностейПсихологический словарь

    САМОСОЗНАНИЕ - (само со знание) противоположное осознанию внешнего мира (объекта) переживание единства и специфичности ‘Я’ как автономной (отдельной) сущности, наделенной мыслями, чувствами, желаниями, способностью к действию. Включает в себя процессы… … История Философии: Энциклопедия

    САМОСОЗНАНИЕ - (само со знание) противоположное осознанию внешнего мира (объекта) переживание единства и специфичности «Я» как автономной (отдельной) сущности, наделенной мыслями, чувствами, желаниями, способностью к действию. Включает в себя процессы… … Новейший философский словарь

    САМОСОЗНАНИЕ - САМОСОЗНАНИЕ, я, ср. Полное понимание самого себя, своего значения, роли в жизни, обществе. Классовое с. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    самосознание - сущ., кол во синонимов: 1 понимание (47) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Книги

  • Самосознание культуры и искусства. Западная Европа и США , Гальцева Р.. Книга включает труды западных мыслителей, сохраняющие актуальное значение для современной философии культуры. В ней представлены работы О. Шпенглера, Й. Хёйзинги, М. Хайдеггера, К. Юнга, М.…

Вопрос 31. Самосознание: определение, критерии, уровни развития. Понятие образа я и я-концепции. Проблемы формирования самооценки.

Определение самосознания.

Самосознание – психологическая реальность, состоящая в том, что человек способен сознательно воспринимать и относится к самому себе.

Рубинштейн: процесс становления человеческой личности включает в себя формирование его сознания и самосознания. Личность, как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и себя самое в своих отношениях с окружающим. Единство личности как сознательного субъекта, обладающего самосознанием, не представляет собой изначальной данности. Ребенок не сразу осознает себя как Я. В течении первых лет он сам называет себя по имени, как называют его окружающие. Осознание себя как Я является результатом развития. Через взаимодействие с миром (предметный, социальный).

Попытки выделения критериев самосознания:

Бехтерев . Простейшее самосознание в развитии ребенка предшествует сознанию, т.е. ясным и отчетливым представлениям предметов. Самосознание в его простой форме состоит в неясном чувствовании собственного существования.

Выготский, Рубинштейн. Самосознание есть этап развития сознания, подготовляемый развитием речи и произвольных движений, ростом самостоятельности, а также изменениями во взаимоотношениях с окружающими (2-3 года).

Психоанализ . Процесс зарождения самосознания – процесс субъективного отделения от матери; дискомфорт, вызванный теми или иными соматическими процессами, уменьшается у ребенка; соответственно ребенок начинает выделять из остального мира мать, а себя отделять от матери.

Кон, Шпрангер . Периодом возникновения сознательного Я как бы постепенно ни формировались его отдельные компоненты, издавна считается подростковый и юношеский возраст. Феноменальные проявления самосознания – возникновение рефлексии, сознание своих мотивов, моральные конфликты, нравственная самооценка, интимизация внутренней жизни.

Уровни самосознания. Столин. Из предыдущих взглядов видно, что самосознание выступает для различных авторов на разных уровнях. Разные системы отношений, включающие человека как природное существо, как объект и субъект общественных отношений и человеческих деятельностей, порождает разные аспекты его самосознания, выражающиеся в разнообразных и не сводимых друг к другу феноменах. Уровневое строение самосознания. На каждом уровне самосознание выступает как механизм обратной связи, необходимый для интеграции активности субъекта и его деятельности. Различно и содержание и функции на этих уровнях: 1. Отражение субъекта в сист. его органической активности. 2. Отражение субъекта в системе его коллективной предметной деятельности и детерминированных его отношений. 3. отражение субъекта в системе его личностного развития, связанного с множественностью его деятельностей. При ведущей роли личностного уровня возможны тем не менее сложные взаимоотношения между процессами и их результатами, относимыми к разным уровням. Соответственно этим трем уровням можно различать и единицы самосознания : 1. На уровне органического самосознания эта единица имеет сенсорно-перцептивную природу. 2. На уровне индивидного самосознания – воспринимаемая оценка себя и соответственно самооценка, возрастная, половая и социальная идентичность. 3. на уровне личностного самосознания эта единица – конфликтный смысл, путем столкновения в поступке одних личностных качеств с другими, проясняющих для личности значение ее же собственных свойств и сигнализирующих об этом в форме эмоционально-ценностного отношения к себе.

Уровни развития самосознания

Аспект самопознания

Аспект самоотношения

1. уровень природного индивида, я – это прежде всего природное тело

О самосознании можно говорить условно. Происходит построение схемы собственного тела. Происходит выделение себя из окружающей среды. Построение схемы тела предполагает координацию собственных движений. Познание связано с действием. Происходит развитие сенсомоторного интеллекта

Самоотношение=самочувствие, переживание комфорта, дискомфорта. Природные переживания слиты с аффективными

2. соц. Уровень

Построение образа собственного Я. Это построение является результатом самовосприятия. Восприятия своего внешнего облика, особенностей поведения, психологических характеристик. Чтобы я образ был адекватен нужна децентрация.

Я образ постоянно меняется. Это изменение не всегда соотносится с реальной картиной. Опыты Готтшильда и Вилле (каким человек видит себя в зеркале. Экран на нем проецируется фото человека, человек, специальными ручками может изменять размер фото, под то, что он видит в зеркале. Задача привести изображение в тот вид, который он видит. С возрастом расхождение увеличивается, так как у человека формируется внутренний образ я)

Включает два компонента: эмоциональный компонент – самоуважение, и волевой компонент – саморегуляция. Самоуважение – потребность в принятии другими людьми, быть замеченным. Развитие самоуважения начинается с базового доверия – автономности – инструментальной умелости – завершается ролевой идентификацией. Саморегуляция проявляется в способности людей управлять своими НПФ. Идет формирование ВПФ

3. личностный уровень развития мышления.

От самовосприятия к самопознанию – человек сам познает себя – формирование я-концепции. Это уже не просто самовосприятие, а осмысленное понимание себя. Познавательная деятельность направлена вовнутрь. Понимает свои мотивы. Происходит второе рождение личности. Всегда существует зазор между тем, что осознаю и хочу осознать – актуалгенез. Самопознание с адекватной самооценкой - условия самоактуализации.

Личностное самоотношение человека – самооценка. Понимание своего реального я. Адекватность в осознании расхождения между я реальным и яидеальным – самооценка. Моменты несовпадения я реального и идельного – некогруэнтность. Это точка для личностного роста.

Критерии самосознания.

1) выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической и социальной среды);

2) осознание своей активности («Я управляю собой»);

3) осознание результатов своей активности

4)осознание своего индивидуального опыта, возможности индивидуального изменчивого поведения.

5) осознание себя «через другого» , возможность выделить свои особенности в сравнении с другим

6) овладение речью и как следствие возможность диалога с другими

7) наличие когнитивных схем

8)осознание наличия различных точек зрения

9)осознание своих мотивов, возможностей, способностей

10)знание и управление своей познавательной деятельностью

11) наличие автобиографической памяти.

1-4:природный Ур, 5-8:социальный уровень, 9-11:личностный уровень.

Уровни развития самосознания.(еще-какая-то классификация)

Непосредственно-чувственный уровень – самоощущение, самопереживание психосоматических процессов в организме и собственных желаний, переживаний, состояний психики. В результате достигается простейшая самоидентификация личности.

Целостно-образный, личностный уровень – осознание себя как деятельного начала. Проявляется как самопереживание, самоактуализация, поддержание аутоидентичности своего «Я».

Рефлексивный, интеллектуально-аналитический уровень – осознание личностью содержания собственных мыслительных процессов личности, в результате возможно самонаблюдение, самоосмысление, самоанализ, рефлексия.

Целенаправленно-деятельный уровень – своеобразный синтез трех рассмотренных уровней, в результате выполняются регулятивно-поведенческие и мотивационные функции через многочисленные формы самоконтроля, самоорганизации, саморегламентации, самовоспитания, самоусовершенствования, самооценки, самокритики, самопознания, самовыражения.

Важной категорией самосознания является поступок , как уже в свершившейся форме, так и в форме предвидения его внешнесоциальных и интимноличностных последствий. Признание или не признание факта свершения поступка – важная детерминанта определяющая весь характер личностной работы по сознанию своих мотивов и их принятию или отвержению. Взаимосуществование уровней отвечает следующим принципам: А) каждый из уровней развития того или иного процесса или структуры является необходимым для последующего; Б) каждый из уровней развития имеет свою собственную природу, т.е. образован существенно различными связями, отношениями, опосредованиями; В) каждый из нижележащих уровней до определенной степени является условием развития вышележащего; Г) вышележащий уровень управляет нижележащим; Д) имманентное развитие каждого уровня не прекращается с вышележащим.

Понятие я-концепции.

Я-КОНЦЕПЦИЯ (англ. self-concept) – развивающаяся система представлений человека о самом себе, включающая: а) осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и пр. свойств; б) самооценку, в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов. Понятие Я-концепции родилось в 1950-е гг. в русле феноменологической, гуманистической психологии, представители которой (А. Маслоу, К. Роджерс), в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого Я как фундаментального фактора поведения и развития личности. Значительное влияние на становление этого понятия оказали также символический интеракционизм (Ч. Кули, Дж. Мид) и концепция идентичности (Э. Эриксон). Однако первые теоретические разработки в области Я-концепции бесспорно принадлежат У.Джеймсу, разделившему глобальное, личностное Я (Self) на взаимодействующие Я-сознающее (I) и Я-как-объект (Me).

Как научное понятие Я-концепция вошла в обиход специальной литературы сравнительно недавно, может быть потому в литературе, как отечественной, так и зарубежной, нет единой его трактовки; ближе всего по смыслу к нему находится самосознание. Но Я-концепция - понятие менее нейтральное, включающее в себя оценочный аспект самосознания. Это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. Р.Бернс, один из ведущих английских ученых в области психологии, серьезно занимавшийся вопросами самосознания, так определяет это понятие: “ Я-концепция - это совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем”. Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека - с самого детства до глубокой старости. Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека. С момента своего зарождения Я-концепция становится активным началом, выступающим в трех функционально-ролевых аспектах:

1. Я-концепция как средство обеспечения внутренней согласованности. Ряд исследований по теории личности основывается на концепции, согласно которой человек всегда идет по пути достижения максимальной внутренней согласованности. Представления, чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями человека, приводят к дегармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Испытывая потребность в достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия. Существенным фактором восстановления внутренней согласованности является то, что человек думает о самом себе. 2. Я-концепция как интерпретация опыта. Эта функция Я-концепции в поведении заключается в том, что она определяет характер индивидуальной интерпретации опыта, т.к. у человека существует устойчивая тенденция строить на основе собственных представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретацию своего опыта. 3. Я-концепция как совокупность ожиданий. Я-концепция определяет также и ожидания человека, то есть его представления о том, что должно произойти. Каждому человеку свойственны какие-то ожидания, во многом определяющие и характер его действий. Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним таким же образом; считающие же, что они никому не нужны, не могут нравиться, либо ведут себя исходя из той предпосылки, либо интерпретируют соответствующим образом реакции окружающих. Многие исследователи считают эту функцию центральной, рассматривая Я-концепцию как совокупность ожиданий, а также оценок, относящихся к различным областям поведения.

Я-концепция как совокупность самоаттитюдов.

Я-концепцию часто определяют как совокупность установок, направленных на себя, и тогда, по аналогии с аттитюдом, выделяют в ней 3 структурных компонента:

    когнитивный компонент - «образ Я» (англ. self-image), к которому относится содержание представлений о себе;

    ценностный (аффективный) компонент, который есть переживаемое отношение к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, деятельности и т. п.; к этому компоненту, др. словами, относят систему самооценок (англ. self-esteem);

    поведенческий компонент, который характеризует проявления когнитивного и оценочного компонентов в поведении (в т. ч. в речи, в высказываниях о себе).

Структура и развитие Я-концепции.

Я-концепция – целостное образование, все компоненты которого хотя и обладают относительно самостоятельной логикой развития, тесно взаимосвязаны. Она имеет осознаваемый и неосознаваемый аспекты и описывается с точки зрения содержания представлений о себе, сложности и дифференцированности этих представлений, их субъективной значимости для личности, а также внутренней цельности и последовательности, согласованности, преемственности и устойчивости во времени. В литературе нет единой схемы описания сложного строения Я-концепции. Например, Р. Берне представляет Я-концепцию в виде иерархической структуры. Вершиной является глобальная Я-концепция, конкретизирующаяся в совокупности установок личности на себя. Эти установки имеют различные модальности:

1) реальное Я (каким я, как мне кажется, являюсь на самом деле);

2) идеальное Я (каким я хотел бы и/или должен стать);

3) зеркальное Я (каким меня видят др.).

Каждая из этих модальностей включает ряд аспектов – физическое Я, социальное Я, умственное Я, эмоциональное Я. Расхождение между «идеальным Я» и «реальным Я» является основой для самооценочных чувств, служит важным источником развития личности, однако существенные противоречия между ними могут стать источником внутриличностных конфликтов и негативных переживаний. В зависимости от того, на каком уровне - организма, социального индивида или личности - проявляется активность человека, в Я-концепции выделяют:

    на уровне «организм-среда» - физический Я-образ (схема тела), вызывающийся потребностью в физическом благополучии организма;

    на уровне социального индивида - социальные идентичности: половая, возрастная, этническая, гражданская, социально-ролевая, связанные с потребностью человека в принадлежности к общности;

    на уровне личности - дифференцирующий образ Я, характеризующий знание о себе в сравнении с др. людьми и придающий индивиду ощущение собственной уникальности, обеспечивающий потребности в самоопределении и самореализации.

Последние 2 уровня описываются так же, как 2 составляющие Я-концепции. (В. В. Столин):

1) «присоединяющая», обеспечивающая объединение индивида с др. людьми

2) «дифференцирующая», способствующая его выделению по сравнению с др. и создающая основу для чувства собственной уникальности.

Выделяются также динамическое «Я» (как, по моим представлениям, я изменяюсь, развиваюсь, каким стремлюсь стать), «презентируемое Я» («я-маска», каким я себя показываю другим), «фантастическое Я», триада хронологических Я: Я-прошлое, Я-настоящее, Я-будущее и т. п.

Важнейшей функцией Я-концепции является обеспечение внутренней согласованности личности, относительной устойчивости ее поведения. Сама Я-концепция формируется под воздействием жизненного опыта человека, прежде всего, детско-родительских отношений. Однако достаточно рано она приобретает активную роль, влияя на интерпретацию этого опыта, на те цели, которые индивид ставит перед собой, на соответствующую систему ожиданий, прогнозов относительно будущего, оценку их достижения – и тем самым на собственное становление, развитие личности, деятельность и поведение.

Понятие образа-Я.

Розенберг. Образ «Я» состоит: 1. Наличное «Я» - каким индивид видит себя в настоящий момент; 2. Желаемое «Я» – каким бы он хотел себя видеть; 3. Представляемое «Я» – каким он показывает себя другим. Вместе: образ «Я» и самосознание (как рефлексирующее «Я») образуют две стороны «Я». На этой основе «Я» выполняет свои главные функции : а) регулятивно – организующую – чтобы успешно направлять свое поведение, субъект должен владеть адекватной информацией как о среде, так и состояниях и свойствах своей личности; б) Эго – защитная – ориентирована преимущественно на поддержание самоуважения и стабильности образа «Я», даже ценой искажения информации. (проблема адекватных и ложных самооценок).

Кант : сознание самого себя заключает в себе двоякое «Я»: а) Я как субъект мышления – рефлексирующее Я; б) Я как объект восприятия. Второе – это образ «Я». Образ «Я».

Телесное выделение себя из окружающего мира начинается в младенчестве и завершается к двум годам, когда ребенок понимает, что его тело существует независимо от внешнего мира и принадлежит только ему. Формирование отношения к себе происходит в течение дошкольного возраста, считает себя «хорошим» или признает себя «неумехой»; в основном такие самооценки ребенка являются прямым отражением отношений к нему окружающих, прежде всего родителей, братьев, сестер. В школьном возрасте происходит существенное изменение «Я – образа» в зависимости от успехов / неудач в учебе, от отношения учителей, родителей и сверстников к ребенку. Если ребенок способен добиться успеха в учебе, он включает трудолюбие в качестве составной части в свой «Я – образ».

Проблема формирования самооценки.

    Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Это сопоставление часто фигурирует в различных психотерапевтических методиках, при этом высокая степень совпадения реального Я с идеальным считается важным показателем психического здоровья. В классической концепции Джеймса (1890) представление об актуализации идеального Я положено с основу понятия самооценки, которое определяется как математическое отношение - реальных достижений индивида к его притязаниям. Итак, кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ Я, тот должен иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижении, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.

    Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с интериоризацией социальных реакций на данного индивида. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие. Такой подход к пониманию самооценки был сформулирован и развит в работах Ч. Кули (1912) и Дж. Мида (1934).

    Наконец, еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности. Индивид испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо. В целом картина выглядит таким образом, что люди прилагают большие усилия для того, чтобы с наибольшим успехом "вписаться"" в структуру общества.

Следует особо подчеркнуть, что самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения индивида о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культура но заданные стандарты, всегда носит субъективный характер.