Меню Рубрики

Теория свободного воспитания К.Н. Вентцеля. Явная и скрытая жизнь константина вентцеля Вентцель константин николаевич биография

Константин Николаевич Вентцель (1857–1947) считал, что принцип свободы должен стать базовым в «педагогике будущего». Задача воспитателя состоит не в объявлении ребенка свободным, а в том, чтобы помочь ему в действительности стать таковым. В представлении К.Н. Вентцеля ни ребенок не должен подчиняться воспитателю, ни воспитатель – ребенку. Только при таких условиях воля каждого может достичь полноты своего проявления как в сфере постановки целей, так и в области их осуществления. Ребенок и воспитатель представляются здесь двумя равноправными субъектами, между которыми устанавливается связь, эту связь можно назвать воспитывающим общением. По мнению педагога, устранение принудительного начала нисколько не означает отказа воспитателя от активного вмешательства в дело воспитания и не ведет к пассивности. Вместо того чтобы действовать прямо на воспитанника, «воспитатель действует на окружающую среду, пользуясь методом косвенного воздействия».

В организации процесса воспитания К.Н. Вентцель настаивал, чтобы ничто не преподносилось детям в готовом виде. Деятельность воспитателя должна сводить к минимуму дурное влияние окружающей среды, создавать условия для сознательной нравственной деятельности, ставить детей в необходимость действовать для других. Истинная нравственность, полагал педагог, – это не исходная точка воспитания, а результат собственного опыта ребенка и его деятельности. Таким образом, роль воспитателя, подчеркивал ученый, не принижается, а еще более возвышается и усложняется, приобретая новый характер.

К.Н. Вентцель утверждал, что ребенок развивается по собственным законам, определяемым его индивидуальностью, поэтому не может быть единой, одинаковой для всей системы воспитания. Для каждой личности воспитателем должна быть найдена своя индивидуальная система воспитания. Постичь законы развития индивидуальности ребенка – такова задача воспитателя. В воспитании педагог выделял нравственное развитие как самую сложную сферу деятельности педагога и полагал, что его целью должно стать пробуждение в человеке лучших стремлений. На первый план в этом процессе Вентцель выдвигал воспитание воли и активности личности. Главным инструментом развития воли, по мысли педагога, выступает производительный творческий труд. Трудовое воспитание он связывал с умственным и физическим: «Производительный труд есть такой фактор в воспитании и образовании детей, который должен радикально перевернуть всю существующую систему воспитания и образования».

44. Педагогическая теория каптерева

Петр Федорович Каптерев (1849-1922 - автор работ по теории и истории педагогики: “Дидактические очерки”, “Педагогический процесс”, “История русской педагогики”. Его заслугой является попытка создать психологически обоснованную дидактику. Он разрабатывал такие дидактические проблемы, как цель и задачи обучения, выбор предметов учебного курса и их распределение,. методы обучения и др. Каптерев выступал с требованием создания единой школьной системы, доступной для всех слоев народа; первым шагом к этому он считал преобразование начальной школы в 6-летнюю и уравнение ее курса с курсом городских училищ.

Заслуга его в развитии педагогической мысли состоит прежде всего в том, что он в полном виде, целостно охватил педагогическое знание, включая физиологический, психологический, философский, исторический и собственно педагогический аспекты. П.Ф. Каптерев ввел новое емкое понятие - «педагогический процесс», что позволило более глубоко разрабатывать педагогические проблемы. Под педагогическим процессом он понимал единство биологического (природного, генетического) и социального (культурного, общественного) в процессе развития ребенка, что, по сути дела, явилось продолжением антропологического направления в русской педагогике, начало которому было положено еще К.Д. Ушинским.

П.Ф. Каптерев создал стройную педагогическую теорию, которую изложил в таких фундаментальных работах, как «Основные начала семейного воспитания» (1898), «Педагогический процесс» (1905), «Об общественно-нравственном развитии и воспитании детей» (1908), «История русской педагогии» (1915), «Педагогическая психология» (1914), «Дидактические очерки» (1915) и др.

П.Ф. Каптереву принадлежит большая роль в разработке проблем трудового воспитания и обучения в средней школе. Он категорически выступал против какой бы то ни было профессионализации общеобразовательной школы, указывая, что если «отвлеченная и мертвая книжность вредна», то «грубый утилитаризм и мастеровщина в школе еще вреднее». Трудовое начало в школе, по его мнению, должно способствовать всестороннему развитию прежде всего мыслительных способностей учащихся. Физический же труд, взятый сам по себе, теряет значительную часть своей ценности, фактически является простой физической нагрузкой, которая может иметь воспитательное значение у маленьких детей, но совершенно бесполезна в юношеском возрасте.

Вместе с тем П.Ф. Каптерев полагал, что ручной труд учащихся как один из элементов общего образования совершенно необходим в школе потому, что он развивает физические силы человека, позволяет выработать точность действий, правильно использовать различные материалы, учит преодолению трудностей. Однако полную воспитательную силу ручной труд сможет приобрести только тогда, когда он будет находиться «в тесной связи с содержанием теоретических работ», будет способствовать умственной деятельности учащихся. Только такая школа будет не просто вооружать учащихся навыками труда, но, развивая мышление, она будет вырабатывать у них и осознанное отношение к труду.

Широкое признание П.Ф. Каптерев получил как теоретик семейного воспитания. Это произошло еще в конце прошлого века, когда западный мир признал высокий уровень постановки и разработки проблем семейного воспитания в педагогике России, чему способствовала Всемирная выставка в Чикаго в 1898 г., где были представлены экспонаты родительского кружка при Педагогическом музее военно-учебных заведений Петербурга, который возглавлял П.Ф. Каптерев, а участие принимали такие педагоги, как А.Н. Острогорский, А.Я. Герд, К.Н. Вентцель и др.

В современный период проблема свободного воспитания приобретает наибольшую практическую значимость, ибо свободное воспитание это направление в педагогической теории и практике, рассматривающее воспитание, как; помощь природе ребёнка, естественно развивающегося в процессе освоения окружающего мира и свободно самоопределяющегося в нём.

Интерес к проблеме развития идеи свободного воспитания определяется современной социокультурной ситуацией, ориентированной на общечеловеческие идеалы и идею свободного развития каждого члена общества. Ориентация общества на ценности общечеловеческого и национального характера обусловливает актуальность исследования отечественного и зарубежного педагогического наследия, в котором идея свободного воспитания занимает ведущее место.

Среди педагогов широкое распространение получила теория "свободного воспитания", идеи которой наиболее ярко выразил Константин Николаевич Вентцель (1857-1947).

Константин Николаевич Вентцель принадлежит к той категории ученых, которые малоизвестны сегодня среди широкой педагогической общественности. Причин тому много, но главная из них состоит в том, что с приходом новой власти в 1917 году, он не отказался от своих прежних взглядов, а как бы ушел из активной педагогической деятельности.

Педагогические труды, общественная деятельность и учительская практика К.Н. Вентцеля были значительным событием в истории педагогической науки в России.

Константин Николаевич Вентцель родился 7 декабря 1857 года в Петербурге, в семье чиновника канцелярии Петербургского военного генерал-губернатора. В 1875 году окончил Виленское реальное училище, поступил в Петербургский технологический институт. Затем учился на юридическом факультете Петербургского университета, в институте инженеров путей сообщения, который оставил через год. В школьные и студенческие годы увлекался поэзией, сам писал стихи, занимался музыкой, изучал философские труды великих ученых. Эти годы были временем духовного поиска своего призвания для педагога.

Тогда же он сформулировал цель своей жизни: "…главная жизненная задача, - как довести и сохранить до глубокой старости свою способность действовать и жертвовать собой для бедного, несчастного, обездоленного люда".

После революции 1905 года в педагогической науке появились новые веяния. К.Н. Вентцель и его соратники предложили совершенно новые подходы к воспитанию детей. Они направили все свои усилия на преодоление официальной педагогики, постепенно терявшей свои сложившиеся традиции и устоявшиеся принципы. После трагических событий 1905 года в России, К.Н. Вентцель думал об эволюционном развитии страны, в строительстве которой активное участие примут свободные люди. Не случайно в основу теории свободного воспитания был положен принцип гуманности.

Его сочинения “Освобождение ребенка”, “Новые пути воспитания и образования детей”, “Этика и педагогика творческой личности” насыщены острой критикой старой школы, свидетельствуют о большой любви к детям, стремлении развить их творчество исканием новых путей воспитания.

В качестве основной цели воспитания К.Н.Вентцель видит всякую внешнюю цель, которую ставят в воспитании, делая его несвободным. Воспитание и образование не должно служить никакой внешней цели, оно должно служить самому себе. Цель воспитания должна вытекать из природы того, кого мы воспитываем и образовываем. Отсюда вытекает цель нравственного воспитания, по мнению Вентцеля это выработка в детях свободной творческой нравственности, а не стадной и массовой.

В своей книге "Теория свободного воспитания и идеальный детский сад” К. Н. Вентцель раскрыл основы свободного воспитания детей дошкольного возраста. Он предлагал создать наряду с “домом свободного ребенка” дошкольное учреждение, названное им "идеальный детский сад". Такой детский сад, является, по его мнению, такой же педагогической общиной, в которой воспитатель и дети - “две равноправные единицы”. Такое объединение, по замыслу Вентцеля, должно стать “маленькой хозяйственной единицей, трудовой ассоциацией, в строительстве и жизни которой дети принимают самое активное участие” (труд по самообслуживанию, изготовление пособий и игрушек, уход за растениями, животными, сельскохозяйственный труд и т.д.). Это место должно стать местом счастья. радости и_ свободы", где удовлетворяются все запросы, в том числе нравственные, научные и эстетические. Вентцель отрицал все программы, планы, расписания педагогов и предлагает присматриваться к планам, мечтам самих детей, к их свободному выбору. А все члены такой педагогической общины должны уметь прислушиваться друг к другу, вместе творить, импровизировать без предварительной подготовки.

В “идеальном детском саду” воспитатели должны смотреть на ребенка как на “маленького художника, которому надо только помогать совершенствоваться и находить самостоятельно все более лучшие формы для воплощения красоты”.

Из пластических искусств дети в свободном детском саду Вентцеля должны были рисовать, заниматься скульптурой (лепкой, формовкой из гипса), аппликацией, металлопластикой. На таких формах общения детям представлялся свободный, выбор тем для работ, по возможности широкий и разнообразный. В свою очередь он не отрицал значение игр которые должны быть “методом освобождения творческих сил” , они изобретаются самими детьми.

По мнению Константина Николаевича, ребёнок и воспитатель должны быть равными в общении, которое не будет иметь своей задачей подчинение ребенка воле воспитателя, а оно, будет компенсироваться равноценным подчинением воспитателя воле ребенка.

В таком детском саду и порядок должен быть свободным, правила должны создаваться детьми и педагогами совместно, общими усилиями. Девизом такого детского сада должно стать: "Минимум регламентации - максимум свободы".

В большинстве современных детских садов такого равенства в воспитании и общении не существует. В них ребенок подчиняется воле воспитателя, но воспитатель не подчиняется воле ребенка и даже не прислушивается к нему. В таких детских садах процесс воспитания исходит от педагога, считающий это воспитание своей прерогативой, а ребёнок является его объектом, а не союзником, помощником, товарищем. Таким и останется воспитание до тех пор, пока не появятся истинные воспитатели и воспитание будет достигать наибольших возможных положительных результатов. Когда ребенок увидит и почувствует, что не только его постоянно воспитывают, а и он воспитывает своего воспитателя, что благодаря его заслугам люди вокруг него становятся, лучше, тем полнее и плодотворнее будет влияние взрослого на ребенка. Чем скорее он увидит, что воспитатель не стремится подчинить его своей воле, что он не только не старается противодействовать воле ребенка, но напротив того, признает ее и уважает и оказывает ей всяческое содействие и поддержку, тем.более он будет склонен свободно следовать тем разумным и справедливым требованиям, которые ему ставит воспитатель и которые имеют в виду благо ребенка.

Опираясь на теорию К. Н. Вентцеля о свободном воспитании, детский сад должен стать именно тем местом, где ребёнок будет счастлив и свободен у него поменяется отношение к жизни, её задачам будет более вдумчиво и внимательно относиться к тому что его окружает, приучится работать на более широком поприще над теми же задачами жизни, только в более увеличенном масштабе. Помочь педагогу в этой нелёгкой задачи, сменить отношение к детскому саду помогут совместные беседы обо всех событиях жизни учреждения. При этом воспитатель должен обращать особое внимание на то, чтобы в этих беседах было по возможности меньше внешнего и показного, и чтобы они были свободными, отличаясь искренним и вдумчивым обсуждением вопросов жизни. Такие беседы должны быть искренними, вдумчивыми, живыми и интересными, в них должно быть поменьше показного. Вот на что должен обратить внимание воспитатель.

Дошкольное учреждение, как считает К. Н. Вентцель, должно быть местом приобретения тех или иных знаний и навыков, местом свободных игр ребенка, местом удовлетворения всех общественных, научных, эстетических, нравственных и других запросов ребенка, т.е. местом цельной и гармонической его жизни.

Такой процесс, как свободное воспитание нельзя построить без учёта возрастных особенностей детей. Не возможно заточить в рамки программы то настроение, те интересы, которые противоречат основным особенностям того или иного возраста. И разумный воспитатель никогда не пойдет по этому пути. Каждый возраст должен быть изжит в полной мере своих особенностей, так и тот возраст детства, который приходится на долю детского сада.

Большое и самое главное место, учёный отводит игре, он говорит о том, что отношение в игре должны быть свободными, причём в них должно происходить освобождение творческих сил, которые будут использоваться ребёнком по отношению к другим видам деятельности. Воспитатели детского сада должны заботиться о том, чтобы игры вели к развитию творческих способностей в ребенке, чего нельзя сказать относительно современных воспитателей, которые в большинстве случаев сами предлагают ребенку ту или другую игру, а не стараются делать так, чтобы ребенок самостоятельно изобрел последнюю. Воспитатели стараются как можно больше руководить играми детей и очень мало дают им самим свободно играть, мало пробуждают в детях собственную инициативу и собственное самостоятельное творчество.

Деятельность воспитателей детского сада ученый видит в проявлении творчества, как в области воспитания, так и в сфере умственного образования, используя метод освобождения в ребенке творческих сил, метод пробуждения творческого искания, творчества, исследования, метода приведения ребенка к наибольшей активности, а не состояние пассивности, как это имеет место быть в большинстве случаев традиционной модели воспитания. Поэтому дети должны сами стремиться самостоятельно доходить до разрешения всякого рода вопросов, а не спешить отвечать на них всячески поощряя их несамостоятельность в поиске решения. Воспитатель, не давая ребёнку полного ответа на его вопрос, даёт ему гораздо больше возможности самому большими усилиями добиться ответа. Этот прием будет в наибольшей степени содействовать развитию духовных сил ребенка, развитию в нем самостоятельного мышления, способности вопрошать природу и самому добиваться от нее ответов на поставленные вопросы. Следует стремиться к тому, чтобы весь процесс обучения имел характер достижения ребенком самим себе поставленных целей.

Воспитателю следует выявить потребности и интересы ребенка как можно яснее и подробнее, и тогда ему удастся наметить тот объем знаний, умений и навыков, рекомендуемый для детей. Следует помнить, что ребёнку нужны только те знания, которыми он может воспользоваться в блажащем будущем, а не те, которые понадобятся ему когда-то. Таким образом, всё то о чём дети узнали в детском саду, все те знания, которые они получили, не будут оторваны от их жизни, а будут им нужны. Эти знания будут находиться в тесной связи с тем общественно необходимым трудом, который будут исполнять дети. Также те душевные переживания, которые рождаются в нём, связанные с его жизнью играют большую роль тесно связанны с занятиями детей искусством. Но воспитателю не следует указывать, что и как будут делать дети, а способствовать тому, чтобы дети накапливали опыт, проявляли большую самостоятельность и оригинальность. Результатом этой работы будет служить то, что ребёнок поставит перед собой цель, а именно, более совершенно выполнить задуманное.

С начала 90-х годов воспитание подрастающего поколения в российской Федерации получило возможность развиваться на принципах свободы, демократии, гуманизма. Конституция Российской Федерации, закон Российской Федерации "Об образовании" и другие законодательные акты определили общие ориентиры государственной политики в области воспитания и образования. Принципы государственной политики в области образования впервые за многие годы, дали педагогам возможность самим моделировать и осуществлять воспитательные системы, адекватные природе детства, национальным и региональным культурным традициям.

Современная система отечественного образования строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности, характеризуется возникновением новых видов воспитательно-образовательных учреждений, разнообразием педагогических услуг.

Говоря о сегодняшнем времени, нужно сказать о том, что свободное воспитание предполагает великое напряжение творческих сил в педагоге для открытия той системы воспитания, которая может и должна быть применена именно в отношении к данному определенному ребенку, к данной конкретной индивидуальности. Перед взрослыми открывается большая дорога полная интересной, творческой работы. Нужно ещё многое сделать, чтобы исследовать и описать способы и приёмы. При помощи, которых могут быть кратчайшим и легчайшим путем для совершенствования возможности допускать меньшее число ошибок, апробации той системы воспитания, которая окажется наиболее пригодной для данного индивидуального ребенка.

На данном этапе, прежде всего, требуется, чтобы воспитатель искренне и глубоко любил каждого конкретного ребёнка, как бы испорчен этот ребенок ни был и сколько бы огорчений он ему ни причинял. Воспитатель не должен показывать всякое раздражение, о котором может догадаться ребёнок, иначе это раздражение может возвести непреодолимую стену, которая ставит на их пути, что приводит к взаимному отчуждению друг от друга, заставит ребенка замкнуться в себе, а воспитатель навсегда потеряет тот единственный ключик от души ребёнка.

Из теории свободного воспитания следует, что ребёнок это не пустой сосуд, который надо наполнять знаниями, умениями, навыками в разных областях.

Она смотрит на детей как на постепенно формирующихся творческих личностей, путем творческой деятельности. Она смотрит на них как на самобытных, самостоятельных искателей высших духовных ценностей жизни. Эти ценности должны быть созданы внутри каждого конкретного человека, каждого для себя.

Хотелось бы верить, что эта теория в скором будущем ляжет в основу воспитания. И детские души наполнятся чистым солнечным теплом, а воспитатели будут дарить им свою любовь и нежность.

Список литературы

  1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М., 1996
  2. Вентцель К.Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад. Изд. 2-ое. – М., 1915
  3. Вентцель К.Н. Свободное воспитание: сборник избранных трудов /Сост. Филоненко Л.Д. – М., 1993
Вентцель Константин Николаевич (1857-1947) - русский педагог, теоретик свободного воспитания. Родился в Петербурге в дворянской семье. Учился в Технологическом институте (1875-1876) и Петербургском университете (1876-1877). С 1880 г. участник революционного народнического движения (в 1885 г. арестован в Воронеже, выслан). В 1891 г. перебрался в Москву и четверть века работал в статистическом отделении городской управы. Это была ненавистная Вентцелю рутинная служба ради куска хлеба, необходимая, чтобы прокормить семью. Все свободное время он посвящал захватившей его гуманистической проблеме — как сделать человека свободным, счастливым, освободить его от невидимых цепей духовного рабства.

Вентцель Константин Николаевич - педагогические идеи

Вентцель занимался теоретической разработкой вопросов нравственного воспитания. Он опубликовал ряд статей, в которых пытался дать ответ на вопрос, как воспитать нравственную личность, и резко критиковал современную ему школу, главным пороком которой считал игнорирование личности ребенка.
В годы первой русской революции Вентцелю и его единомышленникам из «Общества друзей естественного воспитания» представилась реальная возможность приступить к осуществлению своих идей на практике. 1 сентября 1906 г. в Москве они открыли Дом свободного ребенка. Это была своеобразная община, объединяющая детей, их родителей и педагогов; содружество, основанное на идеях братства, свободы и справедливости, в котором ребенок становился подлинным центром педагогической вселенной. Дом свободного ребенка явился качественно новым воспитательно-образовательным учреждением. В основу учебного процесса были положены потребности и запросы ребенка, которые всемерно стимулировались и развивались педагогами. Большое внимание Вентцель и его единомышленники уделяли привлечению родителей к идеям свободного воспитания, а главное — осуществлению этих идей в жизни семьи. В 1908 г. открылся Родительский клуб, главной целью которого являлось содействие сближению и единению родителей в деле свободного воспитания их детей. В клубе были созданы музей образцовых детских игрушек, предметные кабинеты, мастерские, организованы курсы по педагогике, имелась библиотека с литературой по воспитанию. Хотя Дом свободного ребенка просуществовал недолго (до середины 1909 г.) и пал жертвой, прежде всего, материальных трудностей, он явился наглядным доказательством возможности воплощения в жизнь принципа отделения школы от государства, полной автономии школы. В своих программных книгах «Теория свободного воспитания и идеальный детский сад», «Новые пути воспитания и образования детей», написанных на основе накопленного опыта, Вентцель существенно обогатил теорию свободного воспитания.
В отличие от официальной педагогики, дрессирующей детей и подгоняющей их под определенный шаблон, теория свободного воспитания делала ребенка центром воспитательной и образовательной деятельности. Педагогу следовало опираться на самодеятельность ребенка во всех ее формах. В нравственном воспитании предполагалось содействовать ребенку в выработке своей личной нравственности и религии, в реализации права быть «свободным искателем и творцом духовных ценностей». Важнейшее значение придавалось учету индивидуально-психологических особенностей каждого воспитанника. Вентцель считал, что «систем воспитания должно быть столько, сколько существует детей».
Общечеловеческие ценности педагог ставил выше классовых, считал, что школа не должна служить орудием осуществления политических задач.
Вентцель написал первую в мире «Декларацию прав ребенка» (1917), являющуюся своеобразным гуманистическим манифестом. В ней он провозгласил для детей равные со взрослыми свободы и права и постановил, что основой воспитания должны являться индивидуальные особенности конкретного ребенка. Он обосновал принцип автономии школы от государства, позволяющий организовать независимое самоуправляющееся, доступное и бесплатное образовательное учреждение, которое будет находиться в ведении общин или свободных союзов граждан. Он отстаивал право самоопределения ребенка во всех областях жизни, в том числе и в религиозной. Дети должны сами искать истину, формировать ценности, самостоятельно осваивать мир и культуру, вырабатывая в себе способность их творческого преобразования. Вентцель отдавал приоритет развитию воли человека, в широком смысле понимаемой им как психическая активность вообще.
Декларация Вентцеля на десятилетия опередила аналогичную Декларацию, принятую ООН 20 ноября 1959 г. Совпадают не только их название, круг идей, но и группировка положений, ведущие разделы и направления. Несомненен и «дето-центрический» пафос обоих манифестов, их обращенность к миру ребенка. В них превалирует забота о реализации ведущих прав ребенка, о создании благоприятных предпосылок для того, чтобы он «развивался физически, умственно, нравственно, духовно здоровым и нормальным путем в условиях свободы и достоинства». Но даже при беглом знакомстве с «Декларацией прав ребенка» Вентцеля бросается в глаза, насколько этот документ глубже, гуманистичней и оригинальнее современного.
Прежде всего, он носит «субъектный» характер; в нем ребенок выступает не пассивным потребителем, дожидающимся, что государство и общество удовлетворят его насущные потребности, а активной, действенной силой. Это провозглашается уже в преамбуле Декларации: «Молодое поколение должно само бороться за свое освобождением. В свете данного принципа становится более понятен наиболее «шокирующий» принцип Вентцеля: «Каждый ребенок имеет право выбирать себе ближайших воспитателей и отказываться и уходить от своих родителей, если они оказываются плохими воспитателями». Данный посыл последовательно проходит через Декларацию: «Ни один ребенок не может быть насильственно принуждаем к посещению того или другого воспитательного или образовательного учреждения. Воспитание и образование на всех его ступенях являются свободным делом ребенка. Каждый ребенок имеет право уклониться от того воспитания и образования, которое идет вразрез с его индивидуальностью». Как нетрудно заметить, в данном тезисе Вентцеля содержатся основные принципы гуманистической педагогики. Добавим к этому его призыв к «воспитанию без наказаний».
После Октябрьской революции Вентцель способствовал строительству школы нового типа: читал лекции на курсах учителей, принимал участие в организации института народного образования, разрабатывал принципы построения единой трудовой школы РСФСР. В 20-30-е гг. XX в. он основал новое направление — космическую педагогику, высшая цель которой — воспитание человека, осознающего себя гражданином Вселенной. Основой космического воспитания выступило естественное единство воспитываемой личности с жизнью всего беспредельного Космоса.


План:

    Введение
  • 1 Биография
  • 2 Цели воспитания
  • 3 Основные педагогические идеи
  • 4 Семья
  • 5 Труды
  • Источники
    Примечания

Введение

Вентцель Константин Николаевич (имя по метрической книге Константин Ромео Александр) (24 ноября 1857 - 10 марта 1947) - педагог.


1. Биография

Учился в Технологическом институте (1875-76) и Петербуржском университете (1876-77). С 1880 участник революционного народнического движения (в 1885 арестован в Воронеже, выслан). С 1891 работал в статистическом отделении Московской городской управы. С 1919 жил в Воронеже. Преподавал в педагогическом техникуме и университете, был организатором и преподавателем Института народного образования. Пытался реализовать свои идеи в «Московском доме свободного воспитания» (1906-1909).С 1922 в Москве, на пенсии. Умер 10 марта 1947 г. в Москве.


2. Цели воспитания

Всякая внешняя цель, которую ставят в воспитании, делает его несвободным. Воспитание и образования не должно служить никакой внешней цели, оно должно служить самому себе. Цель воспитания должна вытекать из природы того, кого мы воспитываем и образовываем. Цель нравственного воспитания – выработка в детях свободной творческой нравственности, а не стадной и массовой.

3. Основные педагогические идеи

Общечеловеческие ценности ставил выше классовых, считал, что школа не должна служить орудием осуществления политических задач. Написал «Декларацию прав ребёнка» (1917) – одна из первых в мире. В декларации провозгласил для детей равные с взрослыми свободы и права. Основой воспитания должен являться сам индивидуальный конкретный ребёнок. Обосновал принцип автономии школы от государства, позволяющий организовать независимое самоуправляющееся, доступное и бесплатное образовательное учреждение, которое будет находиться в ведении общин или свободных союзов граждан. Отстаивал право самоопределения ребёнка во всех областях жизни, в том числе и в религиозной. Дети должны сами искать истину, формировать ценности, общаясь с другими детьми, самостоятельно осваивать мир и культуру, вырабатывая в себе способность их творческого преобразования. Отдавал приоритет развитию воли человека, в широком смысле понимаемой им как психическая активность вообще. Обосновал необходимость разработки космической педагогики : основой космического воспитания выступает естественное единство воспитываемой личности с жизнью всего беспредельного космоса. Высшая цель - воспитание личности, осознающей себя Гражданином Вселенной.

К.Н. Вентцель самой важной и трудной областью воспитания считал воспитание нравственное, целью которого является пробудить в человеке лучшие стремления. Основу нравственного воспитания он видел в воспитании воли, потому что ребенок должен научиться не только сознательно ставить перед собой цели, но и уметь их достигать.

Особое внимание К.Н. Вентцель уделял производительному творческому труду как средству развития воли, как условию, при котором наибольший расцвет получают умственные, физические и нравственные силы ребенка. К.Н. Вентцель понимал, что в условиях современного ему общества концепция свободного воспитания может быть реализована только частично и в ограниченных размерах, поэтому он детально разработал план организации особого образовательно-воспитательного учреждения, получившего название «Дом свободного ребенка». Объединенные общими целями и делом, учащиеся, воспитатели и родители создают общество, основанное на равноправии, уважении и любви. Программа деятельности этого учреждения не может быть представлена в готовом виде, она должна создаваться постепенно, в процессе жизни и труда детей, с учетом их интересов и потребностей. В основе жизни такого учреждения должен быть разнообразный творческий производительный труд. Учёба как часть трудовой деятельности не регламентируется, к ней дети обращаются только тогда, когда у них появляется необходимость в знаниях или интерес к какому-либо предмету. Педагогический процесс должен строиться на поисковых, исследовательских методах, а учитель должен только создавать условия, при которых ребенок может самостоятельно добывать знания. По мысли К.Н. Вентцеля, учитель должен сводить к минимуму дурное влияние среды, создавать условия для умственной и сознательной нравственной деятельности детей, подавать личный пример.


4. Семья

Брат: Вентцель, Николай Николаевич, писатель

Жена: Надежда Яковлевна ур. Ростовцева (1857 - 1898)

Дети: Михаил (1882 - 1963), ученый астроном. Маргарита (в замужестве Чуракова) (1888 - 1968), мать известного реставратора С.С. Чуракова

Жена: Софья Александровна ур. Станюкович (1871 - 1945), племянница писателя К.М. Станюковича, внучка скульптора П.К. Клодта

Дети: Александр (? -1963). Надежда (1900 - 1998), скульптор. Арий (1904 - 1979)

5. Труды

  • Вентцель К.Н. Освобождение ребенка [Текст] / И. К. Вентцель. - Изд. 3-е, испр. и доп. - М. : Земля и фабрика, 1923. - 20 с.
  • Вентцель К.Н. Основные задачи нравственного воспитания [Текст] / К. Н. Вентцель. - М. : [б. и.], 1896. - 47 с.
  • Вентцель К.Н. Новые пути воспитания и образования детей [Текст] / И. К. Вентцель. - Изд. 2-е. - М. : Земля и фабрика, 1923. - 149, с.
  • Вентцель К.Н. Борьба за свободную школу [Текст] / сост. И. К. Вентцель. - М. : [б. и.], 1906. - 291, с.
  • Вентцель К.Н. Отделение школы от государства и декларация прав ребенка [Текст] / И. К. Вентцель. - М. : [б. и.], 1918. - 16 с.
  • Вентцель К.Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад [Текст] / И. К. Вентцель. - Изд. 4-е, вновь испр. и доп. - М. ; Пб. : Голос труда, 1923. - 102, с.
  • Вентцель К.Н. Этика и педагогика творческой личности: (Проблема нравственности и воспитания в свете теории свободного гармонического развития жизни и сознания) [Текст]. - М. : книгоизд-во К. И. Тихомирова, 1911 - 1912. - (Педагогическая библиотека) Т. 1: Этика творческой личности. - 1911. - 388 с.
  • Вентцель К.Н. Этика и педагогика творческой личности: (Проблемы нравственности и воспитания в свете теории свободного гармонического развития жизни и сознания) [Текст]. - М. : Книгоизд-во К. И. Тихомирова, 1911 - 1912. - (Педагогическая библиотека) Т. 2: Педагогика творческой личности. - 1912.

Источники

Примечания

  1. Педагогический энциклопедический словарь/Под ред Б.М. Бим-Бада.- М.,2003.- С. 344.
  2. Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты.- М.,2003.- С. 140.
  3. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений/Под ред. А. И. Пискунова.- М.,2001.

Ссылки

  • Богуславский М.В. К.Н. Вентцель//Вестник образования - www.vestnik.edu.ru/ventsel.html
  • История либертарной мысли России: Константин Вентцель - www.avtonom.org/node/4777
  • Юрий Дружников Явная и скрытая жизнь Константина Вентцеля - www.druzhnikov.com/text/rass/russmif/3.html
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 12.07.11 13:05:20
Похожие рефераты: Вентцель Николай Николаевич , Вентцель Елена Сергеевна ,

Расстановка ударений: ВЕ`НТЦЕЛЬ Константин Николаевич

ВЕНТЦЕЛЬ, Константин Николаевич - русский педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания. В студенческие годы участвовал в революционном движении, отбывал тюремное заключение (1885 - 87). В годы 1-й империалистич. войны выступал против милитаризма и шовинизма. По своим философским воззрениям В.- идеалист. Его философское кредо ярко выражено в работе "Этика и педагогика творческой личности" (т. 1 - 2, 1911 - 1912).

Вопросами педагогики В. стал заниматься в нач. 90-х годов. Первая самостоятельная работа по педагогике - "Основные задачи нравственного воспитания" (1896). С этого времени начинается и его участие в работах пед. об-ва, результатом чего явилась книга "Борьба за свободную школу" (1906). Пед. концепция В. в своеобразной форме выражала протест демократич. рус. интеллигенции против удушающей атмосферы, царившей в обществе и школе при самодержавии. В духовном и нравственном усовершенствовании людей он видел основу для создания нового общества и в этой связи разрабатывал теорию "свободного воспитания", воспитания творч. личности.

Исходя из того, что воля, а не интеллект является основой духовной жизни, В. недооценивал умственное образование. Он критиковал дореволюционную школу за то, что в ней изучался определённый обязательный круг уч. предметов, расположенных в известном систематич. порядке, в известной последовательности. Он полагал, что ребёнок должен получать столько знаний, сколько желает, и приобретать их тогда, когда в этом почувствует потребность.

Школе он противопоставлял "Дом свободного ребёнка" - свободную общину детей, родителей, педагогов. В "Доме свободного ребёнка", по его мысли, дети должны были получать на основе полной самодеятельности и образование и воспитание. В пед. концепции В. были и рациональные зёрна, в частности в ней отводилось большое место производительному труду. В. справедливо рассматривал труд как мощное средство нравственного воспитания, развития воли ребёнка, как фундамент, на к-ром "все другие его духовные и телесные качества могут получить надлежащее развитие".

Публицистич. деятельность В., направленная против насилия над личностью ребёнка, против полицейского сыска и надзора за гимназистами и реалистами, против рутины, формализма и бюрократизма, царивших в учебно-воспитательной работе школ, будила мысль передовых учителей и являлась прогрессивной для того времени.

В. постоянно следил за развитием зап.-европ. и амер. педагогики, пропагандировал т. н. новые школы (см. Новое воспитание) на Западе, нек-рые идеи прагматической педагогики Дж. Дьюи, педагогику анархистов П. Робена, Домела и др.

Не понимая того, что после победы Вел. Окт. социалистич. революции в сов. стране появились общественные условия для создания подлинно свободной школы и для развития подлинно свободного воспитания, В. продолжал некоторое время и в сов. период отстаивать идею "автономии" школы от гос-ва и проповедовать аполитичность воспитания.

В 1919 - 22 В. работал в Воронежском губ. отделе нар. образования, пропагандировал единую трудовую школу на курсах учителей и в печати, читал лекции в Воронежском ун-те и активно участвовал в организации ин-та нар. образования. Затем он отошёл от практич. и теоретич. деятельности в области педагогики. Его мемуары "Пережитое, перечувствованное и сделанное", датированные 1932, хранятся в научном архиве АПН.