Меню Рубрики

Естественное материнство. Кому подходит естественное материнство? Ребёнок может говорить «нет», но последнее слово остаётся за родителями

Здравствуйте, уважаемые читатели. Оптимальная стратегия воспитания ребенка зависит от ваших целей. А также от ваших условий жизни и желаний. Кому подойдет естественное материнство? И что лично я вкладываю в это понятие?

Естественному материнству посвящен весь мой сайт. Я также называю это осознанным родительством: когда мать и отец стремятся стать лучше, работают над собой и грамотно выстраивают свое общение с ребенком.

Для меня эти два понятия почти равны. Большинство осознанных мам натыкаются на информацию о естественном вскармливании, пользе ношения на руках, педагогическом прикорме, совместном сне и многом другом.

Что это значит лично для меня?

Я — не идеал. И я бы не могла себя назвать ярким примером естественного родительства. Во многих вопросах я иду на компромиссы. Подстраивая теорию под свою реальность.

  1. Основной естественного родительства служит кормление грудью. Без допаивания водичкой и без пустышек. Уже тут я пошла на компромисс. Разумеется, кормлю грудью, но в первые месяцы я .
  2. Также сторонники такого подхода к материнству предпочитают продолжать , до самоотлучения. Я пока не уверена, что смогу столько продержаться. Планирую кормить до двух лет, а дальше — смотреть по обстоятельствам.
  3. Одно из главных правил — Тут у меня нет никаких отступлений. помогает держать ребенка «при себе». Мгновенно реагирую на плач, не боясь «приучить к рукам».
  4. Осознанные мамы часто практикуют высаживание, не пользуются памперсами. Я искренне восхищаюсь и аплодирую тем, у кого это получается. Мне не хватило терпения. И оба моих малыша ходили в памперсах до года.
  5. Естественное родительство предусматривает . Я полностью поддерживаю этот принцип. У сына до сих пор нет своей кроватки, так как мы пока не видим в ней смысла.
  6. Некоторые мамы также выступают против колясок. Я гуляла с сыном в слинге где-то до 7 месяцев. Потом пересели в коляску. Разумеется, у меня в «багажнике» лежит слинг, и если сын начинает плакать, я приматываю его к себе. Совсем без коляски для меня слишком сложно.
  7. Сторонницы естественного материнства выбирают вместо педиатрического. Я — тоже.

Как вы поняли, я стараюсь адаптировать некоторые принципы к своим условиям жизни, а не слепо следовать всем рекомендациям. И в глазах некоторых своих знакомых я очень далека от «естественной мамы». Однако, «простые» люди на детских площадках видят во мне нездоровую фанатку. К сожалению, многое из всего вышеперечисленного не принято в нашем обществе.

Кому подходят эти принципы?

Первое, что я хочу сказать: наши бабушки с их советской манерой воспитания были правы. И современные специалисты по уходу за детьми — тоже правы. Каждый из этих подходов к материнству имеет право на существование. Просто они преследуют разные цели.

Если вы хотите через год после родов выйти на работу... Вам лучше не приучать малыша к рукам. Лучше поменьше кормить грудью и пораньше вводить прикорм. Тогда ребенку будет проще привыкнуть к яслям, это окажется не настолько большой травмой. Да и вам самим будет проще. Поэтому у наших бабушек не было другого выхода.

Если же у вас есть в запасе примерно пять лет (или как минимум, три года) — все названные мною принципы могут пойти вам на пользу. Тогда вы можете смело кормить грудью до самоотлучения, спать в одной постели с детьми и долго носить в слинге.

Поэтому для того, чтоб принять принципы естественного родительства, вам необходимо два условия:

  • достаточное время в декрете;
  • желание глубоко погрузиться в общение с детьми.

На втором пункте остановимся подробнее. Да, не все мамы смогут стать такими родителями. И не всем это нужно... Просто некоторые женщины не могут существовать без личного пространства. И даже после родов они сходят с ума от постоянного присутствия ребенка. Им хочется отгородиться, уединиться...

Уединение необходимо абсолютно каждой матери. Хотя бы десять минут в день. Но есть женщины, в которых тяга к уединению особенно сильна. И они не выносят круглосуточного ношения малыша в слинге. Не любят совместный сон и бесконечное кормление по требованию.

Мое мнение такое: этим женщинам надо прорабатывать какие-то свои внутренние блоки, зажимы, мешающие наслаждаться материнством. Стараться пересмотреть свое отношение к жизни. Но конечно, это не всегда возможно. И таким женщинам лучше не насиловать себя и не пытаться стать идеальной «естественной» мамой.

Такое родительство подразумевает, что вы полностью погружаетесь в ребенка. Как минимум, на два-три года. Это не значит, что у вас не будет других интересов и хобби. Наоборот, хобби очень важны. Но вы будете постоянно контактировать с ребенком. И все делать только вместе с ним.

Как влияет на детей подобный подход к воспитанию?

Конечно, такой подход усиливает детскую привязанность. В первые годы вам будет сложнее оставить с кем-то карапуза. Он не будет слезать с ваших рук. И все знакомые, чьи дети приучены спать по ночам и лежать днем в кроватках, будут смеяться над вами.

Ваши знакомые будут доказывать, что нормальные дети могут оставаться без мамы на полдня. Что нормальные дети не вешаются на маму, а дают ей пожить своей жизнью. И все бы хорошо, если б не один нюанс...

Вы знаете, что в детских домах малыши тоже «прекрасно» живут без мамы? Что их никто не носит на руках — и они привыкли к этому? Вы знаете, что они сами засыпают с младенчества в своих кроватках и крепко спят всю ночь? Но разве это говорит о том, что это — правильно? Что так для них лучше?

Ребенок может приспособиться ко всему. Он может обходиться без маминых рук. Без груди. Может спать всю ночь. И играть целый день. Но это для него — неестественно.

В ребенке заложена потребность быть рядом с мамой. Он настолько слаб, что ни за что не сможет выжить в одиночестве. Он обязан держаться за маму. Обязан следить, чтоб его не оставляли одного. Ведь в древние времена это грозило ему немедленной смертью.

Естественное родительство подразумевает удовлетворение естественных потребностей детей. С этой точки зрения, дети — не какие-то чудовища, с рождения мечтающие поработить вас, сесть вам на шею и диктовать свои желания. Дети — это беззащитные существа, которые остро нуждаются в любви.

Обо всем этом можно писать очень долго. Весь мой блог посвящен данной теме. Сейчас я хочу сказать, что если вы готовы на пару лет хорошенько погрузиться в новый для себя мир материнства — естественное родительство пойдет вам на пользу. Необязательно следовать всем-всем заповедям. Выбирайте то, что вам по силам.

Через пару-тройку лет ребенок станет совсем не таким требовательным. Да уже в полгода-год многие дети с удовольствием отдают своей маме достаточно личного пространства. Они уже хорошо напитались ее любовью, убедились в безопасности окружающего мира... Поэтому пойти таким путем — не так уж сложно. Но зато очень радостно. Очень!

Принципы естественного материнства позволяют вам стать ближе к своему ребенку. Поддерживать прекрасный контакт со своим чадом. И постоянно наполнять его своей любовью.


Люди, встречающиеся на моем жизненном пути, узнав, что мы придерживаемся принципов естественного родительства, спрашивают меня: «Что это значит?» Для большей авторитетности ответа я, обычно, говорю, что это – знания и навыки воспитания и ухода за ребенком, которыми владели наши прабабушки и прапрабабушки. Чаще всего, после такого определения люди с жалостью или с укоризной вспоминают про грудных детей, оставленных старшим братьям и сестрам, которые кормили их хлебным мякишем, завернутым в тряпочку, или годовалых детей, привязанных к кровати специальными веревками, чтобы мать имела возможность уйти работать в поле. Все это было в недавней нашей истории. Конечно, описанные выше методы никак не связаны с естественным родительством. Целенаправленно, а порой из-за моды и престижа, материнское искусство, как одно из проявлений естественного родительства, было вычеркнуто из жизни цивилизованного общества.

«Естественное родительство - метод, основанный на традициях и принципах живой природы и ранних культур. Суть метода состоит в том, чтобы внимательно наблюдать за коммуникативными знаками новорожденных и стараться максимально удовлетворить их эмоциональные и физические потребности. На практике это означает, что дети находятся в близком физическом контакте со своими родителями в течение большей части суток. Днем младенца носят в слинге, ночью он спит вместе с родителями. Ребенка кормят грудью по первому требованию не менее 2-4 лет, и когда прекращать грудное вскармливание определяет сам ребенок, а совместный сон с родителями может продолжаться долгие годы» - вот, что на этот счет говорит свободная энциклопедия Википедия.

Если сказать профессиональным языком, естественное родительство – это стремление родителей удовлетворить все врожденные ожидания ребенка или, по-другому, его истинные потребности. О наличии таких ожиданий говорят: психотерапевт Ж. Ледлофф, акушер-гинеколог М. Оден, педагог и психолог-перинатолог Ж.В. Цареградская, этолог В.Р. Дольник и многие другие.

У нас есть легкие, чтобы дышать воздухом, водонепроницаемая кожа, чтобы защищаться от дождя, волосы в носу, чтобы не вдыхать пыль, и т. д. Все наше строение, как физическое, так и духовное, - это ожидание определенных условий в окружающем мире. Ребенок рождается с этими ожиданиями. Откуда природа знает, что потребуется человеку в жизни? Через опыт бесчисленных поколений предков. Ребенок ожидает встретить в мире то, с чем сталкивались его предки.

Более того, каждому ожиданию, заложенному в ребенке, соответствуют врожденные способности, которые реализуются, как только возникают ожидаемые условия. Например, как только ребенок рождается (выполненное ожидание), он начинает дышать (реализованная способность); найдя грудь матери (выполненное ожидание), ребенок начинает сосать (реализованная способность), и т. д. Если что-то, чего ожидает ребенок, не попадается ему в жизни, его способности не развиваются в полной мере. Кроме того, человек продолжает искать удовлетворения нереализованным ожиданиям и во взрослой жизни.

Все, что касается физических ожиданий и способностей, более или менее очевидно и понятно. Но в человеке заложено множество потребностей менее очевидных, но столь же насущных.

Одна из фундаментальных врожденных потребностей ребенка - это быть носимым на руках первые месяцы жизни. Девять месяцев беременности ребенок был неразрывно связан с матерью, и вдруг, рождаясь, отделяется от нее. Для того, чтобы это отделение не было травматичным, ребенку еще долго нужно постоянно быть с матерью, чувствовать ее тепло, слышать стук ее сердца, иметь возможность приложиться к ее груди. Только на руках у матери ребенок чувствует себя полностью защищенным и, двигаясь вместе с матерью, получает разнообразные впечатления, необходимые ему для правильного развития.

Рождаясь, ребенок ожидает, что взрослые покажут ему, как жить в этом мире. Дети воспитываются прежде всего на примере родителей, усваивая их образ жизни. Ребенок наилучшим образом самообучается, если имеет возможность участвовать (сначала пассивно, а затем активно) в настоящей работе взрослых. Он ожидает, что взрослые не будут уделять ему больше внимания, чем ему действительно необходимо, а его мать не будет полностью посвящать себя уходу за ним - она должна вести нормальный образ жизни взрослого деятельного человека.

Вместе с тем, в ребенке заложены и определенные ожидания того, каким этот образ жизни должен быть. Миллионы лет человек жил среди растений и животных, под лучами солнца и струями дождя и много двигался. Ребенок ожидает, что его родители будут вести именно такой образ жизни. Конечно, приспособляемость человека велика, и, в конце концов, ребенок научится жить в квартире и вести городской образ жизни, но при этом он лишится целостности и гармонии. В человеке заложено ожидание жить среди природы (эко-поселение хорошее направление с моей точки зрения), а не среди мертвых стен панельного дома.

К элементам естественного родительства также относятся естественные роды с минимальными вмешательствами, педагогический прикорм, так называемая естественная гигиена новорожденного, отказ от подгузников, естественное закаливание, отказ от прививок и воспитание с учетом потребностей ребенка в различные периоды его жизни.

Екатерина Барабанова

Тема 17. Основы поддержания и сохранения репродуктивного здоровья нации, принципы здорового родительства.

Вопросы:

1. Понятие репродуктивного здоровья.

2. Охрана репродуктивного здоровья.

3. Патологии репродукции.

4. Планирование семьи.

Понятие репродуктивного здоровья.

Одним из важнейших составляющих общего здоровья является здоровье репродуктивное (репродукция – воспроизведение). Репродукция является основополагающей функцией для любого живого организма.

По определению ВОЗ репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия репродуктивной системы, ее функций и процессов, включая воспроизводство потомства и гармонию психосексуальных отношений в семье.

Репродуктивная система – это совокупность органов и систем организма, обеспечивающих функцию воспроизводства (деторождения).

Репродуктивные права – часть законных прав и свобод, связанных с воспроизводством и сексуальным здоровьем.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, репродуктивные права – это право мужчин и женщин на получение информации и на доступ к безопасным, эффективным, недорогим и доступным способам регулирования рождаемости, в соответствии с их выбором, а также право на доступ к надлежащим службам здравоохранения, которые могут обеспечить для женщин безопасные беременность и роды, а также создать для супружеских пар наилучшие возможности для того, чтобы иметь здорового ребенка.

Репродуктивные права могут включать все или некоторые из следующих положений: право на доступ к качественной медицине в репродуктивной сфере, а также право на образование и доступ к информации, позволяющей сделать осознанный и свободный репродуктивный выбор, право на законный и безопасный аборт, право на контроль над рождаемостью. Репродуктивные права также могут включать в себя право на получение образования о контрацепции и венерических заболеваниях, а также свободу от принудительной стерилизации, абортов и контрацепции, а также защиту от таких гендерных практик, как нанесение увечий женским гениталиям и мужским половым органам.

Вопрос репродуктивных прав стал разрабатываться как вид прав человека на Международной конференции ООН по правам человека в 1968 году. Одним из результатов конференции являлось необязательное к исполнению воззвание, согласно которому родители имеют право выбирать, сколько детей они хотят иметь, и сколь часто те должны рождаться.

Противники легализации абортов считают термин «репродуктивные права» эвфемизмом, позволяющим поколебать эмоции в пользу абортов. Организация National Right to Life назвала «репродуктивные права» выдуманным термином, зашифровывающим понятие «право на аборт».

Традиционно репродуктивное здоровье и репродуктивные права в России связываются, главным образом, с материнством и защищены законодательством и системой государственных гарантий.

Состояние репродуктивного здоровья женщины важнейшая составляющая социального и экономического развития страны. Оно отражает его уровень. Инвестиции в репродуктивное здоровье не только нравственно состоятельны, но и оправданы экономически. Инвестиции в женщин детородного возраста не только спасают жизни, но и воздаются сторицей родным и близким, всему обществу. Здоровые девушки и женщины способны продолжать учёбу, заниматься общественно-полезным трудом, лучше растить детей и быть полноценными членами общества. Когда женщина в состоянии спланировать семью, она может спланировать и всю свою жизнь.

Естественное родительство (от англ. Natural Parenting ) - это стремление воспитывать детей, так, как это делали наши предки в первобытные времена. Основная идея в том, что мама лучше всех знает, что нужно ее малышу. У нее есть интуиция для того, чтобы понимать знаки, которые дает ей ребенок.

Сторонники подхода предлагают развивать в себе эту интуицию, чтобы быть на одной волне с ребенком. Еще один важный постулат метода – отказ от приспособлений, которые неестественны для ребенка от природы (таких как бутылки, сухие смеси, подгузники, а также детские кровати, люльки, манежи, коляски, ходунки и прыгунки). «Естественные родители» стараются не подпускать медицинский персонал в процессе беременности и родов, не разлучаться с ребенком, когда он еще совсем маленький, минимально использовать лекарственные средства, не делать детям прививки.

Элементы естественного родительства

2. Пребывание с малышом после родов.

4. Максимум телесного контакта – ношение в слинге , совместный сон в родительской кровати, отказ от колясок .

Минусы естественного подхода

1. У мамы практически нет возможности расслабиться: выйти одной куда-либо, посадить малыша в манеж или ходунки, дать ему соску. У нее мало личного пространства – своего места и времени.

2. В данном случае, вся ответственность на родителях. Она не делится с учителями, участковым педиатром или воспитателями детского сада.

3. Из-за большого количества правил («Хорошая мама кормит грудью до двух лет») у родителей может часто возникать чувство вины, если они делают что-то не так, как предписано.


Принцип первый
«Ты можешь быть другим»

Этот принцип выражает потребность и право детей быть особенными и любимыми, быть личностью. Если мы не понимаем и не признаем, что дети разные, они никогда не смогут получить то, что именно им необходимо, а именно отзывчивость и склонность сотрудничать со взрослыми.

Принцип второй
«Ты можешь ошибаться»

Для того чтобы дети росли уверенными в себе и сохранили здоровую и естественную потребность порадовать своих родителей, им необходимо понимать, что они имеют право на ошибки. И если ошибки не прощаются, дети прекращают прилагать усилия, либо сдаются в процессе попыток, столкнувшись с маленькими неудачами. Ребенок должен знать, что на каждую ошибку и неудачу в своей жизни он может рассчитывать на поддержку взрослых в форме сочувствия и готовности родителя взять на себя ответственность за совершенную ребенком ошибку. Пусть даже на первый взгляд кажется, что родители здесь не причем и все сделано руками ребенка. Но ощущение того, что ребенок не один отвечает за свои ошибки и есть кто-то, кто готов принять ответственность за то, что он сделал, избавляет человека от страха делать в своей жизни что-то новое. Таким образом ребенок учиться брать на себя ответственность, идти на риск и стойко переносить неудачу.

Принцип третий
«Ты можешь переживать негативные эмоции»

Этот принцип позволяет детям смело развиваться, осознавая свои внутренние переживания. Этот фактор – фактор переживания негативных эмоций важен для детей для того, чтобы не потерять тягу к покровительству родителей, их руководству и признанию.

Принцип четвертый
«Ты можешь хотеть больше»

Этот принцип открывает возможность развиться ребенку в яркую личность и осознать свои собственные желания. Детей, которые знают, что они хотят, гораздо легче побудить к чему-либо, предоставив им больше возможности для достижения своих желаний. Дети, которые в детстве имели такую возможность – следовать принципу «хотеть не вредно», став взрослыми, учатся терпеливо ждать исполнения своих желаний, даже если не могут получить желаемое сразу.
Только полная, абсолютная свобода желать позволяет человеку из большого списка возможностей найти то самое желание, тот самый вкус счастья, который соответствует его природе, его опыту и предназначению.
К сожалению, слишком часто дети слышат упреки в том, что они плохие, избалованные, эгоистичные, если они прося большего, не получиют желаемого. И это касается нашего собственного опыта, нашего детства.
До сих пор подавление желаний было важнейшим воспитательным навыком, поскольку родители не знали, как справиться с негативными эмоциями, которые появляются естественно у каждого человека, если его желание неудовлетворенно. Об этом достаточно однозначно четко говорят ведические писания. В Бхагавад Гите говорится, что если человек не удовлетворяет свои желания, возникшие в его уме, в его сердце, или принесенные из прошлых жизней, то он испытывает гнев, и, как следствие, разочарование и обиду. Отсутствие гармонии в желаниях человека с желаниями окружающих его людей, законов природы, законов собственного тела, природы собственного ума, так или иначе приводит к возникновению негативных эмоций. И одним из серьезных навыков, пока человек не пришел на достаточно высокий уровень самоосознания, является то, как правильно проявлять негативные эмоции, чтобы они не ухудшали и не отягощали жизнь окружающих людей и самого человека, не способствовали его деградации.

Принцип пятый
«Ты можешь говорить нет»

Особенностью этого принципа является то, что он напоминает нам о том, что свобода является основой позитивного воспитания детей, позитивного родительства. И этот принцип свободы касается каждого из четырех принципов, описанных выше - «ты можешь быть другим», «ты можешь ошибаться», «ты можешь переживать негативные эмоции», «ты можешь хотеть больше». И очень важно понимать разницу между вседозволенностью и свободой, которая дается ребенку. Не стоит связывать этот принцип со вседозволенностью. Суть этого принципа в том, что он позволяет осуществлять еще больший контроль над детьми без запугивания и пристыжения ребенка. Дело в том, что способность сопротивляться авторитету лежит в основе здорового осознания своего «Я», своей личности. В своем праве на бунт человек понимает, что он может не следовать вышестоящему авторитету, будь то родители или правительство, но при этом он понимает и принимает ответственность за все последствия своего неподчинения.

Руслан Нарушевич, психолог, специалист по аюрведе