Меню Рубрики

Короче воспитание по китайски. Тибетский и японский методы воспитания детей. Значения няни в жизни китайских родителей

Путешественница и журналист-фрилансер Виктория Лоскутова специально для разузнала все возможные подробности об укладе семейной жизни в Китае. Сейчас Вика живет на острове на юге страны, в провинции Хайнань и курортном городе Санья. Она учит деток английскому, ведет блог об Азии (куда я вас обязательно приглашаю) и радуется жизни.

Кто определяет в семье, что нужно завести ребенка?

Решают вдвоем. Но если один из партнеров не согласен, то ничего не выйдет. Лучше говорить об этом до брака, иначе такой важный вопрос может перерасти в огромную проблему и пропасть между родными.

Типичная китайская семья (возраст родителей, характер, отношение к родительству).

Семья в Китае - главное. На улицах всегда много людей с детьми, редко можно увидеть одиноко слоняющихся подростков, практически никогда. Все с семьей или заняты учебой, спортом, кружками. Жениться и выходить замуж в Китае считается нормальным после выпуска из высшего учебного заведения в возрасте от двадцати пяти до тридцати лет. В это же время хорошо заводить ребенка. Характер у китайцев разный, как и у людей любой другой национальности. Относительно недавно отменили закон, который запрещал уроженцам КНР заводить больше одного ребенка. Однако и после его отмены не многие решаются на второго, потому что детям в Китае отдается буквально все и тянуть двоих или больше - тяжелый труд и огромные деньги.

Иногда отношения между родителями плохие, но они живут вместе - ради детей. Малышей балуют, холят и лелеют, стараются дать максимум заботы, любви, все самое лучшее. Многие из них из-за этого растут избалованными, могут кричать на родителей и капризничать в общественном месте, зная, что им за это ничего не будет. Однажды дочь моей подруги (9 лет) была за что-то обижена на маму и прямо в ресторане подошла и вытерла рот о рукав ее белоснежной блузки. Я в тот момент перестала жевать. Подруга лишь недовольно посмотрела на дочь, поговорила с ней дома, но не на людях. Да, не била, не наказывала, просто поговорила. Она всегда говорит, что все свои уроки ее дочь получит позже, а пока надо дать ей ориентир для будущей жизни. Я не знаю, как она проводит с ней беседы, но заметила, что в последнее время поведение девочки изменилось в лучшую сторону.

Китайские мужчины присутствуют при родах жены?

Нет, ни в коем случае. Мужчинам запрещено присутствовать при родах. Китайские звезды ездят рожать зарубеж, где мужчины могут увидеть, как их ребенок появился на свет. Также среди звезд считается, что это лучше и, естественно, престижней.

Сколько принято сидеть в декрете среди китаянок?

В каждой провинции по-разному. В основном это всего лишь около месяца - 30-35 дней! Китайские мамы очень много работают, наравне с мужчинами. В некоторых провинциях это 98, 127 декретных дней. В провинции Сычуань, известной своей очень острой кухней, например, на декрет отводится 158 дней.

Детские садики в Китае.

Детские сады здесь популярны в формате gym baby. В такие принимают от 1,5 до 5 лет. Деток приводят в 8.30 и забирают около 16-17.00. Начинается день с завтрака и зарядки в игровом формате. Потом игры в специально оборудованных комнатах, пол в которых полностью застелен мягкими матами. Так что если ребенок падает (а падают они постоянно, когда бегают и прыгают), то он ничего не повредит себе ничего. Углы тоже отделаны так, что, ударившись о такой, малыш не почувствует боли. Игры чередуют с занятиями английским. Да, таких маленьких тоже учат! В основном это отдельные слова и короткие словосочетания. Во время занятий часто используют видео-программы в виде мультика и карточки с рисунками. Игрушки, конечно, тоже идут в ход. Между завтраком и обедом перекус фруктами. После обеда тихий час. После сна детки играются и вскоре их забирают родители. Это лишь одна модель китайского детского сада. Программа может отличаться. Есть, например, такие заведения, в которые родители, бабушки и дедушки могут вместе с малышами прийти поиграться, что-то вроде клуба для детей.

Развитие детей в Китае: интересные игрушки, развивающие секции, языки, спорт

Для развития детей в Китае есть все. Игрушек полно, игровые площадки, огромные комнаты в моллах, в которых кроме батутов и горок есть также современные электронные игры. Например, настольный теннис (который популярен в Китае). На экране загружается игра и дети просто в воздухе управляют ракетками, отбивая воображаемый мячик рукой в воздухе. Там работают няньки, которые следят за детьми, пока родители занимаются покупками. Больше всего детей сейчас учат английскому, с самого раннего возраста. Для этого есть специальные тренинговые центры, в которые они ходят после общеобразовательной школы. Также нанимают репетиторов для занятий один на один с ребенком. В Китае популярны различные спортивные секции, кунг-фу, настольный теннис, упомянутый ранее. Очень популярно играть на пианино и других музыкальных инструментах. Вообще дети сильно загружены с утра до вечера, практически все семь дней в неделю.

Как в Китае родители проводят досуг с детьми? Распорядок дня типичной китайский семьи на выходных?

Все тренинговые центры больше всего загружены на выходных, так как в эти дни нет школьных занятий. Загружены и игровые комнаты в моллах, зоопарки, аквапарки, парки с площадками для роллеров. В больших отелях прямо под открытым небом показывают сказки или мультики, люди ходят в бассейны, на пляж (на юге Китая или летом), в кафе, рестораны. В ход идет мороженое и другие вкусности. В выходные все работает для семейного отдыха. В будние дни обычно родители работают, дети до вечера в школе и на кружках.

Кто глава семейства обычно, как определяется?

Иногда глава мужчина, иногда женщина, зависит от того, кто больше получает. Бывает, мужчина получает много, но он прислушивается к жене. Также это зависит от провинции. В провинции Сычуань, например, правят женщины в семье. Мужчины боятся своих жен. Возможно, это как-то относится к острой пище, которую едят в этой провинции. Но говорят, что мужчины так сильно любят своих жен, что не хотят злить их, поэтому приходится слушаться! Я видела много ситуаций, когда женщины, мягко говоря, строго разговаривали со своими мужчинами и те лишь молчали в ответ. Кроме того, много лет назад считалось, что иметь сына - гордость, он император, наследник. А дочь - несчастье. Поэтому многие женщины, узнав, что беременны девочкой, делали аборт. Мальчиков баловали и исторически так сложилось, что девочкам приходилось быть сильнее и даже мужественней, чтобы выжить. Возможно, поэтому до сих пор в генах у китаянок столько силы и они пытаются управлять своими мужьями.

Значения няни в жизни китайских родителей?

Более состоятельные люди оплачивают няньку на втором месяце жизни ребенка. Это очень дорого - 15000 юаней в месяц ($2140). Такую няню называют Золотая Няня. Ее нанимают только на один месяц, чтобы научить маму, как кормить и ухаживать за младенцем. Это практикуют молодые семьи. Но чаще всего просят маму жены помочь. Обеспеченные семьи могут позволить себе няню на каждый день.

Главные принципы воспитания китайских родителей (говорят же, что французские дети не плюются едой, что в таком случае делают и не делают китайские дети)?

Нужно учиться делать все самостоятельно. При этом родители говорят: “Учись делать сам(а), потому что когда ты вырастешь, я уже не смогу этого сделать за тебя”. Особенным есть то, что старшие люди всегда накладывают еду себе первыми, самые маленькие - последними.

Если китайские дети балуются, как их усмиряют?

Если честно, они все время балуются. Родители либо никак их не усмиряют, либо наказывают, бывает, сильно, ругают, бьют… Если время есть, тебя звали-звали, а ты заигрался, могут оставить голодным. Несколько лет назад ввели закон, который запрещает родителям бить детей. Сперва это выговор в полиции, если ничего не меняется, то может быть суд и срок на несколько месяцев.

Отношения родителей: кто несет большую ответственность за ребенка?

Всегда мама. Папа занимается намного меньше детьми. Так сложилось исторически, что мама делает все, и дети рассчитывают больше на нее, чем на отца.

  • Праздники в КНР имеют семейный уклон и семья обязательно собирается у родителей мужа.
  • Старший сын всегда ответственен больше всех перед родителями.
  • Если у девушки есть младшие братья, то один месяц после рождения ее ребенка, она не может жить дома с ними и мамой под одной крышей. Считается, что это нехорошо по отношению к братьям.
  • Но сейчас все традиции постепенно сводятся на нет. Китайцы смотрят в сторону запада, китаянки все чаще выходят замуж за иностранцев и покидают родину.
22 февраля 2017, 07:21

Пост в продолжение очень интересной, на мой взгляд, темы о воспитании детей в разных культурах.

Выпускница Гарварда и профессор права Йельского университета китаянка Эми Чуа живёт со своей семьёй в США и считает, что детей нужно воспитывать в максимальной строгости. О своём опыте она написала книгу, которая вызвала большой резонанс в США, а её автор попала в сотню самых влиятельных людей по версии журнала Time в 2011 году. В сравнении с сегодняшней литературой о детях, «Боевой гимн матери-тигрицы» можно назвать триллером о воспитании.

В книге Эми Чуа вспоминает, как в наказание выставляла трёхлетнюю дочь на двадцатиградусный мороз в лёгкой одежде, признаётся, что постоянно угрожала дочерям, и подробно рассказывает, как вырастить музыкально одарённых детей. Автор утверждает, что она поступала со своими детьми так, как поступают все китайские матери. Книга заставляет задуматься, стоит ли терроризировать собственных детей ради тех успехов, каких в итоге достигли дочери Эми Чуа. И правильно ли растить победителей, постоянно испытывая их детские чувства на прочность?

Книга Эми Чуа «Боевой гимн матери-тигрицы» на русском языке вышла в издательстве Corpus в 2013 году

Тяжелый труд всегда на первом месте.

В семьях китайских школьников под запретом любые оценки ниже пятёрки, даже если это пять с минусом. Поэтому, если китайскому ребёнку что-то кажется несправедливым в школе, родители заставляют его всего лишь в два раза больше трудиться, чтобы стать в два раза лучше.

«Китайские родители требуют высших оценок, поскольку уверены: дети способны их получать. Если же хороших оценок так и нет, родители начинают думать, что ребёнок работает недостаточно много и тяжело. Вот почему такого ребёнка всегда будут наказывать, критиковать и стыдить. Китайские родители уверены, что в их детях достаточно сил, чтобы пережить унижение и стать лучше».

Родители сами решают, чем ребёнку заниматься помимо школы. Они уверены, что не может быть никакого веселья, пока не преуспеешь в каком-то деле. Детям обычно не нравится тяжело трудиться, поэтому очень важно не принимать во внимание их желания, которые будут только отвлекать от цели. Эми Чуа, помимо своей преподавательской деятельности в Йеле, по шесть часов в день занималась с дочками музыкой. Старшая София после многочасовой игры на фортепьяно грызла его клавиши от злости и бессилия. Младшая Лулу даже с пищевым отравлением репетировала и выходила на сцену.

По мнению Эми Чуа, западные родители «безвольные и снисходительные». Это и мешает их детям достигать по-настоящему больших целей

Китайские дети лишены даже летних каникул, в это время они занимаются ещё больше, не отвлекаясь на посещение школы. Ведь для достижения большого успеха нужна постоянная практика, которую родители напрасно игнорируют.

Китайские родители считают, что детям с ранних лет необходимо осознать необходимость много трудиться

«Однажды я попыталась быть честной, объясняя другой маме, что у Лулу нет свободного времени, потому что ей нужно играть на скрипке. Но та женщина не смогла этого понять. Отклонив одно приглашение на детский праздник, я не могла поверить своим ушам, когда тут же получила ещё одно. «Как насчёт субботы? - субботу мы проводили в студии мисс Танака. «Или в пятницу через две недели?» Западные матери были не способны понять, что Лулу занята каждый день год напролёт».

Китайские матери не выбирают выражений

Родители могут приказать своим детям разобраться с проблемой, тогда как западные предпочитают мыслить позитивно и не называть вещи своими именами.

Китайская дочь может услышать от матери: «Эй, толстуха, тебе пора похудеть». И это будет считаться проявлением родительской заботы

Эми Чуа во время репетиций с дочками «подбадривала» их фразами «Ты играешь всё хуже и хуже» и «Если следующая попытка не будет идеальной, я соберу все твои игрушки и сожгу их!». Кроме того, она регулярно угрожала выпороть, лишить ужина и не отпускала в туалет во время изучения сложной пьесы. Но когда сложная вещь наконец получалась, мать и дочь обнимались «до хруста костей». Автор говорит о своей жестокости так: «Они были всего-навсего китайскими детьми».

Китайские матери не заботятся о самооценке ребёнка

Китайский ребёнок не расстроится, если мать назовёт его дрянью. Он может справиться с обидой и станет только лучше, когда преуспеет в том, за что сегодня его ругают. Западные родители только и делают, что беспокоятся о самооценке своих детей. Но когда дело доходит до способов достичь успеха, они проявляют мягкость и позволяют детям сдаться. Китайские родители прежде всего думают о силе, когда признают слабость.

Слабость для китайских детей совершенно непозволительна, ведь она мешает добиваться успехов

«Не так-то просто заставить ваших детей работать, когда они этого не хотят; тратить изнурительные часы - в то время как ваша собственная молодость ускользает Иногда я просыпаюсь утром в ужасе от того, что мне предстоит, и думаю, как легко будет сказать: „Лулу, я уверена, что мы без проблем можем пропустить один день репетиций“. В отличие от своих западных друзей я никогда не скажу: „Пусть это меня убьёт, но я просто хочу позволить моим детям сделать собственный выбор и следовать за зовом сердца. Это самая сложная вещь в мире, но я приложу все усилия, чтобы все так и было“. Сказав это, мои друзья (американцы - Прим. ред.) выпивают бокальчик вина или идут на йогу, в то время как я сижу дома и ору на своих детей, которые меня ненавидят».

Китайцы хвалят своего ребёнка только после действительно большого успеха. И делают это дома при закрытых дверях.

Китайские родители всегда принимают сторону учителя

Если учитель проявляет грубость, даже если бьёт по рукам во время игры на скрипке, он всё равно прав. Учитель - это прежде всего авторитет, а авторитет принято уважать, что бы он ни делал. Если родители видят, что учитель излишне груб или его методы обучения не подходят ребёнку, то все равно встанут на его сторону. Они скажут ребёнку, что учитель так себя ведёт только потому, что ребёнок способен на большее, а неласковое отношение педагога поможет быстрее добиться успеха.

Китайские дети могут заслужить похвалу только за действительно серьёзные достижения

Китайские родители в открытую сравнивают детей

Автор книги видит в родительском фаворитизме и сравнении большую пользу. Говоря про одного из детей плохо и ставя в пример другого ребёнка, китайская мать имеет в виду лишь то, что она оказывает доверие отстающему, и верит, что ему хватит сил догнать более успешную сестру или брата.

«Моя бабушка откровенно выделяла меня из всех моих сестёр «Только посмотрите на этот плоский нос, - кудахтала она на семейных сборищах, указывая на кого-нибудь из моих сестёр. - То ли дело Эми с её фантастическим точёным носиком. Эми настоящая Чуа. А её сестра больше взяла от матери и похожа на обезьяну».

Китайским матерям всегда мало

Эми Чуа вспоминает, как однажды заняла второе место в историческом конкурсе. После чего её отец сказал: «Никогда больше не позорь меня так». К своим детям она относилась точно так же. Она отвергала даже детские открытки на свой день рождения, требуя «чего-то получше». Кроме долгих занятий музыкой после школы, мать забирала одну из дочерей с уроков физкультуры и часовой школьной перемены, чтобы отвезти на дополнительную репетицию. Она контролировала, когда даже сама была на работе. Для этого писала дочерям подробные записки на десяти листах, в которых расписывала их занятия по минутам. Планка была настолько высокой, что похвалу девочки слышали только однажды. Когда старшую пригласили выступить в Карнеги-холл, а младшая стала концертмейстером в 12 лет.

«Как я уже говорила, воспитывать детей в китайском стиле значительно сложнее, чем в западном. В этом случае просто не бывает передышек. Как только я закончила работать с Софией над её пьесами, круглосуточно в течение двух месяцев, я взялась за Лулу».

Китайские дети в неоплатном долгу перед родителями

Всё, что делают китайские родители для ребёнка, считается благом. Поэтому дети должны возвращать долг родителям, слушаться их и делать всё, чтобы они могли гордиться ребёнком. Родители, например, никогда не ездят отдыхать отдельно от детей в отличие от американцев. Они отдают все силы, чтобы ребёнок преуспел.

Угрозы, шантаж, подкуп и террор не считаются изъяном воспитательной системы

Родители могут быть уверены, что дети не сдадут их в дом престарелых, а жизнь в доме выросших детей будет комфортной. Благодаря китайской системе, как утверждает Эми Чуа, китайские дети растут вежливыми, их поведение в любой ситуации безупречно. «Западники» обрекают своих детей на вечные претензии в адрес родителей и многолетние походы к психотерапевту.

«В китайской традиции, когда дело касается родителей, обсуждать нечего. Родители - это родители, ты кругом им должен (даже если так не считаешь) и обязан сделать для них все (даже если это разрушает твою собственную жизнь)».

Раскол в китайской семье

Книга заканчивается рассказом о том, как младшая Лулу стала подростком и начала бунтовать. Эми Чуа признаётся, что в азиатских семьях не принято говорить «по душам» о взрослении и половом созревании. Она не знала, что делать с этим бунтом, так как в китайской семье он в принципе невозможен. 13-летняя Лулу дерзила, бросила занятия скрипкой, собственноручно состригла шикарные волосы и начала заниматься теннисом. В самом начале этих занятий тренер девочки признался матери: «Важнее всего то, что Лулу любит теннис. И у неё невероятная работоспособность. Я никогда не видел никого, кто развивался бы так быстро. Она потрясающий ребёнок. Вы с мужем отлично потрудились над ней. Она никогда не выкладывается меньше чем на 110% и всегда так жизнерадостна и вежлива».

Подход к воспитанию в Китае никогда не ставится под сомнение

Муж Эми Чуа, профессор Йельского университета Джед Рабенфельд, с самого начала поддерживал строгое воспитание и доверился в этом жене. Но даже несмотря на все достижения девочек в музыке, он принял сторону бунтующей дочери.

Эми Чуа решила немного сменить тактику и начала искать лучшего тренера и школу тенниса, но тогда Лулу вмешалась: «Нет, мама, нет! Не надо портить мне теннис так же, как ты испортила мне скрипку». Дина Бойко

Сама я читала эту книгу, поэтому дополню, что так же одним из принципов является практически полный запрет на общение со сверстниками. Никаких ночевок у друзей, никаких походов в гости, общения в свободное от учебы время.

И, естественно, никаких свиданий, романов. Правда не обозначено до какого возраста)))

Я не поняла из книги, играют ли важную роль папы в китайском воспитании, потому что муж самой Эми упоминается только в контексте - привез на прослушивание/забрал из школы...

Какой результат принесло это воспитание?

Эми воспитывалась так же, как ее дочери. Каков результат? Она была первой в школе, она поступила в Гарвард, окончила отделение юриспруденции. Посмотрите, что она пишет о себе. «Я никогда не чувствовала ни малейшего влечения к изучению законов. В то время как остальные студенты задавали вопросы и проявляли неуемное любопытство, мне просто хотелось записать все, что говорит профессор и поскорее это запомнить» . Во время работы в адвокатской конторе, у нее было ощущение, что она играет чью-то роль. Хотя работа – та, которая требовала усидчивости и внимания, выходила у нее прекрасно.

18-летняя София продолжает играть на пианино. Ей прочат карьеру профессионального музыканта. Она уже выступала в Карнеги холл (большая честь). Младшая дочь, Луиза, во время поедания блинов с черной икрой на Красной площади (Эми, помимо интеллектуального снобизма прививала дочерям и космополитизм) заявила матери, что ненавидит ее и никогда больше не будет жить так, как та от нее требует (это была последняя капля в затяжной борьбе с криками, скандалами, запретами и наказаниями между упрямой дочерью и не менее упрямой матерью). Живи Эми в Китае, кто знает, чем закончилась бы история. Но, будучи американкой, Эми пришлось смириться. И 13-летней Луизе впервые разрешено было выбрать занятие по своему вкусу. Девочка стала заниматься теннисом. И, конечно, начала выигрывать турниры – соревновательность и стремление только к победе ничем не выкорчуешь.

July 12th, 2016 , 09:02 am

Если вы считаете себя строгим родителем, то после прочтения этой статьи — поймете, что вы просто лапушка для своих детей. Почему китайцы стали занимать ведущие позиции в мире? Почему среди них так много крутых бизнесменов, гениальных спортсменов и ученых? Есть все основания думать, что дело в воспитании, которое позволяет делать из юных китайцев лучших из лучших.



Начнем с того, что к детям в Китае особое отношение ввиду объективных причин. Крупнейшее по чиленности населения государство в мире было вынуждено еще в 70-х принять программу "Одна семья — один ребенок", которая предусматривала серьезные штрафы за рождение второго и последующих детей. В последние годы, правда, демографическая политика заметно смягчилась. Есть исключения для определенных категорий граждан: например, для национальных меньшинств; для китайцев, занятых в сельском хозяйстве; для китайских пар, где хотя бы один из родителей был единственным ребенком в своей семье. И так далее. Тем не менее, двое детей в Китае — удовольствие достаточно дорогое, не все могут себе позволить. А еще в Китае рождение мальчиков гораздо предпочтительнее девочек. Такая уж традиция. Поэтому в некоторых провинциях разрешено рожать второго ребенка, если первой оказалась девочка. Для нас может звучать дико, но так обстоят дела в Поднебесной. Из-за этого, кстати, в Китае гендерная диспропорция — 106,28 мужчин на 100 женщин. По прогнозам социологов к 2020 году в Китае будет 35 миллионов "лишних" мужчин. В том смысле, что им объективно не хватит невест. Сейчас таковых 20 миллионов. И конкуренция за женщин является одной из тысяч других конкуренций, которые выдерживают китайцы на протяжении всей своей жизни. Подготовка к борьбе за место под солнцем среди миллионов конкурентов начинается в детстве.

Воспитывают детей в Китае совершенно по-другому, нежели у нас. Китайские женщины работают очень много, поэтому выходят из декрета уже спустя 3-4 месяца после родов. Потому что там на работе особенно не держат, чуть зазеваешься — уволят и найдут другую. Как только мама выходит на работу, ребенок отдается в ясли. С 3 лет — в детский сад. В детских садах строгий режим: четкое распиание для сна и еды, ранне приучение к горшку. Детей стараются развивать как можно быстрее. Считается нормальным учить ребенка в полтора года рисованию и счету.

С самого раннего детства китайцы жестко подчинены воле своих родителей. Традиции конфуцианства дают о себе знать. Уважение к старшим и еще раз уважение к старшим. Родители играют с детьми только в те игры, которые развивают полезные для будущей трудовой деятельности навыки. Мама и папа очень конкретно подходят к выбору кружков и секций для своего ребенка. Нет такого, чтобы выбрать музыкальную школу только для того, чтобы "чем-то занять ребенка". Нет, ребенок должен стать музыкантом. Великолепным музыкантом.

В китайском воспитании нет метода "кнута и пряника". Почти всегда кнут. Похвалу ребенок может услышать редко. В исключительных случаях. Родители учат своих детей прежде всего дисциплине и трудолюбию. Благодаря этим качествам можно стать успешным человеком. Благодаря этим качествам Китай и стал одной из передовых стран мира.

Вот так закладывают дисциплину у маленьких китайцев.

В Японии ребенок от 0 до 5 лет - царь, от 5 до 15 лет - раб, а после 15 - равный.

Подобную методику все чаще и чаще стараются применять в странах СНГ.

Что думаю психологи? Насколько такой метод воспитания приемлем для нашего общества?

Дело в том, что "японский метод" это миф, который как-то интерпретируют, например, в России и Казахстане. Реальности мы не знаем, т.к. не были в Японии. Я знакома с трудом Масару Ибука "После 3 уже поздно" и в конце статьи предлагаю видео японского детского сада.

Что такое царь, раб и равный- у каждого человека свое представление, и это представление разное в разных культурах.

В Японии очень распространено раннее развитее (до 3 лет), ребенку стараются предоставить максимум сенсорного опыта, любви . Японцы понимают потенциал мозга в этот период. Иногда я думаю, что может быть поэтому существует японское экономическое чудо.

Япония сама по себе страна строгих традиций, рамок, правил. И даже если к ребенку относятся как к царю у него до 5 лет никогда не будет свободы африканского малыша, ползающего по земле, кушающего букашек. Японских маленьких царей мамы не носят целыми днями на руках прижав к обнаженному телу.

Японский метод нам лишь ярко показывает, что потенциал формирования нейронных связей велик и есть возможность его развивать, давая свободное от опасности пространство для исследования малышу, чтобы нервные связи активно формировались.

У японцев многому можно поучиться, и выбрать то, что близко, предлагаю посмотреть видео и поискать в нем то, что вам бы подошло.

Я считаю, что не царское это дело гвозди забивать, но сыну в 5 лет позволяла! А для японца, видимо, это именно царское дело. Что и требовалось доказать, мы называем разными именами одно и тоже, а на деле мы так похожи!

http://vk.com/event25121784#/video68967911_146318184

Если методы и программы (экономические ли, воспитательные, психологические ли и т.д.) брать в одной стране и без адаптированного перевода:) внедрять в наших, бывших республиках СССР, странах, то ничего путного не произойдёт!

Ну, не лепится японская система воспитания к нашему менталитету...

Если в Японии ребенок от 0 до 5 лет - царь, то в наших условиях он так и будет "царём", не научившимся ни работать (убирать игрушки, например), ни общаться с равными (с детками) и т.д. Потому что в России царь - это одно понятие, отличное от других стран. Его то убивали, то свергали, то изгоняли, заменяя коллективизацией и социализмом. А в Японии король так король! Он и ведет себя по-королевски, вся страна, все люди то-есть, и его, и королеву, и страну, и власть, и экономику - уважают!

"От 5 до 15 лет - раб" - иногда это состояние, раба, настолько впиталось в ребенка (когда его опекают чересчур, когда не дают ни прав, ни обязанностей, подтирая и кормя ребенка через силу, запрещая принимать решения и проявлять чувства), что и потом, после 15 - человек остается в этом состоянии:((.

"... А после 15 - равный". Кому? Родителям он никогда не будет равным. Он всегда будет ребенком. Как раз в Японии уважение детьми родителей (и предков) ещё как культивируется. Уважение к роду, к истории, к прошлому. В России же - переписывание истории, снесение памятников, неуважение к тому, что было... Даже в метро уже бабулькам место не уступают. Не воспитали родители, вероятно, остановившись в своих экспериментах по "японскому" методу на стадии" царь"!

А уж заглянуть в детские сады... Равны - точно! По команде всем на горшок! А, Петя, ты что, самый умный, делай как все!" Индивидуальность даже родителями - давится! Хочешь танцевать? Не, иди в теннис, я сам (сама) об этом так мечтала! Поёшь хорошо, детка? На фигурное пойдёшь! Я сказала!

Нет. Не годится:(((.

"Где родился, там и сгодился". После адаптации под наш менталитет - можно (наверно!) внедрять, хотя... это кому-то надо?

Хотя в отдельно взятой семье - очень даже годится! И их не мало.

Я и не знала,что живу в Японии,шутка.Давайте по порядку, итак малыш родился,его все любят,восхищаются,подчиняются(особенно до года и особенно мамы).Ближе к пяти годам ребенка приучают к труду,"взваливают"на него обязанности и поручения,восхищаются его самостоятельностью и все больше, и больше становится того,что ребенок может делать сам.А вот с равенством заминка вышла,равный мне человек наравне со мной может выбирать то,что ему нравится,отказаться от не понравившегося,нести ответственность за свои действия и более того никто в таких отношениях никому не подчиняется,все строится на взаимном уважении и стремлении договориться(стремление должно быть обоюдным).

И тут очень хочется обратить внимание аудитории на очень интересный документ:"БИЛЛЬ О ПРАВАХ ЛИЧНОСТИ"

ВЫ ИМЕЕТЕ ПРАВО:

1. ... иногда ставить себя на первое место
2. ... просить о помощи и эмоциональной поддержке
3. ... протестовать против несправедливого обращения или критики
4. ... иметь свое собственное мнение или убеждения
5. ... совершать ошибки, пока Вы не найдете правильный путь
6. ... предоставлять людям право самим решать свои проблемы
7. ... говорить: «Спасибо, НЕТ», «Извините, НЕТ»
8. ... не обращать внимания на советы окружающих и следовать своим собственным
9. ... побыть одному, даже если другим хочется Вашего общества
10. ... иметь свои собственные, какие угодно, чувства, независимо от того, понимают ли их окружающие
11. ... менять свои решения или изменять образ действий
12. ... добиваться перемены договоренности, которая Вас не устраивает

ВЫ НИКОГДА НЕ ОБЯЗАНЫ:
1. быть безупречным на 100%
2. следовать за всеми
3. делать приятное неприятным Вам людям
4. любить людей, приносящих Вам вред
5. извиняться за то, что Вы были самим собой
6. выбиваться из сил ради других
7. чувствовать себя виноватым за свои желания
8. мириться с неприятной Вам ситуацией
9. жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то ни было
10. сохранять отношения, ставшие оскорбительными
11. делать больше, чем Вам позволяет время
12. делать что-то, что Вы на самом деле не можете сделать
13. выполнять неразумные требования
14. отдавать что-то, что Вам на самом деле отдавать не хочется
15. нести на себе тяжесть чьего-то неправильного поведения
16. отказываться от своего «Я» ради чего бы то ни было или кого бы то ни было

Если вы знаете свои права и обязанности,а ваш ребенок свои.Вы прекрасный родитель воспитавший личность.

Мы живем в удивительном и непонятном мире. Для человека существует масса нарицательных имен, отражающих его внутреннюю сущность: раб, дурак, разбойник, скотина, собака, зверь; одновременно с этим: гений, творец, создатель, разумный, умница!

Если в живой природе возьмем два семени: пшеничное и арбузное и посадим их в землю - среду, благоприятную для прорастания, то через некоторое время без обучения и без всяких на то указаний пшеничное зерно вырастит из себя плод - колос с зернами, а арбузное семя- арбуз с такими же семенами, как семя-родитель. Очевидно, что в семенах заложен разум-знание о том, как плодоносить аналогичными себе плодами.

Сегодня в нашей стране все большее количество родителей пробуют внедрить эту методику в своей семьи . забывая о том, что огромное значение в воспитании имеет общество, вернее социум, окружение. И если в Японии царит принцип усредненности и общности (на чем и базируется японская методика воспитания детей),то у нас все же большое значение уделяется развитию индивидуальных черт характера, способностей и желание победы.

Поэтому, извлекая из японских методов обращения с детьми положительные черты: чувство ответственности, любви к семье, долга, уважение к старшим, не стоит забывать о том, что полное копирование воспитательных мер, может оказаться неудобной для ребенка в будущем.

Любой метод воспитания рожден определенным менталитетом и для него же пригоден. Можно каким угодно методом воспитывать ребенка, но если это делает мать - одиночка, коих огромное количество в России, ребенок никогда не будет иметь такой уверенности в себе и своих силах, как, к примеру, ребенок, выросший в функциональной семье. Под функциональной семьей в данном случае понимается не просто полная семья , с отцом и матерью, но и в расчет также должны приниматься взаимоотношения между родителями. Если эти отношения гармоничны и благоприятны - жизнь ребенка будет такой же, если в отношениях доминируют ссоры, всплески агрессии - это и будет воспринято ребенком в качестве подсознательной поведенческой модели. Что касается японского метода, где указана такие противоречивые этапы периодизации психического развития, когда ребенок то царь, то раб, то мне эта модель представляется полной бессмыслицей, учитывая то, что формирование психической структуры личности происходит в первые 6 - 7 лет жизни.

А мне кажется, любой метод или система обречены. Нам всегда хочется найти лучшее, идеальное...но, мы забываем что мир неидеален!!! И в любом методе есть свои плюсы и минусы. На мой взгляд, все системы и методы, которые создаются они должны быть рабами(инструментами) родителей, а не родители рабы метода!!! Все таки сердца любящих родителей самый лучший проводник на пути введения ребенка во взрослый мир! Сочетание различных методов и индивидуальный подход к своему малышу - чем не вариант! Ведь здоровье - это хорошая адаптивность, устойчивость и свобода выбирать из всего списка, то самое лучшее, что необходимо Вашему малышу в данный конкретный момент, и, что не будет остро противоречить обстановке, в которой ему жить!

Но, если Вы, все таки, решились отдать предпочтение какому-то одному методу, стоит задуматься, а смогу ли я, как родитель быть достойным примером для подражания своему ребенку!?! Так как мы помним, что если мы, родители, сами не исповедуем в своей жизни такое поведение, которое собираемся привить своему малышу - бунт и!невроз! вашего чада обеспечен!!!

«Многие люди задаются вопросом, как китайским родителям удается воспитывать успешных и уверенных детей в самых различных областях. Как удалось им воспитать столько гениев в математике, музыке, и можно ли воспользоваться их опытом для воспитания собственных детей? » так начала свое эссе Эми Чуа, опубликованное в The Wall Street Journal . И в качестве примера строгой китайской матери она привела сама себя, и собственные методы воспитания детей . Вот например, список вещей которые ее дочерям, Софи и Луизе строго настрого запрещено делать:

  • не ночевать дома;
  • ходить на свидание;
  • играть в школьном спектакле;
  • жаловаться и сетовать на то, что не могут играть в школьных спектаклях;
  • смотреть телевизор и играть на компьютере;
  • выбирать самостоятельно внеклассные занятия;
  • получать других оценок, кроме высшей;
  • не быть первыми успеваемости по каждому предмету, кроме физкультуры и драматическому искусству;
  • играть на каком-либо музыкальном инструменте, кроме пианино и скрипки;
  • не играть на пианино и скрипке.

Китайский метод воспитания детей:

ПРАВИЛО 1: Китайские родители всегда настаивают на том, чтоб их дети приносили из школы только самые хорошие оценки, так как уверенны, что они на это способны! Если ребенок приходит домой с плохой оценкой, китайские родители уверены в том, что ребенок просто не достаточно подготовился к уроку. И поэтому, если они недовольны полученным результатом, они позволяют себе отругать, упрекнуть и наказать ребенка. Они уверенны, что их ребенок достаточно сильный чтоб выдержать наказание, и достаточно умен, чтоб извлечь из этого необходимый урок и мотивацию на будущее.

ПРАВИЛО 2: Китайские родители считают, что дети им обязаны всем! Вероятно, это исходит из учений почтения, к родителям проповедуемых Конфуцием. Родители жертвуют многим ради своих детей и те обязаны стать им за это наградой, опорой и гордостью.

Эми Чуа признает, однако, что западные родители не согласны с этой точкой зрения. «Родители на Западе не разделяют мнение, что дети обязаны им жизнью. Даже у моего мужа иное мнение: он считает, что раз дети не выбирают своих родителей, и не решают самостоятельно появляться ли им на свет или нет, то решив родить ребенка, родители автоматически берут на себя обязанность вырастить и воспитать его, и, ребенок им за это ничего не должен!».

ПРАВИЛО 3: Китайские родители всегда знают, что лучше для их детей! И соответственно предпочтения и желания детей не принимаются во внимание. Именно поэтому китайские дети никогда не ходят на свидания, на ночные вечеринки в пижамах, и никогда не придут домой и не расскажут родителям, что им досталась роль пятой уточки в школьном спектакле. ”Не поймите меня неправильно: китайские родители любят своих детей. И они готовы ради них на все. Просто это другие методы воспитания детей “, уточнила Эми.

«Западные родители стараются уважать индивидуальность ребенка, поощряют его увлечения, интересы, самостоятельные решения, окружают ребенка заботой и вниманием, для полноценного и счастливого развития. Тогда как, китайские родители считают, что лучший способ защитить ребенка, это подготовить его для будущего, показать ему, что он может сделать, вооружить его всеми необходимыми навыками, которых у него никто не отберет ».

В отличие от западных родителей, китайцы считают, что:

  1. Школа всегда на первом месте.
  2. Пять с минусом это плохая оценка!
  3. Ребенок должен обгонять по математике своих сверстников как минимум на 2 года.
  4. Никогда не надо хвалить ребенка прилюдно.
  5. если у ребенка конфликт с преподавателем, то родители всегда должны быть на стороне взрослого.
  6. Дополнительные занятия ребенка должны быть в той области где он способен выиграть медаль.
  7. Медаль должна быть золотой!

Недостатки китайского метода

Китайский метод воспитания очень хорош для развития индивидуальных качеств ребенка, однако абсолютно не приспособлен для командной работы . Таким образом, дети напрочь лишены навыков общения и ведения переговоров. Образование конечно очень важно, но развитие человеческих качеств тоже необходимо.

Китайские родители не проявляют своих чувств по отношению к детям. Просто многие китайцы не считают необходимым, говорить ребенку “Я тебя люблю”, обнимать или целовать его в щеку или лоб. Отсутствие этих чувственных проявлений может повредить гармоничному личностному развитию ребенка в будущем.

Постоянное давление на эффективность и успех может оказаться трудной ношей для хрупких детских плеч, и в какой-то момент ребенок чувствуя себя подавленным, восстанет против столь строгой модели образования.

Западный метод воспитания детей

Западная модель воспитания детей более либеральна, и нацелена на развитие личности ребенка, воспитание уверенности и самодостаточности. Если у ребенка что-то не получается, родители не будут настаивать на этом, и попытаются найти другое занятие в котором он сможет лучше проявить себя и преуспеть. Если у ребенка плохие отметки в школе, мать попытается успокоить его, быть нежной и ласковой в общении чтоб не вызывать комплекс неполноценности.

Недостатки западного метода

Главный недостаток этого метода воспитания кроется в том, что многие родители просто не умеют им пользоваться. Они не знают, когда стоит прибегнуть к строгости, а когда к ласке, когда быть ребенку родителем и когда стать ему другом.

В эпоху либеральных отношений, кажется, что лучше принять нейтральную позицию невмешательства, вместо того чтоб внедрить нескольких строгих правил для собственных детей. Это разрушительная тенденция, ведет к росту числа избалованных и плохо контролируемых детей. Они неуважительно ведут себя с взрослыми, нарушают общественный порядок, очень грубы и напрочь лишены любых уважительных понятий.

А что вы думаете об этих двух методах воспитания детей? По какому методу воспитывали вас, и какой метод вы используете в воспитании собственных детей?