Меню Рубрики

Организация приёма здоровых детей в детской поликлинике. Методические рекомендации - организация работы кабинета здорового ребенка в детской поликлинике

– важное звено в структуре поликлиники. От четкости работы регистратуры во многом зависит своевременность и порядок в обслуживании больных и здоровых детей.

Поликлиника работает в две смены , и участковые врачи планируют свою работу так, чтобы один и тот же врач в течение недели имел дни с утренним приемом и дни с вечерним приемом.

В регистратуре поликлиники есть специальный стенд и стол с папками для предварительной самозаписи на прием к специалистам.

Основным документом детской поликлиники является история развития ребенка (уч. ф. № 112). Истории развития хранятся на стеллажах в регистратуре и раскладываются по участково-территориальному принципу. Обычно они имеют цветную маркировку корешков, различную по участкам, что облегчает работу регистратора.

Вызовы врача на дом, переданные по телефону, при личном посещении регистратуры вносятся в книгу записи вызовов врача на дом, отдельную для каждого участка. В нее вписываются, кроме того, активные посещения по инициативе самого врача, а также вызовы, переданные со станции скорой и неотложной помощи.

Принимая вызов на дом, регистратор обязательно уточняет состояние больного, основные жалобы, температуру тела. О случаях тяжелого состояния он немедленно сообщает участковому педиатру, при отсутствии последнего – заведующему поликлиническим отделением или поликлиникой.

Кабинет доврачебной помощи

является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется старшей медицинской сестре поликлиники.

В него обращаются дети и их родители для проведения контрольного кормления, обработки микротравм, выдачи справок об эпидемической обстановке по месту жительства, оформления справок из истории развития и направлений на различные виды исследований перед определением детей в дошкольные учреждения либо при поступлении в школу, отъезде в детские санатории и летние оздоровительные учреждения.

В кабинете доврачебной помощи производятся также антропометрические измерения, определение температуры тела и артериального давления перед осмотром педиатра .

Все это сокращает время пребывания в поликлинике родителей с детьми, ликвидирует очереди, разгружает педиатрический прием за счет уменьшения посещений, связанных с оформлением документации. Ребенок попадает на прием со всеми необходимыми исследованиями и документами, подготовленными для окончательного заключения о состоянии здоровья или подписи выписок, справок и др.

Кабинет здорового ребенка

структурное подразделение детской поликлиники, выполняющее роль методического центра по проведению профилактической работы среди детей раннего возраста. Он обеспечивает консультативно-методическую помощь врачампедиатрам, медицинским сестрам, молодым матерям и беременным женщинам.

Основной штатной единицей кабинета является специально подготовленная медицинская сестра (фельдшер). Руководит ее деятельностью один из заведующих педиатрическим отделением. Медицинская сестра кабинета поддерживает тесную связь с участковыми педиатрами.

Основной задачей кабинета здорового ребенка является обучение молодых матерей теоретическим знаниям и практическим навыкам по вопросам ухода, воспитания, особенностям развития здоровых детей раннего и дошкольного возраста.

В оборудование кабинета входят: кровать для ребенка раннего возраста с набором спальных принадлежностей (матрац, простыни, плоская подушка с наволочкой, одеяло теплое, байковое, тканевое, пододеяльники) коляска детская, пеленальный стол весы медицинские, ростомер, столик детский, стульчик детский, стеклянный шкаф для предметов ухода за ребенком и грудью матери, шкафчик для образцов продуктов питания, шкафчик для игрушек. В одном из шкафов должны быть наборы одежды, пеленки, большая пластмассовая кукла для обучения пеленанию и одеванию ребенка.

Из наглядных пособий необходимы стенды, рассказывающие о питании и режиме беременной женщины и кормящей матери, профилактике гипогалактии, проведении дородового патронажа, режиме дня, показателях физического развития, возрастных комплексах массажа и гимнастики, методах закаливания детей первых трех лет жизни, стол с санитарно-просветительной литературой.

Участковые педиатры ведут здесь по графику приемы здоровых детей первого года жизни, определяют степень их физического и нервно-психического развития, беседуют с матерями о методах ухода за детьми и их воспитания, о рациональном питании исходя из индивидуальных особенностей ребенка.

При этом они используют имеющиеся в кабинете наглядные пособия. Медицинская сестра часто приглашает 3 – 4 ребенка близкого возраста. Во время осмотра врачом одного ребенка медицинская сестра обучает мать другого методам массажа, гимнастики.

На базе кабинета проходят занятия школы будущих матерей, отцов, проводятся беседы со школьницами старших классов

о будущем материнстве.

Педиатрический кабинет

предназначен для приема детей врачом – педиатром. Он должен быть хорошо освещенным, с температурой воздуха не ниже 20-22°, достаточно изолированным от внешнего шума.

Оборудование: стол для врача, пеленальный столик для осмотра детей раннего возраста, кушетка для осмотра старших детей, ростомеры, сантиметровая лента, детские весы, небольшой столик для медицинских инструментов, шпателя, аппарат для измерения артериального давления, легко моющиеся игрушки.

В работе участкового педиатра выделяют несколько основных разделов:

Профилактическая работа с диспансеризацией; -лечебная работа; -санитарно-просветительная работа; -организационная работа.

Профилактическая работа

1. Неспецифическая профилактика:

Антенатальная охрана плода и новорожденного;

Участие в работе школы молодой матери и молодого отца;

Выполнение дородовых патронажей к беременным женщинам и послеродовых патронажей к новорожденным;

Организация рационального режима и вскармливания детей на первом году жизни;

Профилактика инфекционных и неинфекционных заболеваний у ребенка после рождения;

Проведение комплекса мероприятий по закаливанию детей на участке;

Профилактика и реабилитация детей с хроническими заболеваниями;

Диспансерное наблюдение за здоровыми детьми.

2. Специфическая профилактика: -иммунопрофилактика – плановая и экстренная;

Работа в очаге инфекционных заболеваний по предупреждению их распространения путем активной или пассивной иммунизации детей.

Профилактическая работа оценивается по следующим показателям:

1.охват беременных дородовыми патронажами; 2.занятие беременных в очной школе молодых матерей;

3.выполнение первичного врачебно-сестринского патронажа после выписки из родильного дома;

4.выполнение врачебных патронажей к новорожденным на 19-20 день их жизни;систематичность наблюдения за детьми первого, второго, третьего года жизни;

5.удельный вес детей первых четырех месяцев жизни, переведенных на раннее смешанное и искусственное вскармливание;

6.индекс здоровья детей первого месяца, года, а также второго и третьего годов жизни, находящихся под наблюдением педиатра по системе активного патронажа.

Качество профилактической работы педиатрического участка оценивается по уровню заболеваемости новорожденных, перинатальной и ранней детской смертности.

При оценке профилактической работы, проводимой участковым педиатром, большое значение имеют показатели заболеваемости детей первого года жизни рахитом, гипотрофией, анемией.

Отчёт по производственной практике ПМ 01.

Работа функционального подразделения поликлиники.

Кабинет здорового ребёнка.

Кабинет профилактической работы с детьми (кабинет здорового ребенка - КЗР) является методическим центром по вопросам развития, воспитания и охраны здоровья детей. Он организуется в составе поликлиники (отделения) в соответствии с Положением о кабинете профилактической работы с детьми приказа Минздрава СССР от 19 января 1983 года N 60 . Кабинет здорового ребёнка может являться составной частью функционального подразделения по профилактической работе с неорганизованными детьми раннего и дошкольного возраста.

Основными задачами кабинета здорового ребенка являются:

Пропаганда здорового образа жизни в семье;

Обучение родителей основным правилам воспитания детей раннего возраста (режим, питание, физическое воспитание - закаливание, массаж, гимнастика; гигиенический уход и т. д.);

Санитарное просвещение родителей по вопросам гигиенического воспитания детей, профилактики заболеваний и отклонений в развитии ребенка, а также подготовке к поступлению в дошкольные учреждения;

Контроль за нервно - психическим развитием детей.

Функциональные обязанности медицинской сестры КЗР:

1) прием детей 1-го года жизни не менее 5 раз в год; 2-го года жизни не менее 4 раз в год; 3-го года - не менее 1 раз в полугодие и по показаниям чаще; 3-6 лет - 1 раз в год;

2) в соответствии с назначениями врача:

Консультация матери по вопросам воспитания и охраны здоровья

ребенка (организация режима дня, питания, физического воспитания, привитие гигиенических навыков, профилактика пограничных состояний);

Обучение матери методике проведения массажа и гимнастики в соответствии с возрастом, проведение массажа детям группы риска;

Проведение контрольных кормлений, расчетов питания;

Выполнение назначений врача по профилактике рахита у детей, выдача витамина "Д" на дом или в кабинете, постановка пробы Сулковича;



Проведение диагностики нервно - психического развития, выявление особенностей поведения детей 2 и 3-го года жизни;

3) обучение родителей методике и особенностям искусственного вскармливания;

4) обучение методике устранения и профилактике возникновения вредных привычек и гигиене полости рта;

5) обеспечение родителей методическими материалами - памятки, брошюры;

6) консультация участковых медицинских сестер по вопросам воспитания и развития детей; обучение их методикам диагностики нервно - психического развития, организации физического воспитания, технике проведения комплексов массажа и гимнастики, закаливающих процедур;

7) оказание помощи участковым врачам - педиатрам в проведении занятий для беременных, школ молодых матерей, отцов, организуемых в КЗР, непосредственное участие в этих занятиях;

8) участие в подготовке детей к поступлению в дошкольные учреждения в соответствии с назначениями участкового педиатра и врачей - специалистов;

9) осуществление постоянной связи с участковой педиатрической службой: информирование участковых врачей - педиатров и медицинских сестер о выявленных нарушениях в развитии ребенка и ошибках, допускаемых родителями в уходе за детьми;

10) ведение в истории развития ребенка вкладыша - карты посещений кабинета по воспитанию здорового ребенка;

11) оформление в холле и в кабинете здорового ребенка стендов, выставок по организации условий жизни, развития и воспитания детей;

12) осуществление связи с отделением медицинской профилактики, краевым центром медицинской профилактики с целью изучения и распространения новых материалов по вопросам развития и воспитания здорового ребенка, противоалкогольной пропаганды, здорового образа жизни семьи.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ КЗР.

1. Основной минимум теоретических знаний:

Основные данные медико - генетического, социального и биологического анамнеза и их значение для развития ребенка; значение обследования семьи на наследственную патологию;

Режим и питание беременной;

Режим и питание кормящей матери;

Профилактика токсикосептических заболеваний у новорожденных и мастита у матерей;

Анатомо - физиологические особенности новорожденных;

Патологические состояния новорожденных и детей первых месяцев жизни;

Особенности физического и нервно - психического развития детей первых трех лет жизни;

Воспитание детей раннего возраста (режим, организация режимных моментов: сна, кормления, бодрствования, специальных занятий);

Вскармливание детей первого года жизни: естественное, смешанное, искусственное. Организация питания детей старше года;

Гигиеническое воспитания детей;

Профилактика пограничных состояний (рахит, анемия, расстройства питания, экссудативный диатез);

Календарь прививок у детей раннего возраста. Противопоказания и показания к прививкам;

Оказание экстренной помощи детям.

2. Владение техникой выполнения гигиенических,

профилактических и лечебных манипуляций:

Сцеживание грудного молока и массаж грудных желез;

Контрольное кормление;

Правильное пеленание ребенка;

Гигиенический туалет ребенка раннего возраста;

Купание ребенка: гигиенические и лечебные ванны (соленые, солено - хвойные, с дубовой корой и пр.);

Обработка и уход за кожей ребенка, туалет пупочной области;

Проведение антропометрии, измерение температуры тела;

Определение частоты пульса и дыхания;

Постановка газоотводной трубки, очистительной клизмы;

Закаливающие процедуры (обливание стоп, обтирание, общее обливание, воздушные и солнечные ванны);

Диагностика нервно - психического развития и поведения детей первых трех лет жизни;

Массаж и гимнастика детей раннего возраста (комплексы гимнастики для детей каждой возрастной группы);

Приготовление соков, смесей, блюд прикорма, возрастные примерные меню.

МЕДИЦИНСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ КЗР

1 . Учетная форма N 112/у, вкладыш - карта посещений кабинета по воспитанию здорового ребенка.

2 . Учетная форма N 039/у. 3 . Учетная форма N 038/у.

Повышение квалификации медицинской сестры КЗР проводится в установленном порядке на специальных курсах или на базах передового опыта по этому разделу работы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ОБОРУДОВАНИЮ КЗР И ХОЛЛА

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ СО ЗДОРОВЫМИ ДЕТЬМИ

В кабинете предусмотрено следующее оформление и

наличие методических материалов по воспитанию детей раннего

возраста:

1. Стол пеленальный.

2. Весы медицинские, ростомер.

3. Стол для проведения массажа.

4. Детский стол и стул для оформления игрового уголка.

5. Аптечка предметов ухода за ребенком и грудью матери.

6. Стенд "Гигиеническая ванна".

7. Кукла с набором одежды для новорожденного.

8. Стенд по организации сна и бодрствования ребенка первых трех месяцев жизни.

9. Стенд по режимам для детей первых трех лет жизни.

10. Шкаф по организации вскармливания и питания детей первого года жизни.

11. Стенд по организации питания детей 2-3 года жизни.

12. Стенд по массажу и гимнастике.

13. Стенд по закаливанию.

14. Два стенда с выставкой одежды детей 1, 2, 3 годов жизни.

15. Стенд - показатели нервно - психического развития 2- 3 года жизни.

16. Шкаф с выставкой игрушек для детей 1, 2, 3 годов жизни.

17. Игрушки для диагностики нервно -психического развития детей первых трех лет жизни.

18. Стенд по гигиене полости рта.

19. Стенд по устранению вредных привычек.

В оформлении холла при отделении должны быть стенды по вопросам правильного воспитания ребенка. Шесть стендов в соответствии с возрастом: с 1 до 3 месяцев, с 3 до 6 месяцев, с 6 до 9 месяцев, с 9 до 12 месяцев, от 1 года до 2 лет; от 2-х до 3-х лет. В каждом из этих стендов следует отразить вопросы режима дня, питания, физического воспитания, организации бодрствования, подбора игрушек, а также показатели нервно – психического развития; стенд по подготовке ребенка к поступлению в дошкольное учреждение; стенд о значении проведения профилактических прививок.

Каждый родитель прекрасно знает, как трудно находиться с ребенком в детской поликлинике. Не секрет, что здоровые и больные пациенты должны сидеть в общей очереди перед кабинетом доктора в течение долгого периода времени. Для того чтобы снизить риск распространения воздушно-капельной инфекции, в крупных городах стали открывать кабинет "Здоровое детство" в поликлинике. Что это за место и что в нем происходит?

Предпосылки возникновения данного кабинета

В каких случаях еще можно обратиться?

Для получения направлений на анализы. Многие вынуждены подолгу сидеть в очереди к врачу лишь для того, чтобы получить направление на сдачу клинических анализов.

Любой родитель сможет записать своего сына или дочь на прием к врачу-специалисту. Медицинский работник в кабинете "Здоровое детство" тщательно осмотрит ребенка, опросит родителя о причинах обращения в лечебное учреждение и, в зависимости от показаний, запишет ребенка на консультацию к подходящему врачу.

Для перед вакцинацией. Перед каждой прививкой врач должен тщательно осмотреть ребенка, вся процедура занимает около 5 минут, а стояние в очереди к педиатру отнимет от 15 до 60 минут, а то и более.

Для выписки рецепта на молочную детскую кухню. Не секрет, что для родителей малыша весьма проблематично посещать детскую поликлинику, особенно если речь идет лишь о выписке льготного рецепта. Что за кабинет "Здоровое детство" в поликлинике? Это место, где родители малыша смогут получить льготный рецепт на молочное питание в считанные минуты.

Как можно попасть в кабинет "Здоровое детство"?

Во многих детских поликлиниках уже существуют специальные кабинеты, однако, родителей до сих пор интересует вопрос: "Кабинет "Здоровое детство" в поликлинике - что это такое и как туда можно попасть на прием?». Талон на прием можно взять в регистратуре точно так же, как и талон к любому другому врачу детской поликлиники. Кроме этого, в данный кабинет можно записаться через специальный сайт в Интернете, выбрав графу "педиатр - здоровое детство".

Кабинет "Здоровое детство" в поликлинике - что это, необходимость или излишество? Организация подобных кабинетов позволила значительно сократить распространение воздушно-капельных инфекций у детей, ведь теперь нет необходимости здоровым и больным сидеть в одной и той же очереди. Кроме этого, получить необходимые направления или справки для детских учреждений стало гораздо проще.

Что в итоге?

Улучшение качества обслуживания и доступность участкового врача-педиатра.

Сокращение времени приема и ожидание в очереди.

Быстрое и качественное оформление медицинской документации.

Освобождение времени участкового педиатра, которое он может уделить больным детям.

Не так давно в крупных городах стали открываться специальные кабинеты "Здоровое детство", которые созданы специально для того, чтобы облегчить жизнь маленьким пациентам и их родителям. За несколько месяцев своей работы они уже оправдали свою эффективность и необходимость. В нашей стране все делается для того, чтобы улучшить качество обслуживания и уменьшить количество очередей в детских лечебных учреждениях, поэтому кабинеты "Здоровое детство" необходимо создавать в каждом детском медицинском учреждении. Получить справку, записаться к узким специалистам, получить рецепт на детскую молочную кухню - все это теперь можно сделать в течение 5 минут в специальном кабинете.

Пресс-службы Мэра и Правительства Москвы. Евгений Самарин

В столице запускается краудсорсинг-проект «Детские поликлиники». На портале crowd.сайт москвичи могут высказать свои идеи по улучшению работы лечебных учреждений для маленьких пациентов.

Эксперименты по модернизации детских поликлиник уже идут. Зачем регистратуры меняют на стойки ресепшен, как в лечебных учреждениях разделяют потоки здоровых и больных пациентов, в интервью сайт рассказал главный врач детской поликлиники № 125 Татьяна Васильева.

— В вашей поликлинике внедряется комплекс новых мероприятий по улучшению качества работы. Расскажите о них подробнее, пожалуйста.

Татьяна Васильева (главный врач ГБУЗ города Москвы «Детская городская поликлиника № 125 Департамента здравоохранения города Москвы») : Да, разработка комплекса организационных мероприятий началась в нашей поликлинике. Сейчас эти новации апробируются ещё в некоторых детских поликлиниках столицы.

— О каких изменениях идёт речь?

Татьяна Васильева: У нас реорганизована регистратура, родителям не нужно бегать за картами, стоять в очереди. Карты разносят по кабинетам перед приёмом у врача. В холле поликлиники организована стойка приёма, так называемый ресепшен, где можно получить консультацию о графике работы врачей и записаться на приём.

Кроме того, в поликлинике появились аппараты с напитками и сладостями, а также зоны комфортного пребывания, где дети могут поиграть, посмотреть мультфильмы, а родители — выпить чай, кофе, покормить ребёнка. Также были организованы комнаты для грудного кормления детей. В туалетных комнатах по просьбе родителей мы поставили пеленальные столики.

Помимо этого, теперь в нашей поликлинике разделены потоки: кабинеты, где принимают больных и здоровых детей, находятся в разных крыльях здания. Открыли кабинет «Здоровое детство», где можно получить необходимые справки в школу, в детский сад, направление на прививки.

— У вас есть ещё и кабинет «Здоровый ребёнок». Чем он отличается от «Здорового детства»?

Татьяна Васильева: Кабинет «Здоровый ребёнок» предназначен для родителей с малышами, здесь принимают детей в возрасте до трёх лет. Приём ведёт медицинская сестра, которая помогает родителям, обучая их правильному уходу за ребёнком: гигиене, зарядке, навыкам кормления, купания. Здесь им покажут комплекс специальных массажей, лечебной физкультуры, объяснят, как правильно кормить ребёнка, как развивать определённые навыки.

— Как изменилась работа участковых педиатров с началом эксперимента?

Татьяна Васильева: Они стали больше времени уделять пациентам. Их значительно разгрузил от бумажной работы кабинет «Здоровое детство». Кроме того, в поликлиниках работает ещё и дежурный врач, попасть к которому можно с острыми заболеваниями и прямо в день обращения.

— Продолжат ли участковые врачи-педиатры ходить по вызовам на дом?

Татьяна Васильева: Да, обязательно продолжат. Большинство родителей хотят, чтобы за здоровьем ребёнка следил участковый педиатр, который наблюдал его с раннего детства.

Московский стандарт поликлиники

Московский стандарт поликлиники — это программа повышения качества и эффективности работы лечебных учреждений. Его внедрение в некоторых взрослых поликлиниках началось в апреле 2015 года, а к октябрю и по всему городу. В рамках стандарта для улучшения качества работы поликлиник реализовали более 150 мероприятий.

Так, в столичных поликлиниках отказались от регистратур традиционного типа. Теперь пациентам не нужно стоять в очереди за картой, её приносят в кабинет заранее. Однако как и раньше, москвичи могут обратиться в регистратуру за информацией справочного характера.

Кроме того, участковые терапевты больше не ходят по домам, а принимают пациентов в поликлинике полную смену, то есть семь часов 30 минут в день. При этом для обслуживания вызовов на дому были созданы специальные выездные бригады врачей на машинах, оснащённых необходимым оборудованием. Терапевты могут на дому сделать пациенту ЭКГ, измерить уровень глюкозы в крови, сделать укол и дать лекарство.

«Таким образом, мы увеличили ресурс терапевтической службы в два раза», — рассказал главный врач городской поликлиники № 64 Инга Кокарева.

Помимо этого, во всех поликлиниках были созданы сестринские посты для пациентов, которым необходимо получить направления на анализы, санаторно-курортные карты и другие справки.

Стандарт был разработан на основе пожеланий москвичей, которые высказывались на краудсорсинговом проекте . Горожане предложили более 27 тысяч идей по улучшению качества работы поликлиник.

Для информации

В основу новых стандартов легли предложения москвичей, высказанные в ходе самого масштабного за всю историю проведения подобных мероприятий краудсорсинг-проекта «Московская поликлиника». Московский стандарт поликлиники является показательным примером успешного взаимодействия органов власти и населения для повышения качества и доступности медицинской помощи.

Основными составляющими нового стандарта стали повышение доступности медицинских услуг, сокращение очередей и сроков ожидания приёма у кабинета врача, создание комфортных условий для людей, посещающих поликлиники.

Снизить нагрузку на врача, не связанную с оказанием собственно медицинской помощи, помогло создание специальных сестринских постов. Здесь можно оформить рецепт на льготные лекарства, направление на медико-социальную экспертизу или анализы, получить необходимые справки. Как показывает опыт работы таких постов, они позволяют освободить для приёма пациентов до 40 процентов рабочего времени врача.

Пациентам с острой болью предоставлена возможность без предварительной записи попасть на приём к дежурному врачу в день обращения.