Меню Рубрики

Программа взаимодействия ребенка с аутизмом с родителями. Как играть с аутичными детьми. Шпаргалка для взрослых, или Правила работы с аутичными детьми

Показаны публикации 1-10 из 331 .
Все разделы | Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС). Ранний детский аутизм (РДА)

Логопедическое представление для ПМПК на ребенка с РАС Ребенок посещает подготовительную группу комбинированного вида. Речевые нарушения у родителей и ближайших родственников отсутствуют (отрицаются. Мама интересуется проблемами ребенка, консультируются с педагогическим составом. В анамнезе - задержка речевого развития. Нарушений в...

Конспект занятия с ребенком-аутистом 5 лет Конспект занятия с ребенком аутистом 5 лет . Оборудование : кубики Денеша, «сухой бассейн» с манной крупой, массажный мячик, мелкая мозаика, трафареты, гуашь. Ход занятия : 1. Приветствие. Педагог здоровается с ребенком (если ребенок не говорит, добиваться жестового приветствия) ...

Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС). Ранний детский аутизм (РДА) - Круглый стол для родителей «Об использовании специальной диеты для детей с РАС»

Публикация «Круглый стол для родителей «Об использовании специальной диеты для...» «Круглый стол» для родителей «Об использовании специальной диеты для детей с аутизмом» Подготовила: учитель-дефектолог МДОУ детский сад компенсирующего вида №25 «Солнечный зайчик» - Жегалова Алина Дмитриевна. Цель: информирование родителей по данной теме, создание доверительных...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект занятия по программе формирования коммуникативных навыков у детей с РАС средствами песочной терапии Конспект занятия по программе формирования коммуникативных навыков у детей с РАС средствами песочной терапии «Песочная страна» Тема «Домашние животные» Задачи: - образовательная: закрепить знания детей о свойствах песка, о правилах поведения в песочнице; -...


Визуальное расписание является необходимым средством организации занятия для дошкольника с расстройством аутистического спектра. Зачем нужно визуальное расписание на занятии для ребенка с РАС? Визуальное расписание дает ребенку понять, что он будет делать на занятии и как долго...

Презентация «Организация взаимодействия с детьми с РАС в инклюзивном образовательном пространстве» Актуально для детей 2–7 лет Очень сложное и неоднозначное инклюзивное образование на сегодняшний день, формирует ученический, педагогический и родительский коллективов к принятию детей с аутизмом. Разрабатываются и создаются таких условий обучения, которые являются наиболее...

Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС). Ранний детский аутизм (РДА) - Особенности организации обучения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивного образования

В государственном бюджетном учреждении дополнительного профессионального образования Воронежской области « Институте развития образования» с 16 .11.2017г. по 17.11.2017 г. прошло обучение специалистов Калининградской области, работающих с детьми, имеющими особые образовательные...

Консультация для педагогов «Современные технологии в работе с детьми-аутистами» «Современные технологии в работе с детьми-аутистами» (консультация для педагогов) На сегодняшний день существует огромное количество нарушений развития. Среди них актуальной является детский аутизм. Существует множество методик по работе с аутичными детьми. Так, метод выбора...

Конкурсанты:

Пономарчук Яна Альбертовна,

учитель – логопед

Солодкова Неля Гадельжановна,

педагог - дефектолог

МБДОУ №81 «Мальвина»

г. Сургут

Цель: обозначить важность игры для детей дошкольного возраста; выявить основные особенности развития игры у детей с аутизмом; научить родителей основным способам и приёмам игры с ребёнком.

Оборудование: мультимедийная установка для показа слайдов; краски, поролоновые подушечки, игрушки киндер сюрпризы, песок, пластиковая дощечка, платочки, крупы, фасоленки, монетки, два пластиковых сосуда, цветные мелки, бумага, ножницы и др.

Ход мероприятия.

I . Вступительное слово.

Сегодня мы поговорим об игре, её значении для ребёнка. Также мы определим, какие особенности игры наблюдаются у детей с аутизмом. (Презентация№1: «Как играть с аутичным ребёнком»)

Разминка для родителей: «Игра – это…».

Что мы знаем об игре ребёнка? Что подразумевает это понятие? Сейчас вы сами обозначите это понятие: Игра – это… (Разминка для родителей, где они предлагают свои варианты ответов).

Итак, подведём итог:

Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

II .Основная часть.

1. Теоретическое обоснование проблемы

1. Игра и её основные функции.

Игра выполняет следующие функции:

Развлекательную;

Коммуникативную;

Диагностическую;

Социализирующую;

Коррекционную;

Функцию самореализации;

Творческую.

В игре, благодаря игровой мотивации, развиваются:

Воображение и фантазия

Коммуникативные способности

Способность к символизации и преобразованию

Функция обобщения

Произвольность поведение (сила воли)

Идеальный план

Умение думать и др.

Роль игры в развитии психики ребенка:
- в игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками;
- учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчинятся "нельзя" или "надо";
- в игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо);
- формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности);

В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).

Игра - основной вид деятельности дошкольников, ведь именно в игре удовлетворяются основные потребности ребенка:

В движении;

В общении;

В познании;

В самореализации, свободе, самостоятельности;

В радости, удовольствии;

Потребность быть «как взрослый».

2. Особенности игры аутичного ребёнка.

Особенности игры ребёнка с аутизмом

Аутичные дети любят манипулировать предметами. Через этот этап познания предметного мира проходят в раннем возрасте все дети. Однако в норме на следующем этапе развития ребенка увлеченность миром вещей ослабевает, и на первый план выступают другие ценности, а именно -мир социальных отношений. В норме человек всегда значим для ребенка, с возрастом меняется только стиль и интенсивность общения.В отличие от обычных сверстников аутичные дети надолго "застревают" на этапе изучения предметного мира. При этом основной мотив их манипуляций с предметами и игрушками - привлекательные сенсорные свойства: яркие цвета кубиков, гладкая лакированная поверхность матрешки, звук, с которым неваляшка падает на пол... Именно стремлением извлекать из окружающего разнообразные сенсорные эффекты объясняется активный интерес аутичного ребенка к предметам: ему нравится трогать, вертеть, подбрасывать, ронять на пол, нюхать, пробовать на вкус. Характерная особенность интереса аутичного ребенка к предметному миру -изменение порогов чувствительности: его привлекают самые разнообразные, порой совсем для этого не подходящие, предметы и материалы - он пробует на вкус зубную пасту и стиральный порошок, жидкие лекарства и средство для мытья посуды, начинает жевать пластилиновую ягодку. При этом у ребенка часто наблюдается страстное желание завладеть каким-либо предметом - мамиными духами и кремами; таблетками, микстурами и витаминами; молотком и т.д. Но вотдействовать с предметами в соответствии с функциональным назначением аутичный ребенок часто отказывается, поскольку социальное назначение предмета для него менее важно, нежели его отдельное сенсорное свойство.

Сюжетно-ролевая игра - высшая форма развития игры ребенка. Именно в процессе таких игр маленький ребенок может брать на себя разные роли и проживать разнообразные ситуации из социальной жизни. От того, насколько полноценно развивалась сюжетно-ролевая игра в дошкольном детстве, во многом зависят возможности будущей социализации. В игровом проживании сюжетов из жизни людей ребенок учится договариваться, учитывать желания других, отстаивая в то же время свои интересы, быть гибким во взаимоотношениях и т.д. Именно в сюжетно-ролевой игре приобретает ребенок очень важный и разнообразный социальный опыт. Так как связи с миром у аутичного ребенка нарушены, ему не удается естественное усвоение закономерностей социальной жизни. Развитие сюжетно-ролевой игры, требующей принятия на себя определенной роли и действия в соответствии с ней, затруднено, а часто невозможно без специальной коррекционной работы. Такой ребенокне умеет договориться с другим человеком . Затруднено использование в сюжетно-ролевых играх предметов-заместителей .

Основной особенностью является стереотипность игры у детей с аутизмом.

2.1 Практическая часть.

  • · Проведение с родителями ролевой игры «Моя игра с ребёнком».

Цель игры: выявить умение взрослого взаимодействовать с ребёнком во время его включения в стереотипную игру.

В роли ребёнка выступает педагог. Родитель играет сам себя. Создаётся ситуация, когда ребёнок, играя, не подпускает к себе взрослого, проявляя при этом активный протест и негативизм, а также нежелание сотрудничать совместно. После игры анализируем поведение родителя в данной ситуации, его поступки, методы воздействия на ребёнка, и, правильные ли пути воздействия выбраны при этом.

3. Основные виды игр с ребёнком.

Основные виды игр с ребёнком, и их задачи.

  • Стереотипная игра ребенка - основа взаимодействия с ним; также она дает возможность переключения, если поведение ребенка выходит из-под контроля.
  • · Сенсорные игры дают новую чувственную информацию, переживание приятных эмоций и создают возможность установления контакта с ребенком (игры с водой, свечами, тенями, льдом, пластилином, крупами, ритмом, звуками и т.д.);
  • Терапевтические игры позволяют снять внутреннее напряжение, выплеснуть негативные эмоции, выявить скрытые страхи и в целом являются первым шагом ребенка к контролю над собственным поведением;
  • Психодрама - способ борьбы со страхами и избавления от них.
  • Совместное рисование дает замечательные возможности для проявления аутичным ребенком активности, для развития его представлений об окружающем.

Для всех видов игр характерны общие закономерности:

  • повторяемость;
  • путь "от ребенка": недопустимо навязывать ребенку игру, это бесполезно и даже вредно; игра достигнет своей цели лишь в случае, если ребенок сам захотел в нее поиграть;
  • · каждая игра требует развития внутри себя - введения новых элементов сюжета и действующих лиц, использование различных приемов и методов.

3.1 Практическая часть.

  • · Проведение творческого практикума «Играем дома».

Каждому родителю педагоги дают два предмета, с помощью которых он должен придумать сенсорную игру, в которую можно играть с его ребёнком. Для обдумывания игры даётся несколько минут.

Предлагаемые предметы для придумывания игр :

Краски, поролоновые подушечки, игрушки киндер сюрпризы;

Песок, пластиковая дощечка, платочки;

Крупы, фасоленки, монетки, два пластиковых сосуда;

Цветные мелки, бумага, ножницы и т.д.

В конце проведённого мероприятия подводятся итоги.

Вместе с родителями просмотр презентации №2 «Играем весело», в которой приведены примеры игр, в домашних условиях).

III . Итог родительского собрания.

Обращаем внимание родителей на то, что с ребёнком играть важно и нужно, даже не смотря на его безразличие. Игра – основной вид взаимодействия с ребёнком в дошкольном возрасте.

Родителям раздаются памятки: «Советы родителям: как через стереотипную игру взаимодействовать с ребёнком» (Приложение №1).

Педагоги группы просят оставить своё мнение о проведённом родительском собрании, высказать свои пожелания или назидания на будущее. Родители оставляют свои отзывы в почтовом ящике группы.

Приложение 1

Советы родителям.

«Как через стереотипную игру взаимодействовать с ребёнком»

Два тезиса - наличие комфорта и переживание удовольствия - ложатся в основу использования стереотипной игры как основы взаимодействия с ребенком.

  • На начальном этапе взрослого не должно быть "слишком много". Взрослый поначалу лишь наблюдает, затем осторожно подключается к играм ребенка, делая это тактично и ненавязчиво. Для начала просто присядьте на некотором расстоянии от ребенка и понаблюдайте за его игрой. Если он не отвернется от вас -уже хорошо. Но чаще у ребенка уже есть опыт общения со взрослым, основанный на прямом давлении, поэтому скорее всего он отойдет от вас подальше и расположится для игры в другом месте, или прямо заявит: "Не хочешь!" В любом случае оставайтесь неподалеку и продолжайте наблюдать.
  • Не торопите взаимодействие. Используя результаты наблюдений, постарайтесь вникнуть в структуру стереотипной игры ребенка: выделите цикл повторяющихся действий; прислушайтесь к бормотанию ребенка во время игры. Ваши выводы помогут в дальнейшем, подскажут, каким образом можно принять участие в его игре.
  • Когда ребенок привыкнет к вашему присутствию, можно пробовать организовать взаимодействие с ним внутри стереотипной игры. Не надо много говорить, совершать активные действия. Начните с того, что в нужный момент (вы ведь уже запомнили порядок действий ребенка) подайте ему нужную деталь, чем обратите его внимание на ваше присутствие. Негромко повторите за ребенком его слова. В следующий раз используйте любимую игрушку ребенка, действуя также тактично и постепенно.
  • Ваша цель - дать ребенку понять, что вы не помешаете ему играть (как обычно бывает), от вас даже может быть польза. На этом этапе все усилия должны быть направлены на завоевание доверия ребенка. Это потребует времени, усилий и терпения. Ситуация, когда педагог приходит, а ребенок занят своей стереотипной игрой и не обращает на его приход никакого внимания, - обычная в начале занятий с аутичным ребенком.Но если действовать терпеливо и настойчиво, обязательно наступит момент, когда ребенок доверится вам, вы станете для него тем человеком, от которого он будет ждать понимания и помощи. И однажды примет ваше предложение поиграть немножко по-другому.
  • Старайтесь включаться в стереотипную игру, а так же вносить в нее новую сюжетную линию исподволь, т.к. нарушение стереотипа игры (в неосторожных словах типа "Давай по-другому!" или слишком активных действиях) вызовут у ребенка протест. Здесь важно уже то, что ребенок не возражает против участия в его игре другого человека.
  • В процессе занятия ребенок в любой момент может вернуться к своей игре - позвольте ему это. Помните: стереотипная игра дает ребенку ощущение комфорта, и, быть может, это в данный момент ему необходимо.
  • Любимая игра ребенка может стать выходом из кризисной ситуации: если у него возникла аффективная вспышка, а причину понять и устранить невозможно - предложите ему любимую игру. Если запущен стереотип игры, то ребенок переключается с захлестнувших его негативных эмоций и приступает к спокойной игре.

Приложение: Презентации:

СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА- АУТИСТА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

Боже, дай мне силы изменить то, что я

Могу изменить.

Дай терпение, чтобы принять то,

чего нельзя изменить.

И мудрости, чтобы отличить первое от второго…

Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок был здоровым и умным и похожим на других людей. «Как все», начал ходить.«Как все», начал говорить. «Как все», был понятным и послушным. А если ребенок не такой, «как все»? Означает ли это, что он не достоин Любви? Если он развивается по своему закону- «закону меньшинства»,- разве это основание для глубокой печали?!

Главное – верить в своего ребенка и принимать его таким, какой он есть. И всеми силами помогать ему развиваться.

Каждому из нас необходимо набраться прежде всего терпения и принятия своего «особенного» ребенка.

В нашей коррекционной группе два таких ребенка: мальчик Паша и девочка Аглая (имена изменены). Паша посещает группу два года, а Аглая поступила только в этом учебном году. Паша поступил из массовой группы. Никого не будем винить, но в таких группах, при количестве детей за двадцать- двадцать пять, построение воспитательно-коррекционного процесса просто невозможно. Все признаки аутизма были на лицо: замкнутость, отсутствие социальных связей, отсутствие речи, отсутствие реакции на эмоции других детей, привязанность к ритуалам (бегание по кругу, выбор одной игрушки),использование периферического зрения при всех контактах (не смотрит в глаза), стереотипность, повторяющиеся действия, проблемы в приеме пищи, внезапные эмоциональные перемены (смех, слезы). Как быть с таким ребенком? Казалось, что этот вопрос повис в воздухе. Однако, тесное взаимодействие с мамой Паши, ее советы, рекомендации, посещение занятий учителя- логопеда, общие требования дали свой результат. Несмотря на то, что ребенок не разговаривал, мы каждый день обращались к нему: «Здравствуй, Паша!» и кивали ему головой. Сначала никакой реакции, затем он тоже стал в ответ кивать головой. После шести месяцев посещения занятий учителя-логопеда появились звуки «Здра…». Паша вместе с другими детьми группы по образцу выполняет пальчиковую гимнастику, самомассаж, логоритмические упражнения под музыку, физические упражнения. Особенно необходимо отметить каждодневную работу по сенсомотороному развития. Мальчик научился собирать бусы, шнуровать, выкладывать образы пуговицами и декоративными камнями. Еще год спустя не мог самостоятельно раздеться и одеться, сейчас и эта проблема решена, причем смотря на других детей, старается вешать свою одежду аккуратно. Мир ребенка- аутиста непонятен никому. Нельзя допускать его погружение, уход в «свою скорлупку». Он должен быть постоянно чем-то занят, загружен, даже просто быть рядом. При привлечении внимания мы называем его по имени, чтобы он знал, что это касается его. Фразы и инструкции для таких детей должны быть четкими и лаконичными (3-4 слова). Например: «Паша, подойди ко мне», «Паша, мыть руки», «Паша, возьми ножницы». Кстати о ножницах, после длительного формирования навыка работы с ножницами, дети- аутисты, достаточно хорошо вырезают как по контуру, так и самостоятельно, но при организации данного вида работы присутствие педагога рядом должно быть обязательным, так как избавиться от стереотипных подергиваний руками совсем очень трудно и для обеспечения безопасности жизни ребенка и других детей необходимо вовремя остановить эти повторяющиеся действия.

Особое внимание следует уделить социальным контактам таких детей. Да, общепринято утверждать, что дети- аутисты никого не пускают в свой мир и сами не нуждаются во взаимодействии с этим миром. Но позвольте не согласиться с данным утверждением на примере наблюдения за Пашей. Действительно, когда он пришел в коррекционную группу, он четко показывал свое равнодушие к взрослым и сверстникам. Сейчас благодаря длительному процессу по установлению социального контакта, Паша смотрит в глаза, дает руку, ходит за руку с другим ребенком, позволяет себя обнять как взрослым, так и детям, танцует в паре с другим ребенком. Это длительный процесс. И здесь необходимо отметить усилия мамы Паши, которая длительное время занималась холдинг- терапией. Многие приемы подсказала и нам, педагогам: поглаживание, привлечение внимания с целью установления взгляда, обнимание, разрешение ребенку посидеть на коленях взрослого. После того, как у взрослых на группе был установлен контакт с Пашей, начался этап социализации со сверстниками. Это более сложная работа, так как в данной группе находятся дети с интеллектуальной недостаточностью и чтобы им объяснить, как контактировать с Пашей, требовалось время и терпение. Инструкции для детей тоже должны быть краткими и понятными: «Вероника, подойди к Паше, погладь его по голове», «Арсений, возьми за руку Пашу», «Вера, обними Пашу». Если дети не понимали, что от них требуется или Паша сопротивлялся, внедрялся педагог. Он спокойно, без категоричности показывал детям: как обнять, погладить, взять за руку Пашу. Результаты есть, ребенок открылся миру других людей, но еще есть над чем работать. Паша не понимает участие в игре, его действия пока просто манипулятивны. Но мы надеемся, что изменения будут.

Ребенок стал произносить звуки, слоги, он понимает, о чем его спрашивают, но разумеется, его молчание до 5,5 лет о многом говорит. Паша за воспитателем повторяет слоги: «Ма-ма Ма-ша, па-па Витя, ба-ба и другое». Он произносит почти все звукоподражания животных: «му», «га-га-га», «мяу», «гав-гав» и т.д. Он стал подпевать припев детской песенки про маму: «ля-ля-ля». Этому способствует каждодневная артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, самомассаж, пропевание гласных звуков, повторение звукоподражания животным. Звуки льются у этого ребенка, но пока они нам не все понятны.

Второй ребенок- это девочка Аглая. У нее очень тяжелая форма аутизма. Она стереотипна в движениях, она почти не контактирует со сверстниками, но самое для нас сложное- она проявляет агрессию к себе и другим. Занятия с ней строятся только индивидуально, кратковременно, она быстроутомляема, неусидичива. Если она хочет заниматься, мотивировать ее практически невозможно. Однако, если ей понравилась какая-либо игра, необходимо использовать это как мотив к образовательной деятельности. Очень часто используем наблюдение за свечой. Это организует Аглаю и успокаивает. Используем в работе с этим ребенком принцип не только доступной наглядности, а самое главное, яркой наглядности, так как яркие цвета привлекают ее внимание. Наши результаты коррекционного процесса с Аглаей еще очень малы: научилась сидеть вместе со всеми детьми, танцует только с педагогом в паре (не допускает сверстника), дает руку педагогу, рисует вместе с педагогом, собирает мозаику, научилась открывать и нанизывать прицепки. Это очень мало, но процесс социализации, коррекции запущен. Мы надеемся, что за два года посещения группы у девочки произойдут изменения.

Самое главное в воспитании таких «особенных детей»- это настрой воспитывать правильно. Без пустых тревог и лишних переживаний, а с терпением и любовью. Даже маленькие достижения наших детей- это справедливое вознаграждение нашего труда. Подчеркну: не давления на ребенка, а доброго терпеливого труда.

Начну с главного: семьям, где есть дети с РАС, отчаянно нужна помощь. Однако, в силу специфичности проблемы аутизма, далеко не все родственники и друзья знают, что можно предложить.

Очень часто родители стесняются попросить о чем-то конкретном, поэтому, если у вас есть желание прийти на выручку, изучите этот список, выберите пункты, которые вам по силам, и действуйте, не дожидаясь формального приглашения. Вы даже не представляете, насколько кстати придется ваша забота.

1. Обсудите проблему

Аутизм – это серьезно. Родители думают о нем каждый день, пытаются найти подход к ребенку и ищут возможные способы лечения. Не игнорируйте их переживаний: обсудите с ними, что они узнали, что им кажется перспективным, где они видят самые больше трудности, и какие планы они строят на будущее.

Будьте готовы к тому, что взгляды на болезнь и ее лечение будут часто меняться. Выслушайте маму и папу – это, среди прочего, поможет им упорядочить свои мысли. Не настаивайте сами на разговоре по душам, но и не уклоняйтесь от него.

2. Сами узнайте больше об аутизме

Изучите доступные в Интернете материалы. Заранее узнайте ответы на частые вопросы об аутизме (и будьте готовы к тому, что мнения разных врачей по ним существенно разнятся). Что такое аутизм? Что его вызывает? Аутизм, описанный Лео Каннером, и синдром Аспергера – это стороны одного и того же заболевания, или совершенно разные состояния? Можно ли излечить аутизм? Материалов много и они часто противоречивы. Чтобы грамотно вести диалог, вам надо иметь представление обо всех этих аспектах.

3. Не давите

Узнать, что у твоего ребенка аутизм – значит испытать огромное потрясение. Все, что ты до этого читал о воспитании детей, оказывается ненужным: перед тобой стоит куда более серьезная задача, и ты не знаешь, как ее решить.

Родителям требуется время, чтобы принять диагноз, время, чтобы разобраться в океане информации, где один врач говорит одно, а другой – совершенно противоположное. Не стоит ожидать от мам и пап стоической сдержанности и деловитого оптимизма: будьте готовы к слезам и отсутствию уверенности в завтрашнем дне. Будьте готовы к эмоциональным вспышкам.

Если вы поможете родителям ребенка с РАС смириться с диагнозом и найти силы на неуклонное движение вперед – вы окажете им неоценимую помощь. Будьте готовы выслушать своих друзей и не требуйте от них невозможного. Принимайте их такими, какие они есть сейчас, со всеми их нервами и срывами.

4. Разберитесь в своих собственных чувствах

Изменилось ли ваше отношение к друзьям? Вы шокированы? Встревожены? Чувствуете грусть? Сбиты с толку? Испытываете интерес? Ощущаете жалость? Некоторые эмоциональные состояния могут помочь вам быть эффективными, некоторые – затормозить вашу решимость оказать помощь.

Постарайтесь не взваливать свои чувства на родителей ребенка с РАС – им нелегко и без ваших тревог. Поскорее решите, готовы ли вы помогать или нет – и, если ответ положительный, не откладывайте свое содействие в долгий ящик.

5.Изучите лексику

Как и у каждой болезни, у аутизма есть свой собственный словарик-глоссарий. Узнайте, что стоит за тем или иным термином – так вы сможете сразу же понимать, что пытаются донести до вас родители ребенка с РАС.

6. Примите диагноз

Если родители ребенка говорят вам, что у него аутизм, не сомневайтесь в их компетенции и не используйте фразы, от которых у них уже наверняка звенит в ушах: «Он мальчик, они все поздно начинают говорить», «Это семейное», «Перерастет». Если мама с папой успешно преодолели стадию отрицания, не возвращайте их не нее.

7. Организуйте свою квартиру

Если к вам в гости приходит семья с ребенком-аутистом, заранее узнайте, какую пищу он может есть (дети с РАС очень часто сидят на ограничительных диетах). Узнайте, какие игрушки ему нравятся, разрешено ли малышу смотреть телевизор и что именно. Если ребенок реагирует на визуальные подсказки, скопируйте их и разместите у себя дома. Все вышеописанное поможет сделать визит более комфортным.

8. Будьте гибкими

Жизнь с ребенком с РАС означает загруженный день и частые изменения в планах – причем в самый последний момент. Проявляйте гибкость, если что-то заранее намеченное вдруг внезапно срывается – но не отменяйте свои приглашения и предложения. Наоборот, родителям важно понимать, что, несмотря на все трудности, они все равно оставляются желанными гостями и собеседниками.

9. Предлагайте совместную игру со своими детьми

Для детей с аутизмом дружба может быть очень трудным понятием. У них бывает не так много возможностей для совместной игры с другими детьми. Устраивайте игровые встречи со своими малышами, совместно посещайте детские площадки и аттракционы. Эти первые шаги по социальной интеграции могут стать поистине бесценными.

10. Отделяйте факты от мифов

Вокруг аутизма существует гигантское количество заблуждений и мифов. Вот примеры: «Дети с РАС никогда не смотрят в глаза», «Каждый, у кого аутизм, математический гений», «Люди с аутизмом не умеют сопереживать» . Для ваших друзей будет очень ценным, если вы сумеете отделить зерна от плевел и не настаивать на ошибочных и устаревших концепциях.

11. Научитесь взаимодействовать

Попросите друзей понемногу научить вас тому, как играть с их ребенком и добиваться с ним контакта. Эти дети могут быть не в восторге от игры в футбол, но это не значит, что к ним нет других подходов.

12. Возьмите на себя роль няньки

Вашим друзья обязательно нужна передышка от стресса, в котором они постоянно находятся. Все зависимости от того, насколько крепки их нервы и как далеко они продвинулись в науке самообладания, усталость и измотанность неизбежно будут давать о себе знать.

Вы можете даже не догадываться, как трудно бывает найти кого-то, кто приглядывал бы за особыми детьми. Далеко не у каждой наемной няни есть достаточные умения и навыки, чтобы успешно обращаться с ребенком, у которого РАС. Очень часто близкие друзья и родственники – единственные, к кому можно обратиться. Вам может быть нелегко, но пара часов, которые вы проведете вместе с ребенком, быстро закончится, а у мамы и папы появится столь ценное время для себя и друг друга.

13. Возьмите на себя покупки

Супермаркет – это настоящая комната ужасов для ребенка с аутизмом. Яркое освещение, шум, запахи, обилие посторонних людей, необходимость ждать очереди на кассе, множество объектов, которые привлекают внимание и перегружают сенсорную сферу – все это может привести к перегрузке и сильнейшему эмоциональному выбросу. Если вы взвалите поход за покупками на свои плечи, родители будут вам несказанно благодарны.

14. Повседневные дела

Когда у вас на руках ребенок с РАС, даже поход на почту за посылкой может быть трудностью. Скорее всего, у родителей накопилось огромное количество небольших дел, на которые не хватает времени. Отдать куртку в химчистку, пойти в аптеку, купить груши особого сорта, положить деньги на карточный счет, вернуть давно одолженный бытовой прибор – все это требует времени и сил, которых критически не хватает. Предложите свою помощь в решении этих мелких поблем, и пусть мама и папа сосредоточатся на по-настоящему важных вещах.

Читайте также Ребенок с РАС и планирование семьи

15. Готовка

Когда у вас на руках дети, которые готовы есть далеко не каждую пищу или находятся на специальной диете, готовить отдельно для себя и для них – очень утомительно.

Свободного времени мало, а вечер – особенно трудное время дня. Возьмите кулинарные изыски на себя – если все заботы сводятся только к разогреву уже готовых блюд, жить становится проще.

16. Домашняя работа

Мало кто любит орудовать пылесосом или загружать белье в машину. Что еще хуже, дети с аутизмом могут не выносить шума, издаваемого этими поистине незаменимыми бытовыми приборами. Если у вас есть свободное время, заскочите к друзьям, пока их нет дома, и немного приберитесь – вы сэкономите им немало сил и нервного здоровья!

17. Будьте слушателями

Если мы и повторяемся с этим советом, то причина этому – важность вопроса. У ваших друзей буквально кругом идет голова от обилия информации, которую нужно переварить, от тревог, ожиданий, надежд, сомнений. Просто выслушайте их, дайте пару выход – это уже само по себе будет поддержкой.

Вам не нужно даже ничего делать и спешно решать: периодический контролируемый выход эмоций поможет родителям найти силы продолжать свое непростое и столь необходимое дело.

18. Финансовая помощь

Есть много причин, по которым вашим друзьям может не хватать денег. Кому-то из родителей приходится постоянно находиться дома, что означает меньший приток средств. Финансы расходуются на занятия с психологами и логопедами, на пищевые добавки, на специальное оборудование. Если вы можете помочь друзьям лишним долларом – сделайте это.

Если по каким-то причинам вам сложно предложить деньги, просто оплатите курс занятий или подарите семье батут, шведскую стенку, специальную игрушку. Или потратьтесь на будничные нужды опекаемой семьи, ведь среди них остаются те, от которых нельзя отказаться полностью. Наймите профессиональных клинеров для генеральной уборки, закажите привоз чистой воды, стирку ковра, оплатите часть коммунальных платежей.

19. Помогайте бить в набат

Аутизм диагностируют все чаще — у растущего числа детей, но у их родителей зачастую нет времени заниматься общественной деятельностью. Если вы – социально активный человек, организуйте общественную компанию по сбору средств для лечебных заведений для детей с РАС, распространяйте информацию об аутизме, ставьте вопросы облечения жизни родителей детей-аутистов перед политиками всех уровней, организуйте общественные выступления, распространяйте информацию для ранней диагностики. Это не прямая помощь, но это позволит развернуть общество лицом к набирающей обороты проблеме.

У вас может быть много идей относительно того, что нужно делать вашим друзьям: к каким врачам им нужно обратиться, какие способы лечения опробовать, по каким программам заниматься с детьми. Вам может казаться, что вы знаете ответы на все вопросы, но, на самом деле, родители детей с РАС находятся в самом настоящем центре урагана, где со всех сторон на них сыплются советы, за которые, впрочем, сами советчики не несут никакой реальной ответственности. Избегайте давления: когда ваш совет будет по-настоящему необходим, о нем попросят.

21. Обсуждайте сегодняшний день

Очень трудно (если вообще возможно) предсказать, каким будет прогресс конкретного ребенка с аутизмом. Родители такого малыша не знают, каким будет их будущее, и относятся к дороге, которую им предстоит пройти, с тревогой и опаской.

Не нервируйте их сверх меры: обсуждайте текущие проблемы, трудности и успехи, а не абстрактные вопросы, поступит ли их сын или дочь в университет и сможет ли он жить отдельно от мамы с папой.

22. Не болтайте

Помните плакаты военных лет? Относитесь к тому, чем с вами поделились друзья, как к самой настоящей военной тайне. Не пишите об этом в социальных сетях, не рассказывайте случайным знакомым. Оправдывайте доверие, которое вам оказывают!

23. Присматривайте за домашними животными

Когда у вас на руках ребенок с аутизмом, даже обычная прогулка с собакой или смена воды в аквариуме может показаться задачей, требующей огромных затрат сил и времени. Насколько это возможно, возьмите заботу о четвероногих членах семьи на себя.

24. Не пропадайте с горизонта

Оставайтесь на связи и не пропадайте. Давайте друзьям понять, что вы всегда будете рады ответить на их звонок, письмо или СМС – даже если между сеансами общения пройдут недели и месяцы. Будьте невидимой поддержкой – это тоже имеет значение.

25. Не ждите от друзей слишком многого

Если ваши друзья, которым приходится заботиться о ребенке с аутизмом, забыли ваш день рожденья, перестали приходить на дружеские посиделки, не спрашивают, как у вас дела, утратили интерес к общим увлечениям, не сердитесь на них!

Помните, что им приходится гораздо тяжелее, чем вам. Когда дела пойдут на лад, они охотно вернутся к прежним привычкам, но сейчас пришел ваш черед оказывать помощь – и не ждать ничего взамен.

26. Помогайте друзьям организовывать свою жизнь.

С аутичным ребенком приходится заботиться о множестве проблем. Среди них счета и расходы, встречи с врачами, терапевтические сеансы, статьи с новой информацией о болезни, необходимость подобрать правильное оборудование для дома, сдача сложных детальных анализов.

Если это возможно, дублируйте информацию о важных событиях в своем телефоне или планшете и напоминайте друзьям о том, что их ожидает. Вполне возможно, что вы поможете им успеть на мероприятие, которое досадно вылетело из головы.

27. Не перегружайте друзей информацией

Допустим, вы нашли новый блог, который ведет врач, работающий с детьми с РАС, или страдающий аутизмом человек. Не стоит торопиться пересылать ссылку на него на почту ваших друзей, которые воспитывают ребенка-аутиста. Поверьте: у них и так есть чем заняться, и что почитать.

Сделайте подборку действительно важной информации и делитесь ею только в том случае, если вы абсолютно уверены, что она жизненно необходима для ваших друзей. И не давите на них вопросами, наподобие: «Ты наконец-то прочитала статью о стимах, которую я тебе отправила еще две недели назад?»

28. Учите своих детей

Учите своих детей правильно играть с ребенком-аутистом. Пресекайте их поползновения смеяться над ним или быть грубыми. Объясните им, что такое эта болезнь, и чего от нее можно ожидать и как относится к особому ребенку. Не надейтесь на то, что ваши дети сами поймут какие-то вещи: вашу задачу направлять и воспитывать своих наследников никто не отменял.

29. Не настаивайте с методами лечения

Как лечить аутизм – это очень тонкий вопрос. Этого по-настоящему не знают даже многие врачи, не то, что люди, имеющие к медицине отдаленное отношение. Есть много подходов, реальная эффективность которых до сих пор не подтверждена масштабными исследованиями.

В нашей стране все больше семей сталкивается с проблемой аутизма. По статистике каждый сотый ребёнок имеет нарушения аутического спектра. За помощью к специалистам родители обращаются уже, когда проблемы в развитии и поведении ребёнка очевидны. Это примерно к 3-4 годам. В этом возрасте обычно развивающиеся сверстники уже заводят друзей, очень любопытны, речь представлена в форме логических предложений. Обратившись к специалисту, Вы еще долго, примерно год, будете в ожидании диагноза. Многие семьи диагноз «аутизм» посчитают приговором, ведь аутичные детки по статистике чаще всего появляются в нормальных благополучных семья. И причины этого до сих пор неясны.

Если Вы читаете эту статью, наверняка проблема аутизма существует и в Вашей семье. Возможно, вы обрыскали весь интенет в поисках утешительной информации. К сожалению, её нет. Пытаетесь искать помощь для своего аутёнка, желая сделать его полноценным участником общества и дать ему дорогу в светлое будущее. Да! Именно и только Вы главные помощники в этом деле. Ведь кто, как не Вы проводите с ним 24 часа в сутки. Вам важно принять своего ребёнка, таким, каким он есть, понять, как он смотрит на этот мир, насколько ему тяжело взаимодействовать с другими людьми.

Для работы родителей с аутичными детьми разработаны специальные методы и игры (). В работу нужно включить психолога-педагога с опытом с «особыми» детьми. Такие специалисты помогут Вам правильно подобрать инструменты взаимодействия в быту, на прогулке, на отдыхе.

Специалисты советуют применять семейное чтение . Это поможет привить ребенку навыки социального поведения и становить с ним эмоциональный контакт. Тактильные ощущение способствуют укреплению контакта родителя с ребенком. Поэтому читать лучше, посадив малыша на колени. Причем желательно медленное, поэтапное, тщательное, эмоционально насыщенное освоение художественных образов литературных героев. Лучше читать и обсуждать книгу не один раз. Это поможет ребенку научиться лучше понимать себя и других, а вновь образованные стереотипы общения снизят тревожность и повысят его уверенность в себе. Если ребенок совсем мал, нужно как можно чаще брать его на руки, прижимать к себе, поглаживать его (даже если он сопротивляется этому на первых порах) и говорить ему ласковые слова.

За годы практики специалисты разработали правила поведения родителей с детьми, больными аутизмом. Так называемая шпаргалка, пунктам которой нужно следовать постоянно и в обязательном порядке .

Шпаргалка для взрослых, или Правила работы с аутичными детьми

  1. Принимать ребенка таким, какой он есть.
  2. Исходить из интересов ребенка.
  3. Строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребенка.
  4. Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка).
  5. Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.
  6. Чаще присутствовать в группе или классе, где занимается ребенок.
  7. Как можно чаще разговаривать с ребенком.
  8. Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения.
  9. Терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты и т. п.).
  10. Избегать переутомления ребенка.

Помните: выздоровление Вашего «особого ребёнка» напрямую зависит от решительности, смелости, настойчивости и терпения их родителей.