Меню Рубрики

Развитие грудничка в 12 месяцев девочка. Между младенчеством и детством. Нужен ли годовалому ребенку режим дня

Поздравляем, Вашему малышу скоро исполнится годик! За первый год жизни наблюдаются существенные изменения в психическом развитии ребенка.

Малышу пошел 12-ый - последний месяц периода младенчества. За первый год жизни наблюдаются существенные изменения в психическом развитии ребенка.
Увеличивается время бодрствования ребенка с 2-х часов (как было в предыдущий период - от 6 до 9 мес.) до 2,5-5 часов между сном. Это связано с тем, что возрастает работоспособность и выносливость его нервной системы.

Начинает развиваться активная речь , появляются первые осознанные слова. К началу 2-го года лексикон ребенка состоит из 6-10 слов, которые он произносит сознательно. Конечно, это лепетные слова, состоящие из двух одинаковых слогов (например, "ма-ма", "па-па", "ба-ба", "га-га", "ля-ля", "ав-ав", "топ-топ"), а так же короткие звукосочетания типа "дай", "на", "вот".

В интеллектуальном развитии ребенок не стоит на месте: в его понимании появляются и первые обобщения: он уже ориентируется среди многих предметов, выделяя некоторые из них по форме. Например, находит шарики и отличает их от кубиков или выбирает кольца из груды "кирпичиков" и т.п.
Малыш уже все более и более хорошо понимает речь, и может выполнять простые просьбы. Он узнает знакомые игрушки на картинке: показывает пальчиком названный взрослым предмет. Дитя реагирует на просьбу взрослого, понимает обращенные к нему просьбы: "найти", "принести", "дать", "положить на место" и т.п.

А как прекрасно развита его память? Годовалый кроха запоминает имена близких людей, знает имена животных, живущих рядом (например, кошка Мурка или собачка Альма).

В предметной деятельности (игровых занятиях) тоже выявились первые достижения: малыш уже способен заниматься со взрослым, выполняя несложные, но результативные действия с кубиками, шарами, кольцами и пр. Например, ребенок снимает и надевает на палочку кольца; складывает в корзиночку грибочки; вытаскивает из ведерка шарики и скатывает их с лоточка.

В социальном развитии на протяжении 12-го месяца, в поведении ребенка происходят существенные изменения. Вы почувствуете, что у ребенка возникает потребность проявлять все большую и большую активность. В этот период жизни малыш еще не отделяет себя от мамы (ухаживающим за ним человеком), его собственное "я" только начинает складываться. Дитя хоть копирует Ваши действия и эмоции, но Вы сами наверняка уже заметили, как значительно возрастает его самостоятельность..

Перестройте отношения с малышом. Организуйте их так, чтобы не Вы делаете что-то за ребенка, а выполняете то или иное действие, решали задачи совместно с ним. Как бы ни был мал ребенок, старайтесь не делать за него то, что он уже может выполнить сам. После любого показа действий, предоставьте малышу возможность повторить их. Конечно, помощь взрослого в этих случаях не исключается.
Разумеется, всегда следует помнить о возрастных возможностях ребенка и его индивидуальности и не ставить перед ним действительно непосильных для него задач.

Помните, что эмоциональное, доверительное общение с ребенком всегда будет актуально. Не скупитесь на проявление своей любви. Крохе недостаточно того, что его только учат, холят, кормят, ему очень важно чувствовать себя любимым. Ему как воздух нужны ваши любящие глаза, ваши ласковые руки, поцелуи и нежные слова. Только Ваша любовь поможет ему познать себя и утвердить собственную значимость в жизни. Так Ваше любимое чадо начинает постигать собственное "я" и зарождается его личность. А это самое главное в развитии ребенка именно в этом периоде – на рубеже первого года жизни.

Читаем в статье: Уход за ребенком на 12 месяце жизни.

Комплексное развитие ребенка на 12 месяце первого года жизни.
Игрушки для ребенка .
Все также актуальны:

  • резиновый мяч и другие игрушки, способствующие физическому развитию;
  • игрушечный молоток с деревянными колышками (стучалка);
  • пирамидка с кольцами, вкладыши (сортеры);
  • погремушки и резиновые пищалки небольшого размера;
  • кубики разнообразных форм;
  • музыкальные и игровые центры и игрушки (способствуют развитию зрительно-моторной координации, и стимулирует развитие мышления, так как побуждает к установлению логической связи между действием - нажатием на кнопку и звуковым или механическим эффектом);
  • игрушки для игры в ванне и др.;
  • привлекают внимание детей куклы-неваляшки разных размеров (от 10 до 25 см). Для показа детям нужны 1-2 крупные куклы, изображающие детей в красивой одежде. Они могут быть озвученными и заводными (например, шагающая кукла);
  • фигурки кукол и куклы из мягких материалов - образные игрушки, матрешки;
  • игрушки, изображающие животных, должны по возможности издавать характерные для данного животного звуки (негромкие, но выразительные). Хороши мягконабивные, пластмассовые и резиновые игрушки, передающие главные черты изображаемых животных (мишка, заяц, лошадь);
  • заводные, забавные игрушки (динамические игрушки, игрушки с сюрпризом);
  • для первых отобразительных игр нужны игрушки, изображающие некоторые предметы быта: игрушечные тарелки диаметром около 7-10 см, чашки по размеру руки ребенка, лоскуты разной ткани размером 50х50 см;
  • технические игрушки (машины) развивают движения малышей. Это машины лаконичной формы из пластмассы размером около 15 см, заводные машины, тележки. Детям, начинающим ходить, нужны коляски для кукол, каталки с рукояткой;
  • в 10-12 мес. малыши пытаются вместе со взрослым класть кубик на кубик, сооружая первые постройки. Необходимыми игрушками для них становятся дидактический и строительный материал.

Развивающие игрушки и предметы быта – все идет в ход!
Не переставайте осваивайте вместе с малышом все новые и новые ручные операции с развивающими игрушками и предметами. Ученые доказали, что такие действия благотворно влияют и на развитие речи малыша. Так и говорят: интеллект ребенка находится на кончиках его пальцев.
Новым может стать включение в практику предметов быта, например, дитя собирает шарики в маленький бидончик, опускает в водичку дуршлаг, наблюдает, как вода убывает через дырочки.

Орудийные действия, или «Как труд сделал из обезьяны человека»
Покажите малышу, так называемые, орудийные действия, когда малыш учится выполнять какую-либо задачу. Например, воздействуя предметом на предмет, используйте при этом подручные средства - палочки, молоточек, сачок, совочек и т.п. Покажите, как из-под дивана можно достать шарик, прикатив его палочкой, подтянуть за веревочку машинку, переместить игрушку-каталку с помощью рукоятки и т.д.
Именно в этих действиях ребенок приобретает опыт "человеческого" взаимодействия с окружающим его предметным миром.

Развитие ребенка от 11 до 12 месяцев

Физическое развитие

Завершается первый год жизни ребенка. Антропометрическая динамика за прошедшие двенадцать месяцев колоссальная! Вы хорошо помните, как выглядело это розовое нежное создание триста шестьдесят пять дней назад? Достижения чада за это время удивительны и огромны! Кроха вырос на 25 сантиметров и набрал приблизительно 7 килограмм массы тела от момента рождения! Уже шесть-восемь зубов в арсенале маленького человека! А разве не достижение – навык покорения пространства?!

На этом этапе различия в двигательном развитии малышей сохраняются. Маленькие исследователи много и уверенно ползают, опираясь на ладошки и коленки. Более ловкие дети ходят самостоятельно или придерживаясь за руку взрослого или мебель. У малыша начинает вырабатываться контроль собственных движений, он пробует удерживать равновесие с помощью одной руки, для того чтобы в другой можно было держать игрушку. Сидящий на полу ребенок не теряет равновесие даже тогда, когда вы поднимаете ему ножку (например, надевая ботиночек).

Движения руки тоже становятся более координированными. Пытаясь захватить одновременно несколько предметов, малыш раскрывает ладошку соответственно их размерам. Развиваются сочетанные движения обеих рук: ребенок может брать игрушки одновременно двумя руками. Появляется «щипковый захват» – ребенок захватывает мелкие предметы и игрушки согнутыми большим и указательным пальцем. Малыш постепенно учится быть более самостоятельным - сам ест печенье или сушку, пытается пить из чашечки, держать ложку.

Ребенок начинает постигать пространственные отношения. Ему нравится вынимать игрушки из коробок и банок. Складывать предметы обратно у малыша не всегда получается. Ему трудно понять, как вложить один предмет в другой. Особенно это заметно, если вы дадите малышу две круглые формочки – большого и маленького размера. Вместо того, чтобы вложить маленькую формочку в большую, он пытается всунуть большую в маленькую и предпринимает неоднократные попытки для достижения желаемого результата.

Осваивая первые шаги, малыш учится одно¬временно выполнять другие действия: толкать перед собой игрушку на колесиках, нести в одной или двух руках предмет, тянуть за собой машинку на веревочке. Малыши, которые начали ходить до года, продолжают осваивать новые движения -учатся приседать, ло¬житься без помощи взрослого, кидать и катить мяч и следить взглядом за его движением.

Психическое развитие

Малыши начинают открывать для себя новые закономерности – они понимают, что спрятанная на их глазах игрушка не пропадает, а остается на том же месте, где ее спрятали. Ребенок внимательно следит за вашей рукой, когда вы прячете игрушку, и сразу ищет ее там, где вы ее положили. Спрячьте кубик под небольшой коробкой – малыш приподнимет коробку, возьмет кубик и, довольный собой, покажет его вам.

В этом возрасте малышей можно начинать учить простым манипуляциям с игрушками – тянуть машинку к себе за веревочку, класть мишку «спать» в кроватку рядом с собой. Дети продолжают изучать непознанное. При этом способы исследовать новые предметы остаются старыми: ребенок трясет, стучит и тянет в рот и съедобное, и несъедобное. Он может пытаться кусать игрушку, похожую на фрукт, который недавно пробовал. Ощупывая и прикасаясь к различным предметам, малыш может показать вам, что ему приятны далеко не все тактильные ощущения. У некоторых малышей в этом возрасте может отмечаться повышенная тактильная чувствительность: им не нравится трогать желе или влажные мягкие предметы, вставать босиком на песок и т.п. Ребенку, бесспорно, нужен разный тактильный опыт, но с новыми ощущениями знакомьте его постепенно. Позволяйте малышу как можно больше ходить босиком по разным поверхностям: по полу, по траве и песку, влажному и сухому. Дотрагивайтесь до спинки и ручек малыша мягкой пуховкой, кусочками меха, теплыми и прохладными предметами. Любимой игрой малыша надолго становится игра «входит и выходит». Не случайно детские психологи называют этот возраст ребенка возрастом «Иа-Иа». Малыши часами могут скла¬дывать предметы в емкости, а потом доставать их оттуда.

Ребенок становится все общительнее и с удовольствием встречает уже знакомых взрослых, радуется встрече с ними и стремится быть в центре событий. Он все больше и больше нуждается в разнообразии. Игры малыша становятся более осмысленными. В этот период хорошо выделить специальное время для игр с ним. Очень важно, чтобы с ребенком как можно чаще играл папа. Игры пап и мам отличаются. Папы играют с малышами в «шумные» игры, поднимают их вверх, подбрасывают, учат пинать мяч.

Многие малыши проявляют все больший интерес к рассматриванию картинок в книжках. Это не мешает им использовать книжку как игрушку: малыш вертит книгу, стучит ею об пол, дергает за страницы. Именно поэтому первые книги для малышей должны быть небольшого формата, легкие, с картонными страницами. Покупайте книжки с картинками без текста. Не мешайте малышу играть с книжкой. Яркие картинки обязательно привлекут его внимание. Показывайте ребенку изображения знакомых предметов. Громко называйте их, читайте короткие стишки.

Ребенок требует большего внимания со стороны родителей. Он хочет общаться и ищет доступные ему средства коммуника¬ции. Малыш вырабатывает понятную родителям систему звуко¬вого сопровождения своих просьб - звуками и жестами нетерпения выражает желание пить, есть, указательным жестом выражает желание получить понра¬вившуюся игрушку или интересующий его предмет.

Ребенок учится произносить новые звуки и активно тренируется в их произношении. Он может произносить отдельные звуки и звукосочетания, повторяющиеся слоги («ма-ма», «па-па», «ба-ба»), которые у некоторых детей становятся первыми словами. В этом возрасте некоторые дети могут произнести пер¬вое слово. В чем разница между сочетанием звуков и словом? Слово всегда соотносится с определенным человеком, предметом или действием. Сочетания звуков, в отличие от слов, произносятся сами по себе, «в никуда», и не несут смысловой нагрузки. Вы замечаете, что, не умея говорить, ребенок многое понимает: не только слова, но и фразы. По просьбе мамы или папы малыш машет ручкой: «пока-пока», хлопает в ладошки, перестает совершать какие-то действия, реагируя на запрет родителей. Количество слов, которые ребенок понимает, значительно превосходит набор слов, которые он может произнести. Малыш понимает и выполняет простые просьбы: «дай мне», «покажи мне», «достань мячик». Кроха показывает на себя, когда его называют по имени, смотрит в сторону родителей, если о них говорят. Он начинает понимать слово «нет», но не всегда реагирует на запрет, например, на какое-то время перестает делать то, что не нравится родителям, чтобы потом продолжить снова.

Перечислим игрушки и предметы, полезные для развития малышей этого возраста: игрушки-гнезда (принцип матрешек), пирамидки и игрушки с надевающимися на стержень деталями, кубики, игрушки с прорезями, заводные игрушки (машинки, курочки, утята), игрушки-каталки с длинной ручкой, куклы, мягкие и резиновые игрушки-зверята, наборы детской посуды, музыкальные игрушки, куклы-бибабо, рамки-вкладыши.

Вот и настал этот ответственный и важный момент – ваш малыш на пороге своего первого дня рождения. Мне очень приятно и радостно оттого, что этот год мы провели вместе, развлекая и развивая вашего ребенка интересными играми, увлекательными заданиями, вниманием и любовью.

Сегодня я подготовила для вас еще одну интересную подборку на тему «» и предлагаю вам, не откладывая в долгий ящик, изучить и применить на практике этот материал.

Кто сказал «Мяу»?

У вас есть книжка с изображениями животных и птиц? Если нет, вы можете распечатать и скрепить отдельные листочки с изображениями и использовать эту самодельную книжку для игры или заламинировать изображения и играть с получившимися карточками.

Рассмотрите с малышом изображение, назовите животное и изобразите звуки, которые издает это животное. Спрашивайте ребенка: «Кто говорит …?» и просите показать нужную картинку или подать вам соответствующую карточку.

Хороший вариант – использовать для знакомства с голосами животных «говорящие» детские книжки, например, эту или эту . Вы также можете смотреть с малышом озвученные презентации. Как видите, одно и тоже занятие можно проводить совершенно по-разному, и каждый раз будет действовать эффект новизны.

Постарайтесь использовать максимум доступных способов для таких занятий, так как это позволит малышу лучше и быстрее запомнить голоса животных и научиться соотносить звук и изображение, звукоподражание и название животного. Ну а основная цель таких занятий – стимулировать ребенка самостоятельно подражать голосам животных.

Где мои носки?

Если у вас дома , вы можете организовать для своего ребенка целый тренировочно-игровой плацдарм. Используйте для этой цели носочки всех членов семьи – разного цвета и из разных материалов.

  • Во-первых, малыш может поупражняться в надевании и снимании носочков. Для этой цели хорошо подойдут носочки старшего братика или сестренки или даже мамины – в общем, те, что посвободнее.
  • Во-вторых, носочки можно свернуть в виде мячиков и стараться забросить их в тазик с определенного расстояния, которое по мере развития меткости постепенно нужно увеличивать.
  • В-третьих, мячиками из носков можно поиграть в подобие боулинга, расставив на полу легкие пластмассовые игрушки или пустые бутылочки от йогуртов.
  • В-четвертых, неплохим упражнением на развитие ловкости, координации и быстроты реакции будет обычное перебрасывание мяча друг другу.
  • Ну а в-пятых, после игры носочки неплохо бы рассортировать по парам, а это уже тренировка внимательности и умения сравнивать.

Кажется, неплохое развивающее занятие получилось, правда?

Играем в кубики

Кубики уже стали одной из любимых игрушек малыша? Неудивительно, ведь их так здорово разбрасывать и собирать в коробку, пытаться строить из них башни и с грохотом разрушать их. Научите двенадцатимесячного малыша строить и катить поезд из кубиков (складываем кубики в ряд и толкаем), сооружать мостик или воротца, нагружать кубиками большой грузовик, выставлять кубики по образцу.

Выложи по образцу

В эту игру можно играть с кубиками, блоками Дьенеша, палочками Кюизинера, деталями конструктора, кусочками картона и даже спичками. Для начала распечатайте или нарисуйте простенькие рисунки, используя силуэты тех предметов, которые вы выбрали для игры. Это будет игровое поле. Покажите малышу, как выложить рисунок по образцу с помощью имеющихся в его распоряжении кубиков, палочек и т.д. Игра способствует развитию мышления, воображения, мелкой моторики.

Мой день

Надеюсь, вы еще не забросили занятия с вашими тематическими альбомами, о которых я рассказывала в ? Ближе к первому дню рождения ребенка очень кстати будет посвятить один из таких альбомов фоторассказу об одном дне его жизни. Фотографируйте ребенка в течение целого дня от момента пробуждения до отхода ко сну. Сфотографируйте его во время игр и занятий, во время приема пищи, прогулки и купания, сфотографируйте его братьев и сестер, бабушек и дедушек, постарайтесь, чтобы в кадр попали его товарищи по детской площадке, ваши домашние животные, любимые игрушки малыша. Расположите фотографии в альбоме в хронологическом порядке.

Ребенок будет листать альбом, а вы – рассказывать ему о его дне. Такой альбом будет пользоваться большим успехом у родственников и друзей на праздновании дня рождения ребенка, поэтому заранее позаботьтесь о том, чтобы каждый из гостей смог забрать такой альбом (хотя бы в электронном виде) с собой. Возможно, делать такой альбом на каждый день рождения ребенка станет вашей хорошей традицией. Кстати, если вы всерьез задумались о семейных традициях, вам будет , какие традиции прижились в других семьях с детьми.

Недавно стали мамой малыша?

Обрывная аппликация

Ваш малыш часто практикуется в разрывании бумаги? А отщипывать кусочки от брусочка пластилина у него уже хорошо получается? Тогда ему наверняка понравится отрывать маленькие кусочки от листа цветной бумаги или салфетки и прижимать их к бумаге с заранее нанесенным на нее клеем. Это и есть обрывная аппликация.

Пульт управления

Ваш папа уже придумал подарок для наследника? Подкиньте ему такую идею. Доска с закрепленными на ней замочками, реле, рычажками, переключателями и т.д., в народе называемая «пульт управления», надолго увлечет годовасика. А вы, мама, тем временем, сможете заняться изготовлением другой развивающей игрушки для любопытных пальчиков.

Застежки

Если вы не ограничиваете самостоятельность малыша, то к году он, скорее всего, уже проявляет повышенный интерес к процессу одевания и раздевания. А значит, самое время учиться расстегивать и застегивать разнообразные виды застежек – кнопки, молнии, липучки, пуговицы, шнурки, карабины, крючки и т.д.

Помимо очевидной практической пользы, это занятие весьма благотворно скажется и на развитии мелкой моторики. Застежки могут представлять собой самостоятельное дидактическое пособие, а могут быть игровыми элементами развивающего коврика, книжки, кубика, панно или другой игрушки.

Накорми уточку!

Ваш малыш уже в совершенстве овладел «пинцетным» захватом двумя пальчиками? Попробуйте предложить ему эту увлекательнейшую игру. Проделайте достаточно большое отверстие в небольшой баночке (я использую контейнер от ватных палочек) и наклейте рядом изображение какой-нибудь знакомой ребенку зверушки – уточки, поросенка и т.д.

Теперь приготовьте корм – пусть для начала это будут достаточно крупные сухие макароны-рожки или фасоль. Позже, когда малыш уже в совершенстве овладеет этим действием, вы уменьшите отверстие в баночке и предложите ему кормить уточку горошком, чечевицей, гречкой и даже рисом. Задача ребенка – накормить голодную птицу, то есть проталкивать кусочки корма в маленькое отверстие.

А вот вариант, который не потребует предварительной подготовки. Достаточно попросить малыша накормить курочку (подойдет книга про Курочку Рябу) зернышками (пуговицами).

Фото Анны Куликовой, сын Павлуша 9 месяцев кормит курочку

Учимся дуть

Вы не забыли, что совсем скоро вашему малышу предстоит задуть свою первую свечку на торте? Пора приступать к тренировкам! Можно учиться задувать настоящую свечку, а можно предложить малышу менее опасные и более интересные варианты, например:

  • Ватный футбол. Возьмите ватный шарик – это будет мяч. Нарисуйте ворота или используйте в этом качестве какую-нибудь коробочку, перевернув ее набок. Нужно дуть на ватный шарик и попытаться загнать его в ворота без помощи рук;
  • Кораблики. Во время купания в ванной или прямо в комнате в тазу запустите в воду кораблики и покажите малыша, как можно привести их в движение;
  • Соревнование колобков. Слепите из самоотверждающейся массы шарики желтого цвета и дайте им высохнуть. Можно попробовать использовать для этой игры желтые шарики для пинг-понга. Теперь нарисуйте 2 дорожки и установите колобков на «старт». Кто быстрее сможет «додуть» колобка до финиша?
  • Пускаем пузыри. Покажите малышу, как можно пускать пузыри в стакане воды, выдувая воздух из себя. Игру лучше не проводить за кухонным столом, чтобы у ребенка не было соблазна повторять ее всякий раз во время приема пищи.
  • Бабочка летит. Нарисуйте несколько разноцветных цветочков на листе. Сложите фантик от конфетки в виде бабочки и закрепите на ниточке в середине листа. Попросите малыша помочь бабочке перелететь на красный цветок, потом на синий и т.д. В этой игре дополнительно закрепляются названия цветов и размеров (если вы нарисуете большие и маленькие цветы).

Вот такой замечательный список игр у нас с вами получился по теме «Как развивать ребенка в 12 месяцев ». Вам самой не терпится поиграть в эти игры вместе с малышом? Что ж, значит, моя цель достигнута. На этом мы заканчиваем обзор игр и занятий для развития ребенка до года. Увидимся в рубрике , где вы найдете все необходимое для организации домашних развивающих занятий с ребенком от года до 3-х лет.

Читайте другие статьи о развитии ребенка по месяцам:

Ребенок может делиться с мамой и папой конфетой, смеяться, если его что-то смешит, и улыбаться, если он чем-то доволен. Во время игры ребенок может веселиться и вовлекать в нее всех домашних. Ребенок начинает «обезьянничать», то есть повторять за взрослыми их слова, поступки, мимику, жесты. Это значит, что его мозг анализирует окружающее, причем делает это очень активно.

Физические данные ребенка в 12 месяцев

В годик ребенок весит от 9800 до 10,5 кг. Растет он тоже очень хорошо: его вес достигает 76 см. Это примерные данные, которые нужно брать на вооружение только как ориентировочные цифры. Сон ребенка в 12 месяцев тоже меняется. Если раньше его дневные дозы сна были довольно частыми и продолжительными, то теперь ребенок спит всего 2 раза в день, а не 6, как раньше. Его сон длится от одного до полутора часов. Этот график стоит продолжать – во время сна малыш растет.

Книжки и игрушки ребенка в 12 месяцев

С малышом в этом возрасте можно уже активно заниматься. Можно читать ему книжки, сказки, стишки, петь ему песенки. Книжки должны быть большими и красивыми, картинки должны быть яркими и хорошо просматриваться. Содержание того, что читает папа или мама, должно быть понятным для ребенка, но интересным. Ребенок не сразу понимает, что это книга, которую нужно читать. Он рассматривает ее и играет с ней как с игрушкой. Потом ребенок поймет, что книга – это источник интересных стихов и сказок, и будет ждать от мамы их чтения.

Сегодня есть масса ярких и красивых книжек-раскрасок, книжек с раскладными страничками, где можно запросто увидеть голову волка или яркую шубку рыжей лисицы. Такие книжки нужно покупать ребенку, чтобы он мог развиваться. Другой возможностью развивать ребенка будут яркие кубики. Из них можно что-то строить, и на них нарисованы разные буквы. Это отлично для ребенка 1-го годика. Это – возможность для дальнейшего обучения чтению.

Как развивать речь ребенка?

Когда вы идете куда-нибудь с ребенком, показывайте ему разные предметы и явления и рассказывайте о них. Вы можете рассказывать что-то малышу во время прогулки в парке, во время похода в супермаркет, во время похода в гости. Ребенку будет очень интересно и это станет большой познавательной радостью для него.

Пойте ребенку песенки, и он вскоре будет подпевать вам. Это поможет развиться музыкальному слуху ребенку.

Ребенок в 1 годик очень любит общаться. Он уже может понимать слово «нет», слово «нельзя», слово «да». Запас слов маленького ребенка в 12 месяцев – до 8-и, а то и 10-и. Это самые простые слова с открытыми слогами, такие как «мама», «папа», «дада», «ляля» и так далее.

Ребенок в 1 годик уже достаточно развит, чтобы узнавать на картинке предметы и показывать на них пальчиком. Ребенок может уже узнавать и людей и радоваться или огорчаться, когда они заходят в квартиру. Тем, кто нравится ребенку, он дает поиграть своими игрушками, а того, кто не нравится, сторонится.

Ребенку в 12 месяцев нравится быть в компании со взрослыми людьми. Он моментально оказывается там, где за столом или у телевизора сидит компания взрослых.

Как двигается ребенок в 12 месяцев?

Ребенок в 12 месяцев может переносить игрушки, заниматься чем-нибудь интересным, например, подражать брату или сестре, играть с ними. Ребенок в 12 месяцев может делать гимнастику, прыгать, кувыркаться, ползать, стоять вниз головой. Ребенок в 12 месяцев очень любит прятаться. Он может залезать под кровать или прятаться в игрушках. Он с удовольствием играет с мячом, бросая его взрослым или просто катая мяч по квартире.

Так же увлеченно ребенок в 12 месяцев играет с игрушками.

Как кушает ребенок в 12 месяцев?

Ребенок в 12 месяцев уже может уверенно держать ложку и даже есть из нее самостоятельно. Он может перекладывать ложку из одной ручки в другую, и кулак его при этом тверд. Чашку он тоже держит хорошо и даже может пить из нее. Этой чашкой он может брать воду из емкости, где ее много, например, из кастрюли, ведра или целой ванны. Кроме того, ребенок очень любит играть с водой. Если он еще и любит купаться, это очень хорошо. Значит, вы привили ему полезные привычки.

Молочные зубы ребенка в 12 месяцев

У ребенка этого возраста уже есть несколько молочных зубов. Этими зубами ребенок уже может что-то жевать. Но не стоит давать ему твердую пищу. Ребенок в 12 месяцев с удовольствием жует паровые котлетки, кашу, молочные или творожные запеканки. Кефир или йогурт с кусочками фруктов или ягод ребенок тоже пьет с удовольствием. Правда, все эти продукты нужно давать ребенку не сразу, а постепенно, и следить за тем, чтобы он мог нормально их съесть и не подавиться.

Кормить малыша лучше через каждые 3-4 часа понемножку. Еда должна быть свежей, чтобы у малыша не разболелся животик.

Безопасность ребенка в 12 месяцев

Чтобы малыш мог чувствовать себя в безопасности, ему много не надо. Инстинкт самосохранения у такого ребенка почти отсутсвует, а вот любопытства хоть отбавляй. Поэтому ребенок может залезать на самые опасные поверхности, хватать игрушки, упасть в ванну с водой, упасть со стульчика, просто упасть. Правда, когда малыш оказывается на высоте, он начинает бояться и громко реветь, сзывая взрослых. У него проявляются первые росточки страха перед опасностью. Это значит, что мозг ребенка активно развивается.

Слух и зрение ребенка в 12 месяцев

Ребенок в этом возрасте – великий исследователь и экспериментатор. Ему интересно изучать новые звуки и мелодии. Для этого он может кричать, визжать, пищать, бормотать, разговаривать о чем-то своем и пытаться петь. Это не для того, чтобы насолить взрослым, а для того, чтобы услышать, какой звук получится, если ребенок крикнет или запищит.

Иногда он использует этот интересный прием по утрам, чтобы на него обратили внимание. Тогда мама и папа немедленно просыпаются – как не проснуться от веселого детского визга. Эти эксперименты ребенок может проводить часто и подолгу, шокируя окружающих.

Как закалять ребенка в 12 месяцев?

Ребенку в 12 месяцев очень нравится чувствовать ножками разную поверхность. На ножках находится много рефлексогенных зон, которые стимулируют все системы организма. В том числе и иммунную – ребенок будет меньше болеть. Поводите ребенка за ручку по песку (только не по горячему), деревянному полу, зеленой траве, пушистому ковру. Ребенку нравится экспериментировать с разными поверхностями, а также их температурой. И это для него очень полезно.

Обливайте ребенка водой – сначала теплой, а затем понижайте температуру воды на 1-2 градуса. Если обливать сначала затруднительно и вы боитесь, что малыш простудится, можно начать с растираний.

Как играть с ребенком в 12 месяцев?

Играть с малышом можно не только игрушками, но и бытовыми предметами. Для ребенка в этом возрасте любое действие – игра. Поэтому его порадует, если вы покажете ему, что можно наливать ложкой воду в чашку, растворять сахар в воде, помешивая его ложечкой, вылепливать из теста разные фигурки, квадратики, колобочки, овалы. Для ребенка этот процесс очень занимательный и он будет заниматься им бесконечно, не скучая и не плача.

Можно рассыпать по доске муку и порисовать в ней пальчиками. Это очень хорошо развивает мелкую моторику рук ребенка, которая пока что не развита. И то, что ребенок испачкается мукой, не беда – зато сколько радости он получит! А с ним и мама, и папа.

Первый кризис ребенка в 12 месяцев

Как видите, первый кризис ребенка наступает не в подростковом возрасте, а возрасте всего одного годика. У ребенка уже может формироваться своя личная позиция – что он хочет делать, а что нет, что ему нравится, а что не очень. Ребенок в 1 годик уже начинает осознавать собственное «Я». От этого меняется его поведение – оно может быть упрямым и нелогичным. Например, ребенок может согласиться что-то делать (например, гулять), а потом резко отказаться, передумать. У ребенка могут начаться бои со сном, он может иногда капризничать без видимых на то причин.

Врачи-психологи говорят, что ребенку в этом возрасте можно позволять кричать и топать ногами, если он чего-то очень хочет. В другом возрасте – нет, а в этом – пожалуйста. Так малыш отстаивает свою жизненную позицию. Это отголоски того времени, когда плач был единственным способом ребенка сказать или показать что-то родителям, когда речи еще не было. Ее и сейчас почти нет, но совсем скоро ребенок заговорит и такая роскошь, как плач, будет для него все более недоступной.

Во время истерики ребенка нельзя бить или кричать на него. Если малыш плачет, значит, с ним что-то действительно не то, у малыша настоящее горе. Нужно взять его на руки, успокоить, покачать, поцеловать. Очень быстро все проблемы малыша пройдут. Физиологические особенности ребенка в 12 месяцев таковы, что, раз уж он начал громко реветь, то сам успокоится еще нескоро, поскольку у него все еще может проявляться гипертонус мышц. Чтобы расслабить их, нужно снять стресс у ребенка, погладив его и устранив таким образом мышечные зажимы.

Ребенок в 12 месяцев уже показывает свой характер. Это хорошо, потому что он растет человеком с позицией. А задача взрослых – понять его и помочь.

Вашему ребенку исполнился год, и он сделал первые самостоятельные шаги. Держите фотоаппарат наготове: ведь малыш каждый день преподносит что-то новое!

В год ребенок больше бодрствует: перерывы между сном могут достигать 4-5 часов. Он не хочет проводить время в кроватке, когда вокруг так много интересного! Тем более что он уже может самостоятельно добраться в любое место, если что-то привлечет его внимание.

Показатели нормы*. Возраст ребенка - 1 год

Нижняя граница нормы

Верхняя граница нормы

Вес мальчиков, кг

Вес девочек, кг

Рост мальчиков, см

Рост девочек, см

Окружность головы мальчиков, см

Окружность головы девочек, см

*Данные указаны согласно центильным таблицам отечественных педиатров

Что умеет ребенок в 1 год?

- ходить, держась за опору;

- делать шаги без опоры; если держать его за ручку, то может даже немного пробежаться;

Называть по именам всех членов семьи (только на свой лад);

Произносить отдельные простые слова, хорошо понимая их значение;

Выполнять с игрушками различные действия (катать, толкать, качать).

Кризис первого года

В 12 месяцев у ребенка наступает кризис первого года. Заканчивается младенчество и начинается раннее детство. Ребенок в год уже многому научился, стал подвижным маленьким человеком, имеющим собственное мнение. Психологи называют такие признаки переходного периода:

Ребенок капризничает, отказывается от того, что предлагают родители, упрямится;

Любимое слово - «нет» («неть!»);

Ревнует к остальным членам семьи;

Боится оставаться один даже на минуту.

Годовалый ребенок истерит без оснований, родители пытаются успокоить чадо, но нередко сами срываются на крик. Сохраняйте спокойствие и не наказывайте малыша. Дайте ему возможность проявить свою индивидуальность. Для этого пересмотрите окружение ребенка, расширьте поле его самостоятельной деятельности. Установите нерушимые запреты - не более трех, больше он не запомнит. Все, что ребенку запрещено - уберите подальше, не провоцируйте малыша. Не вырывайте предметы у него из рук, учитесь договариваться, меняться.

Если уговоры не действуют, не настаивайте, это только усугубит ситуацию, лучше отвлеките ребенка (в этом возрасте дети легко переключают внимание).

Если ребенок в 1 год катается по полу и барабанит руками и ногами, единственное, что вы можете сделать - лишить актера публики. Отнесите его в безлюдное место, он быстро успокоится.

Развивающие игры для детей 1 года

В год ребенку очень нравятся небольшие предметы. Конечно, с ними ему можно играть только под присмотром мамы или папы. Для развития мелкой моторики полезно погружать ручки в рис или гречку. Пусть годовалый ребенок потренируется брать крупинки двумя пальчиками

В 12 месяцев малыш уже способен сам собрать пирамидку: подобрать кольца по размеру и уверенно накинуть их на основание. Теперь родителям необязательно показывать ребенку, что нужно делать. Можно «руководить» им лишь с помощью слов. Малыш все понимает!

Двенадцать - тринадцать месяцев - возраст, когда многие дети делают первые шаги. Это одно из самых радостных моментов в жизни родителей и самого ребенка. Если ваш ребенок к году уже научится топать самостоятельно, от души поздравляем вас! Запомните эти дни, вы будете вспоминать их, когда ваш сынок или дочка пойдет в первый класс, принесет первую пятерку, сообщит вам о том, что выходит замуж (женится) - все начинается с первого самостоятельного шага.

Развитие речи ребенка в 1 год: первые слова

Обычно в возрасте около года ребенок произносит 6-10 слов, среди них: «мама», «папа», «баба», «ав-ав», «дай».

Предлагаем вам поиграть с годовалым ребенком в игру, развивающую речь: сначала покажите ему игрушку, назовите ее, затем спрячьте ее под платком и спросите, что там лежит? Ребенок наверняка попытается назвать игрушку и затем попросит: "Дай!".

Упражнения для детей в 1 год

1. Канатоходец

Положите на пол толстый канат (подойдет также гимнастическая палка). Поставьте на него ребенка боком и поддерживайте его за руки либо за талию. Позже вы можете просто подстраховывать малыша - он пойдет самостоятельно. Маленький канатоходец будет делать небольшие приставные шаги.

Упражнение учит годовалого ребенка держать равновесие. Кроме того, это отличная профилактика плоскостопия. Во время такой зарядки напрягаются мышцы ног (особенно боковые).

2. Разноцветные шаги

Приготовьте картонные круги разных цветов. Разложите их на полу на небольшом расстоянии друг от друга. Держите ребенка за руки и учите его переступать с кружка на кружок. Позже используйте для упражнения разные геометрические фигуры одного цвета. Комментируйте каждый шаг малыша! Выполняя с годовалым ребенком это упражнение, вы достигаете сразу две цели: он совершенствует свое умение ходить и запоминает цвета и формы.

Что делать, если в 1 год:

- ребенок не ходит

Некоторые дети делают первые шаги в 10 и даже 9 месяцев, но это не ориентир для других детей. Конечно, родителям хочется, чтобы их малыш улавливал все с первого раза, делал успехи каждую неделю, и чтобы он точно был не хуже других. Родительский страх за то, что ребенок может что-то упустить в развитии не дает покоя ни самим взрослым, ни их ребенку. Лучшее средство успокоиться - заглянуть в таблицу развития ребенка первого года жизни. Большинство детей начинает ходить после года, в 12,5-14 месяцев, а некоторые и в 1,5 года. Это никак не отражается на умственных способностях ребенка. А если ваш ребенок много ползает на четвереньках, то у него может долго не возникнуть желания променять этот удобный, надежный способ передвижения на ходьбу.

Случается, что ребенок уже предпринял попытку ходить, но упал и это его напугало. Значит, торжественный момент придется отсрочить, пока он снова не наберется смелости.

Болезнь, долгое прорезывание зубов тоже не способствуют освоению новых навыков.

Ребенок может начать ходить раньше года или позже, главное, чтобы он развивался по своему заданному природой графику. Не торопите его, иначе это может привести к неврозам.

- не получается отучить ребенка от бутылочки

Бутылочка для годовалого ребенка связана не только с питанием. С нею он успокаивается, настраивается на сон. В первые 2 года жизни ребенок испытывает непреодолимую тягу к деятельности. Его руки все время к чему-то тянутся, от этого устает не только вы, но и подчас сам малыш. Бутылочка с соской, сам процесс сосания в некоторой мере удовлетворяет стремление к активности, одновременно успокаивая ребенка. Питье из чашки не дает такой эффект.

Не отнимайте у годовалого ребенка такой нужный предмет, придет время, он сам откажется от бутылочки. Однако следите, чтобы малыш не засыпал с бутылочкой, это очень опасно!

Если ребенок в год совсем отказывается есть с ложки и просит жидкую кашу из соски, не нервничайте. Приучайте ребенка постепенно. Натощак предлагайте ребенку продукты кусочками, из красивой тарелки, пусть он перекладывает кусочки из одной чашки в другую, изучает еду. Это отвлечет ребенка от привычной соски.

В бутылочку годовалому ребенку наливайте только воду и напитки, все в ограниченном количестве, иначе он не проголодается. Вся остальная еда пусть присутствует только в тарелке и чашке.

Дети, которые долго едят из бутылочки, больше подвержены кариесу молочных зубов. Обязательно чистите зубы ребенку два раза в день.

- ребенок часто просыпается по ночам и плачет

С года до полутора лет многие дети переживают боязнь разлуки. Особенно это проявляется по ночам. Не оставляйте его в одиночестве, не приучайте таким образом ребенка засыпать самостоятельно, этим вы наносите вред его психике. Если ребенок в год боиться темноты, купите ночник, светящиеся наклейки, посидите с ребенком. Уходите, когда он еще не спит, но уже очень сонный, оставляйте дверь открытой, чтобы малыш мог слышать, что вы тут, рядом, моете на кухне посуду.

Если ребенок просыпается среди ночи и зовет вас, не игнорируйте его просьбы! Даже если вам кажется, что вы и так проводите с ним достаточно времени днем. Ребенок должен знать, что вы всегда рядом и всегда придете на помощь.

Если это не помогает, и годовалый ребенок плохо спит, тревожится по ночам, проконсультируйтесь у детского невролога. Возможно, он назначит легкие успокоительные или отвары трав для крепкого сна.