Меню Рубрики

Учимся ножницами занятие в доу. Как правильно держать ножницы? Полезные советы. Как правильно держать ножницы: учимся с детства

Как научить ребенка пользоваться ножницами? Такой вопрос возникает рано или поздно у каждых родителей. Потому что в детсаду или школе чаду все равно придется выполнять какие-то действия с этим предметом. Поэтому, как только малыш спросил - что это? - нужно начинать обучение.

Общие принципы

Первым делом необходимо объяснить крохе, что ножницами играть нельзя. Никакими от слова совсем. Надо втолковать ребенку, что инструментом можно пораниться самому или по неосторожности нанести вред другому человеку.

Второй постулат должен объяснять, что можно резать только те материалы, которые родители приготовили для занятий. Другие вещи портить нельзя. Иначе в одно прекрасное утро вы можете обнаружить дырявые шторы или того хуже - отсутствие собственной челки.

Следующий этап - это техника безопасности. Фраза взрослая, но она необходима и для самых маленьких человечков. Вот только не надо сейчас отмахиваться и думать, что объясните потом. Конечно потом… будете рассказывать чаду с забинтованными пальцами. И это еще не худший вариант развития событий.

Поэтому обязательно скажите, что:

  • Нельзя оставлять ножницы открытыми.
  • Размахивать инструментом.
  • Оставлять их на краю мебели.
  • Передавать другому человеку лезвиями вперед.

Конечно, сразу все запомнить малыш возможно не сможет. Но если периодически повторять, то информация останется в памяти навсегда.

А вы знали? Интересно, а кто утвердил решение, что обучаться резке ножницами ребенок должен строго на бумаге? А почему не на засушенном кленовом листе или не на фольге? А может чаду будет по душе резать кусок плотной ткани или сырой капустный лист? Включайте свою фантазию — тем интереснее и быстрее пройдет процесс обучения.

Постановка - это важно

Теперь можно переходить к самому процессу обучения. Для начала надо показать ребенку, как правильно ставить пальцы. Некоторые источники рекомендуют взять в руку свой инструмент, и на собственном примере показать, как нужно держать ножницы.

Процесс значительно ускорится, если вы будете сидеть не напротив малыша (его мозг еще не очень хорошо умеет отзеркаливать картинку), а прямо за спиной. При этом ваши руки должны находиться перед ребенком, чтобы он видел все сам.

Не думайте, что чадо мгновенно все поймет и поставит пальцы правильно. Особенно, если ему меньше 4 лет. На первых порах помогите ребенку правильно держать руку. После он привыкнет, и ваше участие ограничится только контролем.

Кстати, не менее важно сразу показать крохе как нужно держать материал, чтобы было легче резать. Ведь если лист бумаги держать неправильно, то ножницы будут его рвать и мять. Это может отбить у ребенка все желание обучаться. Наиболее удобная позиция - это примерно на уровне выше груди, но ниже глаз. И строго ровно. Лежащий боком листок неудобно резать даже взрослому, не говоря о ребенке.

Совет. Некоторые источники рекомендуют для левшей поискать специальные ножницы. У них перевернуты лезвия и малышу виднее все происходящее. Мы считаем, что это неоправданная трата средств. Тем более, что многие левши только пишут и кушают левой рукой. А все остальные дела с успехом выполняют правой.

Обучаем в игре

Несмотря на проявленный к инструменту интерес, малышам частенько надоедает долгое монотонное обучение. А что может быть зануднее, чем резать на полосочки обычный белый лист бумаги? Почему бы не превратить занятие в увлекательную игру?

Вам понадобятся:

  • плотная цветная бумага (можно заменить салфетками)
  • ножницы
  • лист обычной белой бумаги

Предложите ребенку нарезать кусочками салфетки или немного цветной бумаги. Не бойтесь, он не искромсает всю, ему вскоре надоест. Как только заметили, что чадо больше не хочет резать, переходите в разряд художников.

Из кусочков салфеток можно накрутить вместе с ребенком шариков. Потом приклейте их на белый лист, выложив в форме:

  • облака
  • куста сирени
  • цыпленка
  • ветки мимозы
  • морских барашков

Получается интересная структура. А из обрезков цветной бумаги можно выложить целую картину. Включайте фантазию и развивайте ее у малыша.

Кстати, можно отдать чаду на растерзание старые каталоги или журналы. В них плотная бумага, которая не застревает в ножницах.

Совет. Не предлагайте малышу для обучения газетную бумагу или тонкую мягкую ткань. Первая скорее порвется в неумелых ручках, чем порежется. А вторая будет заминаться в ножницы, и ничего хорошего тоже не получится.

Все источники в один голос советуют покупать для ребенка особые ножницы. Непременно маленькие и с пластмассовыми накладками. Дескать, так будет безопаснее для малыша. Ерунда какая-то и неоправданная трата денег. Тем более, что практически все такие инструменты отвратного качества. Целые поколения в нашей стране научились резать самыми обычными ножницами. Посмотрите, много людей без пальцев вы видите на улицах?

Для малыша безопаснее всего будет обучение под присмотром родителей. А из маленьких ножничек чадо быстро вырастет.

Покупайте инструмент чуть больше ручки ребенка. Чтобы при необходимости он мог засунуть в колечко не один, а несколько пальцев. Вдруг силенок не хватит поначалу смыкать и размыкать лезвия.

Единственное непреложное условие - это скругленные концы ножниц. Вот это важно, а остальное все - миф чистой воды.

Кстати, некоторые источники рекомендуют для первого опыта купить малышу в аптеке ножницы для стрижки ногтей грудничкам. Эй, советчики! Вы сами-то пробовали ими резать бумагу, листья или ткань? Вот сначала попробуйте, а потом давайте рекомендации… если еще останется желание.

Родители малышей! Даже не думайте! Лучше купите один раз хорошие дорогие ножницы для детского творчества с небольшим запасом на вырост. Чадо потом вам спасибо скажет

У мудрых родителей не возникает вопроса - как научить ребенка пользоваться ножницами. Они просто берут и корректно объясняют малышу все азы, а потом и тонкости. Ну а у не мудрых родителей… пусть их будет как можно меньше. Тогда и проблем с обучением не возникнет.

Видео: как научить малыша пользоваться ножницами

Учимся работать ножницами.

Средняя и старшая группа - это один из главных этапов в обучении дошкольников. В этом возрасте дети овладевают серьёзными навыками. Важно не пропустить в этом возрасте даже самую малость.

Так, например, в средней группе дети учатся работать ножницами. Ножницы для детей нужно выбирать не очень большие. Лезвия у них должны быть прямые около 10-20 см длинной, хорошо наточенные, концы закруглённые. Ножницы не должны быть тугими.

Правильное положение руки с ножницами:

Существуют правила работы с ножницами:

На столе ножницы должны лежать закрытыми.

Передавать их следует кольцами вперёд, держа за сомкнутые лезвия.

При разрезании бумаги по прямой линии ножницы разводят не широко, а концы вместе не сводят.

Выполняя надрезы, необходимо пользоваться кончиками ножниц.

При вырезании лист с ножницами от стола сильно не отрывать.

Работая ножницами, поворачивают бумагу или другой материал, но не инструмент.

Мелкие детали не вырезают из большого листа бумаги - это неудобно. Лучше отрезать кусок необходимого формата.

Вырез в форме острого угла делают в два приёма.

Если делают разрез по линии сгиба, то предварительно разворачивают бумагу.

Детали круглой формы вырезают против часовой стрелки.

Загадки про ножницы.

Смотрите, мы раскрыли пасть-

В неё бумагу можно класть.

Бумага в этой пасти

Разделится на части.

Инструмент бывалый

Не большой, не малый.

У него полно забот:

Он и режет, и стрижёт.

Я ими платьице крою, Узоры вырезаю.

Сама и штопаю, и шью, Иль маме помогаю.

Для дочек, бабушек и мам

Хорошие помощницы,

Наверное, знакомы всем –

Это чудо... НОЖНИЦЫ!

Два конца, два кольца,

А посередине гвоздик.

Немного из истории ножниц...

Раньше, когда требовалось что-нибудь разрезать, использовали нож. Но около трёх с половиной тысяч лет назад один мастер соединил ручки двух ножей мостиком. Так появились первые ножницы. Древние ножницы совсем не походили на современные: у них два клинка соединялись кривой гибкой пластиной, что было не очень удобно. А больше тысячи лет назад другой мастер придумал заменить мостик гвоздиком. Так родился замечательный инструмент. Говорят, что первые ножницы появились в Италии. А уже в арабских странах они приобрели современную форму: раздвигающиеся лезвия с кольцеобразными ручками.

Ножницы используются всюду: в мастерской, в гараже, в больнице, на швейной фабрике и, конечно, в школе и детском саду. В настоящее время существует большое разнообразие ножниц - бытовые, портновские, садовые, маникюрные, медицинские, парикмахерские, овечьи и многие другие, без которых человеку не обойтись.

Вот почему важно обучать детей правильному обращению и работе с ножницами. Но обучения в детском саду недостаточно! Необходимы дополнительные упражнения дома.

Вот несколько простых упражнений для обучения детей работе с ножницами. Потренируйтесь дома вместе с ребёнком.

https://pandia.ru/text/78/382/images/image004_19.jpg" width="549" height="62 src=">

Упражнение «Ступеньки».

Цель: Учить детей работать ножницами, разрезая квадрат по диагонали на равные части. Продолжать учить правильно держать ножницы. Развивать мелкую моторику рук.

Вырезание (нарезание) относится к одному из многочисленных способов развития мелкой моторики. Кроме этого, различные манипуляции с ножницами развивают у детей усидчивость, терпение, точность и координацию движений, а также глазомер. Многие дети самостоятельно начинают проявлять интерес к ножницам, так как видят, что их используют родители и запоминают, что им обрезают ножницами ногтики.

Сложным для родителей является определение возраста , который подходит для «знакомства» с ножницами. Однозначного ответа здесь нет, так все зависит от уровня развития вашего отпрыска, его понимания, интереса к использованию ножниц, усидчивости и других показателей. Кого-то в 2,5 года уже вполне способен справляться с вырезанием, а кому-то это будет даваться с трудом только к 4 годам. Средний возраст - 3 года: в этот период дети уже многое понимают, умеют делать самостоятельно довольно сложные вещи и неплохо владеют своими руками, ведь ножницы - это не карандаш и не мелок, это маленькое устройство, которое без определенных усилий и правильного использования работать не будет.

Фото с сайта www.moi-rebenochek.ru

С чего начать? Во-первых, с интереса вашего отпрыска. Не стоит заставлять ребенка заниматься вырезанием, если ему это не интересно, не нравится, или если у ребенка ножницы ассоциируются с неприятными эмоциями и слезами (при обрезании ногтей) и он их боится. Реагируйте на это нормально: просто ваше время еще не наступило.

Во-вторых, непосредственно с самих ножниц. Конечно же, они должны быть детскими и безопасными для ребенка, а это подразумевает, что ножницы должны иметь:

Закругленные края

Небольшой размер

Удобные ручки (кольца)

Безопасные лезвия, которые подходят для нарезания бумаги, но не являются тупыми, как и слишком острыми.




Фото с сайта www.Aliexpress.com, www.komus.ru

Для начинающих есть ножницы тренировочные - с двойными кольцами, когда ребенку важно показать движение пальцев руки. Деткам бывает сложно разъединять лезвия ножниц: для этого придумали ножницы с регулируемой пружинкой, которая облечает этот процесс:


Фото с сайта www.babyblog.ru и www.skrepka.ua

Для деток-левшей лучше найти специальные ножницы для левшей , у которых соответственно лезвие заточено с другой стороны, так как маленькому левше будет очень неудобно резать обычными ножницами: он будет рвать бумагу и расстраиваться, что не получается резать, как ему показывают.


Фото с сайта www.fiskars.ru

Прежде чем приступить к вырезаниям, сначала дайте ребенку познакомится с ножницами, пусть потрогает их и хорошенько рассмотрит, затем покажите ему на своем примере, как правильно держать ножницы, научите отпрыска двигать лезвиями, «стричь в воздухе». Лучше, если вы купите двое абсолютно одинаковых ножниц, чтобы ребенок мог видеть вашу руку и точно также повторять движения за вами со своими ножницами.

Приступая непосредственно к работе с бумагой, начинайте с самого простого: научите ребенка стричь бахрому по краю листа. (Для нарезания на первых этапах хорошо использовать листы из глянцевых журналов: они имеют хорошую плотность и тонкость и их легко резать). Когда чадо научится этой не сложной технике - переходите к более трудным вещам: вырезайте нарисованные фигуры, разрезайте лист на полоски или вдоль и поперек, срезайте уголки, пробуйте сделать самые простые снежинки или узоры. Если ребенок хочет чем-то заняться самостоятельно - не мешайте ему, даже если «в бахрому» ушел уже третий журнал: ребенку интересно и это главное. Освоив одну технику, рано или поздно отпрыск захочет попробовать что-то новенькое, и вы ему поможете в этом.


Фото с сайта www.amelica.com

Не забывайте о технике безопасности: даже если ребенок режет детскими ножницами, он должен находиться у вас в поле зрения. Объясните малышу, что именно он может резать ножницами (бумагу, картон, журналы и т.д.), а что категорически запрещено (одежду, шторы, полотенца, волосы и др.) Расскажите, что ножницы нельзя брать в рот, совать в нос или тыкать ими в кого-либо, что их нельзя бросать (и почему), научите ребенка передавать ножницы за лезвие. Желательно с первого знакомства донести до отпрыска, что вырезание возможно только сидя за столом, в специальной одежде (или передничке) - по вашему пожеланию и в присутствии кого-то из взрослых. Учите и показывайте, куда необходимо девать нарезанные кусочки (в пакет, коробку, мусорку). Запретите малышу брать ножницы без взрослых и, конечно же, сами позаботьтесь о том, чтобы они хранились в таком месте, где ребенок до них не доберется, даже если он решит нарушить ваш запрет.


Фото с сайта moi-rebenochek.ru

Не спешите расставаться с результатами вырезаний. Складывайте их, а затем творите и фантазируйте вместе с детьми. Делайте коллажи из кусочков, клейте самодельные открытки, лепите елки и фигуры из бумаги, декорируйте шкатулки и стаканчики, собирайте большие и маленькие гирлянды - все, что только придумает ваша совместная фантазия. Не забывайте тактично обходить промахи и поощрять успехи вашего маленького «вырезальщика».

Проблемы с навыком использования ножниц указывают на недоразвитость мелкой моторики рук, мышечного тонуса и проприоцепции у детей. Подробнее об этих проблемах, а также о том, что нужно сделать, прежде чем использовать , и о том, как научить ребенка пользоваться ножницами, читайте в статье ниже.

Среди детей младшего возраста нередко можно заметить, как во время рисования у них в руках ломается карандаш. Дети со слабыми руками, пальцами, ладонями и локтями имеют проблемы с мелкой моторикой, из-за чего им трудно держать ручку или карандаш, стирать ластиком, писать и держать ножницы. Но кроме этого часто дети сталкиваются еще и с проблемой проприоцепции, то есть неспособностью рассчитать давление на предмет, например на карандаш, из-за чего он ломается.

Эту проблему можно заметить, когда ребенка бросает мяч, держит стакан с водой, переворачивает страницы в книге или ударяет по футбольному мячу - ребенок не знает, сколько усилия и давления нужно приложить, чтобы совершить действие.

Проблема мелкой моторики: проприоцепция

Проприоцепция - это ощущение в мышцах, суставах и связках, поэтому она напрямую влияет на развитие мелкой моторики у ребенка. Проблемы такого рода называют проприоцептивной дисфункцией, становящейся , путаницы с направленностью букв и цифр, а также проблем формирования предложений.

Ребенок с нарушением проприоцепции слишком сильно держит ножницы и режет не по линиям, потому что не знает, откуда начинать и где заканчивать. Если у вашего ребенка слабый мышечный тонус и плохо развитые навыки мелкой моторики, возможно, стоит проверить, нет ли у ребенка задержки хватательного рефлекса (рефлекса Палмера), прежде чем пробовать веселые игры для развития мелкой моторики. Если подозрение подтвердится, ребенку, возможно, всегда будет сложно писать, выводить буквы, резать ножницами и использовать мелкую моторику, если не предпринять действий по трансформированию рефлекса Палмера в полноценное хватание.

Если ребенку сложно пользоваться ножницами или сложно понять, как ими пользоваться, у него также могут быть проблемы со зрением и координацией рук и глаз. Он может казаться неуклюжим, неумело обращаться с предметами в руках, постоянно менять руки и перекладывать ножницы и не иметь пространственного понимания (не понимать, в каком направлении нужно резать).

Как научить ребенка пользоваться ножницами: упражнения

Ниже приведены упражнения, которые помогут развить мелкую моторику рук и научить ребенка пользоваться ножницами.

www.funwithmama.com

Страницы с широкими и пунктирными линиями предназначены для детей младшего возраста, которые только учатся пользоваться ножницами. Существуют различные варианты в зависимости от уровня квалификации вашего ребенка.

Что прячется в траве? Чтобы узнать это, ребенку нужно отрезать все "травинки". Сделать такой тренажер для ребенка проще простого: надрежьте полосами цветную бумагу зеленого цвета и прикоейте ее к любой картинке.

Еще одно упражнение для развития мелкой моторики - это разрезание бумажных перьев. Вырежите из цветной бумаги перья и нарисуйте по центру линии. Задача ребенка - делать надрезы по направлению к центру пера, не заходя за линию.

Как только вы приняли осознанное решение дать ребенку ножницы, нужно сразу объяснить ему, что ножницы - это не игрушка. Пользоваться ими нужно только по назначению и только за столом. Ниже описаны основные правилa безопасности использования ножниц:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Техника безопасности при работе с ножницами

1. Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.

2. При работе внимательно следите за направлением резания.

3. Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.

4. Не держите ножницы лезвием вверх.

5. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.

6. Не режьте ножницами на ходу.

7. Не подходите к товарищу во время работы.

8. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.

9. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.

Техника безопасности при работе с клеем

1. С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит!

2. Наноси клей на поверхность изделия только кистью.

3. Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза.

4. При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды.

5. По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть.

6. При работе с клеем пользуйтесь салфеткой.

Техника безопасности при работе с иглой

1. Хранить иглы нужно в определенном месте (в игольнице, специальной коробке).

2. Запрещается брать иглу в рот, вкалывать ее в одежду.

3. Шить необходимо с наперстком, чтобы не поранить палец.

4. Нельзя шить ржавой иглой: она плохо входит в ткань, портит ее и может сломаться.

Техника безопасности

Как только вы приняли осознанное решение дать ребенку ножницы, нужно сразу объяснить ему, что ножницы - это не игрушка. Пользоваться ими нужно только по назначению и только за столом. Ниже описаны основные правилa безопасности использования ножниц:

Ножницы нельзя брать без разрешения

Ножницы нельзя класть на край стола, они могут упасть и поранить

Ножницы нельзя оставлять в открытом виде

Нельзя проводить руками по открытым лезвиям ножниц, они острые и можно поранится

Ножницы нельзя передавать лезвиями вперед

Ножницы нужно хранить в подставке ручками вверх

Ножницы нельзя держать лезвиями вверх или по направлению к себе, можно наткнутся и пораниться

Ножницами нельзя вырезать на ходу

Это основные правила безопасности, которые вы должны объяснить ребенку перед началом работы с ножницами. Вы же сами должны помнить, что маленького ребенка нельзя оставлять одного с ножницами в руках, особенно если он у вас не один. Такую роскошь можно позволить себе только ближе к школьному возрасту.

Желаю удачи и творческих идей!!!