Меню Рубрики

Презентация "Редкая профессия- постижёр". Необычная профессия: постижёр — специалист по волосам

Постижеры - представители очень редкой и, увы, исчезающей профессии.

Благодаря кропотливому ручному труду Ларисы Старосветской и Валентины Терешенковой есть возможность оценить парики ручной работы из натуральных волос. Сколько времени занимает изготовление одного такого парика, сколько волос для него требуется? И кто они - клиенты постижеров?

Когда-то в Минске действовал целый постижерный цех на ул. Берестянской. Мастеров там было много, а еще больше - желающих перенять навыки. Эти времена застала Валентина Терешенкова:

- Тогда парики были в моде. Появился канекалон - искусственное волокно высокого качества, очень похожее на натуральные волосы. Его придумали японцы. Они же изобрели машины для изготовления париков. Наше предприятие "Восход" закупило это оборудование. И постижеры работали не покладая рук. В одну смену делали 50 париков. Женщины ночевали под окнами цеха, чтобы стать счастливой обладательницей такого парика. Потом машины выработали свой ресурс, на рынке появились постижерные изделия из Китая. А парики из натуральных волос, сделанные вручную, перешли в разряд эксклюзивных.

Сегодня азы постижа преподают в технологическом колледже. Но молодежь уже не стремится к такой работе.

- Студенты к нам приходят как на экскурсию. Мы показываем, рассказываем, что и как. Но узнав о зарплате, к нашей профессии теряют интерес. Ведь парикмахер за месяц зарабатывает гораздо больше. Так что осталось у нас три мастера в парикмахерской, остальные на пенсии, - грустит Лариса Старосветская.

Технологический процесс изготовления парика вручную сложный. Все начинается с закупки волос. На один парик их нужно 250 г. Столько с одной головы не сострижешь, поэтому волосы все разные по длине, структуре, цвету. Их тщательно моют, дезинфицируют, сушат. Потом обесцвечивают, чтобы в дальнейшем придать нужный цвет.

И вооружившись кардой, устройством для сортировки волос, чем-то похожим на большую щетку, волосы делят на небольшие прядки. Из них плетется тресс - основа парика.



- Пучки волос вплетаются в три синтетические нити вручную. На один парик нужно изготовить минимум 12 метров тресса - работа очень кропотливая. Дней десять уходит на это. В день получается сплести метра полтора , - объясняет Лариса.

Тресс нашивается на специальную шапочку (монтюр), которую постижеры шьют сами, индивидуально для каждого клиента.



Когда тресс пришит, делается имитация роста волос на макушке головы - тамбуровка. Постижер крючком вытягивает волосинки из монтюра и закрепляет узелком. Готовый парик получается бесформенным, и его стригут. Причем не ножницами, а бритвой, чтобы срез был косой. Потом - укладка волос. На всех этапах производства парик теряет в весе, и из первоначальных 250 г остается примерно 150.

Итак, около трех недель - на один парик. Стоимость - от 5 млн. Дорого, но носится такой парик долго - лет пять.



- Наши парики с гарантией, мы можем и подремонтировать его, и помочь с укладкой. В домашних условиях парик моют с помощью расчески или щетки, надев на трехлитровую банку. После шампуня обязателен бальзам, чтобы оживить волос. Потом - укладка. Не просто высушить феном, а уложить каждый трессик. Желательно мыть парик хотя бы раз в три месяца. Искусственный парик - другое дело. К сожалению, зачастую он теряет свой внешний вид и блеск уже после первого мытья, - рассказала Валентина.

Постижеры делают не только парики - еще шиньоны, накладки, пряди. Все только из натуральных волос. Это они оставляют в газетах объявления: "Куплю волосы".

- Раньше было много волос, по сто килограммов! А сейчас если есть килограмм - это удача. Приходится красить, так как подобрать материал определенного тона на парик не из чего. Для наращивания привозят волосы из азиатских стран, они темные, жесткие, приходится их обесцвечивать три раза, а от этого теряется качество - волос быстро ломается. Самые лучшие - русые, они долго носятся, - рассказала Лариса.

У постижеров своя база клиентов. Едут к ним со всей Беларуси. И не только женщины.

- Процентов 20 клиентов - мужчины, немало и детей. К сожалению, чаще всего парик заказывают не для смены имиджа. Причины - травмы головы, онкология, другие заболевания. Много девочек-школьниц обращаются, они теряют волосы на нервной почве, из-за переживаний. Мужчины к нам даже из деревень приезжают, шутят: в парике и шапка не нужна. И каждый клиент - это чья-то судьба, чья-то жизнь. Мы ведь при встрече не только мерки снимаем, обсуждаем все детали парика, еще и выслушиваем человека, его проблемы, его историю. И благодарность клиентов, их радостные лица - лучшая награда за наш труд, - признается Лариса.

Гримёр - мастер, владеющий искусством преобразовывать внешность актера с помощью красок, наклеек и прочих ухищрений.

Гримёр (от староитал. grimo — морщинистый) — мастер, владеющий искусством преобразовывать внешность актера с помощью красок, наклеек и прочих ухищрений. Профессия подходит тем, кого интересует рисование, мировая художественная культура и труд и хозяйство (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Гримёр работает с лицом актёра, а иногда, если это нужно для роли, подбирает ему парик, усы и т.п. Специалист по изготовлению париков, накладных бород и усов называется постижёром (фр. postiche искусственный, фальшивый). Поэтому гримёра также называют гримёром-постижёром. Хотя чаще всего постижёрные изделия готовят в специальных мастерских. Гримёр, разрабатывая грим для будущего спектакля, заказывает там необходимые парики и пр.

Искусство гримёра востребовано везде, где есть необходимость как-то видоизменять внешность. В театре и кино гримёр помогают актёру в работе над образом. Ещё до запуска спектакля или съёмочного процесса он продумывает все необходимые детали грима, чтобы результат соответствовал замыслу режиссёра. Приходится учитывать силуэт лица, характерные черты, особенности костюма, освещения, которое планируется применить на сцене или съёмочной площадке. В день спектакля или съёмки гримёр работает над лицом актёра, стараясь успеть к началу спектакля.

Грим бывает живописным и пластическим (объёмным). Живописный грим может серьёзно изменить внешность, подчеркнуть какие-то черты, добавив новые. В сочетании с наклеенными бровями или усами это даёт великолепный эффект. Но вершина гримёрного искусства - пластический грим. Он способен сделать человека совершенно неузнаваемым, превратив его в кого-то другого.

Когда вышел фильм о Владимире Высоцком «Спасибо, что живой», съёмочная группа и продюсеры какое-то время держали в тайне имя исполнителя главной роли. Интрига удалась, потому что без подсказки узнать в главном

герое Сергея Безрукова было почти невозможно.

Не зависимо от того, живописный накладывается грим или пластический, он должен делать лицо ярким, чтобы его детали были видны с галёрки. Однако грим - это не маска. Изменяя внешность, он сохраняет актёру возможность выражать чувства мимикой. Без этого актёрская игра невозможна.

Когда спектакль или съёмки окончены, грим нужно снять, отклеить бороды (они крепятся специальным клеем или мастикой), уложить их в специальные коробки, парики натянуть на специальные болванки. Гримёр следит за их состоянием, а когда они изнашиваются, заказывает новые.

На телевидении гримёра правильнее было бы назвать гримёром-визажистом или просто визажистом. Визажист колдует над внешностью телеведущих и гостей студии, но его задача - не преобразить человека, а подчеркнуть достоинства его внешности и затушевать недостатки.

Рабочее место

Гримёр может работать в театре, в цирке, на кино- и телестудиях.

Оплата труда

Зарплата на 28.03.2019

Россия 12000—12000 ₽

Важные качества

Профессия гримёр предполагает творческое отношение к делу, художественные способности, хорошую зрительную память, тонкое цветовосприятие, хорошую мелкую моторику.
А также контактность, доброжелательность, аккуратность.

Знания и навыки

Гримёр или гримёр-постижёр должен владеть приёмами наложения разных типов грима, создания причёсок, хранения париков, накладных усов и пр.

Замысла актёра, режиссёрской концепции и стиля оформления спектакля .

Также гримом называют сами краски, использующиеся для грима. Пример: «намазать лицо гримом», «отстирать одежду от грима».

История возникновения искусства грима

История грима восходит к народным обрядам и играм, требовавшим от участников внешнего преображения. Традиционный, условный по рисунку и краскам грим некоторых форм китайского , индийского , японского и других театров Востока, связанных при своём возникновении с древнейшими военными ритуальными обрядами, частично сохранился в этих театрах до настоящего времени. Народные актёры Средневековья (скоморохи , жонглёры и т. д.) раскрашивали лица сажей, красящим соком растений. Примитивно-реалистическим гримом пользовались участники средневековых мистерий , моралите (XV-XVI веков). Идеализированный, обобщённый грим был создан театром классицизма . Во 2-й половине XVIII века делались попытки придать гриму большую характерность, индивидуальную выразительность (грим актёров А. Лекена, Ф. Ж. Тальма - Франция ; Д. Гаррика - Великобритания , и др.). Однако только развитие реализма в театре создало основу для расцвета искусства грима. Пьесы Н. В. Гоголя , А. Н. Островского и др. требовали от актёра умения создать грим - портрет, обобщающий индивидуальные и социальные черты образа. Мастерами грима были русские драматические актёры В. В. Самойлов , А. П. Ленский , В. Н. Давыдов , оперные артисты Ф. И. Шаляпин , И. В. Ершов и др.

Большое значение гриму в работе над ролью придавал К. С. Станиславский . В практике Московского Художественного театра искусство грима стало одним из важных компонентов режиссёрского замысла спектакля. С этого времени появляется новая в сущности должность художника-гримёра, творческого помощника режиссёра и художника. Большой вклад в развитие искусства грима в советском театре внесли гримёры-художники М. Г. Фалеев, Н. М. Сорокин, П. Б. Лившиц, И. В. Дорофеев и др. Разработкой теоретических основ искусства грима в СССР занимался художник-гримёр Р. Д. Раугул.

Виды грима

Ведущий Артём Фадеев в гриме Сатира. Гримёр: Денис Потеряев. Лёгкий театральный грим живописными методами для работы на близкой сцене. На лбу, висках и подбородке приклеены искусственные волосы. Рога из латекса на проволочном ободке.

Существует 2 метода грима: живописный и объёмный (пластический). Живописные приёмы грима предполагают использование только красок для имитации объёма - нужные впадины и выпуклости просто рисуются на лице, и меняется цвет кожи. Объёмный грим предполагает использование налепок, наклеек и подтяжек, а также постижёрных изделий (усы, бороды, парики). В настоящее время понятие объёмного грима полностью отождествляется с понятием пластического грима. Пластический грим предполагает наклеивание на кожу эластичных накладок из пенолатекса или силикона.

Основные материалы для изготовления пластических накладок - различные виды силикона, латекса (как правило вспененного), желатиновые смеси, полиуретаны и прочие эластичные материалы.

Впервые вспененный латекс был получен в 1929 году в Dunlop Latex Development Laboratories в городе Бирмингем британским учёным E. A. Murphy. Мёрфи использовал обычный кухонный миксер, чтобы взбить первую в истории порцию латексной пены. И только спустя много лет пенолатекс стал обширно использоваться гримёрами.

История развития пластического грима в России начинается в 1930 году. Первые упоминания о латексе появились у Р. Д. Раугула в статье «Новые приемы грима как средство обогащения выразительности актера».

Большая исследовательская работа в области пластического грима велась в мастерской пластического грима киностудии «Мосфильм» под руководством художника-гримёра В.Г Яковлева. Успешные результаты этой работы сделали возможным широкое применение пластического грима в советском кинопроизводстве.

После распада СССР цех пластического грима на «Мосфильме» находился в упадочном состоянии, и на рынке появились независимые мастера и студии.

Для изменения внешности гримёрами также используются постижёрные изделия - накладные усы, бороды, парики и т. п. Нередко для изменения прикуса используются вставные челюсти и накладные клыки, изготовленные из стоматологических материалов.

Гримёрные материалы и краски, наносимые на кожу, должны быть безопасными и гипоаллергенными и должны смываться без особого труда и вреда для здоровья. Совершенствование современных гримёрных технологий происходило и продолжается преимущественно на киностудиях в США как в стране с развитой индустрией кино.

Грим для кино

Накладные усы для кино крупным планом

Процесс завязывания волоса на сетке специальным крючком

Искусство грима в кино имеет свою специфику. Грим приспособлен здесь к условиям операторской техники цвето- и светочувствительности киноплёнки , к характеру освещения. Грим для театра и сцены, как правило, всегда весьма грубый и условный, а при киносъёмке крупным планом требует особенно тщательной и кропотливой работы гримёра. Совершенствуется кинооборудование, осветительные приборы, возрастают требования режиссёров и зрителей к качеству грима: всё это требует постоянного совершенствования гримёрных технологий и материалов. Современный киногрим по качеству сильно приближается к гриму для непосредственного восприятия вживую, и даже пластические детали всё чаще делаются из полупрозрачных силиконов, чтобы быть максимально похожими на человеческую плоть.

Гримёрные материалы

Материалы, используемые для грима в кино, существенно отличаются от материалов и красок, используемых в театре. Фактически, в театре до сих пор сохраняются традиционные технологии и средства: грим на жировой основе, сандарачный клей, гумоз, наклейки из ваты, тюля. В это же время кинематограф начала XXI века широко использует пенолатексные и силиконовые накладки, устойчивые акриловые и силиконовые клеи, устойчивые гримёрные краски на спиртовой основе.

Передовая технология в пластическом гриме начала 21 века: инкапсуляция силикона в различные пленкообразующие материалы. При инкапсуляции, на стенки негативной и позитивной формы наносится инкапсулятор, высушивается, и далее форма заполняется мягким гелеподобным силиконом. Для этого процесса используется растворимый инкапсулятор и мягкий платиновый силикон. В результате получаются мягкие детали с краями, которые можно растворить спиртом или ацетоном.

Постижёрные изделия

Особая и очень важная отрасль грима - это изготовление постижёрных изделий (постижей). Постижёр занимается изготовлением изделий из волос: бороды, усы, бакенбарды, парики, и прочие всевозможные накладки. Изготовление накладных усов или бород - это очень кропотливый процесс, требующий большого количества времени и аккуратности. Он заключается в том, что с помощью маленького крючка на тончайший тюль навязываются волосы почти на каждую ячейку. Этот процесс называется «тамбуровка» (ventilating, knotting, tamburering). Парики делаются чаще всего с использованием треса - шнура из особым образом сплетённых волос. Трес нашивается рядами на шапочку-основу для парика - монтюр.

Профессии, в которых используется грим

Кроме актëров, грим нередко используется звëздами шоу-бизнеса (певцами, музыкантами и др.), телеведущими, артистами балета, футболистами и некоторыми другими спортсменами.

Ремесло постижёра, изготовителя париков, имеет давнюю историю. Проблема естественной утраты волос, а также потребность в намеренном изменении прически — в угоду моде — существовали еще в Древнем Египте. Потому и люди, владевшие искусством создания "новой" шевелюры из старых чужих волос известны практически со времен начала цивилизации. В разные эпохи и в разных культурах существовали различные способы изготовления париков; менялось и сырье для них. Одно оставалось неизменным: ловкие искусные пальцы постижёров, мастеров, которые со временем стали обслуживать не только частных клиентов, но и театры и киностудии. Об этой профессии и пойдет наш рассказ.

Конечно, древнеегипетские "мастера париков" были не самыми первыми, но именно их произведения лучше всего сохранились с той поры (более 2600 лет до нашей эры!) до наших дней. Исследуя найденные богатые погребения, археологи выяснили, что парики носили фараоны, жрецы, а также воины и простые ремесленники. Конечно, все их парики были разными: богато украшенные, из натуральных волос — у царей и знати; попроще, из шерсти и волокон пальмы — у более скромных сословий.

Очевидно, что в те времена постижеры уже существовали и пользовались они особым уважением — ведь собственные артели, создававшие парики, имелись и при дворе фараона. Однако первоначальное предназначение парика в Египте было отнюдь не декоративным: накладная шевелюра спасала от… теплового удара. А многие воины, кстати, в ходе сражений могли не опасаться, что в схватке противник цепко ухватится за копну на голове — такой парик просто оставался в руках врага.

С течением времени накладные волосы становились все пышнее, парики — сложнее, а постижеры — все искуснее. Найденный при раскопках парик верховного жреца Менкхеперра, который жил за тысячу лет до нашей эры, состоял из множества завитых локонов с длинными узкими косами сзади. "Завивка" волос была сделана воском.

Впоследствии технику изготовления париков у египтян переняли персы и греки. Однако жители античной Эллады использовали "накладные волосы" чаще как театральный реквизит, причем светлые парики на сцене носили положительные герои, темные — злодеи, а рыжие — актеры комического жанра.

Римляне возвели парики в особый культ — сырье для них привозили в столицу империи со всего света. Самыми же ценными считались немецкие волосы варваров: рыжего или соломенного цветов — они шли буквально на вес золота.

Помимо женщин, парики в Риме носили лысые императоры Домициан и Оттон, а также жестокий Каракалла и помешанный Калигула. По некоторым данным, жена императора Марка Аврелия Фаустина имела несколько сотен париков!

Зародившееся христианство к накладным волосам отнеслось негативно: церковь сочла парики посягательством на целомудрие у женщин — ведь они предназначались для того, чтобы дамы выглядели еще привлекательнее. Парики вскоре были провозглашены "измышлением дьявола", а их ношение — богомерзким делом. Ведь неизвестно, от какого человека взяты волосы: вдруг — от язычника или проклятого еретика? Кроме того, считалось, что благословение Божие не может пройти сквозь искусственные волосы…

Перемены в отношении к парикам и постижерскому делу начались в XVI веке — английская королева Елизавета решила скрыть от глаз придворных свои седеющие волосы. Августейшей особе так понравился парик, что она заказала мастерам их сразу восемьдесят, причем разных цветов.

В Европе началась целая мода на парики, а вскоре новое веяние проникло и в заморские колонии. В жарких странах губернаторы, дворяне и офицеры снова сделали "открытие" древних египтян — парик опять стал персональной защитой от солнца. Сырье — волосы — стало массово покупаться у аборигенов и направляться в метрополии: Англию, Францию, Голландию…

Европейские же простолюдины за приличные деньги продавали свои густые шевелюры королевским постижерам и городским мастерам. Говорят, что даже приговоренные к казни в обязательном порядке завещали свои космы родственникам — ведь их тоже можно было продать. Именно в это время техника изготовления париков была доведена до совершенства — потом менялось лишь сырье.

Профессия постижера стала чрезвычайно востребованной: говорят, что только при дворе Людовика XIV работали пять тысяч парикмахеров, которые были также и мастерами по парикам. В нашей стране представители этой профессии появились при Петре I.

В чем же состоит искусство постижера? Как делается парик? Прежде всего, собранные волосы мастер тщательно моет и раскладывает в пучки. Когда-то это делалось вручную, методично, теперь же применяются особые станки — тресбанки. Постижер расчесывает получившиеся пряди, после чего начинается самое главное — пришивание волос к основе парика.

Маленьким, тонким, остро заточенным крючком мастер протягивают через почти невидимую ткань по одному волоску, после чего фиксирует его узелком или клеем. На изготовление одного парика уходит около двух недель — это если не отрываться от работы с утра и до вечера. После этого получившийся парик расчесывают, подстригают и моют. Хранят парики не в свернутом виде, а на специальных подставках.

Изделие из натуральных прядей выглядит неотличимо от природных волос клиента (если нужно замаскировать лысину), однако такой парик стоит дорого и требует особого отношения. Его можно аккуратно мыть, бережно расчесывать, а также красить, стричь и завивать — словом, делать все то же, что и с обычными волосами. Однако не стоит забывать, что на парике-то волосы не отрастут…

А не думали ли вы свою престижную профессию юриста или адвоката сменить на профессию постижёра? Многие наверняка и не знают о существовании такой профессии. А ведь всё довольно просто. Постижёр – это человек, который изготавливает парики, шиньоны или накладные причёски из искусственных или настоящих волос.

Сегодня постижёр – это самый настоящий волшебник, а ведь ещё совсем недавно парикмахер – постижёр имел в своём арсенале только хну, перекись и басму, кудри делались самым настоящим варварским способом, а после посещения парикмахерской волосы приходилось самым настоящим образом лечить.

Может быть многие будут удивлены, но постижёр сегодня – это довольно популярная профессия. Ведь всегда в мире будут люди, которые страдают онкологическими заболеваниями, люди, которые перенесли химиотерапию или мужчины и женщины, которые болеют алопецией (облысением). Именно для них и работают постижёры, создавая невероятно красивые парики, которые так похожи на самые настоящие волосы.

К тому же постижёр – это самая нужная театральная профессия. Да и при создании кинофильмов постижёр играет совсем не последнюю роль. К тому же помимо париков здесь постижёр изготавливает и накладные бороды, усы и бакенбарды.

В европейских странах практически каждая женщина к каждому своему платью покупает тот или иной парик. Ведь без подходящей причёски имидж нельзя считать полностью завершённым. К тому же свои волосы перекрашивать, завивать и стричь как – то жалко, а тут надел парик и никто не догадается, что это совсем и не настоящие локоны даже. Но зато как они подходят к открытому синему вечернему платью! Да и на парикмахера времени и денег тратить не придётся.

В России первые парики стали изготовлять на киностудии «Мосфильма». Обычно парики, бороды и усы делали в постижёрной мастерской только для актёров, но если человеку с улицы ну очень нужен был парик, то могли изготовить и ему. Первые парики были очень плохого качества. Волосы с них выпадали через несколько недель, да к тому же иногда сквозь них можно было разглядеть и саму основу парика – тюль в мелкую сеточку.

В 70-х годах прошлого века в России насчитывалось всего 500 человек, которые умели изготовлять парики. Каждый парик приходилось делать около месяца. Это был невероятно кропотливый труд, который требовал очень большого терпения и усидчивости.

Правительство в те времена совсем не считало, что производство париков – это очень важное производство. Финансировать его никто не хотел, цехов и заводов, где парики изготовлялись бы при помощи автоматических машин, никто открывать не собирался. Да и вообще считалось, что парик – это роскошь буржуев и советскому человеку он ни к чему.

В то же самое время в нашу страну впервые стали ввозиться импортные парики. Что тут началось! Люди готовы были экономить на чём угодно, работать в две смены и питаться только картошкой для того, чтобы купить парик. А парик иностранный стоил в те времена ни много ни мало 100 рублей. Тогда парики поставляли к нам из Кореи и Японии.

Сегодня ситуация кардинально поменялась. Парик сегодня – это не дефицитный товар. Его запросто можно купить в специализированном магазине. Правда цена на этот товар довольно высока – за парик из искусственных волос придётся выложить 15 тысяч рублей, парик же из настоящих волос обойдётся тысяч в 40, а то и больше.

Но вот чудеса – все настоящие волосы, парики из которых считаются особенно ценными, из нашей страны уходят за рубеж. Именно в этих странах русские волосы ценятся невероятно высоко и их готовы покупать за 1,5 тысячи долларов за килограмм.