Меню Рубрики

Свадьба история возникновения праздника. лет – рубиновая свадьба. года - Медная свадьба

Свадьба - это торжество, которого жаждут большинство девушек, и чуть меньше молодых людей, и связано оно с бракосочетанием, когда два человека связывают свою жизнь перед законом, богом, и друг другом. Этот день имеет большое значение для пары, и память о нем, молодожены проносят сквозь года. Однако люди, которые ни разу не бывали на свадьбе, мало понимают, что такое свадьба и как она проходит.

Главными фигурами свадьбы, конечно же, являются молодые: жених и невеста. Однако не малую роль в данном процессе отводят и родителям молодых, в некоторых странах, также активно к торжеству привлекаются свидетели со стороны жениха и невесты.

Зачастую для организации свадьбы нанимают отдельных людей, или целые организации, которые не только организуют праздник, но и будут контролировать процесс его прохождения, вести вечер, и создадут нужную праздничную атмосферу.

Если женятся верующие люди, что церемония бракосочетания также сопровождается религиозными обрядами, например, в христианстве – венчанием.

Стоит заметить, что у различных народов мира приняты различные свадебные ритуалы. Они основаны на традициях той или иной страны, народа, зависят от религии, ну и, конечно же, от пожеланий молодых, ведь совсем необязательно отмечать свадьбу, так, как диктуют Вам Ваши предки. Свадебные обряды некоторых народов видоизменяются и дополняются постоянно.

Свадебные традиции

К свадебным традициям можно отнести различные обряды, поверья, а также наряды жениха, невесты и гостей. В некоторых странах свадьбе обязательно предшествует помолвка, например, во Франции, хотя празднование ее и упрощено.

Одеяния – это очень важный атрибут свадьбы, у многих народов, по-особому одевают не только невесту, но и жениха. Некоторые свадьбы проводят в национальных одеждах, другие в так называемом европейском наряде (привычное для нас, белое платье и костюм). В некоторых регионах Испании невеста облачается в черный цвет. А жених и невеста в Японии меняют за свадьбу наряд несколько раз, и каждый наряд связан с определенной церемонией. Кроме того, на японской свадьбе каждый гость получает памятный подарок, по завершении свадьбы.

В русской свадьбе принято встречать жениха и невесту, а вернее уже мужа и жену, хлебом и солью, которые подносят молодым их родители, а муж и жена, кормят друг друга. Изначально это был обряд встречи молодоженов родителями жениха в их доме, ведь после бракосочетания они должны были жить в семье жениха.

У многих народов обряды частично совпадают, например, выкуп невесты, ее кража, бросание букета и совместное разрезание торта. Это произошло за счет смешения традиций разных народов.

Помимо того, что свадебное празднование начинается после официальной части, бывают различные «круглые» годовщины свадьбы, которые можно отмечать каждый год. Например, Вы можете порадовать своих родителей праздником берилловой свадьбы. Не знаете, что такое берилловая свадьба? Это дата, когда семейная пара вместе уже 23 года. Жаль, что большинство людей отмечают только юбилеи свадеб.

Если говорить о различных датах свадеб, то многих интересуют не те даты, которые постоянно на слуху: фарфоровая, серебряная, жемчужная свадьба. А наиболее редко упоминающиеся даты, например, что такое криптоновая свадьба? Эта свадьба говорит о том, что семейная пара вместе уже 19 лет, и в следующем году будет отмечать круглую дату (фарфоровую свадьбу), кроме того имеется еще одно название данной свадьбы – гиацинтовая. А семейной паре, которая знает, что такое муслиновая свадьба, можно только позавидовать, ведь это 37 лет совместной жизни!

Свадьба история возникновения праздника.

В основном свадебные традиции за-родились в Древнем Риме и прочих культурах античности.

Раньше на свадьбе принимали участие 10 подружек невесты и дру-зей жениха. Их роль состояла в отпугивании ревнивого злого духа, способного причинить вред молодоженам. Соответственно, подружки облачались в то же самое одеяние, что и невеста, а друзья одеждой походили на жениха. Бытовало поверье, что злой дух не различит среди одинаково одетых людей подлинных жениха и не-весту и поэтому не сможет им навредить.

В Древнем Риме по окончании церемонии бракосо-четания над головой невесты разламывали пирог, что должно было внести в новую семью изобилие, тогда как крошки доставались гостям в знак удачи.

Белый цвет наряда означает совсем не девствен-ность, как считают некоторые, а радость и процветание. Еще жители Древней Греции и служители католикоса предпочитали на праздники ходить в белых одеждах. До-ходило до того, что в день свадьбы они выкрашивали в белый цвет даже свои тела. На протяжении столетий бе-лый цвет являлся лишь одним из праздничных цветов.

С середины XVII в. распространилась мода на белое одеяние для невесты. Это случилось благодаря коро-леве Англии Виктории, которая на своей свадьбе была в белом. В соответствии с другой версии данную моду ввела несколько ранее Анна Австрийская. Со временем эта традиция из Франции проникла в Англию, Испанию,

В Англии в средние века существовал такой обычай: гости приносили с собой пироги и складывали их в центре стола, потом жених с невестой пробовали поце-ловаться через эту груду пирогов.

Целомудрие символизировалось не платьем, а фатой. Поэтому считается, что в случае повторного брака жен-щина не может на свадебную церемонию надевать фату.

Бутоньерка - это помещаемый в пет-лицу пиджака жениха такой же цветок, что и в букете невесты. Этот цветок яв-лялся символом трепетного отношения рыцаря к своей избраннице.

Обычай обмена обручальными кольцами, скорее всего, пришел из Древнего Египта. Символическое зна-чение его велико, ведь круглая форма кольца означает вечность, бесконечные счастье и любовь между мужем и женой.

Существует поверье, что, если гости коснутся жениха и невесты в день свадьбы, это принесет счастье, поскольку в этот день пара благословляется богом.

Сейчас распространен обычай, в соответствии с кото-рым жених переносит на руках молодую супругу через по-рог дома, в котором они собираются жить. Прежде счита-лось, что если молодая жена упадет на пороге своего дома, то это будет плохой приметой. Поэтому женихи стали пе-реносить невест через порог дома на руках, чтобы они не могли споткнуться.

До царствования Петра I свадьбы на Руси совершались по воле родителей. Свадебная церемония простолюдинов включала сватовство, сговор и венчание с пиром. Почин мог исходить от обеих сторон, этому способствовали сва-хи и сваты, являющиеся родственниками жениха. Сват мог устроить смотрины, поговорить с невестой, чтобы устано-вить возможные недостатки. Сговор заключался в том, что родители невесты прибывали к жениху, затем подписы-валась «рядная запись», состоящая из брачного договора и описи приданого. Когда это происходило, отказаться от брака было уже нельзя, даже в случае замены невесты, ко-торую жених виде впервые только на венчании.

Женитьба и замужество были ранними, девочки вы-ходили замуж в 11 -12 лет, мальчики женились в возрас-те 12-15 лет, поэтому холостяки встречались доволь-но редко. В деревенских семьях, где невеста ценилась, прежде всего, как работница, она могла быть и старше жениха.

Невеста наряжалась подругами, а в богатых и знатных семьях ее веселили «плясицы». Пир начинался за день до венчания с последующим продолжением в течение 3 дней в одном или в обоих домах. Венчание происходило вечером, а пировали с утра следующего дня. После 3 блюд моло-дые отправлялись на постель в «сенник», затем выносили невестину рубаху продемонстрировать гостям, после чего надевали на молодоженов шубы, кормили кашей; на вто-рой день дарили подарки.

Жениха и невесту именовали «князем» и «княгиней». В свадьбе принимали участие тысяцкий, посаженый отец или посаженая мать (у сирот), ясельничий, или конюший, дружки, а роль ритуала заключалась в том, чтобы добиться Божьего благословения.

Преобразования Петра I изменили ситуацию. Регла- , ментация различных сторон жизни, осуществляемая царем, первым делом затронула институт брака. Соответственно, увеличилось количество неравных браков с выходцами из низших сословий. В начале XVIII в. появилась возможность вступать в браки с иностранцами, если только супруг или супруга остаются последователями православной веры. К тому же разрешили вступать в брак с разведенными и даже с расстриженными монахами и священниками.

Чтобы не допустить увиливания от государственной службы дворянских и «подьяческих» сыновей, им было запрещено жениться до окончания школы. Также не разре-шалось вступать в браки слабоумным, если они не подвер-гались годовому «исправлению» на службе. Сохранялось табу на 4-й брак, а отчисления государству за каждый из последующих трех браков увеличивались.

Молодые могли познакомиться в церкви, на разре-шенных для женщин прогулках, приемах, ассамблеях, причем даже воспитанницы монастырей имели время для знакомства с потенциальными женихами. Была отменена «сговорная запись» и вместо нее вводилась «роспись при-даного». Теперь обязательно нужно было видеть друг друга до венчания. По поручению Петра I были расторгнуты на-сильственные браки, и «вторую жизнь» обрели насильно постриженные жены. Однако родительская воля в плани-ровании браков собственных детей еще долгое время оста-валась определяющей.

Свадебная церемония несколько видоизменилась лишь в Москве и Санкт-Петербурге. На тех обрядах, где вместе веселились мужчины и женщины, необходимо было при-готовить щедрые угощения с вином и разнообразной едой. Их посещал сам Петр с Екатериной. Он отменил обычай демонстрировать гостям невестину сорочку, но за предела-ми столиц данная традиция сохранялась еще долго.

Устанавливалось, что в случае доказанного прелюбо-деяния, побега и самовольных отлучек возможен развод супругов. Преобразования Петра I достаточно сильно ев-ропеизировали семейную жизнь дворян, хотя внутренняя жизнь абсолютного большинства семей практически не изменилась.

Свадьба — нечто большее, чем просто штамп в паспорте. Это древний ритуал, уходящий корнями в глубь веков.

Сегодня при слове «свадьба» каждый из нас представляет чёрно-белые фигурки жениха и невесты, золотые кольца, лимузин, шампанское и белоснежных голубей. Копнем поглубже и попробуем разобраться, с чего всё начиналось.

Происхождение слова «свадьба»

Лингвисты и историки до сих пор не пришли к единому мнению о том, откуда пошло это слово. Но все варианты весьма любопытны. Есть, например, такая точка зрения: «свадьба» происходит от древнеиндийского «свас», что означает «свой». Подразумевается, что муж и жена становятся друг другу «своими людьми», родными.

А по другой теории, «свадьба» родилась от древнеславянского корня «вед» и изначально звучала как «сводьба» — сведение жениха и невесты в одну семью. Кстати, слово «невеста» тоже произошло от этого корня, но приобрело другое значение — «не изведавшая».

Отдельные учёные разбивают слово «свадьба» на три слога и получают целую концепцию:
«сва» — просветление, небеса, «дь» — добро и «ба» — уважение.

Конечно, ни одной абсолютно достоверной теории на этот счёт нет. При этом ясно, что «свадьба» издавна заключала в себе светлый смысл: благословение на счастливую совместную жизнь.

История свадьбы на Руси

До Крещения на Руси свадебных обрядов не было. Нравы были примитивными, часто встречалось многоженство. К XVI веку сложился свадебный обряд, совмещающий языческие и христианские верования.

До ХVII века ранняя женитьба считалась обычным и полезным делом. Чтобы уберечь 11-летних девочек от порока, их выдавали замуж за 15-летних мальчишек. В простых семьях, где нужна была не столько жена, сколько работница, невеста могла быть старше жениха.

Все браки на Руси заключались по воле родителей. Свадебный обряд включал в себя сватовство, сговор, венчание и пир. Невесту нельзя было видеть до сватовства (на смотрины приезжал сват), а жениха — до самого венчания.

Родители жениха и невесты подписывали «рядную запись». Она состояла из двух частей: своего рода брачного договора и описи приданого. После этого расторгнуть брак было практически невозможно.

Застолье начиналось за день до венчания и продолжалось ещё три дня после. После первых суток пира молодожёнов отводили в «сенник» — пришло время первой брачной ночи. Наутро всем гостям показывали сорочку невесты в доказательство её утраченной невинности, и праздник шёл своим чередом.

С приходом к власти Петра I отношение к свадьбе стало гораздо свободнее. Были разрешены неравные (как по возрасту, так и по сословному положению) браки, союзы с иностранцами, священниками и разведёнными. Царь отменил брачные договоры и традицию показа невестиной сорочки. Он одобрял добровольную женитьбу и приказал расторгнуть все насильственные браки. Тем не менее воля родителей в этом вопросе ещё долго была значимой.

Свадебные обычаи

Издавна свадьба считается настоящей только тогда, когда соблюдены все обряды. Например, друзья невесты шуточно похищают её перед свадьбой, что обозначает расставание с родительским домом. Жениху полагается пройти ряд забавных испытаний, чтобы доказать свою любовь, и выкупить суженую. Выкуп считался ещё и искуплением грехов прежней жизни.

Подружки невесты должны быть одеты в платья, похожие на невестино. Это нужно, чтобы отпугнуть от неё злых духов.

Кольцо, надеваемое на безымянный палец правой руки — это обет верности. Именно правая рука символизирует управление. Потому кольца надевают не каждый себе, а друг другу.

Из античности к нам пришли обычаи осыпать новобрачных зерном, лепестками и монетками, желая им благополучия. Удивительно, но даже традиция свадебного каравая позаимствована у древних римлян. Кто из молодожёнов откусит больший кусок, тот и будет главой семьи. Затем этот кусочек нужно обмакнуть в соль и съесть его в знак того, что супруги готовы пережить вместе не только «сладкие», но и «солёные» моменты.

Родительское благословение — ещё один важный старинный обряд. Венчаться тайно считалось противозаконным. Считалось, что брак против воли родителей к добру не приведёт.

Современные свадебные традиции

Обычаи вроде щедрого пира или выкупа невесты пришли к нам из старины, но по сей день не теряют актуальности. Со временем в России появились новые свадебные обряды.

Совсем недавно обосновалась у нас традиция выпускать из рук белых голубей. Не все знают, какой смысл заложен в этот удивительно красивый обычай. К голубиным лапкам привязываются голубая и розовая ленточка. Если выше взлетит птица с голубой лентой, значит, первым в семье родится сын.

Ещё одна современная традиция — разбивать фужеры, из которых сделан первый глоток. Это сулит новобрачным счастье.

Когда жених и невеста садятся за свадебный стол, шампанское или вино им наливают из двух разных бутылок, пока те не опустошатся. Две эти пустые бутылки супруги должны хранить первый год совместной жизни - для весёлой семейной жизни.

Другим популярным атрибутом свадьбы стал первый танец молодых. Музыку для него молодожёны, как правило, подбирают заранее. А нередко берут и танцевальные уроки. Не менее трогательный обычай — когда невеста танцует со своим отцом.

В конце торжества новобрачная бросает в толпу подружек букет. Как известно, поймавшая его счастливица выйдет замуж в течение года. Друзьям жениха тоже выпадает шанс распрощаться с холостой жизнью. Схема та же: жених снимает подвязку с ножки своей любимой и кидает через голову в кружок томящихся приятелей.

Совершенно неважно, будете ли вы следовать общепринятым свадебным традициям или придумаете свой оригинальный ритуал. Самое главное — чтобы этот день стал для вас настоящим праздником и запомнился на всю жизнь.

вяселле (уст. свадзьба) ; др.-рус. и церк.-слав. сватьба ; болг. сватба ; сербохорв. свадба ; словен. svâdba ; чеш. и словацк. svadba ; чеш. svatba ; польск. swaćba, swadźba ; н.-луж. swadźba, swaźba . Общеславянское слово. Образовано от «сват», производного от той же основы, что и «свой». Ср. свояк, свойский, свой человек и т. п.

Устойчивые выражения: Справлять свадьбу. Играть свадьбу. Сковать свадебку (так чтоб ни солнцем не рассушило, ни дождём не размочило).

Участники свадебного торжества

Центральными фигурами свадебного торжества являются жених и невеста. В культурах различных стран мира значительная роль в свадебном торжестве отводится родственникам жениха и невесты. Организаторы свадьбы приглашают свадебного распорядителя, так называемого тамаду или МС (мастера церемоний) , который на протяжении мероприятия контролирует его ход, предоставляет слово желающим произнести тост, следит за порядком выступления артистов и так далее. В ряде случаев молодожёны приглашают для организации своего торжества профессиональные компании, занимающиеся аранжировкой праздников и торжеств. В некоторых странах свадьбу принято проводить с участием почётных свидетелей.

В Европе

В России

В современной России свадьба обычно совпадает с государственной регистрацией брака. Если совершается обряд венчания , то он возможен только при наличии свидетельства о регистрации брака из государственных органов. В то же время свадьба - это больше, чем просто бракосочетание, это ещё и цикл знаменательных обрядов (в русской свадьбе: свадебный поезд , свадебный пир , выкуп невесты и тому подобное). В наши дни в России свадьба впитала в себя обычаи многих народов, однако для неё также остались характерны и самобытные обряды.

Со временем появляются новые традиции. Так, например, появилась традиция первого танца молодожёнов. Музыкальную композицию для своего первого танца молодожены либо выбирают сами, либо танцуют под песню, предложенную ведущим. Многие пары готовятся к танцу заранее.

Украина

Современная свадьба на Украине (укр. весілля ) приравнивается к регистрации брака в ЗАГСе . Если совершается обряд венчания, то он возможен только при наличии свидетельства о регистрации брака из государственных органов. В особенностях проведения свадьбы перемешались языческие, православные, народные и более современные обряды. Также на структуру дня свадьбы наложило свой отпечаток советское прошлое. В последнее время стали популярными свадьбы в украинском стиле. При этом жених и невеста иногда одеваются в этнические свадебные наряды, используют в оформлении свадьбы элементы, придающие национальный колорит.

Белорусская свадьба

Подробнее по этой теме см.: Белорусская свадьба

Белорусская народная свадьба (белор. Вяселле ), как обычай, имеет много общего со свадьбами других славянских народов. Всё начинается со сватовства. Родные жениха посылали сватов к родителям невесты с просьбой выйти замуж. Далее, спустя одну-две недели после сватовства, следовали смотрины: родители невесты осматривали хату и хозяйство родителей жениха, ибо туда после замужества отправится дочь. Накануне свадьбы у невесты устраивали девичник: приходили её подруги, родня, невесту наряжали, заплетали ей косу, плели венки и пели песни. Далее ещё один из этапов свадебного действа - посад, во время которого жениха и невесту сажали на дежу , покрытую кожухом (символ достатка), невесте прижигали волосы свечой. Наконец, за невестой приезжали друзья жениха, начинался праздничный обед в доме невесты, дележ каравая и одаривание молодых. После всего этого свадебный поезд со сватами и дружками отправлялся в дом жениха. Там начиналось застолье. Празднование свадьбы сопровождалось величанием молодых, песнями, драматизированными сценками, танцами, шутками. Собственно свадьба кончалась обрядом «сладкой водки» - восславлением молодой, сберегшей девичью честь. Обряд проходил в доме жениха после брачной ночи. Устраивая застолье, в честь молодой подслащали водку мёдом, славили невестину родню. Через неделю после свадьбы молодые навещали родителей невесты. Это называлось перезвы .

Крымскотатарская свадьба

Одним из самых торжественных обрядов у крымцев была свадьба , так как придавали и продолжают придавать особо важное значение прочности семьи и стремились удтвердить её с помощью устоявшихся традиций . Считалось, что мужчина готов создать семью в возрасте 25 лет. К этому времени он должен был приобрести специальность, позволяющую содержать будущую семью, иметь свою «отдельную дверь» в доме отца и располагать некоторым материальным достатком. Инициатива выбора принадлежала мужчине, но последнее слово было за девушкой и её родителями. Перед получением согласия родители выясняют не пересекаются ли их предки до седьмого колена, причем в горно-лесной части Крыма разрешался выбор невесты из одного селения, а в степной части только из другого. Затем происходили и помолвка с обменом подарков и, наконец никах (венчание), свадьба. Свадьбу обязательно в пятницу играют у невесты без присутствия жениха, а в субботу невесту с приданым в сопровождении родственников перевозят в дом жениха и свадьба продолжается на стороне жениха. После брачной ночи невеста выходила к родителям мужа и целовала им руки и угощала всех привезенным с собой кофе.

Греческая свадьба

Первыми из греческих свадебных обрядов является сватовство. Сваты выбираются из числа родственников или друзей. Главный вопрос при сватовстве - приданое (из чего оно будет состоять - одежда, утварь или другие более серьёзные вещи, такие как недвижимость).

Сами свадебные торжества могут проходить не один день и могут повторяться через некоторое время снова (например, через месяц), и проходят они преимущественно в доме невесты.

Характерная черта одеяния греческой невесты: голову украшают золотыми нитями, а лицо закрывают длинной розовой вуалью.
Очень важным моментом свадебного обряда считается вступление молодой жены в дом мужа. Каждое место, куда попадает новобрачная (двор, порог, дверной косяк, подножие лестницы, верхняя ступень лестницы) отмечаются особыми действиями её самой и прочих участников церемонии. Например, свекровь встречает её с хлебом и поясом, которые кладет на порог. Молодая должна перешагнуть через них: если перешагивает правой ногой - это хорошая примета, левой - плохая. Перед входом в дом невеста трижды низко кланяется. Она рисует мёдом или маслом крестики на дверном косяке или на потолке, либо участники процессии вырезают их своими кинжалами.

На большое мероприятие в день венчания все собираются в доме молодого мужа.

В Азии

Казахская свадьба

Израиль

Свадьба в Израиле - исключительно религиозный обряд . Свадьбу между евреями проводит раввин (он же выдает брачное свидетельство), между мусульманами - мулла , между христианами - священник . Государство только регистрирует (после церемонии) факт выдачи брачного свидетельства. Обязательной такая регистрация не является.

Для евреев необходимым и достаточным условием вступления в брак является дарение невесте женихом кольца и произнесения фразы: «Ты посвящена мне по Закону Моисея ». Если при этом присутствовали два свидетеля, такая пара считается мужем и женой . В то же время не обходится без курьезов: в начале 2000-х годов ученик старших классов одной из израильских школ формально выполнил обряд бракосочетания со своей приятельницей - подарил ей кольцо в присутствии свидетелей; в результате, после разрыва отношений эта пара была вынуждена разводиться.

Еврейским мужчинам из рода Коэнов (Коганов, Кагановичей и т. д.) запрещено вступать в брак с разведённой женщиной, с вдовой или с женщиной, принявшей гиюр . Также существует запрет на брак с женщиной, рожденной от запретного для её отца брака или с женщиной, имеющей запрещённые связи вне брака.

Смешанные браки в Израиле в данный момент не регистрируются. Также не регистрируются нерелигиозные браки. Представителям различных религиозных верований или атеистам , желающим вступить в брак, приходится выезжать за рубеж либо фактически (ехать за границу) либо формально (в одном из иностранных посольств). Израиль признаёт браки, заключённые за границей.

С государственной точки зрения, если мужчина с женщиной живут несколько лет вместе и ведут общее хозяйство, то они считаются мужем и женой со всеми вытекающими из этого имущественными правами и обязанностями на основании закона о незарегистрированных партнёрствах.

С 1994-го года Израиль распространил закон о незарегистрированных партнерствах на однополые браки, а в 2006-м году Верховный суд Израиля обязал правительство признать заключённые за границей однополые браки.

Индия

Церемония обычно полностью или хотя бы частично проходит на санскрите , языке индийских священных писаний. Свадебные празднования могут длиться до нескольких дней и очень отличаются в зависимости от региона, деноминации и касты . В день свадьбы жених и невеста надевают на шею друг другу ритуальный венок. Большинство гостей присутствуют только на этой части церемонии, и затем - после трапезы и общения - удаляются. Религиозная часть свадьбы начинается через несколько часов в присутствии близких друзей и родственников. Брамин (индуистский священник) зажигает священный огонь Агни , который призывается высшим свидетелем заключения брака. Священник читает мантры , затем жених и невеста семь раз обходят вокруг священного огня, взявшись за руки. После того как жених надевает на шею невесты золотую подвеску и ставит символический знак на её лбу, невеста считается его женой и частью его семьи, и связанной с кровными родственниками.

В культуре

В музыке

Широкое распространение в качестве музыкального сопровождения свадебной церемонии получил «Свадебный марш », написанный Феликсом Мендельсоном для пьесы Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь ». Ещё один знаменитый пример из классики - свадебный хор «Благ наш Господь…» из оперы Рихарда Вагнера «Лоэнгрин », обычно исполняемый без слов, в инструментальном переложении. Последний чаще используется на свадьбах в Европе и Америке, в то время как марш Мендельсона более популярен в славянских государствах.

В песнях

Торжественные
  • Тапио Раутаваара - «Häävalssi» (Свадебный вальс)
Весёлые Грустные
  • «У церкви стояла карета» (испол. Золотое кольцо , Жанна Бичевская)
  • Viikate - «Mintun ja Vernerin häävalssi»
  • «Чужая Свадьба» (испол. Андрей Державин)
  • «Воротечка» (испол. Иван Купала)
Ироничные
  • «Свадьба», исполняет группа «Сектор газа» , альбом «Восставший из ада» .

В кино

  • Свадьба с приданым (СССР, 1950)
  • Свадьба в Малиновке (СССР, 1967)
  • Четыре свадьбы и одни похороны (Британия, 1994)
  • Моя большая греческая свадьба (США, 2002)
  • Если свекровь - монстр (США, 2005)
  • Чак и Ларри: Пожарная свадьба (США, 2007)
  • 27 свадеб (США, 2007)
  • Война невест (США, 2009)
  • Репортаж со свадьбы (Испания, 2012)
  • Моя большая армянская свадьба (Россия, 2004)
  • Суперневестка - показаны некоторые особенности узбекской свадьбы
  • Cвадьба по обмену (Россия, 2011)

в Греции заключ. брака сопровожд. празднич. торжествами, связанными с рядом религ. обычаев. Для С. выбирался благоприят. день, большей частью зимой. Новобрач. готовились к С., принося очистит. жертву. Невеста должна была принять свадеб. ванну. Подготовка к С. начин. со встречи в доме родителей невесты со свадеб. трапезой, где невеста снимала вуаль и получ. подарки. Вечером молодую торжеств. вводили в дом мужа, происх. встреча в доме мужа, вступл. в брач. покои, перед к-рыми в честь молодых пели эпиталамии - свадебные песни. С. предшеств. заключ. брач. договора (помолвка). К знаменитейшим картинам античности на свадебные сюжеты относят «Свадьбу» Альдобрандини. Наряду с ней сущест. множ. росписей на вазах, изображ. отдельные моменты свадеб. церемоний (в т.ч. подготовку свадеб. ванны, украшений, подарков невесте в день С.). Свадеб. обычаи в Риме неск. отлич. от греч. Здесь точнее выбирался счастливый и благоприятный день для С. Более благоприят. для С. здесь считалась 2-я пол. июня. Для всех форм рим. брака непременным было торжеств. шествие в дом мужа. Для патрициев существ. также дополнит. церемонии и символич. обычаи. Обмен кольцами при обруч. появл. лишь в позднерим. время. Невеста снимала свое девич., особого покроя платье и надевала тунику с поясом, завязыв. определ. образом. Лицо и волосы покрывал. оранжевым шлейфом. Ранним утром проводились ауспиции (гадания по полету птиц). Призывая брачных божеств, дружка невесты (женщина к-рая один раз могла быть замужем и выполн. функ-ции посланца Юноны), соед. правые руки новобрачных. Далее следовало принош. объед. жертвы обрученных. Невесту в ее новое жилище обычно сопровожд. вечером при факельном шествии и звуках флейт. При этом также распевались шуточ. и отчасти неприст. стихи (фесценнины). Через порог празднично украш. дома жених переносил на руках невесту, чтобы не обеспок. демонов. Затем следовало свадеб. пиршество с музыкой и пением свадеб. песен (эпиталамии, гименеи). После свадеб. ванны дружка невесты вводила молодую жену первой в спальные покои. Наутро молодой супруг давал трапезу, к к-рой родственники и гости приносили подарки.

Отличное определение

Неполное определение ↓

СВАДЬБА

торжественный обряд, совершаемый при заключении брака. Есть множество описаний свадеб XIX - н. XX в. из разных районов России, и позднее зафиксированы воспоминания старых людей о их молодости, о рассказах старших на эту тему. Изучение этих материалов показывает, что в народном ритуале нет такого эпизода, в котором в том или ином виде не проявилось бы христианское мировоззрение его создателей и исполнителей.

Оно заметно уже в предсвадебный период в серьезном отношении к выбору брачной пары (см.: Жизненный цикл) и к родительскому благословению (см.: Родители и дети), без которого, по народному убеждению, опирающемуся на церковные положения, не могло быть счастья в последующей жизни. Пословица "Родительское благословение дом созидает, а материнская клятва (проклятие. - Т. Л.) до основания разрушает" явно повторяет текст из православного чина венчания: "Помяни Боже и воспитавшыя их родители: зане молитвы родителей утверждают основания домов" (Требник). Угроза со стороны родителей не дать благословения на брак заставляла часто молодых людей отступать от своих планов. Получив благословение, невеста благодарила родителей, а также всех, к кому она обращалась, такими словами: "Спаси, Христос, мово родимого батюшку на Божьем благословеньице" (лишь детям отвечала "Спаси, Христос, на добром словечке") (Калужская губ.).

Обряд родительского благословения считался столь обязательным, что иногда, если у жениха или невесты не было ни родителей, ни крестных, выполнявших в таких случаях роль посаженых родителей, то их, как писал очевидец из Шуйского у. Владимирской губ., "благословляли чужие, соседи или же те, у кого они жили; совершение обряда приводило к тому, что богоданные дети начинали почитать их как новых родителей и считать их дом за свой родной дом".

Значение благословения при заключении брака определялось сложившимся в православной среде неписаным нравственным законом: начинать любое жизненно важное дело с испрашивания на него благословения. В комплексе крестьянских религиозно-этических оценок благословение рассматривалось как признание нравственной правоты задуманного и вследствие этого как залог успеха; оно расценивалось не только как одобрение или разрешение того лица, у которого было испрошено, но и как гарантия поддержки Бога и всего мира христианских святых: обычная формула ответа при просьбе благословить "Бог благословит".

По общерусской традиции для окончательного договора о свадьбе стороны собирались в доме у невесты. Названия этой встречи ("заручины", "рукобитье", "запоины", "образованье") отражали ее содержание. Обрядовая часть начиналась с того, что хозяева зажигали перед иконами свечи или лампадку. Кроме обязательного рукобитья, имевшего массу вариантов исполнения, и завершающей вечер совместной трапезы, согласие сторон всегда закреплялось совместной молитвой и целованием иконы, после чего следовало обычно благословение иконой жениха и невесты их родителями. С этого момента расстройство свадьбы было почти невозможно.

Первый день свадьбы был заполнен приготовлениями и сборами жениха и невесты к венцу. Свадебные акты следовали один за другим по сценарию, принятому в данной местности, и каждый из них предворялся ритуалом благословения. Благословение испрашивалось у всех присутствующих, но прежде всего у родителей: "Ай у тебя, Маринушка, родинушки нету? Некому стоять у конец стола да некому просити у Господа Бога доли и счастья великого? - Есть у меня родинушка, да родимый батюшка. Он будет стоять у конец стола. Он будет просить у Господа Бога доли и счастья великого" (Орловская губ.). Обращаясь к родителям, невеста подчеркивала: "Не прощу у Вас ни злата, ни серебра, а прошу у Вас Божьего благословения". На что родители отвечали: "Бог благословит Божее творить"; "Бог тебя благословит, дорогое дитятко желанное. Надели тебя Господь таланом, участью великой, своей Господней Божьей милостью".

Освященное Церковью, родительское благословение воспринималось одновременно и как Божье.

Вслед за родителями благословляли крестные, роль которых при заключении браков их крестниками по обычаю была очень велика. Они участвовали в семейном совете при выборе брачной пары. Благословение крестных, особенно, пожалуй, крестной матери, считалось столь же необходимым, как и родных родителей. При той опасности порчи, которая "подстерегала" жениха и невесту, благословение духовных родителей, как верили, могло быть особенно действенным. Так, например, в Масальском у. Калужской губ. на женихе и невесте на протяжении всей свадьбы были надеты кресты, которыми их благословляли крестные. К заболевшей крестной ходили домой, чтобы получить благословение. Крестные по традиции несли вместе с родителями нравственную ответственность за целомудрие невесты. На некоторых этапах свадьбы они заменяли родителей. В соответствии с местными традициями они исполняли определенные обрядовые роли. Некоторые обрядовые действия были "закреплены" именно за крестными. Так, в Смоленской губ. крестные везли постель и украшали дом у жениха невестиным рукоделием. В некоторых вариантах свадьбы обрядовый хлеб пекли обязательно крестные матери. Иногда они готовили специальные дары для крестников. Например, в Перемышльском у. Калужской губ. лошадь жениха покрывали большим полотенцем, приготовленным его крестной. В Коротоякском у. Воронежской губ., по сообщению известного этнографа-исследователя Н.П. Гринковой, крестная мать невесты-сироты перед свадьбой обходила всех женщин в селе и каждая давала полотнище ткани, из которого девушка шила поневы. В центральной части Псковской губ. крестные должны были держать в церкви венцы над молодыми и называли их поэтому "венчальные батька и матка".

Вслед за крестными молодых благословляли все родные по степени близости, а затем и все присутствующие на свадьбе. Традиция обязательного участия всего "рода" в свадебном ритуале сказалась и в обрядах прощания с домом.

По общерусской традиции, невеста-сирота, как и жених, перед венчанием посещала кладбище, с тем чтобы проститься с умершими родителями, испросить у них благословения. Но, судя по некоторым сообщениям, прощание с умершей родней ("поклониться праху предков") входило в свадьбу как обязательный элемент. Так, в Калужской области невеста начинала обряд прощания с обращения к умершим предкам - "родителям". Обращаясь в святой угол, она кланялась, плакала и просила предков благословить ее.

Приглашая к благословению, дружка (или лицо, выполняющее функции ведущего) часто прибегал к шутливой манере, смягчающей торжественность происходящего, при этом он выделял присутствующих по степени родства, половозрастным группам, а также разделял приглашенных, неприглашенных, а также желающих посмотреть на свадьбу, так называемых "смотрельщиков", "глядельщиков", которых всегда много собиралось на крестьянскую свадьбу, и случайных гостей. По крестьянской традиции, человек, случайно попавший в дом, где происходила свадьба, становился таким же ее участником, как и все приглашенные. Более того, если какой-нибудь странник или прохожий попадал на свадьбу, то его угощали "как хорошего гостя и появление его считали хорошим предзнаменованием для будущей жизни молодых". Эта примета основана на народных представлениях о случайных встречных, как о посланных Богом в особых случаях жизни.

Иногда свадебный ритуал включал обрядовые действия, символизировавшие, с точки зрения исполнителей, благословение ангелом. Так, на свадьбе в Орловской губ. последним при благословении жениху (видимо, и невесте. - Т. Л.) подносили грудного ребенка, которому он должен был поклониться и поцеловать его. Ребенок этот "изображал собой Ангела, посланного с небес".

Форма обращения ко всем присутствующим при благословении свидетельствует о том, что в данной свадебной ситуации наиболее существенным представлялись не семейно-родственные или соседские связи: на первый план выступало чувство религиозной общности всех собравшихся, осознание ими своей принадлежности к единому православному миру. Вот пример такого обращения: "Народ Божий, народ православный (увесь мир крещеный), Благословите молодого князя... светлое платье надеть и буйную голову гребешком расчесать". На это следовал ответ: "Бог благословит". Обращение "мир крещеный", "мир православный" - характерная и распространенная форма обращения на свадьбе. По дороге в церковь на перекрестках жених и невеста низко кланялись всем встречным и просили благословения.

На свадьбе, как и всегда во время особо важных событий, православные крестьяне обращались к Господу, Богородице и святым, прося у них защиты и благословения. "Благослови-ка, Христос истинный! Мать Божья Богородица! Мне садится молодешеньке под кутное окошечко"; "Благослови меня, Господи, Встать пред божницу золочену, Пред пресвятую Богородицу. Ты создай, Христос истинный, Мир, согласие на чужой дальней стороне С чужим добрым молодцам". В Калужской губ. обряд прощального благословения перед венчанием начинался обращением невесты к образу Богоматери: "Прости меня, Мать Пречистая, Пресвятая Богородица, прости, благослови в святой час к венцу в чужие люди", при этом невеста крестилась, кланялась перед иконой и целовала ее.

Обращалась и к любимому святому русских - Николаю Угоднику. Особой популярностью среди покровителей свадьбы пользовались святые бессребреники Косма и Дамиан - так называемые Кузьма-Демьян. Выделение этих святых на свадьбе объясняется тем, что, по народным представлениям, они считались Божьими кузнецами и поэтому в их власти было не просто благословить молодых, но и соединить их "неразрывной цепью". В обращении к "святым кузнецам" звучала идея нерасторжимости семейных уз и святости брака.

Кроме молитвенного обращения к святым с просьбой о защите и помощи, постоянно звучавшего на свадьбе, в определенные, принятые по ритуалу данной местности, моменты отдельными лицами или всеми присутствующими читались известные любимые в народе молитвы (например, часто встречается упоминание о коллективном исполнении молитвы "Достойно есть"). Обычно для чтения выбирались молитвы, содержание которых, по мнению исполнителей, наиболее соответствовало конкретному моменту. Например, считалось, что от порчи надежно защищала молитва "Да воскреснет Бог".

Ее читал от "лихова глаза" дружок, обходя свадебный поезд, ее нашептывал "сторож" над поясом, которым подпоясывали невесту, или же пояс с текстом молитвы надевали ей на голое тело. Местные традиции рекомендовали читать определенные стихи из Псалтыри. Так, при отправлении к венцу, как считали жители Острогожского у. Воронежской губ., нужно было прочитать 123 псалом, а чтение 31 стиха 67 псалма должно было помочь "совершению удачной свадьбы".

Непременным ритуалом русской свадьбы было благословение родителями и крестными жениха и невесты - порознь каждого у себя в доме и вместе при отправлении к венцу - иконой. Девушку благословляли "женской" иконой, обычно образом Богоматери, жениха - "мужской", обычно Спасителем, иногда Николаем Угодником (в некоторых местах Богородицей). Как писал наблюдатель из Владимирской губ., "обрядом благословения иконой дорожат не только в крестьянском быту, но даже и в высших сословиях".

Благословение иконой - не только завершающий, но и наиболее важный обряд довенчального периода свадьбы, духовно воздействующий на всех участников и зрителей. Благословенные иконы везли в свадебном поезде во все время его передвижения - в дом к невесте, в церковь, к жениху. Как правило, это делали крестные или же специальные участники свадьбы. Так, в Одоевском у. Тульской губ. впереди свадебного поезда вместе с женихом и дружкой ехали два мальчика или девочки с иконами жениха и невесты; в Михайловском у. Рязанской губ. образ жениха и две венчальные свечи, перевязанные розовыми лентами, держал мальчик лет 12, называемый "свешник"; в Мценском у. Орловской губ. вместе с невестой ехал "иконник" с образом.

Благословенную икону девушка везла с собой в новый дом как последнее напутствие и родительскую защиту. Вот как обращалась в Кадниковском у. Вологодской губ. невеста к иконе Божией Матери, называемой местными жителями "сгонною Богородицей": "Уж ты, сгонная Богородица, Ты явись, Богородица, Прежде меня молодешеньки, На чужой дальней стороне Ты меня встреть, Богородица, На пути на дороженьке"; "Ты явись-ка, Богородица, Прежде меня на чужую сторону. Ты вложи-ка, Богородица, чужому отцу-матери жаленье в ретивое сердце обо мне молодешеньке". В некоторых местах икону обязательно вносили в дом прежде, чем туда войдет новобрачная.

После совершения всех обрядов приготовительного характера наступал торжественный момент отправления жениха и невесты в церковь к венчанию. Церковный обряд соединял две важнейшие для создания семьи функции - религиозное освящение и юридическую регистрацию. За своевременным исполнением обряда с момента принятия и по мере утверждения христианства в России следили и церковь, и государство. Во 2-й пол. XIX - н. XX в. церковный обряд, как мы можем судить по многочисленным описаниям, являлся важнейшей частью народного ритуала. При описании обрядовой жизни народа бытоописатели и исследователи прошлого, как и советские ученые, уделяли мало внимания освящению христианских обрядов, преуменьшая их значение и даже вынося за рамки традиционной духовной культуры народа. Рассматривая по источникам традиции русского крестьянства XIX - н. XX в., мы не можем разделять "народные", то есть родившиеся в разное время в народной среде, и "христианские", то есть привнесенные церковью элементы, обряды и представления, поскольку такого разделения не существовало в самой крестьянской культуре.

При всем многообразии русской свадебной традиции нам не встретилось случаев, когда бы венчание следовало за свадьбой и узаконивало бы совместное проживание до венца. Таинство венчания не просто вошло в свадебный ритуал; среди разнообразных обрядов первого дня, назначение которых - постепенный перевод жениха и невесты в новый половозрастной и социальный статус, венчание заняло место кульминации перехода. Все акты довенчального периода как бы подготавливали молодых людей к предстоящему событию, поэтому, например, одевание, причесывание, провожание сопровождалось плачами и причитаниями. После венчания причитания прекращались и начинались обряды, символизировавшие совершившийся переход. Одним из доказательств сказанного может служить постепенность изменения прически новобрачной. До венца происходило обрядовое расплетение косы - прощание с девичеством. К венцу ехала (и венчалась) с распущенными волосами. Необычность этой прически - ведь ни девушки, ни женщины с распущенными волосами не ходили, свидетельствует об отношении к венчанию как к обряду переходному. После венца, часто сразу же в церкви (в притворе, в сторожке), совершался обряд повивания, то есть заплетения волос "по-бабьи" и надевание головного убора замужней женщины. Одевание женского головного убора по русской традиции происходило после венчания, но до брачной ночи, то есть до того, как девушка фактически становилась женщиной. Таким образом, по народным представлениям, венчания было достаточно для признания перехода девушки в половозрастную категорию женщин. С этого момента девушка уже считалась женщиной, а жених и невеста назывались "молодыми".

В отношении к таинству венчания мы видим убежденность в том, что венчание соединяет молодую пару "вечно-навечно". Народный взгляд на нерасторжимость брака соответствовал церковному.

Одно из основных народных представлений, определяющих поведение на свадьбе, - боязнь порчи жениха и невесты и стремление избежать ее. Обычно большое внимание уделялось и уделяется в литературе применению широко известных оберегов нехристианского происхождения. Естественно желание авторов обратить внимание на экзотические, необычные эпизоды народного обряда. Между тем на протяжении всей свадьбы мы постоянно видим предохранительные действия, имеющие христианскую основу. Кропление святой водой совершалось во время различных свадебных актов: ею кропили лошадей, постели молодых. При одевании жениха и невесты произносили молитвы, прятали им под одежду переписанные тексты молитв. Кроме нательных крестов, которые носили постоянно, жениху и невесте надевали кресты на верхнюю одежду. Невесте такой крест надевался иногда поверх большого платка, которым она была покрыта от сглаза. Для защиты новобрачных постоянно прибегали к изображению креста: дружка крестил кнутом три раза дверь помещения, в котором должны были ночевать новобрачные, крестил каждое кушанье: крестообразные движения хлебом-солью над женихом и невестой делали все благословляющие; даже солома, которой были покрыты полы в день свадьбы, посредине избы, в переднем углу и у двери настилалась крестообразно - с целью предохранения от прихода злых людей. Перед повиванием после венца священнику подавали женский головной убор, который предстояло надеть молодой, с тем чтобы он прочел над ним молитву и окропил святой водой. Во избежание порчи перед отправлением поезда дружка три раза обходил его с иконой, с той же целью часто просили священника вывести из церкви и проводить молодых до дома с крестом.

Обязательным элементом русского свадебного ритуала было публичное признание факта невинности невесты. Однако способы, которыми присутствующие оповещались об этом, были различными. На юге, западе и в меньшей степени центре России происходило прилюдное предъявление доказательств невинности девушки (простыни, рубашка). На свадьбе русского Севера девушка была избавлена от принудительной проверки, она сама, посредством определенных обрядовых действий, заявляла о своем "честно-похвальном девичестве". Во время причитаний при расплетении косы невеста с гордостью заявляла о своем праве прикрепить по обычаю "дивью красоту" - ленту к иконе Божьей Матери: "Я возьму да дивью красоту, я снесу ко Миколе Святителю. Я повешу дивью красоту на Пресвятую Богородицу. Придут люди добрые, они Богу молитися, дивьей красоте дивитеся. Она честно изношена, она к месту приложена". Поведение девушки по севернорусской традиции определялось лишь ее внутренними религиозно-нравственными убеждениями, страхом Божьего наказания не только за нецеломудрие, но и за еще больший грех - осквернение священных предметов, с которыми ей нужно было соприкоснуться. Так, например, в Пермской губ. по обычаю невеста в церкви клала ленту из косы - "дивью красоту" в Евангелие, что служило для всех знаком ее невинности. В случае же нецеломудрия, несмотря на возможное осуждение окружающих, девушка не делала этого, боясь совершить грех. Как писал исследователь Пермской свадьбы В. Серебренников, крестьяне уверены, что если невеста, будучи "недостойной", все-таки положит ленту в Евангелие ("от людей неловко"), то наверняка будет несчастлива.

Отличное определение

Неполное определение ↓